Театрализованная деятельность в детском саду старшая группа. Театрализованная деятельность в доу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дизайн бурятского головного убора «малгай»
для театрализованной деятельности
Проект «Театр сказок»
(старшая группа)

Вид проекта: ориентировочный

Продолжительность: 1 месяц.

Цель: развивать у детей интерес к бурятскому народному творчеству, формировать изобразительные навыки.

Задачи:
Развивать интерес к театральному костюму и головным уборам (познавательно - исследовательская, социально - коммуникативная);
Расширять знания о головных уборах, развивать умения изображать их различными выразительными средствами (чтение, продуктивная);
Воспитывать уважение и любовь к родному языку (развитие речи);
Развивать умения создавать изобразительными средствами выразительный образ сказочного героя для использования (игровая, продуктивная, художественно - эстетическая);
Расширять знания о бурятском .

Предполагаемый результат: сюжетно - ролевая игра «Театр сказок».

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.

Возраст детей, участников проекта: дети от 5 до 6 лет

Обеспечение проекта:
Материально-техническое: проектор, музыкальный центр, аудиодиски по УМК Амар мэндэ-э!,сказка Улаан Малгайхан часть 7, фото-видео аппаратура, ноутбук, бурятские национальные костюмы, бурятские национальные инструменты, микрофон, поделки, оформление зала.

1-й этап (целеполагание)
Беседа с детьми о театре
Воспитатель: Ребята, посмотрите на фотографии театральных постановок и ответьте мне на следующие вопросы.
· Знаете ли вы, что такое театр?
· Посещали ли вы когда-нибудь театральные спектакли?
· Какие это были спектакли?
· Как вы думаете, кто работает в театре?
(Выслушав ответы детей, воспитатель рассказывает о театре).

-Театр-это такое место, где артисты показывают на сцене спектакль для зрителей, сидящих в зале. Спектакли бывают разные: веселые и грустные, длинные и короткие, для взрослых и детей. На детские спектакли ребята приходят вместе со своими родителями. Каждый спектакль - это маленькая история или сказка со своими героями. Артисты, играя свою роль, переодеваются в костюмы и гримируются. Они очень много трудятся, чтобы подарить нам настоящий праздник. В каждом театре есть костюмерная, где хранится разнообразная одежда для спектаклей, парики, головные уборы. Ребята, а вы хотели бы превратиться в артистов и участвовать в спектакле? Как вы думаете, что нам для этого надо? (Придумать сказку, которую мы покажем и подготовить костюмы).

У нас в группе есть маленький театральный уголок, где находятся разные костюмы. Но, к сожалению, у нас мало головных уборов, а они являются главными атрибутами костюма. Хочется, чтобы их было много. Как вы думаете, что мы можем для этого сделать? Дети
предлагают свои варианты решения проблемы. Воспитатель выслушав, отбирает наиболее приемлемые ответы детей.

Ребята, давайте попросим родителей помочь нам сделать новые головные уборы. Кроме этого нам нужно будет хорошо подготовиться и собрать информацию о шляпах и других головных уборах. Как вы думаете, кто нам сможет помочь в этом? (Ответы детей). А ещё мы с вами будем читать сказки, в которых герои носят интересные шапочки. Мы проведем беседу о разнообразии головных уборов, устроим выставку малгайнууд, будем придумывать, и рисовать их, а также изготавливать их своими руками.

2-й этап (планирование)
· Познавательно - исследовательская деятельность «Головные уборы».
· Чтение книг «Русские сказки», «Улаан малгайхан», «Незнайка», «Белоснежка и семь гномов», «Кот в сапогах».
· Игра - викторина «Головные уборы сказочных героев».
· Сочинение сказки «Приключения Улаан малгайхан в сказочном лесу».
· Подвижная игра «Малгай».
· Дидактическая игра «Колпачки для гномов».
· Дидактическая игра «Малгай тааруула».
· Подвижная игра «Хэн т?рг??р малгай?мдэхэб».
· Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Минии малгай».
· Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Малгайн гоёлто».
· Совместная работа с родителями «Шэдитэ малгай».
· Индивидуальная работа с детьми по изготовлению малгай - нюуса.
· Сюжетно - ролевая игра «Театр сказок».

3-й этап «осуществление проекта»
Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Малгайнууд»
Задачи:
1. Развивать эстетический вкус в выборе головного убора;
2. Знакомить детей с головными уборами сказочных героев;
3. Учить детей различать головные уборы по сезону.

Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, смотрите, какой у нас красивый сундучок, давайте его откроем. И кого мы там видим? Смотрите, это наш сказочный герой - Будамшуу! А рядом с ним лежат красивые головные уборы. Ребята, попробуйте отгадать загадку.

Край её зовут полями,
Верх украшен весь цветами.
Головной убор - загадка
Есть у мамы нашей…….. (шапка).

(В сундучке также могут быть мужские, женские и детские головные уборы: летние, зимние, демисезонные.)
Воспитатель достаёт их и расспрашивает детей, кто может носить ту или иную шапку и в какое время года.

Кроме повседневных головных уборов в сундучке также могут находиться и сказочные герои. Воспитатель предлагает детям отгадать, каким героям они принадлежат, примерить те, которые понравились, и посмотреть на себя в зеркало.

- Ребята, давайте посмотрим выставку интересных головных уборов, расскажем о них, а также прочитаем стихотворения на эту тему. А теперь попробуйте отгадать загадки.

Ношу на голове поля, но это вовсе - не земля (Шляпа)
Я любой девчонке прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки.
От солнца я защита - для того и сшита. (Панама)
Сижу верхом, не знаю на ком.
Знакомца встречу соскочу - привечу. (Шапка)
(В конце образовательной деятельности дети рисуют различные головные уборы и рассказывают о них.)

Чтение художественной литературы
(Во время реализации проекта дети знакомятся со сказками, в которых герои носят характерные головные уборы: «Улаан Малгайхан», «Белоснежка и семь гномов», «Кот сапогах», «Приключения Буратино», «Бурятские сказки», «Приключение Незнайки»).

