Сценарий развлечения «Рождественские колядки. Рождественские колядки - сценарий для детского сада

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как провести колядки в детском саду. Методика и организация проведения. Сценарий занятия.

Знаете ли вы, что такое «коляда»? Слову «коляда» приписывают самое разное значение. По словам Карамзина, это Бог пиршества и мира.

На Руси торжественно и одновременно радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 по 19 января начинались Святые дни или Святки.

Рождество – великий христианский праздник. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время.

С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. На Рождество зажигали ёлку. На её верхушку прикрепляли звезду – символ Вифлиемской звезды. На Руси, согласно обряду, утром дети ходили с вертепом и звездой. В вертепе – маленьком ящике, оклеенном цветной бумагой, изображающем пещеру, в которой родился Божественный Младенец, - с помощью кукол, укреплённых на оси, разыгрывались сцены из писания. За своё пение дети получали разные подарки.

Одной из традиций поздравления людей с Рождеством было колядование. Молодёжь, дети, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, надев смешные и страшные маски, ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение. Считалось дурным тоном отказать колядовщикам. Для них принято было печь пирожки, булочки или пряники в форме домашних животных (козули). Заканчивалось колядование всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

У обряда колядования две цели:

1. Отогнать злые силы.

2. Обеспечить плодородие, процветание рода.

Первая цель достигалась весельем и праздником, так как считалось, что смех разгоняет недоброе, а вторая – примитивной магией. Первым условием этой магии был состав колядующих. Колядовали ряженые, но рядились не просто так, а тоже с глубоким смыслом. Среди ряженых были:

1. Собственно Коляда – древнее божество. Настолько древнее, что толком сказать о нём можно лишь то, что несёт в себе это божество возможность творца всего, поэтому, как все изначальные творцы, оно не имеет определённого пола. Тот, кто рядится Колядой, берёт одежду не своего пола. Девка надевает штаны и рисует усы, а парень румянит щёчки и рядится в юбку и платочек.

2. Птицы для наших предков были представителями верхнего мира, мира богов – Прави. Во время обряда птицы хранят, оберегают колядующих и хозяев от разгулявшейся нечисти, да ещё и вестниками богов выступают.

3. Старик и старуха – представители предков.

4. В медведя рядятся, помня, что он – первопредок для лесных жителей. Это тотемное животное, от которого ведётся мистическая родословная.

5. Рогатые животные тоже неспроста. Рога у животных – показатель возможности иметь потомство. Не зря головные уборы женщин были с намёком на один, пару, а то и больше рогов.

6. Шишок – это что-то сегодня совершенно непонятное. Кто он и что он – неизвестно, но именно он уводит колядующих из дома. Видимо, он из числа какой-то безобидной нечисти, потому что в него не рядятся, а несут личину на палочке.

7. О Мехоноше, в чей мешок стряхивают из передников, шапок, варежек гостинцы, можно сказать, что он должен иметь мешок, а одежда значения не имеет.

8. Остальные участники могут быть не ряжены, а могут увеличить количество персонажей, кроме Коляды и Шишка.

Ряженые обязательно пели новогодние колядки. В них они славили хозяев, желали им добра и процветания, чтобы приумножилось в доме богатство. Хозяева одаривали колядующих пирогами, козулями, копеечкой. Но подношения никогда не брали голыми руками. Его либо брали варежкой, либо в подол, а затем ссыпали Мехоноше в мешок. И только на посиделках, совершив очищающий от наговоров ритуал, ели.

Также на святках устраивали гадания. Самыми популярными были два: бросали валенок на дорогу и смотрелись в зеркало при зажжённых свечах.

Русские народные обряды и традиции очень интересны и познавательны. Но организовать проведение колядок в детском саду чрезвычайно трудно. Во-первых, сложны колядочные песни. Дети дошкольного возраста ещё не в полной мере владеют дыханием, не всегда могут пропеть распевы. Во-вторых, детям не всегда понятен смысл проводимого обряда, так как современные дети не сталкиваются с этим в повседневной жизни. Если в деревнях ещё как-то сохраняются какие-то традиции, то в городе практически ничего о колядках не знают, а если знают что-то, то в искажённом виде. Но если всё-таки музыкальный руководитель и воспитатель рискнут провести развлечение в виде колядок, то следует провести большую предварительную работу:

Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования;

Разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы;

Объяснить значение слов «коляда», «колядки», «колядовщики», «авсень»;

Воспитатель вместе с детьми изготавливает атрибуты обряда колядования – звезду, месяц, вертеп;

Сделать личину Шишка и куклу-коляду из соломы и кусочков ткани;

С помощью родителей подготовить костюмы;

Подготовить гостинцы для колядующих.

Существует масса сценариев проведения колядок в детском саду и в школе. Предлагаем вам сценарий занятия в разновозрастной группе детского сада (возраст детей 4-7 лет) .

Занятие по теме: «Святки-колядки»

Цель: Приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

1. Познакомить детей с русскими народными традициями (святки, обряд колядования) .

2. Разучить святочные песни.

3. Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей.

4. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Коляда, личина Шишка, костюмы и маски колядующих, 6 горшков, полотенце, булка, колечко, лента, пуговица, прутик, веник, платки и пояса для всех детей группы, мешок для сбора угощений, поднос и рушник, пряники «Козули».

Ход занятия.

В зал под музыку песни «Метелица» (можно взять любой ранее изученный зимний хоровод) входят дети и становятся в круг.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Вы узнали музыку, под которую вошли в зал? (Ответы). Правильно – это песня «Метелица». Я предлагаю вам взяться за руки и исполнить песню в хороводе.

(Исполняется песня «Метелица»)

М. Р. Молодцы, ребята. У вас хорошо получилось, вы очень хорошо спели и красиво исполнили движения. А теперь вы можете пройти на свои места.

Дети проходят к стульчикам, которые расположены вдоль стены. Музыкальный руководитель надевает на себя накидку и платок.

М. Р. Вас, наверное, удивил мой внешний вид? А это всё потому, что сегодня мы будем вспоминать зимние народные праздники. Для того, чтобы вы стали похожи на меня, я предлагаю вам тоже одеть костюмы. Оглянитесь назад – на стульчиках для девочек висят платочки, а для мальчиков пояса. Девочки повязывайте платки, а мальчики выправьте рубашки и подвяжите их поясами. Вот теперь все готовы, и я могу начинать.

Музыкальный руководитель садиться перед детьми на стульчик и начинает свой рассказ.

М. Р. Ребята, скажите, какие зимние праздники вы знаете? Конечно, это т Новый год и Рождество. Вы прекрасно знаете, что происходит в новогодние праздники, а вот что делают на Рождество и Крещенье? (Ответы детей). Для того, чтобы лучше узнать как на Руси отмечали Святки, я сегодня предлагаю вам поучаствовать в обряде Колядования. Садитесь поудобнее, а я вам расскажу одну историю. Давным-давно, много-много лет назад на земле родился необычный мальчик. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время. С этого момента во всём мире стали отмечать великий праздник Рождества. Рождество отмечают на Руси 7 января. А с 8 по 19 января время Святок, то есть Святых вечеров. Вот это время считается самым весёлым, потому что с этими днями связано немало радостных обычаев. На Рождество всегда зажигали ёлку. Молодёжь и дети ходили по дворам и колядовали, а в ночь, накануне Рождества, гадали. Обычно гадали девушки. Они хотели узнать когда выйдут замуж, как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки – куда валенок укажет там и жених живёт. Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки. На улице холодно, поэтому гадать мы будем в зале.

