Ребенок ничего не хочет есть: как вернуть интерес к еде? «формирование пищевого поведения.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Здравствуйте!

Было несколько писем от мам с маленькими детками о начале прикорма и с чего его лучше начинать, поэтому поговорим об этом. Даже если малыш старше – прочтите, т. к. иногда корни сложностей в питании лежат именно в начале пути.

«Мой вопрос заключался вот в чём: к 8 месяцам у ребёнка так и не проснулся пищевой интерес. Когда я сажусь кушать, всегда беру её с собой (или на колени, или в свой стульчик рядом, или просто на пол в кухне), она сидит смотрит, играет с игрушками и никакого интереса к еде не проявляет. Впервые дала попробовать свою пищу в 6 с лишним месяцев, начинала с каш, которые сама кушаю, супчики.

Если даже она что-то кушает, то пробует пол ложки, кривится и дальше закрывает рот руками и есть отказывается. Такая реакция на любую взрослую еду, даже на сладкое:)

Пробовала вообще ничего не давать и не трогать на протяжении трёх недель, ничего не изменилось.
Может пососать курагу или яблочко, но не всегда, чаще просто бросает.
Ребёнок полностью на ГВ, соску не сосала, прибавляет в весе и развивается хорошо.
Бабушки бьются в истерике, что я ребёнка голодом морю:)

Собственно, вопрос: это я что-то делаю не верно, раз она до сих пор есть не хочет, или нужно просто дождаться момента, когда у неё психика дозреет до «хочу делать как мама», и тогда пищевой интерес заработает в полную силу?

Ещё раз огромное спасибо!»
Анна

Спасибо за вопрос!

Итак, пищевой интерес – что это?

По большому счёту это проявление двух важных моментов:

  • ребёнок стремится быть ориентирован на взрослого;
  • его пищеварительная система созрела для знакомства с новой пищей.

До 6 мес. мы стараемся кормить только грудью, без лекарств, добавок, ферментов и т. д. Думаю, вы слышали такой термин «исключительно грудное вскармливание» - вот так и нужно постараться сделать.

У большинства детей именно в период между 6 и 7 месяцами появляется желание залезть в мамину тарелку, перехватить ложку или добраться до куска яблока , сушки, груши, если Вы её кушаете при ребёнке. Это и есть пищевой интерес! Ребёнок буквально сигналит – «ХОЧУ! Я готов! Дай мне тоже попробовать!»

Вот в этот период и оптимально начинать прикорм. Раньше в силу каких-либо личных обстоятельств тоже можно, но лучше всё равно идти маленькими шагами, не заменять грудные кормления прикормом и не стремиться увеличивать порции – иначе аппетит совсем пропадёт.

У детей до года на восстановление пищевого интереса уходит от 2 до 4 недель. Если ребёнок плохо ест в год , то восстановление аппетита займёт от 3 недель до 1,5-2 месяцев! Чем старше, тем сложнее – поскольку уже и социальные факторы накладываются, и характер, и привычки.

Старайтесь сразу всё сделать во время и правильно!

Почему пищевой интерес может не просыпаться?

  1. Возможно Вы ждете очень активных действий от ребёнка, а он у вас по темпераменту тихий - попросил один раз, руку протянул – не дали, ну и ладно – ушёл своими делами заниматься.
  2. Время усаживания за стол.

Лучше усаживаться с ребёнком за стол через 1-1,5 часа от его просыпания и при этом не кормить грудью сразу перед приемом пищи. Грудь - это что? Это и спокойствие, и уверенность, и питание! Некоторых детей грудь может сбивать.

  1. Ребёнок садится за стол всегда только с мамой, вдвоём.

Это на самом деле бич нашего образа жизни. Папа на работе, приходит поздно – когда малыш уже спит. Гости могут заходить редко. И получается, что мама одна должна воссоздать для ребёнка и конкуренцию, и большую общину, и показать, что еда - это ценность.

Для некоторых детей этот момент имеет первостепенное значение. Ребёнок видя маму за одним и тем же действием каждый день не чувствует важности этого события. Да и, если честно, посмотрите как мы едим, когда кушаем одни? Скорее всего быстро, без особого интереса, сильно не украшая и не накрывая стол: поели – убрали - помыли.

Ребёнок ничего толком и не понял!

