Дид игры по гендерному воспитанию. Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на предметно-пространственную среду для игр, где наличие атрибутике и маркеров игрового пространства для игр - в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения. Для девочек тоже отведен специальный уголок, где девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-мамы, сестры, дочки. В гендерном воспитании не только важную роль играют подвижные игры, сюжетно-ролевы, но и дидактические игры. Дидактические игры ставят цель обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности, умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения. В результате своей работы по гендерному воспитанию были сделанные следующие дидактические игры:

- «Подбери одежду для куклы Вани», «Подбери одежду для куклы Кати»

Цель: Находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки (женская и мужская одежда), закреплять умение узнавать и называть одежду (шорты, юбка, рубашка, платье и т.д.).

Ход игры: Воспитатель обращается к детям «давайте поможем нашей кукле найти свою одежду. Предлагает выбрать и объяснить, какая одежда подходит мальчику, а какая девочке.

-«Гараж для машины»

Цель: Формировать умение соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования. Находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Ход игры: Предложить построить гараж для маленькой машинки, и такой же для машинки большего размера.

-«Где, чья работа? ».

Цель: Подвести детей к тому, что их могут использовать и папы и мамы, когда они помогают друг другу.

Ход игры: посмотреть на предмет и сказать, кто с этим предметом работает: мамы или папы. Картинки с предметами подберите заранее.

Список предметов: рулетка, пылесос, игла, ножницы, молоток, поварешка, сковородка и т. п.

Игра «Наши прически»

Цель. Сформировать у детей представления о прическах; развивать фантазию и воображение. Находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек

Ход игры: На картинках представлены изображения мальчика и девочки. Дети угадывают, на каких картинках изображен мальчик, на каких - девочка, обсуждают детали и особенности причесок. Короткая стрижка. Длинная стрижка. Но кто здесь девочка, а где мальчик? После обсуждения детям предлагается организовать «Парикмахерский салон».

Зинаида Петракова
Картотека игр по гендерному воспитанию

КАРТОТЕКА ИГР

ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ

II мл. группа.

«Во что играют мальчики и девочки»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Посмотри и сложи» - составление животных, предметов из геометрических фигур по заданию. (Мальчики – машина, самолет, робот, ракета и др. Девочки – узоры, дворцы, кукла, цветок и др.)

«Отгадай, кто это?» - развивать умение описывать образ другого человека, внешность, характер, положительные черты.

«Мужские и женские имена» - предложить назвать имена мужчин, женщин, смешанные. По каким критериям можно это определить и почему.

«Назови самую смелую профессию» - определение профессий, для которых необходимы такие качества характера, как смелость, отвага, дисциплинированность, выдержка, сила духа.

«Назови самую добрую профессию» - определение профессий, для которых необходимы такие качества, как доброта, забота, ласка, сострадание, любовь.

«Что будет, если… (на Земле не будет мужчин, мам, останутся одни дети и т. п.)» - развивать творческое воображение, учить предвидеть результат, делать самостоятельные выводы.

«Оживи предмет» - развивать воображение и фантазию, представить, кем бы мог стать предмет, если его оживить (мужчиной или женщиной, наградить его соответствующими чертами характера. (Например: подушечка – сонная, спокойная, ленивая девочка; меч – сильный, смелый, отважный воин и т. д.)

«Волшебная корона» - девочки, по очереди примеряя корону Принцессы, называют черты характера, присущие женщинам; а мальчики, примеряя корону Принца – присущие мужчинам. (Добрая, нежная, приветливая, красивая, опрятная, отзывчивая, любящая и др. Сильный, смелый, ловкий, решительный, выносливый, терпеливый, защитник).

«Зеркало» - формирование образа «я – девочка, я – мальчик»

«Кто чем любит заниматься?» - предпочтение игр, игрушек девочек и мальчиков.

«Что кому?»; - дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков (зимней, летней и т. д.)

СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Сюжетно - ролевые игры для мальчиков:

«Мы играем в войну» - способствовать военно–патриотической подготовке детей, привлечь к игре, мальчиков как будущих защитников Родины.

«Автозавод» - формирование представлений о заводе и том, что он производит, трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Воспитывать положительное отношение к рабочим профессиям.

Сюжетно - ролевые игры для девочек:

«Дом моды» - развивать творческие способности, умение подать себя, учить красиво ходить, вырабатывать правильную осанку, воспитывать чувство меры и вкус.

