Конспект НОД в подготовительной группе «Слово»
Автор: Николаева Елена Владимировна, воспитатель 1 категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 г. Сосногорска»Описание материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе (6-7 лет);название «Слово». Цель данного занятие развитие речи, обучение грамоте
Демонстрационный материал:
магнитная доска, нарисованные персонажи Тим И Том, набор предметных картинок, набор шапочек для персонажей сказки «Рукавичка».
Задачи в соответствии с интеграцией образовательных областей.
1. Коммуникация:- обогащение словарного запаса через художественное слово
- развитие грамматического строя речи
- развитие диалогической речи игру – драматизацию к знакомой сказке
- обогащение предметного и глагольного словаря признаков
- закрепление понятия «слово», «буква», «звук», гласные, согласные (твердые, мягкие)
- умение различать на слух твердые и мягкие согласные
2. Здоровьесбережение:
- развитие общей и мелкой моторики
- развитие зрительного и слухового восприятия
- развитие мышления и невербального общения (мимика)
Н. Красильникова «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
-Доброе утро- нам птица поет (ви-вить),
-Доброе утро- скажет нам кот (мяу),
-Доброе утро- жужжит нам пчела (з-з-з),
-Доброе утро – как ваши дела?
-Доброе утро – лягушка сказала (ква-ква-ква),
-Доброе утро –нам мышь пропищала (пи-пи-пи),
-Доброе утро – шумят тополя (ля-ля-ля),
-Доброе утро, родная земля!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель. После таких теплых, искренних слов стало еще больше радостных и светлых лиц. Вот что может сделать доброе слово.
Загадка:
Оно может быть ласковым, может быть грубым,
Оно может быть тихим, может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать,
Но для этого надо буквы знать. Что это? (Слово).
Воспитатель.
-А сейчас я хочу проверить, много ли вы знаете слов?
-Какое сейчас время года? (зима).
-Подберите слова, обозначающие признак предмета, к слову «зима» (холодная, морозная, снежная, скрипучая, серебристая).
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета? (какой, какая, какое)
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предмета? (что делает?).
-Подберите слова, обозначающие действие предмета, к слову «снег»(, падает, кружится, идет, блестит, искрится, скрипит, сверкает).
-Из чего состоят слова, когда мы их произносим? (из звуков).
-Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Воспитатель.
Я расскажу вам сказку.
В звонком городе на певучей улице
Звуки жили гласные,
Пели песни разные.
А, О,У,Ы,Э,И вместе жили
И давно дружили.
Первым просыпался А.
А - вставать уже пора (ребенок).
Отвечал ему звук У.
У – ну я же не хочу (ребенок).
Вслед за ним стонал звук О.
О – как рано- то еще? (ребенок).
Дальше ныл ленивый Ы.
Ы – разве были мы должны? (ребенок).
Вдруг ну как из- под земли
Появились Э и И.
Э – проснитесь побыстрей,
Собирайтесь в путь скорей.
Чтобы было веселей,
Надо нам найти друзей (ребенок).
И – тогда не будет грустно,
И не будем мы скучать,
И с друзьями вместе будем
И петь песни и играть (ребенок).
Воспитатель.
Гласные звуки пошли искать друзей.
- Кто дружит с гласными звуками? (согласные).
Воспитатель.
Они так и называются – согласные, потому что дружат с гласными звуками.
Слушайте дальше сказочную историю.
В этом же городе, но на другой улице живут 2 гнома с необычными именами – Тим и Том.
Тим – любит все мягкие звуки –ль, -мь, -дь.
Том – любит все твердые звуки – р, -ж, -д.
Живут они в одном доме и окружают их разные звуки.
Тим любит играть с мягкими звуками, а Том с твердыми звуками.
Комната Тима зеленая, он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук.
Комната Тома синяя, он выбирает предметы, которые начинаются на твердый звук.
Воспитатель. Кто-то звуки им смешал, все картинки разбросал.