  1. Внутреннее ожидание от ребенка что «нужно есть…»

На эту тему можно отдельную статью написать, но дети невообразимым образом чувствуют наше внутреннее состояние. Если мы внешне делаем всё верно, как я и рассказываю в курсе, но внутри сидит ощущение и мысль: «Ну когда же ты съешь эту тарелку супа? Почему опять ешь мало?», - не будет прогресса.

  1. Ешьте так, как едите какой-то запрещенный продукт, и не хотите им делиться.

Чтобы полностью прояснить для себя: как, что и в какой последовательности делать, чтобы добиться хорошего аппетита у ребёнка –

На данный момент это лучшее решение!

Что ещё хочется сказать по поводу письма автора:

Слушать и переживать насчёт мнения бабушек не стоит – до года грудное молоко полностью способно обеспечить ребёнка всем необходимым!

НО! При этом не стоит расслабляться, т. к. в период между 7 и 9 мес. ребёнок должен решить очень важную задачу – научиться пережёвывать твёрдые кусочки и глотать их! Если мама пропускает это возраст – могут быть (не обязательно, но могут) сложности с твёрдой пищей.

Мне регулярно пишут мамы, которые вводили прикорм пюрешками и сейчас, когда ребёнку 1 – 1,5 лет, он не может есть твёрдую пищу: давится, плюётся, выталкивает.

Проанализируйте те причины, которые описаны в этой статье, может быть, исправив их, вы уже заметите, что ребёнок с большим интересом смотрит на взрослую еду.

Всему в природе отведено своё время!

Людмила Шарова,

консультант по грудному вскармливанию и введению прикорма.

    nna1 12/05/2009 в 11:07:19

    Большая проблема с едой - совершенно нет пищевого интереса

    Ребёнку год. Не ест ничего вообще. Совершенно. Ни ложечки каши, супа или пюре, ни малейшего кусочка овощей или фруктов, ни печенья, ни хлеба. Если дать, например, бублик - даже не возьмёт в рот погрызть, хотя зубы режутся и он их чешет об пластмассовый бублик-грызачок постоянно... Не пьёт воды, соков или компотов. Зато весь день и ночь - на ГВ.

    Иногда пытаемся ему что-то дать. Делаем большие перерывы. Потом опять пытаемся. Но всё происходит по одному сценарию. После первой крошечной ложчеки начинает орать и плеваться. Потом сцепливает зубы и выкручивается так, что ложку не поднесешь. Если обманом всё-таки запихнуть чуть-чуть, например, пюре - начинает давиться и рвать. :-((((

    Что же нам делать? Ребёнок и так худющий, на одном моем молоке нормально вес не наберёт. :-(((

    • НИЯ 12/05/2009 в 12:29:56

      Я ничего не делала

      пришло время и малышка сама отказалась от ГВ.Хотя у нас была анимия
      Кормила до 1г4м только ГВ без воды и соков и прочей еды.Потом сама потянулась за едой Сидела за столом со всеми и полезла в тарелку к папе.И начала есть.Правда на ГВ у нас вес в год был 13600 .Я для жирности молока ела халву.

      • nna1 12/05/2009 в 14:33:05

        халву я тоже ем, но толку то...

        ждать боюсь - а вдруг у него и в 2 года никакого пищевого интереса не появится?

        • Christina 12/05/2009 в 16:04:17

          я не сторонник молока,

          но пока на ГВ - можно попробовать пить козье молоко - нам повезло - у мужа была возможность через день привозить свежее с хутора - просто начинать пить с небольших доз - чтобы убедиться, что у ребенка нет аллергии на него, да и чтобы привык к жирности. У наших соседей девочка-грудничок так быстро вес набрала - через маму)) тоже были проблемы с весом

          Я - стайер. Бежать долго. Но впереди вижу цель. Да и вокруг ничё так.

          • kris_2005 12/05/2009 в 16:58:14

            ....

            Я тоже за козье молоко

    • Ксюшаша 12/05/2009 в 20:24:56

      нам тоже год и только начинаєм

      чтото кушать, ничево не пем кроме каши (от ГВ отказался в полгода когда попробовал кашу по настоянию врачей)Сейчас по немногу кушаєм яблочко и банан и все, начинаем сосать детскоє печенье. Периодически пробуем чтото новенькое авось повезет.

