Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам. Умственное развитие младенца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Уровень умственного развития малыша занимает лидирующее место в оценке нормативности.
Название вида человека – homo sapiens, то есть человек, наделённый разумом. Разум подразумевает нравственность, способность обуздать свой тяжёлый , агрессию, приход к правильному поведению, адаптации.
Высокий коэффициент интеллекта у каждого четвертого, средний коэффициент у двоих из четырёх людей, менее удовлетворительный — у каждого шестого человека, низкий интеллект у каждого десятого ребёнка. Семь процентов из них находятся на границе между нижней нормой и умственной отсталостью. Три процента – умственно отсталые.
Оценка умственного развития является неоднозначной и непростой проблемой. Ею занимаются психиатры, невропатологи, педагоги, медицинские психологи.

Но ежедневное и заинтересованное наблюдение мамы и папы за становлением ребёнка при знании мозга ребёнка даёт не менее, чем проведённая клиническим психологом проверка.
Возможно, в день проверки малыш находится в плохом настроении, быть уставшим, не заинтересованным проверкой.

Из-за неуверенности в себе, лени, стремлении избавиться от назойливых людей, заставляющих проходить тест, ребёнок может отказаться от выполнения задания. Он неправильно решит тест, скажет, что не знает и не умеет.
После обследования результат может не соответствовать действительности.


В пять лет ребёнок должен отличать круг от овала и треугольника, рисовать человека с чертами лица, конечностями, туловищем, одеждой.
Но есть одно но, если ребёнка этому не учили, или ему это было неинтересно, это не значит, что чадо глупо.

Либо наоборот – дитя может отличить одну фигуру от другой, нарисовать человека. Неужели это может сказать о его большом уме?
Вследствие чего не стоит к этой теме подходить категорично. Это вопрос деликатен.
Не торопитесь делать выводы относительно разума своего малютки.
Однажды уважаемый невропатолог профессор принял неизвестного ему молодого юношу. Тот зашёл к профессору и положил на стол диплом с отличием одного из ведущих технических университетов.
Юноша сказал, что врач посоветовал двадцать лет назад его маме отдать его в специальное учреждение для умственно отсталых. Но мать не стала этого делать, она начала упорную работу над ребёнком.
Школа постоянно оценивала детей, которые впоследствии стали выдающимися, как людей с низким интеллектом.
Антон Чехов получал трояки в школе за свои сочинения. Уатт, создатель парового двигателя, Томас Эдисон, Исаак Ньютон в школе считались малоспособными.
Большая часть времени, направленная на умственное воспитание дошкольника, проходит в кругу семьи.
Из этого следует, что родители должны обладать объективными критериями о нормативности интеллекта ребёнка.
Если дитя не соответствует данным критериям, это квалифицируется как задержка умственного развития.

Если Вы заподозрили задержку, обратитесь к психиатру или невропатологу.
При подтверждении опасений, родители должны упорно работать над тем, чтобы преодолеть задержку.
В любом случае, некоторая доля внимания к развитию ребёнка повлияет на него благотворно.
Лучше иногда ошибиться и заподозрить задержку напрасно, чем не выявить её вовремя.

Каковы же нормативы по умственному развитию

Эти нормативы характеризуют интеллект до 6 лет, самых важных в формировании.
На десятый день жизни ребёнок старается поднять свою голову, он лежит на животе, задерживает свой взгляд на каком-либо ярком объекте, глазах мамы. В возрасте двух недель малыш различает резкий и тихий звук.

Ребёнок в возрасте внимательно прислушивается к звукам.
В полтора месяца малыш держит головку, сосредотачивает внимание на чем-либо, поворачивает голову для удержания в поле зрения объект, который перемещается.
В 1.5 ребёнок хочет к родителям на ручки. Ему необходимо видеть и слышать всё для ориентации в пространстве.
Всё, что замечает малыш, удивляет его, за счет этого он познаёт мир. Удивление считается показателем нормального развития ума.
В возрасте трёх месяцев малыш внимательно смотрит на лица взрослых, видит предметы, расположенные за 4-7 метров. Он ищет источник звука, прислушивается и присматривается.
В 4 месяца ребёнок выделяет свою маму из всех остальных людей, узнаёт голос мамы, слыша его, ищет маму.
Для привлечения внимания мамы, он произносит звуки. Ребёнок радуется маме, улыбается, всплёскивает руками, двигает ногами.
Он проявляет эмоции, это также влияет на умственное развитие.

