Ручной труд в детском саду кратко. Ручной труд

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность.

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

В.А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района

Санкт-Петербурга

Статья

Ручной труд – средство всестороннего развития

личности ребенка дошкольника

Над темой работала

Воспитатель ГБДОУ д/с №2

Степанова Надежда Николаевна

Санкт-Петербург

2014 г.

Тема работы: Ручной труд – средство всестороннего развития

Личности ребенка дошкольника

Введение

Все начинается с детства – истина, не требующая доказательств, поэтому и мы педагоги и родители современных дошкольников все более озабочены проблемой эффективного развития ребенка (М.В. Крулехт, А.А.Крулехт).

Перед нами стоит центральная проблема, как воспитывать, обучать и развивать малыша, чтобы это соответствовало его природе, уникальным возрастным особенностям, индивидуальным склонностям и интересам. Начиная с дошкольного возраста нужно готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, нам взрослым необходимо создать такие условия жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству и преобразованию себя.

В этом контексте, особый интерес представляет содержательная творческая деятельность, реализуемая в детском художественном ручном труде.

Актуальность

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность.

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

В.А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».

Ручной труд способствует решению следующих задач:

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики;

Развивающие задачи:

  1. Развитие конструктивных, изобразительных, творческих, оформительских, театральных способностей у старших дошкольников;
  2. Развитие трудовых умений и навыков в работе с инструментами;
  3. Развитие внимание, памяти, воображения, речи;
  4. Развитие сенсомоторики, мелкой моторики кистей рук;
  5. Развитие пространственного воображения, зрительного восприятия;
  6. Развитие ориентировки в пространстве и на листе бумаги, а также ЭМП.

Образовательные задачи:

  1. Учить детей создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению, отрабатывать варианты конструктивного решения, выбирая наиболее оригинальный и простой;
  2. Познакомить детей со свойствами различных материалов: бумаги, ткани, природного материала;
  3. Учить детей «читать» простейшие чертежи и схемы, пооперационные карты;
  4. Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий;
  5. Обучать специальным трудовым умениям и способам: сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, соединять детали из природного материала с помощью клея и пластилина, пользоваться простейшими инструментами под контролем взрослого;
  6. Формировать элементарные математические представления дошкольников, представления об окружающей действительности;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалам;
  2. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, формировать самооценку детей;
  3. Формировать желание участвовать в совместных творческих проектах, с построением отношений сотрудничества с их участниками;
  4. Воспитывать желание делать поделки из бумаги, ткани, ниток, природного материала, как для своего удовольствия, так и в подарок, доставляя радость друзьям, малышам, родным и близким;
  5. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации художественного замысла;
  6. Воспитывать стремление к поддержанию порядка;

Теоретическая значимость работы по теме, заключается в обобщении, систематизации и расширении современных представлений об использовании различных технологий ручного труда в детском саду, для всестороннего развития дошкольников.

Практическая значимость работы по теме , определяется тем, что различные технологии ручного труда: изготовление поделок из бумаги, природного материала и ткани, позволяют решать поставленные выше задачи и развивать целый ряд умений и способностей у детей дошкольников.

Художественный ручной труд – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.

В программе детского сада, ручной труд включает работу с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности - обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения.

Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц).

Еще В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка.

Опыт работы

С любовью и интересом, я занимаюсь ручным трудом с дошкольниками уже девятнадцать лет, и все это время стараюсь развивать интерес у детей к изготовлению поделок своими руками, тем самым формировать у них практические умения и навыки.

Целью непосредственной образовательной деятельности в детском саду, а именно, ручного труда, является развитие у дошкольников целого комплекса навыков. В своей работе я стремлюсь не только научить детей работать с бумагой, природным материалом, тканью, но развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени.

В процессе работы над изготовлением поделок большое внимание уделяю развитию устной речи ребенка, стремлюсь сделать её красивой, грамотной, учу ребят свободному общению.

Так как, я работаю на группе, которую посещают дети с тяжелым нарушением речи, в основном с диагнозом ОНР и сама имею высшее образование по специальности «Логопедия», то развитию речи уделяю особое внимание.

Учитывая сложность диагноза, принимаю во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребенка. Имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук.

Ещё В.М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. Многочисленные исследования М.М. Кольцовой подтвердили данные о том, что движения руки тесно связаны с функцией речи.

Таким образом, в своей работе, для развития мелкой моторики, а также, для развития речи у детей с речевым диагнозом, я применяю методику Н.А Чевелевой, которая предлагает развивать речь ребенка в процессе ручного труда. Основа этой методики заключается в укреплении речевого механизма сначала в ситуативной речи, а затем при плавном переходе в контекстной речи. Работа осуществляется поэтапно.

1-ый - этап сопровождающей речи. На этом этапе, в процессе изготовления детьми поделки, мною задаются вопросы, требующие однословных ответов. Например: «Что ты сейчас делаешь?» Ребенок отвечает одним словом, н: «вырезаю». Здесь, в процессе работы, внимание ребенка сконцентрировано на изготовлении поделки, однако происходит активизация речи, включаются простейшие речевые механизмы.

2-ой - этап завершающей речи, осуществляется детьми по окончании работы.

На этом этапе вместе с детьми проводится обсуждение того, как делалась поделка. Для детей с тяжелыми нарушениями речи - это совсем непростая задача. Здесь, перед ребенком интегрируются многие задачи. Чтобы ребенок смог рассказать, как он делал поделку, он должен обладать многими знаниями, умениями и навыками. Например: математическими представлениями: знать геометрические фигуры, цвет, форму; уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; иметь представления об окружающей действительности: знать свойства различных материалов и способы их соединений; знать названия инструментов используемых в работе и т.д. Только после того, как дети свободно овладевают завершающей речью, мы переходим к этапу – предваряющей речи.