Игра - викторина «Головные уборы сказочных героев»
Задачи:
· закреплять знания о головных уборах;
· развивать умение рассказывать о различных головных уборах и аксессуарах.

Также интересный материал по театрализованной деятельности:

Материалы: карточки с изображением различных сказочных героев в головных уборах.

Ход игры
Воспитатель: Ребята, подумайте и ответьте на мои вопросы: «Какой головной убор носят?..»
· Буратино
· Незнайка
· Будамшуу
· Улаан малгайхан
· Крокодил Гена
· Гномики
· Баатор Гэсэр
· Дангина
(Дети должны уметь рассказать о головном уборе, описать внешний вид, форму, характерные детали, цвет, а затем подобрать карточку с его изображением. Если кто-то затрудняется, то воспитатель просит ребенка найти нужную карточку и рассказать по ней.)

Сочинение сказки
«Приключение Улаан малгайхан в сказочном лесу»
Воспитатель: Ребята, вы хорошо помните историю про Улаан Малгайхан? А давайте все вместе придумаем продолжение этой сказки.
Жила-была маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения бабушка подарила ей красную шапочку. С тех пор все стали звать ее Улаан Малгайхан.

Как-то раз испекла мама пирог и сказала дочке: «Сходи-ка, Улаан Малгайхан к бабушке, отнеси ей пирог и горшочек с маслом, и узнай, здорова ли она. Будь осторожна, по пути ни с кем не разговаривай».

Пошла Улаан Малгайхан к бабушке в другую деревню. Шла она через сказочный лес, а навстречу ей - Будамшуу.

Куда ты идешь, Улаан Малгайхан?
-Я иду к бабушке, несу ей пирожок и горшочек масла. Но, мне кажется, что я заблудилась. Подскажи мне, как найти дорогу?
-Иди по этой тропинке, она приведет тебя к юрте, где живет Дангина. Она тебе поможет.

Шла Улаан Малгайхан, не торопясь, рвала цветы и собирала букет пока не дошла до юрты. Постучала девочка в дубовые ворота, вышла оттуда Дангина и спросила:
- Куда ты идешь, Улаан Малгайхан?
- Иду я к бабушке, несу пирожок и горшочек масла. Только вот я заблудилась. Помоги мне, Дангина отыскать дорогу.

Дангина дала ей волшебный клубочек и велела идти за ним туда, куда он покатится. Улаан Малгайхан побежала за ним, пока не оказалась на полянке, где отдыхал Баатар Гэсэр.
- Куда ты идешь, Улаан Малгайхан? - спросил Баатар Гэсэр.
-Я иду к бабушке, несу ей пирожок и горшочек масла. Только я заблудилась и не найду дорогу. Помогите мне, Баатар Гэсэр.
Баатар Гэсэр показал ей дорогу к юрте Будамшуу, и вскоре она там очутилась.
Погостив у Будамшуу, и узнав у него, куда идти дальше, Улаан Малгайхан отправилась в путь и встретила на лесной дорожке Боро шоно.
(По желанию дети могут придумать свой конец этой сказке).

Подвижная игра «Малгай»
Материалы: 10 палочек и 5 шапочек (из расчета на 10 дней).

Ход игры
Игра проводится под бурятскую музыку.
У всех игроков в руках поднятые вверх палки: у половины участников на палки надеты бурятские шапки.
Под первую часть музыки дети гуляют, передавая друг другу шапки (с палки на палку).
Под вторую часть музыки: те, у кого в данный момент оказалась шапка, надевают ее и гуляют с важным видом, остальные же, гуляя, кланяются.

Дидактическая игра «Колпачки для гомиков»
Материалы : фигурки гномиков в разноцветных рубашках; цветные колпачки.
Ход игры: детям предлагается подобрать гномиков колпачки, подходящие по размеру и цвету.

Дидактическая игра «Малгай таарууула»
Материалы: карточки с мужскими и женскими портретами, головные уборы.
Ход игры: детям предлагается подобрать головной убор для каждого образа, учитывая его размер, цвет и стиль.

Подвижная игра «Хэн т ? рг ?? р малгай ? мдэхэб»
Материалы: 9 стульчиков с бурятскими шапками (из расчета на 10 детей).
Ход игры: Под музыку дети танцуют вокруг стульчиков. Когда музыка останавливается, детям нужно успеть взять шапку и сесть на стул.
В ходе игры ведущий убирает один за одним по одному стулу и одной шапке.

Непосредственная образовательная деятельность на тему:
«Минии малгай»

Задачи:
· Знакомить с портретным жанром;
· Учить рисовать выразительные образы сказочных героев и их головные уборы;
· Формировать умения передавать пропорции и детали предметов (шапок).

Материалы: бумага, маркеры, восковые мелки.

Предварительная работа: чтение сказки; обсуждение, какие герои нравятся детям.

Ход деятельности
Воспитатель: Ну что, ребята. Давайте в начале рассмотрим текст письма. О чем в нем говорится? О том, что у всех героев сказочного леса исчезли головные уборы, и просят о помощи. Чем же мы можем им помочь?

(Детям предлагают нарисовать для сказочных героев головные уборы).

Воспитатель расспрашивает у детей какие головные уборы, носили герои разных сказок - Улаан Малгайхан, Баатар Гэсэр, Дангина, Саhан Х??хэн, Будамшуу, Незнайка, крокодил Гена, гномики и т.д.

Дети описывают их внешний вид, цвет, характерные детали.
Воспитатель показывает карточки с изображением этих героев и уточняет описание.
Затем воспитатель предлагает детям выбрать наиболее интересного героя и нарисовать его в головном уборе.
Воспитатель демонстрирует детям прием рисования маркерами с использованием восковых мелков.
Во время практической работы воспитатель побуждает детей создавать выразительные образы и использовать гармоничные сочетания цветов.
В конце работы проводится анализ рисунков.
В свободное время дети завершают рисунок, и воспитатель предлагает изготовить некоторые головные уборы своими руками или обратиться за помощью к родителям.Театрализованная деятельность в старшей группе.

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Малгайн гоёлто»
Задачи:
· Развивать умения аккуратно выполнять работу;
· Знакомить с приемами изготовления украшений из бумаги;
· Учить детей использовать в работе коллажный материал.

