Консультации в подготовительной группе по физическому развитию. Пешие прогулки и походы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Консультация для родителей: Физическая культура в семье

Варенцова Марина Владиславовна, инструктор по физической культуре МАДОУ детский сад №39 корпус 2 комбинированного вида города Тюмени
Описание работы: Данный материал предназначен для родителей дошкольников, воспитателей.
Цель: Убедить родителей в необходимости физических упражнений в домашних условиях.

Физическая культура в семье. Консультация для родителей ДОУ


Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, сильными и крепкими. Однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым.
Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве и дошкольный период, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты сил и других качеств является первоочередной задачей матери и отца еще задолго до поступления ребенка в школу.
Физическое воспитание – составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.


Когда начинать заниматься?
Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятия в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка – в культурно-просветительских учреждениях, в спортивных обществах, где ребенок занимается под руководством специалиста.


Сколько заниматься?
Возможность включать в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Рекомендую папам это ответственное занятие взять на себя. Необходимо уделить ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.
Продолжительность занятий родителей с ребенком различна, она зависит от возраста ребенка, от наличия свободного времени.
Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки выполняются легкие и уже знакомые упражнения. Продолжительность утренних занятий не более 10 минут.
Упражнения перед ужином – наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заниматься с ребенком. В этот период есть время для упражнений, формирующих правильную осанку.
Продолжительность занятий с детьми 2-х – 3-х лет – 10-15 минут; 4-х лет 20 минут; 5 – 6 лет 25-30 минут. С 7-ми лет до 45 минут.
После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна (Это касается любого времени суток), кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.
Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе.


Как заинтересовать ребенка заниматься физкультурой?
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление упражняться дальше, осваивать новые, более сложные движения. Старшим дошкольникам кроме похвал, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимо заниматься физкультурой: чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегоняли другие дети, чтобы он скорее научился плавать, чтобы у него была правильная красивая осанка и мягкая походка и так далее.


Подружившись с физкультурой,
гордо смотрим мы вперед!
Мы не лечимся микстурой –
Мы здоровы целый год!

Здоровый ребенок - это счастье родителей

К сожалению, таким он не может стать сам. С ребенком необходимо заниматься.

Ранний возраст - важный период в формировании личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Очень важно вовремя научить малыша правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением.

Движение - основа восприятия и переработки информации об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи речевого развития ребенка:

Прогрессирует понимание речи;

Обогащается активный словарь;

Начинается фразообразование;

Усложняется наглядно-действенное мышление;

Естественно происходит развитие мышечной системы и двигательных навыков;

Формируется эмоционально-волевая сфера.

Уровень сформированности двигательных навыков ребенка раннего возраста является показателем нормального или патологического развития.

Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение всего дня. Недаром говорят: «Зарядку делай каждый день - пройдут усталость, вялость, лень!». Наконец, утренняя зарядка - это первый шаг на пути к спорту.

Утренняя зарядка - самый доступный для всех вид физической культуры. Ёе можно делать самостоятельно, однако занятия физическими упражнениями в коллективе, с родителями, всей семьей проходят интереснее, веселее, продуктивнее.

«Мне надо много двигаться»

Поддерживайте ребенка в его стремлении быть активным и создавайте условия для этого. Именно движения делают ребенка выносливым, ловким, сообразительным.

Сколько должен двигаться здоровый ребенок в течение дня? Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Дети со средней активностью, как правило не вызывают у родителей тревоги: поведение у них уравновешенно, они не переутомляются, такой ребенок бегает, прыгает столько, сколько может.

Другое дело - дети с повышенной активностью. Они не уравновешенны, не могут регулировать свое поведение, быстро переутомляются, не склонны к выполнению упражнений, требующих точности, координации. Ни в коем случае резко не прекращайте двигательную активность ребенка. Переход должен быть постепенным.

Малоактивные не склонны много бегать, предпочитают играть в песочнице, что вполне устраивает родителей. Однако, надо знать, что у таких детей медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками.

Как сделать, чтобы ребенок хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность детей и взрослых (предложите догнать вас). Хорошо активизируют действия малыша игрушки (мяч). Не теряйте времени, приступайте к обучению ребенка основным движениям. Прежде всего - создайте условия! В распоряжении малыша должны быть разнообразные игрушки, пособия (каталки, машинки, ящики и коробки, дорожки из клеенки, надувные бревна, мячи...).

Движение требует пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться.

Необходимо также проводить специальные занятия, привлекать ребенка к участию в подвижных играх, делать с ним утреннюю гимнастику.