- Давайте поможем гномам разобрать картинки.
Для Тома нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие?(твердые - барабан, роза, самолет, машина).
Для Тима нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие? (мягкие –белка, лиса, велосипед, пила).
Дети выделяют звук, на который начинается название предмета, изображенный на картинке, х – арактеризуют – твердый он или мягкий).
Воспитатель
. Названия этих предметов начинаются на мягкие звуки – они для Тима. А эти начинаются на твердые звуки – они для Тома.
Звуки гласные и согласные дружат между собой. Наши дети тоже умеют дружить.
Физкультурная пауза «Дружно за руки берись».
Дружно за руки берись (встают в хоровод),
Друг за другом повернись.
Будем веселиться, прыгать и кружиться.
Много радостных людей
Добрых, верных нам друзей (сжимают и разжимают кулачки).
1-2-3-4-5 –всех никак не сосчитать (загибают пальцы рук) .
Хмуриться не будем (хмурое лицо),
Про печаль забудем (печальное лицо),
Станем улыбаться (улыбка),
Весело смеяться (заборчик),
Улетели все печали,
Лица радостными стали (ходят по кругу).
Воспитатель.
Я вижу, что вы дружные ребята. Есть пословица – нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Вы знаете много пословиц о слове, о языке. (дети называют пословицы о слове, о языке)
- Язык без костей;
- Язык до Киева доведет;
- На языке мед, а под языком лед;
- Языком мели, а рукам воли не давай;
- Бери хлеб на обед, а слово на ответ;
- Не спеши языком, торопись делом;
Воспитатель.
Молодцы, назвали много пословиц о слове, о языке, о нашей речи.
- Из чего состоит наша речь? (из предложений);
- Из чего состоит предложение? (из слов);
- Из чего состоит слово, когда мы его пишем или читаем? (из букв)
Воспитатель.
А сейчас я хочу проверит, знаете ли вы буквы.
Дидактическая игра «Где буква? Где цифра?»
(на магнитной доске необходимо убрать цифры, остаются только буквы, слово «СКАЗКА»)
Драматизация сказки «Рукавичка».
Игра «Пожелания»:
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелания. (дети говорят друг другу пожелания)
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Новомосковск, Тульской области.
Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.
Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря сложными словами (листопад, устилает).
Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень).
Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе.
Программное содержание:
Знакомить детей со звуком «М»;
расширять и систематизировать знания о предложениях;
упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
закреплять умение называть слова, которые начинаются со звука «М»;
воспитывать желание получать знания, желание обучаться в школе.
Оборудование:
Игрушка-мишка с рюкзаком за спиной и баночкой мёда;
карточки с изображением гласных букв А, О, У, Ы, Е;
наборное полотно;
стенд с изображением предметов, начинающихся с буквы «М»;
кубики с изображенными на них буквами;
Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, использование художественного слова, указания, обобщения, поощрение.
Предварительная работа:
Разучивание игры «Он мохнатый, он большой…»;
дидактическая игра «Составь предложение с заданным словом»;
рассматривание азбуки в картинках; разучивание физкультминутки;
игра с кубиками, на которых изображены буквы;
индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.
Ход занятия.
1. Организационный момент: дыхательная гимнастика.
Игра «Бульканье»
Ребенок сидит, перед ним – стакан с водой, в котором – соломинка для коктейля, нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье, вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль-буль-буль».
Подвижная игра
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мёд у пчёл берёт,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь медведь
Как только они услышали «рычание» медведя разбегаются по своим рабочим местам.
Воспитатель: «Ой, какой ты проказник, Мишутка! Посиди с нами на занятии, много нового и интересного узнаешь»
Сажаю игрушку-мишку возле доски.
2. Работа с предложением.
Ребята, что делает мишка, когда ловит вас? (Мишка рычит)
Правильно. Получилось предложение «Мишка рычит».
Скажите, сколько слов в предложении «Мишка рычит»?
Какое первое слово в предложении «Мишка рычит»?