3-ий - этап предваряющей речи. Перед тем, как начать делать поделку, я задаю вопросы ребенку. Например: «Как ты будешь делать фигурку, расскажи?» Таким образом, перед детьми ставится еще более сложная задача, требующая умственного планирования своей будущей деятельности, а также умения формулировать свои знания и мысли и отражать их в речи, таким образом, активный словарь детей становится шире.

4-ый - этап закрепления. На этом этапе дети готовы уже сравнивать свои работы, оценивать их.

В результате практической деятельности, занимаясь ручным трудом, укрепляется речевой механизм детей и осуществляется плавный переход от ситуативной речи к контекстной. Ребенок уже может свободно рассказать, как делать поделку и оценить работу других детей.

Таким образом, занятия ручным трудом с дошкольниками направлены на развитие речи, что является первоначально для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Кроме того, занимаясь ручным трудом, мы с ребятами учимся не только создавать поделки из разнообразного материала, но и в процессе работы изучаем сказки, поем песни, играем, сочиняем истории, знакомимся с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, бумагопластики, из природного материала, ткани дополняют занятия, иллюстрируют их.

Для того, чтобы достичь положительных результатов в развитии детей в данной практической деятельности, передо мной стояла задача, которая заключалась в том, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них желание самим делать чудесные поделки. Для этого я сначала сама делала и дарила детям подарки, выполненные из бумаги, ткани и природного материала. Не заставил ждать себя и вопрос детей: «А как это делать?», и просьбы научить их делать такие поделки.

Для начала, я познакомила детей с понятиями, что такое оригами, бумагопластика, киригами, где зародились эти виды искусства складывания бумаги. На первых этапах знакомила детей со свойствами бумаги, мы отрабатывали точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проходили эмоционально с интересом, в игровой форме. Тут же закреплялись и элементарные математические представления детей о геометрических фигурах и формах таких как: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, конус, цилиндр, формировались умения ориентировки в пространстве и на листе бумаги.

Только после этого мы приступили к изготовлению простейших поделок. Сначала, складывание проводилось в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации мною применялись в преподавании оригами, начиная с освоения детьми базовых форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Например: есть такие базовые формы, как «книжка», «шкафчик», «мороженое» и др. Для развития интереса у детей использовались игровые ситуации типа «Загадочные превращения квадрата и прямоугольника». Складывание и изготовление поделок сопровождались пояснениями, точно определяющими действия. Важное место занимали игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы.

Вместе с умениями у детей появилась уверенность в себе, в своих силах и желание работать дальше.

В своей работе, несомненно, учитываю опыт работы и других специалистов в этой области: М.Н. Силаевой, О.А. Сафоновой, Г.И. Долженко, И.М.Петровой и др. В литературе по ручному труду и конструированию из бумаги, объясняются международные условные знаки, с помощью которых записывается последовательность изготовления любой, даже самой сложной фигурки и наши дети имеют о них представления. Но для эффективной работы в детском саду с детьми, имеющими и моторные и речевые проблемы, мною разработаны пооперационные карты, содержащие последовательность изготовления поделки, с помощью которых, ребенок легко может разобраться, каким образом изготовить фигурку, и как грамотно её оформить.

А знакомство детей с тканью я начинала с общего разговора о тканях, рассказывала детям об их происхождении, из чего они состоят и чем они отличаются друг от друга. Знакомила детей с тем, как получается ткань – со способами её изготовления, а также с её свойствами и качествами. Конструирование из маленьких фрагментов тканей различной фактуры, состава и расцветок является очень увлекательным занятием для детей. В непосредственно образовательной деятельности, а именно в создании художественных образов из лоскутков ткани, можно легко менять уровень сложности работы и выстраивать занятие, с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки группы. Так, например дети 5-6 лет выполняют задания, следуя инструкциям, ребята постарше могут использовать лоскутки ткани для составления своих композиций. Материалы, используемые нами, самые обычные, они всегда найдутся в каждом доме: шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и искусственные ткани, к тому же они имеют весь широкую цветовую гамму, что позволяет воплощать любые, самые смелые идеи.

Эта работа дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. Здесь есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Конечно же, чтобы заниматься такой работой от детей потребуется терпение, аккуратность и определенные навыки работы с ножницами и клеем, что, несомненно, им пригодится в дальнейшем.

Работа с природным материалом: листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой, дала мне возможность познакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того дети учились фантазировать, различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы. В процессе работы я учила детей обдумывать процесс деятельности до ее начала, подбирать заранее весь необходимый материал, основные части конструкции, продумывать процесс их соединения. Такое предварительное продумывание работы дает возможность ребенку в процессе самого труда направить силы на усложнение конструкции, тщательную её отделку, а также быстрее получить нужный результат.

Хочется отметить, что природный материал – кладовая для развития детского творчества. Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того, чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе.

С прогулки дети нам часто приносят в детский сад желуди, шишки, каштаны и др. материал, мы подолгу рассматриваем его, перебираем, ощупываем, обследуем его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Конечно, изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и вначале движения руки неточные, но в последствие, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Благоприятный настрой детей присутствующий у нас во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят детям замысловатые поделки.