      N3KRO 12/05/2009 в 18:03:29

      Не трогайте ребенка!!!

      У меня ребенок был на ГВ почти год (всего кормила 1,5 года). Тоже ничем не докармливала и воды не давала. В 11 месяцев педиатры забили тревогу и насильно заставили докармливать (мы тогда в больнице лежали). И я ДУРА послушалась. Если до 11 месяцев ребенок набирал вес хоть как-то, хоть по 200 грамм в месяц... То после начала докорма ВООБЩЕ перестал набирать! Как мы в 11 месяцев весили 7 кг, так до 2,5 и дожили с 7 кг. Ни на грамм меньше. Мне хотелось набить им всем морду за то, что они с нами сотворили. Жаль, что у меня это был первый ребенок и я не знала что могу отказаться докармливать, даже когда врач сидит и смотрит что мы едим.
      Поэтому я вас очень прошу, хотя это конечно ваше личное дело и ваш ребенок. Но не мучайте дитё, они мудрее нас с вами. Детский организм обычно сам знает что для него лучше. Не повторяйте моих ошибок.

      • НИЯ 12/05/2009 в 18:09:54

        полностью согласна,Ольга а какой вес у маліша

        • nna1 12/05/2009 в 21:18:10

          7 кг вес

          Просто ему не хватает уже, он ест каждый 1,5 часа весь день и всю ночь висит на груди. Я уже устала. :-(((

          • N3KRO 12/05/2009 в 21:43:16

            Что говорит гастроэнтеролог?

            • nna1 13/05/2009 в 01:02:41

              да ничего

              мы родились недоношенные

              • N3KRO 13/05/2009 в 02:09:13

                Мы тоже недоношенные.

                Просто я советовала не трогать ребенка при условии, что ему ГВ хватает. У меня ел раз в 3 часа (молоко нежирное совсем было) и чаще не просил. А вот если раз в 1,5 часа, то это слишком часто.
                Гемоглобин у нас тоже - норма наша 106. И два раза уже лежали с гемоглобином 50 на переливании.
                Вот поэтому я и спрашивала что говорит гастроэнтеролог. Когда мы (уже на прикорме) вообще есть отказывались, то нам прописали креон (фермент). Вы знаете, он нас спас.
                И еще вопрос - а не пробовали сцеживаться и из бутылки грудное молоко ему давать? У нас так знакомые делали с вашей проблемой. Ребенок немножко привык сосать из бутылки (свое ведь, родное, мамино), а потом на грудном молоке начали заваривать кашу. Сначала совсем капельку каши добавляли, потом привык и стали больше.
                Просто если он научится из бутылки хоть что-то пить, то можно будет и соки попробовать и т.д.

                • nna1 13/05/2009 в 11:19:57

                  видно нам совсем неопытный гастроэнтеролог попался

                  а как долго вы принимали креон?

                  Каши я ему делаю на своём молоке, да. Не хочет. А из бутылки он даже моё молоко не сосёт.

                  • N3KRO 13/05/2009 в 14:25:57

                    Креон принимали 3 месяца.

                    Он нам наладил стул, убрал газообразование, с которым мы 6 месяцев ничего не могли сделать и наладил пищеварение и вообще желание есть. В общем в нашем случае это была вот та самая волшебная таблетка. Я теперь даже сама его принимаю вдруг чего.
                    А если попробовать уйти на целый день? Я понимаю, что предлагаю драконовские методы, но делать же что-то надо. Уйти и родственники пусть пихают ему бутылку с кашей на вашем молоке (только с очень редкой). Даже если ребенок день поголодает, то ничего страшного не произойдет. Мы так в месяц переходили со сцеживания на грудь. В один день выкинули бутылку и начали есть так. День помучались, а на следующий ребенок начал нормально есть и так до полутора лет.
                    Мой вам совет - ищите "своего" врача. Мы такого педиатра нашли в образе областного нефролога (они ведь все педиатры). Тут надо найти причину. Может нервничает ребенок, может еще что-то... Удачи вам!

Введение естественного прикорма - формирование правильного пищевого поведения ребенка ­начинается с проявления пищевого интереса (5,5-6,5 месяцев).

1 этап - педагогический прикорм (может называться «предприкорм») - от 5-7 до 8-12 месяцев (продолжительность определяется готовностью ЖКТ ребенка).

