Положение о порядке регистрации домашних животных. Минсельхоз: учет домашних животных коснется владельцев кошек, собак и даже пчел

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ЗА КАКАШКИ НА ГАЗОНЕ - ШТРАФ ДО 20 ТЫС. РУБЛЕЙ

Законом устанавливаются новые правила выгула домашних питомцев. Если по старому, еще советскому, закону все собаки должны были появляться в местах общего пользования в намордниках и на поводках (соблюдалось это правило или нет - другой вопрос), то теперь намордник отменяется.

Достаточно «вести животное на поводке при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, на детских и спортивных площадках». Каждое животное «на ошейнике или уздечке» должно иметь бирку с телефоном владельца.

Вместо намордника собаководам придется обзавестись совочком: закон обязывает «не допускать загрязнения мест и территорий общего пользования продуктами жизнедеятельности животных». В противном случае «ответственные лица обязаны обеспечить их незамедлительную уборку».

За собачьи какашки на дороге, газоне, площадке теперь грозит немаленький штраф. Первый раз владельца привлекут к административной ответственности и штрафу от 3 до 4 тыс. рублей. Рецидив в течение года будет стоить уже от 10 до 20 тыс. рублей.

Кстати, выгуливание питомца пьяным владельцем грозит штрафом «от одной до пяти тысяч рублей».

Тех, кто забудет внести своего хвостатого любимца в Реестр животных, ждет штраф «от одной до трех тысяч рублей». Правда, на регистрацию животных дается три года с момента вступления закона в силу. Так что даже у самых неторопливых будет куча времени.

Чтобы поставить животное на учет, никаких документов о его покупке не потребуется - достаточно будет на словах назвать себя его владельцем.

Многострадальный законопроект об ответственном обращении с животными, который залежался в думских кабинетах с 1999 года, наконец-то планируют принять этой весной. Чего ждать владельцам собак и кошек, разбирался «Мир Новостей».

Закончить работу над законопроектом потребовал президент России Владимир Путин, заявивший, что «отсутствие норм и правил в этой сфере ухудшает санитарную обстановку, а в отдельных вопиющих случаях выливается в жестокое отношение к животным».

СКОЛЬКО ЖИВОТНЫХ РАЗРЕШАТ ДЕРЖАТЬ? СКОЛЬКО СМОЖЕШЬ!

Закон наконец-то запретит держать в квартирах диких животных - депутаты обещают прописать каждый вид животных конкретно, составив целый список. Но если вы купили дикое животное (например, тигра) до вступления закона в силу - 1 января 2018 года, - то вас никто не будет заставлять от него избавляться.

Многие ждали, что закон ограничит не только виды животных, которых можно держать дома, но и их количество. Однако этого не произошло. Максимальное количество собак и кошек на одну городскую квартиру никак не оговаривается.

«Количество содержащихся домашних животных определяется возможностью обеспечения им надлежащих условий содержания, соблюдения ветеринарных и санитарно-гигиенических норм», - расплывчато сообщает закон.

А вот поселить собаку в будку возле подъезда можно теперь будет только с письменного согласия всех (!) жильцов, зарегистрированных в данном подъезде.

Чтобы безответственные граждане не выкидывали надоевших собак и кошек на улицу, каждое животное будет занесено в создаваемую специально под этот закон государственную информационную систему «Реестр животных».

«В случае отказа от права собственности на животное собственник животного обязан найти животному нового собственника или передать его в приют для животных», - велит закон. Причем содержать бывшего питомца в приюте придется на собственные деньги - принимать бесплатно брошенное животное приюты не обязаны.

ЭВТАНАЗИЮ БЕЗДОМЫШЕЙ ЗАПРЕТЯТ

Самая революционная идея нового закона - запрет на «регулирование численности (популяции) безнадзорных животных путем их умерщвления». Исключение - «необходимость прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом, либо если животное больно бешенством».

Напомним, что сегодня убийство бездомных животных официально запрещено только в двух городах РФ - Москве и Санкт-Петербурге. В Москве животных отлавливают и помещают в приюты, в Питере их стерилизуют и возвращают в места обитания.

Новый закон обязует строить приюты абсолютно все регионы. Строительство должно будет производиться за счет средств региональных бюджетов. Впрочем, если нет денег на строительство, регион имеет право пойти по пути Питера.

Также разрешается передавать отловленных животных «на содержание физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам», отдавать в частные приюты.

Если же животное в процессе отлова «случайно» погибнет, работники отлова будут нести за это ответственность - так прописано в законе. То же самое касается и работников приютов.

Закон прописывает новый статус - «общественный инспектор по защите животных». Записаться в контролеры может любой желающий, «изъявивший желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе». Каждому инспектору выдадут удостоверение.

Инспекторы будут иметь право изымать вещественные доказательства «правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы... в органы государственного надзора». Также им разрешается вести фото- и видеосъемку подобных правонарушений. Впрочем, обычным гражданам снимать правонарушения тоже не запрещено.

Есть в законе и несколько неоднозначных моментов. Так, при продаже животного продавец должен будет выдать покупателю информацию о животном «в письменной форме»: надо будет указать породу животного, описать его характер, привычки и условия, в которых данное животное необходимо содержать.

Дарить животное несовершеннолетнему запрещено. Подарить черепашку теперь можно будет только родителям ребенка, получив при этом с них письменное согласие принять подарок.

Наиболее странной получилась глава о покусах собаками с подозрением на бешенство - законодатели ее основательно замаскировали: «Немедленно сообщать в органы государственного надзора в области обращения с животными обо всех травмах, нанесенных принадлежащим ответственному лицу животным человеку или другому животному, и доставлять указанное животное, нанесшее травмы, в указанные органы для осмотра и карантинирования».

Получилась несуразица: если одна, к примеру, лошадь лягнула другую, то выходит, что ее надо срочно тащить «в органы государственного надзора» и ставить на карантин.

Досье на проект

В соответствии со статьей 2.5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 29; N 30, ст. 3805; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; 2010, N 50, ст. 6614; 2011, N 1, ст. 6; N 30, ст. 4590; 2015, N 29, ст. 4339, ст. 4359, ст. 4369; 2016, N 27, ст. 4160) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; N 32, ст. 3791; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 150; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119, ст. 1121; N 27, ст. 3364; N 33, ст. 4088; 2010, N 4, ст. 394; N 5, ст. 538; N 23, ст. 2833; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251, ст. 4262; N 32, ст. 4330; N 40, ст. 5068; 2011; N 7, ст. 983; N 12, ст. 1652; N 14, ст. 1935; N 18, ст. 2649; N 22, ст. 3179; N 36, ст. 5154; 2012, N 28, ст. 3900; N 32, ст. 4561; N 37, ст. 5001; 2013, N 10, ст. 1038; N 29, ст. 3969; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 4, ст. 382; N 10, ст. 1035; N 12, ст. 1297; N 28, ст. 4068; 2015, N 2, ст. 491; N 11, ст. 1611; N 26, ст. 3900; N 38, ст. 5297; N 47, ст. 6603; 2016, N 2, ст. 325; 2016, N 28, ст. 4741), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2018 г. в части осуществления виды которых указаны в пунктах 1-5 Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержденного приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. N 161, зарегистрированным Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный N 42199 (далее - Перечень), и с 1 января 2019 г. в части осуществления идентификации и учета животных, виды которых указаны в пунктах 6-11 Перечня.

Министр А.Н. Ткачев

Утверждены
приказом Минсельхоза России
от "__" ________ 2016 г. N ____

Ветеринарные правила
осуществления идентификации и учета животных

I. Общие положения

1. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных (далее - Правила) устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (далее - животные), перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений.

