Новорожденный ребенок без. Толкование снов: к чему снится новорожденный ребенок

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Ни для кого не секрет, что душевное спокойствие матери – одна из важнейших составляющих успешного грудного вскармливания . Лишние тревоги новоиспеченной маме ни к чему. Цель этой статьи заранее ознакомить матерей с маленькими неприятностями, ожидающими их в роддоме. Это поможет избежать многих страхов и сомнений, подстерегающих непосвященных мам.

Акт рождения – «нелегкое путешествие на другую планету». Первый шок и адаптация. Общие понятия о переходных состояниях периода новорожденности

При нормально протекающей беременности плод 9 месяцев пребывает в условиях идеальных для его роста и развития. Постоянная температура, стерильная среда, условия пониженной гравитации, бесперебойная подача по сосудам пуповины всех необходимых питательных веществ - все это защищает малыша от внешних стрессов, обеспечивая ему ровную и беззаботную внутриутробную жизнь. И вдруг, как гром с ясного неба – РОДЫ!

При переводе матери с новорожденным в послеродовую палату тесно пеленать ребенка не стоит, это будет ограничивать его движения и он лишится возможности согреться с помощью активных движений. Достаточно одеть его в чистую одежду и свободно завернуть в пеленку или одеяло.

Нужно помнить, что недоношенные дети гораздо хуже удерживают тепло, чем зрелые. Поэтому для их согревания могут понадобиться специальные средства: грелки, столик с подогревом или инкубатор.

Одна из основных проблем ухода за новорожденным заключается в том, что он не только легко переохлаждается, еще хуже он справляется с перегреванием. Неопытной матери довольно сложно прочувствовать это зыбкий баланс. Часто мамы слишком тепло укутывают ребенка, и прямым следствием этого является скачок температуры на 3-4 день жизни новорожденного до 38,0 – 38,5 С. Это состояние называется транзиторной гипертермией. Температура тела быстро нормализуется, если переодеть ребенка соответственно температуре в палате. Если вы неуверенны, не стесняйтесь спрашивать у медицинских сестер, как правильно одеть ребенка в той или иной ситуации. Это поможет избежать многих ошибок, как в роддоме, так и дома.

Идеально для терморегуляции новорожденного, если температура в родзале будет 25-26 С, а в послеродовой палате 22-23 С.

Кожа новорожденного: простая эритема, физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница

Кожа новорожденного не похожа на кожу взрослого человека. Она очень тонкая, нежная, бархатистая, легко травмируется. У некоторых детей кожа с самого начала розовая, чистая, и остается таковой на протяжении всего периода новорожденности. У других появляются различные высыпания, которые в большинстве случаев не носят патологического характера и проходят самостоятельно без всякого лечения, не доставляя ребенку особого беспокойства. К переходным (транзиторным) изменениям кожи новорожденного относятся простая эритема , физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница .

Простая эритема – это ярко-красное окрашивание кожи новорожденного, наступающее в первые минуты жизни (сразу после обтирания пеленкой) и постепенно проходящее на 4-5 сутки. Недоношенные дети остаются красными дольше – несколько недель.

Физиологическое шелушение кожи характерно для переношенных детей. Также может наблюдаться у родившихся в срок детей, у которых простая эритема проявилась особенно ярко. Кожа таких детей сухая, шелушение начинается на 3-4 день, кусочки кожи отделяются крупными пластинками.

Токсическая эритема – пятна красного цвета, различного размера, иногда с белой «головкой» в центре. Появляются на 2 день жизни, редко присутствуют с рождения. Самостоятельно проходят через 2-3 дня. При обильной токсической эритеме и выраженном беспокойстве ребенка неонатологи советуют допаивать ребенка 5% раствором глюкозы и назначают димедрол (сыпь по своему характеру очень похожа на аллергическую, предполагается, что ребенка может беспокоить зуд) .

Потница (милиария ) встречается не только у новорожденных, она будет преследовать ребенка на протяжении 2-3 лет жизни. При перегревании в кожных складках появляется множество микроскопических красных прыщиков, иногда пузырьков (закупориваются потовые железы), шершавых на ощупь – это и есть потница. Участки кожи с потницей надо мыть два раза в день теплой водой с мылом и тщательно просушивать полотенцем. Обычно этих мероприятий достаточно, чтобы справиться с потницей, при условии, что причина, вызвавшая перегрев устранена.