Какое второе слово в предложении «Мишка рычит»
Придумайте про Мишку новые предложения, которые состоят из двух слов (ответы детей)
Молодцы, с заданием справились.
3. Следующее задание: (Обращаю внимание детей на Мишутку.)
Мишутка наш совсем успокоился, уже не рычит. Чтобы он совсем развеселился давайте скажем с какого звука начинается его имя.
Правильно, со звука М.
С этого звука начинается много слов.
Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звука М (мёд, молоко, малина, муха, мотылёк, Москва, мандарин, мина, мох, март, метро…)
Какое самое любимое слово у всех детей в мире? Кто для них самый близкий и родной человек? (мама)
Я с вами согласна. «Мама» — самое дорогое для нас слово.
Теперь поработаем с кубиками.
Составьте слово «мама» из букв, которые расположены на кубиках (дети у доски составляют слово «МАМА»
После составления дети читают слово «мама»
Молодцы.
А теперь Мишутка объявляет весёлую перемену.
Физкультминутка.
У Мишки в рюкзаке гласные буквы. Под музыку дети совершают движения. Как только музыка перестаёт звучать, Мишка «достаёт» из рюкзака карточку с буквой, а дети, узнав букву проговаривают про неё знакомую речёвку.
А-А-А
– скоро зима.
У-У-У
– молоко кому.
О-О-О
– едем в метро.
Ы-Ы-Ы
– прочитали книгу мы.
Е-Е-Е
– дайте травки мне.
Поиграли и сели на свои места.
4. Знакомство со звуком «М».
Дети, а какие бываю звуки? (гласные и согласные)
-Чем гласные звуки отличаются от согласных? (гласные поются, тянутся, а согласные не поются)
-С какого звука начинается имя нашего гостя? (со звука «М»)
Посмотрите внимательно, как выглядит звук «М».
О внешнем виде этой буквы придумано много стихотворений. Вот некоторые из них.
Взявшись за руки, мы встали
И на «М» похожи стали
(сопровождается показом детей).
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква «М»
(показываю на картинке)
Мы с вами познакомились со звуком «М»
— Прорисуйте сначала звук «М» в воздухе пальчиком (дети выполняют)
— У вас на столах лежат спички и, пожалуйста, с помощью спичек выложите букву «М». (Дети выполняют)
5. Ребята, а кто это к нам еще в гости спешит? (муз. Из М/ф «Маша и медведь»)
ПОЯВЛЯЕТСЯ МАШКА
— Ребятки, Маша очень любит играть в музыкальные игры. Она предлагает игру «Что ты услышал?» (на слуховое восприятие)
(тиканье часов, капает вода из крана, шум холодильника, льется вода, мяуканье кошки «Мяу-у») — фонограммы
6. Итог занятия. Дается оценка работе детей.
— Но что это? Мне кажется, наш Мишутка пошевелился. Это неспроста, может быть, у него для нас есть какой-нибудь сюрприз? (подзываю одного ребёнка, чтобы он посмотрел, что принёс Мишутка в рюкзаке)
— Ой, да это же мёд!
— Спасибо тебе Мишутка. Какая всё-таки чудесная эта буква «М», вкусная и полезная. Мишутка мы обязательно покушаем твой мёд с чаем.
Подготовила: Горзина Е.В. Воспитатель высшей категории МБДОУ «Снежинка»
Программное содержание:
- Познакомить со смысловыми оттенками речи;
- Научить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных;
- Развивать мышление, фонетический слух, эмоциональность.
- Упражнять в правильном дыхании.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.
Предварительная работа:
Знакомство с пословицами о языке и речи, заучивание их наизусть: , , , , «Слово - не воробей, вылетит не поймаешь» .
Активизация и обогащение слов: занемог, светлица, ширинка.
Материал: кукла Петрушка, фишки, (папка с картинками - веселинками и картинок-загадок) ; использование мультимедийных технологий с использованием экрана; предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавицы, щенки, синицы.