2. Идентификации и учету подлежат животные, относящиеся к биологическим видам, внесенным в "Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету", утвержденный приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. N 161 (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный N 42199) за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (далее - животные).

3. Животные подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержден приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. N 161 (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный N 42199).

4. Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации в области ветеринарии, (далее вместе - компетентные органы государственной власти) организуют идентификацию и учет животных в пределах своей компетенции и в соответствии с настоящими Правилами.

II. Идентификатор животного (группы животных)

5. Идентификация животного (группы животных) осуществляется путем присвоения животному (группе животных) уникального буквенно-цифрового идентификационного номера (далее - уникальный номер), который сохраняется в ФГИС в области ветеринарии.

6. Уникальный номер не должен повторяться и представляет собой буквенно-цифровую последовательность, включающую арабские цифры от 0 до 9 и латинские буквы (заглавные и строчные), которая имеет следующий формат:

а) первые два разряда заполняются заглавными буквами - RU, показывающими, что животные подвергнуты учету в Российской Федерации;

б) третий разряд заполняется цифрой:

- (1) в случае, если животное подвергнуто индивидуальной идентификации и не подвергнуто групповой идентификации;

- (2) в случае, если животное подвергнуто групповой идентификации и не подвергнуто индивидуальной идентификации;

- (3) в случае если животное подвергнуто и групповой и индивидуальной идентификации;

в) четвертый разряд заполняется заглавной буквой:

F - в случае, если животное выращивается с целью получения продукции, предназначенной в пищу людям, или продукции; предназначенной для медицинских целей,

В - в случае, если животное содержат с племенной целью;

Р - в случае, если животное содержат как домашнего любимца;

S - в случае, если животное содержат как служебное;

А - в случаях, если животное содержат в качестве спортивного; циркового, для зрелищных целей, либо как предмет коллекционирования;

R - в случае, если животное содержат для научных целей иных нежели племенная работа;

О - в случаях, если животное содержат с иной целью;

г) пятый, шестой и седьмой разряды заполняются последовательностью из цифр и строчных букв, указывающих на биологический вид животного (таблица соответствий приведена в Приложении 1 к настоящему Приказу);

д) восьмой-пятнадцатый разряды заполняются последовательностью цифр и заглавных и строчных букв, представляющей собой индивидуальный или групповой номер животного.

7. Уникальный номер предназначен для однозначного отождествления животного (группы животных) в течение всей его жизни (в течение всего времени существования группы животных).

8. Эмиссию уникальных номеров животных осуществляется во ФГИС в области ветеринарии посредством реализации её соответствующей автоматической функции в режиме реального времени в момент учета животного (группы животных).

Идентификация животных

9. Основанием для идентификации животного является его рождение или ввоз на территорию Российской Федерации.

10. Основанием для идентификации группы животных является формирование этой группы животных.

11. Идентификация животного (группы животных) представляет собой присвоение животному (группе животных) уникального номера.

12. Идентификация животного (группы животных) проводится в сроки, установленные настоящими правилами.

13. Повторная идентификация животного не допускается.

14 Идентификация группы животных, состоящих из животных, входивших в другие группы, допускается.

15. Идентификация животного (группы животных) производится в процессе первичного учета данного животного (группы животных), в процессе которого ФГИС предоставляет лицу, осуществляющему идентификацию животного (группы животных), уникальный номер данного животного (группы животных).

Учет животных

16. Учет животных осуществляется в целях последующей возможности установления соответствия животного (группы животных) информации о нем (о них), содержащейся во ФГИС.

17. Первичный учет животного (группы животных) представляет собой внесение сведений о родившемся или ввезенном в Российскую Федерацию животном (группе животных) (далее - первичный учет животного) во ФГИС, в ходе которого ФГИС генерирует уникальный номер животного и предоставляет его лицу, осуществляющему идентификацию животного (группы животных).

18. Учет животного (группы животных) представляет собой внесение сведений о животном (группе животных), подвергнутых ранее первичному учету, во ФГИС.

19. При первичном учете и при учете животного (группы животных) по желанию владельца (если иное не предусмотрено настоящими правилами) животного производится выдача документа об учете животного (группы животных), который представляет собой свидетельство о первичном учете животного (группы животных) или паспорта животного, а также внесение соответствующих отметок в паспорт животного, при его наличии.

20. При первичном учете животного в состав вносимых во ФГИС сведений в качестве обязательной информации входят:

Уникальный номер животного,

Уникальный номер средства маркирования (если использовалось),

Биологический вид животного,

Дата рождения,

Масть (окрас),

Данные о владельце,

Данные идентификации группы животных (если данное животное идентифицировано в составе группы животных),

Данные о родителях животного (если известны),

Данные генетической идентификации (если проводилась) или месте хранения пробы генетического материала (если отбирался и хранится).

При первичном учете также может вноситься иная информация о животном по желанию собственника (владельца) животного.

21. При первичном учете группы животных в состав вносимых во ФГИС сведений в качестве обязательной информации входят:

Уникальный номер группы животных,

Описание средства маркирования (если использовалось),

Уникальные номер средства маркирования (если использовались),

Фотография тавро (если использовалось),

Описание татуировки (если использовалась),

Биологический вид животных,

Порода (если имеется и известна),

Диапазон дат рождения или возрастная группа,

Дата ввоза в Российскую Федерацию (для ввезенных животных),

Данные о владельце,

Данные о родительской группе (группах) животных (если известны),

Данные о ранее подвергнутых учету группах животных, в которые входили животные, составляющие группу, подвергаемую первичному учету,

Данные об индивидуальном учете животных, входящих в состав группы (если индивидуальный учет проводился)

При первичном учете также может вноситься иная информация.

22. При учете животного (группы животных) в состав вносимых во ФГИС сведений в качестве обязательной информации входят:

a) данные о повторном маркировании (если проводилось),

b) данные об установлении диагноза на заразную болезнь,

c) данные об установлении диагноза на генетическую болезнь,

d) данные о вакцинации,

e) данные о парентеральном и алиментарном применении лекарственных средств для животных,

f) данные об изменении масти,

g) данные об изменении цели содержания,

h) данные об изменении типа содержания,

i) данные об изменении места содержания,

j) данные об изменении владельца,

k) данные о продуктивности,

l) данные о потомстве,

m) данные о вывозе за пределы Российской Федерации,

n) данные о ввозе в Российскую Федерацию,

o) данные об убое животного,

p) данные о гибели животного.

Упомянутые в пунктах b, c, d, e, i, j, m, n, o, p данные в случае их наличия во ФГИС внесению в целях осуществления учета не подлежат и автоматически импортируются программными средствами ФГИС из других модулей ФГИС.

При учете также может вноситься иная информация по желанию собственника (владельца) животного.

Хранение данных об учете и идентификации животных (групп животных)

23. Информация об идентификации и учете животных содержится и обрабатывается во ФГИС.

24. Вносимые при учете животных (групп животных) данные фиксируются в базе данных ФГИС. При этом во ФГИС сохраняются данные о лицах, осуществлявших маркирование (если проводилось), первичный учет и учет, считывание из ФГИС информации о данном животном (группе животных).

25. Структура базы данных ФГИС должна позволять сохранять в ней сведения об уникальном номере, уникальном номере средства маркирования, о типе и характеристиках средства маркирования, о предках, потомках и продуктивности животного, о его виде, породе, поле, масти, внешнем виде, дате рождения (ввоза), месте рождения, о перемещениях животного, его болезнях, пороках развития, генетических дефектах, о результатах диагностических исследований, ветеринарных обработках, применяемых животному ветеринарных препаратах, о собственниках животного, данные о последовательность его ДНК и иную информацию.

