Что делает дефектолог в школе. Дефектолог, кто это такой, обязанности, особенности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Почему слово “дефектолог” звучит пугающе?

Направление ребенка к дефектологу порождает всевозможные страхи, прежде всего у родителей. Поэтому в общении с ними рекомендуется использовать термин «коррекционный педагог», хотя это обобщенное понятие, которое включает в себя тифлопедагогов, и сурдопедагогов, и олигофренопедагогов.

Исходная установка, которая пугает, - дефектолог работает с детьми, у которых есть выраженные трудности, «дефекты». При этом и педагоги, и родители не очень хорошо понимают, в чем специфика работы дефектолога. А ведь это специалист, владеющий очень широким спектром различных дидактических приемов, технологий, методик работы с разными категориями детей. Специалист, обученный особым образом представлять суть программного материала, - не так, как это делает учитель-предметник.

Относительно работы дефектолога существует ряд мифов.

Миф первый - дефектолог работает только с детьми с тотальными недоразвитием психических функций. А это далеко не так. Дефектолог в состоянии оказать помощь любому неуспевающему ученику. Просто он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

Второй миф – уж если дефектолог начал заниматься с ребенком, это будет продолжаться вечно. Что тоже правдой не является. В случае детей с негрубыми нарушениями психических функций, дефектолог своими методами может что-то изменить: «подтянуть» по программе, подключить наглядность, телесность и таким образом минимизировать пробелы в знаниях и развитии. И дальше ребенок может справляться с учебной программой без участия дефектолога.

В последнее время, детей с проблемами в обучении все больше, и психологи часто не в силах им помочь. Как быть?

Прежде всего, разумно «использовать» такого специалиста, как дефектолог. Один вариант: у ребенка действительно есть выраженное недоразвитие тех или иных психических функций, и психолог понимает это. Тогда он рекомендует родителям обратиться в то учреждение, где есть нужный специалист для продолжительных коррекционных занятий.

Но если у школьника возникли временные трудности, то надо просто проконсультироваться у дефектолога. Сюда можно отнести самые часто встречающиеся в начальной школе проблемы: дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма), дискалькулия (нарушение счета). Нередко они базируются на пропусках программного материала. В этом случае помогает простая консультация и определение направления работы с ребенком.

И третье, самое кратковременное «использование дефектолога: для проведения педагогического тестирования. Дефектолог может посмотреть ученика четвертого класса и определить, что он знает по программе своего и предыдущих годов обучения. Такой специалист знает программный материал блестяще и у него есть свои диагностические приемы. Учитель тоже умеет это делать, но он обычно прибегает только к контрольным заданиям.

Может ли педагогическим тестированием заниматься психолог?

Психолог не имеет права проводить педагогическое тестирование. К тому же он не может досконально знать образовательную программу . Дефектологи - это педагоги. Их учат методике преподавания математики, русского языка иными, чем обычных учителей-предметников, средствами, причем по программе как коррекционной школы V, VI, VII, VIII видов, так и массовой школы.

Но ведь психологи научены диагностировать развитие у ребенка тех или иных познавательных процессов и проводить развивающие занятия. Достаточно ли эффективна такая работа?

Если взять отдельный симптом, например проблему внимания, и не смотреть, что за этим стоит: беспокойство, тревога, низкие познавательные возможности ребенка, связанные с его соматическим или неврологическим уровнем, дефицит внимания с гиперактивностью или без нее, то эффективность таких коррекционных занятий будет очень невысокой. Психологи, должны обязательно понимать причины и механизмы, приведшие к особенностям в развитии ребенка . А дальше, если психолог видит себя как коррекционный специалист, он может работать по программам, направленным на минимизацию симптома. В каких-то случаях это может быть эффективно, но в целом коэффициент полезного действия таких занятий невелик, учитывая, что они отнимают очень много времени. А дефектолог работает по программам, которые позволяют быстро снять причину отставания по тому или иному предмету.