Каким видом спорта можно заниматься зимой?

Отдельные элементы спортивных занятий лучше всего осваивать с родителями. Гуляя с ребенком, дайте ему возможность свободно бегать и прыгать. Прогулки сочетайте с занятиями сезонными видами спорта.

Всем детям доступна ходьба на лыжах (по ровной местности, а также скатывание с небольших отлогих пригорков). При спуске ребенок скользит одновременно на обеих лыжах, ноги слегка согнуты в коленях, руки с палками одновременно выносятся вперед.

К 4 годам ребенка можно научить надевать и снимать лыжи. Продолжительность лыжных прогулок вначале 20 мин, а затем ребенок немного освоится, они могут длиться 40-50 мин.

На прогулках можно использовать «буксировку» (малыш стоит на лыжах, а родители - папа и мама - тянут его за палки или веревку, изображая паровоз с вагонами или буксир с баржей).

Катание на санках - самое доступное веселое развлечение, доступный вид физкультуры. Поднимаясь с санками на горку, ребенок совершает значительную мышечную работу, само катание доставляет удовольствие.

Мощным фактором закаливания является и средством физического воспитания является плавание. Если ваш ребенок не посещал раньше бассейн в поликлинике (лозунг воспитания детей сейчас - «плавать раньше, чем ходить»), то можно обучать детей плаванию уже с 4-го года жизни. У детей с риском нарушения осанки предпочтительнее стиль «брасс».

Каким видом спорта можно заниматься летом?

Отдельные элементы спортивных занятий лучше всего осваивать с родителями.

Летом можно учить ребенка катанию на роликовых коньках на асфальтированной дорожке (с 5 лет!). При этом необходимо защитить голову ребенка шлемом, а локтевые и коленные суставы - специальными защитными накладками.

Велосипед способствует укреплению мышц, тренировке равновесия, совершенствованию координации движений, воспитывает смелость, решительность. С 4 лет можно учить ребенка езде на велосипеде.

Как определить, соответствует ли велосипед росту ребенка?

Для ребенка 4 - 5 лет расстояние от сиденья до опущенной вниз педали, расстояние от руля до сидения по вертикали не должно быть больше 18 см.

Обучая детей катанию на велосипеде, необходимо воспитывать у них внимание и дисциплинированность при езде, знакомить с правилами дорожного движения. Важно следить за правильностью посадки на велосипеде и осанкой. Для профилактики нарушений осанки рекомендуется устраивать перерывы в катании, во время которых малышу целесообразно заняться подвижными играми.

Детям с нарушениями осанки длительное катание на велосипеде не рекомендуется, равно как и детям с высоким риском сколиоза.

«Спорт детям» (советы родителям по физическому воспитанию дошкольников)

Все родители мечтают, чтобы их ребенок вырос здоровым, успешным и счастливым. Но не все понимают, что для приобретения крепкого здоровья ребенком нужно потрудиться именно родителям.

Физическое развитие ребенка: с чего лучше начать?
Многие задают вопрос: с какого возраста правильнее начинать физическое воспитание детей?
Большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить чемпионов, для них детский спорт - просто возможность обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в себе, собственных силах, привить некоторые навыки, дисциплинировать. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания дошкольников.

Перед тем, как отдавать ребенка в какую-либо спортивную секцию, присмотритесь к нему, к его способностям и физическим возможностям.

Физическое развитие ребенка - дело очень серьезное. Желательно посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции, в которую вы собираетесь отправить ребенка. Родителям необходимо выслушать рекомендации специалистов и затем принять решение, справится ли ребенок с той нагрузкой, которая будет на него возложена.
Заметьте – большая часть тренеров заинтересована в том, чтобы их кружок посещало как можно большее количество детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может убеждать вас привести к нему ребенка как можно раньше. Но сперва, стоит подумать: не навредят ли вашему ребенку чрезмерные физические нагрузки? Все зависит от спортивной ориентации секции, от того вида спорта, в который вы отдаете малыша.
Ведь самое главное – не навредить своему чаду.

Также существуют и проблемы физического воспитания дошкольников.
Современные детские сады оборудованы всем необходимым для осуществления полноценного физического воспитания дошкольников. Каждое утро воспитатели должны проводить с детьми комплекс утренней гимнастики, целью которой является - дать малышам возможность вволю подвигаться, задействовав все группы мышц.

Важно отметить отношение некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие предполагают, что, если их малыш подвержен частым простудам, его нужно оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). А так же, желая перестраховаться, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что детские сады зимой отапливаются достаточно хорошо. В итоге, спортивные упражнения в детском саду проходят не в удобных маечках и шортах, а в теплых штанах и кофтах. А ведь вспотевший от такой чрезмерной опеки ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают.