26. Идентификатором записи в базе данных является уникальный номер животного (группы животных).

27. Интерфейс управления ФГИС должен позволять производить с его помощью ввод данных учета животных (групп животных), просмотр данных, формирования свидетельства о постановке животного (группы животных) на учет, паспорта животного, выписку по конкретному животному (группе животных), настраиваемых отчетов.

IV. Порядок осуществления маркирования, идентификации и учета животных
Маркирование животного (группы животных)

28. Маркирование представляет собой прикрепление к телу животного, нанесение на тело животного, закрепление на теле животного или введение в тело животного средства маркирования.

29. Допускается использование визуальных (бирка, татуировка, тавро, кольцо, ошейник), электронных (респондер, транспондер), смешанных (сочетание визуального и электронного и иных средств маркирования позволяющих идентифицировать животное (группу животных) средств маркирования.

30. Повторное использование средств маркирования не допускается.

31. Промышленно изготавливаемым средствам маркирования, таким как бирки, со встроенным чипом, респондеры, транспондеры, присваиваются уникальные номера средства маркирования (УНСМ).

32. Информация, наносимая на выпускаемые промышленным способом бирки, используемые в качестве средства маркирования, должна иметь читаемую часть, предназначенную непосредственно для чтения человеком.

Читаемая часть бирки включает уникальный номер средства маркирования и может включать (если иное не предусмотрено настоящими правилами) иную информацию.

Информация, наносимая на выпускаемые промышленным способом бирки, используемые в качестве средства маркирования, может включать машинно-читаемую часть (информация и символы), используемую для считывания с помощью различных приспособлений (технических средств).

Машиночитаемая часть бирки должна включать уникальный номер средства маркирования и может включать иную информацию.

Используемые для идентификации животных бирки должны иметь контроль первого применения, т.е. должны быть сконструированы таким способом, чтобы, будучи закрепленными единожды на теле животного, а затем снятыми, они должны быть не пригодны для повторного закрепления на теле животного.

33. Информация, записываемая в респондеры и транспондеры, включает постоянно хранимую информацию, записываемую в ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) таким образом, чтобы после изготовления устройства ее не возможно было переписать или удалить без разрушения устройства.

Информация, записываемая в респондеры и транспондеры, может, в зависимости от конструкции устройства, иметь обновляемую часть, записываемую в устройство таким образом, чтобы ее можно было дополнять, но не возможно было удалять без разрушения устройства.

Уникальный номер средства маркирования записывается в ПЗУ устройства.

34. Татуировка как средство маркирования, если она используется в сочетании с биркой, респондером или транспондером, может содержать любую информацию, в том числе уникальный номер или его часть.

Татуировка, используемая как единственное средство маркирования, может представлять собой цифро-буквенную последовательность и (или) штрих-код и должна содержать уникальный номер животного в читаемом или машиночитаемом виде.

35. Тавро как средство маркирования, если оно используется в сочетании с биркой, респондером или транспондером, может содержать любую информацию.

Тавро, используемое как единственное средство маркирования животного или группы животных, может представлять собой изображение, знак, вензель и т.п., аналогов которого не зарегистрировано в базе данных ФГИС.

Тавро, используемое как единственное средство маркирования, подлежит фотодокументированию, его цифровая фотография вносится в базу данных ФГИС в момент учета животного (группы животных), или после нанесения тавро, если оно осуществляется позднее, чем первичный учет животного.

36. Уникальные номера средства маркирования сохраняются во ФГИС и однозначно связаны в ней с уникальным номером животного.

37. Изображение тавро, используемого как единственное средство маркирования, сохраняются во ФГИС и однозначно связаны в ней с уникальным номером животного (группы животных).

38. Эмиссию уникальных номеров средств маркирования осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора.

39. Эмиссию уникальных номеров средств маркирования федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора осуществляет по заявкам производителей средств маркирования.

40. Необходимость проведения маркирования, сроки его осуществления и используемые технологии маркирования в зависимости от цели содержания животного и его вида указаны ниже в настоящих правилах.

Крупный рогатый скот

Группы КРС, состоящие из животных, подвергнутых индивидуальному маркированию, индивидуальной идентификации и индивидуальному учету, могут подвергаться групповому маркированию, а также могут подвергаться групповой идентификации и групповому учету.

42. Молодняк КРС, рожденный в Российской Федерации подлежит индивидуальному маркированию в возрасте не позднее 14 дней после рождения.

43. КРС (включая молодняк), ввезенный на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию немедленно после прибытия по назначению, либо ранее - до прибытия животных по месту назначения - на протяжении карантинирования после ввоза, если оно производилось в месте ином, нежели место назначения.

44. Для индивидуального маркирования КРС должны использоваться две одинаковые ушные бирки с одним и тем же уникальным номером средства маркирования, размещаемые на правом и левом ухе, посередине уха с его внутренней части.

45. В случае утери одной из бирок вторая подлежит восстановлению с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок, не превышающий 2 месяцев.

46. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры, транспондеры и тавро.

47. В случае утери обеих бирок животное, для идентификации которого кроме бирок, не был использован респондер или транспондер, а также в случае отсутствия другого способа идентификации и учета животного, позволяющего идентифицировать указанное животное, повторной идентификации и учету не подлежат и направляются на убой. Решение по использованию мяса и иных продуктов убоя от указанного животного осуществляется по результатам предубойного осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы.

48. В случае утери обеих бирок животное, для идентификации которого кроме бирок был использован респондер или транспондер, подлежит повторному маркированию, для осуществления которого на ушах животного закрепляются две новые бирки с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 2 месяцев.

49. По желанию собственника (владельца) животного на подвергнутый учету КРС оформляется паспорт животного или выписку из ФГИС, удостоверенную уполномоченным органом, которые в виде бумажного документа хранятся у владельца животного (ых), а в электронном виде - во ФГИС.

Паспорт на КРС передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Паспорт на КРС передается владельцем животного в учреждение государственной ветеринарной службы субъекта Российской Федерации по месту последнего содержания животного в случае его гибели или убоя.

Мелкий рогатый скот

50. МРС подлежит индивидуальному маркированию, индивидуальной идентификации и индивидуальному учету.

Постоянные группы МРС (гурты, отары, а также животные, содержащиеся безвыгульно в животноводческих предприятиях) могут подвергаться групповому маркированию, а также могут подвергаться групповой идентификации и групповому учету.

51. Молодняк МРС, рожденный в Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию в возрасте не позднее 14 дней после рождения.

52. МРС (включая молодняк), ввезенный на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному или в случае, предусмотренном пунктом 53, групповому маркированию в течение 35 дней после ввоза в Российскую Федерацию.

53. Для индивидуального маркирования МРС должна использоваться ушная бирка, размещаемая на правом ухе, посередине уха с его внутренней части.

На правом ухе не допускается размещение иных бирок.

54. Номер средства маркирования, наносимый на бирку, должен быть читаем с расстояния не менее 1 метра.

55. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры, транспондеры и татуировка

Татуировка наносится с внутренней стороны правого уха и должна содержать уникальный номер животного (группы животных).

56. В случае утери бирки животное, для идентификации которого кроме бирки не был использован респондер, транспондер или татуировка, повторной идентификации и учету не подлежат и направляются на убой.

57. В случае утери бирки животное, для идентификации которого кроме бирки был использован респондер, транспондер или татуировка, подлежит повторному маркированию, для осуществления которого на ушах животного закрепляются две новые бирки с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 2 месяцев.

58. На подвергнутый учету МРС по желанию владельца животных оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - во ФГИС.

Паспорт на МРС передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Лошади

59. Лошади подлежит индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

60. Жеребята, рожденные в Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету в возрасте не позднее 2 месяцев после рождения.

