Ребенок боится темноты: что делать? Ребенок боится темноты Как помочь ребенку преодолеть страх темноты.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Страх – это совершенно естественная эмоция, нужная человеку. Ведь именно страхом проявляется инстинкт самозащиты, который призван спасать нам жизнь. Но на самом деле, боязнь чего-либо возникает не спонтанно. У детей осознанные страхи возникают только после трех лет, и являются естественным этапом развития. Но что же делать родителям? Как правильно реагировать на истерики малыша и на появление аномальных страхов? Так, сегодня мы рассмотрим ситуацию, когда ребенок боится темноты, уточним, что делать при появлении такого страха, и приведем советы психолога.

Страх темноты у малышей возникает чаще всего внезапно. Еще вчера ребенок в темноте лежал и засыпал спокойно в своей кроватке, а сегодня он уже капризничает и напрочь отказывается оставаться один в темной комнате даже при свете ночника. Даже если и рассматривать детские страхи, как совершенно естественный этап взросления, все равно нужно знать, как правильно реагировать на их появление.

Откуда берется страх ?

На самом деле, родители частенько сами виновны в появлении сильных страхов темноты у их малыша. Достаточно часто роль провоцирующего фактора играет телевизор. Ведь даже если ребенок совершенно не обращает внимания на то, что происходит на экране, эта информация все равно считывается его головным мозгом, и может проявиться боязнью. Поэтому любителям страшных фильмов и новостей по вечерам стоит пересмотреть свои приоритеты и выключать телевизор, когда в комнате находится малыш.

Еще очень часто причиной появления страхов у детей становятся разные «воспитательные» приемы у родителей. Казалось бы, уже все знают, что пугать детей бабайкой или волками неразумно, но на самом деле, огромное количество взрослых постоянно упоминает их при общении с детьми.

Также сильные страхи у детей появляются при наличии в семье особенно напряженной психологической обстановки. Ведь малыши очень тонко реагируют на конфликты и недоразумения, даже если они происходят, казалось бы, без их непосредственного участия.

Поэтому первый этап борьбы с детскими страхами – это исключение причин их появления. Параллельно с этим нужно приступать к коррекции уже возникшей проблемы.

Как бороться со страхом темноты? Советы психолога

Специалисты-психологи чаще всего рекомендуют родителям, столкнувшимся с аномальным страхом темноты, обращаться к ним на прием. Ведь только профессионал может оценить, насколько нормально психологическое состояние малыша. Также квалифицированный психолог может раскопать причину аномальной боязни при помощи игровых методик и подсказать наиболее оптимальные методы коррекции такой проблемы.

Родители могут попробовать справиться с детским страхом темноты самостоятельно. Так, на помощь в такой ситуации могут прийти любимые малышами книги и сказки. Можно рассказать ребенку самостоятельно придуманную историю, в которой положительный герой отождествляется с самим малышом и успешно справляется со своей боязнью.

Бояться темноты в сказке могут самые разные персонажи, в том числе и знакомые почти всем малышам – смелый Винни-Пух или Чебурашка. Если выбрать героем сказки известного героя, можно приобрести его как игрушку в магазине и разрешить ребенку спать со своим новым защитником.

Не стоит акцентировать внимание ребенка на страхе. Но при этом настоятельно не рекомендуется оставлять кроху, боящегося темноты, спать совершенно без света. Можно взять малыша и отправиться с ним в магазин, где выбрать подходящий ночник. В такой ситуации страх может исчезнуть довольно быстро, ведь в комнате уже будет не так темно. Но ставить ночник лучше не у самой кроватки, а чуть в отдалении, чтобы он не светил ребенку в глаза.

В период борьбы с ночными страхами нужно создать малышу максимально благоприятную атмосферу в семье. Желательно, чтобы ребенок не сталкивался ни с какими стрессами. Родителям нужно постараться совсем не ругать кроху и исключить влияние психотравмирующих ситуаций любого рода. Кстати, психологи отмечают, что дети, на которых кричат или тем более наказывают физически, гораздо чаще сталкиваются с проблемой ночных страхов.

Метод визуализации страха

Такой способ устранения боязни отлично подходит для работы с детьми и часто практикуется психологами. Специалисты советуют вылепить страх из пластилина или нарисовать его на листе бумаги. Полученный рисунок или слепок совершенно не должен напоминать что-то реальное или даже четко очерченное. Ребенок вполне может нарисовать кучу линий и клякс, или вылепить бесформенную массу. В любом случае полученный страх нужно уничтожить – разорвать или смять. Перед сном можно сказать крохе, что бояться ему теперь точно нечего, так как все страхи были уничтожены им же.

Столкнувшись со страхами у ребенка, стоит обязательно пересмотреть свой режим дня. Малыш должен получать достаточное количество физической активности, растрачивать за день всю накопленную энергию. Крайне важно организовать также ритуал отхода ко сну и ежедневно его придерживаться. Все действия перед ночным отдыхом должны быть последовательными и привычными, к примеру, уборка игрушек, купание, укладывание в кровать, чтение книги и колыбельная.

А еще многие психологи рекомендуют добавить в жизнь детей, боящихся темноты, побольше радости и веселья. Стоит почаще смеяться, шутить и радоваться всей семьей. Как считают психологи, ребенок в такой атмосфере станет спокойнее и даже умнее, а значит, быстрее поймет что опасаться ему нечего.

​Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.

Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма - некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности в мнениях и суждениях.

Потребность быть собой - это и стремление к совершенствованию своего "я", что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, в лучшем случае - обезличенным, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.

Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения. Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной "уродливой" фигуре, "некрасивых" чертах лица и т. п.

Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т. д.).

Как уже отмечалось, в младшем школьном возрасте страх смерти родителей начинает преобладать над страхом смерти себя, достигая максимального развития, как и страхи войны, в подростковом возрасте. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов у них и мальчиков заметно уменьшается в подростковом (и младшем школьном) возрасте по сравнению с дошкольным.

Все страхи можно условно разделить на природные и социальные .

Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей включают страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д..

Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.

Специальный опрос подростков 10-16 лет показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы, с максимальным нарастанием в 15 лет. Мы видим своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом возрасте - уменьшение инстинктивных и увеличение межличностно обусловленных страхов.

По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только природных страхов, но и социальных. Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность.

Для уточнения этих данных использована специально разработанная шкала тревожности из 17 утверждений типа: "Часто ли тебя охватывает чувство беспокойства в связи с какими-либо предстоящими событиями?", "Беспокоит ли тебя, что ты в чем-то отличаешься от сверстников?", "Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью?", "Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?", "Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле или красные пятна на лице?", "Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников?" и т. д.

Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, то есть к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи как природные, так и социальные, и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности и агрессивности.

Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба. Недаром мы видим, как одни, расторможенные в поведении, самоуверенные и агрессивные подростки бахвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок, а другие страдают от неспособности защитить себя, будучи неуверенными в себе, вечно виноватыми и мечтающими о мире и согласии между всеми, без исключения, людьми.

Большинство же подростков находятся как бы посередине: не такие самоуверенные, они могут постоять за себя при необходимости и более гибки и контактны в отношениях со сверстниками. И страхи у них есть, но их относительно немного и они, скорее, средство защиты, предупреждения опасности там, где она реально может представлять угрозу для жизни, здоровья и социального благополучия. Так что в подростковом диапазоне страхов будут их полное отсутствие при расторможенности, избыток при неуверенности в себе и неврозах и наличие естественных для возраста страхов как сигналов опасности.