Материалы: шаблоны головных уборов; цветная или гофрированная бумага, клей, ножницы, фольга, коллажный материал.

Ход деятельности
Воспитатель: Давайте рассмотрим самую обыкновенную - бурятскую шапку. Видите, она - без украшений. Послушайте стихотворение про бурятскую шапку.
Шапка висела, шапка вздыхала
Шапка жила, нелепо существовала
Шапку носили мама и дочка,
Но для нее не поставлена точка…
- Как вы думаете…
Почему грустит шапка?
Чего в ней не хватает?
Почему она выглядит скучно?
(Дети высказывают свои предположения и все приходят к выводу, что головному убору не хватает украшений.)

Воспитатель показывает детям образцы бурятских украшений для шапок и спрашивает, хотят ли они сделать такие же. Дети соглашаются.

Воспитатель показывает приготовленные материалы для ручного труда и демонстрирует детям приемы изготовления кисти из бумаги, цветов из полосок, броши из фольги и гофрированной бумаги.

Взрослый предлагает детям выбрать шаблоны понравившихся головных уборов и необходимый материал для работы. Дети приступают к практической работе. При этом педагог просит детей изготавливать украшение для головного убора очень аккуратно, ведь оно является важным элементом одежды.

В конце занятия дети показывают свои шапки и рассказывают о них.

4-й этап (презентация проекта).
Сюжетно - ролевая игра «Театр сказок»
Задачи:
· Развивать интерес к театральной деятельности;
· Учить использованию головных уборов игре.

Материалы : головные уборы сказочных персонажей; карточки с иллюстрациями сказки и сказочных персонажей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки со сказкой. Они обсуждают, каких героев будут изображать, переодеваются, надевая головные уборы, и устраивают мини - спектакль.

5-й этап (анализ результатов)
После проведения презентации проекта воспитатель проводит короткую беседу с детьми о том:
· Чему они научились и что они узнали в ходе проекта;
· Что им особенно понравилось и запомнилось (какие ролевые ситуации, фразы, игры и т. п.);
· Какие виды деятельности ими были освоены.
В ходе беседы воспитатель озвучивает некоторые результаты проекта, в частности, факты того, что дети:
· Обогатили словарный багаж, расширили знания о головных уборах и стилях одежды;
· Познакомились с различными элементами и аксессуарами костюма, сформировали интерес к созданию шапок и использованию их в театральной деятельности;
· Приняли участие в подготовке коллекции детской одежды и ее презентации.

Название: Театрализованная деятельность в старшей группе. Проект «Театр сказок».

Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МБДОУ Аршанский детский сад «Ручеек»
Месторасположение: поселок Аршан, Тункинский район, Республика Бурятия

Конспекты занятий по театрализованной деятельности в старшей группе

Задачи:

  • вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;
  • закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр, драмтеатр, гапит); - знакомить с театральной куклой на гапите, обучать элементарным навыкам управления куклой;
  • воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;
  • активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация), введение в активный словарь новых слов - понятий (кукловод, гапит, актёр).

Словарь: драматический театр, кукольный, гапит, театральнаяальная маска, режиссёр.

Материал: ширма, куклы на гапите 10 шт., магнитофон, аудиокассеты, театральные маски на палочке 15 шт. (грустные и весёлые), бутафория (подарки для кукол).

Ход занятия

1 часть.

(дети входят под музыку в группу)

Здравствуйте, дорогие ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг и давайте посмотрим друг на друга.

Думаю, пришла пора нам с вами познакомиться.

Я знаю игру, которая так и называется “Познакомимся”. Поиграем? Мы будем хлопать с вами в ладоши и называть своё имя. Так я узнаю, как зовут вас, а вы узнаете моё имя. Свои хлопки мы будем передавать друг другу, вот так! Ну, начинаем?

Я вам очень рада! Мы все сдружились, Вместе собрались.

И Наталья Михайловна здесь! И... Танечка здесь!

Вот мы и познакомились! А теперь проходите на стульчики, усаживайтесь поудобнее, и я расскажу, чем мы с вами будем заниматься. А давайте отменим наше занятие и просто совершим маленькие волшебные превращения?!

Ну, что согласны? Вот и замечательно!

Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в сказке).

А вы любите сказки?

А что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?

А где их можно увидеть? (в театре).

Ребята, а в нашем городе есть театры?

Какие театры вы знаете? (драматический, кукольный)

Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? (люди)

А вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)

Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.

А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь? Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а - котятки! Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.

Этюд: “Котята”.

Ах, какие вы молодцы, настоящие котята!

А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговички стали таять! Сначала подтаяла голова, потом - руки, потом - туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы.

Этюд: “Снеговики”.

Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!

2 часть.

Ну, а теперь вы можете присесть на стульчики, отдохнуть и посмотреть, что я для вас приготовила. (достаю маски 2 шт., весёлую и грустную)

Что это, ребята? (маски)

Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные.

Они одинаковые или разные? (разные)

Какое настроение они передают? (весёлое и грустное)

Вот сейчас, ребята, вы можете подойти, взять себе любую маску и мы встанем в круг.

Рассмотрите внимательно свою маску, запомните, какое настроение она передаёт. И мы примерим наши маски

Ой, вас совсем не узнать!

Сейчас, уважаемые маски, вы сможете рассказать какое у вас настроение, передавая его голосом, а может даже и движением.

Пожалуйста, уважаемая маска, скажи, какая ты? (Я весёлая маска!)

Если маска весёлая она об этом говорит весело, радостно, задорно, может даже выполнить какое-нибудь весёлое движение!

А ты, маска, какая? (Я грустная маска!)

Сначала поздороваются весёлые маски, с грустными. Задорно и весело! “Здравствуй, грустная маска!”

А теперь грустные маски. Тихо и грустно. “Здравствуй, весёлая маска!”

А можно я поприветствую вас?

“Здравствуйте, уважаемые маски!” (ошибаясь в интонации) - Я правильно передала голосом настроение маски?

Почему не правильно?