На протяжении полугода активность и отзывчивость малыша – критерий нормативности интеллекта. Но и впоследствии чем богаче переживания малыша, тем богаче психически данный человек, сложнее, глубже закладывается опыт.


В возрасте пяти месяцев малыш может следить за предметом или живым существом около десяти-пятнадцати минут. Теперь малыш сам выбирает объект, на который нужно обратить внимание. Это зрительная сосредоточенность. Ребёнок способен самостоятельно повернуться со спины на пузико и в обратную сторону, опирается на ладони, поднимает голову и слушает, смотрит. Он захватывает предмет, ощупывает его, подносит к глазам.
В полгода малыш ищет взглядом человека /кошку /собачку, про которых у него спрашивают.

Сангвиник тотчас улыбнётся, флегматик и холерик не поторопится это сделать. Он будет внимательно всматриваться с серьёзным лицом. После того, как он оценит тех, кого он заметил перед собой, проведёт экспертизу (приятный человек или нет, опасный ли). Потом он либо улыбнётся, либо заплачет, отворачиваясь.
В шесть месяцев малыш начинает ползти. В семь – лепечет слоги. Если его спросить «где киса», он будет искать взглядом кошку, и если не найдёт, он укажет пальцем на то место, где она обычно лежит, на кресло, например.

Ребёнок в семь месяцев понимает многое из того, что от него хотят взрослые. Ему необходимо объяснять всё, что от него требуется, не нужно трясти его как куклу.
Через месяц дитя уверенно сидит, тянется к игрушкам, старается переложить одну игрушку из одной ручки в другую. Занимайте его руки делом, самое время. Подкладывайте новую игрушку вовремя.
Ребёнок, который не способен сосредоточиться, отстаёт в развитии интеллекта.
В возрасте девяти месяцев дитя уже откликается на своё имя.
Начиная с 9-ти месяцев и до 11-ти во взгляде ребёнка должен быть пытливый интерес к окружающему миру. Его глазки как будто задают вопрос.
Заметьте данный интерес, не погашайте его, отвечайте ласково на вопросительные взгляды, побуждайте направление вопрошающего взора.
Ребёнок, который задерживается в развитии, смотрит на своих родителей пассивнее. Нужно рассказывать своему крохе обо всём, что окружает его, называйте все предметы, по которым он скользит своим взглядом.
Малыш радуется, потому что с ним разговаривают, он пытается понять, что говорят о том или ином объекте.
Когда у ребёнка вопросительный взгляд, в нём присутствует любознательность, начинается период вопросов. Он будет задавать их, как только начнёт говорить.

В возрасте десяти месяцев, когда ребёнку говорят «дай», он подаёт известные ему предметы.
Когда малышу исполняется 12 месяцев, в его речи есть от семи до четырнадцати слов.
Ребёнок сосредоточен на чём-то одном до двадцати пяти минут. Он отлично знаком со словом «нельзя».

В один год по обыкновению малыш начинает новый этап в развитии — хождение. У него появляется желание, а точнее, необходимость дойти до какого-либо места. Самый первый начинает ходить сангвиник, затем холерик, ну а флегматик начинает ходить позже всех.


Когда детишки постигают этот навык, происходит развитие психомоторное.
То есть разворачивается генетическая программа, которая подчинена развитию интеллекта.
Самое главное в этой программе сосредоточенность, внимание, поэтапность. Комплексность, одновременное дозревание возможностей, которые взаимосвязаны.
Из этого следует важная рекомендация – не стремитесь к освоению чего-либо следующего, пока не освоили предыдущего.
Необходимо всё развивать в комплексе. Помните, что движение ножек и ручек происходит с помощью головы. Но развитие рук и ног развивает голову.
У малыша с ловкими пальцами психоречевое развитие без отклонений.

Сенсомоторное и интеллектуальное развитие младенца проходит по определённому сценарию. Каждый месяц имеет свои этапы. Одни дети развиваются «по правилам», вторые слегка спешат или отстают. Но все они следуют по пути, заложенному эволюцией.