По данным статистического (корреляционного) анализа, отсутствие эмоционально теплых, непосредственных отношений с родителями у младших подростков или конфликтные отношения с ними у старших подростков существенным образом влияют на увеличение страхов, прежде всего, в области межличностных (социальных) отношений. Причем девочки реагируют на отсутствие взаимопонимания между родителями гораздо большим увеличением страхов, чем мальчики, то есть отчуждение родителей травмирует их больше и нередко способствует появлению депрессивных оттенков настроения.

Таким образом, межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивает число страхов у подростков, подобно тому как это происходит в старшем дошкольном возрасте. Очевидно, что эти возрастные периоды по-своему чувствительны к страхам, что и нужно учитывать часто ссорящимся или не разговаривающим друг с другом взрослым.

Как никогда раньше, большое число страхов у подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение. Это подтверждают и данные опроса в классе. При значительном числе страхов имеют место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число положительных выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, то есть низкий социально-психологический статус.

Как мы видим, страхи у подростков - не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и уверенности в ближайшем, социальном окружении.

Следовательно, подростковая проблема "быть собой среди других" выражается как неуверенностью в себе, так и неуверенностью в других. Вырастающая из страхов неуверенность в себе является основой настороженности, а неуверенность в других служит основой подозрительности. Настороженность и подозрительность превращаются в недоверчивость, что оборачивается в дальнейшем предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или обособлением своего "я" и уходом от реальной действительности.

В отличие от обычного, навязчивый страх воспринимается как нечто чуждое, происходящее непроизвольно, помимо воли, как своего рода наваждение. Попытки справиться с ним путем борьбы способствуют только его укреплению, подобно тому, как свая все глубже и глубже уходит в землю при резких ударах.

Физиологически навязчивость - это всегда определенный, генерирующий беспокойство динамический участок мозга, который, как доминанта, отгорожен от остальных отделов мозга защитным, запредельным торможением. Образно говоря, мы имеем высокую башню, постоянно излучающую яркий, слепящий свет даже днем, когда в этом нет никакой необходимости. Сама же башня окружена надежной системой защитных сооружений в виде стены, рва с водой, сторожевыми вышками и т. д. Взять наскоком эту крепость не удается, подобно тому, как иногда не получается сбросить, стряхнуть с себя страхи.

Навязчивые страхи - это то, что неприемлемо для человека, то, что он не хочет допустить в свое сознание, но от чего сразу не может освободиться сам, поскольку это означало бы полную, окончательную, бесповоротную победу рациональных сторон психики над ее эмоциональными, чувственными, инстинктивными сторонами. Страх бы и прошел со временем, но он закрепился именно вследствие борьбы с ним, непримиримого отношения, неспособности пойти на компромиссы, признать свою неудачу и защитить себя в дальнейшем.

Из изложенного выше следует, что навязчивым страх становится не сразу, а спустя какое-то, иногда довольно длительное, время. Исходный же страх может появиться быстро, внезапно от сильного, неожиданного испуга, переживания, потрясения, то есть в результате эмоционального стресса или шока, который фиксируется, запечатлевается и действует подобно занозе, причиняя беспокойство всякий раз, когда вспоминаются аналогичные обстоятельства или когда с ними соприкасаются.

Скажем, испытанный однажды страх при ответе у доски, растерянность, замешательство могут непроизвольно запечатлеваться в эмоциональной долговременной памяти (а она всегда выражена у тех, кто предрасположен к страхам) и напоминать о себе всякий раз при повторных вызовах к доске. Разовьется тогда и волнение в ожидании очередной неудачи, даже просто от представления о ее возможности. Итогом будут скованность, напряжение, сбивчивая, невнятная речь, потеря хода мысли и получение не той оценки.

Подобным образом идет непроизвольное саморазвитие страха, воспринимаемого как чуждое, не подчиняющееся воле образование. Все большее переживание своей неполноценности, снижение активности, отказы от какого-либо риска, неестественная возбудимость в ожидании и торможение при ответах и есть типичная картина невроза навязчивых состояний, в виде страхов, или невроза ожидания, как говорили раньше.

Характерно и развитие в подобных случаях невротического заикания с неизбежными письменными ответами, прекращением вызовов к доске и ответов с места вообще. Нужно ли говорить, что это только способствует фиксации заикания, развитию пораженческих настроений и инвалидизации психики подростка.

По такому же типу развивается навязчивый страх замкнутого пространства, когда обморочные состояния от духоты или утомления, пережитые при давке в метро, автобусе, служат причиной отказа от этих видов транспорта в дальнейшем, поскольку существуют страхи повторения испытанного ужаса.

В обоих случаях речь идет о фобиях - навязчивых страхах, когда существует непроизвольная болезненная фиксация на каких-либо пережитых, травмирующих событиях жизни. Лежащая в основе подобных страхов навязчивость указывает на определенную негибкость мышления, застойность психических процессов, обусловленных как гипертрофированным развитием чувства долга, принципиальности, так и чрезмерным утомлением, перенапряжением интеллектуальных процессов.

Еще не окрепшая психика подростка не выносит насилия над собой, длительной и изматывающей гонки за престижем. Недаром навязчивые страхи и мысли типичны для детей и подростков, стремящихся не столько соответствовать общепринятым нормам, успевать во всем, сколько быть всегда первыми, получать только отличные оценки. Причем здесь не делается никаких исключений, не учитываются требования момента, реальное соотношение сил, то есть опять же проявляются негибкость и максимализм. Все эти подростки с обостренным чувством "я", обидчивые и честолюбивые, односторонне ориентированные на успех, не признающие никаких отклонений от заданной цели и тем более поражений.

С одной стороны, они хотят во всем соответствовать принятым обязательствам, оправдать ожидания, то есть быть вместе со всеми. С другой стороны, они не хотят потерять свою индивидуальность, раствориться в массе, быть слепым исполнителем чьей-то воли. В этом мы снова видим трудноразрешимую при неврозах проблему "быть собой среди других", поскольку довлеющий страх "быть не собой", то есть измененным, лишенным самоконтроля и неспособным в целом, означает и страх не соответствовать другим, не быть принятым сверстниками и (более широко, в плане школьной адаптации) социально признанным.

Остановимся подробнее на связанных с навязчивыми страхами опасениях и сомнениях, поскольку они присущи именно подростковому возрасту. Во многом они имеют предпосылки в младшем школьном возрасте, в уже рассмотренных страхах того, что может случиться, страхах опоздать, не успеть, быть не тем, не соответствовать требованиям.

Все эти страхи пропитываются у подростков навязчивыми мыслями, различного рода идеями фикс, что порождает навязчивые опасения какой-либо неудачи, поражения, стыда и позора. Часто навязчивые опасения касаются здоровья, особенно если в семье кто-нибудь часто болеет и идет много разговоров на эту тему.

Если подросток достаточно мнителен и подвержен беспокойству (а это достается ему "в наследство" от тревожно-мнительных родителей), то у него проявляются навязчивые опасения, что его никто не любит, не понимает, что он никому не нужен, что у него нет будущего, перспектив, возможностей, что все уже позади, закончено, остановилось и жить не имеет смысла.

Подобный нигилизм существования отражает тревожно-мнительный стиль мышления, своего рода "горе от ума", невозможность достижения идеала, стремление всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Подобная сверхценная идея вступает в противоречие со свойственной мнительным людям мягкостью характера и неуверенностью в себе.

В результате, чтобы быть окончательно уверенным в том, что все делается как нужно, и тем самым избежать беспокойства по поводу своей некомпетентности, мнительные люди вынуждены постоянно проверять точность, правильность, соответствие своих действий, что и выражается в виде непроизвольно появляющихся навязчивых сомнений. Например, в том, правильно ли сделано домашнее задание, собрано ли все, что нужно, в портфель, закрыта ли дверь, а если да, то, может быть только на один оборот ключа и т. д. и т. п.