А вот для того, чтобы интерес детей к ручному труду не остывал, мною созданы необходимые условия в группе: организован уголок художественного ручного труда, где имеются шкафы с поделками выполненными руками самих детей, стеллажи с материалами и оборудованием для работы. Организуя работу по художественному ручному труду и подбирая материал для работы, обязательно учитываю безопасность жизни и здоровья детей.

В работе с детьми я предоставляю им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек.

Несомненно, работа приведет к большему успеху, если в работу подключить родителей. В своем учреждении я организую, выставки работ из природного материала, бумаги, ткани, в создании которых принимают участие родители со своими детьми. Для родителей провожу консультации на темы: «Значение ручного труда для формирования личности ребенка», «Ребенок мастерит с родителями», «Театр на столе». Проводится работа родителей с детьми в «Мастерской Деда Мороза». Цель таких мероприятий: заинтересовать родителей, объяснить значение и значимость ручного труда для формирования личности ребенка и подготовке его к школе.

Своевременное обучение детей воспитателями и родителями трудовым умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становится посильными более высокие требования: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому материалу отдать предпочтение.

Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.


ART 15075 УДК 372.862:373.24

Епураш Валентина Николаевна,

воспитатель МБДОУ детский сад № 14, р. п. Мухен, Хабаровский край [email protected]

Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда

Аннотация. В работе отражены проблемы трудового воспитания, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений: каким трудовым навыкам надо обучать детей, какие давать задания на занятиях и в свободное время и как обеспечить одновременный контроль за разнообразной деятельностью всех детей и руководство ею.

Ключевые слова: ручной труд, организация педагогического процесса, дети дошкольного возраста.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что проблемы трудового воспитания неоднократно обсуждались в области на совещаниях педагогов дошкольных учреждений. Хотелось подчеркнуть, что в формировании целостной личности ребенка большое значение имеет целенаправленная, полезная трудовая деятельность. Необходимо создание благоприятных условий для развития трудовых навыков, умений и воспитания у детей интереса к труду.

Нельзя сказать, что воспитатели не стремятся разнообразить трудовую деятельность детей. Однако в трудовом воспитании не всегда есть система, последовательность в решении учебно-воспитательных задач.

Нужно отметить, что работа по ручному труду проводится эпизодически. Нет четкого представления о том, каким трудовым навыкам надо обучать, какие задания необходимо давать детям на занятиях и что они могут делать в свободное время, как при этом обеспечить одновременный контроль за разнообразной деятельностью всех детей и руководство ею.

Хотелось бы заострить внимание на развитии ручного труда детей дошкольного возраста с помощью природных материалов.

Объект исследования – ручной труд детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности организации педагогического процесса с развитием ручного труда детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить влияние развития ручного труда на организацию педагогического процесса у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить роль ручного труда в формировании личности ребенка.

2. Выявить особенности влияния природных материалов на развитие детей дошкольного возраста.

3. Определить процесс организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом.

4. На примерах показать, как развивать ручной труд детей дошкольного возраста.

5. Подчеркнуть роль совместной работы воспитателя и детей в формировании ручного труда.

Всестороннее развитие детей дошкольного возраста

в процессе работы с природным материалом

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отноше-

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

ния к ней и формирования первых трудовых навыков. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской: забавой, заполнением свободного времени или интересным делом?

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему – красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсорики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние труд с природным материалом оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца .

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте дают возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

Нужно отметить, что труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста .

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

Как организовать работу по труду у детей дошкольного возраста

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит:

1) от грамотного методического руководства со стороны воспитателя;

2) уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);

3) степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;

4) развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремлённость, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого надо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также их дальнейшее расширение и изменение. Ребятам очень нравится разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками, каждый хочет научиться делать такие игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то новое, свое. Всегда пользуются успехом в группе выставки детских работ: «Уголок Самоделкина», «Умелые руки», «Природа и мы»… Важно, чтобы дети понимали, что конечный результат зависит от работы каждого.

Сначала воспитатель активно вмешивается в процесс распределения обязанностей между детьми, показывает, как это делается. Чтобы мнение взрослого не было навязано детям, ему желательно включиться в совместное изготовление поделок и, как всем участникам коллективного труда, отвечать за какое-нибудь конкретное дело .

В дальнейшем детям предоставляется возможность самим распределять обязанности между участниками работы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется успешнее, если они имеют возможность заниматься ею

и в других видах деятельности (различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки).

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей.

Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к ее созданию, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, к реке, прогулки по участку).

Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их к наблюдениям, развивает образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах ребята видят забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Впечатление об увиденном на экскурсии закрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала .

Работу по изготовлению игрушек следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.

Для создания поделок на начальном этапе рекомендуется использовать только растительный материал. Прежде чем дети приступят к работе, им предлагают проанализировать готовую поделку. Воспитатель объясняет, как это делается. В ходе анализа рассматривают части, детали поделки, характерные особенности ее формы, цвета, размеров, использованный материал и возможности его замены другим. Игрушки лег-

~ 3 ~

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

кой конструкции требуют небольшого количества материала, а для соединения деталей во время анализа и работы используют пластилин. Если детали соединяются с помощью веточек, например голова ослика (желудь) с туловищем (другой желудь), делают отверстия шилом. Для этого нужен свежий материал, тогда наколы делаются легко, без усилий. На данном этапе все действия с шилом делает воспитатель. Когда дети научатся делать простые по конструкции игрушки (стрекоза, посуда, бабочка, уж, козлик, котёнок, птицы), им можно предлагать более сложные поделки, с большим количеством операций и большим разнообразием растительного материала .

