Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама? Почему ева была создана именно из ребра адама Человек сделанный из ребра но не создателем.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

December 29th, 2015

Христиане возмущены работами специалиста по анализу библейских текстов, профессора Американского еврейского университета в Бел-Эр Зайони Зевита, выдвинувшего новую версию происхождения Евы.

После изучения библейских текстов ученый пришел к выводу, что Бог создал женщину не из ребра Адама, как указано в священной книге, а из приаповой кости. Эта самая «кость» была изъята из пениса Адама, считает ученый.

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». Библия. Ветхий Завет. Бытие 2:21−22.

«Решив дать Адаму подругу, чтобы ему не было одиноко, Бог вверг его в глубокий сон, вынул одно ребро из его груди, сделал из него женщину и закрыл рану. Когда Адам проснулся, то сказал: „Она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]… и будут [два] одна плоть“. Имя, которое он дал ей, было Ева, то есть „Мать Всех Живущих“».

Зевит полагает, что «ребро», из которого была создана Ева, на самом деле - неточный перевод термина «бакулюм». Бакулюм (лат. baculum - палка, посох), она же приапова (os priapi) или желобовая кость (os penis) современной науке хорошо известна. Эта часть тела находится в соединительной ткани половых органов многих млекопитающих, включая человекоподобных, за исключением человека.

Вопросом ее отсутствия или исчезновения у человека занимаются ученые. Зевит же отмечает, что она пропала у людей именно после того, как Адам отдал ее Еве. Ученый вместе с коллегами, среди которых основатель Библейского археологического общества США Гершель Шенкс, считает это логичным объяснением того, поэтому эта кость и сейчас отсутствует у человека, в то время как все ребра сохранились.

«У большинства самцов млекопитающих есть бакулюм - кость для жесткости пениса. Люди являются редким исключением и используют гидравлику вместо кости. Бытие 2:21−23 может обращаться к тому, что Адам и был лишен этой кости. Бакулюм, в отличие от ребра, ассоциируется с размножением. Закрытие плоти, упомянутое в Бытии 2:21, может обращаться ко шву на половом члене и мошонке. Библейский иврит не обладает словом для обозначения пениса, поэтому и пришлось использовать другое слово», - поясняет ученый.

Книга ученого «Что на самом деле произошло в Эдемском саду» предсказуемо возмутила религиозных читателей, которые посчитали автора «ненаучным, антибиблейским богохульником». Церковные деятели назвали теорию теорию полностью неубедительной, смешной и диковинной.
Зевит ответил читателям, что древнеиудейское слово tsela, которое обычно переводится как ребро, обозначает на самом деле крайнюю плоть полового члена. Защищая свою теорию, он пишет, что выводы о происхождении Евы основаны на анализе текстов на библейском иврите - первом языке евреев, распространенном в Древнем Израиле.

В свою очередь ученые, специализирующиеся на языках древнего Шумера, также полагают, что история с «женщиной из ребра» - ошибка переводчиков.

Существует шумерская история о боге Энки, боге воды и мудрости, одном из центральных и самых популярных божеств шумерского пантеона, и о райской стране Дильмун (совр. Бахрейн). Дильмун географически расположен к востоку от Шумера, а в Библии Эдем находится «на востоке». Согласно мифу, Дильмун - чистое и яркое место, где нет болезней и смерти - страна жизни, страна бессмертия.

Тем не менее Дильмун испытывает недостаток источников воды. Бог воды Энки создает реку, которая превращает Дильмун в божественный сад с изобилием фруктовых деревьев, цветов и зеленых лугов. Затем шумерская великая богиня-мать Нинхурсаг создает в этом божественном саду восемь разных плодовых деревьев.

Когда Энки съедает плоды с этих деревьев, которые приносит ему слуга Исмуд (бог с двумя лицами), Нинхурсаг приходит в ярость и насылает на Энки смертельное заклятие. Болезнь поражает восемь органов, частей тела Энки, по числу съеденных плодов. Его состояние стремительно ухудшается, остальные боги не могут помочь с выздоровлением. Однако в конце концов лиса убеждает Нинхурсаг вернуться. Та берет Энки на колени и спрашивает, что у него болит. Затем она создает восемь богинь-целительниц, по числу больных органов, и вскоре Энки выздоравливает.