1 месяц

Переходный период развития младенца. Организм новорожденного приспосабливается к внеутробным, новым условиям существования. Кожа ещё выглядит красноватой и шелушится. Мало кто из младенцев минует колики. Это признак того, что кишечник наполняется микроорганизмами. В это время малыш восполняет естественную потерю веса (до 300 г) и дополнительно набирает свыше полукилограмма.

Сенсомоторное и интеллектуальное развитие выражается тем, что младенец учится держать головку, уже пытается следить за предметом, перемещающимся в поле его зрения, и даже на пару секунд фокусирует взгляд. Громкие резкие звуки заставляют его вздрагивать, а на ярком свету он жмурится. Младенец реагирует на голос мамы, вглядывается в неё. На лице появляется первая улыбка.

2 месяца

Развитие младенца уже заметно. Он поправляется на 800-1000 грамм, становится выше на 3-4 см. Мозг так же развивается и тяжелеет на 50 г. Спит ребёнок в сутки по 18-19 часов. Кроха реагирует на речь и устанавливает зрительный контакт. Типичными проблемами второго месяца являются колики, возможны кожные высыпания, плач от переутомления, метеочувствительность.

Младенец держит головку все увереннее, ненадолго её поднимает, когда оказывается на животике. Начинает интересоваться лицами, провожает людей взглядом и поворотом головы. Услышав звуки, ворочает головкой в поисках источника звука, особенно незнакомого. А главное – пытается поддержать беседу. На втором месяце раздаётся первое «агу».

3 месяца

Интеллектуальное развитие ускоряется. Клетки мозга укрепляют связи между собой. Поэтому важным становится качество питания. Наиболее сбалансировано мамино молоко. Малыш активно развивает сенсомоторику и коммуникативную сферу. Он уже способен поддерживать беседу на своём языке, следит за собеседником глазами.

Лёжа на животике, уверенно держит голову. Проявляется «комплекс оживления» – ребёнок активно сучит ножками и ручками при виде знакомого лица. Он уже проворный, поэтому на краю стола или кровати оставлять рискованно. На третьем месяце малыш вовсю улыбается, и даже подражает приятным звукам.

4 месяца

Родители могут перевести дух – заканчивается стодневный период младенческих колик. Организм влился в жизненный режим. Ребёнок живёт по циклу день-ночь, правда может их перепутать: днём больше спать, а ночью – гулять.

В этом возрасте вырабатывается вкус к музыке. Поэтому мелодичные колыбельные становятся важной вехой в интеллектуальном развитии. Малыш активно пользуется руками. Любит что-то подержать, потеребить. Самое время учить игре «в ладушки».

Наступает ответственный период: дети начинают всё тянуть в рот. Мелкие предметы поблизости убираются. Игрушки нужны только крупные, без лишних деталек. Но не запрещайте ребёнку «слюнявить» вещи – он так осваивает окружающий мир.

5 месяцев

Малыш понемногу учится сидеть, пока что на руках. Некоторые дети уже сопоставляют лица: если раньше они безоговорочно радовались любому человеку, то теперь незнакомцы могут вызывать тревогу. Они начинают отличать строгую речь от ласковой.

Малыши в этом возрасте стремятся всё потрогать своими руками, будь то яркая игрушка, или шершавый носок. Потребность тянуть вещи в рот только усиливается. А еще они пробуют переворачиваться со спинки на живот.

6 месяцев

Развитие ребёнка уже явственно: его вес после рождения удваивается, а рост становится выше сантиметров на 20. В этом возрасте может появиться первый зубик. Малыш уже откликается на своё имя. Речь его становится лепетной: к визгу и «гулению» прибавляются отдельные слоги. И в один замечательный момент родители услышат долгожданное «мама».

Кроха начинает проявлять характер. Играя с игрушкой, он может её и не отдать. Свободно перекладывает предметы из руки в руку, размахивает ими. Уже резво переворачивается с живота на спинку, даже пытается ползать.

7 месяцев

Малыш уже осваивает технику ползания. Только отвернулся – а он уже в другом углу. Настало время обезопасить ребёнка от травмирующих предметов. Все розетки надо заткнуть специальными заглушками. Малыш уже жестами отвечает на вопрос, где находится знакомый предмет.

Наступает время для прикорма. В материнском молоке запас питательных веществ уже не обеспечивает всех потребностей организма. Кроме того, прикорм стимулирует развитие органов пищеварения и приучает к новым вкусам.