Поскольку навязчивые сомнения могут появляться по любому, даже самому ничтожному поводу, они причиняют немало мучений подросткам, заставляя непроизводительно тратить свою психическую энергию, поскольку не могут быть "выброшены из головы" одним усилием воли.

Навязчивые опасения и сомнения часто сочетаются между собой, подобно тому как дополняют друг друга их источники - тревожность и мнительность. Для того чтобы опасаться, нужно сомневаться в своей способности защитить себя, а чтобы сомневаться, нужно опасаться сделать что-либо не так. Нередко человек, подверженный навязчивым опасениям, представляется окружающим как заядлый скептик, а испытывающий навязчивые сомнения - как безнадежный пессимист, что не только дополняет друг друга, но и создает типичный для подросткового возраста тревожно-депрессивный настрой с его пониженным фоном настроения, беспокойством, чувством безнадежности и неверия, пессимистической оценкой перспективы. (Противоположную неврозам картину мы видим при психопатических развитиях личности в виде бесцеремонности, агрессивности, расторможения влечений и неадекватно завышенной самооценки).

Проиллюстрируем сказанное рядом наблюдений. В первом случае речь идет о боязливой, неуверенной в себе и мнительной девочке 14 лет, которую преследовал навязчивый страх непроизвольного мочеиспускания (один раз это произошло незаметно для окружающих). Из-за страха повторения неприятного эпизода она становилась скованной и застенчивой в новых ситуациях общения, а от постоянного напряжения - раздражительной, подавленной и плаксивой.

Детство не было счастливым. Мать развелась с отцом, когда ребенку было 4 года. Девочка долго грустила, временами была капризной и плаксивой, скучала по отцу, к которому успела привязаться. Но непримиримая мать была категорически против дальнейших контактов дочери с отцом, хотя бы и потому, что они были похожи друг на друга как две капли воды.

В 6 лет на фоне возрастного страха смерти девочка тяжело перенесла двукратную операцию по удалению аденоидов, боялась всех медицинских процедур и ее нельзя было уговорить идти лечить зубы. В школе возникли проблемы из-за застенчивости и насмешек сверстников. В результате все больше стала уходить в себя, сдерживая внешнее выражение чувств, появились головные боли и, наконец, произошел эпизод с непроизвольным мочеиспусканием.

Ее организм не выдержал многолетней нервно-психической перегрузки, состояния постоянного беспокойства и страха. Переживания были настолько сильны, что стала контролировать каждый свой шаг, без конца посещать туалет и навязчиво думать о том, что может произойти. Не думать об этом она уже не могла, и ее навязчивые мысли, опасения, страхи были результатом болезненного расстройства эмоций, невротического конфликта между рациональными, контролирующими и эмоциональными, чувствующими сторонами психики.

Следует сказать и о другой девочке 14 лет, которая не знала, чего она боится конкретно, так как боялась всего, а особенно - сделать что-либо не так, как нужно. Из-за этого была крайне скованной, нерешительной и застенчивой в общении. К тому же, будучи беззащитной и доброй, чувствительной и обидчивой, не могла постоять за себя, и ее мог обидеть кто угодно. Боялась смерти, темноты и наказания, что, как мы знаем, присуще более раннему возрасту.

Вследствие нарастающей с годами неуверенности, страхов и тревожности испытывала все больше затруднений в общении со сверстниками, часто была вынуждена отмалчиваться, переживая, что не такая как все, не умеет вести себя свободно и непринужденно. Соответственно и настроение становилось все более подавленным, и когда мы впервые увидели ее, она производила впечатление сникшей, заторможенной и потерявшей веру в себя.

Выяснилось, что живет она с матерью и ее родителями, а отец был устранен из семьи вскоре после ее рождения. Всем в семье единолично распоряжается бабушка, считающая себя всегда и во всем правой. Недоверчивая и подозрительная, бабушка к тому же постоянно опасается, как бы чего не случилось, никогда не выходит из дому одна, не пользуется транспортом.

Ее постоянно сопровождает муж, человек исключительно мягкий и податливый. В то же время он постоянно сомневается в правильности своих действий, назойлив и приставуч - зануда, как оценивают его близкие. Как и многие мнительные люди, он педант, болезненно воспринимающий любые перемены. Поэтому у него все разложено по полочкам, ручка всегда лежит на одном и том же месте, пальто - на одном крючке, каждое утро он заходит к внучке и, церемонно расшаркиваясь, говорит одни и те же слова приветствия.

Общее у всех в семье - повышенная принципиальность в сочетании с постоянной озабоченностью, недовольством, отсутствием жизнерадостности, пессимизмом и неверием в возможность перемен. Кроме того, у всех взрослых внутренний способ переработки переживаний (импрессивность), крайне ограниченный круг контактов и подчеркнутая избирательность в них, недостаточная общительность в целом.

Очевидно, что в свое время жизнерадостный, контактный, общительный и тем самым "легкомысленный" для "глубокомысленной" семьи отец девочки "не пришелся ко двору" и был "предан анафеме" авторитарной бабушкой с ее категоричностью и нетерпимостью. Лишив дочь мужа, она продемонстрировала всем ее несамостоятельность и неумение жить "как нужно", "правильно", "как нас учили". Тем самым она могла, как и в детстве, властно опекать дочь.

Неудивительно, что мать девочки и сама в подростковом возрасте испытала все теперешние проблемы дочери. Она также, скованная страхом, часто молчала, покрывалась красными пятнами при волнении, была застенчивой и стеснительной, робкой и нерешительной. И сейчас не уверена в себе, боится, что в окружении незнакомых людей будет выглядеть смешной, уродливой, хотя и понимает неоправданность этих опасений.

У дочери та же картина: застенчивость, робость и страх, что она скажет сверстникам, не смешно ли будет выглядеть при этом. Из-за навязчивых опасений теряется естественность в поведении, появляется скованность, меняется интонация голоса. Как она сама говорит: "Есть девочки, которые не лезут в карман за словом, я же сразу не могу сказать, сообразить, что ответить, до меня позже доходит, как нужно было бы сказать, но уже поздно, и я очень переживаю это".

Застенчивость не обошла стороной и мальчика 12 лет, который терялся в школе и от страха не мог сказать ни слова, если его спрашивали внезапно или не о том, что он так старательно учил дома. Большинство же его сверстников не только не испытывали подобных проблем, но, скорее, не очень переживали по поводу своих ответов, демонстрируя независимость и отсутствие страха.

Наш же мальчик, будучи крайне осторожным и предусмотрительным, постоянно боялся сделать что-либо не так и полностью растерялся в 4-ом классе, когда лишился прежней учительницы, к которой привык за три года, понимая, чего она от него хочет, на что может рассчитывать, то есть он мог прогнозировать ее требования и приспособился к ним.

Адаптироваться таким же образом к многочисленным учителям в 4-ом классе уже не мог, поскольку все они требовали по-своему, и часто им было не до его особой чувствительности. Тем не менее, больше всего на свете он боялся, когда ребята начинали дружно смеяться над его ответами. Тогда речь становилась невнятной, и он готов был от стыда провалиться сквозь землю.

Друзей у него не было, школу невзлюбил окончательно и ходил в нее, как на исправительные работы, отбывая повинность. Все это можно понять, если учесть, что мальчик был невротически привязан к матери и мог делать уроки только в ее присутствии, будучи спокойным и уверенным только тогда, когда она тут же, без промедления, проверяла домашнее задание и исправляла все допущенные ошибки, то есть приготовление уроков было тщательно отрепетированным ритуалом, устраняющим вероятность неудачи.