61. Лошади (включая молодняк), ввезенный на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету в течение 2 месяцев после ввоза.

62. Для индивидуального маркирования лошадей используются бирки (бирка прикрепляется в середине правого уха, с внутренней стороны) с респондерами или транспондерами, таврение (тавро наносят на левое бедро), вживление респондера или транспондера в середину шеи за гривой, внутримышечно, нанесение татуировки на внутреннюю поверхность губ.

63. В случае утери бирки, выхода из строя респондера или транспондера производится ее (его) замена на новое средство маркирования с тем же или иным уникальным номером средства маркирования и повторное маркирование животного в срок, не превышающий 2 месяцев.

64. На подвергнутую учету лошадь оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - во ФГИС.

Паспорт на лошадь передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Верблюды

65. Верблюды подлежат индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

Группы верблюдов, состоящие из животных, подвергнутых индивидуальным маркированию, идентификации и учету, могут подвергаться групповому маркированию, а также могут подвергаться групповым идентификации и учету.

66. Молодняк верблюдов, рожденный в Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету в возрасте не позднее 2 месяцев после рождения.

67. Верблюды (включая молодняк), ввезенный на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету не позднее 2 месяцев после ввоза в Российскую Федерацию.

68. Для индивидуального маркирования КРС должны использоваться две одинаковые ушные бирки с одним и тем же уникальным номером средства маркирования, размещаемые на правом и левом ухе, посередине уха с его внутренней части.

На правом ухе не допускается размещение иных бирок.

На левом ухе, кроме бирки, используемой для идентификации, может располагаться другая бирка, закрепляемая для иных целей.

Номер средства маркирования, наносимый на бирку, должен быть читаем с расстояния не менее 1 метра.

69. В случае утери одной из бирок вторая подлежит восстановлению с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 2 месяцев.

70. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры, транспондеры и тавро.

71. В случае утери обеих бирок животное, для идентификации которого кроме бирок не был использован респондер или транспондер, повторной идентификации и учету не подлежат и направляются на убой.

72. В случае утери обеих бирок животное, для идентификации которого кроме бирок был использован респондер или транспондер, подлежит повторному маркированию, для осуществления которого на ушах животного закрепляются две новые бирки с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 2 месяцев.

73. На подвергнутого учету верблюда оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животного, а в электронном виде - в ФГИС.

Паспорт на верблюда передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Олени

74. Олени, исключая постоянные группы животных, подлежит индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

Постоянные группы оленей (животные, содержащиеся безвыгульно) могут подвергаться индивидуальным маркированию, идентификации и учету и(или) групповым маркированию, идентификации и учету.

75. Молодняк оленей, рожденный в Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету в возрасте не позднее 2 месяцев после рождения.

76. Олени (включая молодняк), ввезенные на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному или в случае, предусмотренном пунктом 53, групповому маркированию, идентификации и учету в течение 2 месяцев после ввоза в Российскую Федерацию.

77. Для индивидуального маркирования оленей должна использоваться ушная бирка, размещаемая на правом ухе, посередине уха с его внутренней части.

На правом ухе не допускается размещение иных бирок.

На левом ухе может располагаться другая бирка, закрепляемая для иных целей.

78. Номер средства маркирования, наносимый на бирку, должен быть читаем с расстояния не менее 1 метра.

79. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры, транспондеры, которые прикрепляются к ушной бирке или вживляются в середину шеи внутримышечно и тавро, которое размещается на левом бедре.

80. В случае утери бирки выхода из строя респондера или транспондера производится ее (его) восстановление с тем же или иным уникальным номером средства маркирования и повторное маркирование животного в срок, не превышающий 2 месяцев.

81. На подвергнутого учету оленя по желанию владельца животного оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - в ФГИС.

Паспорт на оленя передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Свиньи

82. Свиньи, исключая постоянные группы животных, подлежит индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

Постоянные группы свиней, содержащиеся безвыгульно в свиноводческих предприятиях, исключая постоянные группы животных, содержащиеся безвыгульно в крупных (свыше 5 тысяч голов) свиноводческих предприятиях (далее - Предприятия), подвергаются групповым или индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

Постоянные группы свиней, содержащиеся безвыгульно на Предприятиях, подвергаются индивидуальному или групповому маркированию или не подвергаются таковым и подлежат групповым или индивидуальным идентификации и учету.

Не подвергнутые маркированию свиньи не могут перемещаться в другие животноводческие предприятия (исключая другие площадки, бригады, бойню того же животноводческого предприятия) и не могут передаваться другому владельцу (исключая отправку на убой в составе группы).

Группы свиней, подвергнутых групповому маркированию, идентификации и учету и не подвергнутых индивидуальному маркированию, идентификации и учету не могут реализоваться населению, в ЛПХ и КФХ.

83. Молодняк свиней, рожденный в Российской Федерации, подлежит маркированию в возрасте не позднее 1 месяца после рождения, или перед реализацией населению, в ЛПХ и КФХ, или перед расформированием группы животных.

84. Свиньи (включая молодняк), ввезенные на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному или в случаях, предусмотренном пунктом 85, групповому маркированию в течение 1 месяца после ввоза в Российскую Федерацию.

85. Для индивидуального и группового маркирования свиней должна использоваться ушная бирка, размещаемая на правом ухе, посередине уха с его внутренней части.

На правом ухе не допускается размещение иных бирок.

На левом ухе может располагаться другая бирка, закрепляемая для иных целей.

86. Номер средства маркирования, наносимый на бирку, должен быть читаем с расстояния не менее 1 метра.

87. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры и/или транспондеры и/или татуировки, либо иные способы маркирования, позволяющие однозначно идентифицировать животное и не противоречащие настоящим Правилам

88. В случае утери бирки животное, подвергнутое индивидуальному маркированию, для идентификации которого кроме бирки не был использован респондер, транспондер, или татуировка, повторному маркированию, идентификации и учету не подлежит и направляется на убой, в случае отсутствия другого способа идентификации и убоя животного.

89. В случае утери бирки животное, подвергнутое индивидуальному маркированию, для идентификации которого кроме бирки был использован респондер или транспондер, подлежит повторному маркированию, для осуществления которого на ухе животного закрепляется новая бирка с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 1 месяца.

90. В случае утери бирки животным, подвергнутым групповому маркированию, допускается его повторное маркирование, до момента расформирования группы или ее передачи новому владельцу, или ее перемещения на убой или в новое место содержания.

91. На подвергнутую индивидуальному маркированию, идентификации и учету племенную свинью по желанию владельца животных оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - в ФГИС.

Паспорт на племенную свинью передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Птица

92. Птица, исключая племенную, не подлежит маркированию и подлежит групповым идентификации и учету.

По желанию владельца допускается групповое и(или) индивидуальное маркирование птицы, индивидуальная идентификация и индивидуальный учет.

93. Племенная птица, исключая птицу исходных линий, подлежит групповому маркированию, идентификации и учету.

По желанию владельца допускается индивидуальное маркирование племенной птицы, ее индивидуальная идентификация и индивидуальный учет.

94. Племенная птица исходных линий подлежит индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

95. Молодняк птицы, выведенной в Российской Федерации, подлежит маркированию, идентификации и учету не позднее трехдневного возраста.

96. Птица (включая молодняк), ввезенная в Российскую Федерацию, подлежит маркированию, идентификации и учету в срок не более 7 дней после ввоза.

97. Маркирование птицы производится в срок не более, чем 7 дней после ее идентификации и учета.

98. Маркирование птицы осуществляется путем кольцевания.

Кроме кольцевания по желанию владельца допускается вживление респондеров и транспондеров.