Очень важная особенность физического воспитания дошкольников заключается в том, что комплексы упражнений меняются каждые 2 недели. Так же, физическое воспитание детей в детском саду подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также
социальных навыков и социализации.

Существует еще один важный нюанс физического воспитания детей дошкольного возраста. Очень важно чередовать умственные занятия с физкультурными паузами (физминутками). Чем младше дети, тем чаще они проводятся.

Что же делать, если ребенок не посещает детский сад?
В этом случае, очень важно заниматься физическим воспитанием дома. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с ребенком. Подтверждено, что правильное физическое воспитание дошкольника напрямую влияет на его нормальное развитие и рост. Очень важно уделять большое внимание физическому дошкольников на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, укреплению иммунитета.

Очень важно поддерживать интерес ребенка к занятия физической культурой. Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так к ней и будет относиться ваш ребенок. Часто ребенок живет под грузом запретов: не бегай, не кричи, не шуми. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека.

Детский спорт: в какую секцию отдать малыша?
Размышляя над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию лучше отправить свое чадо?

Стоит присмотреться к особенностям характера своего ребенка при выборе направления спортивной секции.Важно определить индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения.
Если у малыша хорошо развиты навыки общения - ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, баскетбол, хоккей, волейбол и т. д.

Если малыш гиперактивен, склонен к дракам и конфликтам, следует обратить внимание на секции единоборств. Здесь он сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.

Если ребенок является выраженным лидером - оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис и плавание. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.

Если ваш ребенок замкнут и застенчив, скорее всего, ему придется по душе конный спорт или плавание. Так же, эти виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям.

Высокая самооценка - отличный стимул для ребенка выполнять любую работу. Поощряйте любые достижения своего ребенка, и в ответ вы получите се большее старание.

Спасибо за внимание! Надеемся, что наши рекомендации будут вам полезны.

Консультация для родителей на тему:

«Формы физического воспитания в семье»

Подготовила:

Воспитатель Казакова В.И.

Формы физического воспитания в семье

Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования.

Не всегда легко понять поведение ребенка и определить, какие средства в данную минуту будут наиболее уместны для того, чтобы своевременно заложить в нем необходимый фундамент физического и духовного развития.

Необходимо серьезно задуматься о развивающейся личности каждого ребенка, чтобы действия родителей были необходимыми и своевременными.

В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье: книги, статьи в газетах и журналах, лектории, кино, радио и телевидение дают родителям советы, приказывают, информируют и предостерегают, как сделать воспитание ребенка более радостным с помощью движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе – то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др. Для здоровья ребенка очень важно, когда он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни. Своевременное развитие основных двигательных навыков почти так же важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребенка – например, развитие речи.

Пешие прогулки и походы.

Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.

Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Дети учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристских тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях.

Длительная прогулка с группой дошкольников требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость.

С детьми 3-4 лет прогулки в ближайшее окружение планируются с таким расчетом, чтобы маршрут в один конец занимал 15-20 минут, для ребят 5-6 лет – 30-40 минут, а для семилетних возможна прогулка до 40-45 минут. При регулярной организации походов дети преодолевают путь примерно 7 км.

Продолжительность ходьбы должна увеличиваться постепенно. Так же постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолевать на пути. Взрослым следует хорошо знать возможности естественного окружения, которые желательно использовать для упражнений детей в разнообразных видах движений. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья,

пеньки, камни, дорожки с разным покрытием (песчаные, травянистые) и т.п.

Ходьба во время длительных прогулок не должна быть однообразной, так как это не столько физически утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное влияние на их нервную систему. Если намечен переход к дальнему лесу, к подножию горы, на сенокос, надо так организовать детей, чтобы они шли свободно, группой по 4-5 человек. Когда маршрут проходит по улице поселка, шоссе или вдоль полотна железной дороги, дети должны построиться и пройти парами этот отрезок пути. Но как только они выходят, например, на луг, лесную дорогу, можно идти свободно, группируясь по своему желанию, но не

расходясь далеко. Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы всех держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал остановки, например свисток. Дети должны быстро собраться около взрослого. Можно отметить тех, кто быстрее остальных

выполнил задание. После этого часть пути можно пройти организованно или использовать ускоренную ходьбу, ходьбу «змейкой» между деревьями, крадучись, в полуприседе.