Говоря о коже новорожденного, нельзя не отметить еще одну важную особенность. Чем младше ребенок, тем выше проницаемость его кожи для различных веществ. Об этом нужно вспоминать каждый раз, собираясь нанести на кожу малыша, какие-либо мази или крема. Их компоненты бесконтрольно всасываются в кровь, а оказываемый ими эффект непредсказуем.

Как правило, кожа здорового младенца не нуждается ни в каком дополнительном уходе, кроме чистой воды и мыла. Всевозможные детские крема, масла, присыпки и соли для ванны, в изобилии представленные на рынке, зачастую приносят больше вреда, чем пользы и должны использоваться с большой осторожностью и только после консультации с врачом педиатром.

Желтуха новорожденных: физиологическая и патологическая

Примерно две трети всех новорожденных на 2-3 день жизни начинают желтеть. Желтушность появляется сначала на лице, а затем распространяется на живот и спину, редко желтеют ручки и ножки. Если общее состояние ребенка не нарушено, он активен, хорошо сосет грудь, такая желтуха считается физиологической и не требует лечения. Она исчезает на 7-10 день и связана с незрелостью систем, отвечающих за обмен желтого пигмента билирубина.

Помимо физиологической желтухи встречается и патологическая желтуха, которая чаще всего указывает на наличие у ребенка заболевания.

Патологическая желтуха отличается от физиологической следующими признаками:

  • Заметна с первых суток жизни

  • Впервые проявляется на второй неделе жизни

  • Имеет волнообразное течение (то исчезает, то появляется вновь)

  • Страдает общее состояние ребенка (он вялый, рвет, плохо сосет)

  • Желтуха сочетается с бледностью кожных покровов

  • Увеличение размеров печени

  • Уровень билирубина в крови больше 271 мкмоль/л

У недоношенных мальчиков яички опускаются в мошонку через несколько месяцев после рождения (зависит от степени недоношенности).

Длина полового члена у новорожденных мальчиков 2-3 см. Если длина пениса меньше 1см или больше 5-6 см, мальчику необходима консультация эндокринолога. Головка полового члена прикрыта крайней плотью, насильно открывать головку нельзя, это часто приводит к её инфицированию.

Транзиторные неврологические нарушения

Почти все новорожденные имеют невыраженную неврологическую симптоматику. Это связано с незрелостью у них нервной системы. Кроме этого, головной мозг новорожденного сильно страдает от недостатка кислорода во время родов, поэтому требуется некоторое время для полного восстановления всех его функций.

Новорождённый – ребёнок в первые 28 дней (первые 4 недели жизни) с момента рождения. Это время он проводит между едой и сном, практически не удостаивая маму своим вниманием и не отличая дня от ночи. Его организм невероятно уязвим в этот период, поэтому он особенно нуждается во внимании со стороны своих родителей. Главная потребность маленького человечка на первом месяце жизни – телесный контакт с мамой, тепло и материнское молоко.

Первый месяц жизни – время адаптации к новым условиям, когда физическое развитие идёт невероятно быстро. Малыш в течение девяти месяцев развивался в мамином животике, защищённый от внешней среды, теперь же ему нужно приспосабливаться к новому способу дыхания, кровообращения, получения пищи, а также к слишком резким для новорождённого зрительным, слуховым и осязательным ощущениям.

Мышцы ребёнка сразу после рождения слабые даже для того, чтобы он смог самостоятельно держать головку. Нередко маленькие пальчики сжаты в кулачки, а сами кулачки плотно прижаты к туловищу. В отдельных случаях наблюдается подёргивание мышц – это нормальное явление, повышенный тонус исчезает примерно на третий месяц после рождения. В возрасте до месяца можно заметить так называемые рефлексы новорождённых детей, особенно ярко выражены два из них: глотательный и сосательный.

Кормление

Нет ничего лучше для питания только что родившегося крохи, чем молоко матери. Ведь оно содержит все необходимые питательные вещества и витамины, а поэтому идеально подходит для кормления новорождённого. Более того, материнская грудь является успокаивающим фактором для детской психики, а потому прикладывать к груди малыша приходится практически при каждом писке. Поскольку желудок крохи ещё очень мал, кормить его надо довольно часто, примерно каждые 3 часа. По мере роста частота прикладываний к груди в сутки будет уменьшаться.