Аудиозаписи: песни , отрывки из сказок А. Толстого «Приключения Буратино» , П. Ершова «Конек - горбунок» .
Ход занятия
Звучит песня «Большой секрет для маленькой компании» (аудиозапись) . Дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем можно говорить с друзьями?
Ответы детей: Об игрушках, что делали в выходные, куда ходили и т.д.
Воспитатель: Какое значение слова «язык» вы знаете?
Дети: Язык - это орган речи.
Воспитатель: Правильно. Но языком называют саму речь. С её помощью человек передаёт свои мысли, общается с людьми, объясняет, просит, благодарит.
Воспитатель: Но речь может сделать людей врагами, внести в жизнь горе, предать, оскорбить. Предлагаю поиграть в игру «Кто больше знает» .
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки «о хорошем, добром языке» , а потом «о плохом языке» .
За правильный ответ дети получают фишку.
Дети: Пословицы и поговорки «о хорошем и добром, плохом языке» :
- «Хорошее слово всегда к месту» ,
- «Доброе слово дом строит, а злое разрушает» ,
- «Красно говорит, а слушать нечего» .
- «От худого слова - навек ссора» .
- «Слово - не воробей, вылетит, не поймаешь» .
Подводят итоги, фишки.
Сюрпризный момент: Появляется Петрушка (взрослый)
Петрушка:
Эй, белобрысый из первого ряда,
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь, что за игрушка? А я – Петрушка!
Остер колпачок - еще острее язычок,
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,
Да так, что вы захохочите сами!
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы знаете о Петрушке, опишите его внешность и характер.
Дети составляют рассказ о Петрушке: (3-4 ребенка)
Петрушка очень веселый, добрый. Он умеет шутить, веселить, радовать.
Носит яркую, красочную рубаху, широкие штаны, колпачок с бубенчиками.
Знает много стишков, песенок, загадок, прибауток. Любит играть и танцевать.
Физ. минутка: гимнастика для выработки хорошей осанки.
- Встаньте, расслабьте плечи. Попробуйте, как бы приподнять своё тело, расправьте плечи, грудь, откиньтесь назад. Вы чувствуете, что спина становится прямой, крепкой, а руки и шея - свободными и легкими.
- Встаньте спинкой к стене, прислонитесь к ней затылком, лопатками, пятками, не отрывая спину от стены.
Петрушка: Я принес для вас картинки - веселинки, да картинки - загадки. Вот первая из них (слад 1) .
Воспитатель:
Из- за леса, из - за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманами,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
Воспитатель: Ребята, бывает ли так на самом деле?
Дети находят ошибки: … «на булановой телеге»
… «скрипучей лошади»
… «Сапоги на нем с карманами»
… «жилетка с каблуком»
… «Подпоясался дубиной»
… «Опирался кушаком»
Петрушка: Ребята, а вот картинки другие (Буратино, Дуремар, Тортилла)
Воспитатель включает отрывок сказки «Приключения Буратино» (аудиозапись) .
Аудиозапись: (слайд 2,3)
«Ах, ты, старый плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, ну да прячешь лапы и голову… Я бы продал твою крышку на гребешки… Клянусь - ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Клянусь - его получит только тот человек, кто заставит все население пруда просить меня об этом» .
Воспитатель: Как вы думаете, почему обиделась Тортилла?
Какие обидные слова сказал ей Дуремар.
Ответы детей: говорил обидные слова:
…старый плавучий чемодан
…глупая тетка
…костяной крышкой
…крышку на гребешки
Петрушка: Ой, какой грубый Дуремар! Не умеет добрые слова говорить.
Воспитатель включает отрывок из сказки «Конек - горбунок»
(аудиозапись, слайд 4)
Аудиозапись:
«Что Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? -
Говорит ему Конек,
Аль, мой милый, занемог?
Аль, попался к лиходею?»
Пал Иванушка на шею,
Обнимал и целовал.