Если конечный пункт прогулки находится на значительном расстоянии, то на полпути надо сделать небольшой привал – отдых в тени кустов, деревьев. Желающим можно предложить за 30-35 м до намеченного места отдыха пройти быстрее или пробежать и подождать там остальных. Это приучает детей к самостоятельности, дает некоторый выход их активности, проявлению двигательных способностей (выносливости, быстроты).

После недлительного отдыха во время привала здесь же можно организовать подвижные игры, с тем чтобы поддержать у ребят хорошее настроение на оставшийся путь.

Например:

Ноги от земли! Дети свободно стоят на площадке (полянке). В центре – ловушка. По сигналу

взрослого «Раз, два, три – лови!» ребята разбегаются в разные стороны. Стремясь, чтобы ловушка не мог коснуться, каждый занимает какое-либо возвышение над землей: пенек, бревно, бугорок, некоторые руками и ногами обхватывают ствол дерева, не касаясь, конечно, земли. Того, кто не успел это сделать, ловящий касается рукой. Этот участник выходит из игры. Так повторяют 3-4 раза. После этого выбирают нового ловушку.

Хорошо ходить в поход не одной, а двумя-тремя семьями, чтобы в таких объединениях было не менее 2-3 детей, сходных по возрасту. Постоянного внимания взрослых требуют самые маленькие дети – до 4 лет, а дошкольники 4- 7 лет уже выполняют в группе определенные обязанности. При наличии

нескольких взрослых обязанности между ними распределяются так, чтобы чередовались заботы и отдых, возможность личного.

Дети в группе легче находят себе дела, устанавливают общение друг с другом, ведут разговоры о виденном, меньше капризничают, не проявляют эгоистических чувств, своеволия.

Выбор маршрута . На первых порах не следует отправляться в далекий от дома поход, особенно при небольшом туристском опыте родителей. Обязательно надо учесть реальные возможности детей, не переоценивать их силы, выносливость.

Подготовка к походу. Собираясь в дальнюю прогулку или в поход на 2-3 дня, взрослые должны проявить внимание к одежде, обуви, снаряжению. Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами

обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали сопричастность к походу, ощутили себя его полноправными участниками.

Дети 3-4 лет в семейном походе проходят в день 4-6 км, скорость ходьбы примерно 2,5-3 км в час, в 5-6 лет – 8-10 км. Не следует торопить ребят, нужно рассчитать маршрут так, чтобы были остановки. На опушке леса, полянке предложить интересные игры, соревнования на полосе препятствий. Для детей 3-7 лет предлагается длина трассы с препятствиями 80-100 м, считая по 5-6 м расстояния между отдельными препятствиями.

Препятствия могут быть следующие:

«Лягушатник» - из веток и прутьев: высота 40 см, длина 120 см, 4 барьера с расстоянием между ними 80 см дети перепрыгивают двумя ногами сразу.

«Коридор» - обозначается тесьмой в кустарнике или между деревьями с несколькими поворотами.

«Нора» - устраивается из плащ-палатки или куска ткани размером 1,5-2 м. Один край приподнимается на 70 см, второй прикрепляется колышками свободно к земле, чтобы можно было проползти на четвереньках.

«Бревно» - обрезок ствола длиной 3-4 м с неснятой корой, закрепляется колышками или оставшимися на нижней стороне сучьями.

«Обезьянник» - образован двумя веревками (диаметром 10-12 см), натянутыми между двумя деревьями (расстояние между ними 2-3 м). Их туго натянуть и оттянуть в стороны с помощью дополнительных веревок. Ребята переступают ногами по нижней веревке, держась за верхнюю.

«Гол» - ударом ноги прогнать мяч через ворота (шириной 1,5 м), вложить его в рюкзак и надеть рюкзак на себя.

Детям объясняют и показывают, как надо преодолевать препятствия, предлагают попробовать выполнить задание, а затем уже объявляются условия соревнования.

Питание и питье . Хорошо сварить на костре свежий обед.

Для привала летом выбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра и освещаемое солнцем. После отдыха дети обычно затевают игры. Родители должны создать им для подвижных игр наиболее подходящие условия.

Тяни в круг . На рюкзак кладется мяч. 5-6 детей, взявшись за руки, встают в круг вокруг рюкзака. При помощи различных движений, не расцепляя рук, каждый старается заставить партнера сбить мяч любой частью тела. Сбивший мяч выбывает из игры.

Сколько шагов . Детям предлагается задание – выбрать какое-нибудь дерево и попробовать определить на глаз, сколько до него шагов. Затем расстояние измеряется шагами. Побеждает тот, кто назвал наиболее близкое к правильному число шагов.