Уважаемые мамы, обратите внимание, что иногда новорождённый срыгивает после кормления. Это происходит из-за того, что вместе с молоком в организм попал воздух. Во избежание этого учитесь правильно прикладывать кроху при кормлении. Вот основные правила, выполнение которых позволяет правильно кормить:

  • Кормить новорождённого ребёнка следует начинать сразу после его рождения, т.е. в первые полчаса жизни. Если малыша правильно положить на мамин живот, он сам найдет грудь и начнет сосать. Помните, как в первый раз ребёнок приложится к вашей груди во время кормления, так, скорее всего, будет кушать в дальнейшем.
  • Важно научиться правильному прикладыванию к груди: при сосании должен захватываться не только сосок, но и ареола. При этом подбородок малыша касается груди матери, рот его слегка приоткрыт.

Ранее прикладывание к груди позволяет ребёнку почувствовать материнское тепло, дарит чувство безопасности. Начиная кормление грудью, примите удобное положение и постарайтесь расслабиться. Низкое кресло или стул с подножкой вполне сгодятся. Сам процесс должен быть приятным, не вызывая у мамы никаких дискомфортных ощущений – ни в спине, ни в груди.

Симптомами неправильного прикладывания к груди являются звуки во время кормления – чмоканье, чавканье, щелчки, что может приводить к заглатыванию воздуха. На самом деле нет ничего особо страшного в том, что ребёнок проглотил воздух при кормлении. Если это случилось, подержите его некоторое время в вертикальном положении (столбиком), пока попавший внутрь воздух не выйдет.

Не давайте малышу пить молоко слишком быстро, это провоцирует колики и вздутие живота, из-за чего младенец плачет, дёргает ручками, ножками, выгибает спинку. Помочь можно поглаживанием живота по часовой стрелке, а также прикладыванием к животику, сложенного в несколько раз и проглаженного утюгом теплого хлопчатобумажного полотенца поверх одежды .

Сон

Никогда не укладывайте ребёнка на спину, а только на бок! Так, если у малыша произойдет срыгивание, в положении на спине он может задохнуться, а это угрожает летальным исходом.

Сколько должен спать новорождённый ребёнок? Суточная продолжительность сна составляет приблизительно 16–18 часов. В таком возрасте дети не особенно отличают день от ночи, поэтому режим сна равномерно распределён порциями на дневное и ночное время.

Патронаж новорождённого

Для проверки состояния здоровья младенца в первый месяц его жизни к вам должен приходить врач-педиатр как минимум 2 раза в неделю. Если врач или медсестра не пришли, стоит позвонить в поликлинику, к которой приписан малыш. В последующие месяцы родители отвозят ребёнка на осмотр в поликлинику по месту жительства сами, но вначале врач должен приходить на дом.

Купание и гигиена

Нежная и очень чувствительная кожа малыша требует ежедневного, тщательного ухода. Следует систематически выполнять очищение кожи после того, как он покакал или при очередной смене подгузника, дабы избежать раздражения. Очищать кожу можно под струёй воды из-под крана с температурой 37°С или влажными детскими салфетками, увлажняющими кожу и сохраняющими нейтральный РН баланс. Соблюдение обычных правил гигиены, поддержание кожи в сухом и чистом состоянии, уход при замене подгузника – вот главные правила профилактики пеленочного дерматита.

Малышу, так же как и взрослому человеку, нужно ежедневно умываться. Выполнять эту процедуру следует утром, уже после того, как вы его покормили. В отличие от взрослого, новорождённого ребёнка умывают ватным тампоном, предварительно смоченным в остывшей до комнатной температуры прокипячённой воде. Лёгкими, промокательными движениями проводят вокруг глаз от наружного угла к внутреннему. Нос очищают ватными палочками на пластмассовой основе. Ушки – ватными жгутиками или пластмассовыми ватными палочками с ограничителем. В ушки не следует лезть глубоко внутрь, а убирать только то, что по краям. Деревянная палочка опасна, поскольку может сломаться и остаться внутри. При чистке ушей внимательно следите, чтобы вода не попала внутрь. Если в носу есть сухие корочки, ватную палочку слегка смачивают детским солевым раствором или закапывают им по капельке в каждую ноздрю.

При смене одежды обращайте внимание на кожу, нет ли на ней покраснений, опрелости или высыпания. Если вдруг обнаружили гнойные очаги на теле, срочно обратитесь к врачу, т.к. это симптом серьезного заболевания.

Кроме этого, детская гигиена состоит в поддержании чистоты под ногтями. Их начинают обрезать только с третьей недели жизни малютки. Ножницы должны быть удобными, тупоконечными, позволяющими исключить травму. Перед применением их стоит протереть спиртовыми салфетками. Если на момент рождения ногти всё-таки слишком длинные, чтобы ребёнок себя не поцарапал, надевайте ему кофточку с прикрытыми рукавами или специальные детские рукавички.

