Детское воровство. Что делать, если ребенок ворует? Ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога, как поступить

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Не всякий ребенок, который хорошо поет, становится певцом, не каждый, кто быстрее всех бегал в классе завоевывает олимпийское золото, не все дети, которые крали у родителей деньги, связывают жизнь с воровским миром. Порой из тех, кто в детстве брал деньги у родителей без спросу, вырастают честные и добропорядочные люди. Поэтому к детским кражам нужно относиться, не как к преступлению, а как к сигналу о какой-то проблеме. Когда ребенок ворует деньги у родителей, советы психолога помогут разобраться, в чем причина и как решить эту проблему.

Объективные причины детских краж

Если спросить взрослого вора, зачем он ворует, то он ответит, что воровство - легкий способ заработать. Зачем целый месяц горбатится на чужого дядю, который заплатит копейки, проще рискнуть и получить в разы больше.
Дети вряд ли руководствуются этими мотивами, воровство происходит по следующим причинам:

  • Ребенку не хватает карманных денег либо их вовсе нет. Часто родители считают, что детям деньги не нужны, так как они их потратят «на ерунду», а все необходимое они им и так купят;
  • У ребенка вымогают деньги другие более авторитетные и наглые старшеклассники, и он боится признаться и рассказать о проблеме. Если ребенок был замечен в воровстве, и он не может ответить, куда потратил деньги, не исключено, что их у него кто-то периодически забирает;
  • Влияние дурной компании, новые «крутые» друзья могут рассказывать, как они воруют деньги у родителей и им за это ничего не бывает.

Психологические проблемы, толкающие на обман

За воровством могут стоять внутренние психологические проблемы:

  1. Способ самоутвердится : ребенок не может найти друзей, а деньги для него становятся способом завоевания внимания одноклассников. Покупая сладости и угощая ими других, он приобретает хотя бы не настоящих, но друзей;
  2. Низкая самооценка : в одном школьном классе могут учиться дети из разных по социальному статусу семей, когда ребенок видит, что у одноклассников есть мелкие деньги или какие-нибудь вещи, ценные в подростковом возрасте, он чувствует свою несостоятельность. Самое страшное в таком возрасте не бедность, а «быть хуже других», кроме того ситуация обостряется, если со стороны сверстников исходят насмешки и укоры;
  3. Нехватка любви и понимания. Деньги в таком случае совсем не нужны ребенку - он просто пытается завоевать внимание взрослых.

В данном видео психолог Александр Свиридов расскажет, почему ребенок ворует и не хочет учиться, как с этим бороться:

Детские кражи - как причина неправильного воспитания

Ребенок может без зазрения совести брать чужое, если не осознает, что такое поведение негативное.
Причиной того, что смывается грань между хорошим и плохим поведение часто становятся сами родители:

  • Если во взрослых разговорах обсуждаются темы о том, что в стране хорошо живут только те, кто ворует, у ребенка формируется определенная установка на будущее: чтобы хорошо жить - проще воровать;
  • Родители порой сами подают пример безнаказанности воровства: не отдали знакомому приглянувшуюся книгу, у соседа по огороду втайне нарвали груш, воруют электроэнергию или газ у государства и не расплачиваются по долгам. Неудивительно, что сын по примеру папы или мамы взял немного мелочи из кошелька;
  • Причиной воровства в обеспеченной семье может стать вседозволенность и распущенность, когда с ранних лет ребенок не был ни в чем ограничен;
  • Кражи в подростковом возрасте могут быть продолжением наивных детских шалостей, которые вытворял ребенок до 7 лет и которые вызывали у родителей лишь улыбку. О том, что чужое брать нельзя, нужно объяснять с ранних лет.

Ребенок ворует деньги и врет что делать?

Если родители застали своего ребенка на месте преступления или факт кражи подтвердился, прежде всего, нужно контролировать себя .

Конечно, горько и обидно осознавать, что сын или дочь, которых так любили и которым доверяли, обманывают их, но воспитание - это не только процесс радости и побед, порой приходится решать трудные проблемы. Ни в коем случае нельзя выяснять отношения при сверстниках, это только усугубит ситуацию.

Прежде чем наказать, нужно выяснить причину такого поведения, но дети в таких случаях начинают врать и доказывать, что пропажа денег, это вовсе не их вина. Самое простое и верное объяснение такой лжи - это страх расправы, особенно если родители строгие и властные.

Можно не церемониться, а просто наказать сына или дочь без разговоров, но проблема в корне так и останется нерешенной, а ребенок еще больше замкнется и уйдет в себя. Поэтому правильное решение - спокойно, без угроз и криков поговорить с ним и выяснить причину.

Как отучить ребенка воровать?

Давать ребенку хоть немного карманных денег нужно хотя бы для того, чтобы он учился распоряжаться своими средствами рационально. Часто дети, у которых в детстве не было своих сбережений, повзрослев, не могут правильно распоряжаться зарплатой, у них нет финансовой культуры.