«Ох, беда, конек! - сказал. -
Царь велит в свою светлицу
Мне достать, слышь, царь - девицу.
Что мне делать, горбунок?»
Говорит ему конек:
«Велика беда, не спорю;
Но могу помочь я горю.
Оттого беда твоя,
Что не слушался меня.
Но, сказать тебе по дружбе,
Это службишка, не служба;
Служба все, брат, впереди!
Ты к царю теперь поди
И скажи: «Ведь для поимки
Надо, царь, мне две ширинки,
Шитый золотом шатер
Да обеденный прибор-
Весь заморского варенья-
И сластей для прохлажденья».
Воспитатель: Расскажите, как Конек - горбунок утешал Иванушку?
Ответы детей: обнимал, целовал, утешал, уговаривал, давал советы…
Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете слова:
«занемог, светлица, ширинка» ?
Воспитатель: Какими словами можно заменить?
Дети:
Занемог - заболел;
Светлица - гостиная
Ширинка - полотенце.
Дыхательная гимнастика:
1. «Дровосек» :
И.п ноги на ширине плеч, руки опущены.
Берем двумя руками «топор» , поднимаем его над головой, одновременно глубоко вздыхаем.
С коротким вздохом через рот делаем быстрый наклон вперед, опускаем руки вниз.
Выпрямляемся, поднимаем руки, одновременно делаем вдох, и снова наклоняемся, ударяя «топором» с восклицанием «Раз» .
2. Упражнение от усталости.
И.п как в первом.
Поднимаемся на носки, одновременно делаем вдох с восклицанием «Ух» , быстро наклоняемся и, не выпрямляясь, делаем еще три пружинящих наклона, выдыхая воздух с восклицанием «Ух» . При каждом наклоне туловище расслабляется и опускается все ниже.
Воспитатель: Отдохнули, а хотите еще поиграть?
Воспитатель: Давайте дружно стишки сочинять. Петрушка, а ты хочешь еще поиграть, тогда помогай.
Петрушка:
Даю вам честное слово,
Вчера в половине восьмого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок
Даю вам честное слово!
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Почему?
Носят ли свинки ботинки? А может быть, носят чулки?
Ответы детей: понравилось; веселое, шутливое, смешное…
свинки не носят ботинки и чулки.
Воспитатель: Мы тоже с вами сочиним веселые стихи про разных животных. Я начну, а вы закончите. А помогут вам картинки-подсказки (слайды)
Воспитатель:
Даем вам честное слово,
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без… (ботинок)
и … (чулок)
(слайд5, 6)
И щенков без… (носков)
(слайд 7)
И синичек без… (тапочек)
и… (рукавичек)
(слайд 8,9)
Воспитатель: Мы видели сорок без ботинок и…
Дети: … (чулок)
(слайд 6)
Воспитатель: Без носков - …
Дети: … (щенков) (слайд 10)
Воспитатель: Без тапочек и рукавичек…
Дети: … (синичек) (слайд 11)
Воспитатель: Смешная шутка у нас получилась.
Давайте вместе её повторим:
* Даем вам честное слово
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без ботинок и чулок
И щенков без носков,
И синичек без тапочек и рукавичек.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Очень хорошо сегодня потрудились. Я очень вами довольна.
Что вы сегодня нового узнали из нашей беседы? Что вам понравилось? На кого бы вы хотели быть похожими из сказочных героев?
Петрушка: А мне пора возвращаться к своим друзьям, мне очень понравилось у вас и я хочу подарить вам на прощанье своего младшего брата (кукла Петрушка) , чтобы вы его научили всему, что умеете. До свидания!
Дети: Спасибо, до свидания!
Дети под мелодию песни «Большой секрет для маленькой компании» выходят танцевать с куклой Петрушкой.
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Как помочь домовёнку Кузе?»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы (6-7 лет) по речевому развитию с использованием презентации и элементов социо-игровой технологии. Образовательная деятельность направлена на развитие дружественных отношений между детьми и строится в форме выполнения определенных заданий. Данный конспект будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста.Цель:
формирование у детей дружеского отношения друг к другу.