Гадание на горшках.

Посередине зала ставится лавка, на ней 6 закрытых горшков. Музыкальный руководитель разучивает с девочками старшего возраста припевку для гадания. Дети идут по кругу и поют:

Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Девочки по очереди достают из горшков вещицы (музыкальный руководитель комментирует) :

Полотенце. Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

Булка. Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В твоём доме достаток будет, благополучие.

Колечко. Сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.

Лента. Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента – к богатству и прибыли.

Пуговица. Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

Прутик. А это к веселью, к новой игре.

М. Р. Зимний вечер тёмен, долог – насчитаю сорок ёлок.

Скину шубку на снежок – все пожалуйте в кружок!

Подходите, мальчики, к нам в круг, будем играть в новую игру. Этот прутик выпал из веника, а значит, играть будем с веником.

(Проводится игра «Метёлка)

М. Р. Ну что, ребята, понравились вам наши гадания? А теперь пора узнать как же на Руси колядовали. В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни – колядки. Мы со старшими ребятами и Надеждой Викторовной подготовили такую Колядку и сейчас вам покажем. Надежда Викторовна будет Колядой. Наденем на неё рубаху, бороду, подвяжем поясом – вот и готова Коляда-Маляда. Костя у нас будет Мехоношей. Дадим ему мешок, чтобы собирал туда гостинцы. Жене наденем маску Медведя, так как Медведь – это первопредок всех зверей. Настя будет птицей, а Кате дадим личину – она будет Шишком, кто это – никто не знает, но Шишок всегда ходил колядовать. Ну вот, колядовщики готовы, а вы, ребята, слушайте внимательно.

(Исполняется песня «Коляда-Маляда»)

М. Р. Ай, да, молодцы, колядовщики, грех таких не одарить. Припасла я вам специальных пряничков. Называются они Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывай сой мешой, Мехоноша. Дотрагиваться до угощения до посиделок было нельзя, поэтому попробуете вы их в группе, когда будет обед.

Воспитатель. Ребята, раз вы получили угощенье, так надо и отблагодарить хозяйку.

(Исполняется песня «Ай, спасибо хозяюшке»)

М. Р. Ну что ж, песню вы спели хорошо. А вот что вы узнали сегодня нового и что запомнили? (Ответы детей). Я думаю, что теперь, когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. А чтобы вы не забывали сегодняшнее наше занятие, у меня для вас ещё один подарок. Это кукла. Сделана она так, как это делали люди много веков назад – из соломки, мочала и цветных лоскутков. Так как Коляда – это не женщина и не мужчина – лица нет. Но думаю, всё равно вам будет интересно с ней поиграть. Берите и не забывайте народных традиций. Наше занятие подошло к концу, но уходить вы будете тоже по народной традиции. Катя, ты была у нас Шишком? Вставай впереди с личиной Шишка, бери за руку соседа, он следующего и так одной цепочкой, как ниточка за иголочкой вы пойдёте в группу на посиделки. До свидания.

Час досуга «Пришла коляда - отворяй ворота»

ВЕДУЩИЙ:

Дорогие дети! В эти дни весь мир и мы празднуем Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сейчас я вам о нём расскажу.

Более двух тысяч лет тому назад в городе Назарете жила девушка по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды предстал пред ней ангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная Мария! Господь с тобой! Благословенна ты среди жён! Не бойся Мария, вскоре родишь ты сына и дашь ему имя Иисус. Он будет велик, назовётся Сыном Божьим, и царствованию его не будет конца, и он спасёт людей от грехов их.

Вскоре Мария вышла замуж за хорошего человека Иосифа. Предсказание сбылось. И Иосиф с Марией стали ждать чудесного рождения Сына Божия, спасителя Мира.

В те дни римский правитель Август повелел сделать перепись населения. Каждый должен был отправиться в тот город, в котором родился. Иосиф с Марией пошли в Вифлеем. Когда они пришли в этот город, все гостиницы были заняты, и остановиться было негде. Им пришлось заночевать там, куда пастухи загоняли скот (овец) во время бурь и непогоды. Здесь и пришло время Марии рожать, и она родила своего первенца, перепеленала его и положила в ясли для овец. Когда Христос родился, над пещерой ярко-ярко зажглась звезда, возвещая всему миру о великой радости.

Потом Христос вырос, у него было много учеников, и когда они молились, происходили чудеса: больные выздоравливали, хромые исцелялись, и даже мертвые возвращались к жизни.

Сегодня мы тоже можем поклониться Христу с молитвой, прося мира, милости и благословения. В эти праздничные дни вспомним о любви к Богу, к людям, о том, что нужно жить в мире и делать добро. Возрадуемся и возвеселимся в эти святые дни. В народе их так и называли – Святки. И чем веселее было на Святках, тем лучше. И мы начинаем наше святочное веселье, будем колядовать, петь да танцевать.

Воспитатель: Пойдемте, ребята, колядовать в группу «Морозко»

Колядовщики: Пришла Коляда – отворяй ворота!

Воспитатель гр. «Морозко»: Кто там?

Колядовщики: Это мы колядовщики!

Первый колядовщик: Здравствуй, хозяюшка!

Второй колядовщик: Позвольте в дом к вам войти! Позвольте вам песенку спеть!

Колядовщики (поют): Коляда, Коляда!

А бывает Коляда

Накануне рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Воспитатель гр. «Морозко»: Проходите, гости дорогие!

Третий колядовщик: В дом войти, да на лавочку сесть!

Четвертый колядовщик: На лавочку сесть, да песенку спеть!

Колядовщики (поют): Коляда, Коляда

Подавай пирога,

Дай блин, дай

Свиную ножку,

Всем понемножку

Неси – не тряси!

Давай – не ломай!

Первый колядовщик: Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Второй колядовщик: Денег мешок или каши горшок?

Третий колядовщик: Кувшин молока или кусок пирога?

Воспитатель гр. »Морозко»: Вот вам угощенье – сыр, да печенье!

Пряники, конфетки!

Кушайте, детки!

Первый колядовщик: Спасибо! Дай Бог тому, кто в этом дому!

Вам и каша густа, вам и мед на уста!

Второй колядовщик: Вам и плюшек с творогом

И детишек полон дом!

Воспитатель: Дети, давайте повеселим хозяев. Попляшем все вместе.

Воспитатель: Пойдемте, ребята, колядовать в гр. «Буратино»

Овсень, овсень. Ты гулял по всем

По закоулочкам, по переулочкам

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется!

Выходи, хозяйка! Принимай гостей

Со всех волостей!

Колядовщики (поют): Коляда, Моляда! Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога – тому двор живота!

А кто не даст ни копейки – завалим лазейки!

Кто не даст лепешки – завалим окошки!

Кто не даст хлеба – уведем деда!

Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!