Плавание.

Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во

время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

Надо постараться как можно раньше научить малыша держаться на воде и плавать. Первые навыки можно образовать у совсем маленького ребенка - в возрасте двух-трех недель, используя домашнюю ванну. Конечно, до начала занятий в ванне надо посоветоваться с врачом. Плавать ребенок должен в чистой, дезинфицированной ванне, лучше в одни и те же часы первой половины дня. Нахождение в воде должно быть для малыша радостным, интересным, доставлять ему удовольствие, положительные эмоции. С ним надо разговаривать ласково, спокойно, поощрять его действия: «Хорошо, молодец, плыви, плыви, двигай ручками и ножками». При отрицательных реакциях – плаче, страхе, нежелании находиться в воде – лучше прекратить занятие, успокоить малыша, занять любимой игрушкой. Температура воды в начале обучения 36-37 градусов. Пребывание ребенка в воде увеличивается постепенно – с 10 до 15-20 минут при снижении температуры воды до 34градусов.

Какие навыки движений в воде может освоить ребенок?

Взрослый сначала лицом к себе держит его под мышки и за грудную клетку. Окунуть несколько раз в воду до подбородка; уложив малыша на спину, левую ладонь подвести под затылок малыша, правой обхватить область таза. Покачивать, переводя ребенка из горизонтального положения в

полувертикальное и обратно. Движение делать медленно, затем быстрее (2-3 минуты) и отдых ребенка в вертикальном положении (левая рука взрослого обхватывает грудь малыша и на нее он наваливается, правая рука поддерживает затылок);

Обе ладони подведены под спину малыша, большие пальцы обхватывают сверху его плечи. Боковые покачивания ребенка вправо- влево;

Плавание (на руках взрослого) от одного конца ванны к другому и обратно в положении на спине.

Надо заранее подготовить и специальное оборудование: «чепчик русалки» - в легкую шапочку вшить куски пенопласта. Использовать для поддержки ребенка на поверхности воды в положении на спине «пояс Нептуна» - надувная резиновая подушка с поясом (для плавания на груди).

Овладение навыками плавания зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Надо быть особенно терпеливым, внимательным с тем, кто боится движений в воде. Не спешить освоить много упражнений, не переходить к самостоятельному плаванию без достаточной подготовки. Новые трудные упражнения чередовать с любимыми ребенком, побуждать его к самостоятельности, проявлению активности, желания научиться держаться на воде.

Лыжные прогулки.

Великолепным оздоровительным средством в зимнее время служат лыжные прогулки. Лыжные прогулки в лесу оказывают также положительное эмоциональное влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с гор и т.д.

Прогулки на лыжах доступны уже детям с 3-летнего возраста. Лыжи и палки подбираются по росту ребенка: в возрасте 3-5 лет длина лыж может превышать рост на 5-7 см, тогда как детям в возрасте 6 лет и старше подбираются лыжи, достигающие ладони его вытянутой вверх руки. Лыжные палки – немного ниже плеч. Размер ботинок таков, чтобы их можно было надевать без затруднений с 1-2 толстыми шерстяными носками.

В отличие от бега ходьбе на лыжах детей надо обучать. Ведь, право, больно и обидно становится смотреть на школьников, большинство из которых очень неловко и неумело передвигаются на лыжах. Самое главное и одновременно трудное - суметь заинтересовать ребенка, дать ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной снежной поверхности, потом по наклонной. Первые упражнения на снегу проводятся без палок и начинаются с обучения падению не вперед или назад, а на бок с разведением рук в стороны. Первые упражнения в обучении обычному способу ходьбы на лыжах – передвижение по прямой ступающим шагом с постепенным переходом к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным упражнением в первых тренировках является и буксировка на лыжах, когда ребенок держится за палки, которые тянет взрослый; при этом ноги у ребенка слегка согнуты в коленях, а корпус наклонен вперед. Затем ребенка обучают развороту на месте.

При переходе к скользящему шагу хорошо использовать накатанную лыжню, идущую под небольшим уклоном. Вначале длина скользящего шага невелика, постепенно она возрастает – одновременно с темпом передвижения. Важно следить за тем, чтобы палка выносилась вперед и пускалась в снег впереди ступни.

Дети дошкольного возраста могут также обучаться преодолению некрутых и небольших спусков.

Обучать детей скоростному «коньковому» ходу вряд ли целесообразно из-за его чрезмерной нагрузки на суставы ног.

Одежда для лыжных прогулок подбирается так, чтобы она не мешала движениям и не перегревала тело. Последнее правило очень важно соблюдать.

