Девичья коса. Значение женской косы в славянской культуре

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Когда речь заходит о русской красавице, представляется стройная девушка с румяными щеками и шикарной косой. В течение долгих веков девицы на Руси именно так заплетали волосы. Коса была не просто гордостью и украшением женщины, но и могла многое рассказать о своей хозяйке.

Незамужняя девица, плети косу

Совсем маленькие девчушки бегали с трехлучевой косичкой, которая должна была располагаться строго вдоль позвоночника. Это, по мнению древних славян, обеспечивало малышку жизненной силой, которая поступала именно через позвоночник.


По количеству кос можно было определить социальный статус женщины. Девушке разрешалось украшать косу лентами, но заплести две она не имела права. Разнообразить свою причёску можно было только после свадьбы. Накануне, на девичнике, собирались подружки невесты, и с причитаниями и слезами заплетали молодой две косы. Невесте полагалось надеть на голову специальный головной убор, для этого косы красиво перевязывали лентами или, что чаще, из них сооружали своеобразную корону.

После свадьбы посмотреть на женские косы и дотронуться до них мог только муж. Что интересно, правило одной косы касалась не только молодых девиц. Те женщины, которые остались старыми девами, всю жизнь носили одну косу, причём без кокошника.


Почему именно две? Это были символы: одна коса олицетворяла жизненные силы, а вторая символизировала плодовитость женщины. Замужние женщины носили на волосах однорогую кичку, а когда рождался первый малыш, эта кичка менялась на другую, с высоким рогом.

Знаки, которые подавала коса, и какие ритуалы с ней связаны

Древние славяне очень серьезно относились такой обыденной процедуре, как расчесывание волос. Пока дети были маленькие, никто не мог прикасаться к их волосам, кроме родителей.

Люди верили, что процесс причесывания наполняет человека жизненными силами. Потому женщины вечером брали деревянный гребень и долго, тщательно расчесывали волосы. В одних источниках утверждают, что нужно было сделать сорок движений, в других, что не менее ста. Из мужчин причесать женские волосы мог только муж.


В древние времена не было социальных сетей, в которых сегодня девушки выставляют различные статусы. Для этой цели служила коса. Девушка заплетала одну косу - это соответствовало современному статусу «в активном поиске». А если девица вплетала в косу ленту, то это означало, что она с нетерпением ждёт сватов от потенциального жениха. Если же количество лент увеличилась вдвое, то желающим посвататься можно было расслабиться - жених уже есть. Парни могли даже не пытаться, поскольку две ленточки - это не просто жених, а мужчина, получивший согласие невесты и родительское благословение.

Незамужние девушки использовали для украшения косы так называемые косники, то есть яркие красивые ленты, на которых был орнамент или объемные фигурные подвески. Чаще всего последние выполнялись в виде треугольника или сердечка. Косники действительно были очень красивы. Мастерицы расшивали их золотом или серебром, использовался жемчуг, пришивалась бахрома, делался орнамент (чаще всего это были птички или растения). Ни один узор не наносился просто так, каждый из них содержал свой тайный смысл. Были на удачу, приносящие счастье, деньги или здоровье. Когда проходило венчание, косу невесты украшало повязка, лента, достаточно широкая, имеющая жемчужную или бисерную сетку по низу.

Коса и честь

Что общего между женской косой и мужской бородой? Оказывается, это своеобразные символы чести. Сегодня мальчишки в школе частенько дергают одноклассниц за косы, не считая это чем-то ужасным. В древности за такое они могли получить строгий выговор или даже порку, так как если девушку дернули за косу, значит, ее оскорбили.


Ужасным наказанием было обрезание волос. Есть предание, что однажды помещик, будучи в рассерженном состоянии, схватил ножницы и отрезал горничной ее косу. За это его приговорили к штрафу, который был, естественно, направлен на пополнение государственной казны. Штрафы поджидали и тех шутников, которые совершали такой некрасивый поступок, как срывание головного убора с женщины.