Когда отпадёт пуповина, а вы убедитесь, что никаких проблем с пупком нет, можно и нужно приступать к купанию. Первое купание новорождённого – значительное событие, отнеситесь к этому серьёзно.

Поскольку сразу после выписки из роддома мама ещё слишком слаба и полностью не восстановилась, во время первых купаний младенца ей понадобится помощь родственников, в первую очередь папы. Чтобы не простудить ребёнка, всё, что потребуется после купания, следует приготовить заранее : подгузник, тёплые пелёнки, кофту, распашонку, штанишки, одеяльце, полотенца. Купите специальною детскую ванночку, а перед купанием каждый раз тщательно мойте и обдавайте её кипятком. Температура воды для купания составляет 37°С, а температура воздуха в помещении, где проходит эта процедура – не менее 22°С. Чтобы не ошибиться с температурой, пользуйтесь отдельными термометрами для воздуха и для воды.

Первое купание новорождённого начинают постепенно, погружая его в воду медленно, чтобы не испугать. Процесс омовения всегда необходимо сопровождать нежными, ласковыми словами, разговаривать с ребёнком, тогда купание вызовет только положительные эмоции. Во время купания голову малыша поддерживают одной рукой, а другой моют. Конечно, лучше присутствовать обоим родителя, так как дети во время купания часто непоседливы, крутятся и выворачиваются. Обратите внимание: когда моете голову, делать это нужно осторожно, исключая попадание воды и мыла в глаза, нос или рот. После купания ополосните ребёнка, положив его животиком на ладонь купающего или помощника.

После водных процедур малыша необходимо завернуть в мягкое полотенце. Во избежание травм, кожу высушивайте промокательными движениями, ни в коем случае не трите . А чтобы не допустить опрелостей, тщательно высушите и все складочки на теле. Не бойтесь вытирать уши, но делать это лучше всего специальными детскими фитильками из ваты.

Пуповина

Как известно, во время рождения ребёнку обрезают пуповину, связывавшую его с маминым организмом. Поэтому в первые дни жизни на теле новорождённого есть «ахиллесова пята», т.е. остаток пуповины, который должен отпасть в течение 2-х недель и затем зарубцеваться. Очень важно тщательно следить за ним и регулярно обрабатывать. Вначале это делает патронажная медсестра в роддоме, а когда мама выписывается домой, следить уже должна она сама. Обработка пуповины проводится 2–3 раза в день, для чего берётся одноразовая ватная палочка, смоченная в растворе перекиси водорода. Если при обработке обнаруживаются серозные и кровянистые выделения, а тем более желтовато-зелёный гной, надлежит срочно обратиться к врачу.

Прогулки

Для укрепления детского организма необходимы прогулки на свежем воздухе. Начинать данную процедуру следует постепенно, с каждым разом увеличивая время пребывания на свежем воздухе.

Зимой прогулки совершают осторожно, не допуская переохлаждения. Используйте специальный детский конверт или тёплое одеяло. Не забывайте время от времени трогать носик малыша. Первый признак переохлаждения – холодный нос.

Когда за окном жаркая летняя погода, существует другая опасность – перегрев. У детей слабая терморегуляция и справиться с перегревом им столь же трудно, как с переохлаждением. Не допускайте ситуаций, когда новорождённый ребёнок длительно находится под прямыми солнечными лучами, обеспечивайте ему доступ свежего воздуха и заботьтесь о защите от насекомых.

Кормление

Перед едой на 10-20мин класть ребёнка на животик для тренировки головки и улучшения пищеварения, выведения газов.

Во время кормления и после держать ребёнка в полувертикальном положении для предотвращения срыгивания и газов.

Кормить одной грудью для правильной лактации(кормим правой грудью головку укладываем на левую сторону(как кормили)), т.к. череп ребенка ещё не сформирован он мягкий и важно чтобы давление было более менее равномерное(к 2-3 месяцам разумно купить ортопедическую подушку! четкой фомы)

После еды подержать малыша «столбиком» 15-20мин до отрыжки.

Массаж или купание через 40мин-1,5часа после еды.

Колики: а) положить на стол или колени и погладить ладонью живот по часовой стрелке; затем осторожно согнуть ножки в коленях, приведя их к животику и распрямив(повторить несколько раз упр.)

б) можно прогреть животик детской грелкой.

в) пить маме укропную воду(заварить стаканом кипятка 1ч.л. семян укропа(продаются в аптеке)

В идеале малыш:

Срыгивает не чаще 1-2 раз в сутки.