Выходит хозяйка (воспитатель группы)

Колядовщик (ребенок): Тетенька добренька!

Подай что-то сдобненько!

Пышку, да лепешку!

Да свиную ножку!

Хозяйка: Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы!

Да тепленький пирог, да маслице, творог,

Да денежку копьем, да рубль серебром!

Воспитатель: Добрые живут здесь хозяева!

И я игру вам приготовила

Не игру, а развлеченье.

И с большим, большим значеньем:

Чтоб был долг колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше,

Можно прыгать выше крыше!

Проводиться русская народная игра «Скакалка»

Воспитатель: Спасибо, хозяйка, за угощенье.

Вот, ребятишки, поколядовали мы,

А теперь пойдем в избу греться.

Дети с воспитателем идут в избу.

Воспитатель: Хозяйка, пусти погреться!

Хозяйка: Пустить? Загадки отгадаете, тогда пущу!

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытце,

Ест и пьет он из корытца. (Поросенок)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Овца)

Удивительный ребенок,

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать! (Утенок)

Хозяйка: Ну, что же, молодцы! Милости прошу, проходите!

Колядовщик: Хозяйка, а сорить у вас можно?

Хозяйка: Можно, можно. Сори сколько хочешь.

Колядовщики разбрасывают зерна.

Сеем, веем, посеваем,

С Рождеством всех поздравляем!

Хозяйка: Вот спасибо, гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатого

урожая, да здоровья крепкого. Спасибо! Ну, а теперь будем петь да

плясать. Становитесь в хоровод веселить честной народ!

ХОРОВОД НОВОГОДНИЙ

Воспитатель: В святки все радовались празднику, веселились и шутили друг

С другом. Вот и у нас есть клоуны. Сейчас они нас тоже

Поздравят.

Клоун: Никто из взрослых обо мне не спрашивает: «Кто он? »

Понятно всем и так вполне,

Что я – веселый клоун!

Но я здесь не один, и мы умеем

Не только шутить, но и танцевать.

ТАНЕЦ КЛОУНОВ

Воспитатель: На площадях раньше показывали кукольные представления и

Другие диковинные номера.

АТТРАКЦИОН «КАНАТОХОДЕЦ»

Воспитатель: Повеселились мы в избе, погрелись. А теперь нашей хозяйке

Колядку споем:

Коляда! Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла,

Рождество принесла!

Мы нашли Коляду

В Акулиновом двору!

Колядовщик: Эй, хозяйка! Выноси добро во двор!

Как на улице мороз подмораживает нос.

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тепленький пирог, или маслице, творог,

Или денежку копьем, или рубль серебром.

Хозяйка: Вот спасибо, порадовали. Дом мой просторный, щи мои жирны,

Сдобные лепешки не лезут в окошки! А вот и вам угощенье.

Угощает колядовщиков пирогами

Воспитатель: Вот и подходит наш праздник к концу.

Какой же праздник мы отмечали?

(Рождество)

Ребенок читает стихотворение «РОЖДЕСТВЕНСКОЕ»

В этот день великий

В мир пришел Христос.

И веру свою светлую

Нам он всем принес.

Он с добром и кротостью

Входит в каждый дом,

Где надеждой новою

Мы его все ждем.

Я открою двери,

Он ко мне придет,

И меня, я верю,

К свету приведет.

Воспитатель:

Дорогие дети! Гости!

Всем людям добрым желаю добра!

Золота и серебра!

Пышных пирогов!

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья

Маслица коровья

Кому песни поем – тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Звучит колокольный звон. Дети читают стихи.

Первый ребенок: Христос Спаситель

В полночь родился!

В пещере темной

Он появился.

Второй ребенок: Вот над пещерой

Звезда сияет:

Христос родился-

Всем возвещает!

Третий ребенок: Христос Владыка!

В твой день рожденья

Подай всем людям

Мир просвещенья!

Воспитатель: Да хранит нас всех Христос и ныне, и присно и во веки

Веков. Аминь!

«Святки» для подготовительной группы

Ведущий, держит в руках зажженную свечу, яркий свет на время погашен, дети сидят на стульях.

Было это давным - давно, 2000 лет назад. В маленьком городе Назарете жила семья – молодая дева Мария с мужем Иосифом.

Во время Путешествия в город Вифлеем они стали искать ночлег, один человек пустил их переночевать в пещеру для скота. Там Мария родила сына, которого назвала Иисус. Родился не простой человек, а Бог. В ознаменовании этого события на небе загорелась новая звезда. Люди пошли поклониться младенцу Иисусу и его матери. Они несли подарки Марии и ее сыну. С тех пор возникла традиция праздновать Рождество и дарить друг другу подарки.

Канун великий Рождества

Темнеют краски небосвода

Все тихо… близость торжества

Невольно чувствует природа.

Дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова называют Святки, Святые вечера. Они сопровождаются колядованием.

Коляда – языческий бог пиршества и мира. Его прославляли песнями – колядками, играми, поздравлениями. За это хозяева давали им деньги и угощения.

Вед. Ой, вот и к нам колядовщики пожаловали.

Звучит веселая музыка, дети заходят в зал со звездой и сумками для угощений.

1. Я маленький мальчик, Я на дудке играю,

На дудке играю, вас всех забавляю

А вы люди знайте, меня угощайте.

2. Коляд – коляд, колядин,

Я у батюшки один, коротенький кожушок,

Дай хозяйка пирожок.

3. Я маленький мальчик, забрался в чуланчик,

Надел красный колпачок, пожалуйте хоть пятачок.

4. Вот пришла Коляда впереди Рождества,

Что же ты Коляда хозяевам принесла?

5. Добрым хозяевам корову с теленком,

Лошадь с жеребенком, свинью с поросенком.

6. Жита вам, гречихи, гороха сто мер.

Родись рожь – пшеница на счастье, на здоровье.

Вед. - Вот спасибо вам за добрые слова, угощайтесь на здоровье печеньем да возьмите копеечки.

А мы Святки продолжаем песнями, играми, загадками.

Выходи честной народ на веселый хоровод.

Игра – колядка «Ходит Царь»

Ходит царь, ходит царь по новому городу – дети идут по кругу.

Ищет царь, ищет царь царевну свою – Царь ищет, прикладывает руку ко лбу.

Ты, возьми царь, ты возьми царь царевну свою – царь выбирает царевну, подходит и кланяется и берет ее за руку.

Заведи царь, заведи царь ее в новый город – они ходят под поднятыми руками.

Ты заставь царь, ты заставь царь и плясать и ходить – хоровод расходится, дети главных ролей остаются в центре.

Царь: Походи царевна, царевич велел, молодой приказал – царевна ходит вокруг царевича, показывает осанку.

Царь: Потанцуй царевна, царевич велел, молодой приказал – царевна танцует.

Царь: Поцелуй царевна, царевич велел, молодой приказал. – дети имитируют поцелуи. Дети кланяются и встают на свои места, а им на смену выходит другой царь.

Вот и Рождественская история. Дети показывают сценку «Не верьте волку».Поэтическая миниатюра для живых актеров по стихотворению Юнны Мориц.