Замужняя женщина не имела право снимать головной убор или распускать волосы в присутствии посторонних. Если рядом находился мужчина, то распустив волосы, женщина приглашала его к интимной близости. Звание распутница заслуживала та особа, которая ходила с неубранными волосами. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься», то есть выйти в общество с непокрытой головой или с распущенными волосами. Это был позор, ложившийся на женщину и ее мужа.

Обрезать? Кто это делал и чем это грозило

Девичья коса олицетворяла невинность. Если кто-то специально или просто балуясь отрезал косу, это был большой позор. Некоторые историки утверждают, что это мнение пришло из самых древних веков, когда похищение женщины было делом обычным. После того как похититель увозил свою добычу, он первым делом отрезал косу, тем самым показывая, что женщина принадлежит ему. Сегодня многие дамы, желая перелистнуть старую страничку жизни, идут в парикмахерский салон и делают новую модную стрижку. Раньше с этим было строго. Волосы в Древней Руси не стригли практически никогда, полагая, что ни к чему хорошему это не приведет. Были исключения, например, монашеский постриг.


Разрешалось обрезать косы в том случае, если супруг умер. Это олицетворяло глубокую женскую скорбь. В некоторых регионах был обычай перед свадьбой обрезать заплетенную косу и дарить будущему мужу. Это символизировало верность и любовь. После этого молодая жена заново отращивала волосы, но уже под головным убором. А потом, когда онги становились достаточной длины, делала из них две косы.

Лишить волос смогли и насильно, например, за блуд. Это было ужасное событие в жизни девушки. Блудница запиралась дома, и не выходила оттуда, пока волосы не вырастали заново. Кстати, выйти замуж, не имея косы, в Древней Руси было невозможно.

С волосами связано много примет, некоторые из них девушки знают и сегодня. Например, есть мнение, что нельзя подстригать волосы во время беременности, чтобы не потерять свои силы и силы будущего ребеночка. Старинные рецепты говорят, что кончики волос следует постригать в Новолуние, и тогда коса будет расти быстро и станет густой. Старенькие бабушки в деревнях и сегодня советуют молодым мамам не стричь волосы ребенку до того, как ему исполнится год. А после первой стрижки детские волосики нужно бережно хранить всю жизнь.

Уж замуж невтерпеж

Что касается внешнего вида волос, то за тысячелетия ситуация не изменилась. Как в древности, так и сегодня высоко ценятся густые красивые волосы. Жених смотрел на свою избранницу, оценивая блеск волос и толщину косы. Чем она шикарнее, тем здоровее и добрее будет жена.

А что делали те девушки, у которых косы были жидкими и не слишком красивыми, ведь это не зависит от желания человека? Сейчас дело бы решилась очень просто: такая процедура как наращивание волос мгновенно бы исправила ситуацию. Удивительно, но уже в древности девицы придумали, как обмануть наивных женихов. Они стригли лошадям хвосты, делали из них тонкие косички и аккуратно, мастерски вплетали их в свои волосы, тем самым увеличивая толщину косы и придавая ей тот вид, который усладил бы взор жениха и успокоил его.


Да, и в стародавние времена существовали маленькие женские хитрости. Для укрепления волос женщины готовили травяные отвары, мыли голову дождевой водой, растапливали первый чистый снег, втирали в волосы гусиный жир, соль, сок лопуха. Сегодня существует множество старинных рецептов, которые помогают современным девушкам содержать свои волосы в отличном состоянии. Многие шампуни, бальзамы и другие средства для ухода за волосами изготовлены на основе бабушкиных рецептов, которые прошли испытание временем, хорошо себя зарекомендовали и помогли не одной девице выйти замуж за своего избранника.

Не менее интересные традиции связаны и со свадьбой. Сегодня не многие слышали про .

В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести.Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье. Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе.

Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье.

Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13 - 16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове. Коса - символ готовности девушки к браку, лента в косе - знаком того, что девушка на выданье.

Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов: смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике. Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной.

В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора -переход невесты в группу женщин.

В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».

Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» - это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье.

Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи.

...Пашенька, краснея от удовольствия, стала на колени перед боярыней. Елена распустила ей волосы, разделила их на равные делянки и начала заплетать широкую русую косу в девяносто прядей. Много требовалось на то умения. Надо было плесть как можно слабее, чтобы коса, подобно решетке, закрывала весь затылок и потом падала вдоль спины, суживаясь неприметно. Перекладывая пряди, Елена искусно перевивала их жемчужными нитками. Наконец коса поспела. Боярыня ввязала в кончик треугольный косник и насадила на него дорогие перстни. А.Толстой. Князь Серебряный

Это описание отдаленно напоминает экстравагантные плетния в коллекции Alexander McQueen 2013 года.

Косы женские и мужские

Немногие прически, актуальные и востребованные сегодня в мире высокой моды, могут похвастаться многовековой историей, как коса. Причем, косы никогда не были сугубо женской прической. Дело в том, что волосы у человека с древних времен несли в себе некий сакральный смысл - многие народы полагали, что в них копится человеческая сила, а потому их нужно беречь и отращивать. Ну, а отросшие волосы, разумеется, как-то сплетать для их сохранения. Вспомните библейского героя Самсона, обладавшего семью косами - коварная Далила обрезала его плетеное богатство и тем лишила всяческой силы непобедимого дотоле героя.

У косы никогда не было отчетливого национального признака: волосы заплетали в косички древние египтяне и индейцы, монголы и африканцы, манчьжурские кочевники и китайские мандарины. Количество сплетенных кос могло указывать на род, национальность и социальный статус человека. Их отпускали и закручивали, убирали в специальные футляры и украшали драгоценностями.

Но все же главный вклад в то, что коса до сих пор остается всеобщей излюбленной прической, внесли женщины. Именно им удалось превратить простое переплетение волос в главное украшение женской головки.

Древнегреческие красавицы заплетали косы за ушами и укладывали кольцами вокруг головы. Прическа должна была выглядеть легкой и архитектурно гармоничной, потому ее уравновешивали густой челкой из аккуратных локонов.

Эпоха средневековья, крайне жесткая и нетерпимая к малейшим проявлениям свободы в женской красоте, потребовала упрятать волосы от посторонних глаз. На головах появились чепцы и покрывала, но зато поверх чепца выводилась аккуратная тоненькая косичка, очень кокетливо намекавшая и на цвет упрятанных женских волос, и на фантазию их обладательницы

Попадали под категорический запрет легкомысленные локоны и прочие женские штучки-украшения. Но ведь можно украсить себя косами! Волосы заплетали и укладывали кольцами возле ушей, перевивая лентами, вплетая драгоценности, подхватывая косы ажурными сетками. Плели косы «рыцарские» - широкие, из многих прядей, перевитые лентами, косы в форме рога на затылке и корзинок над ушами.

Эпоха Возрождения вновь возвращает женщине свободу в создании прически, и косы опять сочетаются с локонами, становятся частью сложных композиций на головах красавиц.

Мода на ношение париков сильно подвинула роль косы в украшении женской головки, хотя и не позволила ее полностью забыть. В верхней части парика волосы взбивались и накручивались, а в нижней - стягивались лентой и заплетались в косичку. Такие парики, хоть и разной конфигурации, носили и мужчины, и женщины, снова уравняв в гендерных правах эту необыкновенную прическу.

Девичьи косы в русских традициях

Отдельная тема для заплетенных волос - это русская традиция ношения косы, которую в российской глубинке поддерживали крестьяне и сумели бережно пронести ее через века. Отчасти благодаря этой древней традиции косоплетения, сегодня коса снова завоевывает мировые подиумы.