Катание на коньках.

Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы.

Катание на коньках – сложный вид движения, состоящий из отталкивания, правильной постановки конька при скольжении, сохранения равновесия.Учить детей этому виду спортивных упражнений начинают с 5 лет.

Первые занятия целесообразно провести в помещении: рассмотреть коньки с ботинками, примерить, попытаться завязать шнурки. Шнурки должны быть широкими, нужной длины, чтобы завязывался бантик и не оставались чересчур длинные концы. На подъеме ноги научиться шнуровать туго, на пальцах свободно, чтобы ноги не мерзли.

Обучению бегу на коньках следует отводить первое время не более 8-10 минут, так как дети от напряжения быстро утомляются. Время для занятий увеличивается постепенно до 20-30 минут.

Во время катания надо следить за дыханием ребенка, чтобы он дышал через нос и не задерживал дыхания. Особенного внимания требует ребенок, перенесший отит, ОРЗ, ему разрешается катание при температуре воздуха от +2 до –8 градусов.

Езда на велосипеде.

Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы.

Для обучения езде должна быть дорожка шириной 3-4 м, длиной не менее 30-50 м, так как ребята затрудняются делать повороты. Овладевают дети ездой в разные сроки. Некоторые долго держатся напряженно, скованно, не умеют ездить свободно и легко. Взрослый должен четко указать, какую ошибку допускает ребенок, разъяснить, как ее устранить, например: «Резко поворачиваешь, а надо тише»; или: «Сильнее нажимай на педали».

Бег.

Древнегреческие мудрецы говорили:

Хочешь быть здоровым – бегай!

Хочешь быть красивым – бегай!

Хочешь быть умным – бегай!

Этими словами они подчеркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей.

Бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности. Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей: для ослабленных ребят бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп его бега выше. Велико значение бега для воспитания выносливости. Умение преодолеть быстро небольшое расстояние или, наоборот, пробежать большую дистанцию пригодится будущему солдату, геологу. Привычка бегать поможет получить ежедневную дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека.

Задания для детей следует разнообразить, чтобы не снижался интерес к бегу.

Кто раньше . Трое – четверо детей стоят в кружках на одной стороне площадки. На противоположной стороне (расстояние 10-15 м) также обозначены кружки по числу играющих. По сигналу дети бегут на другую сторону, стараясь быстрее встать в круг. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

Добеги и прыгни . Несколько детей стоят шеренгой. На расстоянии 10 м от них начерчена полоса шириной 30-40 см, над ней подвешены на шнуре ленточки. По сигналу воспитателя дети быстро выбегают вперед и снимают ленточки. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание, при этом подпрыгивать он должен в обозначенной полосе.

Если бег проводится без игровой ситуации, то в этом случае следует выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично, шаги недлинные, движения рук расслабленные.

Тренировки в беге желательно проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условиях укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.

Заключение.

Было доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:

Пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

Углубляют взаимосвязь родителей и детей;

Предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому.

Позволяют с пользой проводить то свободное время, способствует всестороннему развитию ребенка.

Родителям впервые представилась возможность сравнить уровень физического развития своего ребенка и других детей того же возраста. Не одна мать была разочарована, убедившись, что ее ребенок отстает от сверстников в двигательных действиях. После нескольких совместных занятий ребенок, как

правило, достигает требуемого уровня двигательного развития.

Во время совместных занятий взрослый поднимает, носит, качает ребенка, помогает ему подтянуться, подпрыгнуть, взобраться наверх и т.д. Ребенок восхищается отцом: какой папа сильный, как ловко его поднимает, покачивает, как хорошо выполняет упражнения. Родители же, занимая полуактивную позицию, путем ловких движений помогают ребенку выполнить упражнение, подбадривают его и вместе с ним радуются успеху. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты: систематическое повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха.

Елена Лаптева
Консультация для родителей «Советы по физическому воспитанию детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ д/с № 30 п. Комсомольский

Методическая разработка

Подготовила

Инструктор по физическому воспитанию Е . В. Лаптева

Советы доктора

ХОРОШАЯ ОСАНКА

Что такое осанка?

Когда человек ходит и стоит, держа голову и корпус свободно, прямо, без напряжения, мы невольно любуемся им и говорим : «Какая правильная осанка!» Но дело не только в красоте. При правильной осанке хорошо работают лёгкие, сердце, желудок.

Некоторые считают, что правильные формы тела передаются по наследству. Это не так. Осанка не бывает врождённой. Она формируется в процессе роста, развития. Ее нужно воспитывать с детских лет в семье, детском учреждении, школе. С годами осанка закрепляется.