Какие, ребята, вы молодцы! Вас за масками не возможно бьшо узнать!

3 часть.

Ребята, мы с вами поговорили о драматическом театре и даже сами побывали актёрами, но совсем забыли о другом театре, каком? (кукольном)

Ребята, а кто самый главный в кукольном театре?

Конечно, куклы!

А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме?

Помогают люди.

А как называют людей, которыми управляют куклами?

Их называют - КУКЛОВОДЫ! Повторите и запомните это слово, потому что сегодня вы его будете слышать часто.

А всё потому, что я для вас приготовила сюрприз!

Мы сегодня сами будем кукловодами, ведь в нашем кукольном театре с нетерпением вас ждут театральные куклы! Хотите с ними познакомиться? Тогда встречайте!

Эти куклы выступают на ширме, называются они - куклы на гапите.

Что такое гапит? Это палочка, на которую надета кукла, палочка называется - Г АПИТ. от этого и название - куклы на гапите!

Сегодня я научу вас управлять этими куклами, ведь вы будете кукловоды.

Кукла на гапите появляется постепенно, как-будто поднимается вверх по ступенькам. Сначала появляется голова, потом - плечи, затем кукла видна до пояса, и когда она доходит до середины ширмы - то видна вся кукла. Кукла движется по краю ширмы, а не по воздуху. Когда кукла говорит, то она слегка покачивается, а если на ширме две куклы - То та кукла, которая слушает - стоит не подвижно, чтобы зрители понимали, какая из кукол говорит. И ещё, кукловод, который говорит за свою куклу, часто меняет голос, чтобы он был похож на голос его героя. Например, если это мышонок, то голосок у него какой? А если это медведь или волк?

Ребята, вам хочется самим побыть кукловодами в нашем кукольном театре?

Но для начала я вам открою один секрет. И в драматическом и в кукольном театре есть такая профессия - режиссёр. Режиссёр - это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.

Ребята, разрешите мне побыть в нашем кукольном театре режиссёром, можно?

Тогда, ребята, я предлагаю вам показать, с помощью кукол на гапите, для наших зрителей кукольный спектакль - сказку “День рождения Машеньки”. Куклы наши будут выступать на ширме, а вы им будете помогать, да не забудьте правила вождения куклы.

Сейчас каждый из вас может подойти и выбрать себе куклу, которая вам понравилась. Кто выбрал куклу, проходите, садитесь на стульчики и познакомьтесь с ней.

У кого из кукловодов оказалась наша именинница? Подойди, пожалуйста, покажись всем, какая ты сегодня нарядная наша кукла!

Это - Машенька, у неё сегодня день рождения и она будет встречать гостей. Ваши куклы - её гости. И когда я буду называть героев сказки, то кукловод будет проходить за ширму и помогать своей кукле ожить, ведь вы... (кукловоды)

Ой, ребята, совсем забыла, а когда собираются на день рождения, то что готовят для именинника? (подарки, поздравления - красивые, нежные слова). А именинник приглашает всех гостей. Вы можете помочь вашей кукле выбрать подарок для именинницы. Посмотрите сколько их!

Вот теперь, когда всё готово, кукловоды ожидают своего выхода на сцену!

Сказка “День рождения Машеньки”

Жила - была девочка Машенька. Она была очень весёлая и добрая девочка. Её любили не только подружки, но и все зверюшки!

И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником. Они приготовили для именинницы подарки и поздравления.

Сначала к Машеньке пришёл Котик! (котик постепенно появляется на ширме)

Подошёл к ней и говорит: “Машенька, поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” (котик слегка покачивается, а Маша стоит не подвижно)

Девочка была очень рада приходу Котика и его подарку и говорит: “Спасибо, котик, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста”.

Котик прошёл и уселся на стульчик. А в это время по тропинке бежал вприпрыжку Зайка. Он увидел Машеньку и радостно сказал: “Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе... ”

Девочка поблагодарила Зайку: “Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!” Зайка с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с котиком.

Только Зайка уселся, как все услышали песенку, её напевал Лисёнок, который тоже торопился с поздравлениями к Машеньке.

Лисёнок подбежал к девочке и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок!”

Подарил Машеньке подарок и совсем было собрался уходить, как Маша сказала: “Спасибо, лисёнок, оставайся на праздник!”

Лисёнок поблагодарил девочку, пошёл и сел на стульчик рядом с Зайчиком. и тут все увидели, что вразвалочку идёт Мишутка. Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: “Поздравляю с днём рождения!” Подарил Машеньке подарок и тихонько пошёл домой. А Маша ему вслед и говорит: “Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!” Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал, пошёл и сел рядом с Котиком. И тут все увидели, что к Маше с поздравлениями идут Волчонок и Петушок. Петушок шёл впереди и звонко кукарекал, а Волчонок шеё за ним и всё думал, как он будет поздравлять Машу.

Подошли они к имениннице и говорят: “Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем... Вот подарки от нас!”

Маша сказала: “Спасибо, проходите, пожалуйста!” Волчонок прошёл и уселся рядом с Мишуткой, а Петушок - рядом м Лисёнком, потому что они были друзья и всегда играли вместе.

Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней в гости торопится Козочка.

Она была нарядная и весёлая. Козочка тоже несла Маше подарок.

Подошла она к девочке и говорит: “Поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!”

Машенька сказала: “Спасибо большое, проходи, пожалуйста!”

Козочка с удовольствием прошла и села рядом с Петушком.

Маша была очень рада гостям, но с нетерпением ждала свою подружку Дашеньку. И тут она увидела, что по тропинке торопливо идёт Дашенька, а с ней Мышонок. Когда Дашенька и Мышонок подошли, Маша сказала: “Я рада, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!”

Даша и Мышонок поздравили именинницу с днём рождения и предложили поводить хоровод “Каравай” для Машеньки. Все зверюшки согласились, встали в круг, а Маша встала в середину круга, и они стали водить хоровод!

Вот и закончилась наше представление. Теперь актёры-кукловоды можете выйти из-за ширмы и поклониться зрителям, а зрители вам поаплодируют за великолепную игру!