Российские девушки носили одну косу до замужества, сплетая ее не только обычным способом из трех прядей, но и из шести, и девяти, превращая косу в изящный тугой колосок. Кончик косы скрепляли лентой или особой берестяной дощечкой с бусинками - накосником.

Накануне свадьбы девушке под соответствующие обрядовые песни расплетали косу - девичью красу и меняли прическу на «женскую» - две косы, обязательно скрученные вокруг головы и укрытые платком.

А вот в знатных домах красавицы голову не покрывали, а наоборот, освободившись наконец от пудреных париков, в 19 веке щеголяли сложными укладками из перевитых между собой кос и локонов.

Начало 20 века с его войнами и революционными потрясениями, не способствовало моде на длинные волосы, и косы перестали считаться "девичьей красой". Дамы щеголяли короткими стрижками, а заплетенные волосы презрительно относили к символам отсталой деревни. Однако косы не были окончательно забыты. Наверняка и вы в школьные годы носили косички с бантиками или заколочками.

А если у вас и по сей день прекрасные косы, знайте, что в 2014-2015 актуальны косы. По мнению дизайнеров, именно косички - плетенные прямо, по диагонали и на бок, африканские, французские и русские, простые, тугие и едва собранные - придадут образу ту неповторимую завершенность, которая и отличает высокий стиль.

Так что, плетите, девушки, косички. Может и не из 90 прядей, как героиня романа А.Толстого, но ведь коса - это такое необозримое поле для творчества и полета фантазии!

Наверное, каждый слышал выражение “Коса - русская краса”. И, несмотря на то, что русские девушки издревле предпочитали косу другим видам укладки, не правильно считать косу исконно русской прической!
Многие народы верили, и верят до сих пор, что в волосах заключена какая-то природная сила, энергия, связывающая человека с невидимой энергией природы.
Помните библейского Самсона, который в одиночку решил отомстить за свой народ филистимлянам, поработивших их много лет назад, вся сила которого была в его волосах, и коварную Далилу, которая отрезала эти волосы, и что из этого вышло? Самсон носил семь кос.
Неудивительно, ведь косы — самая удобная, и, наверное, самая первая прическа, которую придумал себе человек.
Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей — о племени, о характере, о намерениях. Мелкие косички носили в Африке, некоторые племена индейцев. Парики из заплетенных косичек были приняты у египтян. Сами по себе длинные волосы считались украшением, что отличает иудеев, греков и древние народы Ближнего Востока от египтян, бривших головы, но также употреблявших парики в виде косичек. О последнем упоминает и "отец истории" Геродот.
Сердца римских женщин также покорили косы! Фантазия у них разыгралась не на шутку, и они носили, например, прическу, состоящую из завитых локонов волос и кос, уложенных сверху с затылка до лба. Также делали и сложные высокие прически с локонами и тонкими косами, которые укладывали в виде ракушек или корзин. Также, римские женщины наращивали косы, а невестам заплетали шесть кос, укладывали вокруг головы и перевивали красной лентой.
Было время, когда в Западной Европе, по церковным канонам, женщины обязаны были ходить в головных уборах и, снимать их можно было только при своем муже.
В эпоху Возрождения женщины перестали прятать свои волосы и в моду вошли различные прически с элементами кос и не только!

Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда.
На первый взгляд, коса - самая простая и неприхотливая прическа, не требующая много времени для ее создания. А на самом деле косы как таковые издревле имеют глубокий сакральный смысл, и наши далекие предки украшали свои головы косами отнюдь не из-за их практичности.
С помощью кос показывали семейный и социальный статус, обращались к богам за помощью, отгоняли злых духов. Косы служили охранным амулетом в битвах, кормящие матери плели сложные косы, чтобы запутать ведьм и не лишиться молока, колдуны и шаманы нейтрализовали чужую магию.
Косы плели не только женщины. Древние русы выбривали голову, оставляя на макушке длинный клок волос и заплетая его в косу, чтобы Сварогу было удобнее вытаскивать своих сынов с поля битвы. Считалось, что так он спасает от гибели своих лучших воинов и забирает в Вирий павших героев. Оставляли оселедец (чуб) и украинцы, заправляя его за ухо. Только этот клок волос не был заплетен в косу, хотя и имел сходное значение.
В некоторых славянских племенах косички, опускавшиеся вдоль лица, при остальных распущенных волосах были признаком того, что воин идет на битву, задумал месть или собирается жениться. Отличалось количество косичек и способы их плетения. В мирное и спокойное время славянские мужчины носили распущенные волосы, перехваченные на лбу кожаным ремешком или обычной веревкой.