Если карманных денег не хватает на все, чего хочется, объясните сыну или дочери, что нужно расставлять приоритеты и некоторым желаниям говорить «нет». В качестве примера пусть родители расскажут, что у них тоже нет многих вещей, которые бы им хотелось иметь: большой квартиры, дорогой машины и красивой одежды.

Важно научить ребенка осознавать, что за всеми не угонишься и порой с тем, что у одноклассника дорогая приставка, которой у него нет, нужно просто смириться.

Не всякая семья обеспечена таким образом, чтобы давать ребенку необходимое количество карманных денег. Но есть выход - можно найти ребенку несложную подработку. Деньги, заработанные своим трудом - более ценны.

Если причина воровства вымогательство - нужно немедленно расправиться с обидчиками, обратится в полицию или в школьный совет.

Что делать если ребенок ворует?

Если причина краж - низкая самооценка, желание угодить сверстникам или нехватка внимания, задача становится еще сложнее, ведь дело вовсе не в желании иметь какую-то вещь. Дело в желании быть кем-то.

С раннего возраста нужно закладывать, что каждый человек - личность. Количество друзей, авторитет и хорошее отношение окружающих людей нельзя купить или заслужить подарками.

Важно интересоваться жизнью подростка, его переживаниями и проблемами. Может быть брюки в клеточку, которые достались по наследству от старшего брата, стали настоящим испытанием для ребенка, вызывая насмешки сверстников, а родители игнорируют эту проблему. Тогда нужно вместе найти решение: выделить из бюджета средства или предложить накопить на необходимую вещь.

Когда ребенок ворует деньги у родителей, советы психолога часто воспринимаются как глупое и ненужное руководство к действию. К чему все эти выяснения проблем и копания внутреннего мира, нужно просто задать хорошей трепки и запретить гулять на месяц, а лучше на два - так считают многие родители. Но они совсем забыли, что когда-то в детстве им тоже чего-то хотелось и чего-то так не хватало, и порой для настоящего детского счастья недоставало сущей мелочи.

Видео про воровство детей у родителей

В данном ролике известный психолог Станислав Лазарев расскажет о 10 основных причинах, побуждающих ребенка воровать у своих родителей деньги:

Перед тем как бить тревогу, отвлекитесь на одну минуту, чтобы понять, почему дети воруют и как справиться с этой проблемой. Как родители должны вести себя в этой ситуации, когда ребенок взял или берет что-то чужое без спросу?

Почему дети воруют. Как и ложь, «воровство» - взрослый термин, не имеющий никакого отношения к маленьким детям. У детей совсем другие взгляды на «свое» и «чужое», не такие, как у нас, у взрослых. Леденец оказался зажатым в липком кулаке после прохождения кассы, или игрушка, которая обнаруживается в кармане четырехлетнего ребенка после посещения дома друга, не доказательство, что ребенок уже является преступником. Ребенок не ворует, а берет. Для дошкольника владение означает монопольное использование. Ребенок полагает, что он имеет моральное право на все, что находится в пределах его досягаемости. Дети до четырех лет с трудом различают разницу между «моим» и «вашим». Для них это пустые звуки, пока взрослые не раскроют их смысл. Все потенциально «мое». Они не понимают, что леденец, спрятанный в руке в бакалейном магазине, - кража, пока вы не скажете им об этом. По мнению ребенка, он не сделал ничего неправильного, пока родители не объяснят ему.
Многие дети дошкольного возраста не умеют обуздывать свои импульсивные желания. Они видят игрушку, и, если им хочется, они берут ее, не рассуждая относительно правильности поступка. Ребенок убежден, что все принадлежит ему, если это все перед глазами и можно взять в руки и поиграть. Вместо вины они чувствуют облегчение, что их желание удовлетворено.
В возрасте от пяти до семи лет у детей вырабатывается представление о неправильности поступка. Они могут понимать концепцию монопольного использования и прав собственности. Они приходят к соглашению с действительностью и начинают понимать что нельзя брать вещи, которые не принадлежат им. Также к этому возрасту ребенок способен быть более умным вором. Его средство устрашения - опасение возмездия со стороны взрослых или страх, заставляющий отказаться от реализации «желания», а не понимание безнравственности воровства. Ему все время надо объяснять, что означает «мое», «твое», «чужое». И не просто объяснять, а запрещать без спросу брать чужое.