Нет рвоты, не плачет после кормления, животик мягкий.

Стул

Столько же раз, сколько и кормлений(по большому 2-5 раз в сутки).

Кашица: не настолько жидкая чтобы впитаться в подгузник, но и не оформленный.

Могут присутствовать белые или желтые створоженные комочки молока.

Не чаще 1раза за 6-7 опорожнений может появляться зелень или слизь.

Без крови.

Прививки

В первые 24ч первая вакцина против гепатита В.

На 3-7день вакцина против туберкулёза (БЦЖ-М или БЦЖ).

Здоровье

На 4-й день в роддоме сделают неонатальный скрининг(кровь из пяточки для исследований на наследственные болезни, которые нужно лечить с первых дней жизни: 1гипотериоз, 2муковисцидоз, 3фенилкетонурию, 4адреногенитальный синдром, 5галактоземия) Результаты поступают в поликлинику.

Патронаж новорожденного

Уже на след.день после выписки может прийти участковый педиатр. В течении месяца придёт трижды.

Медсестра 5 раз(как приклаывать к груди, как купать, одевать, ухаживать за пупочной ранкой.

Купание до 3х недельного возраста

(до заживления пупочной ранки)

! В первый день-два после выписки купать нельзя (об этом вам должен сообщить педиатр в роддоме, т.к. сделана вакцина против туберкулёза)

Купать нужно обязательно до кормления, но пока он ещё не голоден. Например перед предпоследним кормлением (около 9 часов вечера). Со временем, ребенок привыкнет к вечернему моциону: ванная, еда, сон.

Для новорожденного продолжительность водных процедур должна быть максимум 5-7 минут. Постепенно, к двум-трем месяцам время можно увеличить до 10 минут, а затем увеличивать примерно на 1 минуту в неделю.

Руки купающего следует тщательно вымыть с мылом, ногти коротко остричь, на ухаживающем за ребенком не должно быть ничего, чем можно повредить кожу младенца: кольца, часы, булавки и т. д.

Перед купанием ванночку надо помыть с мылом и обдать кипятком. Подготовить все необходимые для купания предметы: кувшин и воду(на 1С холодней воды в ванне) для обливания ребенка после купания, термометр для измерения температуры воды, мягкую рукавичку из байки или марлевую салфетку для намыливания, детский крем или стерильное растительное масло для обработки складок кожи. Заранее должно быть приготовлено и разложено на столе чистое белье. Зимой его рекомендуется прогреть (завернутое в чистую пеленку белье кладут на батарею центрального отопления, на печку, прикладывают к нему грелку и т. д.).

Приготовить 5% раствор (на 5 гр порошка – 100 мл кипяченой воды, отфильтровать через три слоя марли). Этим раствором обрабатывать пупочную ранку. Для купания – добавлять несколько капель в воду, до слабо розового цвета!

Купать в кипяченой воде температуры 37-37,5 "С. В комнате, где купают ребенка, не должно быть сквозняков, оптимальная температура воздуха 24-26 "С (не ниже 22 "С). В ванночку наливают сначала холодную, а затем теплую воду. Даже если в ванной уже плавает термометр, все равно проверьте температуру воды, опустив в нее свой локоть. При температуре 37 градусов кожа локтя не ощущает ни тепла, ни холода. Уровень воды в ванночке должен быть не более 10- 15 см, чтобы после погружения в нее ребенка над поверхностью воды находилась верхняя часть груди и голова(по плечики в полусидящем положении) Очень важно правильно погружать ребенка в ванну. Левой рукой надо охватить левую подмышку ребенка. Затылок и голова в этом случае опираются на Ваше плечо. Правой рукой поддерживается ягодичная область малыша. После погружения ребенка в воду можно оставить ножки свободными, но голову и туловище ребенка обязательно поддерживать левой рукой и предплечьем. Опустив малыша в воду, не надо стразу начинать его мыть. Дайте ребенку привыкнуть к нахождению в ванной. Опускают ребенка в воду медленно, вначале ножки, затем туловище. Головка располагается на локтевом сгибе взрослого, пальцы этой же руки поддерживают ребенка под коленками. Можно не пользоваться мочалкой, а намыливать ребенка рукой. Мягкими круговыми движениями моется голова, шея, подмышки, верхние конечности, грудь, живот и нижние конечности. Намыленные участки тут же ополаскиваются. Область промежности обмываются последней. В воду при купании можно добавлять отвар череды или ромашки. Если же ребенок плохо засыпает, то подойдет ванна с пустырником или валерьяной. Но, делая любую травяную ванну (особенно с валерьяной), обращайте внимание на запах в ванной комнате. Если запах очень резкий, «бьющий» в носик ребенку, то в таком случае малыш может начать сильно плакать и отказаться от водных процедур еще на долго. Новорожденного не следует тереть, так как это может повредить кожу, осторожно промывают естественные складки кожи. Смыв мыло с ребенка, вынимают его из ванны и, повернув спинкой вверх, обливают из кувшина теплой чистой кипяченой водой (температура воды для обливания на 1 "С ниже, чем температура воды в ванне), заворачивают в заранее приготовленную теплую простыню. Обсушивают ребенка осторожным прикладыванием мягкой простыни к телу, во избежание травматизации кожи растирать ее не следует. Затем смазывают складки кожи детским кремом или стерильным растительным маслом, одевают в чистые теплые распашонки и укладывают в кроватку. После небольшого отдыха в 21 ч приступают к кормлению.