Но как раз в школе она его и настигала из-за растерянности и страха в отсутствие поддержки со стороны матери. Страх сказать что-либо не так или сделать плохо был внушен не только беспокойной матерью, но и мнительным отцом, который более чем серьезно принялся за его воспитание в 10 лет, когда сын был по возрасту повышенно восприимчив к внушениям.

Отец педантично проверял каждый шаг и без того ответственного сына, читал без конца мораль, угрожал всяческими карами и даже наказывал физически за ошибки. Вскоре на отца стала равняться и мать, что сын воспринял крайне болезненно, поскольку она начала раздражаться и сердиться.

В итоге, вместо того чтобы помочь сыну преодолеть неуверенность и зависимость, родители непроизвольно усиливали их излишним давлением, моральным гнетом и физическими наказаниями. Делали они все это во имя любви к своему единственному и поздно родившемуся ребенку, но результат, как видим, был противоположным их стремлениям.

Вселившийся в мальчика страх истощал остатки уверенности, вызывал замешательство при ответах в школе и общении со сверстниками.

За помощью к нам обратился отец, письменно изложивший, что его беспокоило у сына: 1) временами не слышит, не обращает внимания на советы; 2) слишком долго делает уроки, с 16 до 22 часов, и не учится так, как мог бы; 3) боится всего, что есть и чего нет на свете; 4) не имеет друзей и становится сам не свой в незнакомом месте.

Вначале отец был таким же нетерпеливым и требовательным к нам, как и к сыну, ожидая незамедлительного решения всех его проблем. Постепенно он понял, особенно после того, как ответил на опросники и мы поговорили с ним, что многие проблемы сына присущи и ему самому, и жене, а "глухота" сына не что иное, как защитная, охранительная реакция мозга в ситуации болезненного перенапряжения нервных сил и возможностей.

К чести отца, он смог во многом перестроить себя и посещал вместе с сыном игровые занятия по развитию контактности, уверенности в себе и адекватной психической защиты. Мать также в чем-то перестроила свою тактику, предоставляя большую самостоятельность сыну и помогая ему при реальной необходимости.

Так были устранены его страхи и остановлено развитие тревожной мнительности в характере. Слагалась она, во-первых, из навязчивых страхов не оправдать требований и ожиданий родителей, лишиться поддержки и любви, особенно матери, инфантильная зависимость от которой только усиливалась напускной строгостью отца. Во-вторых, из навязчивых опасений не соответствовать роли хорошего ученика и, в-третьих, из навязчивых сомнений в своей способности быть "как все", дружить и общаться. В этом и состоит триединство навязчивых страхов, опасений и сомнений как основы формирования тревожно-мнительных черт характера.

Для взрослых детские страхи смешны и нелепы, часто родители лишь отмахиваются, небрежно утешая малыша: «Перестань, ну что может быть страшного в темной комнате?». Занятые повседневными хлопотами, работой, ведением хозяйства, взрослые позабыли, как сами были детьми. А между тем детский мир, пусть и воображаемый, полон разнообразных впечатлений и эмоций, из которых позднее будет формироваться характер поведения, привычки, симпатии и антипатии. Далеко не всегда эти эмоции положительные, многое малыш еще не может объяснить для себя – и тогда у ребенка возникает безотчетный страх. Один из таких – боязнь темноты.

Почему ребенок боится темноты?

Психологи выделяют две основные причины детских страхов:

  • влияние взрослых на сознание ребенка;
  • самовнушение, которое у детей развито очень сильно.

Одна неосторожная фраза мамы, бабушки или дедушки, случайно увиденная ситуация на улице или в мультфильме, собственный сон – и в воображении ребенка уже сформировалась четкая картинка и ее оценка. Все это откладывается в детской памяти, и в случае возникновения идентичной ситуации в реальности пережитые неприятные ощущения возвращаются – появляется страх.

Самая распространенная причина возникновения боязни темноты у детей: запугивание старших в воспитательных целях. Родители делают это не специально. Если уставшая мама пришла с работы и у нее нет сил заниматься с крохой, любимым, но таким назойливым и любопытным, проще всего сказать: «Не будешь слушаться – Бабе-Яге отдам (Бабайке, Злой ведьме, Кощею и т.д.)». В первый раз ребенок не поверит. Возможно, и во второй, и в третий тоже. Но рано или поздно мысль, что за углом, в шкафу или на чердаке может прятаться что-то большое, страшное и враждебное, закрепится в детской головке. И наступит момент, когда уже взрослые велят ему пойти в соседнюю комнату или достать что-то из шкафа, а он заупрямится и ответит: «Не пойду, там страшно!».

Это лишь одна из причин. Также страхи могут вызвать:

  • пережитые когда-либо ситуации, нанесшие ребенку психическую травму: нападение животного, падение с высоты, автомобильная авария и пр.;
  • рассказы других детей о каких-то страшилках и ужастиках;
  • повторяющиеся регулярные запреты;
  • услышанные в новостях или от старших разговоры о катастрофах, убийствах, войнах и т.д.;
  • конфликты в семье, особенно если в них затронуты также и интересы детей;
  • конфликты со сверстниками в школе или детском саду.

Важно помнить: почти всегда сами родители становятся виновниками страхов у своего ребенка. Следите за темой разговора в присутствие малыша, и избегайте негатива, агрессии, насилия. Также не смотрите при ребенке фильмы ужасов, мистику и боевики, не разрешайте и ему смотреть мультфильмы, где главными героями являются монстры и инопланетяне. Малыш боится только того, что может себе представить – помните об этом!

Игнорировать детские фобии нельзя. Нужно разобраться в их причине и помочь ребенку побороть свой страх, так как исследователями доказано – большинство взрослых фобий и нервных расстройств уходят корнями в раннее детство.

Ребенок боится темноты в 3 года

3 года – это как раз тот возраст, в котором для ребенка открывается большой мир за пределами родной квартиры и маминых заботливых рук. Малыш идет в детский сад, где знакомится со сверстниками, учится самостоятельно себя обслуживать и обходиться без родительского внимания. То же происходит и дома – если есть возможность, его переселяют в отдельную комнату, если нет – просто в отдельную кроватку. Крохе больше не позволено спать рядом (или хотя бы засыпать) с мамой. Все повторяют, что он уже большой, читают на ночь сказку… и уходят, гася свет.

Не стоит удивляться, что уже через несколько минут раздается зов: «Мне страшно! Включите свет!» Хотя на самом деле речь идет не о боязни темноты, а о боязни одиночества. Ребенок просто зовет мать, чтобы она снова пришла к нему и посидела с ним еще немного, выдумав наиболее весомый по его мнению для этого повод.

Как решить проблему

Хорошо помогает большая, мягкая плюшевая игрушка, которую очень уютно и приятно обнимать вместо мамы. Она должна всегда находиться вместе с малышом в кроватке. Можно дополнительно объяснить ему, что это одновременно и няня, и защитник. И если даже мамы рядом нет, ничего плохого не произойдет, пока он сторожит малютку. Расспрашивать в таком возрасте ребенка, что именно его пугает, не имеет смыла – кроха еще слишком мал, чтобы внятно объяснить свои переживания.

Чего делать не надо

Не надо потакать капризам любимого капризули и забирать его к себе в кровать. Тем более не стоит приучать ребенка спать с включенным светом – потом отучить его от этой привычки будет очень тяжело.