Дошкольников продолжают учить анализировать будущую игрушку по ее рисунку, а затем рисунок заменяют контурным изображением поделки, так называемой моделью. С помощью модели дети выявляют характерные признаки и части игрушки, которую им предстоит сделать.

Когда дети научатся мастерить простые игрушки из растительного материала, им можно предложить более сложные поделки: оленя, вертолёт, павлина, собачку… Схема методики проведения занятий по изготовлению поделок из природного

материала примерно такова:

1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о ракушках), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность ракушки, обследовать форму, обратить внимание на цвет.

2. Сообщение темы и показ образца игрушки.

3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.

4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.

Хотелось бы на примере нескольких поделок показать, как практически можно использовать материал.

Цели: формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении игрушки учить соизмерять ее части; развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой; продолжать учить анализу процесса работы.

Материал: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (кисточка), салфетка.

Ход работы. На столе воспитателя расположены готовые игрушки – бабочки разных размеров и цветов. Взрослый вместе с детьми определяют, какие части и детали бабочки сделаны из определенного природного материала, обсуждают возможные варианты его замены.

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

На следующем этапе детей продолжают учить анализировать последовательность изготовления игрушки: для туловища используют желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие (для нижних) и большие (для верхних) листья любого дерева, что даст возможность сделать крылья бабочек различной формы и окраски. При этом важно научить детей соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).

Цели: продолжать учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок, закреплять навыки работы с шилом, умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.

Материал и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, шило.

Ход работы. Воспитатель загадывает детям загадку о котенке, после этого приносит готовую игрушку и предлагает рассмотреть ее, выделить части, из которых она сделана. Затем показывает последовательность действий по изготовлению игрушки и просит запомнить ее. Для головы надо взять плод шиповника и насадить его на маленькую тонкую веточку или половинку спички, очищенной от серы. Шилом обвести глаза, усы сделать из сосновой хвои, а из острых чешуек еловой шишки – уши.

Для туловища котенка можно использовать два крупных плода шиповника, плотно соединив их друг с другом с помощью спички. Ноги и хвостик сделать из половинок спичек, концы которых покрасить черной краской: это подушечки лапок и кончик хвоста котенка.

При изготовлении этой игрушки шило используют минимально. Свежие плоды шиповника мягкие, и их легко накладывать на веточки или спички. Но если будут использоваться подсохшие плоды, то без шила не обойтись. Перед началом работы с шилом воспитатель напоминает детям правила техники безопасности: все операции с шилом производить на столе, при этом плод шиповника придерживать большим и указательным пальцами левой руки. Шило держать в правой руке и вводить его в плод медленно, не спеша, покачивая влево и вправо.

После анализа образца дети приступают к самостоятельному изготовлению игрушек, воспитатель контролирует работу каждого ребенка, помогает накладывать отверстия шилом.

Готовые игрушки он выставляет на свой стол, чтобы дети могли увидеть все работы, дать им оценку. В конце занятия оставшийся природный материал и инструменты убирают на место. Все вместе отмечают тех детей, кто бережно и экономно использовал материал.

Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в мастерскую детского сада, где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки.

Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому.

Наша задача в том, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, но, однажды войдя в нее, больше с ней не расставались. Как это сделать? Попытаться помочь

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

оживить природу могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания, творчества.

1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 66–71.

2. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.

3. Венгер Л. А. Как изменить готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 1995. № 8. – С. 66–74.

4. Будницкая И. И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. – М., 1985.

5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2002.

Valentina Epurash,

Educational specialist of first qualifying category, kindergarten №14, Muhen, Khabarovsk

[email protected]

Features of pedagogical process organization for the development of manual labor

Abstract. The paper reflects the problems of labor education, which teachers of preschool institutions meet: what the necessary life skills for children are; what tasks children should do iat kindergarten and at home; how to provide simultaneous control and management of children activities.

Key words: manual labor, organization of pedagogical process, pre-school children.

1. Antonova, T., Volkova, E., Mishina, N. (1998) “Problemy i poisk sovremennyh form sotrudnichestva pedagogov detskogo sada s sem"ej rebenka”, Doshkol"noe vospitanie , № 6, pp. 66–71 (in Russian).

2. Babaeva, T. I. (1990) Sovershenstvovanie podgotovki detej k shkole v detskom sadu, Leningrad (in Russian).

3. Venger, L. A. (1995) “Kak izmenit" gotovnost" k shkole”, Doshkol"noe vospitanie , № 8, pp. 66–74 (in Russian).

4. Budnickaja, I. I. & Kataeva, A. A. (1985) Rebenok idet v shkolu , Moscow (in Russian).

5. Kozlova, S. A. & Kulikova, T. A. (2002) Doshkol"naja pedagogika , Moscow (in Russian).

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук


Программа образования, в соответствии с которой организуются занятия в детском саду, предусматривает разнообразные занятия, среди которых не только математика, рисование и физкультура, но и занятия по труду. Всевозможные занятия труда в детском саду направлены на привитие навыков обращения с материалами, помимо ручного труда задача воспитателей – разъяснить всю важность такого понятия, как труд, в жизни каждого человека. Также нужно развивать и поощрять ручной труд в домашних условиях. Он заключается в изготовлении различных поделок, аппликаций, сувениров.


Чтобы заинтересовать ребенка в труде, поделка должна быть не абстрактной, а иметь свое практическое применение. Только в том случае, если процесс вызывает любопытство у ребенка, его можно считать успешным. Скучным делом ребенок просто не будет заниматься. Проводимые занятия труда в детском саду адаптированы для каждой группы.