Кольцо должно содержать визуальную информацию об уникальном номере средства маркирования (и)или информацию об уникальном номере. Респондер или траспондер, должен содержать уникальный номер средства мечения (УНСМ) или уникальный номер.

Пушные звери (лисицы, соболи, норки, хорьки, песцы, другие животные семейства Mustelidae, нутрии, енотовидные собаки) и кролики

99. Пушные звери и кролики, исключая племенных, не подлежит маркированию и подлежит групповой идентификации и учету.

По желанию владельца допускается групповое и(или) индивидуальное маркирование животных, индивидуальная идентификация и индивидуальный учет.

100. Племенные пушные звери и кролики подлежит групповому маркированию, идентификации и учету.

По желанию владельца допускается индивидуальное маркирование племенных животных, их индивидуальная идентификация и индивидуальный учет.

101. Молодняк пушных зверей и кроликов, рожденный в Российской Федерации, подлежит маркированию, идентификации и учету не позднее трехмесячного возраста.

102. Пушные звери и кролики (включая млодняк), ввезенные в Российскую Федерацию, подлежит маркированию, идентификации и учету в срок не более 1 месяца после ввоза.

103. Маркирование птицы производится в срок не более, чем 7 дней после ее идентификации и учета.

104. Маркирование пушных зверей и кроликов осуществляется путем вживление респондеров и транспондеров.

Респондер или траспондер, должен содержать уникальный номер животного или группы животных.

Допускается маркирование кроликов путем нанесения татуировки, содержащей уникальный номер животного (группы животных) на внутреннюю поверхность правого уха.

Пчелы

105. Пчелосемьи подлежат групповой идентификации и учету, при проведении которых группой животных считают данную пчелосемью. На каждую пасеку оформляется ветеринарно-санитарный паспорт (приложение N 2 к настоящим Правилам);

Ульи подлежат групповому маркированию, при проведении которого группой животных считают пчелосемью, обитающую в данном улье.

106. Для маркирования ульев осуществляется нанесение индентификационного номера на внешнюю стенку улья.

При этом идентификационный номер улья считается идентификационным номером средства маркирования.

Идентификационный номер должен быть читаемым с расстояния не менее 5 метров.

Наряду с нанесением идентификационного номера средства маркирования, на улей по желанию владельца может наноситься идентификационный номер группы животных, каковой считают пчелосемью, обитающую в данном улье.

В случае использования улья со зрелищными целями допускается нанесение идентификационного номера в любом месте улья.

107. Маркирование осуществляется в срок не более 2 недель после заселения улья.

108. Идентификация и учет пчелосемей, образовавшихся на территории Российской Федерации, проводится в срок не более 3 недель после образования пчелосемьи (роения).

109. Идентификация и учет пчелосемей, ввезенных на территорию Российской Федерации, проводится в срок не более 3 недель после ввоза.

Собаки и кошки

110. Собаки и кошки подлежат индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

111. Щенята и котята, рожденные в Российской Федерации, подлежат обязательной маркированию, идентификации и учету не позднее 3-х месячного возраста.

112. Собаки и кошки (включая щенят и котят), ввезенные в Российскую Федерацию для постоянного содержания, подлежат обязательной маркированию, идентификации и учету не позднее 3 месяцев после ввоза.

113. Собаки и кошки (включая щенят и котят), ввезенные в Российскую Федерацию с целью их последующего вывоза с территории Российской Федерации через промежуток времени более 3 месяцев, не подлежат маркированию, если они были промаркированы в стране происхождения и подлежат маркированию, если они не были подвергнуты маркированию в стране происхождения.

114. Собаки и кошки (включая щенят и котят), ввезенные в Российскую Федерацию с целью их последующего вывоза с территории Российской Федерации через промежуток времени более 3 месяцев, подлежат идентификации и учету, осуществляемому в срок не позднее 3 месяцев после их ввоза.

115. Собаки и кошки (включая щенят и котят), ввезенные в Российскую Федерацию с целью их последующего вывоза с территории Российской Федерации через промежуток времени не более 3 месяцев, не подлежат маркированию, идентификации и учету.

116. В качестве средств маркирования допускается использование вживляемых респондеров и транспондеров, закрепление визуальных средств маркирования на постоянно носимых животным ошейниках, татуировки.

117. Татуировку допускается наносить с внутренней стороны губ и щек, на внутреннюю поверхность левой или правой задней лапы, в области живота и с внутренней стороны уха.

118. На подвергнутое маркированию, идентификации и учету животное оформляется паспорт животного по форме согласно приложениям N 2 и 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащие ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 (далее - Решение N 317). Допускается также оформление паспортов по форме и в порядке, согласованных федеральным органом государственной власти с компетентным органом иной страны.

119. Оформленный паспорт животного в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - в ФГИС.

120. Паспорт на животное передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Рыба и иные животные-гидробионты

Объекту аквакультуры присваивается идентификационный номер, который расценивается как идентификационный номер средства маркирования.

Биологическому виду гидробионтов, содержащемуся в данном объекте аквакультуры, присваивается уникальный номер группы животных.

По желанию владельца может производиться групповое или индивидуальное маркирование гидробионтов.

По желанию владельца могут производиться индивидуальные идентификация и учет племенных и особо-ценных гидробионтов.

122. При присвоении идентификационного номера объекту аквакультуры в ФГИС, кроме указанных выше сведений, заносятся его координаты.

Объект аквакультуры подлежит идентификации до начала его использования.

123. Идентификация и учет биологического вида гидробионтов, содержащихся в данном объекте аквакультуры, производится не позднее, чем в месячный срок после посадки (зарыбления).

124. Для индивидуального маркирования гидробионтов используются вживляемые или прикрепляемые к телу животного респондеры и транспондеры, а также кольца.

125. Респондеры, транспондеры и кольца должны содержать уникальный номер животного (группы животных).

126. Гидробионты не подлежат повторному маркированию.

Приложение N 1

идентификации и учета животных,
утвержденным приказом
Минсельхоза России
от "___"_______2016 г. N____

NN п/п Вид животного Разряды, указывающие на биологический вид животного в целях идентификации
1 2 3
1 Лошади 1aa
2 Ослы 1ab
3 Мулы 1ac
4 Лошаки 1ad
5 Крупный рогатый скот 2aa
6 Зебу 2ab
7 Буйволы 2ac
8 Яки 2ad
9 Олени 3aa
10 Верблюды 4aa
11 Свиньи 5aa
12 Мелкий рогатый скот (овцы) 6aa
13 Мелкий рогатый скот (козы) 6ab
14 Собаки 7aa
15 Кошки 7ab
16 Домашняя птица (куры) 8aa
17 Домашняя птица (утки) 8ab
18 Домашняя птица (гуси) 8ac
19 Домашняя птица (индейки) 8ad
20 Домашняя птица (цесарки) 8ae
21 Домашняя птица (перепела) 8af
22 Домашняя птица (страусы) 8ag
23 Пушные звери (лисицы) 9aa
24 Пушные звери (соболя) 9ab
25 Пушные звери (норки) 9ac
26 Пушные звери (хорьки) 9ad
27 Пушные звери (песцы) 9ae
28 Пушные звери (енотовидные собаки) 9af
29 Пушные звери (нутрии) 9ag
30 Кролики 9ah
31 Пчелы (пчелосемьи) 10a
32 Рыбы 11a
33 Иные водные животные 11b

Приложение N 2

к Ветеринарным правилам осуществления

идентификации и учета животных,

утвержденным приказом

Минсельхоза России

от "___"_______2016 г. N____

Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки

1. Общие положения

1.1. Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки (далее - Паспорт) заполняется на пасеку независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

1.2. Паспорт подписывается Руководителем государственного ветеринарного учреждения и руководителем хозяйства или владельцем пасеки и заверяется печатью государственного ветеринарного учреждения.