Кукол, ребята, давайте поставим на место, я думаю, они очень волновались во время выступления и им, как и вам стоит отдохнуть.

Ну, что, ребята, понравились вам наши превращения?

В каких театрах мы с вами побывали?

Кем мы были в театре?

В кого мы превращались, когда были актёрами драматического театра?

А в кукольном театре кем мы были?

С какими куклами познакомились?

Чему мы с вами научились? (превращениям, кукловождению)

А кто помогает актёрам в театре? (режиссёр)

Мне очень понравилось у вас в гостях, я очень рада была с вами познакомиться. И на память я хотела бы вам подарить от наших ребят, настольную игру, которая называется “Буратино”. Спасибо, ребята, за работу!

Для подтверждения теоретического изложения приведём материалы, полученные на преддипломной практике в период с 26.01.05. по 22.02.05. в ДОУ № 108, в старшей группе.

Практическая работа по теме выпускной квалификационной работы осуществлялась в соответствии с программой «Арт-фантазия», описанной выше. План работы по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста строился в соответствии с основными разделами программы:

Театральная игра.

Культура и техника речи.

Основы театральной культуры.

Работа над спектаклем.

Деление программы «Арт-фантазия» на разделы, ориентируясь на психологические особенности возраста, весьма условно, поскольку не всегда возможно определить границы перехода от одного к другому.

Существуют общие для всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активизация ассоциативного и образного мышления.

Театральная игра.

Общеразвивающие игры.

Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребёнка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Решая все эти задачи, общеразвивающие игры, включенные в театрализованные занятия, не только готовят ребёнка к художественной деятельности, но и способствует более быстрой и лёгкой адаптации детей в школьных условиях, и создают предпосылки для успешной учёбы в начальных классах - в первую очередь за счёт актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению (приложение № 1).

Проводя коллективные развивающие игры, мне приходилось создавать весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнивать их со своими собственными, почти во всех играх мы делили детей на несколько команд или на исполнителей и зрителей. Причем роль ведущего во многих играх выполнялась ребёнком.

Специальные театральные игры.

Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. Для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы, как мы их условно назвали, специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел -- отличительная черта сценического творчества. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолета, мамино платье -- в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему-то, выходя на сцену перед зрителями, дети как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем.

Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача -- сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Мы знакомили детей со сценическим действием с помощью упражнений и этюдов, построенных на материале хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего, это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он это делает, например, когда поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Сделать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. «Вы по опыту знаете, -- говорил К.С. Станиславский, -- что такое для актера голый, гладкий, пустынный пол сцены, как трудно на нем сосредоточиться, найти себя даже в маленьком упражнении или простом этюде». Для того чтобы дети действовали естественно и целенаправленно, им необходимо было найти или придумать ответы на наши вопросы: почему, для чего, зачем он это делает? Помогают развить эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т. е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами)

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Когда это возможно, детям предлагается сначала действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, мы предлагали детям искать на ковре потерянную бусинку, которая действительно там находилась. А затем предлагали искать воображаемую бусинку.

Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры (приложение № 2).

Также мы предлагали детям следующие задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, наматывать клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвоздь нести ведро с водой или песком, подметать пол, есть яблоко, вышивать, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте, укачивать куклу и т.п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами или поднос с посудой, искать иголку, бусинку или деталь от маленькой машинки.

Нафантазировав к определенным действиям предлагаемые обстоятельства, дети переходят к разыгрыванию этюдов. Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». Понятие «этюд» используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд -- это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Причем предлагаемые обстоятельства могут дополняться педагогом и включаться детьми в этюд по ходу исполнения.

Для этюдов мы предлагали темы близкие и понятные детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания», «Покупка театрального билета» и т.п.).

Сочиняя этюд, дети должны дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, кто, зачем?

Также мы предлагали детям придумать этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Те же способности, а также логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого из органов чувств заставляет действовать по-разному. Различно поведение человека смотрящего и слушающего, пробующего на вкус и чувствующего запах. Кроме того, по-разному будет вести себя человек, пробующий на вкус конфету или горькое лекарство, чувствующий запах краски или пекущегося пирога. Дети и самостоятельно и с нашей помощью придумывали место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывали свои этюды.

Следующий этап -- это сочинение этюдов по сказкам. Дети выбирали эпизод из сказки и сочиняли по нему этюд. Например: «Колобок и лиса», «Красная шапочка у бабушки», «Дюймовочка -- невеста Жука», «Возвращение медведей» (сказка «Три медведя»).

Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, мы перешли к импровизационным играм-драматизациям по хорошо знакомым сказкам. Дети делились на 2-- 3 творческие группы и получали задание сыграть сначала одну и ту же, а в дальнейшем -- разные сказки. Участники мини-спектакля должны были самостоятельно распределить роли, уточнить развитие сюжета и нафантазировать предлагаемые обстоятельства. Мы поощряли попытки детей уходить от традиционных стереотипов, будить творческое воображение и фантазию, помогая вопросами, например: какой герой? (Ленивый или трудолюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный.)

Работа над этюдами и играми-импровизациями развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров.

Культура и техника речи.

Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи помогают детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), учат точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представить то, о чем говорится, расширяют словарный запас, делают их речь ярче и образнее.

Для многих детей, с которыми мы работали, характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

В старшем дошкольном возрасте еще неокончательно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Речевые упражнения и игры мы включали в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми (приложение № 3).

Прежде всего, мы учили детей делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленных задач на занятии акцент делался то на дыхание (упражнения «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики », «Колыбельная »), то на артикуляцию (игры «Летний день», «В зоопарке», «В лесу»), то на дикцию (упражнения «Дрессированные собачки», «Птичий двор»), то на интонацию (игра «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и Мышка) или высоту звучания («Самолет», «Чудо-лесенка»).

Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов.

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки -- это веселая словесная игра, которую мы предлагали детям в различных вариантах: «испорченный телефон», «змейка с воротцами», «ручной мяч» и т. д. (приложение № 4).

Разучивали скороговорки с детьми коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно убыстряли темп. Также проговаривали скороговорки преувеличенно четко, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Для активизации речевого аппарата предлагали детям произносить скороговорки беззвучно, энергично шевеля губами.