Игра – колядка «Рождественский валенок»

Украшенный узорами валенок передается по кругу, пока звучит музыка. По окончании музыки, ребенок у которого в руках остался валенок исполняет танец, песню или читает стихотворение и достает из валенка сюрприз.

В игры играли, истории рассказывали, песен не пели.

Заводите хоровод, да споем «Метелицу».

Песня «Метелица»

1. Вдоль по улице метелица метет, скоро все она дорожки заметет,

Ай, жги, жги, жги говорит, скоро все она дорожки заметет.

2. Запряжем – ка мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей. Ай, жги, жги, жги говорит, в лес поедем за дровами поскорей.

3. Рысью, рысью друг за другом поспешим, и скорехонько до леса докатим.

4. Топорами мы ударим дружно в раз, только щепочки по лесу затрещат.

5. За дровами мы тихонечко пойдем, а руками то прихлопывать начнем.

6. А ногами то притопывать все враз, ну мороз теперь не страшен ты для нас. Ай, жги, жги, жги говорим, ну, мороз теперь не страшен ты для нас.

Вот сколько снега намело (разложены на полу снежинки с загадками). Ведущий, поднимает снежинки, а дети по очереди загадывают заранее разученные загадки.

Без рук, без топорища, выстроен мостище (Лед) .

В гору – деревяшка, а с горы коняшка. (санки)

В огне не горит, а в воде не тонет. (Лед)

Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно все сошло.

Как пошла Коляда, вдоль по улице гулять,

вдоль по улице гулять,

С Рождеством всех поздравлять.

Вот и закончились наши Святки, Святые вечера. А мы будем готовиться к следующему большому празднику – Масленице. До свидания люди добрые.

Сценарий развлечения для детей средней группы «Приходила Коляда накануне Рождества»

«Приходила Коляда накануне Рождества».

Сценарий развлечения для детей средней группы.

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с обрядом колядования, способствовать всестороннему развитию дошкольников, вызвать положительный эмоциональный настрой на протяжении праздника, воспитывать положительное отношение к народным традициям.

Оборудование:

Музыкальные инструменты (бубен, погремушки, колокольчики, платки, валенки, бусы, елочки, рождественская звезда, 2 домика из картона, маска козы, блюдо с угощением (баранки, конфеты, пряники) .

Ход:

(Воспитатель входит в муз. зал с 4 детьми)

Ведущий: Под покровом ночи звездной,

Дремлет русское село;

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело…

Кое-где огни по окнам

Словно звездочки горят.

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят;

Под оконцами стучатся,

«Рождество Твое» поют.

«Христославы! Христославы! » -

Раздается там и тут.

И в нестройном детском хоре

Так таинственна, чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа…

1 Ребенок: Этот праздник самый длинный

Он веселый и старинный,

2 Ребенок: Наши прабабушки и прадедушки

Веселились две недели:

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

3 Ребенок: Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили.

(Дети парами (хозяин и хозяйка) расходятся по домам, раздается смех, крики детей, в зал входят «колядовщики») .

Колядовщики: Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи.

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим!

(Поют песню «Пришла Коляда», стучатся в избу) .

Хозяин: Кто там?

Дети: Это мы, колядовщики!

1 Ребенок: Хозяин с хозяйкой, дверь отворите и нас одарите!

(Хозяйка приглашает детей в избу)

Хозяйка: С чем пожаловали?

1 Ребенок: Здравствуйте хозяин с хозяйкой!

Позвольте в горенку войти,

2 Ребенок: В горенку войти,

Да на лавочку сесть

3 Ребенок: На лавочку сесть,

Да песенку спеть.

Хозяйка: Проходите!

(Дети заходят и поют песню «Вьюга белая метет») .

1Ребенок: Нынче Ангел к нам спустился,

И пропел: «Господь родился! »

2 Ребенок: Мы пришли Христа прославить!

А вас, с праздником поздравить!

(Исполняем русскую народную песню «Сеем, сеем посеваем»)

1 Ребенок: Коляда, коляда,

Ты подай пирога.

2 Ребенок: Или хлеба ломтину,

Или денег полтину

3 Ребенок: Или курочку с хохолком,

Или петушка с гребешком.

4 Ребенок: Открывайте сундучки,

Вынимайте пятачки!

Хозяин: Пели вы на удивленье,

Заслужили угощенье!

Хозяйка: Вот вам угощенье-

Пряники, печенье,

Бараночки, конфетки,

Кушайте детки!

Все: Спасибо!

Ребенок: Чтоб у вас поле зеленело

И скотина не болела!

(С песней «Уж и ходим мы, уж и бродим мы» идут по улице к другому дому. Стучатся.) .

Хозяин: Кто там?

Все: Это мы, колядовщики!

Ребенок: Тетенька, добренька,

Дай пирога сдобненька,

Не режь, не ломай,

Целый давай!

Хозяйка: С чем пожаловали?

Все: Мы не сами идем,

Мы Козу ведем!

1 Ребенок: Где Коза ходит,

Там пшеница родит!

2 Ребенок: Где коза хвостом,

Там жито кустом!

3 Ребенок: Где коза рогом,

Там трава стогом!

(Выбегает Коза, топает ногами) .

Коза: Я Коза дереза,

Топу, топу ногами,

Заколю рогами.

(Коза падает на пол и лежит не двигаясь) .

Хозяин: Что с Козой случилось?

Ребенок: Наша Коза заболела!

Надо мера овса,

По верх нее колбаса,

Да кусок сало,

Чтобы Коза встала!

Хозяйка: Вот вам –

Пряники, да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог.

Хозяин: Вставай, Козочка!

Ведущий: Будем праздник продолжать,

Будем петь и танцевать!

(Песня «У леса на опушке») .

Ребенок: Что с ногами, не пойму

Не стоят они на месте,

Сами в пляску просятся!

(Дети танцуют под веселую русскую народную музыку)

Все: Спасибо этому дому,

Пойдем к другому!

(Идут по улице с песней «Уж и ходим мы». Останавливаются.)

1 Ребенок: От востока с мудрецами,

Путешествует звезда.

2 Ребенок: Драгоценными дарами,

Одарить пришли Христа!

Все: Мы пришли Христа прославить!

А вас с праздником поздравить!

1 Ребенок: Всем добрым людям

Желаем добра, золота и серебра!

2 Ребенок: Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3 Ребенок: Доброго здоровья,

Маслица коровья!

Все: Кому песню поем,

Тому сбудется,

Тому сбудется,

Не менуется!

С Новым годом,

Со всем родом!

Святки, Святки наступают… Колядочная сценка

В давние времена на Руси с нетерпением ждали Рождество. А когда оно наступало, празднование сопровождалось большим весельем, песнями, всевозможными переодеваниями, гаданиями, играми. Это празднование - Святки, в котором участвовали и большие, и маленькие, и старые. Особенно такому празднованию радовались дети. Они принимали активное участие в праздновании.

Предлагаю Вашему вниманию Колядочную сценку, которую можно разыграть с детьми на празднике.

Вдоль стен зала стоят плоскостные домики, изображающие деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущем под мелодию русской плясовой песни. Они останавливаются возле домов, приплясывают.

Часть детей - хозяева, хозяйки - уходят в свои "избы".

Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - звезда из картона.

Дети, взявшись за руки, идут по залу и поют:

Приходила коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога, тому хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

Ведущая:

Пойдем к дядьке Николе колядовать.

Дети подходят к дому Николы, поют колядку:

Мы нашли коляду во Николином двору.

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога - возьмем корову за рога!

Подашь пирога - будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу, с зерна по пирогу.

Никола:

Пожалуйте, гости, я вас дожидался. Дом мой просторный, щи мои жирны.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Никола угощает гостей.

1-й колядующий (ребенок) :

Дай Бог тому, кто в этом дому!

2-й:

Вам и плюшек с творогом!

Все:

И детишек полный дом!

Колядующие идут к следующему дому.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

«Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

Цель:

  1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
  2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
  3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
  4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

Задачи:

  1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
  2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
  3. познакомиться с рождественскими обрядами;
  4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
  5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
  6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
#ADVERTISING_INSERT#

Ход мероприятия

Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

Родители читают колядки:

  1. Воробушек летит,
    Хвостиком вертит,
    А вы, люди, знайте,
    Столы застилайте,
    Гостей принимайте,
    Рождество встречайте!
  2. Мы веселые колядки
    Пропоем для жизни сладкой.
    Коль одарите нас знатно,
    Будет счастье и богатство.
    Поделитесь от щедрот
    Просит ряженый народ.
    Без подарков не уйдем!
    С Новым годом! С Рождеством!
  3. Вам звоночками позвоним
    С пожеланьем и поклоном.
    Мы пришли колядовать,
    С Рождеством вас поздравлять!

Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Ребенок:

Коляда, коляда -
Накануне... (Рождества .)

Ребенок:

Мы идем колядовать -
Всех будить и... (поздравлять )

Ребенок:

Коляд, коляд, колядушек -
Хорош с медком оладушек!
А без меду - не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Ребенок:

С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,

Ребенок:

И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!

Ребенок:

Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

Все вместе:

Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!

Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

Дети садятся, выходят два ребенка.

Ребенок:

От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.

Ребенок: (елочка ):

Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.

Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


– У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

Пальма:

Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?

Маслина:

А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.

Елка:

А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки

Пальма:

Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…

Маслина: Или уронишь на Него шишку.

Пальма и Маслина вдвоем:

Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.

Пальма: Не красива ты нисколько…

Маслина: Палка в шубе, да и только.

Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

Появляется Ангел.

Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

Ребенок:

Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

Ребенок:

Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.


Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



Ребенок:

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ребенок:

Будем петь и веселиться
Возле ёлочки кружиться
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник – Рождество.

Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

Читают стихи.

Ребенок:

В этот светлый праздник
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Ребенок:

Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Ребенок:

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Ребенок:

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

Где родился наш Спаситель -
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город... (Вифлеем )

Знают все: в года былые
Сын родился у...(Марии ).

Сын чудесный, сын святой
Родился он ночной... (порой ).

В тишине, в тепле и тени
Спал младенец в свежем...(сене ).
Это всем теперь известно -
Был младенец тот... (чудесный ).

Много в небе ярких звезд -
Родился Иисус... (Христос ).

К Малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну )

Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


С Рождеством Вас!

14.01.2016г. в ГУО "Ясли-сад №105 г. Витебска" под руководством музыкальных руководителей Жуковой Н.В. и Рощупкиной Ю.М. прошел фольклорный праздник «Пришла Коляда - отворяй ворота!».
По уже сложившейся традиции каждый год воспитанники детского сада разучивают песни-колядки, стихи, облачаются в наряды животных, скоморохов, сказочных персонажей и отправляются колядовать. Колядка – это маленькая песенка, в которой желают добра, здоровья, богатства на весь предстоящий год. Хозяева же тоже угощают гостей и желают крепкого здоровья.
Наша «Коляда» была насыщена сказочной атмосферой, веселыми песнями, хороводами вокруг ёлки, задорными играми. Праздник не только приносит радость нашим воспитанникам, но и дает им возможность прикоснуться к традициям и обычаям белорусского народа, самим прочувствовать всю прелесть народных празднеств и гуляний. Дети очень любят этот веселый праздник, активно принимают в нем участие: поют колядки, читают дразнилки и угощаются вкусными сладостями.

Что за праздник Коляда?

КОЛЯДА (Коледа), в древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых божеств над духами зла.

Празднование Коляды происходило с 25 декабря/7 января (Рождество Христово) по 6/19 января (Крещение Господне). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгли костры, а юноши и девушки “наряжались в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.

К Колядам готовились заранее: обеспечивали себя продуктами, хозяйки старательно прибирали избы и хозяйственные постройки, молодежь мастерила маски и карнавальные костюмы, все мылись в бане, одевались в праздничную одежду.

В новогодне-колядных обычаях рядом с благодарностью за собранный урожай и успешное завершение сельскохозяйственного года значительно возрастали функции, направленные на заботу про будущий год, новый урожай и приплод животных, про здоровье и благосостояние членов семьи и всей общины. Для достижения этой цели совершались различные обрядово-магические действия. Праздничный стол застилался сначала сеном, что должно было благоприятствовать большому количеству молока у коров и оберечь их от волков, затем накрывали специальной скатертью. За столом рассаживались по старшинству. В эту ночь перед Колядами обязательно поминали умерших родственников. Во время ужина сохранялась очередность подачи кушаний. Первой начинали есть кутью - кашу с ободранного ячменя, приготовленную с маслом или медом. Разыгрывались небольшие импровизированные сценки, которые должны были содействовать достатку в семье.

По народному мнению, очень важными считались первые дни Коляд. В это время надо было чаще обращаться к разным богам и духам, просить у них благословения. Магические формулы, которые проговаривались в эти дни, считались наиболее действенными.

Под конец первого праздничного ужина остатки кутьи подкидывали вверх, до потолка, чтобы высоким рос лен и быстрей рос и становился сильным скот. После этого недоеденную кутью отдавали курам, чтобы хорошо неслись, а сено, которым был устлан стол, относили в хлев скоту, чтобы он целый год был здоровым и плодовитым.

Второй день Коляд (день святого Степана) считался годовым термином найма работников. Хозяева и работники расплачивались в этот день, высказывали друг другу свои обиды и недовольство. После выяснения отношений они или мирились и заключали новый договор, или расходились в поисках новых работников и хозяев. Отсюда поговорка: «На святы Сцяпан кожны сабе пан».

С особым нетерпением ждала Коляды молодежь, так как для нее это было время забав, игр, танцев. Юноши и девушки образовывали группу, переодевшись в козу (аиста, медведя), цыган, и на второй день Коляд начинали ходить по деревне, пели поздравительные, величальные песни хозяину, хозяйке и их детям, желая счастья, здоровья, богатого урожая. Группа колядующих насчитывала 5-15 человек.

