Проблемы образования и воспитания по конту. Проблемы воспитания в образовательных учреждениях Проблемы образования и воспитания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проблема воспитания в литературе часто затрагивалась разными писателями, ведь данная проблема одна из самых важных. Именно воспитание и образование можно назвать настоящим фундаментом в жизни и судьбе каждого человека, поэтому очень важно правильное воспитание и та атмосфера, в которой будет взрослеть человек. Только благоприятная семейная атмосфера позволит правильно поставить цели, выделить приоритеты и построить свое счастье.

Как без воспитания, так и без образования, человек не сможет добиться поставленных целей и не сможет самореализоваться. По этим причинам, проблема воспитания и образования является актуальной во все времена. А чтобы донести ее важность, писатели на примерах героев своих произведений показывают к чему может это привести. Давайте же поговорим о проблеме воспитания, приводя аргументы из литературы для ЕГЭ.

В каких произведениях поставлена проблема воспитания и образования

Если говорить о роли детства в становлении личности, то хорошим примером может оказаться произведение Обломов. Здесь мы видим, насколько губительно может сказаться излишняя любовь к ребенку, когда мать начинает его оберегать, лелея, подобно цветку. Илье Обломову запрещали даже одеваться самостоятельно, за него все делали слуги. В итоге, когда тот вырос, он не смог построить счастливую жизнь. Потому что все также продолжал лежать на диване и ждать пока за него кто-то все сделает.

Очень важно, чтобы в семье были хорошие взаимоотношения между детьми и родителями. У детей не должно быть страха перед родителями, а взаимоотношения между ними стоятся на доверии. Родители должны слышать детей, как и дети своих родителей. В противном случае получится, как в произведении Островского, где мать подчинила всех своей воле. В итоге, дочь постоянно врет, а Тихону ненавистен родительский дом. Между матерью и детьми нет уважения и понимания. Но так не должно быть, и Островский показывает, к чему приводят такие отношения.

Семья — это место, где начинается воспитание и образование детей. А чтобы все было благополучно, дети должны расти в крепких семьях, где царит любовь и дружба. В противном случае, все может завершиться очень плачевно, как в произведении Франсуа Мориак Мартышка. Там ребенок заканчивает свою жизнь самоубийством, считая себя ненужным, не выдерживая извечную атмосферу жестокости и скандалов вокруг себя.

Фонвизин в своей работе показал ошибки родителей, которые сами же и выращивают детей избалованными, невежественными и очень глупыми. Вот только осознание своих неправильных действий и неправильного воспитания часто приходит запоздало. Как в случае с госпожой Простаковой, когда в итоге от нее отказывается собственный сын. А вот в произведении Пушкина

Современное российское образование находится на пороге выбора дальнейших путей своего развития. Начало этому процессу было положено образовательной реформой конца 80-х - начала 90-х годов. Одним из ее результатов стало признание того, что отечественное образование развивается теми же путями, что и школа развитых стран. При этом существующеена Западе уже несколько десятилетий понятие "мировой кризисобразования" получило распространение и в нашей стране. Под этим кризисом понимается нарастающее отставание школы от потребностей стремительно меняющегося совторойполовины XX века общества. Нарастает разрыв ценностей молодогои старшего поколений. Страны, стремящиеся сохранить статусразвитых, должны создавать такую школу, которая позволитсделать конкурентоспособнойэкономику. Западнаяпедагогическая наука предлагает 4 выхода из этого кризиса. Современная школа не в состоянии решать сразу все многообразие задачи социализации молодежи. Поэтому разным школам (их типам и видам), составляющим систему образования, необходимо сделать выбор: развиваться как традиционная школа учебы, как школа подготовки к жизни (школа адаптации), как школа индивидуального развития способностей личности или как школа, готовящая социально-активную личность, способную выжить в условиях современного мира.

Наряду с этим выбором, современная российская школа должна была решить ряд проблем. Среди них просматриваются ориентация на учебу как единственная цель работы школы; авторитарное отношение учителей к учащимся; недостаточная подготовка выпускников к жизни; неготовность к работе с проблемными детьми разных категорий (вплоть до одаренных); разрыв в ценности образования для школы и семьи.

Проводимая практически непрерывно на протяжении последних 20 лет, реформа школы способствовала и достижению в ней качественных изменений:

    появились новые виды образовательных учреждений;

    педагоги, школьная администрация постепенно меняют свое отношение к детям и родителям, видя в них не только объект для своей работы, но и людей, имеющих право на мнение в решении вопросов собственного образования;

    появились варианты для выбора родителями образовательных учреждений, учебных программ, образовательных маршрутов;

    педагогическое творчество (инновационный поиск) стал нор мой, условием существования школ, повысился профессионализм учительства (педагоги высшей категории в среднем составляют 10-15 %), снизились контроль и регламентация педагогического труда органами управления образованием.

Вместе с тем последняя реформа школы шла при явном недостатке внимания к ней со стороны общества (занятого более важными вопросами выживания, экономики, "большой" политики), она стала средством политической борьбы и проводилась в условиях недостатка ресурсов. Инновационное движение оценивается самими педагогами противоречиво. Но самой главной проблемой представляется изначальная неопределенность ценностей, идейных ориентиров, философии дальнейшего развития школы в масштабах страны. Попытки этого выбора делались, но лишь в последние годы (Национальная доктрина образования, комплекс федеральных программ по развитию образования и молодежной политики), по прошествии более чем 10 лет реформирования, неизбежность этого выбора становится очевидной.

Главными проблемами последнего десятилетия в образовании, требующими разрешения сегодня стали:

    фрагментарность наших представлений о преобразованиях;

    недостаток необходимых ресурсов, противоречие между необходимостью выживания школы и осуществлением её преобразования в масштабе страны;

    слабость кадровых возможностей школы, наличие среди учительства большой доли лиц предпенсионного и пенсионного возраста;

    слабое внимание школы к решению воспитательных задач;

    преобладание на уроках обучения при его фронтальной организации, в слабом использовании групповой, индивидуальной форм работы;

    падение интереса к учебе среди части молодежи за время пребывания в школе;

    снижение уровня здоровья учащихся, в том числе из-за учебной перегрузки, создаваемой в образовательных учреждениях;

    недостаточная способность школы организовать педагогический процесс не только для благополучных, но и для социально запущенных детей;

    неясности типологических отличий различных образовательных учреждений;

    перегруженность содержания школьного образования, существование разрыва в деятельности ДОУ, начальной и средней школы, школы и вуза, между сохранением традиционной школы учебы и необходимостью готовить учащихся к изменившимся условиям жизни.