Ребенок боится темноты в 4 года

В 4 года дети уже имеют свой круг друзей в саду и на площадке, где неизменно возникают конфликты – пусть детские, и завтра те, кто сегодня дрался машинками и обсыпался песком, будут снова обниматься, но на данный момент для малыша это драма. То же касается и мультфильмов, сказок. Ребенок моментально ухватывает и запоминает все, что увидел и услышал, он уже в состоянии оценить это со своей точки зрения. И если что-то ему не понравилось, встревожило или очень впечатлило, может возникнуть страх. Согласно данным психологов, страх темноты в этом возрасте в большинстве случаев возникает под влиянием внешних факторов.

Как решить проблему

Поговорить с ребенком – прежде всего. Если дело в конфликте со сверстниками в детском саду (а возможно, и с воспитателем), разберитесь обязательно, в чем суть, выясните, не пугал ли кто-то вашего малыша, не угрожал ли ему. Часто воспитатели стращают детей во время тихого часа – и потом ребенок боится не то что заснуть в темноте, а даже самого процесса приготовления ко сну. Чтобы избавиться от страхов, найдите время поиграть с ребенком, соберите мягкие игрушки и куклы, усадите их в кружок и предложите малышу разыграть определенные сценки из жизни – в детском саду, во дворе, дома, в магазине. Если вы будете внимательны и терпеливы, либо вы сами найдете ответ на свой вопрос, либо малыш в процессе игры вам все расскажет.

Ребенок боится темноты в 6 лет

К 6 годам умственные способности ребенка уже развиты настолько, что он в состоянии в своем воображении создавать простейшие ситуации и продумывать дальнейший ход событий. Страх перед темнотой связан с тем, что он не может контролировать то, что там находится, потому что не видит этого. Он чувствует себя беспомощным и начинает паниковать, сразу же представляя себе нечто враждебное, незнакомое, агрессивное. Почему — малыш не может объяснить и сам. Он просто боится того, что возможно прячется в темном углу, под кроватью, за кустом.

Как решить проблему

Ваша задача – мягко и уверенно разъяснить ребенку, что темное место – не обязательно опасное. Продемонстрируйте ему это, освещая все затемненные места и углы, которые могли бы его испугать, когда он остается один. Расскажите историю о волшебном царстве, которое оживает, только когда все в доме уснут, придумайте добрых и милых героев, дайте им имена. Постарайтесь убедить кроху, что темнота – это не страшно, а для наглядности можете поведать о том, как сами в детстве испугались шляпы, висящей в коридоре на вешалке, или тени от комода.

Полезный совет: иногда хороший эффект дает перестановка в детской или комнате, в которой спит малыш. Попытайтесь максимально закрыть углы и расставить мебель так, чтобы не было ниш и скрытых мест, пугающих его в темноте .

Ребенок боится темноты в 7 лет

В семилетнем возрасте начинается еще один новый цикл в жизни вашего ребенка – он прощается с садиком, идет в школу, снова ему приходится сталкиваться с незнакомым и неизвестным, которое еще надо изучить и привыкнуть к нему. Неудивительно, что именно в 7 лет у многих детей наблюдается возвращение страхов из раннего детства – или же их появление.

Кроме того, дети начинают понимать свое место в жизни, в состоянии провести сравнение, четко определить, что им нравится, а что нет. Происходит оценка всего, что они видят вокруг. И вместе с этим возникает страх потерять самое дорогое – маму, братика или сестричку, лучшего друга в классе. В темноте, когда первоклассник остается один на один со своими мыслями, ему становится страшно.

Как решить проблему

Ни в коем случае не смейтесь над ребенком и не говорите, что в его возрасте уже стыдно быть таким трусишкой. Вы должны сейчас как никогда проявить ласку и заботу, больше разговаривать с ребенком, расспрашивать, как у него дела в школе, есть ли новые друзья. На все его вопросы вы должны также честно и подробно отвечать. Если ему хочется говорить о всяких ужасах и страшилках – пусть говорит, значит, он пытается бороться с тем, что ему видится в темноте. Предложите ему нарисовать это в картинках на бумаге — а потом вместе добавьте в рисунок какие-нибудь веселые детали. Купите заодно глобус, и, подсвечивая его лампой, поясните малышу, что ночь нормальное явление, просто солнышко сейчас светит для людей с другой стороны планеты, но пройдет совсем немного времени – и оно к нам непременно вернется.

Ребенок боится темноты в 8 лет

Обычно дети перерастают к этому возрасту свои страхи, темнота уже не пугает их. Если же ваш ребенок по-прежнему просит не выключать на ночь свет и не желает оставаться один, или же просыпается среди ночи и идет в родительскую спальню, утверждает, что на него кто-то смотрит из темноты или трогает за части тела, что ему снится, как его душат, или куда-то уносят – это сигнал к немедленным действиям.

Как решить проблему

Без помощи квалифицированного специалиста в этом случае не обойтись. Обратите в первую очередь внимание на свое поведение: как вы разговариваете с ребенком, сколько времени с ним проводите, все ли в порядке у вас в семье – не обязательно с супругом, ссоры со свекровью или тещей могут оказать не меньшее потрясение на детскую психику, чем развод матери и отца.

Родители, столкнувшись с подобной проблемой, часто впадают в две крайности:

Тогда как выход прост. Игнорировать детскую боязнь темноты не нужно. Но и заострять на ней внимание тоже, особенно перед посторонними. Темноты боятся, как правило, эмоциональные, чувствительные дети, их может задевать то, что вы обсуждаете его сокровенное с посторонними. Он перестанет вам доверять. А ваша задача – как раз в обратном, вызвать его доверие и разговорить. И делать это лучше в процессе игры

Боязнь темноты у детей – это не порок, не стыд, и не прихоть. Многие взрослые тоже боятся темноты, хоть и не признаются в этом. Не оставляйте без внимания переживания и страхи своего ребенка, в большинстве случаев только от вас зависит, насколько счастливым будет его детство и благополучной – взрослая жизнь.

Страх темноты у детей: Отзывы читательниц

Марина Васильева, 31, Волгоград, дочери 6 лет. «У нас никогда не было никаких проблем с темнотой, Анюта с двух лет спала в своей кроватке, прекрасно засыпала одна. Летом мы поехали в гости к бабушке, там она весь день гуляла во дворе с подружками. И вот я заметила, что она, перед тем, как войти в подъезд, стала меня звать, чтобы я спустилась и встретила ее. Сначала только вечером, затем постоянно, даже если ей просто было нужно взять куклу или карандаши. На мой вопрос Анечка ответила: «Я сама боюсь идти, там под лестницей монстры». Оказалось, когда они играли в прятки, старшая подружка запретила ей прятаться в подъезде, рассказав какие-то дикие истории про зубастых чудищ с хвостами и крыльями. Я поговорила с матерью этой девочки – она заявила, что разрешает своей дочери смотреть фильмы ужасов и играть во взрослые компьютерные игры, мол, чтобы она понимала, что это не по-настоящему и ничего не боялась. Притом сама она педагог в школе! А я такие методы не одобряю, теперь моя всегда спокойная Аня капризничает каждый вечер и не хочет спать без ночника, чудища ей уже везде мерещатся».

Евгения Озерцова, 34, Белгород. «Моя дочь к 7 годам стала бояться войти в темную комнату. Доходило до того, что ночью она не добегала вовремя до туалета, терпела до последнего, потому что боялась темного коридора. Помог случай. Были как-то в гостях на даче, засиделись допоздна на крыльце. А ее рюкзачок с куклами и блокнотами остался на качелях во дворе. Маша все дергала меня и ныла: «Мама, принеси!» и тут сосед по даче, мужчина лет 50, у которого самого пятеро детей, предложил ей представить себя разведчиком, которому нужно выполнить важную миссию – раздобыть розовый рюкзак с секретными материалами, пока до него не добрались враги. А чтобы его найти, вручил ей карманный фонарик, но предупредил, что включать его можно только в крайнем случае, не то противник ее заметит и возьмет в плен. Игра в разведчиков у нас теперь любимая. Секретные материалы прячутся под кроватями, в шкафах – там, где потемнее. И никаких страхов».