В районах компактного проживания католического белорусского населения ходили колядовать со звездой. Тут основу выступления колядующих составляло исполнение костельных песен на библейские сюжеты, в то время как колядующие с «козой» исполняли разнообразные обрядовые песни. Переодетые пели, исполняли различные сценки, стремясь рассмешить хозяев, танцевали, гадали. Таким образом, постепенно создавалась атмосфера хаоса. Когда колядующие ходили со звездой, их выступление было разграничено на две части: сначала исполнялись костельные песни, а затем начинались шуточные сценки переодетых и «всякие глупости». Колядующие не уходили, пока хозяева не давали им какие-либо дары. Наполнив ими мешки, парни и девчата собирались в какой-нибудь большой избе, где продолжали гулянье: плясали, пели, играли, рассказывали страшные и смешные истории.

Обрядное переодевание держалось на общераспространенном веровании, что маска разрешает делать много того, чего нельзя делать в повседневной жизни, а также, что приход ряженых приносит счастье, здоровье, благосостояние в семью на весь год. В некоторых регионах выбирали «шчодрую» - самую красивую и полную девушку.

В городах на Коляды устраивали ярмарки и праздничные гулянья, выступления скоморохов. Для знатных горожан устраивались балы, танцы . На протяжении всех Коляд для детей устраивались спектакли, танцы, елка.

Жители городов принимали у себя священника, который совершал праздничный обход прихожан. Вечерами ходили в гости или принимали у себя друзей и родственников. Пожилых людей угощали водкой, колбасой, жареной птицей или поросенком, а молодых женщин и молодежь - орехами, пряниками, семечками. Накануне Нового года повсеместно девушки гадали о будущем браке, о характере будущего мужа, о семейной жизни. Реже гаданием занимались юноши.

На протяжении Коляд было три обрядовых вечера (кутьи). Накануне Рождества семья собиралась на праздничный ужин, называвшийся кутьей. Ужин носил и более точное название - первая, или великая кутья. Стол был постным. Вторая - проводилась вечером перед Новым годом и называлась богатой, щедрой, так как на стол подавалось много мясных блюд: сало, мясо, жареные колбасы, кровянка, холодец и пр. сама кутья тоже готовилась на сале или масле.

Хождение по гостям было главной забавой для жителей среднего и старшего возраста. По вечерам нельзя было работать, прясть и ткать.

На третью, последнюю кутью, которая была постной, водяной, совершался обряд «запісвання каляд». Хозяин рисовал мелом кресты на воротах, дверях, чтобы сберечь свой дом от нечистой силы.

Накануне Крещения в церкви проводилось освящение воды, и каждая городская семья приносила домой освещенную воду. Воду святили по всей Беларуси. После, обмакнув в нее ржаные колоски, кропили свяченой водой дом и все строения, чтобы оберечь их от нечистой силы.

С переходом на григорианский календарь вместо юлианского, соответственно переместились и даты календарных праздников. Во время войны Коляды не отмечались.

В 1950-1960 гг. в деревнях началось их возрождение, как тогда было принято говорить «на новой основе». На первое место выставлялась атеистическая функция обрядности. Аналогичная тенденция продолжалась и в 1970-е гг. Большой популярностью у населения пользовались карнавалы, особенно в городах.

Многие обрядовые традиции продолжают существовать в 1970-1990 гг. при праздновании Старого Нового года в ночь с 13 до 14 января. Молодежь устраивала вечеринку в клубе или на квартире. Очень популярны были гадания.

С 1990-х г. постепенно по всей Беларуси Коляды начали возрождаться в той или иной форме, в первую очередь колядование с участием переодетых. Ходят колядовать в основном в ночь с 7 на 8 января у православных и с 26 на 27 декабря у белорусов-католиков.

Новый год теперь отмечают 1 января как католики, так и православные. Этот день является выходным днем. Также выходными днями являются 25 декабря и 7 января (католическое Рождество Христово и православное Рождество Христово).

Колядующие, как и в прошлом, получают дары от хозяев дома, в который они заходят, и колядование заканчивается вечеринкой. На второй день после вечерне-ночного колядования молодежи колядовать ходят дети, которые переодеваются в карнавальные костюмы . И в современное время распространено верование, что приход ряженых приносит счастье, здоровье, благосостояние в семью на весь год.

Белорусские девушки перед «шчодрым» вечером гадают на свою будущую судьбу, однако все это происходит в виде праздничного шутливого розыгрыша.

Для детей устраивают елки с участием сказочных героев, Деда Мороза и Снегурочки.

Для современной Колядной обрядности характерно сосуществование народно-бытовых и христианских элементов. Многие жители республики ходят во время праздника в церковь (костел), водят туда детей, для которых устраиваются елки и колядные представления

«Святочные гуляния. Колядки» Развлечение для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. Сценарий


Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста и учителям начальных классов.

Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР д-с «Дюймовочка» МО г. Алдан РС(Я)
Цель: знакомство с традициями родной страны; сплочение детского коллектива.
Задачи: создать атмосферу праздника; познакомить со старинным русским праздником – Святками; приобщать к фольклору; воспитывать патриотические и эстетические чувства.

Действующие лица: ведущие, Петрушка, Баба Яга, Зима – воспитатели старших и подготовительной групп, помощники воспитателей, музыкальный руководитель.

Подготовительная работа: проведение подвижных игр в группе; беседа «Что такое Рождество Христово и Святки"; разучивание колядок; беседа о правилах безопасного поведения на предстоящем мероприятии.

В ходе предварительной работы я приучала детей к безопасному передвижению по группе и аккуратным действиям в процессе игры. Привожу примеры проводимых игр.

Игра «Шляпочка».
Правила игры Дети становятся в круг. Один ребёнок находится в центре круга, надевает шляпку, ребята водят хоровод, произносят слова:
«Маша на базар ходила,
Маша шляпочку купила,
Стали Мы её просить:
«Дай немножко поносить!»
Ведущий: (Маша)
«Поносите, поносите, поносите,
Но верните!» (грозит пальцем)
Затем Маша выбирает приемника, которому передаёт шляпку.
Если ведущим становится мальчик, имя Маша заменяется на имя Ваня .


Игра «Поймай снежинку!»
Правила игры. На вуали раскладываются бумажные снежинки, детям предлагается загадать желание; затем вуаль энергично встряхивается, ребята ловят взлетевшие снежинки.

Игра «Попади снежком в корзину»
Дети делятся на две команды, каждая из которых пытается метко попасть снежком в свою корзину. По окончании игры подсчитывается количество снежков в каждой корзине и определяется победитель.

«Святочные гуляния. Колядки»

Дети входят в зал под звуки весёлой русской народной песни.
Ведущая 1:
-Утро доброе, ребятки!
Добро пожаловать на святки!
Ведущая 2 (обращается к детям) :
-Что такое святки?
-Что такое колядки?
Выслушиваются ответы детей.