8 месяцев

Малыш социализируется. С охотой общается с другими малышами. Сенсомоторное развитие уже достаточно высокое. Он уверенно играет с предметами различной формы, в том числе круглыми. Любит извлекать звуки, ударяя по погремушкам, или сознательно роняя предметы. С удовольствием играет с близкими людьми: в «сороку-воровку», «ладушки» и т. д. Дети учатся вставать и даже перемещаться на ножках, придерживаясь за опору.

9 месяцев

Активно развивается опорно-двигательный аппарат, совершенствуется координация движений. Усложняется характер игр: дети, к примеру, уже могут раздевать кукол. Они понимают, что от них хотят: «возьми мячик», «иди ко мне». Развивается коллективное мышление: с удовольствием делятся игрушками с другими детьми, заплачут, когда плачут другие.

10 месяцев

Малыш сам пьет из чашки, учится кушать ложкой, способен залезть на невысокое препятствие и слезть с него. Наступает время игр с кубиками, пирамидками. Ещё одна любимая игра – в прятки.

11 месяцев

Многие малыши уже вовсю осваивают ходьбу. С интересом общаются со своим отражением в зеркале. Прикусывают и прожёвывают твёрдую пищу. Учатся просить желаемое словами «ам-ам» и «дай».

12 месяцев

К первому юбилею малыши подрастают на 25 см и набирают 7-8 кг веса. В сенсомоторном и интеллектуальном развитии младенца уже прослеживаются черты самостоятельности. Ребёнок наверняка укажет на фотографии на папу и маму, отличит круглую фигуру от квадратной, учится рисованию. Подражает взрослым в бытовых мелочах: расчесывает волосы, кормит куклу и т. д.

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Мы поговорим о нормах эмоционального, психического и умственного развития ребенка в первый год его жизни. Очень важно вовремя распознать возможные отклонения в состоянии здоровья малыша, помочь ему догнать в развитии сверстников, а также исправить некоторые дефекты, вызванные тем или иным заболеванием (рахитом, нарушениями неврологического характера, заболеваниями органов дыхания).

К концу первого месяца здоровый младенец, лежа на животе, поднимает и удерживает голову в горизонтальном положении. А если поставить его ножками на стол лицом к себе, поддерживая обеими руками за грудку и слегка наклонив вперед, он должен сделать несколько шажков. Это очень забавно! Не забудьте только поддерживать его голову сзади указательными и средними пальцами обеих рук. Он умеет фиксировать свой взгляд, появляется первая улыбка. Это очень важный показатель состояния нервной системы!

К концу второго месяца грудничок активно отвечает улыбкой на вашу улыбку и речь (говорите с ним чаще, пойте ему песенки). Если поведете перед лицом ребенка яркой игрушкой то в одну, то в другую сторону, он будет следить за ней. А в два (иногда в три) месяца малыш, сидя на ваших руках, уже сам удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослых. С этого месяца он активно стремится общаться! Теперь, лежа на животе, держит голову, приподнимая плечевой пояс и опираясь на предплечья. В таком положении он чудо как хорош. Не правда ли, многие альбомы украшают такие фотографии!

В три месяца дитя гулит, поворачивает голову на звук; самостоятельно (или с вашей небольшой помощью) переворачивается со спины на бок, вправо и влево. Если, приблизив лицо к ребенку, лежащему на спине, ласково с ним заговорить, малыш порадует резвыми, активными движениями ручек, ножек - он как бы смеется всем тельцем, радуется. В эти минуты мать и ребенка объединяет волна счастья и взаимопонимания. Такую реакцию здорового малыша медики называют комплексом оживления, характеризуя по ней состояние нервной системы как весьма положительную.

В четыре месяца ребенок громким смехом отвечает на ваши заигрывания, а яркую, звучащую игрушку, подвешенную над кроваткой, может ухватить и подолгу заниматься ею.

Попробуйте отойти от кроватки и позвенеть погремушкой, окликнуть его, и малыш обязательно найдет направление источника звука.

В четыре-пять месяцев он отличает чужих от близких, радостно выражая удовольствие от общения с родными. Лежа на животе, приподнимается, опираясь о ладони выпрямленных рук, поле зрения его расширяется, информация об окружающем мире увеличивается.