Действия родителей

Если вы обнаружите, что ваш ребенок что-либо украл, важно, чтобы сам ребенок понял, что воровать нехорошо. Вы можете до сих пор помнить чувство стыда, которое, будучи ребенком, испытали, когда вас поймали на воровстве, если такое в вашей жизни случалось. Ребенок должен получить такой же урок, хотя многие специалисты считают, что слишком сильное пристыживание или высмеивание произведут противоположный эффект. Лучше всего подходят простые объяснения.
В большинстве случаев, вероятно, лучше не задавать ребенку прямых вопросов относительно того, украл ли он что-либо и почему это сделал - это может вызвать последовательное изложение оправданий ребенком в попытке сохранить свое лицо. Вместо этого будьте прямолинейны и сообщите, что вам известно о совершении кражи.

Важно устроить возвращение чужой вещи любым способом. Ребенок должен вернуть вещь, которую взял, в магазин, другу или в школу. При этом вы можете сопровождать его и уговорить извиниться за содеянное, сказав при этом, что он никогда больше так не поступит.
После этого поговорите с ребенком. Вместо того чтобы обвинять его в том, что он плохой, постарайтесь выяснить, почему он украл эту вещь. Объясните ему, что несмотря на то, что дети хотят иметь некоторые вещи, они не должны брать то, что им не принадлежит. В большинстве ситуаций, если случай воровства обсудить сразу же после того, как это случилось, такое больше не должно повториться, и ребенок извлечет из этого урок.
Если ребенок старшего возраста (чуть-чуть не достигший или уже достигший юношеских лет) совершил кражу, вы опять же должны предоставить ему возможность изучить и обсудить его поведение, в особенности связывая его проявление со стрессовыми ситуациями, которые он переживает в данный момент. В некоторых случаях ваша реакция на воровство ребенка может выражаться в серьезном обсуждении с ним давления сверстников и их влияния на поведение ребенка. Но в этом возрасте воровство чаще всего сигнализирует о личных или социальных трудностях и может требовать профессионального вмешательства.

Что делать
Пресечение мелкого воровства и объяснение его неправильности может казаться «мелочью», но изучение честности в маленьких вопросах прокладывает путь к правильным поступкам в дальнейшем.
Ребенок должен учиться управлять своими импульсами и уважать права и собственность других.

Использовать метод «прикрепления». Дети, воспитанные по методу «прикрепления», более чувствительны, они способны понимать и уважать права других. Эти понятия легче усваиваются в более раннем возрасте. Детям, воспитанным по методу «прикрепления», проще объяснить значение моральных ценностей. У них развита способность сочувствовать и понимать влияние своих действий на других. Их родители чутко реагируют на поведение, когда оно отклоняется от нормы. Ложь, обман и воровство нарушают их внутреннее состояние.
Поскольку родители, воспитывающие детей по методу «прикрепления», хорошо знают своих детей, они могут понять о проступке ребенка по выражению его лица или изменившемуся поведению. Благодаря крепкому контакту ребенок охотно примет совет родителей и их моральные ценности. Доверяя своим родителям, он сможет рассказать им правду.

Не вводить детей в искушение. Обучите детей распоряжаться своими личными деньгами. Семейные деньги должны храниться в запертом ящике. Деньги предоставляются в случае необходимости в любое время. Чтобы помнить, кто кому и сколько должен, можно использовать расписки. Рекомендуем также хранить семейные деньги в недоступном месте, а в кошельке или бумажнике носить небольшое количество, которое может потребоваться. Убедитесь, что члены семьи доверяют друг другу. Если ребенок приходит к нам и жалуется: «Кто-то взял мои пять долларов», мы спрашиваем: «Где ты хранил их?» Мы не беспокоимся, выясняя виновника пропажи, поскольку полагаемся на совесть домочадцев. Мы никогда не окажемся в положении, когда необходимо прятать деньги от достаточно взрослых детей. Братья и сестры в конце концов не единственные возможные подозреваемые. Наши дети узнали, что не каждому можно доверять. Это хороший урок для жизни.

Обучать монопольному пользованию. Малыш убежден, что все принадлежит ему, если это находится перед глазами и можно взять в руки и поиграть. В возрасте от двух до четырех лет ребенок может понимать, что такое монопольное пользование (игрушка принадлежит кому-то), но полностью не может осознать, что игрушка не принадлежит ему. В два года можно начинать объяснять различие между «мой» и «твой». Во время ссоры из-за игрушки родительский суд может вернуть игрушку законному владельцу, но не ожидайте, что ребенок полностью осознает это до четырех лет. Ищите другие возможности укрепить концепцию монопольного пользования: «Эта игрушка Уатта», «Это медведь Сары». Ему все время надо объяснять это, и не просто объяснять, а запрещать без спросу брать чужое. Со временем ребенок поймет, что игнорирование этих прав является неправильным.
Если четырехлетний ребенок приносит домой игрушку друга, необходимо объяснить ему, что чувствуют дети, когда лишаются чего-то, как будет чувствовать себя он сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку. Лучший способ заложить долговременные моральные ценности состоит в том, чтобы ребенок сделал выводы сам из ваших наставлений. Ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша самостоятельно принимать решения.