Разученные скороговорки, особенно диалогические, мы использовали в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц («Небылицы», «Встретились два друга», «Ярмарка»).

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезны на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников мы старались научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, мы не просто просили детей произнести фразу, например, жалобно или восхищенно, а поощряли у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», мы стремились к тому, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность. Например, предлагали произносить выученную детьми скороговорку, выделяя в ней разные слова: «Гравер Гаврила выгравировал гравюру». «Гравер Гаврила выгравировал гравюру» и т.д. после таких упражнений детям было легче выделять главные (ключевые) слова в более крупных стихотворных текстах.

Так же работая над культурой и техникой речи детей, в свою работу мы включали творческие игры со словами («Волшебная корзинка», «Вкусные слова», «Вопрос - ответ»). Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Основы театральной культуры.

Как правило, дошкольники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1--2 посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с 3 лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз. Основной задачей по ознакомлению детей с основами театральной культуры является знакомство детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.

Реализация этой задачи носила практический характер, т.е. происходила во время театральных игр, упражнений, работы над этюдами, посещения театра в форме диалога в виде вопросов и ответов. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас (приложение № 5).

На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре по темам:

Особенности театрального искусства,

Виды театрального искусства,

Рождение спектакля,

Театр снаружи и изнутри,

Культура поведения в театре. (приложение № 6).

Работа над спектаклем.

В вечернее время мы проводили с детьми кружковую работу, целью которой являлась подготовка к показу спектакля по мотивам сказок Г. Х. Андерсена «Сказочные сны» (приложение № 7).

Создание спектакля с детьми -- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы старались соблюдать несколько основных правил:

1) не перегружать детей;

2) не навязывать своего мнения;

3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

В результате этого дети ждали каждой репетиции с нетерпением, работали с желанием и радостью.

Всю работу с дошкольниками над спектаклем мы разделили на девять основных этапов:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и

реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Для того чтобы пробудить интерес у детей к предстоящей работе, первая встреча детей с пьесой была эмоционально насыщенна: рассказ сказок вошедших в основу сценария, показ художественных иллюстраций в книгах, прослушивание музыкальных произведений, используемых в будущем спектакле, просмотр художественных фильмов по мотивам сказок. Всё это помогло почувствовать атмосферу сказочных событий, расширить кругозор детей, активизировать познавательный интерес.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. После прочтения детям сценария дети пересказывали каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывали им названия. Например: «Возвращение принца», «Встреча с принцессой», «Путешествие принца» и т.д.

Третий этап -- это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов были самые активные дети, но постепенно мы стремились, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Использовали упражнения с куклами, в которых дети импровизировали поступки и диалоги героев. В таких упражнениях детям мешал сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняло свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя нашу поддержку, они стали действовать более естественно и уверенно, а их речь стала разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап -- знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизировали движения под музыку, самостоятельно отмечали наиболее удачные находки. Затем они двигались, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учились создавать эскизы декораций и костюмов, делали рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Пятый этап -- это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторялся разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучал много раз, это позволило детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяли отдельные эпизоды. В этот период уточнялись предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркивались мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, оценивали, у кого это получается естественнее и правдивее.

Мы со своей стороны, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, наметили по 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения.

Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» -- или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Мы не предлагали детям заранее придуманные мизансцены и старались не устанавливать линию поведения каждого персонажа, они возникали по инициативе детей, опирались на их творческое воображение и корректировались нами. Разные составы исполнителей предлагали свои варианты, и наиболее удачные мизансцены мы закрепляли для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, мы выявляли речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой -- очень быстро, эмоционально, третий -- медленно, уверенно, четвертый -- сварливо, пятый -- сердито и т.д.

Седьмой этап -- репетиция отдельных картин в разных составах. На этом этапе работы мы следили за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Мы учили детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение мы с теми детьми, которые в данный момент не были заняты в репетиции, отмечали и поощряли.

Восьмой этап -- самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь мы стали использовать подготовленные для спектакля декорации, бутафорию и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогали в создании образа.

Репетиции проходили с музыкальным сопровождением, в этом момент происходило уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закреплялись обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

Девятый этап -- премьера спектакля -- является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями стали педагоги, которые, очень строго, но объективно оценили выступление детей.

Премьера -- это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре.

Отвечая на наши вопросы, что было хорошо, а что -- нет, дети учились оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечали выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Мы, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старались указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Наверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера. Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога -- раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Театрализованная деятельность в старшей группе в детском саду

Театрализованная деятельность в ДОУ

Цели:
развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус
в передаче образа; отчетливость произношения;
закреплять умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации, движения);
воспитывать любовь к театру;
развивать самостоятельность дошкольников в организации
театрализованной деятельности;
духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.

Задачи:
развивать воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; формировать творческое начало личности ребенка;
создание творческой атмосферы, обстановки доброжелательности,
поддержка воспитательных систем, создающих условия для участия детей в творческой целенаправленной совместной деятельности, их нравственного и эстетического воспитания, развития эмоциональной сферы, формирования уверенности в своих силах;
укрепление культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, поддержка организации содержательного досуга в семье, интереса к театру и театрализованной деятельности, событиям культурной жизни города;
организация условий для театрализованных игр, развития у детей интереса к посещению профессиональных театров.

понедельник

«Волшебный мир театра»

Утро:
Беседа «История театра» (видео презентация)
Цель: рассказать детям о возникновении театра, истории его развития.

Утренняя гимнастика с элементами психогимнастики.
Цель: повысить психофизическую активность, настроение.
(дети изображают животных из сказок, педагог обращает внимание на мимику, пантомимику, напряжение и расслабление мышц тела).