В пять-шесть месяцев малыш начинает ползать на животе. Это очень важный навык, так как ползание не только укрепляет мышцы, но способствует и умственному развитию: расширяет возможности ознакомления с внешним миром. Стимулируйте это движение. Поманите ребенка игрушкой, ласковым словом. Он стремится поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, вначале с вашей небольшой помощью, а затем и самостоятельно; берет игрушку, которую ему предлагают. Именно сейчас вы услышите начало лепета. Малыш становится более подвижным, пытается садиться.

В пять-семь месяцев играет с предметами, перекладывая их из рук в руки; берет игрушки из положения лежа и сидя, хорошо ползает на животе, начинает ползать на четвереньках. У него появляется еще больший простор для познания мира и новых ощущений. Малыш развивается не только физически, но и умственно, уже произносит отдельные слоги: «ма», «ба», «да». На ваш вопрос (например: «Где ляля?») находит и показывает игрушку. Может стоять при поддержке под мышки, полностью разогнув ноги и опираясь всей стопой.

В семь-восемь месяцев радует разнообразием движений с игрушками, подолгу занимается ими: размахивает, перекладывает, складывает; самостоятельно садится в кроватке. Если вы не злоупотребляли памперсами, у малыша появляются навыки опрятности (просится на горшок).

В девять-десять месяцев с ним можно и нужно общаться более разнообразно: он охотно повторяет слоги, а иногда и отдельные слова. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте обо всем, что делаете, о том, что он видит. В этот же период ребенок переступает ножками, придерживаясь за неподвижную опору или родительскую руку, вскарабкивается на невысокую поверхность и слезает с нее.

В девять-одиннадцать месяцев может сам вставать и стоять, с поддержкой и даже самостоятельно.

В одиннадцать-двенадцать месяцев понемногу ходит самостоятельно; имеет запас простейших слов. Общение с малышом должно быть еще более разнообразным.

Сроки появления всех этих показателей эмоционального и психомоторного развития здоровых детей первого года жизни несколько условные - они могут появляться немного раньше или позже (в пределах одной-двух недель).

Очень важно уметь выявлять состояние мышечного тонуса - степень напряжения мышц. У здорового доношенного малыша в возрасте до трех месяцев при попытке отвести его ручки в стороны, согнуть и разогнуть их чувствуется небольшое сопротивление; до четырех месяцев - это же отмечается при разведении ножек, их сгибании и разгибании. Для такого возраста это физиологическое (нормальное) напряжение мышц. Ребенок постарше свободно позволяет делать эти и другие движения - вы уже не почувствуете прежнего сопротивления. Нормальный (физиологический) мышечный тонус - важный показатель благополучия: он определяет своевременное формирование у ребенка требуемого уровня психомоторного и физического развития.

Недоношенные дети отстают в развитии от своих сверстников, как правило, пропорционально массе тела при рождении: чем она была меньше, тем больше отставание. Так, например, если здоровый доношенный ребенок удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослом, находясь на руках матери, в два-три месяца, то у недоношенного малыша этот навык появляется в пять месяцев, если при рождении он весил 1750 г, в четыре - до 2000 г, в три-четыре месяца - до 2500 г.

К мудрецу пришла женщина и спросила: «Мудрец, как мне воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос мудрым?» Мудрец спросил: «А когда родился твой ребенок?» «Вчера» - ответила женщина. «К сожалению, ты опоздала на 9 месяцев» - огорчился мудрец.

Старая притча.

Современная наука доказала, что старая притча – абсолютная истина. Не даром уже на 13 неделе развития плод приобретает способность слышать и воспринимать информацию из окружающего мира, «знакомится» с ним и формирует своё к нему отношение.

Интеллект – это очень сложное формирование. Его уровень имеет прямую зависимость как от генетических, так и от средовых факторов, т.е. на уровень интеллекта влияет и наследственность и среда, которая окружает ребенка. Путём многочисленных исследований было доказано, что люди с большим количеством общих генов имеют наиболее схожие показатели интеллекта. Выходит, что чем выше интеллект родителей, тем выше он у ребенка? Оказывается, нет. Ребенок рождается с интеллектуальным потенциалом, который обусловлен наследственностью, этот потенциал может быть как повышен, так и снижен, под влиянием внешней среды.