Не допускайте воровства. Поощрение и помощь в возврате украденных предметов учит не только тому, что воровство недопустимо, но также и тому, что проступок должен быть исправлен. Если вы находите пустую обертку от леденца, ведите воришку обратно в магазин с оплатой и извинениями.

Определите причину. Необходимо понять возможную причину воровства и проанализировать ее, ответив на ряд вопросов. Малыш украл случайно или преднамеренно? Ребенок нуждается в деньгах и чувствует, что воровство является единственным способом получить то, что ему необходимо? Если так, предложите пособие. Давайте ему определенные задания и оплачивайте их. Помогите ребенку понять: деньги на покупку игрушек можно зарабатывать, а не воровать. Иногда ребенок ворует, чтобы увеличить свое состояние или привлечь внимание. Возможно, ваш ребенок нуждается в более сильном руководстве? Некоторое перераспределение приоритетов и укрепление контакта с ребенком восстановит порядок.

Определите факторы риска. Проверьте наличие следующих факторов риска:

  • низкое чувство собственного достоинства;
  • импульсивность: сильное желание, но слабый контроль;
  • отсутствие сочувствия к другим;
  • отсутствие контакта;
  • сердитый ребенок;
  • изменения в семье, например развод;
  • часто скучает;
  • проводит много времени в одиночестве.

Справляясь с этими факторами риска, вы изживете ложь и воровство.
Важно добраться до сути. Если проблема хронического воровства и лжи не решена, она разрастается как снежный ком. Повторно совершая проступки, ребенок убеждается, что можно так жить. Он не прислушивается к вашим нравоучениям. Ребенок без раскаяния становится неуправляемым.

Похвала за честность. Пятилетний ребенок находит чей-то бумажник и приносит его вам. Хвалите его неограниченно! «Спасибо, что ты принес маме бумажник, который ты нашел. Теперь давай посмотрим, можем ли мы найти того, кто его потерял. Держу пари, что человек будет очень счастлив, что ты нашел его, точно так же, как ты был бы рад, если бы ты потерял что-то особенное, а кто-то возвратил это тебе». Избегайте говорить: «Спасибо за то, что сказал правду».
Некоторые дети, возможно, даже не думали о том, чтобы скрыть находку бумажника. Независимо от похвалы, дайте понять ребенку, что он сделал то, что вы ожидали.

Когда следует обращаться к специалистам

Вам следует обратиться за дополнительной помощью в детскую консультацию-поликлинику, к детскому психологу или специалисту в области психического здоровья, если:

  • ребенок часто крадет что-либо из дома или школы, у родителей или других людей;
  • подросток «покупает» внимание и завоевывает авторитет у сверстников при помощи воровства.

Пожалуй, большинство семей рано или поздно сталкиваются с крайне неприятной ситуацией детского воровства. Пропасть из дома может что угодно, от украшений мамы или личных вещей папы, до мелкой бытовой техники или денег.

Совсем не обязательно, что вещи из дома унесли ваши дети. Украсть могут как школьные, так и дворовые друзья, и, если это так, то ни в коем случае нельзя оставлять такие вещи безнаказанным.

Можно сходить к родителям таких деток, можно сходить в школу, где они учатся, можно подать заявление в полицию, со всеми вытекающими последствиями.

А вот что делать, если деньги или вещи украл из дома или из вашего кармана ваш сын или дочь?! Не пойдешь же на него заявлять в полицию. Но и реагировать при этом как - то нужно, даже если дочка или сынок «просто взяли из кармана денежку на мороженку».

Что делать, если дети воруют у родителей деньги, как поступать в такой ситуации, а также какие действия предпринять, что бы такое никогда не повторялось в дальнейшем, - думаю, будет интересно многим родителям.

К сожалению, с такой проблемой пришлось столкнуться не только мне, но и некоторым моим подругам.

Истории о том, как мы начали подозревать наших детей в краже у нас денег

Для начала расскажу наши истории, истории о том, как мы узнали, что наши дети воруют у нас деньги. Истории, как мне кажется, не уникальные, и как - бы неприятно было это осознавать, присущи практически каждой семье.

Исчезло часть денег, накопленных на машину

Давно копили на машину . Не новую, но достаточно дорогую. Часть денег лежали на вкладе в банке и, по мере накопления необходимой суммы были сняты, часть денег дали родители, а вот недостающую сумму пришлось взять в кредит.

Уже выбрали машину, договорились на покупку с продавцом на следующий день.

Вечером достали все деньги, пересчитали, и поняли, что часть денег, собранных на машину, просто исчезла.

Понимая, что мы с мужем эти деньги не брали, подозрение упало на сына – подростка. Скованное поведение ребенка подтвердило наши опасения.

В итоге, ни беседа с ребенком, ни дотошный поиск денег в детской комнате и во всей квартире не дал положительного результата. Деньги вернуть мы не смогли, долгожданная покупка машины не состоялась.