2 этап - энергетический прикорм (стремление наесться каким-либо продуктом - энергетически значимое количество) - от 8-10 месяцев.

Принципы формирования правильного пищевого поведения.

  • Знакомство с пищей семьи (экологическая ниша)
  • Еда из тарелки матери
  • ГВ и прикорм не связаны друг с другом (по времени или объему)
  • Формирование навыков жевания и глотания (5-9 месяцев - даем жесткую пищу)
  • Формирование информационной базы о съедобности продуктов, их консистенции, температуре, размере и т.п. (от 6 мес. до 1 года 6 мес.)
  • Мать и ребенок - одна пища до 1,5 лет
  • Ловля добычи, а не голод
  • Соревновательность в еде (со всеми)
  • Территория питания
  • Пища в квартире принадлежит маме (или старшей женщине)
  • Нельзя копаться в любой тарелке (после 10 мес. - только в своей)
  • Давать тренироваться разную пищу (консистенция и температура) и столовые приборы Раздельное питание
  • Поддержание чистоты вокруг ребенка
  • Садятся и выходят из-за стола через раковину

Основная задача 1 этапа - мягкая адаптация к новой пище. Кроме того - ребенок учится жевать пищу, учится добывать пищу (кроме материнской груди).

Первый интерес (около 6 мес.) - не голод, а стремление подражать маме (пробует еду из маминой тарелки).

Начало - микродозы, Т.е. объем умещается на кончике ложки, между подушечками большого и указательного пальца мамы или глоток жидкости (налить на дно чашки). За один прием пищи ребенок может попробовать до 5 видов продуктов, а одного продукта - до 3-х микродоз. Обязательное наличие интереса к этому продукту.

Ребенок может сначала все выплевывать. Далее - 1-2-3 кусочка глотает, остальные выплевывает,

и наконец - все глотает. Обязательно дитя должно наблюдать, как едят другие люди - не выплевывают! Можно давать в руку твердые куски, от которых сам много не откусит (морковь, кочерыжка,

сухари, сушки) - обязательно под присмотром мамы! Микропробы даются 3-4 недели. Итог - ребенок знакомится с максимальным рационом семьи и начинает пить из чашки. Дополнительная жидкость не нужна. Есть гр. молоко. Только поддерживаем интерес к маминой чашке. Питье - на дне чашки (1-2 ч.л.). Выпьет - добавить. Постепенно увеличивается количество пищи, крохе позволяют съесть больше. Объем пищи может доходить до 1-3 ч.л. каждого продукта за один присест. Обязательно прикладывания к груди до, во время и/или после приема пищи.

Основная задача 2 этапа - сохранение пищевого интереса у ребенка (8 мес. - 1год 6 мес.) от 6 мес. до 1 года 6 мес. происходит знакомство со всеми продуктами, которые едят в семье в течение года (биологический год).

От 8 и до 11 мес. нужно ограничивать пищевой интерес, чтобы сохранить желание попробовать и добыть еду. Если съел 3-4 ч.л. (до 2 ст.л. допустимо, но не желательно) одного продукта и просит еще, то дайте ему что-то другое. Ребенок выпрашивает кусочки, а мама «делает одолжение» - дает кусочки (часть своей порции). Объем пищи для 12-месячного. малыша обозримый - 1-2 ст. ложки на один прием пищи. Когда начинается энергоприкорм, то изменяется стул (твердый) и поведение (ребенок старается наесться каким-то одним продуктом). Огpaничение в объеме мама делает до года. После 12-14 мес. ребенок, как правило, знает свою норму сам и может вовремя остановиться сам, ведь его этому учили полгода.

Ребенок начинает есть на руках у мамы и из маминой, (если мама сочтет возможным) тарелки (до 10-11 мес.). Ребенок не переедает, т.к. контролируется нагрузка на ферментную систему.

Еда из тарелки мамы:

· наблюдение;

· подражание;

· аналогичные ферменты в кишечнике;

· доступность грудного молока;

· контроль поведения ребенка с едой;

· объяснение «кто тут хозяин», Т.е. мама ест, мамина тарелка, а ребенку делается снисхождение - даются кусочки пищи.

Столовые приборы - 8-11 мес.