Массаж

На первом месяце под запретом! – младенец должен адаптироваться к новым условиям жизни. Позже курс должен длиться не больше 20дней, затем нужен перерыв на 2-3 недели.

Сон

Причины просыпания: колики, перевозбуждение перед сном, голод.

«Спокойная бессонница» - ночные бдения ребёнка. Когда он внезапно просыпается и начинает потихоньку лепетать, играть с тем, что попадёт под руку: краешком одеяла, пустышкой, собственными ручками и ножками, словом, сам себя развлекает и убаюкивает. Не вмешивайтесь! Малыш немного поворкует и уснёт.

Одевание (не кутать!)

Головку при постоянной температуре воздуха в комнате 22-24 "С не покрывают.

холодно (ниже 18 град.): боди + комбинезон слип + пинетки

нормально/тепло (18-23 град.): боди + штанишки

тепло/жарко (выше 23 град.): боди + носочки

на ночь: комбинезон слип

Когда Ваш малыш находится в пеленках, то его лучше одеть чуть теплее, потому как он лишен возможности двигаться и согреваться за счет своего движения. Ведь активные мышечные сокращения способствуют выделению тепла, а значит, согреванию. Поэтому, дети, которых не пеленают, подвергаются гораздо меньшему риску замерзнуть.

Во время сна ребенка нужно укрыть легким одеялом или пледом.

ПРОГУЛКА:

Собираясь с ребенком на прогулку, некоторые придерживаются следующего правила – одевать ребенка так, как оделись сами, но добавив один слой одежды.

лето (жарко) – боди с коротким рукавом + носочки, совсем маленькому -

легкий плед

лето (тепло/ветрено)- боди с длинным рукавом

лето (прохладно/сыро) – боди+штанишки+вязанный комбинезон, плед

осень/весна (вы уже в пальто или еще в пальто) – боди+штанишки+вязанный

комбинезон+теплый комбинезон, плед

осень/зима (мороз!) - боди+штанишки+вязанный комбинезон+теплый комбинезон, меховой конверт+ трикотажный чепчик и теплую шапка

Как проверить :

Чтобы определить, комфортно ли малышу, нужно пощупать кожу на шее и в верхней части спины. Если она горячая или, и что хуже, влажная, то малышу жарко и нужно срочно принимать меры во избежание сильного перегревания. Для этого снимите с ребенка часть одежды. В случае сильного перегревания, малыш кричит, беспокоится. Кожа приобретает красный оттенок, пульс учащен. Нередко повышается температура. Тогда нужно полностью раздеть ребенка, напоить его водой и спустя 10 -20 минут измерить температуру тела. Зачастую она опускается до нормальной или немного выше. Но если температура не пришла в норму, то можно протереть шею, подмышечные впадины, локтевые сгибы, паховые складочки, область под коленками салфеткой или ватой, смоченной прохладной водой – это усилит теплоотдачу.

Определить, не холодно ли ребенку, можно, пощупав его нос. Если нос холодный – ребенок замерз. Если кожа малыша становится бледной, то это также значит, ребенок мерзнет.

Расчесывание

Расчесывать малыша нужно примерно раз в два дня, используя специальную мягкую щеточку с натуральным ворсом аккуратно счесывая корочки.

Сон

Родители должны знать, что постоянное пребывание ребенка в коляске вредно (раздражение вестибулярного аппарата), что укладывать его рекомендуется без подушки, но с приподнятым головным концом кровати, либо с подголовником(ортопедической подушкой) высотой 2-3 см. Оптимальные размеры подкладываемой клеенки 15x20 см.