На некоторых из этих проблем необходимо остановиться более подробно.

Общие проблемы развития современной отечественной школы.

Качество деятельности современной российской школы оценивают по-разному. Одни считают, что созданная в советский период система образования была одной из лучших в мире и остается пока на этом высоком уровне. Другие заявляют о глубинных противоречиях современной школы, усилившихся за последние 15 лет, что резко снижает ее качество и перспективы дальнейшего развития. К основным "упрекам" относятся:

    школа недостаточно развивает способности учащихся, что требует ее гуманизации, умения работать не с массой учеников, а индивидуально с каждым;

    советская школа учила качественно далеко не всех, а только тех учеников, кто по разным социальным и личным причинам хотел учиться. Именно последняя группа пополняла ряды студенчества вузов и интеллигенции страны, первая же (выходившая в систему ПТУ, например) не имела отношения к высокому уровню обучения. Иначе говоря, считаясь формально равной для всех учащихся, школа реально уже несла в себе признаки социального расслоения;

    наша школа отличалась авторитарными отношениями педагогов и учащихся, проявлявшимися в монологе педагогов (учитель всегда знает, ученику надо только воспринимать), в воспитательной работе, воспроизводившей педагогический авторитаризм. Поэтому стала необходимой демократизация школьной жизни и педагогической деятельности;

    школа учила (и учит) детей тому, что достаточно оторвано от реальностей жизни, иначе говоря, она не осуществляла социализации учащихся.

В условиях кризиса общества 90-х годов такое положение существовать далее не могло (по крайней мере, для социально незащищенных учащихся, которые не пойдут далее учиться в вузы). Это позволяет говорить сегодня о необходимости научно обоснованного определения целей и содержания обучения для разных типов учебных заведений.

В советский период (да и в дореволюционные годы) в российской педагогической истории формировалось особое отношение школы и семьи. Только школа рассматривалась, как способная осуществлять правильное, подлинное обучение, развитие и воспитание молодого поколения. Семья постепенно утрачивала педагогическую значимость, передавая ее школе, все, более снимая с себя ответственность за воспитание детей. Не удивительно, что когда в условиях современности государственная школа перестала действовать эффективно, в семье (со всеми ее сложностями) она не обрела союзника в борьбе за решение проблем учащихся и системы образования.

Таким образом, школа сегодня осталась без активной поддержки государства и семьи, возложив на себя непомерное бремя ответственности: за качественное обучение, за индивидуализированное развитие детских способностей, за воспитание молодежи. Не удивительно и то, что в последнее годы школа пыталась дистанцироваться от воспитательной работы, мотивируя это свободой выбора жизненных ценностей в обществе демократии, нежеланием навязывать детям какие-либо "правильные" модели поведения. Действительно, трудно сказать, что означает сегодня "воспитанный человек", возможно ли говорить о наличии устойчивых ценностей и стратегий социального поведения. Каковы они? Религиозные, гуманистические, постмодернистские? Мнений много, но только в последние годы проблемы воспитательные начали привлекать большее внимание педагогов, политиков, ученых.

Таким образом, на рубеже веков намечается переход к существенным педагогическим изменениям, касающимся новых смыслов целей и ценностей в работе школы, ее содержания и форм. Но главное в этом изменении - необходимость осуществления единства качественного обучения, индивидуального и коллективного развития способностей и осуществления общего воспитания учащихся. Совместимы ли эти задачи школы, способна ли она взять на себя столь всеобъемлющую ответственность?

Опыт последнего десятилетия показал, во-первых, что невозможно механически отделить обучение и развитие от воспитания, и, во-вторых, что нельзя механически отождествлять воспитание с идеологией эпохи и потому легко отказываться от воспитания.

Школа и современная молодежная субкультура.

На современных российских школьников влияют три социальные тенденции. Во-первых, это преобразования, претерпеваемые страной, которые отражаются на изменениях в ценностях молодого поколения. Изменение общества (рыночная экономика, социальное расслоение, демократические институты, массовая культура) неминуемо вырабатывает совершенно иные социальные условия, что создает и принципиально новые требования к школе. Во-вторых, с большей или меньшей силой, школе всегда приходилось сталкиваться с таким явлением как молодежная субкультура, то есть с особенностями, которые позволяют видеть в молодежи особую социальную группу, со своими лидерами, кумирами, иерархией, разделением на группы, модой, языком, отношением к жизни, психологией. В-третьих, школа должна учесть и то, что, несмотря на все социальные "катаклизмы", в течение последнего десятилетия сохранялся достаточно стабильный рейтинг ведущих молодежных ценностей: здоровье, уверенность в себе (способность "пробиваться" в жизни), любовь, достаток, работа, семья. Современная школа, если она стремиться активно участвовать в формировании молодого поколения России, не может не учитывать эти тенденции.

Норма XIX века - школа готовит будущего интеллектуала, - характерная лишь для элитарной части российского общества того времени, в XX веке становится ориентиром для массового школьного образования. В последние годы этот ориентир уже не единственный. Среди школьников и студентов появились относительно новые группы, отличающиеся своим отношением к образованию - "прагматики", "эмигранты" (только такое образование, которое пригодится для будущей престижной профессии, для работы за рубежом). При этом еще сохраняется значительная часть учащихся, либо ориентированных на получение добротных знаний (будущих интеллектуалов), либо готовых учиться по привычке. Идет социальное расслоение школьников. Их отношение к учебе, школе разное. Сегодня по данным социологов образования только 20 % учащихся ориентированы на прилежную учебу.55 % - прагматики, видящие в ней лишь необходимость в нужных оценках, документах об образовании, в перспективе - в занятии выгодного социального положения.12 % равнодушны к учебе и около 10 %, учиться не хотят ни при каких обстоятельствах (т. н. "негативисты"). В провинции мотивация к учебе выше, чем в крупных городах, но и возможностей меньше.