Своя тарелка - после отделения от мамы (10-11 мес.). Свое место за столом с 10-11 мес. рядом с мамой (учесть правша или левша мама). Усаживаем на свое место со своей тарелкой каждый раз, как сели кушать - пусть посидит хоть 2-3 мин. (может потом забраться к маме или уйти из-за стола)

Устал, потерял интерес - сразу уносите из-за стола.

Садятся и выходят из-за стола через раковину (моем руки, умываемся).

Все время поддерживать чистоту вокруг ребенка во время еды (разлил, рассыпал, тут же убираем). Лучше это делать вместе с ребенком. Если делает нарочно, то собрать и положить ему в рот - «вот где место для этих кусочков!» Мама доедает куски, которые упали и вообще все, что не доел ребенок, (мама отделяет из своей тарелки, значит пища ее - «воспитание» мамы, чтобы не давала много).

Можно:

Брать рукой, класть в ложку рукой, помогать руками нести ложку.

Докормить ребенка, если мама считает нужным (мягко настоять).

Перемещаться ребенку на пол для еды.

Поглощать пищу, двигаясь (подбегает - берет - убегает)

Нельзя:

Уступать ребенку, если требует много какого-то продукта,

Кормить после того, как ребенок потерял интерес к еде (залог хорошего аппетита),

Играть за столом и т.п., чтобы накормить ребенка (только когда готовится пища, а на столе нет еды), - кормить отдельно (главное - едят взрослые, а ребенок им подражает),

Отвлекать, ругать и наказывать за столом (надо вывести из-за стола, закончив с едой), если разлил, убрать - показать, что все едят аккуратно.

С 6 до 11 мес. Ребенок может наедаться молочными продуктами (преимущественно). После 11 мес. Может отказаться от молочных продуктов. С 9 до 1 года 4 мес. усваиваются продукты, богатые белками.

Основные витамины ребенок получает из грудного молока, если мама кормит правильно и сама не испытывает недостатка в питательных веществах. Раннее введение другой пищи (или ее больших объемов) ухудшает усвояемость питательных веществ из молока. Полноценное усвоение другой пищи только после года.

Помесячное изменение пищевого поведения у ребенка первого года жизни можно посмотреть в книге Цареградской Ж.В. «Ребенок от зачатия до года» стр.242-262 (<<вскармливание»).

1. Начинайте давать другую пищу в 6 месяцев. Прокормив ребенка только грудью до 6 месяцев, начинайте знакомить его со вкусом другой пищи. Продолжайте кормить малыша грудью по требованию.

2. Продолжайте кормить грудью в течение 2 лет или более. Продолжайте кормить грудью так часто и столько, сколько Вы и ваш ребенок хотите этого. Не существует доказательств вреда от кормления после года для ребенка или матери.

3. Применяйте «Внимательный Прикорм». Отвечайте на сигналы голода, которые подает ребенок, и будьте внимательной к его способностям. Помогите и поддержите его. Не используйте силу. Вводите прикорм медленно и терпеливо, экспериментируйте с различными продуктами и их комбинациями, вкусами, консистенцией. Старайтесь, чтобы ребенок не отвлекался, и не отвлекайтесь сами. Смотрите малышу в глаза, много улыбайтесь ему, хвалите его - сделайте прием пищи временем обучения и любви.

4. Готовьте и храните пищевые продукты безопасно. Мойте ваши руки, руки вашего ребенка и посуду перед приготовлением и приемом пищи. Идеально было бы давать только что приготовленную пищу. Если Вы должны хранить приготовленную неохлажденную пищу, используйте ее в течение 2 часов или сохраняйте только до следующего кормления и прогревайте ее полностью. Храните пищу в прохладе в закрытых контейнерах так, чтобы они были чистыми. Избегайте использовать бутылки, потому что их грудного держать чистыми.

5. Постепенно увеличивайте количество предлагаемой пищи. Начинайте в 6 месяцев с небольших количеств, увеличивая объем в зависимости от проявления интереса ребенка, при этом продолжайте часто кормить ребенка грудью.

6. Меняйте предлагаемые пищевые продукты и НХ консистенцию. Отзывайтесь на интересы вашего ребенка и его способность обращаться с различными по структуре и консистенции продуктами. Вначале малыши нуждаются в мягкой пище, но они быстро учатся жевать. К 8 месяцам младенцы способны есть «пальчиковую» пищу - пищу, которую они могут сами удерживать в руках. К 12 месяцам они обычно могут есть большинство продуктов, которые едят в семье, измельченных или размятых, если это необходимо. Эта пища все еще должна быть богата питательными веществами - «лучшие кусочки с семейного стола».