Вероника Онискина, 46, Москва. « Я воспитала двух сыновей, теперь помогаю невестке нянчить второго внука. Все они в свое время боялись темноты, но я ничего с этим не делала. Как-то они сами это перерастали и забывали. А сейчас просто любят покопаться во всем, без помощи психолога и самоанализа килограмм колбасы купить боятся. Я против всего этого, дети должны расти и развиваться естественным путем».

Катя Ивкина, 24, Москва. «Мы, чтобы перестать просыпаться по ночам, полгода к детскому психологу ходили. А потом еще групповые занятия в школе раннего развития посещали. Нам сказали, это невроз, связанный как-то с моими тяжелыми родами – они у меня затяжные были, а закончились кесаревым. Врач говорит, что это я еще легко отделалась, если только по ночам сын просыпается и боится темноты, могло быть и хуже. Сейчас все прошло, но я понимаю, что сама, без специалистов, не справилась бы, хотя и перечитала кучу литературы всякой».

Анастасия Кузьмич, 27, Воронеж. «Эта история не моя, а моих знакомых. Очень тяжелый случай. Бабушка забрала у родителей девочку на воспитание, оформила опекунство, потому что мать над ней издевалась как могла. Нет, не била, но постоянно унижала, обзывала, наказывала – и ставила в угол, еще и шторкой отгораживала. Это все вытаскивали у ребенка в кабинете детского психолога по крохам. Девочка забитая, дерганая, хотя жила в хорошей семье, никто не пьет и не гуляет. И темноты боялась настолько, что не могла в школе свой шкафчик открыть или в портфель заглянуть. Сейчас нормальный ребенок, помогли занятия. Но это же еще неизвестно, что будет с ней лет через 20, когда свои дети появятся!»

Оксана Молева, 28, Самара. «У меня были такие проблемы со старшим сыном. В три годика стал просыпаться по ночам и требовать, чтобы включили свет. Помогли нам сказки. Я сочиняла их сама, придумывала истории про забавных человечков, которые живут в игрушках и одежках в шкафу и могут выйти только ночью, чтобы принести детишкам сладкие сны. Вот так мы и научились быстро засыпать в темноте, чтобы человечки поскорее могли выбраться из шкафа и отнести хорошие сновидения всем деткам в городе».

Ребенок боится темноты, что делать: Видео

Почему дети боятся темноты? Вопрос, как говорится, интересный, особенно если учесть, что темноты боятся далеко не все дети. Поэтому тут же возникает и другой вопрос: почему одни дети темноты боятся, а другие нет? Но даже если темноты боится один ребенок из десяти (а на самом деле таких детей гораздо больше), то это все равно немалая проблема, поскольку страх (любой страх, в том числе и боязнь темноты) — чувство деструктивное и разрушающее.

И вопрос «почему» приобретает еще большее значение, как только вспоминается железное правило: устранить любую проблему можно только тогда, когда становятся понятными ее истоки и ее природа. Так какова же природа детской боязни темноты?

Разные взгляды на природу детского страха темноты

Детский страх темноты неоднократно изучался самыми разными учеными, в том числе педиатрами, педагогами, психологами, психиатрами, психоаналитиками и психотерапевтами, а также объединенными группами самых разных специалистов. Такое серьезное внимание к этому вопросу объясняется тем, что здоровая, успешная и по-настоящему работоспособная и деятельная личность может сформироваться только из совершенно здорового (не только физически, но и эмоционально, и психологически, и психически) ребенка. То есть от здоровья детей (в том числе и от отсутствия у детей страхов) зависит будущее всего человечества, как бы высокопарно и пафосно это и не звучало бы.

Итак, прежде всего, какие же выводы сделали ученые мужи?

Необходимо сказать, что выводы разных исследователей не просто различаются, а различаются диаметрально. На сегодняшний день существуют три главные теории, связанные с возникновением у ребенка любых страхов.

Согласно одной из теорий, боязнь (или страх) темноты относится к врожденным страхам человека, то есть к тем страхам, которые в каждом живущем запрограммированы природой генетически и которые регулируются инстинктом самосохранения, которым наделены не только дети, но и все живые существа. Приверженцы этой теории называют довольно обширный список таких страхов, в том числе и страх темноты.

Другая теория гласит, что врожденными (генетически заложенными) страхами следует считать только два страха, к которым относятся только страх перед громкими звуками и страх падения с высоты. А любые другие страхи следует считать приобретенными в процессе жизнедеятельности, то есть в процессе приобретения жизненного опыта.

Однако оппоненты этой теории говорят, что новорожденные не демонстрируют страх громких звуков и падения, поскольку, что касается падения, новорожденный еще не ориентируется в пространстве как следует и не может оценить свое положение, а также возможные последствия падения. Что же касается громких звуков, то они просто привлекают к себе внимание. Однако, как бы там ни было, страх темноты в этот короткий перечень уже не входит.

Приверженцы же третьей теории говорят о том, что новорожденный ребенок не имеет никаких страхов вообще и что все страхи появляются только по мере взросления и только в результате жизненного опыта. Именно потому, что разные дети имеют совершенно неодинаковый жизненный опыт, одни малыши боятся темноты, а другие реагируют на нее совершенно спокойно.

Ученые-психиатры настойчиво повторяют, что любой страх — это практически всегда последствия какой-то психической травмы, но в любом случае к страху следует относиться как к защитной реакции организма, точнее, к защитной функции психики, которая пытается защитить человека (в нашем случае ребенка) от какой-то опасности, даже если эта опасность не имеет с реальностью ничего общего.

Применительно к вопросу о страхе темноты можно сказать, что этот страх появляется тогда, когда ребенка напугали именно темнотой, рассказали, что в темноте скрывается нечто опасное и угрожающее. Еще хуже, когда опасность темноты формируется из наказания ребенка темнотой (ребенка заперли в темном помещении).

Безусловно, реакция всегда зависит от индивидуальных особенностей детской психики, однако не следует забывать, что детская психика находится еще только на стадии формирования и укрепления, и любые «страшилки», в том числе и страшные рассказы о темноте, могут закончиться очень плохо.

Внимание! Ученые с уверенностью сообщают, что сформированный в детстве страх, в том числе и страх темноты, полностью победить и преодолеть невозможно, однако возможно подавление страха, если известна его психологическая подоплека (основа).

Боязнь темноты у ребенка может приобретать разные формы — от предчувствия чего-то нежелательного и неприятного, до ощущения угрозы и панического состояния.

Природа детского страха темноты

Практические наблюдения за разными детьми (разный возраст, разные социальные группы, разные модели воспитания, разное физическое и психическое состояние и пр.) позволяют сделать вывод, что страх темноты может развиваться только у тех детей, которых специально пугают темнотой и опасностями, которые якобы могут скрываться в темноте.

Нередко можно услышать о родителях, которые, чтобы обеспечить себе свободный и спокойный вечер, оставляют маленького ребенка в комнате одного и, выключая свет, говорят ребенку, что в темноте под кроватью живет какое-то опасное существо (волк, Бабай, злой волшебник — на что хватит фантазии), чтобы малыш не вздумал выбраться из постели. В результате родители могут наслаждаться телевизором, а малыш с трудом дышит от страха и боится даже повернуться на другой бок. Результатом таких «воспитательных мероприятий» становятся детские неврозы, истерические состояния, ночные энурезы и другие неприятности со здоровьем ребенка.