«Салон красоты» - приучать девочек с детства следить за своим внешним видом, заботиться о себе, любить себя, воспитывать женственность, опрятность, желание быть красивой.

Совместные сюжетно – ролевые игры:

«Семья» - побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, принимать на себя соответствующие роли, развивать представление об обязанностях родителей в семье и на работе. Совершенствовать умения самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать ценные нравственные качества.

«Строим дом» - формировать умения творчески развивать сюжет, формировать конкретные представления о строительстве, рабочих профессиях. Дать представление о том, что мужчина строит дом, а женщина наполняет его уютом, теплом и красотой.

«Мы принимаем гостей» - формирование понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения. Развитие доброжелательности, гостеприимства, стремления к проявлению инициативы каждым ребенком.

«День рождения» - воспитание чуткости, внимания, закрепление культурных навыков, учить дарить подарки.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Найди свою пару» - упражнять в свободном беге в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга. Развивать внимание, реакцию, логическое мышление. (Перед игрой раздаются парные картинки, по окончании игры пара объясняет, почему их картинки дополняют друг друга.)

«Ручеек» - упражнять в ходьбе парами, воспитывать обходительное отношение к девочкам во время игры.

«Подарки» - развивать точность движений, действовать по сигналу в соответствии с игровым образом – подарком.

«Перетягивание каната», «Петушиные бои», «Снайперы», «Через мост» - для мальчиков. Развитие силовых качеств, меткости, выносливости.

«Скакалочка», «Мой веселый звонкий мяч» - для девочек. Упражнять в прыжках, отбивании мяча от земли, развивать ловкость, равновесия.

Упражнение для девочек

«Зеркало». И. п. : - ноги слегка расставлены, руками обнять себя за плечи. 1 – руки в стороны, ладони вверх; 2 – руки вверх; 3 – согнуть руки в локтях на уровне поднятых предплечий, ладони перед глазами; 4 – и. п. 8 раз.

Упражнение на скамейке для мальчиков

«Наездники». И. п. : сидя верхом на скамейке, руки вниз. 1 – через стороны поднять руки вверх, хлопок над головой 8-10 раз

Резида Гареева

Гендерное воспитание отвечает прежде всего за формирование половой идентичности маленького человека и тем самым помогает успешной социализации и адаптации ребенка в обществе. В нашей современной жизни порой возникают проблемы, так как девочки теряют женственность и становятся брутальными, грубоватыми, а мальчики перестают быть мужественными, обретая тихость, незаметность, боятся ответственных ролей. Именно обретению своей индивидуальности и дружбе между полами учат такие игры .

1. НАРОДНЫЕ ИГРЫ (национальные игры ) . Игры русских и татарских народов сейчас иногда смешиваются, но сохраняют актуальность. Это игры "Горшки", "Моя семья", "Тимербай", "Серый волк", "Лисички и курочки","Пеньки","Хлопушки". Из русских игр - "Бояре", "Ручеек", "Гуси-лебеди", "Котик и мыши", "Жмурки", "Краски","Коршун", "Почта","Заря-зарница","У медведя во бору" и другие.

Особенность народных игр в том, что в них есть общие правила, что раскрывают психические возможности всех детей и обычно при такой деятельности развивается речь ребенка.

2. ИГРЫ-БРОДИЛКИ . Эти игры обычно на деревянном поле больше интересны девочкам , тк. в них нет напряженного сюжета, они вырабатывают внимание и спокойствие у девочек . Нужно просто гулять по игровому полю и собирать монетки или избегать опасностей для своего персонажа.

3. ИГРЫ-ПРИКЛЮЧЕНИЯ (КВЕСТЫ) . Современный вид игры , более подойдет для мальчиков . в них возможны гонки с серьезными препятствиями, возьмите атрибуты - валики или бревнышки, лесенки, обручи из физуголка и активная веселая деятельность детей обеспечена!

4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ЦИФРАМИ ,МАГАЗИН. Здесь есть чему поучиться и мальчикам , но повторяющиеся действия и выбор продуктов или товаров в магазине по душе, конечно, девочкам .

5. ИГРА "ЗЕРКАЛО".Играют 2 ребенка, когда 1 пытается в зеркальном отражении передать движения и эмоции, мимику другого человека. Эта игра, проводимая под музыку, отлично поднимет настроение и полезна обоим полам.