Если средняя группа в детском саду может изготовить простейший сувенир в подарок маме к 8 марта, то старшая группа с удовольствием занимается более сложными поделками. Но и в создании подарка для мамы есть своя прелесть. В этом возрасте нравится не только процесс работы, но и итог, который она дает. Есть мнение, что игрушка, сделанная собственными руками, пусть и неказистая, более дорога ребенку, чем дорогие приобретения из магазина.



требования к организации ручного труда в детском саду

  • Содержание поделок обязательно должно предусматривать применение тех конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических (сгибание бумаги, соломки, перевязывание, плетение, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;
  • Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
  • В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы;
  • В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;
  • Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;
  • При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.

Истинно художественное народное произведение удовлетворяет не только эстетические интересы. Оно теснейшими узами связано с действительностью, на почве которой возникло.

Сохранение и возрождение декоративно-прикладного искусства свидетельствует об истинном понимании глубокой роли традиционной народной культуры, его большом социально эстетическом значении в жизни общества, в решении проблемы оптимального использования ручного творческого труда в современную эпоху.

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Декор - от латинского слова decoro: украшаю. Произведениями декоративно - прикладного искусства могут быть различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, украшения, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника.

Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в далекое прошлое, в нем истоки художественной культуры народа.

Этот вид искусства является не только свидетельством уровня материальной культуры общества, но и результатом его духовной эволюции. Созданное трудом человека для удовлетворения его насущных потребностей, существующее как одна из граней среды обитания. Оно в свою очередь оказывает повседневное воздействие на людей, формируя их сознание, эстетические запросы, взгляды, вкусы. Поэтому выработка у детей умение понимать и чувствовать утилитарные и эстетические свойства образцов декоративно - прикладного искусства играет огромную роль в развитии их художественного вкуса, мировосприятия, внутренней культуры, а в конечном счете - культуры быта, взаимоотношений между людьми.

Творцами народного искусства были крестьянские умельцы и посадские ремесленники. Но цели их творчества были неисходными, поэтому и характер изделий различен. Крестьянские мастера создавали нужные в хозяйстве и быту вещи,

И их особенности во многом определял размеренный ход жизни, близость к природе. Творчества нехудожественного народ не знал! Всему придавалась красота линий, формы, узора, цвета - и сохе, и прялке, и полотенцу, и посуде.

Жизнь народа всегда была слита с природой, которая давала доступный материал (глину, кость, дерево, лен, металл) и подсказывала способы его обработки, а также служила источником содержания искусства, влияла на его мотивы, эмоциональный строй.

Крестьянские изделия - деревянная утварь, мебель, орудия труда, одежда, вышивка, ткани, игрушки - поражают красотой и совершенством форм, гармонией узоров. Но особенно красивы вещи праздничного обихода и предназначенные для детей. Первые, наряду с песней, танцами музыкой играли важную роль в дни праздников, гуляний, во время исполнения обрядов и различных ритуалов. Женщины надевали нарядную одежду и красочные головные уборы, украшали избу вышитыми или ткаными полотенцами, коврами ручной работы, праздничной утварью; еда гостям подавалась на расписных блюдах, напитки в долбленных расписных ковшах в виде ладьи или утки, в керамических сосудах. И сейчас все эти квасники, прялки, лукошки, дуги, подзоры, ковры, кокошники, пряничные доски рассказывают нам о мудрой простате взглядов и вкусов многих поколений крестьян и хранятся в музеях как образцы высокого народного искусства.

Изделия декоративно - прикладного искусства содержат в себе, как правило, богатство жизненных обобщений, остроту впечатлений, отмечены оригинальностью, мастерством и вкусом художника.

Знакомство с народно-прикладным искусством на занятиях по ручному труду помогает детям почувствовать свою причастность к тому, что делается в его родном доме.

Совместная деятельность всегда доставляет детям радость и удовлетворение.

Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях по ручному труду, так и вне занятий.

Совершенствование трудового воспитания дошкольников в детском саду формирует у детей положительное отношение к труду: обучаются трудовым навыкам, формируются знания о труде, организации трудовой деятельности. Овладение трудовыми навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, что позволяет ребенку ставить и достигать цель. Трудовое обучение и трудовое воспитание в детском саду необходимо решать в тесной взаимосвязи. От одной возрастной группы к другой усложняется содержание различных видов навыков: формируются продуктивные действия, навыки планирования, организации «рабочего места» самоконтроля в процессе деятельности, поиска наиболее рациональных приемов работы, бережного отношения к материалам.

Трудовое воспитание формирует у дошкольников нравственные чувства: доброжелательность, сочувствие, совесть, гордыню, стыд и т. д., а также моральные черты личности: бережливость, трудолюбие, правдивость, сознательность.

Большое место в трудовом воспитании имеет моральная сторона труда дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда, орудиям, материалам, заботливое отношение к природе. В художественной литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с сезонными изменениями в природе. Ознакомление детей с трудом взрослых осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или чтение рассказов о труде, но и организация совместной деятельности со взрослыми. Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл такой организации - непосредственное общение с тружеником, во время которого ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых.

Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности.

Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд, успешное выполнение заданий педагога.

На характер деятельности детей, их инициативу, активность, творчество влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска.

Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, особенно выполнение коллективных работ. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности.

Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне занятий, во время самостоятельной деятельности.