Ведущая 1:
-Святки - самый длинный из праздников,
Любит он шалунов и проказников!
Можно шумно веселиться,
Забавляться и резвиться,
Можно в костюмы зверей нарядиться,
В гостях у соседей в них появиться.
От Рождества и до Крещенья,
Разрешено колядовать,
И различные угощенья
Получать и раздавать!
Нужно много петь, плясать,
Бога громко прославлять!
Ведущая 2:
-Подходи, честной народ!
Встанем дружно в хоровод!
И давайте-ка все вместе
Мы сейчас исполним песню!
Исполняется песня «Зимушка-Зима»

Выскакивает Петрушка:
-Я к Вам из лесу бегу,
Отдышаться не могу!
Кто-то очень-очень злой
Пошутить решил со мной!
В яму земляную скинул,
Видно, чтобы я в ней сгинул!
Насилу выбрался оттуда!
Так страшно было – не забуду!!!
-Что плохое вспоминать!
Буду-ка колядовать!
-Колядую, колядую, колбасу и мясо чую!
Где-то рядом есть блины?
И румяны и вкусны?
Ведущая 1:
-Погоди ка ты с блинами,
Они пока ещё пекутся,
А конфетки с калачами
Для тебя сейчас найдутся! (Угощает Петрушку)
Ведущая 2:
-Наши дети тоже колядки знают,
Они их громко сейчас прочитают!

1 ребёнок:
-Сеем, веем, посеваем,
На колядки приглашаем!
2 ребёнок:
Открывайте сундучки!
Доставайте пятачки!
3 ребёнок:
Чтоб весь год прожить в достатке,
Раздавайте шоколадки!
Каждый ребёнок получает угощение.

Петрушка:
-Молодцы, ребята!
Звучит задорная музыка, выскакивает Баба Яга :
-Ой, чую человечий дух!
Не подводит меня нюх!
Как здесь много ребятишек,
И девчонок, и мальчишек!..

Баба Яга:
-Вижу, счёта детям нет…
Будет у меня обед!


Ведущая 1:
-Ёжка, что ты? Хуже всех?
Праздник здесь, веселье, смех!..
Баба Яга:
-Ишь, придумали чего!
Что ещё за торжество?!
Не люблю я смех и радость,
Песни, танцы - тьфу ты, гадость!
Я люблю лишь грусть, да страх,
Ужас чтоб застыл в глазах!
Не позволю развлекаться!
Запрещаю улыбаться!
Входит Зима под песню «Потолок ледяной, дверь скрипучая…»
Зима:
-Что-то грустно так у Вас?
Праздник на дворе сейчас!
Что Петрушка, ты не весел,
Что ты нос совсем повесил?
Петрушка:
-К детям я по лесу добирался,
В яму угодил, насилу жив остался,
И слышал только, как хохочет кто-то,
Сейчас я голос этот узнаю, (указывает на Бабу Ягу, Баба Яга отворачивается)
В беду опять попасть мне неохота!
Боюсь!... За ёлкой лучше постою! (Прячется за ёлочкой)
Зима:
-Не бойся, милый друг Петрушка!
Сейчас я справлюсь с гадкою старушкой!
Зима обращается к Бабе Яге.
-А ну, иди ко мне скорей сюда!
Совсем что ли не ведаешь стыда?
Не пощажу такую злую….
Тебя сейчас я заколдую!
Ты станешь ёлкой навсегда!

Баба Яга:
-Ой, не надо ёлкой, спилят ведь потом
И в Новый год притащут в дом!
Я обещаю, я клянусь!
Я в добренькую превращусь! (Оборачивается вокруг себя трижды)
Не буду деток обижать!... (Ласково улыбается)
Зима:
-А хочешь с нами поиграть?
Баба Яга:
-Хочу!!!
Петрушка выходит из-за ёлочки, все танцуют, играют.
Игры «Гори-гори ясно», «Попади снежком в корзинку»; «Поймай снежинку», «Шляпочка» и другие.


Ведущие:
-А какие ж святки без гадания?!
Хочет каждый знать судьбу заранее!
Лишь раз в году, и только в январе
Разрешено гаданье детворе!

В "Волшебном мешочке" находятся различные предметы – кольцо, пуговица, браслет, полотенце и другие.
Ведущая подносит "Волшебный мешочек" ребятам и гостям праздника, те по очереди достают предметы, ведущие озвучивают, что означает тот или иной предмет. Например, полотенце – будешь самым чистым, браслет – будешь богатым; шуточные обозначения можно придумать и самим педагогам до начала праздника.

Когда мешочек опустел, Баба Яга решила принять участие в гадании:
-А мне колечко?! Я замуж хочу!!!
Зима:
-Да что ты, милая Ягуся,
Ведь ты же старая бабуся!
Скажи-ка, сколько тебе лет?
Уж и зубов, наверно, нет?
Возьми-ка сладкий леденец,
И успокойся наконец!..
Баба Яга:
-Вам повезло, что я не злая!
Я очень даже молодая!
Не буду попусту ворчать,
А буду с детками играть!
Игра «Поймай метёлку». Дети встают в круг, передают друг другу метёлку, а Баба Яга: «пытается» её схватить.

Оканчивается праздник тем, что герои праздника угощают всех присутствующих блинами.

Цели:

  • познакомить детей с народными традициями, связанными с зимними календарными праздниками: Рождество, Новый год; ввести в словарь дошкольников новые слова: святки, колядки;
  • продолжать воспитывать уважение к семье, семейным ценностям;
  • создать праздничную атмосферу, сплачивающую детей и взрослых;
  • совершенствовать актерские навыки дошкольников.

Действующие лица: хозяюшка праздника (воспитатель в народном костюме), родители и дети в народных костюмах, Коляда, Баба Яга

Оформление: силуэты домиков, за которыми до поры скрыты взрослые, исполняющие роли хозяев; на заднике – небо с мигающими звездами; сугробы снега, силуэты домиков, заснеженных елок, звездочки, подсвеченные голубой гирляндой.

Музыкальное сопровождение:

Звуки колокольчиков.

Песня «Новогодний хоровод» Слова: Н. Соловьева музыка: Г. Струве

Рождественская песенка

Игра «Шапочка» (Программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых)

Запись песни «Моя семья ». Слова и музыка Александра Ермолова, исполняет Лариса Григорьева.

Хозяюшка приглашает детей:

Здравствуйте, детки, проходите ко мне поближе! Рада видеть вас здоровеньких да румяных! По какому случаю все дружно собрались, нарядились? Да не одни пришли, и родителей, бабушек своих привели!

Ответы детей:

Рождество встречать,

Новый год отмечать

Хозяюшка:

Конечно, Рождество и Новый год – самые веселые и семейные праздники. Собираются вместе родные и близкие люди, одаривают друг друга подарками, поют песни, водят хороводы.

Давайте споем песню о Новом годе.

Дети берутся за руки, становятся в круг, исполняют «Новогодний хоровод»

Дети рассаживаются вокруг Хозяюшки:

А знаете ли вы, что давным-давно наши предки встречали сначала Рождество, потом Новый год, а затем Крещение?

Маша:

Рождество - то очень радостный праздник. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца Иисуса Христа.

Хозяюшка:

О появлении в Вифлееме на свет чудесного младенца известила звезда, засиявшая на небе. С тех пор звезда является символом Рождества. (Показывает звезду)

И раньше и сейчас в каждой семье заранее готовятся к празднику Рождества.

Раздается перезвон колокольчиков.

Хозяюшка:

Что это такое? Метель? Снег А?

Коля:

То ни снег, ни метель рассыпается,

Рождество к нам идет, приближается,

С играми да плясками,

С рождественскими сказками.

Дима:

День сегодня не простой

Праздник к нам пришел святой

Наступило Рождество,

Начинаем торжество.