Мышцы детей недостаточно развиты, слабы, поэтому ребёнок часто сутулиться сводит плечи, выбирает удобную для себя позу.

Нужно постоянно учить детей правильно и красиво держаться, напоминать им, чтоб не втягивали голову в плечи, не сутулились, при ходьбе выше поднимали ноги.

Огромное значение для воспитания правильной осанки имеет место систематическая гимнастика. Каждый день должен начинаться с утренней зарядки и водных процедур. Необходимы и так называемые физкультминутки по 7-10 минут. Очень полезны игры на свежем воздухе. Не ограничивайте подвижность детей , не запрещайте им бегать, прыгать, играть.

Правильно подбирайте мебель для ребенка. Стул для занятий может быть любой только не круглый, стул - удобный для сиденья. Высоту стула можно менять, укорачивая или удлиняя ножки, подкладывая доску.

Ребёнок должен сидеть прямо, глубоко на стуле, вплотную к спинке, близко придвинув стул. Ноги должны быть согнуты под прямым углом поставлены на пол всей ступней. Если ноги не достают до пола, нужно подставить скамеечку.

Здоровые зубы

Состояние зубов напрямую влияет на наше здоровье в целом. За зубами нужно бережно ухаживать каждый день. Ребёнок должен помнить : гигиена полости рта так же важна, как, например, правило мыть руки перед едой.

Чистить зубы следует утром и вечером качественной зубной пастой и щёткой. Это важно особенно, когда у детей прорезываются постоянные зубы (с 5-6 лет) .

Для чистки зубов человечество издавна применяло самые разнообразные приспособления : от подручных (пальца) до специально расплющенной палочки и золотых зубочисток. В наше время используют зубную щётку. Сейчас ни у кого не возникает вопроса : какую выбрать щётку - из искусственной щетины или натуральной? Конечно, из искусственной : она более гигиенична, долговечна, а ее жёсткость регулируется в соответствии с современными гигиеническими требованиями.

Лучшая профилактика болезней зубов – фтор. Поэтому не сопротивляйтесь рекомендациям стоматологов – изменить режим питания, использовать специальные зубные пасты и т. п.

Подобрать наиболее подходящую именно для вашего ребенка пасту и щётку поможет врач-стоматолог.

И ещё одно правило было бы неплохо перенять у наших зарубежных коллег : «сладкое – по субботам» . Неукоснительное выполнение этого правила приведёт к значительному уменьшению болезней зубов у детей ).

Чистить зубы качественной фторсодержащей зубной пастой два раза в день.

Соблюдать правила рационального питания (с ограничением углеводов) .

Регулярно, 2 раза в год, посещать стоматолога.

Очень важно, чтобы вы объяснили детям эти правила и помогли их запомнить. Если ваш ребёнок всегда будет следовать им, то его зубы будут крепкими и здоровыми всю жизнь!

Копилка советов… .

Учим детей расслабляться

Даже маленькие дети должны уметь расслабляться. Когда ребёнок расслаблен, информация, которую ему необходимо усвоить, передаётся по нервным путям легче и более полно. Если тело малыша напряжено и неподвижно, восприятие информации из окружающей среды или даже от собственного тела становиться очень ограниченным, и ребёнку трудно правильно отреагировать или принять подходящее решение. Когда ребёнок спокоен и чувствует себя безопасно и уютно, он учится быстрее и легче. Я предлагаю интересные игры, направленные на достижения этой цели.

ПАДАЮЩЕЕ ПЕРО

Описание. В этой игре вашим помощником будет маленькое пушистое пёрышко либо иной подобный предмет, лёгкий и воздушный.

Возраст участников : с 3 лет.

Инструкция детям. У меня в руке маленькое пушистое пёрышко. Посмотрите, как мягко оно падает на пол, когда я его отпускаю.

Сейчас я отпущу его, а вы считайте вслух : давайте узнаем, сколько времени потребуется пёрышку, чтобы долететь до пола. Мы можем посчитать вместе : раз…два…три…четыре…пять. Теперь станьте здесь. Представьте, что каждый из вас - маленькое красивое пёрышко, которое выпало из крыла птицы, пролетевшей над землёй. Вы будете медленно и мягко опускаться вниз, на пол, парить как пёрышко, и при этом считать до пяти. На счёт «три» , вы, вероятно, уже будете почти лежать на полу. Когда вы долетите до пола, полежите там несколько мгновений совершенно расслаблено . Пока вы летите, я буду громко считать вслух. Начали : раз…два…три…четыре…пять…

МОРОЖЕНОЕ

Описание. Это красивая игра-фантазия для летнего времени, которая нравится всем любящим мороженное детям. Играя в неё, ребята расслабляются и ощущают разные части своего тела.

