Почему ребенок кусается и как отучить его от этой привычки? Выражаем чувства правильно. На что обратить внимание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии - преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения - в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале - силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года - оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей - еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре - определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе - преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, - среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки - диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра - любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх - плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту - как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии - хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост - действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы - случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия - депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход - детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание - результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите - базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус - элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же - гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт - действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения - все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей - не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение - признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, - предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте - не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность - это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения - это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, - огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача - поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Что делать, если ребёнок кусается? Как отучить чадо от агрессивных действий? Мы подготовили для вас несколько простых и эффективных советов.

Кусание является довольно распространённым явлением среди малышей в возрасте до двух лет. Однако частое повторение кусания после двухлетнего возраста — сигнал для родителей. Мамам и папам нужно знать, что делать и что предпринять, если ребёнок кусается. Особенно в случае, если это сопровождается агрессивными действиями и настроениями.

Мы намеренно не будем рассматривать причины такого поведения до двухлетнего возраста. Кусание до 24 месяцев — обычное явление среди малышни. А вот о причинах кусания после этого периода поговорим с особым пристрастием.

Почему ребёнок кусается

Существует несколько ответов на вопрос, почему маленькие дети кусаются. Возможно, один из предложенных вариантов объяснит вам поведение вашего крохи в той или иной ситуации.

В возрасте от 24 до 36 месяцев кусанием малыш может демонстрировать собственное раздражение. Таким образом он показывает взрослому, что его не устраивает данное положение вещей. В этот же период детям свойственно проявлять подобным способом желание контролировать действия себе подобного. В таких случаях кусание, как правило, отражается не на взрослых, а на одногодках, с которыми играет кроха.
Почему ребёнок кусается после трёхлетнего возраста? Потому что чувствует себя беспомощным. Нередко дети в указанный период кусаются, когда напуганы, обижены или когда проиграли.

Кусающегося ребёнка, который достиг 3-летнего возраста, стоит показать медицинскому специалисту.

Как отучить ребёнка кусаться

Привычка кусаться после 3-летнего возраста должна быть пресечена и остановлена. Но как отучить ребёнка кусаться? В этом помогут практические советы психологов.

  • Если таким образом чадо выражает свои эмоции, помогите ему подобрать подходящие слова. Объясните, что свои чувства можно выражать человеческой речью, а не агрессивными действиями.
  • Хвалите малыша за попытки использовать речь вместо укуса.
  • Старайтесь не раздражать кроху, не предлагайте ему слишком сложных игр.
  • Остановите чадо, если вам показалось, что он намерен кого-то укусить. Спокойно, но твёрдо скажите, что этого делать нельзя.
  • Похвалите кроху, который сумел успешно справиться со стрессом. Дети любят похвалу. Это их личный стимулятор хорошего поведения. Чем чаще вы будете хвалить ребёнка за дело, тем скорее угаснет плохая привычка.

Маленький человек рождается беззащитным. Но стоит ему чуточку подрасти, как он начинает пробовать границы дозволенного. Например, начать испытывать крепость своих зубок путем укусов окружающих. Конечно, любящие родственники простят маленького кусаку, гораздо больше проблем, если ребенок начинает кусать окружающих, и особенно детей на детской площадке или в саду.

Проблема это достаточно распространенная, поэтому во многих семьях вопрос, как отучить ребенка кусаться является весьма актуальным.

Причины, которые побуждают маленького ребенка кусаться, разнятся в зависимости от возраста. Значит, и способы отучения должны быть разными.

Малыш может начать кусать окружающих в возрасте 5-7 месяцев. В это время у него начинают резаться зубки, десна распухают, возникает ощущение зуда. Чтобы облегчить свое состояние, ребенок инстинктивно начинает что-то грызть и кусать. И чаще всего, это оказывается мамина грудь, которую младенец может довольно чувствительно прикусить во время кормления.