Целью обучения детей художественному труду являются изготовления предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких людей. Например, дети на занятиях делают игрушку - домик. Они впервые приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на поддержания данного общественного мотива, а на реализацию главной цели занятия - сформировать навыки изготовления поделки.

На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа - умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.

Усвоив последовательность рассматривания образцов, дети могут придерживаться выработанного умения, особенно если педагог на занятии подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите сделать в уголке труда».

Обучая конструированию из соломки (объемных фигур: девочка, ангел, звезда) можно использовать схемы, где изображена последовательность изготовления поделки.

Чтобы дети во время художественного труда смогли самостоятельно выполнить поделку по чертежу, они должны усвоить определенные обозначения, из которых дети должны понять, в каком месте согнуть соломку, где перевязать шпагатом, какое место смазать клеем.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда. Например: «сегодня вы сделали красивую куколку - говорит воспитатель, - научитесь рассматривать схему, где и как сгибать соломку, где и в каком месте перевязывать шпагатом. А теперь вы сами сможете сделать и другие предметы. Смотрите сколько разных игрушек можно сделать. (Выставляет рисунки поделок, требующих подобного способа работы). А зачем нужно делать такие поделки?». Дети отвечают: «Подарить малышам, украсить елку».

«Правильно, - одобряет воспитатель, можно малышей порадовать, другу своему подарок сделать и т. д. Рисунки игрушек я положу в уголок труда. На занятиях студии «Умелые руки» вы будете их рассматривать и делать игрушки».

Так воспитатель нацеливает детей на самостоятельный труд, подводя итоги задания, подчеркивая значимость ручного труда, и вызывает к нему интерес.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Важно позаботиться о том, чтобы в уголке труда были необходимые материалы для поделок (солома, засушенные растения, разные виды нитей, веревок, шпагатов, сутажа, бумага, картон, клей, кисти). Их нужно заготовить в большом количестве.

В эпоху каменного века, не зная металлического топора, ножа, шила, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, циновок, игрушек. В ряде случаев даже возводили плетеные стены жилых и хозяйственных построек. Плетение была прародителем макраме, ткачества, обусловило появление кружев.

Распространенным материалом для плетения была и соломка.

Плетельщики из соломы создают своего рода пространственные конструкции, поэтому в их творчестве немало общего с работой скульптора, хотя, конечно, лишь условно поделки из соломки могут быть отнесены к декоративной скульптуре.

Из соломки мастера делают не только соломенные куклы, но и фигурки животных и птиц. В ход идет любая солома, но в России чаще пользовались стеблями спелой ржи. Стебли очищали от листьев, вымачивали в течение нескольких часов в воде, после чего солома была готова для работы. Плели соломенные шляпы, декоративные корзиночки, делали игрушки.

Употреблялась солома и в качестве отделочного материала - соломенные полосы в затейливом переплетении геометрического орнамента наклеивали на деревянные шкатулки

Соломенные скульптурки невольно напоминали стихотворные строки:

В поле колосья во всю золотятся,

А из соломки лошадки родятся!

Люлька родиться, и птица родится…

Если ее оживит Мастерица.

И аппликации из соломки известны давно и пользуются популярностью до сих пор. Для работы с соломкой необходимы обыкновенные ножницы, пинцет, кисточка и бумага.

Соломка очень простой и доступный материал, поэтому трудностей при ее заготовке не возникает. Для работы можно использовать соломку пшеницы, ржи, ячменя, овса, а также дикорастущих растений - тимофеевки, мятлика и др.

Заготавливают материал после полного созревания растений, когда стебель приобрел золотистый цвет.

Срезать нужно среднюю и нижнюю часть стебля с узелками - коленцами. После обмолота комбайном солома не годится для работы.

Солома не портится, ее можно долго хранить. Стебли очищают от листьев, заворачивают в бумагу и связывают в пучки. Хранят в сухом месте.

Что такое макраме? Многие полагают, что это какой-то новый вид рукоделия. И ошибаются! История макраме, ручного узелкового плетения насчитывает не одно тысячелетие. Просто в наше время возродился (в который раз) интерес к нему.

На протяжении веков узелковое плетение служило самым разным целям. Древний Восток знал узелковую грамоту, первые мореплаватели плели цепочки - талисманы и привязывали к верхушкам мачт; в Древней Греции узлы использовались при лечении переломов; инки в Перу вязали ожерелья - четки, ток называемый турецкий узел был излюбленной головоломкой… В новое время узелковое кружево стало широко использоваться как украшение, сначала в Италии, затем в Северной Европе, в Англии.

Те немногие мастера, которые владели техникой плетения, очень гордились своим искусством. Они создавали скатерти, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов, дверные шторы.

В разные времена эта работа называлась по-разному: мексиканское кружево, квадратное плетение, узелковая бахрома. Словом «макраме» (в переводе с арабского оно означает: тесьма, бахрома, кружево) - узелковое плетение стали называть только в XIX веке. За свою многовековую историю макраме забывалось, но благодаря красоте и прочности возрождалось вновь и вновь.

Макраме работа очень интересная и разнообразная. Дети с удовольствием занимаются плетением. Исполнение ее только кажется трудным. Не даром говорится: «Глаза бояться, а руки делают». Запасаясь некоторым терпением, освоив два - три узла и проявив фантазию, можно выполнить красивые и нужные вещи.

Для работы нужно иметь полумягкую подушку размером см., булавки, ножницы, клей.