Школа по-прежнему старается избавиться от "негативистов" и работать для высоко мотивированных к обучению детей. При этом учить ей приходиться все категории.

Современная отечественная школа слабо учитывает детские физиологические и психологические проблемы как проблемы не только социальные, но и собственно педагогические. Показатель общего нездоровья учащихся доходит до 85 % детей, невротического - до 20 %. Различным формам насилия со стороны взрослых подвергается каждый восьмой ребенок. А школьные педагоги не могут действенно помочь детям в решении этой проблемы. Последствия, в виде суицидального поведения и подростковой агрессии, известны. Педагогам давно пора понять, что предметы, учеба, оценки и экзамены совсем не так важны по сравнению со стихийно происходящей сегодня молодежной социализацией - выработкой стереотипов поведения, которые будут руководством и во взрослом возрасте. И основные детские проблемы и трудности, - неуверенность в себе, беспомощность, изоляция в группе, сверхответственность, - решаются именно в школе. В противном случае они станут отравлять человеку (и обществу) жизнь в дальнейшем.

По данным социологов молодежь строит явно нереальные жизненные планы. Молодые люди хотят получения вузовского образования по престижным профессиям (юридическим, экономическим, управленческим, гуманитарным), но не хотят серьезно учиться и не учитывают спрос на них. Они хотят иметь стабильную высокооплачиваемую и престижную работу с комфортными условиями труда (миф о бизнесмене), но не хотят личной ответственности и риска, - непременных атрибутов рыночной экономики. Труд, профессия, работа, интересная сама по себе исчезает из системы молодежных ценностей современной России. Зато появились желание развлекаться, отдыхать, что требует высоко оплачиваемой работы. Налицо противоречие возможностей и потребностей молодого поколения, сформированное стереотипами массовой культуры общества потребления (ничего пока толком не умея, готовы работать только за большое вознаграждение).

Как реагировать школе на эту ситуацию? Принять как данность и пустить все на самотек, продолжать пытаться внушать ценности и представления о жизни предыдущих десятилетий? Или пытаться предупредить, убедить в сложности реализации этих "наполеоновских" планов? Явно, что школе необходим школьный практически ориентированный курс социального образования учащихся. Диалог, способный убедить их в том, что далеко не все взрослые с их поучениями - это "отстой". В исследованиях отмечается недостаток у молодежи патриотизма и гражданственности, ее гражданская незрелость. Желание родиться и жить в другой стране соседствуют с отсутствием желания сделать что-либо общественно полезное. Свойственный части молодежи экстремизм в сочетании с общественно-политическим инфантилизмом, как показывает история молодежного движения, чреват аналогом западного молодежного бунта конца 60-х.

Происходит крах "вечных" ценностей (любовь, семья, исполнение законов). Молодежь изменяет отношение к любви и семье, часто противопоставляя их. Сексуальная революция в России сочетает скоротечность ее как естественного этапа в развитии современного общества и как явления, ставшего объектом коммерции. Сексуальные отношения вне брака не рассматриваются сегодня молодыми людьми как аморальные (75 %), как и семья без детей (35 %). При этом, статистика современных разводов показывает, что происходят они чаще всего именно по причине духовной несовместимости партнеров (84 %), когда семья перестает быть психологическим убежищем человека, а вовсе не по причинам сексуального плана. Кумирами молодежи стали кумиры силы - массовые, низкопробные с точки зрения привычных представлений классической культурной традиции взрослого поколения. Молодежные преступления с их необъяснимой жестокостью, омоложение преступности нельзя объяснить только бедностью определенных социальных групп или свойственным молодежи желанием показать себя, отрицая принятые в обществе правила. Это результат противоречия между сформированными СМИ завышенными потребностями молодежи и ее естественно (в силу возраста, квалификации) недостаточными социальными и профессиональными возможностями.

Не может не беспокоить наркотизация молодежи (10 % населения, из которых 60 % - до 25 лет) и подростковые суициды (70 % из-за конфликтов с родителями, на втором месте школьные проблемы, проблемы общения со сверстниками - на третьем). Молодежную наркотизацию тем более нельзя объяснить имущественным положением их семей.

Современная российская молодежная субкультура вестернизирована, аполитична, контр культурна, но функцию объединения молодежи на основе неких общих ценностей и поведения по-прежнему выполняет (например, молодежный жаргон). Наличествуют частично молодежный национализм и военно-государственный характер восприятия прошлого (опросы показали, что в рейтинге великих деятелей России первенствуют Петр Великий, Иван Грозный, Иосиф Сталин. Великих же деятелей российской культуры для молодежи как бы и не существует).

Молодое поколение все чаще выступает лишь как коллективный потребитель массовой культуры, но не ее созидатель. Эта бездуховность молодежи соседствует с современным религиозным язычеством, особенно проявляющимся в деятельности тоталитарных сект. Исторически существовавшего религиозного "ограничителя" нравственности сегодня в России тоже нет. Нет и единства в государственной молодежной политике, ее стратегического выбора: помогать только социально незащищенным слоям молодежи, или работать со всей молодежью в целом как группой, нуждающейся в особом внимании государства.

Проблемы организации учебного процесса

В отечественной школе последнего десятилетия урок по-прежнему остается основной формой обучения. Естественным ли является такое состояние, не должен ли урок уступить сегодня место иным, более эффективным формам обучения? Не является ли этот факт показателем консерватизма отечественной школы? Или такое положение нормально?

Урок является, несмотря на свой солидный (почти четырехсотлетний возраст), достаточно гибкой формой организации образования. Но современная классификация форм организации учебной работы не намного отличается от тех ее вариантов, которые вырабатывались отечественной педагогической наукой с 30-х годов прошлого века, когда урок, после короткого перерыва 20-х, снова возродился как основная форма обучения. Один из вариантов включает уроки вводные, теоретические, практические, углубляющие знания, их обобщающие, контролирующие и, конечно, комбинированные уроки. Другой предлагает строить уроки на организации индивидуальной, парной, групповой, и фронтальной (со всем классом) учебной работы. Третий отличает урок от активных форм обучения (игр, семинаров, лекций, конференций, самостоятельной и практической работы, экскурсий, элементов театрализации, факультативов). Еще с 50-х 20в годов советская педагогическая наука призывала практиков не увлекаться комбинированным уроком как единственной формой обучения. Однако, известно, что в условиях дефицита учительского времени и сил, комбинированный урок, как требующий минимальной подготовки, используется и поныне.