Искусственное вскармливание не избавляет родственников малыша от укусов, оно может кусать за руки и любые другие части тела, которые ему подвернутся.

Примерно в год, ребенок может через укусы выражать свои эмоции. Некоторые дети рождаются чрезмерно чувствительными, и любое событие вызывает у них взрыв эмоций. Поскольку словами выразить свои чувства ребенок не может, он использует доступные для него средства – укусы. В этот время от кусаки могут пострадать не только родственники, но и другие дети. К примеру, малыш может прийти в восторг от нового товарища по играм и на радостях искусать его.

Когда ребенку исполняется 3 года, его нередко отдают в детский сад, где он начинает кусать товарищей по группе. Причиной такого поведения может стать стресс от смены обстановки, а также, желание малыша контролировать окружающих. В этом возрасте для многих становится открытием, что они вовсе не «пуп земли», и окружающие люди даже не думают подчиняться их желаниям. Это вызывает чувство протеста, поэтому ребенок может начать кусать детей.

Читайте также: Каковы последствия гиперопеки над ребёнком?

Если ребенок продолжает кусаться и в более старшем возрасте, то такое поведение часто говорит о том, что он не чувствует себя защищенным. Укусы могут быть реакций на то, что ребенка подавляет более активный сверстник. Дать достойный отпор малыш не может, поэтому прибегает к укусам.

Норма или отклонение?

Как утверждает известный педиатр доктор Комаровский, пробуют кусаться практически все дети. Однако одним достаточно один раз сказать, что маме больно, чтобы они навсегда прекратили свои эксперименты, других же приходится целенаправленно отучать от вредной привычки.

Наибольшей проблемой стоит признать ситуацию, когда ребенок продолжает активно кусаться в возрасте 2 года и старше. Это может быть свидетельством того, что у ребенка есть проблемы с контролем своих эмоций или он излишне агрессивный. В этом случае, иногда требуется помощь психолога, чтобы скорректировать поведение.

Как работать с малышами?

Обычно, отучить маленького ребенка кусаться не так сложно. Многим деткам достаточно увидеть, что их действия вызывают явное недовольство мамы, чтобы они больше не пытались использовать свои зубки не по назначению.

Как правило, малыши преимущественно кусают маму и других родственников. Если укусы спровоцированы зудом в деснах, то нужно просто помочь своему крохе: приобрести специальные силиконовые кольца и игрушки, которые он мог бы грызть в свое удовольствие. Можно использовать и специальный гель, оказывающий анестезирующее действие и снимающий дискомфорт. Такое средство может выписать педиатр.

Если же малыш кусается намерено, то нужно сразу же резко и твердо пресекать попытки. Например, если младенец прикусил грудь во время кормления, нужно тут же вынуть у него изо рта сосок и завершить трапезу. У ребенка должна сложиться устойчивая ассоциация: укус – отъем груди. То есть, он должен понять, что последствия нанесенного им укуса будут неприятными для него самого.

Нередко бабушки дают совет: укусить малыша в ответ. Мол, он почувствует, что это неприятно и больно, и бросит свою вредную привычку. Однако психологи категорически не рекомендуют этого делать. Во-первых, вряд ли мама или папа решатся действительно чувствительно прикусить малыша, поэтому он может воспринять данное действие, как приглашение к занимательной игре. Во-вторых, родители должны служить ребенку примером, а если они позволяют себе кусаться, то вряд ли малыш поймет, что он делает плохо.

Если ребенок с помощью укусов хочет что-то выпросить, нужно категорически пресекать шантаж. Это единственная методика, которая действенно помогает справиться не только со стремлением покусать, но и с детскими истериками.

Читайте также: Советы и рекомендации родителям, как отучить ребенка грызть ногти

Если укусы ребенка – это следствие его излишней эмоциональности, то нужно на некоторое время оградить его от ярких впечатлений, отдавая предпочтение спокойным занятиям. А вот двигательную активность, напротив, нужно всячески поощрять.