Одежда малыша

Одежда ребенка первого месяца жизни – из мягких, натуральных (хлопчатобумажных или льняных), легко стирающихся тканей, которые можно кипятить; просторная, обеспечивающая свободу движений растущему организму, должна защищать от переохлаждения и перегревания, создавать ровный микроклимат без резких температурных колебаний. Перед употреблением все предметы следует хорошо выстирать и прокипятить «детским» мылом. Белье ребенка 1-го месяца жизни проглаживается с обеих сторон.

Детская комната

В комнате, где стоит кроватка ребенка, необходимо дважды в день проводить влажную уборку и не менее 5-7 раз проветривать ее (по 15-20 минут). Температура воздуха должна быть постоянной, в пределах 20- 22 "С, освещение – умеренным. Очень важно поддержание в доме спокойной обстановки, тишины, так как ребенок с первых же дней жизни реагирует на громкий звук.

Детская кровать ставится в самом светлом месте комнаты, но так, чтобы ребенок не находился под прямыми солнечными лучами, на сквозняке или около отопительных приборов. Рядом с кроваткой рекомендуется поставить пеленальный столик, на котором в дальнейшем можно будет делать ребенку массаж и гимнастику.

Прогулка

Если ребёнок родился осенью или зимой на прогулку с ним выходят с 2-3-недельного возраста, в зависимости от погоды. На первую прогулку выносят при температуре воздуха не ниже – 5 "С, сначала на 10-15 минут, затем на 30-60 минут 2 раза в день. К месячному возрасту пребывание ребенка на свежем воздухе должно составлять не менее 1,5 часа. В холодные дни прогулки желательно совершать чаще, но продолжительность их сокращают до 20-30 минут. Детей нужно приучать к прогулкам в любое время года, ни в коем случае не кутать ребенка.

Ежедневный туалет

Он производится перед первым, или вторым кормлением в определенной последовательности. Начинают его с умывания лица теплой проточной кипяченой водой (чистой рукой или смоченным ватным тампоном). Глаза обрабатывают стерильным ватным тампоном, смоченным водой, по направлению снаружи кнутри, для каждого глаза отдельным тампоном. Туалет носа производят при помощи стерильных ватных фитильков, смоченных стерильным растительным или вазелиновым маслом. Ушные раковины обтирают влажной отжатой салфеткой. Часто за ушами ребенка образуются опрелости, корочки, поэтому после промывания и просушивания складки за ушами протирают вазелиновым маслом или детским кремом. Следует обратить внимание матери на места, где чаще всего образуются опрелости: складки за ушами, шейные, подмышечные и паховые области. Категорически запрещается в профилактических целях применение мазей с антибиотиками и гормонами. Кожу ребенка можно обработать растительным маслом, прокипяченным на водяной бане в течение 10 минут и охлажденным. Ягодицы и промежность моют детским мылом под проточной водой. Девочек подмывают в направлении спереди назад во избежание заноса инфекции в мочевые пути. Подмывать ребенка следует также после каждого мочеиспускания и дефекации.

Уход за пупочной ранкой

До полного заживления пупочной ранки патронажная сестра посещает ребенка ежедневно. Она должна иметь при себе набор следующих средств для обработки пупка: 5 % раствор марганцовокислого калия, 2-3 % раствор перекиси водорода, 70 % спирт, стерильный материал (ватные и марлевые тампоны, салфетки). При каждом посещении новорожденного сестра осматривает и производит обработку пупочной ранки 2-3 % раствором перекиси водорода, спиртом, а затем раствором марганцовокислого калия (можно использовать бриллиантовую зелень).

Уход за полостью рта новорожденного

Слизистая рта у младенца очень нежная, легко ранимая, она не требует обработки, если нет признаков молочницы. При появлении молочницы слизистую рта рекомендуют смачивать 2 % раствором питьевой соды (1 чайная ложка на 1 стакан кипяченой воды комнатной температуры). Мать нажимает большим пальцем на подбородок ребенка, чтобы он открыл рот, и обрабатывает слизистую рта тампоном, смоченным содовым раствором. Процедура повторяется каждые 2-3 часа перед кормлением ребенка. Элементы молочницы можно обрабатывать раствором буры в глицерине, порошком нистатина.

Соски, бутылочки следует тщательно кипятить. Стерильные пустышки (их должно быть 5-6) следует менять несколько раз в день, держать в стерильной баночке с закрытой крышкой.