Вечер:
Кукольный театр «Теремок».
Цель: развивать вербальную и пантомимическую выразительность; активизировать речь, развивать речевую выразительность; закреплять навыки манипуляции куклами би-ба-бо.
Ход инсценировки:
Детям предлагается выбрать героя сказки, которого они хотят озвучивать; вспомнить последовательность действий. Воспитатель обращает внимание ребенка на особенности выбранного персонажа.
Устанавливается ширма. Зрители занимают места. Воспитатель предлагает превратиться в сказочных зверей и начать сказку.
Воспитатель ведет основную линию сюжета, дети озвучивают персонажей.
По завершении представления педагог благодарит детей за интересную инсценировку; у зрителей интересуется, кто из персонажей им больше понравился, почему.
Инсценировку можно повторить с другими детьми.

вторник

«Такой разный театр»

Утро:
Беседы юных театралов о видах театров.
Цель: дать представление о различных видах театров, их цели и назначении.

День:
Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр».
Цель: в игровой обстановке дать детям представление о театре, правилах поведения во время представления, а антракте.
Ход игры:
Воспитатель собирает детей и сообщает им, что сегодня они пойдут в импровизированный театр. А знают ли дети, как вести себя в театре? Что происходит в зале, за кулисами? И т.п. Педагог предлагает распределить роли между участниками игры. Игра проходит при непосредственном участии воспитателя, направляющего игровую деятельность.
По завершении подводятся итоги.

Вечер:

Развлечение игра- драматизация «Рукавичка» («Зимовье»).
Цель: развивать выразительность речи и пантомимики детей; закреплять знания содержания сказки, умение пользоваться атрибутами театра.
Ход игры- драматизации:
Воспитатель предлагает назвать волшебные предметы, с помощью которых можно попасть в сказку. Дети называют.
Затем воспитатель достает маски и предлагает детям превратиться в зверей из сказки «Руковичка». В процессе игры-драматизации помогает детям. В конце благодарит всех за интересную инсценировку.
среда

«Мы – артисты, мы – зрители!»

Утро:
Сюрпризный момент: знакомство детей с куклой «живой рукой».
Цель: рассказать о многообразии кукол в театре, дать представление как манипулировать с данной куклой.

Психогимнастика «Кот Леопольд и мышы».
Цель: развивать пантомимическую выразительность, эмоциональную, коммуникативную сферу детей, научить регулировать мышечное напряжение и расслабление; определять характер движений в соответствии с заданным образом; развивать воображение.

День:
Конкурс рисунков «Волшебный мир театра».
Цель : дать возможность детям передать в рисунке свое видение театра, сцены, героев спектаклей; развитие творческих и графических способностей.

Вечер:
Игры-драматизации, режиссерские игры с использованием куклы «с живой рукой».
Цель: развивать воображение, пантомимическую выразительность.
Ход игры-драматизации:
Воспитатель предлагает вспомнить, что дети узнали о кукле «с живой рукой». Приглашаются желающие для игры, ставится ширма. Детям предлагается придумать и обыграть сюжет.
Далее игра может выйти за пределы «театра», т.е. дети могут использовать куклу «с живой рукой» для своих игр.

четверг

« Кукольных дел мастера»

Утро: Психогимнастика «Спасаем доброту».
Цель: различатьи називать эмоции удовольствия, удивления, восхищения и радости, адекватно реагировать на них; развивать внимание, учится расслабляться.

Изготовление фигурок для театра на фланелеграфе.
Цель: прививать любовь к ручному труду, вызвать интерес к творческой деятельности; учить выделять особенности персонажа при изготовлении фигурок.

Вечер:
Театр на фланелеграфе по потешкам и стихам.
Цель: закрепить знание потешек и стихов; развивать речь детей, выразительность, артистизм, развивать воображение.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на домик и куклу на фланелеграфе. Рассказывает о ней. Загадывает детям загадки. Отгадки помещает на фланелеграф. Затем воспитатель предлагает детям исполнить потешку про выбранного героя. По окончании кукла предлагает всем попить чаю. Театр плавно переходит в игру.

пятница «Театр, театр!»
Утро:
Выставка - презентация в группе разных видов театра «Поиграйте с нами!»
Цель: показать многообразие театров в группе.

Фотоколлаж «Подарите нам аплодисменты!»
Цель: показать работу воспитателей и детей в театрализованоой деятельности, организованной в группе.

Психогимнастика. Этюды: «Цветок», «Кошечка проснулась» и др.
Цель: развивать воображение, умение адекватно выражать эмоции удовольствия радости; уметь пластически передавать перевоплощения.

Вечер:
Театрализованные игры с использованием кукол- людей
Цель: дать представление о новом виде кукол: «куклы- люди»; развивать воображение, пантомимическую выразительность; уметь организовать свою театрализованную деятельность с учетом выбранного персонажа.
Ход игры:
Показать детям костюмы для кукол – людей; рассказать об их применении и назначении. Рассказать, как можно использовать в театрализованных играх; где можно встретить подобных кукол. Предложить организовать игру с использованием предложенных костюмов.
Если дети затрудняются, предложить инсценировать, разыграть фрагмент из мультфильма с аналогичным персонажем.
В завершении провести сравнение между различными видами театра; разными куклами: какая больше нравится, с какой интересней играть; какую из Куком можно использовать в повседневной игровой деятельности.
* * * * *

Организация проектной деятельности детей в старшей группе по теме: «Волшебный мир театра»

Автор проекта : Иванова Елена Владимировна, воспитатель 1-й квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №34» г.Иваново