6. УГАДАЙ СКАЗКУ. Игра-пантомима, где участники получают задание продемонстрировать отрывок из сказки, а другая команда должна отгадать ее название. Дети подходят к этому творчески, развивая речь и мышление.

7. УГАДАЙ МЕЛОДИЮ. Похожая игра, в которую играют, если у ребенка развита музыкальная культура.

8. ЧТО - КОМУ? Дети должны определить, какие предметы и вещи принадлежат девочкам , а какие - мальчикам . Еще вариант игры - предметы , нужные в определенных профессиях. Выбираются преимущественно женские и мужские профессии - строитель, учительница,швея, парикмахер,спортсмен и др.

9. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ . Они интересны всегда и всем без исключения, помимо того, что развивают все стороны личности ребенка, в сюжетных играх твердо определены роли и они, по возможности, корректируются воспитателем. "Семья", "У врача", "В кинотеатре", "На празднике", "День рождения", "В морском плавании" и тд.

10. ИГРЫ С СЕМИЦВЕТИКОМ . Делается цветок с 7 обычно лепестками, ребенок выполняет задание, беря в руки 1 лепесток, игра проводится с группой детей. Варианты игры :

а)Как я дома помогаю?

б)Вежливые слова

в)Ты мне нравишься, потому что.

11. СМАЙЛИКИ. Угадывать эмоциональное состояние, которое нарисовано на смайлике. Когда мы его испытываем, отвечать. Особенно учить этому девочек , тк они теряют эмоциональную чуткость и мягкость.

12. ИГРЫ С ВОЛШЕБНЫМ ШАРОМ , ПАЛОЧКОЙ, ЦВЕТКОМ И ТД. Дети встают в круг и передают волшебный предмет по кругу. Варианты игры :

а)Комплименты.

б)Пожелания.

в)Кто есть кто в семье. (кто кому и кем приходится)

13. ТЕРЕМОК ДОБРА. Дети строят из кубиков и конструктора домик и говорят, какие добрые дела можно совершить в определенной ситуации. Здесь необходима предварительная работа над словарем и по картинкам. Можно сделать связь с этическим и экологическим воспитанием.

14. ИГРЫ -ДРАМАТИЗАЦИИ НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦ, ПОПУЛЯРНЫХ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. Воспитатель продумывает внешний интерьер - домашнюю утварь, одежду, продукты и посуду. Дети очень любят такие игры . Мальчикам необходимо и полезно учиться в них волевому поведению, брать активные роли.

Нашим детям чрезвычайно нравятся все эти игры , потому что они, сохраняя право на детство, как ни 1 игра, готовят их ко взрослой жизни.

Рыцарь ведет свою даму через препятствия по дороге, на открытом занятии.

Передай волшебный мяч и скажи приятное соседу - соседке.

Педагог-психолог

Чернорицкая Н.В.

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе.

Дидактическая игра «Волшебный цветок»

1 вариант « За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

2 вариант « Как я дома помогаю?»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

3 вариант « Кто я в семье?»

Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учить детей правильно употреблять слова: сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра, двоюродный брат.

Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своего папы, своей бабушки)? и т. д.

Дидактическая игра «Пожелания»

Цель: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка).

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе….»

Дидактическая игра « Ушки на макушке».

Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.

Ход игры: Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».

Например, Сережа, Миша, Лена;

Наташа, Даша, Дима.

Дидактическая игра «Кто что носит?»

Цель: развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.

Оборудование: фланелеграф, фигурки мальчика и девочки из картона, предметы одежды и аксессуары (бусы, зонтик, бантик, удочка, галстук и пр.)

Детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.

Дидактическая игра «Чемодан»

Цель: формировать представление детей о мужской и женской одежде.

Оборудование: листы бумаги с нарисованными не закрашенными чемоданами, цветные карандаши.

Описание игры. Педагог просит ребенка представить, что папа (мама) собирается в командировку (в отпуск) и укладывает чемодан. С помощью карандашей надо «наполнить» чемодан соответствующими полу вещами.

Дидактическая игра "Подарки для Саши и Маши".

Цель: формирование гендерных представлений у детей.