Регулярно пропадали небольшие суммы из кошелька мамы


Я никогда особо не следила за тем, сколько точно наличных денег лежит у меня в кошельке. Примерную сумму, конечно, знала, но не до рублей и копеек.

Первые подозрения об отсутствии части денег у меня возникли в магазине, при оплате за продукты.

Продавщица попросила дать, по возможности, без сдачи. Я же, будучи уверена, что у меня в кошельке после прошлой покупки оставалось три купюры номиналом по 50 рублей и две купюры номиналом по 10 рублей, была удивлена, не увидев одну купюру по 50 рублей и одну по 10 рублей. Я точно помнила, какие купюры должны были быть в кошельке, потому что именно в таких купюрах мне в прошлый раз сдали сдачу, которую я всегда проверяю.

Решив, что я сама забыла, куда истратила деньги , в этот раз, я не стала беспокоиться. Но, когда спустя несколько дней ситуация повторилась вновь, я уже начала беспокоиться.

Супруг деньги не брал, сказав, что у него своей мелочи хватает. Коллега по работе – женщина взрослая, достаточно обеспеченная, да и работаем мы вместе почти десять лет, - точно не могла взять из моего кошелька деньги, да еще и такие небольшие суммы.

Подозрение пало на детей, вызвав у меня страх и некоторую панику.

Папа коллекционировал монеты несколько лет, а сын буквально за один день истратил их в зале игровых автоматов


Я не отношу своего мужа к нумизматам, да и сам он себя таким не считает. Но монеты, выпускаемые Банком России, особенно юбилейные или приуроченные каким либо событиям, поражают своим разнообразием.

Так вот, несколько лет назад, мой муж, получив на сдачу несколько таких необычных монет, начал их собирать. Отслеживал новые выпуски, менялся с друзьями. Старался собрать как можно большую и разнообразную коллекцию. Даже альбом для монет своими руками сделал!

О его хобби знали все: и родственники, и друзья, и даже дальние знакомые. И как только у них появлялась необычная монетка, они ее откладывали и потом отдавали моему мужу.

За несколько лет у него скопилась, по моим меркам, огромная коллекция, в которой ни одна монета не повторялась! Коллекция расширилась, и в ней уже были не только рубли и копейки, но и монеты других стран, в которых были мы сами или наши друзья.

Муж очень гордился своей коллекцией, он помнил, откуда у него взялась та или иная монета, кто ему ее подарил, или обменял. Знал историю происхождения этих монет, когда они были отчеканены, по чьим эскизам, сколько было выпущено таких монет. Вел записи, хронологические записи.

Он просто дышал этим.

Пока в один прекрасный момент мы не обнаружили, что ни одной рублевой монеты в альбомах для хранения монет просто нет! А ведь если посчитать все накопленные монеты, которыми можно расплатиться в магазине, получалась очень даже приличная сумма денег.

Альбомы были на месте, а вот денег в них не было. Да и альбомы с монетами других стран оказались невредимыми. Если бы это были воры, они бы унесли все целиком. А получается, что кто – то сидел, и вытаскивал из альбома по одной монетке.

Как бы мы с мужем не отгоняли от себя подозрения, как - бы не хотели понимать очевидное, но в итоге мы смирились с подозрением, что деньги взял наш сын.

Какая может быть первая реакция в описанных ситуациях?! Наказать!!!

Ребенок украл у родителей деньги, и что, собственно, с этим делать

Далеко не всегда наказание – это правильное действие в таких моментах.

В большинстве случаев с ребенком достаточно поговорить, выяснить, зачем он это сделал, и постараться вернуть хотя бы часть денег. Особенно, если была украдена большая сумма.

Поговорите со своим ребенком

Прежде чем начать разговор об украденных деньгах, необходимо успокоиться.

Да вы раздражены, вас раздирает разочарование и злость, вас гложет обида, что ваш собственный сын или дочь так бессовестно вас предал. Разговор с ребенком в таком состоянии не приведет к положительному результату.

Ребенок, видя, как вы раздражены, боясь наказания, не будет с вами откровенным. Скорее всего, он закроется в своей комнате, либо начнет реветь, либо начнет вам грубить и повышать голос, так же как и вы.

Прежде чем начинать разговор, поймите, то, что ваш любимый малыш, вне зависимости от его возраста, украл у вас деньги, - это ваша ошибка в воспитании. Только ваша и ничья больше!

Детское воровство - проблема, с которой сталкиваются все родители. Такое поведение обычно вызывает у старших членов семьи растерянность, панику и недоумение. Мы расскажем вам об основных причинах, почему ребёнок ворует деньги, и что вам необходимо делать в такой ситуации.