Вот основные методики, которые помогают избавить от привычки кусаться малыша в возрасте около года:

  • Ограничение общения. При попытках ребенка причинить боль, нужно немедленно сворачивать с ним общение, предварительно строго сказав ему, что такое поведение вас огорчает. Чтобы ребенок лучше воспринимал, что ему говорит взрослый, стоит присесть передним на корточки, чтобы глаза взрослого и ребенка были примерно на одном уровне.
  • «Мне же больно!» Если малыш решит укусить кого-то из взрослых, нужно громко вскрикнуть от боли. Как правило, малыши кусаются чувствительно, поэтому особенно притворяться не придется. Данная методика хорошо срабатывает с чувствительными натурами, склонными жалеет окружающих.

Если малыш укусил в порыве эмоций, но тут же пожалел об этом, стоит воспользоваться ситуацией для развития чувства сопереживания. Пусть кроха пожалеет пострадавшего, погладит укушенное место.

А вот педиатры утверждают, что иногда причиной склонности к нанесению укусов у детей старше двух лет является свидетельством слабости жевательных мышц и высокой тактильной чувствительностью. В этом случае, малышу следует ежедневно давать твердую пищу (яблоко кусочком, морковку). Также полезно учиться надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри, играть на дудочке. Эти простые действия укрепят мышцы и поубавят желания кусаться

Как работать с детьми садиковского возраста?

Намного сложнее бывает отучить ребенка кусаться в детском саду. Нужно попытаться доброжелательно и спокойно объяснить ребенку, что его действия неправильны. Но если такие разговоры не принесли результата, помогут советы психолога:

В жизни практически каждого родителя возникала ситуация, когда его ребенок кусал кого-нибудь. Маму, папу, другого ребенка, бабушку или своего кота. Кто бы ни попал под горячую руку, точнее зуб, ему было неприятно и больно. А значит, такое поведение неправильное, и с ним надо бороться. Но как отучить ребенка кусаться, чтобы не напороться на что-нибудь еще более неприятное?

Прежде чем дать ответ на этот вопрос, нужно понять причины, по которым он так поступает, потому что они есть всегда.

В возрасте от 5 до 7 месяцев малыш кусается просто потому, что таким образом он старается облегчить боль, возникающую при прорезывании зубов. Методы борьбы в этом случае самые очевидные: нужно выдать маленькому «кусаке» резиновые игрушки-прорезыватели, которые специально для этого сделаны.

Что делать, если ребенок кусается в возрасте от 8 до 14 месяцев? В этот период такое может происходить, в случае если малыш устал или перевозбудился, также причиной «пробы на зуб» родителей может стать дискомфорт или раздражение. Кроме того, сами родители подают дурной пример своему ребенку, прикусывая его пальчики в знак выражения любви и нежности. А раз так делает папа или мама, то, разумеется, подобным образом просто обязаны поступать их сын или дочь. Еще один аспект нельзя забывать: в этом возрасте ваш малыш активно познает окружающий мир через тактильные и вкусовые ощущения. Ему просто интересно узнать, каковы вы на вкус. Как отучить ребенка кусаться в этом возрасте? Притворитесь, что испытываете жуткую боль, перебарщивать не стоит, но разумный гротеск не повредит. Ваш малыш уже в состоянии понять, что сделал вам больно, и постарается впредь так не поступать.

В период от полутора до 3-х лет ребенок кусается в качестве самообороны или с целью обратить на себя внимание, пусть и негативное. Ваш малыш, несмотря на свои малые размеры, может испытывать большие чувства: беспомощность, страх, раздражение, злость. Но его речевые возможности пока еще недостаточно развиты, чтобы выразить свои эмоции в словах, поэтому он может кого-то укусить, чтобы дать выход тому, что его тревожит. Как отучить ребенка кусаться в этом случае? Ни в коем случае не применяйте силу, ведь в отличие от него вы говорите давно и много, поэтому воспользуйтесь таким своим оружием. Объясните, что укушенному человеку больно, что так поступать нехорошо. Постарайтесь больше времени проводить со своим малышом, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Научите его выражать свои чувства в словах или других действиях, не приносящих боли окружающим (побить подушку, измять или изорвать бумагу).