Начиная с момента зачатия и до 3 лет ребенок проделывает 50% пути в развитии своего интеллекта – вот почему так важно начать развитие ребенка как можно раньше. Успешность развития умственных способностей зависит от очень многих факторов – это настроение и здоровье матери во время беременности, влияние вредных факторов на мать и плод, питание, психологический климат, окружающий беременную женщину и ребенка, и конечно же, то внимание, которое уделяют родители развитию своего малыша.

Негативно на развитии интеллекта сказываются следующие факторы:

  • употребление алкоголя во время беременности;
  • неполноценное питание женщины во время беременности, нехватка аминокислот и белков;
  • недостаток йода в организме беременной;
  • стрессы и нервное напряжение беременной;
  • неполноценное питание ребенка, недоедание;
  • воздействие на малыша токсических веществ, таких как свинец (краски, штукатурки).

Теперь следует сказать о развитии умственных способностей у новорожденного. Чем больше привлекается мозг человека к какой-либо деятельности, тем больше создается нервных связей – соединений между нейронами. Каждое новое раздражение мозга оказывает содействие появлению новых связей, мозг снабжается кислородом и начинает работать лучше. Процесс этот очень похож на тренировку мышц .

Новорожденный младенец – существо совершенно особенное. На первый взгляд может показаться, что кроме как есть и спать, он больше ничего не делает, но это только на первый взгляд. Развитие интеллекта грудных детей оценивают по сенсорному развитию и двигательной активности. С первого месяца жизни с ребенком нужно общаться в периоды его бодрствования, поддерживать зрительный контакт, говорить с ним, чтобы он вслушивался в голос и слова. Гимнастика для малышей поможет быстрее снять гипертонус мышц. Малыш может ненадолго сфокусировать взгляд на неподвижном предмете, например, на лице мамы – так развивается бинокулярное зрение. Первой наградой Вам станет улыбка Вашего малыша !

На втором месяце ребенок уже может реагировать на звуки, поэтому нужно приобрести игрушки, издающие звук и тренировать этот навык, погремев то справа, то слева. Ярким шариком или игрушкой, водя ими в поле зрения малыша, можно развивать зрительные навыки. Можно вкладывать в ладошки малыша игрушки, затем осторожно вынимать их. Занятие не должно превышать 10-15 минут, чтобы малыш не переутомился. Малыш уже может поднимать головку на короткое время.

На третьем месяце усложняются эмоциональные реакции в ответ на разговор взрослого. Появляется «комплекс оживления» - при этом ребенок двигает ручками, ножками, длительно (2-3 минуты) лежит на животике, увереннее держит головку. Тонус рук и ног значительно ослабевает. Полезно выполнять следующее упражнение – взять малыша подмышками и осторожно прикоснуться его ножками к горизонтальной поверхности – сначала он одернет ножки, а затем опустит их и упрется в поверхность. Перемещая малыша вперед, можно добиться движений, похожих на хождение. Ребенок уже способен слушать музыку, необходимо чаще вызывать у него чувство радости – это способствует двигательной и речевой активности. Над кроваткой можно повесить кронштейн с игрушками на расстоянии вытянутой руки малыша – он будет их исследовать. Речевая активность проявляется в форме гуления.

К четвертому месяцу малыш без труда следит за движениями взрослых, узнает маму, находит взглядом источник звука, смеется. Он уже может сам захватывать игрушки, рассматривать их. Полезно выкладывать ребенка на живот и выкладывать перед ним яркую интересную игрушку – это побуждает его ползти, дотянуться до неё. Игрушки должны быть разными по цвету, форме и размеру, чтобы они вызывали интерес у малыша .

На пятом месяце продолжается развитие зрительного, слухового сосредоточения, восприятия речи. Малыш отличает родных от чужих людей, распознает интонацию речи, начинает произносить согласные звуки. Ребенок может самостоятельно перевернуться со спины на живот, может стоять при поддержке взрослого. Необходимо чаще разговаривать с ребенком, при этом не коверкая слова, не сюсюкая, а произнося их медленно, внятно и правильно. Полезно включать малышу спокойную детскую музыку, песенки. Для того, чтобы побудить ребенка ползать, можно перевернуть его на живот и дать упрется ножками в руку взрослого – он будет от неё отталкиваться и продвигаться вперед.