Задачи:
уточнить знания детей о дружбе, о дружественных отношениях между людьми, о знании детьми стихов и загадок о дружбе;
учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, продолжая работу над осознанием основных эмоций: радости, гнева, печали, удивления, страха;
расширять коммуникативные возможности детей, умение правильно отвечать на вопросы воспитателя по теме;
развивать у детей умение действовать в микрогруппах, выполняя определенные задания;
воспитание дружелюбия, сопереживания, желание помогать другим и друг к другу.
Оборудование: письмо, бревнышки из картона для дома, аудиозаписи, презентация, разрезные картинки, картинки с изображением сказочных героев, карточки с изображением эмоций человека.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в детский сад, то что говорите друг другу, какие слова используете?
Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»
Воспитатель: Хотите поприветствовать своих друзей по- другому? Мы поиграем в игру «Я хочу с тобой дружить ». Я скажу эти слова и далее описываю одного из ребят. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку. И сам становится водящим в игре.
Воспитатель: обращает внимание на шарик с привязанным письмом.
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Давайте узнаем от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Домовенка Кузи. (Аудиозапись)
Дети: Письмо прислал Домовенок Кузя.
Воспитатель :Молодцы, правильно отгадали. А вот и он (слайд 2: на экране изображение Кузи)
Воспитатель : Посмотрим, что же он нам пишет? (слайд 3 )
Воспитатель зачитывает письмо: « Здравствуйте, дорогие ребята! Я летал, летал и к вам прилетел, может мне у вас не будет так одиноко, может я тут найду себе друзей? Да и дома у меня нет, мой- то остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одному, помогите, пожалуйста. До свидания! Ваш Домовенок Кузя.»
Воспитатель : Как же мы можем помочь ему? (ответы детей )
Воспитатель: А может быть, мы построим деревянный домик и позовем туда жить Кузю (слайд 4 ). Вот и бревнышки, да они необычные, их мы получим, когда выполним правильно задания(слайд 5 ). Потрудиться нам придется, пройти необычный путь, и выполнить все задания, которые мы встретим. Каждое задание - это одно бревнышко, и так мы построим наш дом для Кузи.
1 задание:
Воспитатель: задание « Что такое дружба?» непростое,
предлагаю сосредоточиться, очень хорошо подумать и ответить на вопросы:
1) Как вы думаете, с чего начинается дружба?
2) Кого можно назвать своим другом?
3) А вы как должны относиться к своему другу?
4) Приятно ли, когда друг доверяет вам, делиться всем, помогает?
5) Что друзья могут делать вместе?
Воспитатель: Молодцы! Вы ответили на все вопросы и можете заложить первый ряд дома. (Выкладывает на доске первое бревнышко )
2 задание:
Воспитатель: Следующее бревнышко и новое задание «Мир без друга».
Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его: (Вопросы)
Мир без друга был бы не веселым, потому что…
Мир без друга был грустным, потому что…
Мир без друга был бы не радостным, потому что... …
Воспитатель: Еще одно бревнышко дома для Кузи мы заложили.
3 задание:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихотворения о дружбе?
Дети читают стихотворения
*Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
*Как начну конфеты есть у меня друзей не счесть,
А закончились конфеты, и друзей в помини нету.
За конфетку каждый друг, так и рвет ее из рук
Ну зачем мне дружба эта, я и сам люблю конфеты.
* Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой
не страшны ненастья,
С дружбой –
жизнь весной полна.
* Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала.
Воспитатель
: Вот и еще одно бревнышко.
4 задание:
Воспитатель:
Ой, посмотрите, у нас появилась какая- то коробочка, вы хотите посмотреть, что в ней? (слайд 6
) Да в ней загадки про дружбу и отгадав их, мы получим следующее бревнышко.
1) Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...
2) Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы...