Внимание! Результатом запугивания малыша, в том числе и запугивания темнотой, может стать абсолютно любое заболевание любого органа или системы детского организма. В таком случае этиологию заболевания и взаимосвязь между страхом (например, страхом темноты) и болезнью выявить крайне сложно, а иногда и невозможно вообще, что намного усложняет дальнейшее лечение любой патологии.

К сожалению, именно родители часто становятся источником формирования у детей боязни темноты.

Психологи и психиатры убедительно просят родителей, да и всех взрослых, никогда не пугать детей, тем более не пугать их ради того, чтобы дети слушались. Причем пугать нельзя ничем вообще — ни милиционером, ни волком, ни темнотой, ни злым дядькой, ни ведьмой…

Любой страх в итоге трансформируется в страх смерти, а для любого ребенка это слишком серьезный и жестокий стресс. Предупреждать детей можно только о настоящих (реальных) опасностях, которые могут ему действительно угрожать. А воспитание страхом — это самый жесткий и жестокий вариант воспитания, который может привести к самым пагубным последствиям, начиная от чрезмерной осторожности, пассивности и тревожной мнительности и заканчивая серьезными психическими расстройствами.

Однако следует назвать и другие причины формирования страха темноты у малышей.

Очень большую роль в формировании личности ребенка, в том числе и в формировании детского мировосприятия, включая страхи, играют телевизионные фильмы, мультфильмы, телепередачи, которые не предназначены для детского просмотра, но которые дети все равно смотрят. Особенно опасными могут быть просмотры такой кинопродукции, когда рядом нет никого из взрослых, кто мог бы правильно прокомментировать происходящее на экране и подкорректировать детское восприятие.

Кроме того, нередко страх темноты (как, впрочем, и другие страхи) дети «приносят» или «привозят» из детского сада, из школы, из детского лагеря — не секрет, что именно там популярны рассказы о «черной-пречерной руке, которая черной-пречерной ночью…» и другие страшилки, которые могут иметь очень пагубное воздействие на детскую психику, особенно если эта психика по какой-то причине ослаблена.

Внимание! По данным статистики, до 89 % детей в возрасте от трех до восьми лет боятся темноты.

Статистических данных, которые могут претендовать на сколько-нибудь полную достоверность, относительно детей более старшего возраста практически не существует, поскольку многие дети стараются скрыть свой страх темноты от посторонних людей, считая его слишком «детским» и «несерьезным».

Родители должны отчетливо понимать и то, что ночные кошмары и страхи, включая страх темноты, у детей могут формироваться даже под влиянием неправильного питания, причем особенно негативно воздействуют на детские эмоции мясные и/или жирные блюда, которые съедены на ночь, — тут уже и взрослым кошмары привидятся.

Как бороться со страхом темноты?

Назидательные слова о том, что не надо было пугать ребенка, в этом случае не помогут. Тем более, что источник страха вполне мог находиться и за пределами семьи и дома. Но как бы там ни было, оставлять малыша наедине с монстрами и ужасами нельзя ни в коем случае.

Ученые утверждают, что полностью искоренить страх темноты уже не получится, однако его можно подавить и уменьшить его симптомы. В некоторых случаях страх темноты удается уменьшить практически до нуля, хотя рецидивы полностью не исключены и вполне вероятны.

Если ребенок боится темноты, то просто необходимо устранить его страх самым простым способом — поставить в детской ночник. Однако следует понимать, что ночник — это не маленькая лампочка в обычной настольной лампе: дневные осветительные приборы в качестве ночника использовать категорически не стоит.

Очень важно, чтобы ночник включался тогда, когда малыш еще не спит, а только собирается лечь в кровать. И ни в коем случае нельзя выключать ночник, когда ребенок уже уснул: дело в том, что если малыш проснется ночью, а ночник не будет гореть, то у ребенка может случиться приступ паники, истерика и еще бог весть какие неприятности. Как правило, необходимость в ночнике проходит довольно быстро.

Кроме ночника, вечером можно включать в детской очень негромкую и очень спокойную музыку. Зачем это делать? Дело в том, что очень часто страх темноты сопровождается еще и страхом тех чудовищ, которые в темноте прячутся (сама-то по себе темнота не страшна, а вот то, что там спрятано, — вот это ужас!). А чудовища, как известно, то чавкают, то ворочаются, то сопят, то скрипят, то шелестят чем-то. И вот чтобы эти звуки, пусть даже и воображаемые, не мешали малышу уснуть, музыка и пригодится. А когда ребенок уснет, музыку можно и выключить.

При борьбе со страхом темноты очень важно говорить с ребенком и пытаться выяснить, чего же конкретно он боится. Ни в коем случае не стоит отмахиваться от детских фантазий — лучше всего все детские мысли и впечатления очень подробно обсуждать и разбирать, чтобы потом объяснять, почему все это никак не может быть страшным.

Если ребенок еще очень маленький или очень впечатлительный, ему можно рассказать о добрых домовых, то есть о духах дома, которые всегда охраняли жилище и всех, кто здесь живет. Известно, что домовые никогда не показываются хозяевам, однако же им нужно наливать молочко в блюдечко или оставлять какую-то другую еду. Кстати, домовые очень любят кошек и других домашних животных, так что борьба со страхом темноты может стать весьма подходящей причиной завести дома, например, котенка.

Очень благотворно воздействует на детей вместе с плюшевой игрушкой — это может быть медведь, обезьянка, Чебурашка, слоник, собака и любая другая мягкая игрушка, которая понравилась малышу. Интересно, что некоторые детки предпочитают большую игрушку, а некоторые отдают предпочтение маленькой, а есть дети, которые тащат в постель сразу несколько игрушек. Однако, если речь идет о борьбе со страхом и о здоровье малыша, то пусть берет с собой все, что ему нужно для спокойствия и уверенности — постепенно игрушки из постели уйдут сами по себе.

Также психологи советуют попросить ребенка нарисовать того, кого он боится. Иногда некоторым детям это существенно помогает, потому что любое нарисованное существо можно описать не как страшное, а как смешное или забавное: то нос сбоку, то уши огромные, то лапы короткие. А может быть, это и вовсе никакое не страшное чудовище, а просто несчастный, маленький и брошенный всеми Ужастичек, с которым никто не играет, потому что все почему-то боятся.

И тогда мама, которая знает все, может вечером рассказывать малышу истории о том, что Ужастичек на самом деле хороший — сегодня он кормил воробьев и прятался в тени, чтобы над ним не смеялись, а завтра он будет непременно пускать в луже бумажные кораблики, так что можно составить ему компанию, сложив свой собственный кораблик. А если с Ужастичком вместе играть и подружиться, то он уж точно никого пугать не будет, потому что друзей не пугают.

Если у ребенка есть своя комната, то очень важно, чтобы детская была не маленькой копией гостиной или папиного кабинета, а именно детской — волшебной, сказочной и доброй. Потолок — звездное небо, дверь — дорога в сказочный солнечный лес, где живет олененок Бемби, диванная подушка — огромная полосатая рыба из далекого теплого моря… Ну, разве в такой комнате могут водиться чудовища и страхи? А темнота нужна, чтобы все как следует выспались и завтра были еще сильнее.

В борьбе с любыми детскими неприятностями, в том числе и в борьбе со страхом темноты, есть очень простой, но очень важный секрет — ребенок должен знать и постоянно чувствовать, что его любят, его понимают, без него не могут обойтись. Только тогда ребенок спокоен и в его душе не остается места никаким страхам.