Рождественская песенка

Хозяюшка:

А знаете ли вы, дети, что такое «святки»?

Саша:

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

Маша:

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

Богдан:

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Хозяюшка:

В ночь перед Рождеством дети и молодёжь, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, натянув маски медведя, быка, барана, лисицы, Баба Яги, черта, ходили из дома в дом, останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и стихах добра и благоденствия. Песни эти назывались колядками. Пора и нам позвать к себе Коляду.

Все вместе:

Ты приди, Коляда, накануне Рождества

Входит Коляда (родитель-мужчина в национальном костюме):

Кто звал, вызывал, Коляду кричал?

Дети здороваются, приглашают отпраздновать с ними Рождество.

Коляда:

Издавна на Руси пели дети колядки. Были они новогодние, были и рождественские. А вы знаете колядки?

Дети: Да!!! Конечно!

Коляда : Ну тогда наряжайтесь, да пойдем по дворам славить!

Дети надевают маски, берут звезду и идут с Колядой к первому дому .

Коляда:

Я, Коляда, к вам иду, колядовщиков веду.

Звезда светит нам в пути,

Каждый дом надо нам обойти!

Хозяюшка:

Да и хозяева ждут - не дождутся, когда придут колядовщики. Ведь это добрая примета: значит, год будет богат и.удачлив

Маша:

Ребята, а как колядки петь будем?

Родительница:

Обычно сначала хвалят дом, в который пришли, потом обещают удачу в новом году и просят гостинцев.

Дима:

А если хозяин жадный, не даст угощения?

Родительница:

Нет, жадных среди нас нет, все нас ждут, все колядовщикам рады. А перед уходом из дома осыпьте хозяев зернами овса - пожелание доброго урожая. Все взяли по горстке зерен?

Дети: Да!

Коляда: Ну что, идем?

стучась в окно:

Вот пришла к вам Коляда

Накануне Рождества.

Шире двери открывай.

Колядовщиков встречай!

Саша:

Хозяин с хозяйкой, слезай с печи,

открывай сундуки,

Доставай пятачки!

Родители 1-го дома, встречают детей:

Здравствуйте, гости дорогие да желанные!

Дети здороваются, поздравляют хозяев с праздником.

Коля:

Пришла коляда

Накануне Рождества.

Дайте коровку,

Масляну головку!

И дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Маша:

Коляда, Коляда,

Подавай нам пирога,

Кто даст пирога,

Тому скот, живота!

Дима:

Уродись, пшеничка, на поле – стогами,

На столе – пирогами!

Счастье будет вам горой,

Урожая воз большой!

Хозяева 1 дома:

Спасибо, ребятки, за колядки, за пожелания добра! (Одаривают детей)

Вот вам, гости дорогие,

Пряники да конфетки,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог.

Богдан:

Добрые вы хозяева, желаем вам счастья в дому!

Дети все вместе, рассыпая зерна:

Коля:

Спасибо этому дому, а мы пойдем к другому!

Идут ко второму дому. Стучат в окно.

Коляда:

Пришла Коляда - отворяйте ворота!

Дима:

Тетушка добренька,

Дай кусочек сдобненька,

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай.

Если крошечку уронишь -

Со двора нас не спроводишь!

Где блины - там и мы,

Где оладьи - тут и ладно,

Где пирог с крупой -

Там и мы с рукой.

Выходят хозяева.

Здравствуйте, здравствуйте, давно вас ждали, угощенье готовили

Дети:

1. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

С праздником вас поздравляем,

Счастья, богатства вашему дому желаем!

2. Дай бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста,

3. Ему с колоса – осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Дети все вместе:

рассыпая зерна:

Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем!

Хозяева, провожая колядовщиков:

Спасибо, спасибо, вот вам награда:

Печенье, плюшки - кому что надо!

Коляда: Спасибо! Идем к дому другому!

Стучат в окно третьего дома. Хозяева выходят, здороваются:

Дети поздравляют хозяев с праздником:

1. Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.

Чем богаты в доме, то и нам подайте.

Пирога да каши, а наверх – печеньку,

А под низ – копейку, денежку-монетку.

2. Кто подарит пирога,

Тому – полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

3. У доброго мужика родись рожь хороша:

Колоском густа, соломкой пуста.

4. Сейся, родися, жито и пшеничка,

Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.

Будьте здоровы, счастливы будьте.

Живите без бед много-много лет

Хозяева одаривают детей:

Кушайте, ребятки, блинчики, оладки.

Щелкайте орешки, делите конфетки

Богдан:

Сколько в лесу пеньков – столько вам светлых деньков!

Счастье да любовь, да совет на долгий век.

Все: Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем! (кланяются)

Дети все вместе:

Коляда, коляда, весела да богата!

рассыпая зерна:

Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем!

Идут к четвертому дому:

Коляда:

Коляда, коляда, прикатила молода.

Маша:

Мы искали коляду во Ивановом двору.

Как на улице мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять, велит скоро подавать:

Или тепленький пирог, или маслице – творог,

Или денежку копьем, или рубль серебром.

Все: Тетенька, добренька, подай что-нибудь сдобненько:

Пышку, да лепешку, да свиную ножку!

Из окна:

Расходитесь по домам,

Ничего я вам не дам!

Дети:

1. У Ивана – то жена очень жадная была!

На ней шуба не зашита и рубаха не помыта,

2. Да и муж – не дюж, лентяй, неуклюж!

Хозяйка:

Хватит, хватит просить,

Уходите к другому двору!

Дети:

Коляда, коляда, длинная борода,

Кто не даст ножку – расколю окошко!

Кто не даст хлеба – уведу деда!

Кто не даст ветчины – расколю чугуны!

Из окна:

Что вы, что вы, оставайтесь,

Чем хотите, угощайтесь!

Вот вам угощение: сыр да печенье,

Пряники, конфетки, кушайте, детки! (Протягивает руку с угощением).

Коляда: Да никак это Баба Яга, костяная нога решила с нами пошутить. Вот я ей сейчас задам!

Баба Яга:

Не обижайтесь на меня! Когда же ещё как не в Святки нечистой силе порезвиться. Дети, поиграйте со мной

Игра с Бабой Ягой.

Баба Яга:

Ну вот, потешилась я с вами, пора и домой, в лес густой! До новой встречи в следующем году.

Коляда:

И мне пора с вами прощаться.

Хозяюшка: Как же так, Коляда? По дворам вместе ходили, хозяев славили, а без угощения остались? Я чай вскипятила, стол накрыла, приглашаю всех! Будем чай с вами пить, праздник святочный хвалить!

Коляда: Ну тогда и вы, ребятки, доставайте свои гостинцы!

Общее чаепитие, рефлексия.

Хозяюшка: Хорошо вам было вместе? И мне приятно, и вашим родителям! Ведь счастье человека не в богатстве! Не нужен и клад, если в семье лад! А мы сегодня как одна большая и дружная семья. Когда все здоровы, все в семье вместе – и душа на месте!

Коляда:

Пусть любовь и добро

С нами рядом живут.

Ощутите друзья,

Теплоту ваших рук.

Все берутся за руки, исполняется песня « Моя семья »



Рассказать друзьям