Бывает, что проблемы ребенка связаны с его низкой работоспособностью и истощаемостью. Здесь надо звать на помощь невролога или невропатолога, которые могут помочь в решении именно этой проблемы. Каждый раз психолог должен очень четко определять, где его «ниша», а когда надо обращаться за помощью к другим специалистам.

Если говорить о базовых механизмах психического развития, то здесь существуют механизмы дизрегуляции, которые способствуют возникновению множества проблем в обучении. Например, из несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование этих механизмов регуляции, так и развитием пространственных представлений у ребенка. Это действительно будет коррекционная работа психолога. Но она эффективна, если ребенку не больше шести лет и есть еще время для формирования базовых предпосылок к обучению и базовых составляющих психического развития. В этом случае можно надеяться на то, что ребенок в конце первого класса выйдет на нормальный уровень обучения. Но если ребенку девять лет и у него накопилась масса проблем в освоении программного материала, выработался некий механизм защиты от неудач, то такая психологическая коррекция неэффективна. Как правило, в этих случаях все заканчивается тем, что ребенку ставят диагноз ЗПР, не разбираясь в природе явления.

А дальше получается замкнутый круг: в массовой школе такой ученик хронически не успевает, но отказать ему в обучении никто не имеет права. Школ для детей с ЗПР, как правило, нет, а о направлении в коррекционную школу родители не хотят даже слушать. В результате такого ученика просто «перетаскивают» из класса в класс, а проблемы лишь накапливаются. Данные, приводимые специалистами из различных регионов страны, указывают на то, что в некоторых школах до 60% детей не усваивают программный материал.

Но существует и другая крайность: школьных психологов вообще не привлекают к выяснению причин плохой успеваемости детей. А ведь проблемы могут объясняться не только недоразвитием познавательных процессов, но и заторможенностью ребенка или его неуверенностью в себе. А это уже чисто психологические проблемы. Психолог должен помогать ребенку с трудностями в обучении, если он чувствует себя вправе работать с этими проблемами и оценивает свою компетенцию достаточно высоко.

К сожалению, напрашиваются неутешительные выводы, что говорить об эффективной работе отдельно взятого школьного психолога с проблемными детьми практически невозможно...

Да, это очень сложно, особенно если необходимо вмешательство в процесс обучения. Но можно найти различные варианты комплексной, в том числе и дефектологической, помощи ребенку.

Но для специалистов школ существуют курсы повышения квалификации, где психологам и педагогам можно получить необходимые знания. И совсем не обязательно делать это официально, через институт повышения квалификации.

Очень полезно (и в плане просветительской работы) посещать открытые уроки в коррекционных школах. Это повышает их статус в глазах психологов, педагогов и родителей. Там действительно работают грамотные специалисты, которые очень много делают для детей. И что самое главное - там детям эмоционально тепло. Об этом говорит хотя бы тот факт, что сами учителя и психологи часто отдают своих детей в коррекционные учреждения, понимая, что там с детьми будут заниматься и общаться адекватно их возрасту, что ребенку будет просто хорошо.

Вообще, как и в решении любых проблем, здесь многое зависит от инициативы и желания самих психологов. Можно установить тесное взаимодействие с нужными специалистами через совместные методические объединения. А можно учиться друг у друга неформально и получать при этом для себя то, что никогда не получишь на официальных курсах.

У психолога можно получить знания об особенностях разных категорий детей, но конкретным приемам работы с ними можно обучиться только у дефектолога. Важно, чтобы в своем желании помочь ребенку психолог не конкурировал с дефектологом. У них разные методы, но одна цель: помочь ребенку, сделать его из менее успешного более успешным, адаптировав его как ученика.

Задача психолога может заключаться и в том, чтобы разъяснить администратору или чиновнику необходимость сотрудничества с различными специалистами, в том числе и с дефектологом.