7. Увеличивайте количество предложений пищи. От 2 до 3 раз в день в 6-8 месяцев и до 3 - 4 раз в день в 9-24 месяца, плюс питательные закуски один или два раза в день, как желательное дополнение к кормлению грудью.

8. Давайте богатые питательными веществами продукты. Давайте мясо, домашнюю птицу, рыбу и/или яйца ежедневно или так часто как возможно. Давайте бобы, горох, чечевицу, ореховую пасту и/или молочные продукты, особенно, если пища не содержит продуктов животного происхождения. Давайте цветные фрукты и овощи ежедневно. Попробуйте не давать «основные» продукты, например, простой рис, овсяную или кукурузную каши, добавьте лучше пищу, богатую питательными веществами типа рыбы, яиц, бобовых или ореховой пасты. Не давайте содовую, сладкие напитки, кофе или чай. Эти напитки заполняют животик и занимают в нем место более питательных продуктов. Если ваш ребенок хочет пить, предложите ему грудное молоко или простую кипяченую воду.

9. Витамины и минералы помогут сохранить здоровье. Давайте малышу разнообразные продукты - так он сможет получить достаточно витаминов и минеральных веществ. Маленькие дети, которые не получают продуктов животного происхождения (вегетарианская или веганская диеты), обычно нуждаются в продуктах с добавлением подходящих витаминов и минеральных веществ, чтобы удовлетворить их пищевые потребности. В зависимости от местных условий, некоторым матерям и детям понадобятся обогащенные витаминами и минералами пищевые продукты или витаминно-минеральные добавки.

10. Кормите грудью чаще, если ребенок заболел. Во время болезни дети могут отказываться от еды и воды. В таком случае грудное молоко ­единственное, что может удовлетворить потребности ребенка в жидкости и питательных веществах. Также предлагайте ребенку ту пищу, которую он любит сам.

6 - 8 месяцев. Исследование пищи и начало прикорма.

Точный выбор времени готовности ребенка к началу введения новой пищи разнится от одного ребенка к другому. Если дети отказываются от пищевых продуктов, нужно попробовать дать им другую пищу на вкус и по структуре. Частое кормление грудью по требованию обеспечивает все потребности в энергии младенцев 6-8 месяцев. С 6 месяцев, два ключевых питательных вещества, которые младенцам требуются в больших количествах, - это железо и цинк.

В начале младенцы нуждаются в мягких пищевых продуктах, которые не требуют жевания ­типа густого пюре, делающееся из овощей, мяса, рыбы, яиц, бобовых. Младенцы, вскармливаемые грудью, уже познакомились со вкусом и ароматом пищи матери через грудное молоко, и исследования показывают, что им, более вероятно, понравятся те пищевые продукты, которые присутствует в диете их матерей. Постепенно количество и разнообразие предлагаемых продуктов может быть увеличено до 2 или 3 раз в день. В этом возрасте нет никаких преимуществ для того, чтобы больше и чаще предлагать другую еду, так как она, вероятно, заместит грудное молоко, что может привести к раннему отлучению от груди.

9-11 месяцев. Едим бо льше.

Поскольку дети привыкают к другой еде, количество предложений пищи может увеличиваться до 3 или 4 в день, с 1 или 2 перекусами, если необходимо. Кормление грудью по требованию должно продолжаться, но для приема пищи может быть полезно установить режим. По-прежнему должно продолжаться знакомство с новой пищей, чтобы расширить разнообразие потребляемых пищевых продуктов (а также и питательных веществ).

12 - 24 месяца. Вход в пищевую нишу семьи.

Около 12 месяцев большинство детей физически способно есть пищевые продукты, подобные тем, которые едят остальные члены семьи. Однако дети всегда должны иметь свою собственную часть пищи, потому что не могут есть с такой же скоростью, как их старшие члены семьи.

Некоторую пищу все еще нужно будет измельчать или толочь.

Пищевые продукты, которых лучше избегать:

Несладкие закуски, типа чипсов и крекеров, имеют бедную пищевую ценность и слишком соленые для маленьких детей. Продукты, содержащие много консервантов и добавок: колбасы, сосиски. Острые, соленые, маринованные продукты. Кондитерские изделия печенье, конфеты, шипучие напитки и колы

обеспечивают энергией, но не содержат питательных веществ (пустые калории). Они могут также привести к кариесу зубов.