Возраст участников : с 4 лет.

Инструкция детям. Станьте ровно и поднимите руки над головой. Выпрямитесь. А сейчас каждый из вас должен представить, что он – вафельный стаканчик со своим любимым мороженым. Какого вы вкуса?. А цвета?.

Вы очень вкусные; представьте, что кто-то начал вас медленно есть.

Это очень хорошо, вас медленно, очень медленно едят!

Почувствуйте, как вы становитесь все меньше и меньше. Почувствуйте, как все больше и больше таете, и, в конце концов, от вас не остаётся ничего, что можно было бы ещё съесть.

Совсем медленно вы можете опуститься на пол, чтобы показать мне, что этот прекрасный вафельный стаканчик целиком и полностью съеден…И когда вы ляжете на пол, то можете отдохнуть, помечтать и подождать, пока я не скажу всем вам снова встать.

КОЛКА ДРОВ

Описание. Это замечательное расслабляющее упражнение, которое хорошо проводить осенью.

Возраст участников : с 5 лет.

Инструкция детям. Представьте, что вы – дровосеки, которые работают в лесу. Вы завалили много деревьев, распилили стволы на короткие бревна. Теперь эти бревна нужно поколоть, чтобы зимой положить их в печь или камин и хорошенько обогреть дом.

Станьте здесь, широко расставив ноги. Представьте бревно, которое надо поколоть. Двумя руками вы держите рукоять большого, тяжёлого топора. Занесите этот топор над головой. Представьте, какой он тяжёлый; глубоко вдохните и на выдохе сильно ударьте топором по дереву… Вам удалось его расколоть?Давайте попробуем ещё раз. Снова поднимите топор над головой. Вдохните и, выдыхая, сильно ударьте по дереву…Хотите сделать полено ещё меньше? Тогда возьмите топор и расколите бревно ещё раз…А теперь принесите мне все поленья и сложите здесь. Кладите их аккуратно, друг на дружку.

Литература :Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет .

Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного , позитивного поведения, какими бы не-значительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

Избегайте категоричных слов и выражений, жёстких оценок, упрёков, угроз, которые могут создать напряжённую обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет» , «нельзя» , «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию» ). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребёнок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жёстко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства .

Не опускайте рук. Любите своегоноровистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть любые трудности. Помните, что «Норовистые дети похожи на розы - им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка)

Когда становится тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше , гиперреактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребёнок, помогите ему, все в ваших руках.

Поиграй со мною мама…

Игры для детей на профилактику нервно-мышечного и эмоционального напряжения

«Поиграем в садик»

Часто детишки не рассказывают, что у них происходит в садике. Маме сложно понять, каков стиль общения у воспитателей и детей , какие методы близки педагогу, какие существуют конфликты. Вот тут-то на помощь и приходит игра. В выходной день предложите крохе поиграть в «садик» . «Детишками» могут стать любимые игрушки или вы с родственниками, а вот воспитателем обязательно должен стать ребёнок. Как правило, дети прекрасно изображают своих наставников и сверстников. В этой игре родители увидят многое , потому что ребёнок непроизвольно будет переносить свой «садовский опыт» в игровую ситуацию. Можно немножко его спровоцировать : «А вот воспитательница говорит так-то… » , «Нет, - тут же возразит малыш, - она так никогда не говорит. Она говорит так-то…». Точно так же, в игре, можно увидеть и поведение в саду вашего ребёнка, других детей . Очень часто родители считают своего ребёнка тихим, забитым, а в ходе игры вдруг обнаруживается, что он забияка : например, начнёт драться кулаками или игрушками и будет доволен этим.

Упражнение «Дышим животиком»

Обычно это упражнение делают лёжа, но можно выполнить его и сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали, Бегемотики дышали.

(выдох) .

Сели бегемотики, Потрогали животики :

То животик поднимается (вдох, То животик опускается (выдох) .

Работа диафрагмы должна восприниматься ребёнком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох : Качаю рыбку на волне, То вверх (вдох, То вниз (выдох) Плывёт по мне.

Брюшное дыхание - противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе : замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребёнку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Игра «Колючий ёжик» с массажным мячиком

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приёмам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ёжика. Аккуратно кладёте шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следуетвыполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами :

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ёжик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.



Рассказать друзьям