Детские кражи - явление довольно частое. Практически каждый ребёнок сталкивается с соблазном взять что-то чужое. Если такая ситуация коснулась и вашей семьи, не стоит паниковать. Проблема имеет решение. Необходимо только разобраться в причинах такого поведения и правильно отреагировать на него. При этом нужно учитывать возраст ребёнка, его отношения с вами и сверстниками.

Такие особенности сугубо индивидуальны. Один ребёнок, уличённый в краже однажды, испытает сильное эмоциональное потрясение и навсегда откажется от таких затей. Другой, переживая систематические наказания, будет продолжать воровать снова и снова. Обе ситуации требуют внимания и ответственного подхода со стороны родителей.


Почему ребёнок ворует?

Психология, мотивы и суть детских краж во многом зависят от того, когда именно дети начинают воровать.

Если малышу менее 3-4 лет, говорить об осознанном воровстве нельзя. В это время малыш только начинает анализировать понятия чужой собственности и ценности. Ему пока ещё трудно контролировать свои желания владеть чем-то.
В старшем возрасте, достигнув рубежа в 5-6 лет, ребёнок уже хорошо понимает и осознает границы дозволенного. Воровство в таком случае говорит об определённых проблемах в социализации и отношениях с родителями. Вам необходимо разобраться в мотивах ребёнка и целях такого поведения, что бы пресечь это на корню.
Причин, почему ребёнок 6-7 лет и старше ворует, может быть несколько:

  1. Ребёнку не хватает внимания, причём речь может идти как о внимании родителей, так и о внимании друзей, сверстников. Выявив пропажу, все бросают повседневные дела и начинают искать деньги, и маленькому режиссеру этого спектакля нравится наблюдать за тем, как резко меняется обстановка. Даже воспитательная беседа о том, как нехорошо воровать, становится для малыша лишним поводом для общения.
  2. Ребёнок чувствует себя обделённым, не имея того, что есть у других детей. В особенности это касается малышей, которые являются пока единственными в семье. При отказе родителей купить дорогую игрушку маленький комбинатор задумывается о том, как получить этот трофей, и принимает решение украсть деньги у родителей на покупку вожделенного объекта.
  3. Желание заслужить уважение сверстников. Максимальным влиянием в детском обществе пользуется тот, у кого больше всего игрушек. Если ваш ребенок стремиться быть лидером, он будет искать рычаги воздействия и способы их получения даже в обход запретов родителей. Одним из решений становится воровство.
  4. Ребёнок повторяет поведение кого-то из взрослых. Причины воровства могут крыться в наблюдении за тем, как мама берет деньги из папиного кошелька без спроса. Если взрослые приносят в дом чужие вещи, это также может навести малыша на мысли о том, что так делать нормально.
  5. Он использует воровство как месть, способ наказания кого-то. Если в недавнем времени вы наказали свое чадо за проступок, причина кражи может скрываться в стремлении отомстить, выразить свою обиду.

Проанализируйте ситуацию и выявите ключевую причину происшествия. Это поможет вам спланировать план действий и подобрать правильные слова, чтобы объяснить ребенку, что так делать нельзя. Когда вы поймете мотивы, которые легли в основу такого поведения, у вас появится возможность целенаправленно решить проблему, не обращаясь к психологу.

Что предпринять в случае первой кражи?

Заметив пропажу денег дома или увидев чужие предметы, деньги в вещах ребёнка, вы не должны игнорировать такую ситуацию - с таким поведением необходимо бороться не откладывая. При этом не имеет значения ценность украденного, будь то дешевая игрушка или дорогая, крупная или мелкая купюра. Беспокойство должен вызывать сам факт кражи, а не ее размеры. Психолог необходим лишь в крайнем случае, сначала попытайтесь самостоятельно справиться с этим казусом.

Поговорите о произошедшем

Без серьёзного разговора не обойтись. Задайте прямой вопрос и наблюдайте за реакцией. Если ребёнок честно признает свою вину, объясните ему недопустимость и последствия такого поведения.

  • Если ребёнок честно признает свою вину, похвалите его за смелость, а затем объясните недопустимость и последствия такого поступка.
  • Если в ответ вы получаете молчание, слезы или отказ в признании вины, с одной стороны, это положительный сигнал: малышу стыдно за свое поведение. Однако причиной неспособности сознаться может быть и копирование поведения родителей во время ссор и семейных разборок. Мягко намекните, что вы понимаете, почему так произошло. При этом нужно быть серьезной и строгой, не сводить разговор в шутку или игру.

Выясните причину кражи

Когда ребенок сознается, нужно приложить максимальные усилия к тому, чтобы он объяснил, почему сделал это. Речь идет о разговоре с детьми старше 4 лет - они уже понимают, для чего и почему совершают те или иные поступки. Постарайтесь создать доверительную атмосферу, чтобы малыш смог открыть вам истинные причины своего поступка. Возьмите на вооружение советы психолога: спросите, что его тревожит, что обижает, почему он расстраивается. Выслушайте свое чадо - это поможет определить причины и меры предотвращения повторного воровства.