3) Мы теперь уж не друзья,
Ты ушел, в обиде я.
Не на шутку разругались,
Друг на друга обозвались,
Ну а я теперь грущу.
Приходи, тебя прощу.
Согласись, ведь из-за вздора
Выросла вот эта...
4) Что, подружка, предлагаю
Нашу ссору позабыть.
Шаг навстречу совершаю,
Я хочу с тобой дружить.
Перестань, подружка, злиться,
Предлагаю.. .
Воспитатель:
Четвертый ряд для дома Кузи мы заложили. И
сразу у нас всех такое радостное настроение.
5 задание:
Физкультминутка.
«Делу время, а потехе час!»
Настроение упало? Дело валится из рук? Выходи скорее в круг!
(Дети становятся по кругу, повторяют за воспитателем движения
).
Настроение упало, - опускают руки вниз
Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями
Но ещё не всё пропало, - разводят руками
Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу
С делом справимся вдвоём, - пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнём- - делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнём! - отряхиваются
Еще одно бревнышко нашего дома ставим.
6 задание:
Игра «Узнай настроение». (Социо-игровой прием
)
Воспитатель:
А как можно узнать настроение у человек? Правильно, по выражению лицу. Давайте сейчас поиграем. Мы разделимся на команды и будем выполнять игровые задания (с помощью разрезных картинок с цифрой на обратной стороне) Идет первый, затем второй номер каждой команды ко мне. Задание: показать настроение человека, которое изображено на карточке (мимикой и жестами: грусть, веселье, усталость, удивление, радость, страх, задумчивость, злость, плач, хитрость и тд) (слайд 7
). Замечательно справились! Продолжаем строительство, ставим бревнышко.
7 задание:
«Узнай настроение по интонации голоса»
Воспитатель:
А можно узнать настроение человека по интонации голоса? Правильно, можно. Идет третий номер в команде за заданием. Задание: я буду произносить слова героев сказок, а вы будете называть настроение героя по очереди в своих группах.
Фразы:
-«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно-
В поле зернышка не видно!» (грустное
)
- «Выходи-ка ты, медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать,
Надо солнышко идти выручать! «(строгое
)
- «Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен, и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!» (испуганное
)
- «Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.» (удивленное
)
- «Ну, спасибо тебе, дедушка,
За солнышко!» (радостное
)
Воспитатель:
Молодцы и с этим справились с задание, вот и следующее бревнышко.
8 задание:
(социо-игровой прием
)
Воспитатель:
Идет четвертый номер в команде. Следующее задание:
« Расскажи о герое из знакомой сказки»(на карточках изображены сказочные герои – дети в команде должны придумать рассказ о своем персонаже и рассказать всем по очереди)
Внимание на экран! (На экране появляются герои сказок по ходу рассказа детей и загадки к ним: Красная шапочка (слайд 8) - заботливая, веселая; Змей Горынычь (слайд 9) – злой, ужасный; Емеля (слайд 10)- добрый, доверчивый; Золушка (слайд 11)–трудолюбивая; Кот в сапогах (слайд 12)– хитрый, забавный и т.д.
) Еще один ряд у дома.
Воспитатель:
Как много мы выполнили разных заданий, как много вы показали знаний о том, какие должны быть друзья. Я думаю, вы всегда сможете найти себе друзей и быть хорошими товарищами. Мы очень старались, и наш дом для Кузи получился большим и красивым. (слайд 13
) Но, мне кажется, что Кузи будет там одному скучно. Давайте поселим с ним веселых человечков, чтобы им было жить весело и радостно в таком большом, красивом доме.(слайд 14
)
Воспитатель:
Посмотрите, как засверкал наш дом радостными улыбками!
А какой красивый салют взвился в небо в честь нашей с вами дружбы (на экране картинка с салютом).
Воспитатель:
Полюбуйтесь, на свою работу. Мы сделали очень доброе и полезное дело – помогли Кузе обрести свой дом, в котором ему и его друзьям замечательно заживется. (звучит музыка «Солнечные лучики»,дети танцуют.