Главное партнерство, где ты можешь не только дать, но и взять. Многие психологи используют дефектологические программы, логопеды используют элементы психомоторной коррекции. И такое взаимопроникновение идет на пользу всем. Ведь именно на стыках наук возникает все самое интересное. А у союза психологии и дефектологии большое будущее!

В мире существует огромное количество профессий, направленных на оказание помощи людям, которые вызывают уважение и чувство глубокой благодарности: работники медицинской и социальной сферы, педагоги, спасатели и т.д. Однако ни одна из них не может сравниться по сложности и важности с профессией дефектолога, представители которой работают с особенной категорией людей – с аномальными детьми.

В мире существует огромное количество профессий, направленных на оказание помощи людям, которые вызывают уважение и чувство глубокой благодарности: работники медицинской и социальной сферы, педагоги, спасатели и т.д. Однако ни одна из них не может сравниться по сложности и важности с профессией дефектолога , представители которой работают с особенной категорией людей - с аномальными детьми.

Необходимо отметить, что профессия дефектолога по своему уникальна, поскольку находится на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д. Именно эти специалисты помогают детям с отклонениями в психическом развитии социализироваться в обществе и дают им шанс на счастливую и полноценную жизнь в будущем. И нет ничего удивительного в том, что к тем, кто мечтает посвятить свою жизнь этому нужному и безусловно благородному делу предъявляются повышенные требования. Ведь дефектологи должны не только понимать, что от качества их работы зависят судьбы детей с непростой судьбой, но и быть готовым к тем сложностям, которые таит в себе эта профессия. Что это за сложности? А вот об этом мы и постараемся рассказать в рамках данной статьи.

Кто такой дефектолог?


Высококвалифицированный специалист, владеющий методами и способами адаптации, обучения и воспитания детей с психическими и/или физическими недостатками. Дефектологов принято делить на две группы: тех, кто изучает, обучает и воспитывает аномальных детей, и тех, кто специализируется на коррекционной педагогике.

Название профессии произошло от латинского defectus (недостаток) и греческого λόγος (учение). Иными словами, в основе своей дефектолог изучает недостатки (происхождение, закономерности и особенности) и разрабатывает методы их коррекции. Дефектология не может похвастаться многовековой историей, поскольку долгое время детей с ограниченными возможностями либо уничтожали, либо оставляли один на один и их проблемами.

И только в начале 20 века, в результате активного развития медицины, специалисты поняли, что отклонения в умственном и физическом развитием - это еще не приговор. Таких детей можно и нужно лечить. Большой вклад в становление дефектологии внесли такие врачи и ученые, как Филипп Пинель, Жан Итар, Екатерина Грачева, Лев Выготский, Луи Брайль и многие другие.

За прошедшие годы дефектология претерпела значительные изменения: из теоретической науки, изучающей особенности развития аномальных детей, она переросла в практическое учение, направленное на разработку и внедрение эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков. Параллельно с этим профессия дефектолога разделилась на несколько узких специализаций, каждая их которых занимается определенным направлением:

  • дефектолог-логопед - изучает и старается исправить нарушения и дефекты речи;
  • дефектолог-сурдопедагог - занимается обучением и воспитанием детей с недостатками слуха;
  • дефектолог-тифлопедагог - специализируется на воспитании и обучении детей с нарушениями зрения;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог - работает со слепоглухонемыми детьми;
  • дефектолог-амблиолог - является специалистом в области адаптации и социальной реабилитации слабовидящих и слепых детей;
  • дефектолог-олигофренопедагог - занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией умственно отсталых детей.

Независимо от направления деятельности обязанности дефектолога включают в себя: осмотр ребенка, выявление нарушений, выяснение обстоятельств возникновения и развития нарушений, назначение и проведение коррекционных занятий, мероприятия, направленные на адаптацию аномальных детей в обществе, разработка программ реабилитации, проведение мероприятий по предупреждению отдельных нарушений, исследовательская деятельность, консультационные услуги и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать дефектолог?