Основное требование к материалу для плетения: он должен быть туго скручен, чтобы узлы получились рельефными, и вещь хорошо сохраняла форму: это сутаж, бельевая и пеньковая веревка, нитки хлопчатобумажные № 10, суровые нити, соломка синтетическая, шелковый шнур, шелковая рыболовная леска.

Для отделки изделий пригодятся деревянные бусы, металлические, пластмассовые и деревянные кольца, брошки, шары, палочки.

Способом макраме можно сделать много красивых вещей: скатерть, шаль, занавеску с бахромой, салфетку, газетницу, сумку, кашпо. Простор для творчества неограничен.

Флористика - это искусство комбинирования засушенных растений для создания картин и панно. В процессе работы с природным материалом формируется основа эстетического отношения к природе. Искусство флористики доступно практически каждому. Посмотрите на малышей: как они любознательны и как нестандартно, эмоционально воспринимают окружающий мир! Их игры - это созидание, творческий поиск. Берутся за любое дело и верят: оно им по плечу! Стараются все сделать красиво.

Программа по флористики является интегрированной. Ее содержание включает в себя знания о природе, об истории родного края, об изобразительном искусстве, литературе.

Флористика старинный вид декоративно-прикладного искусства; он подразумевает использование только природных материалов: цветов, листьев, корней, ягод, семян, для создания натюрмортов, пейзажей, орнаментов, композиций. Помимо цвета она дает интересную фактуру: ворсистость, рубчатость и т. д. Работы, выполненные в этой технике, - хороший сувенир близким и друзьям, он напомнит, как хорош окружающий мир, как быстротечна жизнь, пригласит оглянуться вокруг и увидеть вечное и прекрасное.

Задача флористических занятий в детском саду заключается в том, чтобы научить детей внимательно всматриваться в природные формы, подмечать их своеобразие и находить в этом определенный смысл, восхищаться их целесообразностью, гармоничностью, упорядоченностью устройства и красотой.

«Природа полна волшебных тайн» - это главное, что дети должны осознать на занятиях по художественному труду.

Природа может многое подсказать и вдумчивому конструктору, и художнику. Надо только научиться ее рассматривать и размышлять над увиденным.

Работа по флористике начинается с замысла. Его сначала нужно воспроизвести на бумаге, т. е. сделать эскиз, потом приступить к созданию композиции из природного материала. Чтобы наилучшим образом выразить свою идею, необходимо использовать весь арсенал выразительных средств: тщательно подобрать материал, соответствующим образом разложить его, учитывая цвет, форму, контраст.

Составление композиции - творческий процесс. Важно научиться ассоциативно воспринимать засушенный материал, видеть в нем образы.

У флориста, работающего с растительным материалом и владеющего знаниями о растениях, может возникнуть множество ассоциаций, способных дать неожиданное, свежее направление всему творческому процессу. Никудышных и бесцветных растений нет. Каждое из них, даже самое незаметное, имеет свои неповторимые особенности.

Эстетическое отношение к природе появляется тогда, когда любуешься ее красотой. Работа над картиной из листьев дает возможность осуществить органическое единство «человек - природа».

Работать в соавторстве с великой и доброй художницей - Природой - огромное счастье. Она щедро одаривает творца поистине неисчислимым количеством природного материала, обладающего разнообразнейшими формами, цветовыми решениями, активной динамикой и т. д.

Детям для работы нужно приготовить: мелкие кисточки вишни или черешни; семена тыквы, подсолнечника, дыни, арбуза, кабачков, огурца, перца, яблок, груши, винограда, чечевицы; чешуйки шишек; мелкие семена трав и растений (например, мака, проса и т. д.). В работу пойдут испорченные крупы. Работа с семенами полезна для развития мелкой моторики пальцев рук. В работе по флористике используются, кроме семян, засушенные цветы, листья, стебли разных растений. Используются пластилин и клей ПВА для лучшего крепления природного материала. Фон выполняется из бумаги, обоев или ткани, наклеенных на коробочный картон либо другой, пригодный для этой цели материал. Работы можно покрыть прозрачным мебельным лаком, это придаст им долговечность и более эстетичный вид, станет хорошим подарком, украсит интерьер комнаты.

Занятия по ручному труду требует от воспитателя серьезной подготовки. Необходимо иметь широкие знания о родном крае. На занятиях по ручному труду детям даются знания из области ботаники, природоведения, истории, изобразительному искусству.

В основу работы воспитателя должен быть положен ряд методических условий:

  • Содержательная связь истории декоративно-прикладного искусства с художественно-творческой деятельностью и выходом на многовариантность исполнения творческих заданий;
  • «Эмоциональная методика» подачи духовно-эстетического содержания в работе с детьми, способствующая развитию увлеченности и познавательного интереса;
  • Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности;
  • Широкое использование различных методов в подаче историко-социологических сведений о местных художественных промыслах;
  • Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а также в развитии художественного вкуса;
  • Участие детей в возрождении забытых, казалось бы, безвозвратно ушедших в прошлое, видов народного декоративно-прикладного творчества.

Как подготовитб своего малыша к условиям суровых будней? Педагоги уверяют, что - один из неотъемлемых пунктов для становления ребенка на взрослом пути. Это закаляет характер, дает возможность пробовать себя в разных производственных профессиях и помогает малышу наладить контакт со сверстниками. Как известно, труд объединяет и раскрывает самые сильные стороны характера.

Трудовое воспитание в детском саду

В детском саду всякое воспитание при помощи труда должно быть строго в пределах законодательства. Этот процесс не должен стать использованием бесплатной рабочей силы. Охрана труда в детских садах регламентируется правилами. Тем не менее, малышей нужно начинать приучать к тому, что обычно выполняет взрослый человек.