Искусственная молочная смесь «с 6 месяцев» или

коровье молоко не является продуктом прикорма для детей на грудном вскармливании.

Что давать Каждый день:

Кормление грудью по требованию плюс …

- «Основной элемент» в питании семьи рис, картофель, пшеница, другие крупы с некоторыми из пищевых продуктов ниже.

Овощи с «основным элементом». (Яркие овощи содержат большее количество питательных веществ, чем бледные).

Фрукты, как закуска и в добавление к основной пище.

Бобовые (бобы, горох, тофу). Особенно когда нет возможности давать пищевые продукты животного происхождения.

Продукты животного происхождения (мясо, домашняя птица, рыба или яйца), если не ежедневно, то как можно чаще, даже в очень маленьком количестве в добавление к «основному элементу».

Молочные продукты (кефир, йогурт, сыр).

Всемирный Союз Содействия Грудному Вскармливанию WABA , Malaysia httD : llwww . waba , orq y

МОО «Ассоциация Консультантов по Естественному Вскармливанию», Москва


Лена
В продолжение темы о прикорме. Пищевой интерес - это когда ребенок интересуется ЕДОЙ в маминой тарелке. В 3-4-5 мес, когда вы его берете за стол, ему интересно ВСЕ, что там находится. В это время надо удовлетворить его желание познакомиться со всеми столовыми приборами (безопасными, ессно, неострыми и небьющимися), которыми дома пользуются во время еды. Купите специальные детские, если у вас все острое и бьющееся (или особо ценное %)). Каждый раз, когда он за столом, и к чему-то тянется, давайте ему безопасные столовые приборы. можно и салфетки %) (не бумажные!) - пусть все изучит. Настоящий пищевой интерес заключается в том, что когда вы ему в очередной раз даете какую-то ложку, ребенок внятно вам говорит - мама, нееееееет! я не это хочу, я хочу то, что у тебя в тарелке! т.е. то, что вы ему предолжили, он выбрасывает или отталкивает, и просит все-таки то что в тарелке, это выглядит совершенно недвусмысленно и это трудно с чем-то перепутать. Если этого нет - то надо развивать пищевой интерес. Возможно, чаще садиться за стол. Ходить в гости, чтобы ели несколько человек сразу, ходить в кафе. В семье, где есть старший ребенок (или два), или на одной территории живут сразу 2 семьи (с бабушками-дедушками) и ребенок регулярно видит, как они едят, как правило проблем с пищевым интересом не возникает. Там возникает другая проблема - интерес есть, а прикорм вводить еще не пора. Если такая ситуация возникает - не берите с собой на кухню когда едите, ешьте пока спит или отвлекайте чем-то. Не надо его дразнить.

Что еще бывает с пищевым интересом - он может угаснуть. Все было отлично, интерес был, начали вводить прикорм, всего дали ребенку напробоваться (не ограничивали ни микродозы, ни объемы, ни кол-во продуктов, или что-то одно ограничивали - а остальное нет), и вдруг в 8-9 мес абсолютно здоровый ребенок вообще перестает едой интересоваться. Он просто всего напробовался, понял что ничего такого эдакого в этом нет, сися лучше, и потерял интерес:) Это ошибки в организации прикорма. В таком случае начинаем с нуля - но уже не с целью особо беречь ЖКТ, а с целью воспитать у ребенка правильное пищевое поведение. В этом случае придется несколько искусственно создавать ему ограничения, изображая небольшой спектакль, что еды мало, еда - ценность, ты не хочешь - хорошо, нам больше будет. Придется немножко поизображать как вам это нравится, что вы едите, и что вы очень рады, что он не хочет - вам все достанется. И ни в коем случае ничего не предлагать, скорее даже жадничать с едой. Спектакль непростой для современного человека, живущего в достатке, но в целом обоснованный - раньше правда так и было, и у ребенка есть определенные ожидания, что-то вроде генетической памяти об этом. Т.е. он ожидает, что еда может быть не всегда доступна и что ее надо ценить, но не встречая подтверждения этому - очень быстро "расслабляется" и вообще теряет к ней интерес. Оно-то вроде и ничего, с одной стороны - сися-то есть, а после двух лет он все равно начнет соображать что когда голод в животе - надо есть, но не всегда до этого времени мама может быть всегда рядом, поэтому нам таки надо научить его кушать, используя природой отведенное время на это. В таком возрасте (и так где-то до 1,5-2 лет примерно) ребенок еще не дифференциирует дискомфорт, связанный именно с чувством голода, и что можно его снять, если поесть кашки - он за снятием дискомфорта идет к сисе. Но сися не будет рядом всегда, поэтому надо чтобы он научился принимать участие в процессах, связанных с едой: мама села кушать - "я с мамой", а не "я в другую комнату".
Примерно понятно?