Несмотря на то, что дефектолог может работать как с детьми, так и со взрослыми, основной упор деятельности специалиста все-таки направлен на коррекцию развития, воспитание и обучение младшего поколения, требующего особого подхода. Поэтому такой специалист должен, прежде всего, отличаться склонностью к работе с детьми, терпением и наблюдательностью. Кроме того, качественно выполнять свою работу дефектологу помогает наличие таких личностных качеств, как:


И самое главное, дефектолог должен видеть в детях, которые не вписываются в общепринятые рамки, полноценную личность. Из профессиональных знаний и навыков, необходимых специалисту для выполнения своей работы, особого внимания заслуживают обширные познания в области биологии, психологии, специальной и возрастной педагогики, профессиональной ориентации, социологии и юриспруденции. Помимо этого дефектолог должен регулярно отслеживать новшества и открытия в своей области, посещать курсы и мастер-классы по повышению квалификации и стремиться к профессиональному самосовершенствованию.

Преимущества профессии дефектолога

Не сложно догадаться, что основным преимуществом профессии дефектолога можно смело назвать возможность помогать проблемным детям, для которых этот специалист является едва ли не единственным шансом на полноценную и насыщенную положительными событиями жизнь.

Если же говорить о более "земных" преимуществах, то в первую очередь необходимо отметить востребованность дефектологов, которые с легкостью могут устроиться на работу по своей специальности как в медицинские учреждения и психологические центры, так и в дошкольные и школьные образовательные организации. При этом дефектолог может совмещать работу штатного сотрудника с оказанием профессиональных услуг частным образом. Естественно, что это позволяет специалисту получать вполне приличный совокупный доход.

Принимая во внимание тот факт, что профессию дефектолога очень редко получают, а тем более ведут профессиональную деятельность, "случайные" люди, можно также утверждать, что работа доставляет специалисту удовольствие. Тем более, что результат своей работы он видит воочию.

Недостатки профессии дефектолога


Работа с детьми, особенно с такими, как аномальные дети, характеризируется повышенными психо-эмоциональными нагрузками, что может стать причиной хронической усталости и депрессии специалиста. Каждый день видеть страдания деток (а многие ребята понимают, что они отличаются от сверстников, и страдают от этого) очень тяжело, и выдержать такое напряжение могут только настоящие энтузиасты своего дела.

Еще одним существенным недостатком профессии дефектолога является мизерная официальная зарплата специалиста, работающего в государственных учреждениях. К большому сожалению, судя по размерам зарплаты (а она составляет порядка 15-20 тысяч рублей) свои уважение и заинтересованность в работе дефектолога государство проявляет только на словах, которыми, как известно "сыт не будешь". Поэтому молодым специалистам, до появления частной клиентуры, не стоит рассчитывать на солидные доходы.

Каким бы талантливым не был дефектолог, результат его работы во многом зависит от желания родителей помочь своему ребенку. Ведь специалист не может заниматься с малышом на протяжении всего дня, поэтому основная масса занятий ложиться на плечи родных и близких ребенка. И если родители не будут старательно выполнять все рекомендации дефектолога, то все усилия специалиста могут оказаться бесполезными.

Где можно получить профессию дефектолога?

Медицинский университет и профессиональной переподготовки врачей и средний медицинский персонал. Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволяет совмещать учебу с работой. Программа обучения составлена на основании соответствующих образовательных и профессиональных стандартов.

Как мы уже упоминали выше, дефектология "стоит" на стыке многих наук. Однако преобладающее направление, все-таки педагогика. Поэтому, если вы чувствуете в себе призвание и хотите получить профессию дефектолога , то обратить свое внимание вам придется на педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра дефектологии. Отметим, что в процессе обучения студентам приходится не только изучать основы педагоги и особенности работы с неполноценными людьми, но и учиться оказывать первую необходимую психологическую и медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях. Другими словами, вы получите педагогическое образование с медицинским уклоном.

Дети - цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители - правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

Кто такой дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

Дефектолог - это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Дефектолог - это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Среди которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

  • Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.

  • Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
  • Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
  • Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
  • Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система - залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом - сложный труд.
  • Отзывчивость. Дефектолог - это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
  • Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

Дефектологические специальности

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

Профессия дефектолога: цели и задачи

Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

  1. Вызвать желание учиться посредством мотивации.
  2. Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

  • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
  • Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
  • Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
  • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

  • Проводит консультации и детей, которые находятся у него на реабилитации.

Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

Функции педагога-дефектолога

  1. Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
  2. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
  3. Развивает коммуникативные
  4. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников - на чтение, письмо и т. д.

Работа дефектолога: организационные принципы

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог - в спокойном тоне.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.

Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.

За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.

Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

Мифы о работе дефектолога

  • Миф 1 . По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог - это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
  • Миф 2 . Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

  1. Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед - с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
  2. Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
  3. Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
  4. Дефектолог - широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

Родственные профессии

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

Известные ученые-дефектологи

В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции Г. М. Дульнев.

Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.

Работая в школе уже 2-й год я столкнулась с некоторой проблемой, которая и подтолкнула меня к публикации данного материала. Проблема заключается в выражении- «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься» . К моему великому сожалению я говорю не только о родителях. Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику. Многие из них начинают возмущаться-«Какой еще дефектолог!!! У моего ребенка нет никаких дефектов!!! Он у нас нормальный!!!» многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь. Не раз приходилось слышать и такую фразу, что дефектолог это учитель, который учит, извиняюсь, дураков. А уж педагоги всех детей бы отправили к нему!!

Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?

Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Чем же занимаюсь конкретно я? Содержание моей работы содержится в задачах.

  1. Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.
  2. Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
  3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
  6. А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью моей работы , если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:

1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов» . Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.

2 блок «формирование пространственно-временных отношений» . Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок «умственное развитие» . Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста» . Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях» . В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное напрвление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи» . Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «готовность к восприятию учебного материала» . Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала» . Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).



Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.

Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.

Вот несколько примеров занятий.

На первый взгляд обычная раскраска . На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы(закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика.

На данном занятии отрабатывается пространственно-временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнение развивается мышление, мелкая моторика, речь.

Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.


С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, словарь и др.
После всего сказанного и показанного я думаю каждый родитель изменит свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и захочет чтобы и его ребенок посещал такие интересные и увлекательные занятия.

И в заключение Желаю Вам, родители, успехов, терпения, мудрости в воспитании и обучении Ваших деток.

Логопед-дефектолог это врач, специализирующийся на речевых отклонениях у детей с сопутствующими патологиями центральной нервной системы, речевого аппарата, органов слуха. Консультация дефектолога и последующие регулярные занятия позволяют значительно улучшить речь и письменные навыки ребенка, если обратиться за помощью своевременно.

Что входит в обязанности специалиста

Врач логопед-дефектолог выполняет достаточно широкий круг обязанностей. Он должен пройти курс обучения специальности «дефектология», которая включает в себя множество смежных дисциплин, таких как психология, психиатрия, неврология, педагогика и другие.

Основной целью работы логопеда-дефектолога с ребенком является коррекция не только речевых навыков, но и влияния сопутствующей патологии на процесс обучения.

Обратиться к детскому логопеду-дефектологу следует, если у вашего ребенка есть подозрение на:

  • отставание в умственном развитии;
  • нарушения функции ЦНС;
  • психические отклонения;
  • патологии речевого аппарата;
  • болезни органов слуха;
  • болезни органов зрения.

Однако дефектолог может заниматься не только с детьми, но и с взрослыми, чтобы помочь улучшить им качество жизни и социальную адаптацию. Следует понимать, что логопед и дефектолог – это не одно и то же , хотя оба эти специалиста помогают людям правильно выражать свои мысли в письменном и устном виде.