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят - все волосоньки в ряд.

Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками. Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси - коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами. Ну а косы появились намного позже.
Косы были распространены еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов — косы. Единственное разделение — на девичьи и женские прически.
Но каждая русская девушка с косой, естественно, хотела чем-то ее украсить. Основными аксессуарами для волос того времени были:
. Косник (или накосник). Треугольник из бересты, который обшивался тканью, декорировался бусинами, бисером и крепился на кончики волос. а в качестве орнамента любимыми мотивами были растительные узоры и фигурки птиц. Узоры и орнаменты, которые вышивали мастерицы содержали в себе тайный смысл. Считалось, что какие-то из них приносят счастье и удачу, оберегают здоровье или приносят достаток в дом.

Кокошник. Традиционное украшение головы русской женщины. Одевался по принципу гребня или обруча вокруг головы, мог декорироваться драгоценными камнями, бусинами, лентами, жемчугом, бисером, кружевом.

Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года.
Головной убор - кокошник.

Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке.

Ленты. Их вплетали в косички, завязывали бантом на конце, обвязывали вокруг головы. Если в косичку вплеталась лента, значит девушка на выданье, а как только в ней появилось 2 ленты, это обозначало, что официальный

Венчик с лентами. Он мог быть изготовлен из тонких металлических лент, кожи и ткани, украшался жемчугом и носился на лбу.

Утрата косы была большим позором, чем испачканные дегтем ворота. Девушка запиралась дома и ждала, пока волосы отрастут заново - без косы у нее просто не было шансов выйти замуж, ведь коса была символом невинности. Поэтому такую беду скрывали от посторонних глаз с помощью различных ухищрений.
Наши предки считали, что косичка наполняет женщину силой, поэтому ее

На Руси существовало множество обрядов, среди которых было немало ритуалов, связанных непосредственно с женской прической.
Неслучайно фраза «коса девичья краса» стала «крылатой», ведь шикарные локоны, заплетенные в косу, могли носить только девушки. Если девушка носила одну косу - означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал - «на выданье». Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.
Перед свадьбой наши далекие предшественницы устраивали девичьи посиделки, которые и называли словом «коса». А в день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу (этот обряд был посвящен прощанию с девичьей свободой - намек на ее новый, более высокий семейный статус), чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы. Покрытая голова - документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. Прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна. Это в общем-то довольно простая вещь - покрывало, которое всяческими способами наматывалось на голову. Вариантов, естественно, в

Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже. На Руси существовало выражение "опростоволосить", что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит.
На Руси считалось, что расплетенная коса - символ траура или бесчестия. Исключение составляла разве что только баня и некоторые языческие праздники, когда молодая жена распущенными волосами «приманивала» беременность.
Некоторые народы наделяли косу магической силой, утверждая, что девичий магнетизм зависит от длины и толщины косы. История о волшебных свойствах «самой русской женской прически» стала основой сказочных сюжетов, в которых именно по косе отважные рыцари взбираются в темницу к возлюбленной, для того, чтобы освободить ее из заточения.
Когда женщина выходила замуж, две косы символизировали источники силы для нее и ее семьи. Муж, расчесывая волосы жене, получал от нее энергетическую защиту. У славян существовала традиция, чтобы муж расчесывал своей жене волосы, и делалось это неспроста! Считалось, что когда он совершает этот мистический обряд, то получает энергетическую защиту от своей жены, а женщина, позволяя мужу дотрагиваться до своих волос, показывает ему свое доверие.