Объясните негативные стороны воровства

Расскажите, откуда берутся деньги, подчеркните тот факт, что их нужно зарабатывать, а не брать у чужих. Объясните, что в обществе за воровством следует уголовное наказание, лишение свободы и потеря репутации. Пусть дети поймут, что люди, которые так делают, становятся изгоями, которых никто не уважает.

Поставьте ребенка на место пострадавшего

В случае присвоения чужой игрушки спросите малыша, был бы он рад, если бы у него забрали его любимую машинку или куклу. Детям легче осознать собственные чувства и эмоции, нежели пожалеть пострадавшего. Когда он представит себя на месте того, у кого он украл любимую игрушку, ребенок поймет, какую ошибку совершил. В дальнейшем эта ассоциация остановит его при желании присвоить что-либо.

Не кричите и не унижайте ребёнка. Нельзя называть его вором, грозить жестоким наказанием, отказом от него. Так вы спровоцируете страх и недоверие, а это лишь усугубите ситуацию. Ребёнок может не перестать воровать, просто теперь он будет скрывать от вас всё из боязни быть отвергнутым.

Определите меру наказания

В этом вопросе необходимо быть строгим. Объясните виновнику, что украденную сумму, вещь нужно вернуть или заплатить за неё. Он должен прочувствовать последствия неправильного поступка. В качестве расплаты можно предложить работу по дому, которую он раньше не выполнял, другую помощь родителям.

Организуйте возвращение украденного предмета. Желательно, чтобы малыш попросил прощения у вас за кражу денег из кошелька или извинился перед другом, у которого украл игрушку.

Когда нужно обратиться к психологу?

Порой ситуация выходит из-под контроля. Родители не могут понять, что делать, если ребёнок ворует уже не в первый раз. Если ваш малыш начал воровать регулярно, и воспитательные меры не помогают, это может быть поводом искать помощи у психолога.

Когда в очередной раз ваши доводы и действия не возымеют успеха, запишитесь на прием к специалисту. Возможно, дело не только в дефиците внимания дома или желании обрести авторитет среди сверстников. Одной из причин детского воровства является клептомания. Эту болезнь отличает:

  • Импульсивное влечение. Дети воруют без определенной цели и подготовки.
  • Непреодолимая тяга удовлетворить потребность в краже. Разговоры и увещевания родителей не помогают.
  • Психоэмоциональное напряжение. Когда потребность долго не удовлетворяется, малыш замыкается или выказывает агрессию.
  • Неразборчивость. Ребенку всё равно, что похитить - он начал красть не только игрушки и деньги, но и совершенно бесполезные для детей предметы.

Когда вы выявите один или несколько признаков клептомании, не отказывайтесь от профессиональной помощи психолога. Специалисты подскажут, как решить возникшие проблемы в этом возрасте.

Практически каждый ребенок хоть раз в своей жизни взял что-то чужое.

Так утверждают специалисты. Вспомните хотя бы свое детство: неужели ни разу после прогулки в кармане не оказывалась чья-то куколка, а родительские кошельки не страдали от ваших набегов?

Наверное, есть дети, которые ни разу в жизни не позарились на вещь, которая им не принадлежит. Низкий поклон их родителям! Ведь именно от воспитания, позиционирования мира и количества зависит, будет ли ребенок «подворовывать».

Практически каждый родитель, столкнувшийся с такой неприятной ситуацией, сам чувствует замешательство, не зная, как ему реагировать на происходящее.

Мой ребенок - болен?

Взрослые настолько переживают, что ребенок растет не таким идеальным, как им хотелось бы, что сразу же приписывают своему чаду какие-то болезни. «С ним вообще все нормально?» - зачастую первый родительский вопрос в кабинете психолога.

И совсем маме с папой невдомек, что их подрастающий отпрыск очень страдает из-за совершенного им проступка . Дети не всегда, осознают всю глубину своих страданий, но так уж устроена наша психика: зачеркивать в сознании то, что очень болезненно для восприятия.

Болезнью детское воровство можно назвать, если налицо - клептомания, то есть, воровство систематическое, не поддающееся контролю и без материальной выгоды для себя. Такое расстройство должен лечить психиатр. Но настоящая клептомания встречается довольно редко .

Дарья Селиванова, детский психолог: «Нужно смотреть на детское воровство не как на серьезный проступок, а как на проблему, от которой ребенок страдает. Так ребенок подает сигнал, что с ним, его отношениями с миром или с вами что-то не в порядке. Очень хорошо, что вы заметили проблему в таком возрасте. Так вы сможете разобраться в ее причине довольно рано. Лучше решить проблему сейчас, чем потом эта ситуация выльется в нечто более серьезное, вплоть до проблем с законом» .