Существует ли сегодня инновационный урок? Вот одно из его определений (В.И. Андреева): "Инновационный урок - это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменение в цели, содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий". Иначе говоря, под это широкое определение может попасть любой минимально творческий урок. К сожалению, более существенных отличий найти не удается, хотя определение педагогической инновации предполагает именно качественное, глубинное, а не всякое изменение.

Сегодня очень часто учителя пытаются использовать на уроках игру. Но где границы ее применимости, как не превратить игру - дидактическое средство - в развлечение, от которого предостерегал еще К.Д. Ушинский? Нельзя одинаково относиться к деловой игре взрослых или старшеклассников и к игре в начальной школе. Это разные игры в своем психолого-педагогическом основании.

Не так резко, как раньше, критикуется сегодня учеными урок-лекция, требующий особого индивидуального мастерства педагога. Большое количество нового материала в содержании школьного обучения делает лекционную форму актуальной, особенно такие ее варианты, как бинарная, проблемная лекции или лекция в форме пресс-конференции. Лекции чаще используются сегодня при начале (вводные) и завершении (обобщающие) темы.

Современная дидактика рекомендует активнее обращаться к тем формам обучения, которые вызывают дискуссию и требуют от учащихся самостоятельной подготовки (семинары, конференции, диспуты, консультации, экскурсии, зачеты). Необходимым для учителя считается знакомство с коллективным способом обучения (КСО), с организацией исследовательской (эвристической) деятельности учащихся, с методом проектов, педагогических мастерских.

Сегодня много говорят об авторских технологиях и методиках обучения. Технология - нечто среднее между теорией и методикой в смысле перехода от универсальных принципов к индивидуальному авторству. Призывая помнить об индивидуальных особенностях каждого ученика, забывают о неповторимости, артистичности учительского труда и пытаются ее тиражировать под термином "педагогические технологии". Поиск универсально эффективного метода обучения велся со времен Я.А. Коменского, который и выразил это формулой "учить всех всему". Вряд ли наш учитель откажется сегодня от поиска такой панацеи. Но педагогическая теория призывает его сегодня делать ставку именно на собственную профессиональную индивидуальность (главное средство в арсенале учителя - он сам).

Подобное утверждение можно рассматривать как полуправду: с одной стороны, когда материальная база для проведения уроков слаба, такое утверждение звучит саркастически; с другой - однобокое увлечение только техническими средствами (например, компьютеризация учебного процесса, требующая соответственной подготовки педагогов) и методическими приемами вряд ли способно сделать обучение более эффективным. Тенденция отказа от восприятия урока как единственно возможного отражается и в подходах к его анализу. Он становится все менее жестким, аналитик все более пытается встать на позицию учителя, посмотреть на урок как на творческий акт, а не занимать положение контролера со стороны.

Урок сегодня характеризуется не только как способ взаимодействия учителя и ученика, но и как способ взаимодействия учеников друг с другом. Причем, последнему моменту придается даже большее значение. И хотя главным смыслом урока по-прежнему выступает его триединая цель (обучающая, развивающая, воспитывающая), число возможных его этапов увеличилось с 3-4 до 9-10, уже допускается их варьирование в зависимости от тех задач, которые ставит педагог. Но если обратиться к современной педагогической психологии (Н.В. Бордовская, А.А. Реан), то выяснится, что минимальной познавательной эффективностью для учащихся обладает лекция, даже самая интересная (5 %), средней - аудиовизуальные и другие демонстрационные приемы (10-30 %), высокой - дискуссии и практические занятия (50-70 %), максимальной - обучение учащимися друг друга (90 %). Поэтому современная дидактика рекомендует больше внимания уделять коллективному способу обучения и организации взаимного обучения учащихся.

Наконец, последней, известной и активно используемой сегодня дидактической тенденцией является интеграция учебных предметов в образовательные области: внутренняя (естествознание); внешняя (например, химия и история); диалог культур (например, изучение одной страны или эпохи на разных предметах); прикладные интегрированные курсы (например, основы культуры общения).

Проблемы воспитательной работы

Современные теоретические взгляды на вопросы воспитания можно построить по известному принципу "от противного". Под эффективным воспитанием сегодня не понимается воздействие взрослого на ребенка. Современное воспитание не сводимо к набору мероприятий внеклассной работы. Оно не разделяется на самостоятельные направления (физическое, идеологическое, нравственное или школьное, внешкольное, семейное), ибо в реальности это грани единого процесса. Современное воспитание понимается как взаимодействие ребенка и взрослого, предусматривающее их равенство, сотрудничество и совместную жизнедеятельность.

Оно включает несколько уровней его понимания: систему воспитания, созданную в обществе в целом, воспитательную систему конкретного образовательного учреждения и воспитание как конкретные действия отдельных педагогов. Поэтому обучение может включаться, как составная часть, в широко понимаемое воспитание.

Современное воспитание представляет разные подходы к этому комплексу качеств. Человек культуры, человек успеха, общественный человек, человек самореализующийся - пример одного из распространенных сегодня вариантов характеристики человеческого качества. Семьянин, участник группы, гражданин, широко мыслящий человек, сохраняющий неповторимую индивидуальность - в другом варианте. Но, в любом случае, современное воспитание включает две необходимых стороны одного процесса - самореализацию личности в процессе и в результате воспитания, и ее социализацию. Современное воспитание стремится стать единством ценностей, целей, принципов и совместной деятельности детей и взрослых. Методы современного воспитания также должны представлять систему действий, включающую в себя средства воспитания (уроки, мероприятия), его формы (коллективная, индивидуальная, групповая), психологические приемы и потенциал самого педагога или педагогического коллектива, выступающего как единый педагогический организм.