Потому что волосы женщины — это ее сила, ее связь с космосом, недаром раньше волосы называли «космы». Женщина может своими волосами оберегать семью, создавать вокруг мужа защитный круг, охраняя его от любых бед, вот почему на Руси так ценились длинные волосы, и идеалом красоты была коса, толщиной в руку!
Наши предки знали, что когда мужчина расчесывает гребнем волосы своей жене, то этим он укрепляет семью, и такой паре не грозят проблемы в отношениях. Особое значение придавалось утреннему и вечернему расчесыванию:

Утреннее задает правильное умонастроение жене на весь день, муж помогает жене привести мысли в порядок, а сам получает защиту на предстоящие дела,

Вечернее помогает жене «додумать» дневные мысли, завершить дневные дела, убрать негатив, скопившийся за день, и уйти в ночь со спокойной головой.
В России после 1917 изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали носить короткие стрижки “под гребенку”.

А те, кто не хотел расставаться со своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их “в корзинку” или обвивая вокруг головы “короной”, “венчиком”. В послевоенные годы на несколько десятилетий косы становятся бессменной прической для школьниц. И до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах — часто две). С распространением западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.
Время от времени дизайнеры моды и стиля пытались вернуть косам былую популярность, но долгое время это не встречало понимания. Однако косы вернулись в неожиданном исполнении. Теперь в них больше этнических мотивов, заимствованных из разных культур.
В русской живописи косу лучше других запечатлел Кустодиев. На его полотнах - толстая русская коса, величаво покоящаяся на плече

Поэтому очень интересна акварель "Матрос и милая", на которой - в полную противоположность купчихам и красавицам - представлена женщина с

ХХ век стал временем заката кос. Этнические влияния в среде хиппи и растаманов не меняют общей тенденции.
В СССР, правда, популярность косы никогда не терялась, и до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах - часто две). С распространением Западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.

Коса в современных укладках
Косы носили и носят женщины всех стран мира, но для нас этот элемент прически всегда будет ассоциироваться с русскими золотоволосыми

раньше, но этот элемент прически остается частым гостем на головах красавиц. Плетение в укладках стало главным трендом последних лет. Взяв за основу поэтапную инструкцию плетения из трех прядей и освоив еще несколько несложных техник, вы сможете создавать красивые и необычные укладки, причем каждый день новые:

. Косичка водопад . Создается на распущенных прядях во французской технике плетения, верхняя прядка не вплетается в основной «колосок», а

На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Коса была главным способом убирать волосы - и для девочек, и для женщин, и для старух.

Ходить с неприбранной головой, с распущенными волосами считалось зазорным. Это допускалось только в особые дни, когда табу не действовало - например, на Ивана Купалу. Но в целом, как только девочка достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей.

Вообще, первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. До того момента ей могли подрезать волосы. Но как только она начинала подходить к брачному возрасту (а он был очень ранним - с 13 лет), ей меняли прическу, а заодно и одежду. Детские рубашки отходили к младшим братьям и сестрам, а девочке, приобретающей статус девушки, вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда.

На Руси незамужние девушки носили одну косу. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Можно сказать, что выражение "коса - девичья краса" имело вполне буквальный смысл - та, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. И потому девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.

Те, у кого не получалось, прибегали к гнусному обману - вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Или же пробовали диковинные способы укрепления волос: втирали в них змеиный жир, чтобы волосы были длинными, как змеи, или прятали под подушку веревку - чтобы волос был крепкий, бегали под летним дождем, прикладывали к волосам траву, которая называется "косица", мазали волосы виноградным соком, чтобы коса была упругой, словно виноградная лоза... Ну и, конечно, укрепляли отварами из трав и тому подобным. Бог знает, помогало им это или нет, но современные медики говорят, что густота волос и их длина (если их, разумеется, не стричь), определены генетическими характеристиками, и изменить их невозможно.