1.3. Паспорт является учетным документом, имеет порядковый номер, регистрируется в государственном ветеринарном учреждении в специальном журнале, в котором указываются:

N паспорта;

Ф.И.О. владельца пасеки (у юридического лица дополнительно указывается название организации), адрес;

Даты осмотра;

Количество пчелосемей;

Ветеринарно-санитарная оценка состояния пасеки;

Эпизоотическое состояние пасеки;

Лечебно-профилактические мероприятия;

Особые отметки (дата аннулирования паспорта и др.);

Информационная памятка.

1.4. Паспорт заполняется чернилами кратко, четко и разборчиво представителем государственного ветеринарного учреждения (или лицами, аккредитованными государственной ветеринарной службой на проведение таких работ) после личного обследования пасеки, либо оформляется в печатном виде.

1.5. Обследование пасеки проводят не реже одного раза в год (весной или осенью). Подпись лиц, заполняющих соответствующие разделы, обязательна.

1.6. Паспорт предъявляется при продаже воскосырья и служит документом для выдачи в установленном порядке ветеринарных сопроводительных документов при вывозе (продаже) пчёл и продуктов пчеловодства, а также при вывозе пчел на кочевку.

1.7. Паспорт хранится у владельца пасеки.

1.8. Паспорт подлежит обмену на новый после заполнения граф раздела 4 и при его предъявлении в государственное ветеринарное учреждение.

1.9. Владельцы пасек обязаны не реже одного раза в год представлять ветеринарно-санитарные паспорта пасек в государственное ветеринарное учреждение по месту нахождения пасек для внесения результатов обследования пасеки.

Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки N ________

Выдан_______________________________________________________________

________________________________________________________________

(наименование хозяйства, Ф.И.О. владельца)

в том, что принадлежащая ему пасека в количестве __________ пчелосемей

расположена _______ ___________________________________________________________

(наименование местности, адрес)

____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _____________________________

Ветеринарное обслуживание возлагается на

__________________________________________________________________

(Ф.И.О. государственного ветеринарного специалиста)

Дата выдачи "_______" ______________________ 20____ г.

Руководитель государственного ветеринарного учреждения административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации ________________________________________

____________________________________________________________________ ____________________________

(Ф.И.О., подпись)

Руководитель хозяйства или владелец пасеки __________________________________________________________________

(Ф.И.О., подпись)

__________________________________________________________________

2. Ветеринарно-санитарное состояние пасеки

В произвольной форме описываются:

2.1. Интервалы размещения ульев, наличие окраски, нумерации, предлетковых площадок, подставок и т.д.

2.2. Ветеринарно-санитарное состояние территории пасеки и пасечных помещений, запасных ульев, соторамок, кормушек, холстиков, утеплительных подушек и др.

2.3. Наличие дезинфекционной техники, дезинфицирующих средств, объектов санитарно-гигиенического назначения (в частности, умывальника, мыла, спецодежды, туалетного помещения для пчеловода).

2.4. Сила пчелиных семей, состояние пчелиных маток и расплода, количество и качество кормовых запасов.

2.5. При наличии на пасеках документации, подтверждающей получение пчелиных маток в течение текущего или прошедшего года, указывается порода пчел.

2.6. Должность и подпись.

3. Эпизоотическая обстановка на пасеке

3.1. Предварительный или окончательный диагноз, устанавливаемый ветеринарным специалистом на пасеке или в ветеринарной лаборатории.

3.2. Дата возникновения болезни и возможный источник заражения.

3.3. Дата наложения и снятия карантина (ограничения) и решением какого государственного органа наложен (снят).

3.4. Должность и подпись.

Ф.И.О.

4. Лабораторные исследования

4.1. Объект исследования патологического материала (пчелы, расплод, мёд, перга, воск, вощина, медоносы и т.д.) и результат исследований или диагноз (в случае установления).

4.2. Название лабораторного ветеринарного учреждения, номер экспертизы и рекомендации по лечебным мероприятиям (с учетом чувствительности штаммов возбудителя к антибиотикам и сульфаниламидным препаратам).

4.3. Должность и подпись.

Ф.И.О.

5. Лечебно-профилактические мероприятия

5.1. Лечебные и профилактические обработки, а также дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные и дезакаризационные мероприятия проводятся владельцем пасеки по рекомендации и под контролем государственной ветеринарной службы.

5.2. Должность и подпись.

Ф.И.О.

6. Особые отметки

NN п/п
1 2

Обзор документа

Разработаны ветеринарные правила идентификации и учета животных. Речь идет о домашних животных и скоте.

В отношении лошадей, крупного рогатого скота, оленей, верблюдов и свиней идентификацию и учет планируется ввести с 1 января 2018 г., в отношении мелкого рогатого скота, домашней птицы, собак и кошек, пушных зверей, пчел и рыб - с 1 января 2019 г.

Каждому животному (их группе) планируется присваивать уникальный номер, который будет сохранен во ФГИС в области ветеринарии.

Почти все животные будут подлежать индивидуальным маркированию, идентификации и учету. Исключение - птицы и пушные звери (кроме племенных), пчелы, рыбы. Они будут подлежать групповым идентификации и учету.

Прописывается порядок учета животных и их маркирования.

В октябре прошлого года в Тверской области вступил в силу закон о содержании домашних животных.

Отныне владельцам запрещено появляться с собаками на детских площадках и оставлять их в одиночестве более чем на сутки. Кроме того закон обязывает владельцев выгуливать собак средних и крупных пород в намордниках и на коротком поводке, предотвращать появление нежелательного потомства, убирать за животными и мн. др. Но главное: каждую собаку хозяева теперь должны зарегистрировать по месту своего проживания.

Где и как «узаконить» четвероногого друга, читателям рассказала и. о начальника ГБУ «Западнодвинская станция по борьбе с болезнями животных» Е. О. ЕГОРОВА.

Елена Олеговна, где и как можно зарегистрировать домашнего питомца?

Проводить процедуру регистрации имеют право только государственные ветеринарные учреждения. Западнодвинцам следует обращаться в ГБУ «Западнодвинская станция по борьбе с болезнями животных».

На регистрацию дается шесть месяцев с момента вступления закона в силу, то есть до середины апреля текущего года.

Регистрацию домашнего питомца можно совместить с вакцинацией против бешенства. В сельские населенные пункты сотрудники ветслужбы, могут выезжать по заявлению владельца. Ветеринар осмотрит животное, присвоит номер регистрации, и внесет регистрационные данные в специальный реестр домашних животных Тверской области.

Каждый год животное нужно будет перерегистрировать. Это позволит выявить истинное количество животных и процент привитых от общих заболеваний человека и животных.

Нужно ли регистрировать кошек?

Обязательной регистрации подлежат только собаки. Регистрация кошек остается делом добровольным. Но, необходимо учитывать тот факт, что без документа о регистрации и паспорта с отметкой о вакцинации хозяева не смогут перевозить животное железнодорожным или авиатранспортом.

Елена Олеговна, сколько стоит процедура регистрации животного?

Регистрация проводится бесплатно. Заплатить придется только за бланк паспорта (порядка 10 рублей). Его можно купить в ветеринарном учреждении. В этот документ внесут сведения о дате рождения питомца, породе и отметки о вакцинации. По желанию владельца животному выдадут идентификационный номер - клеймо, жетон на ошейник или чип.

Зачем нужен идентификационный номер?

Идентификационный номер позволит опознать животное. Например, если на улице будет отловлено бесхозное животное с идентификационным номером, мы с помощью созданной в Тверской области базы данных сможем определить его и вернуть законному представителю.