Задачи: закрепить умение осознавать себя, других детей как представителей определенного пола; продолжить формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола; развивать мышление, воображение; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Описание игры. Для игры понадобятся две куклы - девочка Даша и мальчик Саша,

две коробочки (красную, для Маши, а другую синюю, для Саши) в которых лежат "Подарки" (картинки с изображением различных предметов - игрушек, одежды для девочек и мальчиков, а также предметы, не имеющие характерной гендерной принадлежности). В ходе игры детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок.

Дидактическая игра «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»

Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.

Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.

Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злится, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит кушать, стирает белье и т.д.

После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:

Чем похожи наши мамы (папы)?

Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?

Какие внешние признаки их объединяют?

Какие качества присущи всем мамам (папам)?

Кем вы будете, когда вырастете?

Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них.

Дидактическая игра «Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка. Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: К детям в гости пришли куклы - Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше тоже понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «волшебный цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.

Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

Дидактическая игра «Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков:

называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: формировать знания о правилах этикетного поведения мальчиков и девочек.

Оборудование: набор сюжетных карточек:

Мальчик в автобусе сидит, девочка стоит.

Девочка в автобусе сидит, мальчик стоит.

Мальчик нюхает цветы, девочка несет ведро с водой для полива.

Девочка нюхает цветы, мальчик несет ведро с водой для полива.

В дверь выходит мальчик, за ним девочка.

В дверь выходит девочка, мальчик ее пропускает.

Мальчик садится за стол, девочка двигает стул, помогая ему сесть.

Девочка садится за стол, мальчик двигает стул, помогая ей сесть.

Описание игры. Детям предлагается найти «правильную» картинку и объяснить свой выбор.

Дидактическая игра «Собери цепочку»

Цель: формировать представления детей о половозрастном развитии человека.

Оборудование: набор карточек с изображением младенца-мальчика, дошкольника, школьника, юноши, мужчины, старика; младенца-девочки, дошкольницы, школьницы, девушки, женщины, старушки.

Ход игры: Детям предлагается выложить в «правильной» последовательности карточки.

Дидактическая игра «Найди правильно»

Цель: формировать представления детей о полоролевых стереотипных видах деятельности человека.

Оборудование: набор карточек с изображением девочки, мальчика и предметов труда (лопата, кирпич, пила, нож, молоток, пяльцы, посуда для сервировки стола, продукты и посуда для приготовления пищи, выкройки одежды и пр.).

Ход игры: Детям предлагается подобрать предметы труда для мальчика и для девочки.

Дидактическая игра «Имена»

Цель: формировать у детей представление о мужских и женских именах.

Оборудование: фигурки мальчика и девочки.

Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком вырезанные из бумаги фигурки мальчика и девочки и предлагает игру: он будет называть имена, а ребенок будет решать, кому какое имя подойдет. В списке имен есть обычные имена для детей разного пола (Сережа, Юля, Наташа) и имена, которые дают как мальчикам, так и девочкам (Саша, Женя, Валя). Педагог следит за выбором ребенка, в неоднозначных случаях в беседе с ребенком выясняет, кому (мальчику или девочке) имя подходит больше; хотел бы он, чтобы у него было такое «двойное» имя.

Дидактическая игра «Девочки – мальчики»

Цель игры. Установить дружеские отношения в группе. Учить рассказывать о себе.

Правила игры:

1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга.

2. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек.

3. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе.

4. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Примечание. Рассказы детей не должны быть очень длинными или очень короткими. Чтобы маленький автопортрет получился, ведущий должен помочь детям.

Организация: ДО МБОУ «СОШ №2» д/с «Теремок»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Верхний Уфалей

Использование универсального дидактического пособия «Волшебный цветок» в следующих дидактических играх:

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.

Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: К детям в гости пришли куклы.- Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли « волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.

Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

«Дом добрых дел» (со средней группы)

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.

Материал: конструктор

Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

«Как я дома помогаю?»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съёмные, вставляются в серединку

Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. . Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

Д/ игра «Достань слово из корзинки». Это игра с использованием карточек. В зависимости от того, кто изображён на карточке. Этому человеку необходимо сказать ласковое слово. Мальчики дарят комплименты девочкам, говорят ласковые слова мамам, бабушкам, сестрёнкам. А девочки – наоборот: папам, дедушкам, братикам, другу.