После 3-х лет ребенок кусается в садике или во дворе, чтобы защититься от нападок сверстников, их насмешек и агрессии в свою сторону. Также причина такой реакции на негатив может крыться в стрессовой ситуации, сложившейся дома: частые ссоры или развод родителей, приход в дом другого мужчины взамен папы, ослабевание маминого внимания из-за появления маленького брата или сестры. Как отучить ребенка кусаться в такой непростой ситуации? Прежде чем ругать своего малыша за «безобразное поведение», оглянитесь вокруг и подумайте, не пора ли изменить свое отношение к ребенку, создать более комфортную для него обстановку дома.

Это не значит, что нужно промолчать, наоборот, реакция с вашей стороны должна последовать непременно, чтобы ребенок четко понимал, что поступать так нельзя ни при каких обстоятельствах. Поэтому обязательно строго поговорите с ним, если посчитаете нужным, накажите (оставьте без вечернего мультфильма, например), но помните, что в проблемах детей практически всегда виноваты взрослые. И делайте выводы.

Маленькие дети не всегда могут адекватно выражать свои эмоции и используют для этого все, как им кажется, подходящие способы: кусаются, щипаются, дерутся. Но если такие проявления агрессии и настойчивости могут быть уместны для малышей до 1,5-2 лет, которые еще не могут правильно вербально озвучить свои проблемы и пожелания, то для детсадовцев это становится настоящей проблемой. Как отучить ребенка кусаться быстро и эффективно?

Возраст и проблема укусов

Обычно психологи не видят никакой проблемы в том, что дети могут изредка кусаться в возрасте до 2 лет. Грудничок может укусить мамочку во время кормления просто для проверки ее реакции и прощупывания границ допустимого поведения. Остановить этот процесс довольно просто: достаточно несколько раз после укуса отобрать грудь, строго сказав при этом «Нельзя кусаться!» и кроха поймет, что такое его поведение приводит к отсутствию столь необходимого ему молочка.

В возрасте около полутора-двух лет ребенок кусается из-за невозможности выразить свои чувства и желания вербальным методом, так как речь, в большинстве случаев, развита еще не достаточно. Если кроха начал кусаться, то остановить его можно, рассказав, что другим деткам или родителям очень больно от его укусов.

Можно напомнить «кусаке», какие чувства он испытывал, когда упал, как болела его коленка, и сказать, что сейчас себя так чувствует и тот малыш, которого он укусил. Также желательно указать крохе, что после такого его поведения ни один ребенок не согласится с ним дальше играть, и он останется в одиночестве.

Если укусы будут повторяться, психологи советуют сразу же уводить малыша из детской компании, переключая его внимание на что-то другое. Одновременно, нужно повторять крохе, что его отвели в сторонку именно из-за его поведения, а в дальнейшем он вообще может остаться без прогулок и детской компании.

Также в этом возрасте детки могут кусаться из-за проблем с тактильной чувствительностью в области рта. Что делать в таком случае? Рекомендуется давать ему больше продуктов питания, которые нужно грызть: твердое яблочко, морковку, сухарики.

«Кусака» в детском саду

Намного больше проблем возникает, если малыш начинает кусаться в садике в возрасте старше 3 лет. В этом случае для родителей важно понять, почему это случается, является ли такая реакция стрессом от нового окружения, новых условий или у ребенка есть скрытые проблемы, которые раньше не проявлялись. При этом крайне желательна консультация опытных воспитателей, детского психолога, которые неоднократно сталкивались с такими ситуациями.