Из практики работы современной школы часто исчезают такие направления работы, как воспитание трудом и краеведческая деятельность. Нет конкретного понимания педагогами функций таких специалистов, как педагог-организатор, старший вожатый, социальный педагог, педагог-психолог, освобожденный и не освобожденный классный руководитель (классный наставник), то есть всех тех, кто может и должен заниматься именно воспитанием. И новые технологии и методики не решают главную воспитательную проблему: частое отсутствие идеи, которая способна объединить педагогический коллектив с детьми, единство ценностей детей и взрослых.

Современное школьное воспитание в его практическом варианте позволяет разделить школы на четыре группы, отражающие существующие на сегодня направления в этой работе:

    Школа интеллектуального воспитания.

    Школа культурно-нравственного воспитания.

    Школа индивидуального развития учащихся.

    Школа общественно-полезного воспитания.

Первая группа ориентирует педагогов и учеников на ценности познания, готовит будущих ученых, интеллектуалов, используя такие формы, как ученические научные общества и кружки, олимпиады и предметные недели. Родители в работе такой школы участвуют только в момент презентации результатов, педагог же напоминает скорее ученого, научного руководителя по своему предмету.

Вторая группа рассчитывает на подготовку человека, проживающего определенную культурную традицию (национальную, эстетическую, историческую, региональную). Идея знакомства, приобщения к какой-либо традиции, культуре связывает учебную и воспитательную работу, объединяет учеников и взрослых. В такой школе часто развиты традиции учебного заведения, корпоративный дух, усилено внимание к внеклассной работе, имеются собственные музей, театр.

Третья группа школ пытается создать для учащегося максимальные возможности для индивидуальной самореализации. Здесь много дополнительных курсов, объединенных в условный блок "Человековедение". Акцент делается на самостоятельную работу и самообразование учащихся. Всячески поощряется талантливость детей. В учебном плане велик этико-эстетический блок. Специализированные классы, как правило, гуманитарного профиля. Родители присутствуют только в момент демонстрации талантов ребенка, педагоги представляют собой не только предметников, но творческие личности.

Четвертая группа школ основана на таких принципах, как всеобщее участие, всеобщая польза; всякая деятельность здесь коллективна. Здесь развито детское самоуправление, поддержка слабых, через ролевые игры идет обучение социальным навыкам. Здесь активно проводятся психологические тренинги и туристские выезды, функционируют детские объединения и проводятся социологические исследования. Именно в такой модели социальная активность части родителей раскрывается и поддерживается. Поэтому, именно эта модель (общественно-активная школа) сегодня нам представляется оптимально состоятельной.

Текст из ЕГЭ

(1)Образованные нам не нужны. (2)Только лишь образованные. (3)Если начинать с вывески, то в ней должна быть отображена иная, более верная суть становления человека. (4)Не министерство образования, а министерство воспитания здоровой, гармоничной личности. (5)Наобразовывали уже мы чиновников, строителей финансовых пирамид, нечистоплотных политиков, преступников, пора уже и понимать, что во главу угла нужно поставить нравственность. (6)Так как ненравственный человек — это не совсем человек, ибо живёт, разрушая общество, то есть вовсе не человек. (7)3ачем он нам такой нужен? (8)И зачем нам сама эта система, что воспитывает обществу преступников? (9)О воспитании, термине, которым лично для себя раз и навсегда заменяю термин ‘образование’, говорить очень тяжело. (10)Велика ответственность перед этой, самой главной, темой, самым главным делом в жизни и деятельности людей. (11)Если учитель не вложит в душу ученика всё лучшее, что выработало человечество, человека не будет. (12)И какое ныне отношение к этому, самому важному для нашего будущего, делу? (13)По расходам из бюджета страны на одного учащегося средней школы в процентах к ВВП мы занимаем аж второе место в мире. (14)Не радуйтесь. (15)Второе место наше — это место от конца. (16)3а нами только африканская страна Зимбабве. (17)Как изменился мир в ответ на такую ‘заботу’? (18)Ныне 800 000 детей школьного возраста безграмотны, более 3 миллионов не посещают школу..

(19)Остальным же стандартное среднее, усреднённое образование сваливается в душу кучей ненужных, обременяющих знаний. (20)Не культивируют каждого индивидуально, как куст, лелея сильные стороны личности, устраняя мягко недостатки, а стригут все кусты одинаково — прямоугольником. (21)Самая лучшая пора года — каникулы, самое лучшее время в школе — перемена, самая большая радость в школе — ура, учительница заболела. (22)Или — меня сегодня не спросили. (23)Отчего? (24)Оттого что душа отворачивается от знаний, потому что не подогревается ни интересом индивидуальным от сродства души с изучаемым предметом, ни видимой очевидной пригодностью этих знаний в будущем. (25)Чувство тошноты появляется по отношению к этим бесконечно впихиваемым в голову серым, усреднённым знаниям. (26)Чувство протеста. (27)Иногда протест проскальзывает в поведении. (28)Объединяет учеников, противопоставляя их педагогам. (29)Убивается любознательность, присущая детям в начале учёбы. (30)Знание тяготит, ибо не обогащает. (31)3атем подрастающему недорослю (душевному, имею в виду, ростом-то он под два метра) попадаются сигареты, пиво, затем иные быстрые способы получения удовольствия, он скатывается до порочных, неправильных привычек, и они ведут по жизни уже до конца. (32)Для познания этот человек уже потерян. (33)Знания его уже не интересуют. (34)Они тяготят — вбила в него школа. (35)Он не стремится к расширению знаний, своего кругозора; выпить, покурить, секс, танцы — только эти источники получения удовольствия, удовлетворения от проживаемой им жизни у него и остаются. (36)Навсегда. (37)Тридцать лет назад услышал, как ведущий передачи ‘Очевидное — невероятное’ сказал: (38)Большая часть знаний, что даёт нам школа, не нужна нам в институте. (39) Большая часть знаний, что даёт институт, не нужна нам в жизни. (40)Вот так, проблему вроде бы понимаем, но с тех лет ничего не изменилось. (41)Но это не означает, что и дальше не нужно ничего менять. (42)Нужно срочно начинать создавать светлый мир будущего уже сегодня.