Тип проекта: творческо-познавательный;
Длительность проекта: долгосрочный (январь-май)
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели, артисты и сотрудники Ивановского драматического театра.
Актуальность проекта:
После просмотра в детском саду сказки, показанной артистами Ивановского драматического театра, выяснилось, что многие ребята еще ни разу не были в театре. Они не представляют, что это такое, кто там работает, для чего он нужен.
Те ребята, кто был в театре с родителями, с восторгом рассказывали о просмотренной сказке, но ничего не могли рассказать о самом театре. Дошколята изъявили желание поподробнее о нем узнать. Так возникла идея создания проекта «Волшебный мир театра».
Проблема: У детей не развит интерес к миру театра.
Причины:
1. Дети с семьей не посещают театр или делают это редко.
2. Недостаточно уделяется времени в семье беседам о театре.
3. Непонимание родителей значимости театрализованной деятельности для развития ребенка.
4. Интерес к театру подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.
Цель проекта: Формирование у детей и их родителей интереса к театру и современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей.
Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»:
Формировать представления детей о театре, его видах, о людях, которые работают в театре, об артистах;
Показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;
Расширять кругозор детей.
Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
Задачи ОО в интеграции: «Художественно-эстетическое развитие»:
Пробуждать интерес к театру у детей и родителей;
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
Содействовать развитию творческой активности детей.
Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей;
Приобщать детей и родителей к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.
«Социально-коммуникативное развитие»:
Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
Заинтересовать родителей в посещении театра вместе с детьми;
Закрепить правила поведения во время экскурсии по театру, при посещении спектаклей;
Закрепить правила безопасного поведения по дороге в театр;
Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности;
«Речевое развитие»:
Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи.
Воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
«Физическое развитие»:
способствовать увеличению двигательной активности, направленной на развитие координаций движений, развитие крупной и мелкой моторики;
Ожидаемые результаты:
1. Расширится интерес детей к театральной культуре.
2. Обогатятся знания детей об истории театра, его видах, профессиях людей, работающих в театре.
3. Раскроются творческие способности детей.
4. Расширится кругозор и обогатится словарь детей.
5. Появится интерес родителей к посещению театра вместе с детьми.
Продукты проекта:
Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры;
Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Колобок».
Предпосылки учебной деятельности: личностные - умение оценивать собственную деятельность и свои возможности; коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение работать по заданному алгоритму; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Оборудование для педагога: ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр, телевизор, DVD, видео- и аудиоматериалы, интернет.
Оборудование для детей: разные виды настольных театров, материалы для продуктивной деятельности (ИЗО-деятельности, аппликации, лепки), тематические наборы и игрушки для сюжетно – ролевых игр, маски, костюмы, атрибуты для театрализации.


Формы и методы организации проекта
- Педагогические наблюдения.
- Беседы.
- Консультации для родителей (индивидуальные и групповые).
- Совместная организованная деятельность.
- Оформление информации для родителей в приемной.
- Творческие мастерские (с детьми, с родителями, индивидуальные, групповые).
- Мастер-классы для родителей по изготовлению атрибутов, костюмов
- Театрализованная деятельность (постановки, сценки)
- Игры
- Чтение художественной литературы
- Прослушивание аудиосказок
- Экскурсия в Ивановский драматический театр;
- Просмотр выездных спектаклей в ДОУ, спектаклей в Ивановском театре драмы.


Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Помощь в пополнении театрального уголка в группе;
2. Поездки в театр на спектакли вместе с детьми;
3. Организация экскурсий в мир закулисья Ивановского драматического театра;
4. Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов и костюмов к театрализации сказки «Колобок»;
5. Консультативно-просветительская работа;


Основные этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
Целеполагание:
Задачи:
1. Определить цель и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для его реализации.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Составить план проекта, распределить обязанности между участниками проекта, вызвать у детей интерес к теме проекта.
4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта, вовлечь их в процесс решения поставленных задач.

2. Основной этап:
Организация работы над проектом:
Задачи:
1. Создать развивающую среду по данной тематике (Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей)
2. Подобрать и изготовить костюмы, атрибуты к постановке сказки (Создать условия для формирования интереса к театральному искусству).
3. Подбор информации, литературы, дополнительного материала (Развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности).
4. Организовать экскурсию по Ивановскому драматическому театру (привлечь родителей к сотрудничеству).



Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
Задачи:
1. Использовать игры-драматизации во время НОД по развитию речи и музыкальных занятиях;
2. Использовать игры-драматизации при чтении художественной литературы;
3. Развивать связную речь через театрализованную деятельность.
4. Во время организованной деятельности по труду изготовить атрибуты для театральных постановок.

Просмотр презентаций об истории театра и театрального костюма «Как возник театр», «История театрального костюма» (Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности)
Изготовление атрибутов , костюмов, масок для театрализованной деятельности по русской народной сказке «Колобок»(Приобщение детей и родителей к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.)
Обыгрывание сказок с использованием различных видов театра (Закреплять представление детей о различных видах кукольного театра, уметь различать их и называть)
Сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр», «Семья», «Артисты готовятся к спектаклю» (Расширять представления детей об окружающей действительности)
Беседы: «Каким должен быть актер?», «Кто помогает актерам?», «Как нужно вести себя в театре» (Расширять представления детей об окружающей действительности. Повторить правила поведения в театре)
Беседа «Для чего нужен театральный реквизит?» «Что такое декорации?» (Планирование деятельности детей по созданию декораций, атрибутов к сказкам и сюжетно-ролевой игре «Театр»)
Беседы с актерами театра о профессии, мастер-классы для детей


Изготовление реквизита , афиши, билетов для сюжетно-ролевых игр и к показу сказки «Колобок» (Организация совместной деятельности в форме творческой мастерской)
Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Инсценирование сказок (поощрять проявление самостоятельности и творческих способностей в решении игровых ситуаций; воспитывать дружеские отношения между детьми)
Игры-драматизации (Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов, развивать воображение; развивать эмоциональную выразительность речи)
Игры на выражение эмоций , на развитие мимики (развивать мимические движения, способность показывать эмоциональное состояние мимикой, жестами)
Слушание аудиосказок в исполнении заслуженных артистов (Развивать умение внимательно слушать сказки, улавливать различные интонации голосов актеров, узнавать на слух героев сказок)
Творческая мастерская по изготовлению поделок по сказкам, рисунков, аппликаций


Экскурсия в реквизитную комнату Ивановского драматического театра (Познакомить детей с театральным закулисьем, профессиями людей, работающих в театре; знакомить с правилами поведения в общественных местах)


Поездки в театр драмы г.Иваново на спектакли (формирование интереса к театральному искусству)


3. Заключительный этап: Презентация проекта
Задачи:
1. Подготовить к показу театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые в совместной и самостоятельной деятельности.).
2. Фотоотчет об экскурсии по театру, выполненный в виде стенгазеты (возможность поделиться впечатлениями, рассказать об увиденном).

Рассказать друзьям