Станет ли обязательным чипирование собак?

Чипирование платная услуга, поэтому она проводится только по желанию владельца животного. Для животного чипирование безболезненно и безопасно. Под кожу внедряют микрочип с номером. По нему можно будет определить всю информацию о «носителе» - кличку, адрес, возраст, полные данные о хозяине. Для этого достаточно навести на место, где размещен чип, специальный считыватель.

Необходимость этого закона мало у кого вызывает сомнения, но кто будет следить за его исполнением и что грозит нарушителям?

Следить за исполнением новых правил будут ветеринарные службы и органы местного самоуправления. В ближайшие полгода наказания за неисполнение закона не будет. Это время дают, чтобы люди привыкли к новым правилам, осознали, что животное это не игрушка и без принуждения начали регистрировать своих питомцев. А через полгода в закон об административных нарушениях внесут изменения и пропишут суммы штрафов.

P. S Как нам стало известно в скором времени в ГБУ «Западнодвинская станция по борьбе с болезнями животных» появится свой электронный сайт (zdsbbj. 3dn.ru). В одном из его разделов будет размещена информация о животных, содержащихся в пункте передержки которые нуждаются в новых хозяевах.

Граждан России взволновала весть о скором введении (начало 2018 года) налога на домашних животных. Некоторые новостные издания и интернет-ресурсы активно подключились к горячей теме, рассказывая о «беспрецедентном законе», который якобы уже вступил в силу (или вот-вот вступит) и грозит немыслимыми поборами всем, у кого дома живёт котик или собачка.

Народ всполошился и даже запаниковал, и среди негодующих голосов затерялись отдельные здравые призывы не спешить и во всём спокойно разобраться.

Как оказалось, закон только обсуждается в Госдуме, и ему ещё предстоит претерпеть кардинальные изменения — после анализа мнений всех заинтересованных сторон, любителей животных, ветеринаров, зоозащитников, производителей и остального неравнодушного населения.

На самом деле, тема эта далеко не нова, законами о домашних животных в Госдуме начали вплотную заниматься ещё в 2010 году, но никак не могут закончить.

Зоозащитники давно уже призывают законодателей довести законодательство о животных до удобоваримого состояния. Предлагали и собственные варианты, но безуспешно.

Дело дошло до того, что президент лично потребовал «оформить цивилизованный порядок обращения с животными». Сделал он это в 2016 году, акцентировав внимание на проблеме бездомных животных и призвав парламентариев ускорить работу по этому резонансному вопросу.

Суть вопроса

Не прошло и года, как парламентарии откликнулись на требование президента. В законе, рассматриваемом в Госдуме, предлагается формализовать отношения человека с домашними животными и привнести в них финансовую составляющую. Это может быть налог, регистрация и чипирование.

Сначала регистрировать придётся только собак и кошек. Данные внесут в базу данных, с указанием характеристик животного и сведений о хозяине.


Ветеринары и зоозащитники настаивают на платной регистрации. С ними солидарны жители многоквартирных домов, особенно те, в чьём подъезде живут агрессивные собаки или с десяток кошек в одной квартире.

Пока парламентарии размышляют, кое-где всё это уже работает — например, в Крыму.

Зарегистрировать собаку здесь стоит 52 руб., в процедуру входит осмотр животного ветеринаром, прививка от бешенства и внесение данных в единый для Крыма реестр.

Владельцу вручают ветеринарный паспорт собаки (надо заплатить 109 руб.), а пёс может получить, по желанию хозяина, металлический жетон или чип (764 руб.).

Самые последовательные сторонники чипирования – зоозащитники, ветеринары и заводчики. Они считают, что собака в обязательном порядке должна иметь чип. Только в этом случае затея имеет смысл и позволит защитить животное.

Если собака потеряется или пострадает, то её легко найти и вернуть хозяину. Если же она набедокурит, то владельцу придётся ответить за то, что плохо за ней присматривал или не воспитывал должным образом.

Что особенно важно, чипированную собаку не выбросишь за дверь, потому что хозяин будет найден и наказан.

Добровольное чипирование практикуется и сегодня, делают его в ветклиниках, при этом данные вносятся в международную сеть.

Мысль о налоге вызывает у российских собаководов и владельцев животных стойкое возмущение, несмотря на то, что во многих странах налоги на собак давно введены и приносят пользу.

В Европе

Немцы платят налог в размере 150-300 евро в год. Если собак несколько, то плата за следующую возрастает. Больше приходится платить и за бойцовских собак – 600 евро в год.

Такой же «прогрессивный» характер имеет налог на собак в Голландии. Если пёс у Вас один, Вы платите в год 57 евро, но каждый последующий обходится уже в 85.

Шведы платят меньше, годовой налог на собаку составляет 50 евро, у швейцарцев – 100.

Для испанцев обычная собака обходится в смешную сумму — 15 евро в год, а потенциально опасная – в 35. Если же Вы взяли её из приюта, то платить налог вообще не нужно. Он не взимается и в том случае, если Ваша собака выполняет социальную функцию, например, работает поводырем.

В Штатах налога на домашних животных нет, эта обязанность возложена на производителей кормов.


Зато практикуется платное лицензирование собак, правда, в некоторых штатах – добровольное. Здесь считается, что владение собакой – не только право, но и привилегия, поэтому бесплатным это удовольствие быть не может.

Расценки по разным штатам разные, но совсем не маленькие, причём оплачивается буквально всё. Для пожилых владельцев обычно применяется скидка.

В Канаде охвачены этим порядком и собаки, и кошки, для всех животных регистрация является обязательной. Если владелец отказывается, то его наказывают штрафом от $240 до $5000, смотря по обстоятельствам.

У соседей

Вопрос упорядочения отношений с животными, видимо, настолько созрел, что даже соседи зашевелились.

Например, белорусы ввели ежегодный налог на собак, поставив его в зависимость от роста пса.

На Украине по улицам городов бегают собачки, украшенные жетонами на ухе, такие замечены в Днепропетровске и в Херсоне. Чипирование ещё не обязательно, но вот-вот станет таковым. Однако налога на животных пока нет.

В России держать рядом с собой животных любят многие, собак насчитывается около 20 млн, а кошек и того больше, 25-30 млн.


Теперь представьте, что все эти особи охвачены платной регистрацией, пусть даже по мизерной крымской цене – 52 руб. Более, чем 2,5 млрд руб. поступят в бюджет! Правда, разово.

Есть ещё и чипирование, которое обойдётся владельцам значительно дороже. Сегодня стоимость процедуры колеблется от 1000 до 4000 руб. , смотря о каком регионе идёт речь (зависит и от статуса ветклиники).

Пока делают его далеко не все владельцы, но ведь можно обязать всех, у кого есть собачки! Получится солидный взнос в государственную казну.

Финансовые службы наверняка оценили и возможные поступления от налога на животных, но эти оценки пребывают только в теории. В ближайшее время, видимо, там они и останутся.

Спекуляции на резонансной теме, петиции

Фейковые новости о налоге на животных взбудоражили граждан, тем более, что тема болезненная. В результате на международной платформе https://www.change.org появилась петиция, призывающая к запрету закона о введении налога на животных в России.

Вообще весь процесс злоключений законов о животных сопровождается бурным обсуждением в обществе. В соцсетях постоянно рождаются новые инициативы, часто они выливаются в петиции. Направление у них разное, оно диктуется интересами авторов.

Зоозащитники, к примеру, уже давно добиваются введения регистрации и чипизации животных. От их имени на change.org размещена петиция с требованием принять, наконец, законы, которые буксуют уже 20 лет.