(По И. Ботову)

Вступление

Знания имеют первостепенное значение для современного человека. Россия во все времена славилась высоким уровнем образования, предоставляемого в школе. Однако в последнее время, в период реформы системы образования, поднимается все больше споров и разногласий по поводу качества полученных знаний, системы их оценивания.

Немаловажным является и вопрос воспитания, становления гармонично развитой личности, максимально подготовленной к жизни в обществе. При решении всех этих проблем огромное значение приобретает образ преподавателя, учителя, и влияние нынешней школы на подрастающее поколение.

Проблема

Проблема качества, актуальности и полезности знаний, неразрывно связанная с проблемой воспитания и образования в современных учебных заведениях, поднимается И. Ботовым в предложенном тексте. Рассматривается роль учителя и школы в целом при становлении человека как личности.

Комментарий

Автор начинает повествование с утверждения, что только лишь образованные люди, при этом не обладающие должным воспитанием, совершенно не нужны нашему обществу. В нем и так хватает бесчестных, преступных индивидов. Поэтому главным лозунгом современного образования должно стать воспитание нравственного, гармонично развитого человека, приносящего стране и своему народу лишь благо.

За воспитание такого человека в первую очередь ответственен учитель, который просто обязан вкладывать душу в своих учеников, отдавать им часть самого себя. Без этого не получится настоящего человека.

Государство не видит столь важной проблемы. Наша страна находится на предпоследнем месте по количеству потраченных на одного ученика денег. После нас только Африка, страны третьего мира. Вследствие этого, сильно упала грамотность, многие просто не посещают школу.

Автора волнует вопрос о том, что нынешняя система слишком уравнивает детей, усредняя их способности и наполняя одними и теми же знаниями. Причем качество этих знаний оставляет желать лучшего. Все вместе приводит среднего человека к чувству отвращения от знаний. Большинство молодежи ищут развлечения совершенно в других областях жизни. Знания их не волнуют, зато алкоголь, наркотики, секс, танцы становятся неотъемлемой частью их жизни, способствуя деградации личности.

Автор сетует на то, что на протяжении нескольких десятилетий ситуация в образовании не меняется: школьные знания не нужны для вузов, вузовские знания – не пригодятся в жизни. Необходимо срочно что-то менять.

Авторская позиция

Автор пытается донести до читателя первостепенное значение для общества идеальной личности, нравственной, всесторонне развитой, образованной. Он призывает к необходимости скорейших перемен, которые обязаны привести к светлому будущему.

Своя позиция

Не могу не согласиться с автором. Образование, действительно, неоднозначно на сегодняшний день. Он сильно упрощено с одной стороны – схематичность, однозначность материала. С другой стороны, появляется множество ненужных предметов – введение второго иностранного языка, планирование введения третьего. Школьные знания иностранных языков настолько поверхностны, что изучение нескольких иностранных будет лишь отнимать время от подготовки к реально необходимым предметам.

Изменения необходимы, но они должны быть максимально обдуманными. И начинать нужно с подготовки преподавательского персонала. Учитель обязан не только нести знания, но воспитывать своим примером.

Аргумент №1

Если у человека присутствует тяга к знаниям, он способен развиваться. Проблема познания поднимается в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». Главной задачей главного героя – молодого недоросля Митрофанушки становится получение знаний. На самом деле, его учителя столь неглубоки, что дают ему лишь поверхностные знания, но он даже это не способен усвоить.

И тут дело не только в преподавателях. Многое зависит и от материнского воспитания Простаковой, которая внушает сыну, что ему образование не нужно. Мы видим, что знания, упавшие в неплодотворную почву, не смогут дать должных плодов. Образование без воспитания теряет половину своей пользы.

Аргумент№2

Если же человек стремится к глубоким знаниям, увлечен наукой и самим процессом познания, он может добиться очень многого. Таким человеком показал себя Евгений Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.

Заключение

Образование играет первостепенное значение для развития человека. Оно создает фундамент для становления личности, формирования жизненных стремлений и убеждений, духовного развития людей.

«ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ географии Фомина Ю.И.

В последние десятилетия учеными актуализируется проблема духовного воспитания подрастающего поколения, и качество российского образования может быть признано одним из самых высоких в мире, если иметь ввиду информированность наших выпускников, однако вопросы духовного воспитания решаются плохо. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению.

Исчезли слова: Добро - как источник радости, мира и согласия в душе.

Покаяние – отречение от зла. Милосердие как милость в сердце. Благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близкими. Люди стали более нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. … Евангелие от Луки

Духовное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. Решение проблемы духовного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. В настоящее время смяты духовные ориентиры и подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, духовно - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается,

окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу духовной нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

духовно - нравственного воспитания.

Ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение духовно - нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах и правилах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Основной функцией воспитания является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром.

*Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Безусловно, ценности личности формируются, в первую очередь, в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где оно обеспечивается всем укладом школьной жизни.

В соответствии с возрастными особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, нужно осуществлять идеи развития духовно – нравственной личности:

И перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

Помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

Научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

Создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

Поощрять самовыражение и уверенность в себе;

Введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

Сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

Проблемы духовно-нравственных ценностей в истории общества не новы, однако каждая эпоха и быстро меняющийся социальный мир выдвигают в них всё новые и более сложные грани.

Бесспорно, что ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно - нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Поэтому закладывать духовные, важные ценности нужно уже с детства. (Перечислить)

Патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,

Семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Здоровье - забота о своем здоровье, формироание привычки к здоровому образу жизни.

труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

Наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

Природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Проблема образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

И вот представлены источники духовного воспитания, которые оказывают влияние на духовное воспитание учащихся:

Страна, семья, природа, общество, малая родина, наука, искусство, многонациональный народ.

Направления духовного воспитания можно разделить на три вида:

«Я и мое здоровье» - это воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование представлений о ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизни, обеспечение благоприятного психологического климата.