)
Итог занятия:
Воспитатель:
К сожалению, нам пора прощаться, но я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, мы скажем свои пожелания о дружбе и закроем их в эту волшебную коробочку, которая будет находиться все время в нашей группе.
Давайте весело скажем всем - до свидания.
Программное содержание: закрепить знакомые сказки; развивать мышление, память, воображение, речь, мелкую моторику рук; воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, художественное творчество.
Оборудование: кассета с музыкой, бандероль, листочки разного цвета, иллюстрации к сказкам, игрушки- сказочные герои, корзинка с сюрпризом (медали- знаток сказок), цветные карандаши, альбомные листы.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок.
Метод: игровой, словесный.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, беседа.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! К нам сегодня пришла посылка. А от кого?
Отгадайте загадку.
Кто трясется за кусточком,
Маленьким дрожит хвосточком?
Ты трусливого узнай-ка
То наверно, серый (зайка)
Мы сейчас с вами узнаем, что там написано.
"Ребята я шел к вам в гости и нес корзинку с подарками для вас, но на пути мне встретилась хитрая лиса и спрятала мою корзинку. Лиса дала мне взамен лишь один листочек, а остальные листочки, которые приведут к корзинке, должен найти сам. Помогите мне ее найти пожалуйста" (заяц).
Ребята, а вы любите сказки? (Да.)
Сказки рассказывают о небывалом и чудесном. Сказки бывают народными.
А как вы думаете почему? (Ответы детей.) Правильно потому что их сочинил народ. Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается.
Вы знаете уже много сказок. И вот мы сегодня ещё раз вспомним любимые сказки.
Давайте поможем нашему зайчику, отправимся в интересное сказочное путешествие. (Звучит музыка.)
Если сказка в дверь стучится
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка- птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами оказались на сказочной полянке. Посмотрите здесь лежит какой-то листочек, очень похожий на наш. А на нем написано какое- то задание:
Отгадайте загадки
Отвечайте на вопрос
Кто в корзине Машу нес,
Кто садился на пенек
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? (Медведь)
Дед и баба вместе жили,
дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки
Три кроватки и подушки
Угадайте без подсказки
Кто хозяева этой сказки? (Три медведя)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, еще собачка Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
Молодцы все загадки угадали. А теперь пойдем дальше искать следующий листочек.
А вот и он. На нем написано следующее: "А сможете ли вы угадать сказку по иллюстрации?"
(На доске развешаны иллюстрации к сказкам "Волк и семеро козлят", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Лисичка - сестричка и волк", Лиса и журавль", "Курочка Ряба"). Дети угадывают.
И с этим заданием мы с вами отлично справились. Двигаемся дальше.
Дети находят следующий листочек, на котором написано: "Угадай из какой сказки герой?"
1. Лиса, избушка, заяц, петух. (Заюшкина избушка.)
2. Гуси, яблоня, речка, печка. (Гуси- лебеди.)
3. Щука, ведра, печь, царевна. (По- щучьему велению.)
4. Дед, заяц, медведь, лиса, песенка. (Колобок.)
5. Солдат, старуха, топор. (Каша из топора.)
Все ребята молодцы справились с заданием.
Физминутка:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте
Дружно вместе
Сделаем вот так (Дети повторяют движения за воспитателем.)
Смотрите, следующий листочек. "Игровая ситуация- составь предложение".
Я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать из какой он сказки и составить небольшой рассказ о нем (1-2 предложения). А после этого мы узнаем где же находится наша корзинка.
(Дети составляют свои рассказы).
А вот и наша корзинка!
(Воспитатель вручает детям каждому по медали "Знаток сказок").
Ребята, вам понравилось наше сказочное путешествие? Давайте вы нарисуете любого одного сказочного персонажа. А потом мы отправим наши рисунки зайчику по почте. (Дети рисуют.)