Причины детского воровства

В возрасте 6-7 лет ребенок становится очень зависимым от сверстников, их отношения к нему. Отпрыск может сознательно и целенаправленно достигать желаемого, используя быстрые и доступные для этого способы. Очень часто преследуемая цель для него намного важнее страха наказания за проступок . Например, ребенку захочется повысить свое самоуважение и получить признание одноклассников, угостив их сладостями, деньги на которые он украл из родительского кошелька.

Здесь важно обратить внимание на причину воровства - недостаточно развитые навыки общения или низкая самооценка . Родителям нужно обсудить с чадом, что такое настоящая дружба, как правильно знакомиться и общаться со сверстниками, как заинтересовать их. Можете проиграть с ребенком соответствующие ситуации.

Еще одной причиной детских краж может стать желание кому-то отомстить . Например, забрать у Сережи машинку за то, что «он меня обидел» или порисовать маминой помадой на обоях, чтобы в следующий раз она знала, как отказываться покупать игрушку. Ребенок хорошо понимает, что он делает и зачем. Вам нужно поговорить с ребенком, убедить его, что так делать не нужно, проиграть конфликтные ситуации.

Никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Это очень повлияет на решение проблемы

У деток 8-10 лет попытки воровства появляются из-за недостаточного развития волевой сферы. Ребенок не может ответить отказом на свое «хочу!». Ему очень сложно справиться с соблазном, хоть это и не значит, что ему не стыдно за свой поступок.

Родителям в таком случае стоит дать ребенку больше свободы действий . Не нужно делать за него то, с чем отпрыск вполне может справиться самостоятельно. Пусть он сам предлагает для себя цели и выполняет их. Начните с плана на день или . Не нужно менять его программу, дайте ребенку реализовать все задуманное. Так вы развиваете в своем чаде самостоятельность и умение добиваться поставленных целей.

Как отучить ребенка воровать

Этот путь довольно непростой, и давайте пройдем его вместе.

Реагируйте спокойно . Конечно, мы понимаем всю нахлынувшую злость и разочарование, но подавите их в себе. Не устраивайте скандалов, не бейте и даже не кричите на ребенка. Это лишь усугубит возникшую проблему. Лучше поговорите с ним в спокойной обстановке, обсудите, что произошло, где и когда, с кем был ребенок и как это всё случилось. К сожалению, чаще всего, вопрос «Зачем ты это сделал?» остается без ответа.

Запомните: никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Вы будете расстроены и рассержены, но попытайтесь держаться спокойно. Это очень повлияет на решение проблемы.

Задумайтесь, не было ли недавно перемен в семье (переезд, развод, рождение еще одного ребенка): может, отпрыску просто не хватает вашего внимания? Возможно, ребенок еще не усвоил такие понятия как честность, собственность и необходимость спрашивать разрешения перед тем, как что-либо взять. Объясните еще раз ему эти понятия, проиграйте их, и помните, что родители должны показывать детям пример. Может, у вас в семье нестрогие правила насчет собственности?

Объясните, почему воровать плохо . Не нужно читать нотации, просто изложите свое видение важности честности. «Мы не берем чужие вещи, потому что мы доверяем друг другу. Я надеюсь, ты всегда будешь честным, будешь уважать собственность других людей и не станешь брать чужие вещи без разрешения». Можете обсудить с ним возможные последствия воровства (плохая репутация, потеря друзей, проблемы с законом).

Расскажите о своих чувствах . Очень часто дети не осознают, сколько боли приносят другим людям. Скажите, что вы бы очень расстроились, если бы пропала любимая помада. Предложите чаду представить его чувства при пропаже любимой игрушки или карманных денег.

Настаивайте на исправлении ситуации . Требуйте от ребенка, чтобы он вернул украденную вещь и извинился перед хозяином этой самой вещи. При этом давайте ему понять, что вы всегда будете рядом, будете сопровождать чадо и поддерживать его. Если отпрыск украл что-то из магазина, предварительно поговорите с его владельцем, чтобы он добродушно простил ребенка за проступок. Если вещь уже испорчена и ее нельзя вернуть, пусть оплатит стоимость из своих карманных денег.

Интересный факт . В мире около 50% всех краж велосипедов, денег из банкоматов и вещей из магазинов совершают дети. Вопреки мнению общества, такое поведение в юном возрасте не мешает им вырасти законопослушными и добропорядочными гражданами.

Станьте внимательнее к своему отпрыску, уделяйте ему как можно больше времени , проявляйте свою любовь, заботу к нему. Разговаривайте только об уроках и уборке в комнате! Ведь наши дети делают все только из любви к нам и в погоне за нашим вниманием.

Если ситуация никак не разрешается, обратитесь к . Но помните, что клептомания встречается не часто, и излечиться от нее не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

В который раз убеждаемся, что все проблемы у детей возникают потому, что мы не уделяем им достаточного внимания. Любите и цените своих деток!



Рассказать друзьям