«Я и мои ценности» - Воспитание любви и уважение к семье , как основной ценности; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; приобщение к общечеловеческим ценностям; воспитание ценностного отношения ктруду , « Я и моя Родина» - Воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного города района, страны, наполнение конкретным содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество», «родной язык», «моя семья»

«Я и мое здоровье» - Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни - формирует здоровый образ жизни, становление личностных качеств, обеспечивающих подрастающему поколению психическую устойчивость необходимую для эффективной учебной деятельности, здорового образа жизни. Эффективным будет проведение таких мероприятий:

Беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, участие в спортивных соревнованиях, использование здоровьесберегающих технологий, прогулки на свежем воздухе, проведение подвижных игр, внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению, физкультминутки, гимнастика для глаз, дни здоровья, режим дня, информационный уголок здоровья.

«Я и мои ценности. Семья.» - Все эти действия со стороны государства, церкви, образовательных структур, конечно же, имеют свое огромное значение, но самым важным, на мой взгляд, во всей этой сложной структуре в воспитании Личности является её основа - семья. Часто педагоги горько шутят: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Поэтому считаю эффективным проведение таких мероприятий:

Познавательные беседы о семье, «День Матери», праздники с участием родителей, Информационный стенд для родителей, творческие проекты «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Моя школа».

«Я и мои ценности. Труд»- Беседы о профессиях родителей, уголок дежурств, трудовые поручения, взаимопомощь, знакомство с профессиями, чтение художественной литературы, работа с пословицами и поговорками, школьные субботники, сюжетно-ролевые игры по мотивам профессий, хозяйственно-бытовой труд.

«Я и моя Родина» -

Можно отметить роль церкви в воспитании подрастающего поколения. Потому что церковь направляет человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. И проведение таких мероприятий

Конкурсы стихов и рисунков на патриотические темы, посещение библиотеки, совместные праздники с родителями «День Победы», «День защитника Отечества», праздники посвященные русским обычаям и традициям: «Масленица», «Рождество», «Новый год», «Пасха», Экскурсии по памятным местам города, посещение краеведческого музея, беседы, чтение книг о подвигах, доблести и славе русского народа, проекты «Моя Родина Россия», встречи с ветеранами.

«Родина . Природа» - Участие в конкурсе поделок и букетов из природного материала, экскурсии в природу, изготовление кормушек и подкормка птиц, участие детей и родителей в акции по защите и охране окружающей среды-посадка деревьев, просмотр видеофильмов о природе, рассматривание картин и иллюстраций, участие в конкурсах стихов и рисунков о природе.

Условия духовно-нравственного развития учащихся:

1. Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении.

Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.

2. Взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.

3. Повышение педагогической культуры родителей через проведение родительских конференций, собраний-диспутов, встреч за круглым столом.

Таким образом, решение проблем формирования духовно-нравственной культуры у детей и подростков видится в следующем:

1. Целенаправленное взаимодействие с религиозными и общественными организациями.

2. Решение кадрового вопроса. Введение ставок школьных психологов при школе.

3. Развитие системы дополнительного образования именно на базе школы.

4. Исключение сугубо знаниевого подхода к образовательному процессу. Образование – это, прежде всего, воспитание. 5. Усиление государственной политики в области экологического контроля.

Таким образом, говоря о данной проблеме, ее причинах и путях решения можно сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да, проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно -педагогической работе семьи, политической системы, церкви, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

Духовно – нравственный портрет ребенка.

Добрый, не причиняющий зла живому, Честный и справедливый, Любящий и заботливый, Трудолюбивый и настойчивый, Творящий и оберегающий красоту мира, Стремящийся к знаниям и критично мыслящий, Смелый и решительный, Свободолюбивый и ответственный, Самостоятельный и законопослушный, Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой, Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам, Патриотичный (готовый поступиться своими интересами), Толерантный (уважающий других, не похожих на него). Духовно-нравственное состояние россиян, рост негативных явлений таковы, что будущее нашей страны становится непредсказуемым. Это заставляет общество и даже людей, далеких от веры, задуматься о насущной необходимости восстановления духовно-нравственного потенциала людей. Явный приоритет приобрели материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, изменению ценностных ориентаций, и, как следствие, к искаженному пониманию категорий добра и зла.

Под

А.С. Макаренко, А.С. Макаренко

– техника дисциплины;

– техника самоуправления;

– техника наказания.

Субъекты и объекты педагогического проектирования.

Начнём с субъектов . Именно они являются активными участниками проектной деятельности. Прежде всего, здесь стоит оговорить, что в педагогическом проектировании субъектами становятся как взрослые, так и дети.

В зависимости от вида и цели проектной деятельности субъектами могут выступать:

Учебные и творческие группы

Коллектив общеобразовательного учреждения

Профессиональное или сетевое сообщество

Менеджеры образования

Педагогический коллектив учреждения.

Объектами педагогического проектирования являются:

Личностный потенциал преподавателя;

Система педагогического образования;

Педагогическая ситуация;

Целостный педагогический процесс (единство целей, содержания, форм, методов, средств и приёмов).

Педагогических проектов на стадии конструирования.Содержание

Система педагогического образования в нашей стране представлена сегодня в виде проекта многоуровневого образования.

За основу её проектирования взяты стандарты высшего (или среднего) специального образования. Стандарты отражают три основных блока профессиональной подготовки преподавателя:

- общекультурный (философия, логика.политология, социология, культурология, язык и т.д.);

- психолого – педагогический ;

- предметно – методический (введение в специальность и т.д.).

3. Проектирование педагогических систем, процессов и ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Она реализуется как ряд последовательно следующих друг за другом этапов. По сути, проектирование в этом случае воплощает общую идею в детально описанные конкретные действия.

Как осуществляется проектирование педагогического процесса ?

Проектирование педагогического процесса традиционного, классического урока может выглядеть следующим образом:

Чётко сформулированная тема урока;

Конкретное определение цели урока;

Выделение образовательных задач в соответствии с темой и целью урока;

Определение оборудования, необходимого для эффективности урока (наглядность, звуковой ряд сопровождения урока и т. д.);

Определение основного хода урока;

Выводы по теме;

Творческое задание на дом;

Подведение итогов урока – выяснение у детей, что им понравилось, что заинтересовало, кто активно работал и т. д. Благодарность детям за хороший урок.