Слово «налог» всегда вызывает однозначную реакцию – резкий протест. В комментариях и на форумах жители РФ высказывают своё мнение напрямую, безо всякой дипломатии: «О, опять вводят налог по многочисленным просьбам трудящихся!».


И тут же достаётся на орехи депутатам и чиновникам, их склоняют традиционно, независимо от того, о каком налоге заходит разговор.

Что касается непосредственно налога на собак и кошек, то в комментариях нередки слова в его поддержку. Его рассматривают как действенный регуляторный механизм в отношениях между людьми и животными. При условии, конечно, что собранные деньги действительно пойдут на создание приютов, специальных площадок, стерилизацию бездомных собак и прочие меры в этом направлении.

Многие не приветствуют идею налога, но солидарны с ветеринарами и зоозащитниками в том, что регистрация домашних животных должна быть платной. Однако делать это надо в разумных пределах, с учётом социального статуса владельца.

То есть, налог как способ изъятия денег у населения, конечно, вызывает единодушное отторжение. При этом, конкретный вид налога на домашних животных граждане согласны обсуждать, а некоторыми он воспринимается как вещь, вполне полезная.

Депутаты Госдумы после всех согласований примут основной документ, закон «О ветеринарной безопасности домашних животных», и подзаконный акт, «Правила по учёту и регистрации домашних животных». Также рассмотрения ждёт законопроект «Об ответственном обращении с животными».

О налоге на животных речи пока нет вообще. Хотя зоозащитники введение налога для владельцев собак по-прежнему считают необходимой мерой. Они также возражают против добровольности чипирования, настаивают на том, что за регистрацию питомца владелец обязан платить — это позволит разбудить в нём чувство ответственности за свои действия.

В настоящий момент в обсуждаемом законе не указываются никакие суммы, может быть, регистрация даже будет бесплатной. Что касается чипирования, то оно останется платным и, судя по всему, пока добровольным.

Все новшества будут внедрены не одномоментно, для этого предусмотрен переходный период. Здесь резкие движения вредны, поскольку затрагиваются глубинные связи, многосторонние отношения. Но и тянуть нечего, перемены давно назрели.

Животные и люди вынуждены сосуществовать в одном общем пространстве, и его необходимо приспособить к тому, чтобы всем было удобно. Нам без кошки или собаки чего-то не хватает в жизни. Вероятно, тепла, преданности, ласки и просто любви.

Со своей стороны, необходимо руководствоваться напутствием Сент-Экзпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». В этом случае его следует понимать абсолютно буквально, и не роптать, если ответственность эта принимает денежное выражение. Например, форму налога на домашних животных.

Четвероногая паспортизация: как в России хотят контролировать домашних животных

Новый законопроект, поданный в Государственную Думу, в случае принятия обяжет россиян регистрировать домашних животных и введет жесткие штрафы за нарушение правил их содержания. Уже скоро граждан могут заставить гораздо ответственнее относиться к своих домашним любимцам. По крайней мере, этого хотят народные избранники, которые зарегистрировали законопроект, который предусматривает введение в стране учета домашних и беспризорных животных. Авторы документа отмечают в пояснительной записке, что домашние любимцы являются постоянным источником пополнения популяции бездомных животных. Следовательно, очевидным является факт, что регулирование и уменьшение количества бездомных животных возможно только при условии налаженного контроля за численностью, в первую очередь, домашних животных, — уверены авторы документа. Поэтому они предлагают ввести «механизм адекватной ответственности» за ненадлежащее содержание животных.

Учитывая тот факт, что Государственная Дума уже уделяла внимание вопросу защиты животных и был принят закон, который ужесточал наказание за жестокое обращение с животными, — эта инициатива также имеет шанс на поддержку в сессионном зале. Мы выясняли, как изменятся правила содержания животных, если закон будет принят.

Тотальная регистрация

Одной из ключевых норм законопроекта является предложение регистрировать всех животных, как диких, так и бездомных и домашних. И если в первых двух случаях ответственность возлагается на местную власть, то домашних любимцев надо будет регистрировать их владельцам. После регистрации животное получит постоянный идентификационный номер, который нужно будет прикрепить на ошейники, как у собак, так и у котов. Регистрировать придется всех животных старше двух месяцев. Если же человек купил кота или собаку, зарегистрировать их он должен не позднее, пяти дней после их приобретения. В такой же срок необходимо предупредить ветеринарную службу в случае переезда вместе с домашним любимцем.

Регистрация будет не бесплатной — оплатить придется ориентировочно 1000 рублей. Правда льготные категории граждан, общественные организации и приюты, а также те, кто будет забирать животных из приютов, будут лишены необходимости уплачивать регистрационные сборы.

Свадьбы и похороны

Также законопроект предусматривает запрет на разведение домашних животных без породы, и даже породистым любимцам нельзя будет рожать дома. Делать это позволят только в племенных питомниках и кинологических клубах, имеющих лицензию. Все же домашние животные, которые «не имеют породной ценности», подлежат стерилизации.

Жесткие ограничения касаются не только рождения, но и смерти домашних животных. В случае принятия законопроекта похоронить его самостоятельно будет нельзя. После смерти домашнего любимца, владелец должен уведомить об этом свою ветеринарную клинику и сдать тело любимца с паспортом и номерным знаком на его ошейнике. Захоронение собак и кошек можно будет осуществлять только на специальных кладбищах и в крематориях, которые планируют создать за средства местных органов власти. Продажу животных «с рук» без документов также планируется запретить. Купить себе домашнего любимца, согласно законопроекта, можно будет только на основе письменного соглашения, а тех, кто продает их в неустановленных местах, будут наказывать. Наказание будет ждать и тех, кто использует животных для попрошайничества.

Неприкасаемые хвосты

Россиян также хотят обязать регулярно контролировать состояние здоровья собственных любимцев — для этого законопроект определяет обязанность каждого владельца как минимум раз в три года посещать вместе с животным ветеринаров и делать необходимые прививки. Держать животное в надлежащих санитарных условиях также станет обязанностью хозяев в случае принятия закона.

Если же речь идет о собаках, порода которой признана потенциально опасной — среди них ротвейлеры, немецкие овчарки и доберманы, — то их потенциальным хозяевам придется проходить психиатрическое освидетельствование и обучение по уходу за такими животными в кинологическом центре.

Также планируется запретить делать домашним любимцам хирургические операции, которые не будут связаны с предоставлением им ветеринарной помощи. В частности, речь идет об обрезании хвостов, ушей, удаление когтей и зубов и других манипуляций с целью изменения внешности животного. Исключением в этом перечне является только стерилизация домашних любимцев.

Штрафы и полиция

Чтобы заставить граждан выполнять все вышеперечисленные правила, законопроект предусматривает систему штрафов. Так, за использование животных для попрошайничества и разведения беспородных домашних животных или рождение приплода в домашних условиях придется уплатить 5 000 рублей. Отказ от стерилизации животного может стоить владельцу 3500 рублей, а продажа животных «с рук» — от 1000 до 3000 рублей вместе с конфискацией «товара». В случае же повторного совершения этих преступлений это может стоить нарушителю 20000 рублей. Отдельно следует упомянуть, что законопроект предусматривает также штраф за неуборку экскрементов собаки — это может стоить его хозяину от 850 до 1 700 рублей.

Контролировать выполнение новых правил имеет право полиция, которая сможет приходить домой к владельцам животных для проверки того, имеют ли их домашние любимцы ошейники с регистрационным номером, надлежащими являются условия их проживания и не имеют ли они «незапланированной» беременности. Представители полиции смогут не только накладывать штрафы, но и в отдельных случаях забирать животное у ее владельцев до решения суда.



Рассказать друзьям