Если малыш начал кусаться именно при посещении садика, возможно, это реакция на смену домашней обстановки на непривычную . Нужно поговорить с малышом, успокоить его, объяснить, что это его работа, такая же, как у мамы с папой, и на нее нужно ходить каждый день. Рассказать, что в группе у него появятся новые друзья, он сможет играть новыми игрушками, такими, каких нет дома. Но это все станет возможным только при условии, что кроха не будет кусаться. Помочь в адаптации ребенка к садику смогут и воспитатели в группе, проявив немного больше внимания к такому малышу, поощряя его за хорошее поведение.

Если ребенок стабильно кусается в детском коллективе после 3-4 лет и считает этот способ единственным эффективным для достижения своих целей или решения проблем, родителям, воспитателям и психологу нужно искать причину в особенностях психоэмоциональной сферы малыша. Возможно, есть какие-то проблемы дома, ссоры и агрессия между домашними, может, малыш - ярко выраженный интроверт и сильно устает от многочасового общения в шумном детском коллективе, а может, ему не хватает родителей и таким образом он привлекает дополнительное внимание к своей персоне.

Родителям активно «кусачего» ребенка изначально нужно настроиться на то, что процесс его отучения решать свои проблемы таким способом будет достаточно долог. Нужно будет последовательно и настойчиво выполнять все советы воспитателей и психологов. Только в таком случае можно будет достичь позитивного эффекта.

Если ребенок кусается в детской компании на прогулке, на детской площадке, родителям нужно:

  • внимательно следить за малышом и при виде его попытки укусить другого кроху быстро приложить раскрытую ладонь ко рту своего чада, громко и четко сказав «Нет! Нельзя кусаться!»;
  • если мама или папа видят, что развитие конфликтной ситуации между детками может привести к решению проблемы через укусы, нужно увести своего малыша, переключив его внимание на другой предмет или игру;
  • если ребенок успел укусить другого, нужно попытаться вызвать в нем жалось, рассказав, что Маше или Саше так больно, как было больно ему в какой-то ситуации;
  • после конфликта родителям желательно извиниться за своего малыша и увести его в другое место или домой, сказав, что это наказание за плохое поведение.

Когда дети кусаются во время пребывания в саду, то в конфликт обычно активно вступают воспитатели и родители обиженного ребенка. В таком случае важно показать малышу свою поддержку, разобрав причину такого его поведения. Например, Петя пытался отобрать у него любимую игрушку или, по мнению ребенка, слишком долго играл в какую-то игру и ребенок решил отобрать желаемое таким образом. Нужно проговорить с крохой всю ситуацию от начала до конца и убедить его, что поступать так нельзя, что кусаются только звери, а он человек.

Обычно воспитатели отсаживают таких деток отдельно от остальных, что может только усугубить проблему и привести к детским истерикам при посещении сада. Родителям желательно вместе с воспитателями обсудить всю ситуацию и выбрать приемлемое решение: либо ребенок на время изолируется, либо его отводят для беседы к психологу, либо вызывают родителей.

Психологи при отучении малыша от кусания советуют:

  • не ругать;
  • переключать внимание на другие действия;
  • объяснять, что другому ребенку больно от укусов крохи;
  • решительно пресекать такие намерения, выставляя физические преграды перед ртом крохи;
  • тщательно выяснять причину каждого инцидента и обговаривать ее с ребенком.

У каждой опытной мамы в арсенале есть несколько непедагогичных, но довольно эффективных методов, как отучить ребенка кусаться, основанных на страхе каких-либо действий. Например, если 4-хлетка довольно ощутимо кусает маму или папу, можно показать ему свои зубы и сказать, что они намного больше по размеру и мама или папа могут укусить малыша намного больнее. Или сказать, что у кусающих деток зубки могут болеть и выпадать. Также можно напугать малыша, сказав, что таким детям зубки удаляют.

В любом случаи, кусающийся ребенок - это проблема для родителей и воспитателей в детском коллективе, и решать ее нужно совместными усилиями в кратчайшие сроки. Как показывает практика, с развитием речи и коммуникативных навыков детки перестают использовать свои зубки как аргумент в споре или инструмент для достижения желаемой цели, а переходят к вербальному выражению своих чувств и желаний.



Рассказать друзьям