Очень важно, чтобы ребенок ложился спать в определенное время и по определенному ритуалу, который выработан в семье. Это может быть сказка на ночь, колыбельная, рассказы о планах на завтра, загадывание самого секретного желания, пожелание спокойной ночи фикусу или кактусу — что угодно, лишь бы ребенку это нравилось.

Внимание! Если ребенок боится темноты, его ни в коем случае нельзя ругать или называть трусом — проблема никуда не денется, а, может быть, еще и обострится, а вот доверие маленького человека будет потеряно. Кроме того, если малыша ругать и стыдить за его страх темноты, то у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности, а страх может усилиться. Также можно добиться того, что страх будет загнан внутрь и бороться с ним будет еще сложнее.

Очень важно, чтобы перед сном ребенок не развивал слишком бурную деятельность, а нашел для себя спокойное занятие, которое не перевозбуждает центральную нервную систему. Все активные игры должны заканчиваться хотя бы за пару часов до сна.

Не менее важно и то, какие сказки читают ребенку на ночь, какие мультфильмы ребенок смотрит. В этом случае родители должны очень придирчиво относиться ко всему, что видит и слышит ребенок. Очень важны и комментарии, которые получает малыш, слушая новую сказку или просматривая очередной мультик.

Выводы

Ребенок боится темноты… Что он видит там, в этой пугающей и злой темнотище? Почему темнота кажется ему опасной и угрожающей? Древний мудрец Конфуций многие века назад сказал, что гораздо проще зажечь хотя бы самую маленькую свечку, чем все время проклинать темноту и тратить на это силы. Скорее всего, Конфуций не имел ввиду детский страх темноты, однако мудрые мысли потому и мудры, что их можно применить к самым разным ситуациям…

А еще можно вспомнить историю, которую рассказал художник, иллюстрирующий детские книги: коты не боятся темноты потому, что точно знают — самое страшное прячется не в темноте, а у тебя голове… Так что зажигаем ночник, наливаем в блюдечко молочка для домовенка, тащим с собой под одеяло слона с цветастыми ушами — и ничего не боимся!

Многие родители спрашивают психолога: как отучить ребенка бояться темноты ? Не только ночью, но и днем, случается, некоторые дети боятся зайти в комнату, если какой-то предмет кажется подозрительным. Они могут бояться черных перчаток, теней. Можно, конечно, пристыдить, посмеяться, но ведь тогда ребенок затаит этот страх, не признается, а бояться не перестанет. Что делать родителям, если ребенок стал бояться темноты ? Советы психолога на этот счет читаем в одном из журналов “Семья и школа” (1970 год). Надо сказать, времени с момента выхода в свет этого номера журнала прошло много, а проблемы остались прежними…

Почему дети боятся темноты?

Пугливость, страхи перед безобидными (для взрослых!) вещами и событиями - нередкое явление в раннем детском возрасте.

Причина, почему ребенок стал бояться темноты (в 3, 6 и даже 10 лет) может корениться в физическом нездоровье, переутомлении, скрытой инфекции и даже аскаридозе.

Желательно проверять ребенка не только у педиатра, но и у невропатолога. Это особенно важно в таких случаях, когда налицо не только дневные страхи (темноты, пустой комнаты, тех или иных предметов), а и ночные-ребенок среди сна просыпается, кричит, не сразу узнает родных. Сильные приступы страха по ночам во сне - уже признаки специфических нервных заболеваний.

Во-вторых, причиной может быть неосторожность самих взрослых: чрезмерное запугивание ребенка или частые рассказы о чем-то страшном.

В-третьих, нередкий источник бед в подобных случаях - преувеличенное боязливое воображение. Сразу же нужно заметить: нет худа без добра. Ребенок, испугавшийся зловещих черных перчаток, - это не больной и не запуганный мальчик, а скорее поэт и мечтатель. Самовнушение страха у такого ребенка - лишь одно из многих проявлений фантазии, впечатлительности, в общем-то нужных и полезных качеств.

Стоит почитать воспоминания многих выдающихся писателей об их детских годах (Вересаева, Короленко, Л. Толстого, С. Аксакова, А. Толстого), и вы обнаружите яркие и точные описания именно таких «самовнушенных» страхов.

Что делать, если ребенок боится темноты?

Некоторые родителя пытаются страх лечить страхом, то есть клин вышибать клином. Если ребенок боится темноты, то его оставляют в темной комнате одного и даже закрывают его там. Так поступать, разумеется, нельзя: это может еще больше усилить страх ребенка и расстроить его нервную систему. Правильно сделает та мать, вторая возьмет ребенка за руку, пойдет с ним в темную комнату, зажжет свет, осмотрит все уголки и убедит ребенка, что ничего страшного нет. Чтобы легче я быстрее приучить ребенка спать в темной комнате, мать может стоять недалеко от кровати ребенка я отзываться: «Спи, спи, уже все детки спят и тебе пора спать».

Здесь важнее знать, чего НЕ следует делать, если ребенок начал бояться темноты -

  • Не надо особенно «нажимать» на ребенка, требовать от него преодоления страха немедленно и по приказу старших. Если, например, папа и мама, осыпая мальчика насмешками, заставляют его идти в темную комнату («клин клином вышибать!»), то эксперимент может кончиться удачно, а может - истерикой и неврозом. Все зависит от состояния ребенка, отчасти и от волевых качеств характера, привитых раньше. Ведь к страху перед темнотой добавляется страх перед будущими насмешками, страх перед неудачей и стыдом, страх перед гневом взрослых и т.п. Стоит ли взваливать такой груз на детские плечи, а особенно если перед тем многие месяцы н годы родители не думали и не заботились специально о воспитании воли, настойчивости, решительности у ребенка?..
  • Точно так же вредно концентрировать внимание на «пороке» ребенка: на каждом шагу сокрушаться, жалеть (и опять-таки высмеивать) его. Нет, если уж вы хотите поскорей излечить свое дитя от боязливости - займитесь такими, как будто совсем посторонними делами, как гимнастика и водные процедуры, трудовое воспитание, развивайте навыки общительности. Тогда быстрей возникает самостоятельность, сопротивляемость беспричинным страхам. Можно посоветовать и дополнительный прием: внушение «охранной силы» какой-нибудь веши. Вот верит ваш сын в силу своих солдатиков - и прекрасно: пусть они сопровождают его в трудных ситуациях.
    Еще лучше, если в доме есть собака или кошка - пусть они будут защитниками малыша и он их покровителем. Здоровые, но пугливые дети обычно легко превозмогают страх в темноте, если у них на руках кошка или щенок. Иногда они успокаиваются, видя равнодушие и спокойствие животного, иногда наоборот- чувствуют себя как бы старшими. Здесь проявляется тот же внутренний механизм, что у нас, взрослых: мы нередко боимся просить или требовать для себя, но совсем иначе разговариваем и держимся, когда требуем чего-то для других или за других.
  • Наконец, уместно напомнить: если ребенок, по авторитетному свидетельству врачей всех специальностей, абсолютно здоров, если страхи его не внушены кем-то из взрослых, тогда эти самые страхи представляют собой в известном смысле ценность! Они верный признак мощного и яркого воображения, восприимчивости, впечатлительности. Они свидетельствуют, что ребенок легче научится читать и больше будет получать от прочитанного, чем «средние» дети. Зато есть и тревожная примета: очень важно проследить, чтобы ребенок был приучен к труду, систематическим усилиям, режиму, - ведь именно впечатлительные и фантазирующие дети часто попадают в разряд «способных, но не работоспособных».

Страх темноты у большинства детей проходит с возрастом.



Рассказать друзьям