Впрочем, был еще один способ увеличить объем косы - вплести ленту от самого основания косы, что, собственно, и делали. Это было и украшение, и знак: если в косе девушки появлялась лента, то это означало, что девица - на выданье. Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

Да и косу девице оставалось носить совсем недолго. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. И оно оплакивалось в специальных обрядовых песнях, тексты которых дошли до наших дней:

Уж как к часу минуется,
Скоро воля коротается,
Я со волюшкой расстануся,
С подневолюшкой спознаюся.
Не гора ли рассыпается,
Трубчата коса да расплетается,
Дивий век да коротается.
Дивья доля лебединая,
Дивье прозвище да хорошо,
Женская доля да недородна,
Женское званье да нехорошо.

По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, - намек на ее новый, более высокий семейный статус. Но это не значит, что жизнь новобрачной становилась легче - она попадала в чужую семью и в полную зависимость от мужа.

Новоиспеченная жена не имела права носить одну косу - существовала даже примета, что из-за этого она может овдоветь. Вероятно, так просто припугивали молодых девушек, видя в их нежелании менять прическу, нежелание терять свою свободу и в полной мере принимать те обязанности, которые опускались на ее плечи. И следом за этими заботами на голову молодой жены опускался или платок, или повойник (матерчатая шапочка), или кика (это такая шапка с двумя рогами), или какой-нибудь другой вид головного убора.

Замужней не пристало ходить с непокрытой головой. Исключение - ворожба, поскольку гадали женщины с распущенными волосами, а также оплакивание покойника - распущенные волосы символизировали горечь утраты. В остальных случаях волосы прятались под тканью.

Платок на голове как бы укрывал женщину и ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее строгости и благонравности. И сорвать с нее головной убор означало оскорбить и унизить как ее саму, так и ее семью. Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Но косу могли обрезать и насильственно - скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами - также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов - печенегов или половцев, например - муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Видимо, волосы имели для людей какое-то мистически важное символическое значение. Ведь не просто так красота невесты определялась длиной ее косы, не просто так жен заставляли закрывать волосы платком, и не просто так кочевники стремились отрезать косы у девушек и женщин в тех землях, на которые они нападали. Похоже, что волосы напрямую ассоциировались с жизненной силой.

Об этом, кстати, есть легенда и в Библии, о человеке непомерной силы - Самсоне, чья мощь заключалась в волосах, которые он носил заплетенными, кстати, в косы. Когда врагам удалось обманом отрезать ему волосы, Самсон ослаб, его ослепили, он остался в рабстве, и его враги водили его в свой храм, чтобы потешаться там над ним. Но как только волосы снова отросли, Самсон дернул за цепи, приковывавшие его к колоннам, из-за чего здание рухнуло, погребя и его самого, и его тюремщиков.

Поверья, связанные с волосами, существуют практически у всех народов. Считалось, что волосы можно использовать в приворотах, поэтому люди старались остриженные волосы жечь - ведь даже если они не попадут в руки к ведьме, их могут найти птицы и свить из них гнездо, и тогда, если верить примете, человека начнет крутить так же, как в гнезде скручены его волосы.

В ряде религиозных церемоний отказ от волос говорит об отказе от старого образа жизни и принятии религиозных заветов. В православии при крещении, а также при посвящении в монашество есть обряд пострижения, а в католицизме выбривали тонзуру все духовные лица.

Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался - пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня.

Сегодня же прическа, в целом, не особенно отражает чей либо социальный статус - каждый носит то, что ему нравится, и волосам того мистического значения, которое числилось за ними раньше, не придают.

  • Воспитание целомудрия в девочке
  • Новое воспитание детей в Евро Содоме
  • Поморское воспитание, которое подарило России Михайло Ломоносова
  • Воспитание детей в США: садизм в законе
  • Воспитание - наука понимать


Рассказать друзьям