Для того чтобы начать знакомство с каким-нибудь видом работы, нужно посмотреть, насколько ребенок сможет справиться с ней. Детский труд в детском саду - это лишь игра.

Процесс ознакомления

Обучение может начинаться с самых простых заданий. Детский труд в детском саду не должен вызывать негативную реакцию.

От воспитателя и родителей зависит то, будет ли ребенок любить работу, сможет ли он стать хорошим помощником. Самое главное, чему его обучают, - ценить результаты деятельности других.

Главные в детском саду

Задавая детям что-нибудь выполнить, воспитатель должен действовать согласно установленным правилам и не превышать полномочия.

Самый популярный труд в детском саду осуществляется в форме игры. Так малыши развиваются. Это может быть:

  • на природе;
  • хозяйство;
  • работа руками, сюда же можно включить и художественный труд в детском саду.

Бывают и разные формы того, как можно выполнять поставленные задачи:

  • коллективно;
  • поручение;
  • назначенные на определенный день дежурства.

Поручение

Лучше всего поручения подходят для младших групп в детском саду. Они обычно несложные и заключаются в коротких просьбах преподавателей принести какой-то предмет, поправить что-то и так далее. Тем не менее, поручение может практиковаться и в более взрослом возрасте.

Индивидуальные задания дают ребенку ощущение важности. Обычно дети в самых младших группах не настолько самостоятельные. Работа в коллективе будет только сбивать их. Малышам нужны четкие указания и разъяснения, а также похвала старшего за детский труд в детском саду.

Поручения также нужно преподносить в игровой форме. И не важно то, что в итоге получается. Если процесс не заинтересует детей, они не будут трудиться.

Дежурства

Этот вид занятий можно начинать во второй младшей группе, и желательно со второго полугодия.

Они предусматривают определенную самостоятельность детей, а также работу в небольшом коллективе. Кроме того, задания выполняются систематически. Благодаря назначенным датам дежурства ребенок приучается к ответственности.

Такой подход помогает небольшими темпами обучаться тому, как важен коллективный детский труд в детском саду. Малыши пока еще отчитываются перед воспитателем.

Коллективный ручной труд в детском саду

В старших и дошкольных группах самой подходящей считается работа в коллективе. Благодаря такому труду ребенок может проявить себя. Будет видно и то, как легко он переключается с одного вида деятельности на другой, и как при этом его воспринимают сверстники.

Каждый воспитанник зависит от работы другого. Таким образом, они сами себя подталкивают к действиям.

В ходе коллективного труда дети учатся уважительно обращаться друг к другу, терпению, помощи, а также дисциплине. Дошкольники сами могут распределить обязанности и выполнять то, что будет по их силам.

Чем хорош труд?

При помощи труда дети могут развивать свои умения, моторику. Они становятся крепче физически. Движения постепенно становятся более умелыми. Координация налаживается.

К тому же каждое задание способно предоставить детям определенный навык. Во время ухода за живым уголком они усваивают то, как правильно обращаться с питомцами. В играх с пластмассовым игрушечным молотком узнают то, как следует им работать. Дети обучаются и тому, что позже обязательно пригодится им дома.

Ручной труд в детском саду можно организовать так, чтобы он стал познавательным. К примеру, собирая яблоки во дворе в маленькое ведерко, ребенок может считать их или же это за него будет делать воспитатель всякий раз, когда он положит в ведро новый фрукт.

Чтобы организовать работу правильно, нужно составить учебный план на год. Как правило, в детских садах он согласовывается с дирекцией, которая, в свою очередь, ориентируется на законодательство страны. Кроме общих правил, есть и вполне очерченный круг допустимых и недопустимых действий. Охрана труда в детских садах - это самый главный документ, который должен знать наизусть каждый педагог.

В план записываются не только возможные задания для воспитанников, но также и ожидаемые результаты. При выполнении поставленных задач ребенок не должен пострадать. Воспитатель обязан наблюдать за тем, как именно выполняется работа.

Во время упражнений на свежем воздухе детей нужно соответствующе одевать. Каждое задание должно быть выбрано по погоде. Все детали также должны быть просчитаны, чтобы было найдено оптимальное Труд может быть разным.

Воспитатель выбирает время, когда дети более активны. Перед дневным сном им дают час для отдыха.

Также следует замечать и то, насколько ребенок проявляет активность. Если он ждет напоминаний, не хочет ничего делать самостоятельно, следует переключиться на другой вид деятельности, а также заинтересовать его.

Дети любой возрастной группы лучше работают в том случае, если перед ними игровая задача. Они могут устраивать соревнования с небольшими призами, решать загадки при помощи подсказок, что будут даваться им за выполненное дело.

К каждому ребенку нужно найти свой отдельный подход. Одному будет достаточно поставить задачу и ожидать результатов, другому потребуется время и демонстрация того, что нужно делать. У одного ребенка уйдет полчаса на его работу, у другого целый день.

Обычная похвала вроде «так держать», «молодец» не будет иметь должного эффекта постоянно. Воспитатели должны разработать различные варианты поощрения за проделанный труд. Ведь и у взрослых может пропасть желание трудиться без дополнительной мотивации.

Перед началом трудового воспитания детей нужно провести длительную беседу с родителями. Выяснить их пожелания, объяснить то, как именно малыши будут получать навыки и что они при этом должны сделать. Следует узнать у родителей, нет ли каких либо возражений с их стороны, а также не возникнут ли с этим проблемы.



Рассказать друзьям