Поздравляем, вы стали мамой! Теперь уже не нужно прислушиваться к «беременным» ощущениям, пытаясь угадать, чем занят ваш кроха. Вот он - рядом с вами, причмокивает и улыбается во сне.

Мудрая природа позаботилась о том, чтобы организм новорожденного ребенка развивался в соответствие с его потребностями. Обычно, при рождении мальчики весят от 2,9 до 3,9 кг при росте 48,0 - 51,8 см, вес девочек составляет 2,8 -3,7 кг при росте 47,3 - 51,0 см . Дети рождаются с запасом жидкости в организме, поэтому совершенно нормально, что в первые несколько дней они теряют 7-10% веса.

Первые часы жизни новорожденного вне маминого живота - это нескончаемый поток быстро сменяющихся звуков, чувств и образов, большинство из которых ему совершенно не знакомы. Новорожденный ребенок еще не может отделить себя от окружающего мира, который кажется ему не очень гостеприимным.

Глаза новорожденного ребенка еще не способны видеть отдаленные предметы, но он может сфокусировать зрение на мамином лице, когда оно окажется достаточно близко. Малыш видит примерно на расстояние 20-30 см (от соска до глаз мамы, если находится у нее на руках). Когда зажигается свет, или что-то приближается к его лицу, ребенок щурится.

Вкусовые рецепторы и обоняние у новорожденных детей «включаются» сразу, с момента рождения: малыш хорошо различает сладость и горечь, пытается отвернуться от сильных и резких запахов. Кроха быстро запоминает запах маминой груди и предпочитает именно его всем остальным запахам. Новорожденные дети чутко реагируют на разные прикосновения, прикосновение человеческой кожи доставляет им наибольшее удовольствие.

Новорожденный ребенок не умеет самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. В запасе у малыша большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Например, поисковый рефлекс помогает ему найти источник пищи. Если поглаживать кожу малыша около уголка рта, не касаясь губ, то он опустит нижнюю губу, отодвинет язычок и повернет голову в сторону “раздражителя” - материнского соска с вкусным молоком.

Новорожденные дети заметно отличаются друг от друга по пропорциям, по уровню двигательной активности и мышечного тонуса, но постепенно эти различия исчезнут, и “отстающие” быстро догонят своих сверстников.

На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).
В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Новорожденный ребенок не сразу физически и психологически привыкает к существованию вне материнской утробы. Саморегуляция - важная часть процесса адаптации малыша к окружающему миру.

В первые дни жизни кроха учится самостоятельно контролировать степень своей активности: плавно переходить из состояния бодрствования в состояние сна и наоборот. Задача родителей - помочь малышу в этом нелегком занятии. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки и свет, активно впитывает новую информацию и часто не может сам выйти из состояния возбуждения. Если ротик малыша морщится, он сжимает кулачки и сучит ножками, скорее всего, пришла пора отдохнуть. Еще труднее перейти в состояние покоя после сильного крика. Одни дети успокаиваются, если родители укачивают их на руках или заворачивают в мягкое одеяльце. Другим наоборот необходимо ощущение свободы, и они быстрее засыпают, когда их кладут на ровную поверхность и не ограничивают движения пеленкой или одеялом.

Новорожденный ребенок может сообщить о своих нуждах и внутреннем состоянии только двумя способами: плачем или улыбкой. В первые недели жизни и плач, и улыбка - реакция на физиологические процессы, которые происходят в организме малыша.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Практически всю первую неделю жизни новорожденный проводит во сне, просыпаясь только для того, чтобы поесть. Периоды активного бодрствования, когда ребенок способен воспринимать новую информацию, крайне редки и непродолжительны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с малышом, пользуйтесь каждым удобным случаем. Новорожденные дети легко перевозбуждаются, начинают кричать и плакать, поэтому внимательно следите за реакцией своего крошечного “ученика” и не переутомляйте его.

Каждому малышу необходимо тепло человеческого тела: если ребенка редко брать на руки, он может стать вялым и апатичным.

Подвижность новорожденного ребенка ограничена: он не может самостоятельно перевернуться или повернуть голову. Меняйте положение малыша в кроватке, люльке или коляске: пусть он какое-то время проведет на животе или на боку прежде, чем вы снова уложите его на спину.

Повесьте над детской кроваткой мобиль или светомузыкальный проектор. Тихая мелодия или звуки природы в сочетании с ритмично меняющимися картинками или медленно двигающимися игрушками помогут малышу научиться самостоятельно успокаиваться и засыпать.

Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком, пусть он привыкает к вашему хорошему настроению.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.



Рассказать друзьям