В старшем дошкольном возрасте элементарные знания об организме человека закрепляются в дидактической игре «Чей силуэт?» (женщина, ребёнок, мужчина) дети перечисляли признаки, по которым они определяли, кому принадлежит каждый из рисунков. Мужчина – плечи более широкие, ступня большего размера, короткая стрижка; у женщин – плечи уже, руки меньше, чем руки мужчин, длинные волосы и тд.

Практическое задание «Мальчики или девочки?»

Педагогам предлагается по описанию определить пол, соответственно распределив карточки.

МАЛЬЧИКИ

Рождаются более зрелыми на 3-4 недели

Начинают ходить на 2-3 месяца позже

Чувствительны к шуму

Начинают говорить на 4-6 месяцев позже

Больше развита чувствительность кожи

Более подвижны

Опираются на ближнее зрение

Трудновоспитуемы

Раскладывают игрушки возле себя

До 8 лет острота слуха выше

Смотрит при ответе на вопрос в глаза

Игры опираются на дальнее зрение

Вопросы задаются для установления контактов

При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает

Всё надо объяснять конкретно

Вопросы задаются конкретно, для получения информации

Лучше развиты беглость речи и скорость чтения

Можно недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний

Мозг готов к ответу на любую неприятность

Лучше решают задачи

Лучше отгадывают кроссворды

Более раздражительны

Более возбудимы

Более нетерпимы

«Секретное совещание» с мальчиками и девочками»

По отношению к девочкам и слабым недопустима грубость (нельзя толкать, отбирать вещи. Драться не только с ними, но и в присутствии, говорить грубые слова);

К девочкам нужно проявлять внимание – пропускать вперёд, уступать место, очередь, придерживать дверь, подавать польто;

Мальчик должен брать на себя работу, требующую физической силы, должен защищать девочек и тех, кто слабее.

Нужно помогать тому, кто не умеет поддерживать красоту и порядок;

Нужно замечать какое настроение у тех, кто рядом с тобой, и помогать тому, кому плохо;

Нужно уметь благодарить мальчиков и мужчин за проявленную внимательность и уважение к девочкам и женщинам.

«Кому что нужно для игры»

Оборудование: лист бумаги с нарисованным лабиринтом.

Описание игры: определить, какие игрушки нужны мальчику, а какие – девочке.

Для работы с родителями по гендерному воспитанию:

Задание № 1 - "Ладошки".

Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.

Задание № 2 - "Рассказы в картинках".

А сейчас предлагаю вашему вниманию картинку, на которой изображена - губка (воспитание ребенка).Попробуйте составить рассказ по ней. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ. (После того как родители составили свои рассказы, предлагается зачитать. Затем психолог объявляет, с каким воспитательным моментом она связана, и дает ему объяснение.)

Воспитание происходит от слова "питание", "впитывание". Поэтому логично предположить: что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте.

Мы можем сколько угодно, что называется, "вливать в него" правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание. К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди. Он, скорее всего, "впитает" в себя пример старших и уважаемых людей.

Пример рассказа мамы Саши П.:

Губка - это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную - такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.

Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность.

Задание №3 - "Девочки это:.., мальчики - это:…".

Предлагаю, родителям мальчиков написать - определение мальчики - это:., мальчики должны быть:; а родителям девочек - "девочки это - :, девочки должны быть:".

Задание № 4 - "В Детском мире".

Не печенье, не ватрушки,
Не сметану, не кефир-
Покупаем мы игрушки
В магазине "Детский мир".
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи. А вот шары-
Мамы, папы выбирайте
Вашим милым шалунишкам
Все что нужно для игры.

Предоставьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.

Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.

Задание № 5 - "В гостях у сказки".

Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.

Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов), подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему.

  • "мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
  • "женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
  • "смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятие со стороны сверстников; занимать лидирующее, заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией. Задача родителей - рассказать о конструктивных средствах достижения этих благ. Поэтому важно при чтении сказок интерпретировать сказки, выделяя стратегии успеха и соотносить их с реальностью.

Сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.

Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Маша и медведь", "Крошечка - Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь. Первое, что должна мама учить девочку, это умение выбрать для себя лучшее. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя. "Ты самая красивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. Все что ты задумаешь с любовью обязательно исполнится. А печали отойдут стороной:."

Используемая литература:

  1. Гендерный подход в образовании Играют девочки.
  2. Играют мальчики. Гендерный подход в образовании


Рассказать друзьям