К шестому месяцу малыш начинает реагировать на своё имя, радоваться общению и игре с другими детьми, произносить простые слоги, есть из ложки. Полезно звать ребенка по имени, отходя на разные расстояния, а также оставлять ненадолго одного с игрушками. Многие дети в этом возрасте пытаются сесть, но это касается не всех малышей.

Начиная с седьмого месяца особую роль играет развитие понимания речи – нужно разговаривать с ним, называть предметы, действия. Малыш должен уметь ползать, садиться, учиться сидеть, вставать, стоять, пить из чашки. Полезно организовывать игру малыша в манеже с такими игрушками, как мяч, ведерко, мисочки и т.д.

В возрасте восьми месяцев малыш сам садится, ложится, встает, перешагивает, держась за барьер, подолгу может играть сам, с интересом наблюдает за игрой других детей. Любит грызть яблоко или сухарик, может пить из чашки, которую поддерживает взрослый. Ребенка нужно побуждать как можно больше двигаться. Игрушки становятся более сложными – картинки с животными, куклы и т.д. Ребенок должен отличать одну игрушку от другой и по просьбе взрослого подавать ему мяч, куклу и т.д. Соответственно словесное общение тоже должно усложниться – следует называть малышу животных, действия, предметы. С этого возраста нужно приучать ребенка к горшку.

С девяти месяцев поведение ребенка существенно меняется – он начинает понимать речь взрослого и тот получает возможность воздействовать на поведение малыша словами. Он понимает своё имя, слова, касающиеся режима – «будем спать», «будем кушать». Кроме того, малыш пытается повторять слова, сказанные взрослым. Это очень важно для развития речи – побуждайте малыша повторять сначала простые звуки, затем слова. К этому времени ребенок привыкает к горшку, начинает аккуратно есть из ложки, может пить из чашки. Игра с игрушками становится более осознанной, приходит понимание назначения той или иной игрушки; музыка побуждает протанцовывать. Малышу доставляет удовольствие общаться с другими детками. Ходить ребенок может при наличии опоры. Для того, чтобы развивать навыки хождения, малышу необходим простор – кратковременно лишая его поддержки можно добиться самостоятельного передвижения от предмета к предмету. Благодаря хорошо развившимся подражательным реакциям ребенка можно начинать учить более сложным вещам, например творчеству, как это делается в группах раннего развития. Но можно делать это и дома, самостоятельно. Сначала можно показать ему, как обращаться с карандашом, кистью, красками, затем вместе с малышом пробовать чертить отдельные линии – очень скоро с Вашей помощью ребенок сможет закрасить нарисованный контур, нарисовать мячик и т.д.

К возрасту одного года малыш достигает значительного прогресса в своём развитии – он может произносить до 10 простых слов, делает самостоятельные шаги, спокойно сидит на горшке, пытается самостоятельно есть, пользуясь ложкой и пить, держа чашку двумя руками. Он узнает взрослых, знает их по именам, интересуется животными. Малыш способен проявлять различные эмоции – радость, грусть, гнев, жалость; он начинает понимать такие указания взрослых, как «дай», «принеси», «нельзя». В игре малыш начинает копировать известные ему вещи – учите его укладывать кукол спать, кормить, собирать кубики, воспитывайте в нем доброту и заботу, следите, чтобы он не жадничал, давал игрушки другим детям. Очень важно побуждать ребенка больше ходить самостоятельно, позывая его на расстоянии, побольше говорить с ним, называть предметы и действия. Также следует оставлять малышу время для самостоятельной игры.

Первый год жизни малыша чрезвычайно важен, так как закладывает предпосылки дальнейшего развития интеллекта, а развить его можно на 20% от врожденных задатков. Гармоничное развитие ребенка в первый год жизни закладывает в нем психологическое здоровье. Иными словами, чем больше родители потратили времени на малыша в первый год его жизни, тем больший результат будет получен в дальнейшем. Не жалейте времени для своего малыша, но и не перегружайте его .

Литература:

  1. Мозг на 100%. Интеллект.Память. Креатив. Интуиция. Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей / О. Н. Кинякина, Т. Захарова, П. Лем и др. – 2-е издание улучш. и доп. – М., Эксмо, 2008. – 848 с.
  2. Как вырастить здорового ребенка (брошюра)


Рассказать друзьям