Давайте рассмотрим также пример проектированиявнеурочного воспитательного мероприятия. Его проект будет примерно выглядеть следующим образом:

Тема мероприятия

Определение места проведения, его оформление

Сценарий вечера

Заключительный этап вечера (то, что останется на память).

Как осуществляется проектирование педагогической системы ?

Проектирование педагогической системы может осуществляться в нескольких вариантах:

Воспитательный проект работы школы

Проект концепции развития школы

Рассмотрим кратко каждый из этих вариантов.

Воспитательный проект работы школы. Для его разработки необходимо проделать примерно следующую работу:

1. Провести диагностирование школьников и их родителей с целью выяснения того, какой бы они хотели видеть свою школу.

2. Нужно корректно выяснить, дети каких национальностей и конфессий учатся в школе, для того, чтобы определить особенности общения, воспитания, религии и национальности (некорректно отмечать только праздник христианского рождества, если в школе учатся и дети – католики).

3. Разработать проект массовых деятельностных форм, которые бы заинтересовали детей и родителей.

4. Составить совместную программу дел школы.

5. Установить открытые связи школы с другими учреждениями микрорайона, города или области.

Понятие содержания образования и принципы его формирования

Под содержание образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Общие принципы формирования содержания образования

1. Гуманистичности , обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Научности , проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности , заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

4. Историзма , означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности , предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.

6. Связи с жизнью как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой.

7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения.

8. Доступности , определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями промышленного производства.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования . В содержании образования прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

Теории организации содержания образования

Сторонники материального образования разделяют точку зрения Я.А. Коменского, согласно которой основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник, прошедший хорошую школу, должен стать энциклопедически образованным .

Приверженцами материального образования были многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Наряду с несомненными преимуществами материальное образование имеет и недостатки. Это слабая связь между курсами, переполненными учебным материалом, не всегда нужным для развития учащихся. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно преподавать предмет, программы обучения могут составляться только по линейной схеме.

В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставили целью не столько овладение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, их способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считали изучение греческого и латинского языков, математики, при этом недооценивая значение гуманитарных наук для формирования всесторонне развитой личности.

К.Д. Ушинский критиковал теории формального и материального образования, утверждая, что нужно не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями и приучать пользоваться ими в практической деятельности.

Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера: учить детей готовить еду, шить, приобщать к рукоделию и т. д. Вокруг этих утилитарных знаний и умений концентрируется информация более общего характера. Дидактический утилитаризм оказал сильное влияние как на содержание, так и на методы работы в американской школе.

Проблемно-комплексная теория , предложенная польским ученым Б. Суходольским, предполагает изучать отдельные школьные предметы не порознь, а комплексно, делая предметом познавательной деятельности учащихся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из различных областей. Эта теория во многом перекликается с известным в истории педагогики «методом проектов».

Содержание обучения, по мнению польского профессора педагогики К. Сосницкого, должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты. Отсюда название теории – структурализм . Только так можно избежать перегруженности содержания и сократить объем учебного материала без ущерба для качества обучения. В старших классах следует отказаться от принципов систематичности, последовательности и историзма, организуя структуры по логическому принципу. Этот принцип применим лишь при изучении точных предметов.

Словесные методы обучения

Данные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды : рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

1. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической точки зрения рассказ должен:

– обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

– включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

– иметь четкую логику изложения;

– быть эмоциональным;

– быть доступным;

– отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

2. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения.

Использование данного метода требует:

– точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

– последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

– использования сравнения, сопоставления, аналогии;

– привлечения ярких примеров;

– безукоризненной логики изложения.

3. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование .

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими, содержательными.

4. Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

5. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала (обзорная лекция).

6. Работа с учебником, книгой – важнейший метод обучения.

Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным .

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов обучения зависит :

– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

– цели, задач и содержания материала конкретного урока;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– возрастных особенностей учащихся;

– уровня их реальных познавательных возможностей;

– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

– особенностей классного коллектива;

– внешних условий (географических, производственного окружения);

– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.

Актуальные проблемы современного воспитания.

Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем.

В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.

Российская Федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины – и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.

Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ученика в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис, охвативший нашу страну, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем (рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.

Ярким проявлением неблагополучия семьи является рост насилия над детьми, которое имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. По данным статистики, от произвола родителей ежегодно страдают около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а две тысячи кончают жизнь самоубийством. В силу этого поиск путей повышения эффективности семейного воспитания назван в числе приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Дети России» (2003–2006 гг.), что ставит решение данной проблемы в число первостепенных в педагогической теории и практике.

Таковы, с нашей точки зрения, наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от успешного решения которых зависит судьба подрастающего поколения и нации в целом.

3. Понятие "педагогическое проектирование", история его развития.

Под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности учащихся и преподавателей.

Педагогическое проектирование используется каждым педагогом и является его основной и значимой функцией. Это можно объяснить тем, что она является организаторской, гностической (поиск содержания, методов, средств взаимодействия с учениками) и, конечно, коммуникативной.

Под педагогической технологией понимают последовательное движение, которое является непрерывным и все компоненты, этапы, состояния, процессы, явления, участники этого движения взаимосвязаны между собой.

Рассмотрим историю развития педагогического проектирования и технологии. Конструкторские дисциплины, такие как системотехника, метод исследования операций, теория решений, сетевое планирование, эргономика, техническая эстетика, стали началом развития педагогической технологии и проектирования. Все эти дисциплины были построены на основе теорий конструирования, которые тем или иным способом связывают технику и человека.

В отечественной педагогике основоположником теории и практики педагогического проектирования можно по праву считать А.С. Макаренко, который рассматривал воспитательный процесс как своеобразно организованное «педагогическое производство». А.С. Макаренко был против неорганизованного процесса воспитания, следствием этого стало его предложение разработать единую систему воспитания, в конечном итоге он и стал разработчиком педагогической техники. Так как А.С. Макаренко участвовал в разработке системы воспитания, то его предложение было объединить и совершенствовать такие понятия, как:

– техника дисциплины;

– техника разговора педагога и воспитанника;

– техника самоуправления;

– техника наказания.

Для проектирования в человеке, воспитаннике всего лучшего, формирования сильной и



Рассказать друзьям