Некоторые родители детей второго полугодия жизни сталкиваются с тем, что их ребенок очень мало ест или совсем не интересуется «взрослой пищей». Такое бывает и с детьми постарше. Бывает, ребенка ежедневно кормят под мультики или под театральное представление с участием всей семьи. При этом, ребенок сосет грудь или пьет искусственную смесь, вполне здоров и нормально развивается. Эта ежедневная борьба за каждую ложку еды безусловно выматывает родителей. Нелегко в этой ситуации и детям, у которых в результате такого приема пищи может сформироваться негативное отношение к пище. Поговорим сегодня о том, как превратить кормление из пытки в удовольствие.

В случае легкого расстройства здоровья , аппетит вернется к ребенку, как только он почувствует себя лучше. Если ребенок серьезно болен , нужно ребенка прежде всего вылечить. Когда ребенок систематически отказывается от твердой пищи, не прибавляет в весе или даже теряет вес, стал вялым и выглядит болезненным, нужно обратиться к врачу и пройти обследование. В случае нарушения пищевого интереса у здорового ребенка , родители могут сами помочь ребенку сформировать положительное отношение к пище, исправив допущенные ранее ошибки. В этом блоге мы подробнее рассмотрим именно последнюю ситуацию.

Для начала опишу, как без особых усилий возможно сформировать у ребенка интерес к пище. Перед тем как вводить прикорм бывает полезно подогреть интерес ребенка к "взрослой" пище. Для этого, детей 4-5 месяцев и даже младше, берут с собой за стол, чтобы малыши наблюдали за тем, как и что кушает вся семья. При этом родителям предпочтительнее держать ребенка на руках, а не в отдельном шезлонге или стульчике. Затем детям можно дать ложки, чашки, тарелки, чтобы они изучили эти предметы и пробовали пользоваться ими как это делают взрослые. Когда игра с посудой и столовыми приборами уже не удовлетворяет любопытство малыша, ребенок начинает настойчиво тянуться к еде в тарелках взрослых. Это и есть тот самый пищевой интерес - один из признаков готовности к прикорму.

Проблемы с кормлением малышей твердой пищей чаще возникают, если ребенка кормят отдельно от всех остальных членов семьи, в другое время, не дают самому пользоваться ложкой и чашкой, чтобы не испачкался, не разлил. Ребенок учится многому через подражание взрослым и в этакой ситуации просто не имеет образца для подражания, не представляет, для чего все это нужно. Как средство для утоления голода, дети могут не рассматривать пищу до 1.5-2 лет. До этого возраста, некоторые дети кушают твердую пищу из любопытства и подражая взрослым. Поэтому, сокращение кормлений грудью или смесью, чтобы ребенок проголодался, так часто не дает ожидаемого эффекта.

Если пищевой интерес нарушен, помогает пройти всю цепочку заново. Чем старше ребенок, тем меньше времени на это потребуется. Первым делом, все посторонние действия, сопровождавшие ранее прием пищи, убирают. Ребенка берут с собой за стол, в некоторых случаях полезно бывает посадить ребенка на колени к взрослому, а не в детский стульчик. Ребенку дают ложку, чашку, тарелку. Еду только предлагают, но не уговаривают и не заставляют «съесть еще чуть-чуть», если ребенок показывает, что закончил есть. Когда ребенок почувствует, что на него не давят, не пытаются накормить насильно, он сам начнет проявлять больше интереса к пище. При условии, что ребенку дается разумное количество разнообразной подходящей по возрасту и консистенции пищи и возможность выбирать, сколько чего и как съесть, ребенок не будет страдать от недоедания.



Рассказать друзьям