Отличие логопеда от дефектолога

Большинство взрослых знают, чем занимаются логопеды и в каких случаях может понадобиться их помощь. Однако логопед от дефектолога отличается тем, что занимается исключительно проблемами постановки речи у малышей, не имеющих серьезной сопутствующей патологии. В их обязанности входит обучить ребенка правильному произношению и написанию букв, слов и предложений. В своей работе логопед применяет исключительно методы, направленные на коррекцию речевых навыков , а не на обучение или устранение дефектов, появившихся из-за заболевания.

Также отличием является то, что дефектологи могут начинать работать со своими пациентами с более раннего возраста. Логопеды занимаются с детьми, достигшими трехлетнего возраста, тогда как дефектологи могут начинать коррекцию раньше этого срока. Поскольку в курс обучения логопеда-дефектолога входят многие медицинские дисциплины, то он, в отличие от обычного логопеда, считается широкопрофильным специалистом.

Как понять, что пора обращаться за помощью

Многие родители не знают о том, что это такое нарушения речи и как они могут проявляться. Однако именно своевременное внимание к тревожным симптомам может в разы повысить шансы вашего ребенка на правильную устную и письменную речь. Консультация у врача может понадобиться в следующих случаях:

  • отсутствие у ребенка 7-8 месяцев реакции на обращенную к нему речь;
  • годовалый ребенок не может сказать простые, короткие слова, такие как «мама», «папа», «дай» и так далее;
  • отсутствие речи у ребенка в возрасте 2 лет и старше;
  • неумение формулировать слова в простые предложения (после 2,5 лет);
  • наличие проблем с глотанием, мимикой;
  • искаженное чувство ритма;
  • склонность ребенка к сокращению слов до слогов;
  • произношение слов и предложений по слогам;
  • нарушения концентрации, внимания, памяти;
  • склонность к агрессии или апатии.

Кроме логопедических проблем также следует обращать пристальное внимание на появление любых других симптомов нарушения функции ЦНС или других органов. Не следует стесняться обращаться за помощью к специалисту, ведь дефектолог учит ребенка не только правильно говорить или писать, но и легче воспринимать информацию, что незаменимо для дальнейшего обучения. Поскольку специалист обязательно должен иметь качества психолога, то он найдет индивидуальный подход к каждому маленькому пациенту, и занятия будут проходить в комфортном для ребенка режиме.

Особенности приема и занятий с логопедом-дефектологом

При первичном приеме специалиста он соберет всю необходимую информацию о начале и развитии имеющихся отклонений. Важно отвечать на вопросы дефектолога максимально откровенно , так как от этого зависит стратегия проведения последующих занятий. Могут также понадобиться дополнительные методы исследования, такие как электроэнцефалография, допплерография головного мозга, спондилография и другие, в зависимости от сопутствующей симптоматики.

Длительность и регулярность встреч со специалистом определяется строго в индивидуальном порядке в зависимости от имеющихся у крохи проблем и степени их выраженности. Логопед-дефектолог составит упражнения, направленные на улучшение устных и письменных навыков ребенка, но самое главное – это повышение способности к обучению у детей, имеющих те или иные отклонения.

Постепенно у малыша будет улучшаться концентрация, память и внимание, однако чтобы добиться положительных результатов, занятия должны быть регулярными.

Сложность выполняемых упражнений будет постепенно повышаться, также полученные знания и навыки регулярно повторяются для лучшего усвоения. На приеме у логопеда-дефектолога должна царить непринужденная, игровая атмосфера , которая заинтересует малыша и будет стимулировать его к занятиям. Поскольку многие дети, нуждающиеся в помощи этого специалиста, имеют серьезные проблемы с усидчивостью и концентрацией, то занятия обычно длятся не более получаса.

Родителям следует запомнить, что кроме занятий с логопедом-дефектологом должна проводиться серьезная работа с крохой на дому, в виде регулярных развивающих игр. Если вы заметили, что ваш малыш испытывает сложности, связанные с речью или письмом на фоне сопутствующего заболевания или без него, то лучше немедленно проконсультироваться со специалистом, который поможет в решении вашей проблемы.




Рассказать друзьям