Ученые-языковеды отмечают, что одна из частей тела Энки, пораженных болезнью - ребра, а шумерское слово для обозначения ребра - «ти». Богиню, созданную для исцеления ребер Энки, зовут «Нин-ти», что означает «женщина для ребра». В то же время шумерское слово «ти» также переводится как «жизнь» или «давать жизнь», таким образом «Нин-ти» также означает «женщина, дающая жизнь». Эта тонкость, судя по всему, ускользнула от авторов Библии, считают эксперты, поскольку Ева на иврите (Chavvah) напоминает, опять же на иврите, слово chay («жизнь»), но слово «ребро» (tsela) на иврите звучит совсем по-другому.

«В итоге вместо „женщины для ребра (целительницы ребра), дающей жизнь“ получилась „женщина из ребра, которой даровали жизнь“», - заявляет немецкий профессор Рагнар Боршеим.

Женщина создана из ребра мужчины. Не из ног, чтобы быть униженной.

Женщина создана из ребра мужчины. Не из ног, чтобы быть униженной. Не из головы, чтобы превосходить.… А из ребра, чтобы быть бок о бок с ним. Из-под руки, чтобы быть защищенной. И со стороны сердца, чтобы быть любимой. Современный мир извратился, и психологическое насилие со стороны мужчины воспринимается пусть не с позиции нормальности, но молча.

А между тем это самое глубокое заблуждение, которое может постичь женщину. Оно стоит бок о бок с несправедливыми, но популярными мифами, что “настоящих мужчин не осталось” и “меня никто не полюбит”. Именно они подпитывают третий миф - “бьет - значит, любит”. Итак, что же сигнализирует о том, что ваши отношения вас разрушают?

1. Запреты встречаться с друзьями

Если мужчина запрещает вам общаться с вашими подругами и кругом людей, которых вы знали до знакомства с ним, он желает видеть вас своей собственностью. Поэтому он всячески старается ограничить чужое влияние на вас. Мужчина не хочет понять, что, кроме личного, у вас есть и другие фронта - родные, друзья, коллеги.

2. Оскорбления

Вы должны понимать, что любые унизительные прозвища, пусть даже позиционируемые как юмор, несут в себе цель задеть и обидеть. Если вы возмутитесь, то мужчина, скорее всего, будет стараться себя выгородить. В таком случае он станет обвинять вас в обостренном восприятии, обидчивости и постарается убедить, что на многие вещи следует смотреть проще. Интуитивно вы будете понимать, что такого обращения не достойны. Но подобное обращение нужно пресекать.

3. Обвинения в его неудачах

Вас должно насторожить, если мужчина систематически обвиняет вас в собственных проблемах. Закатывание истерик - не лучшее поведение мужчины. Именно так мужчина старается доказать, что он ни в чём не виноват, и пытается переложить на вас ответственность.

4. Алкоголь и наркотики

Алкоголь и наркотики - частые спутники жестоких мужчин. В результате вы получаете не просто тирана, а животное - бесконтрольное, грубое и лишенное человеческого лица.

5. Страх

Мужчина должен вызывать у вас ощущение надежности и безопасности, а не страх. Даже если вам кажется, что “вам кажется”, это не так. Интуиция сильна даже у забитых и напуганных женщин. Если мужчина пытается унизить вас или запугать, то такие отношения лучше закончить. И чем скорее, тем лучше.

6. Наказание за время “без него”

Такое поведение свойственно мужчинам, которые также запрещают женщинам встречаться с другими людьми. Если вы на несколько часов уходите на встречу и делаете это без согласия партнёра, то далее следует наказание. Вероятнее всего, мужчина в такой ситуации станет кричать и оскорблять вас, угрожать, что применит более действенные методы, включая физическую силу

7. Рабыня

Мужчина, склонный к психологическому насилию, уверен, что он уникальная личность. Как следствие из собственной исключительности рождается требование от вас покорности. Здесь не работает правило каменной стены. Она тоже выше. Но она окружает защитой и заботой. А если от вас требуется покорность рабыни, то это уже перегиб, и сильный.

8. Болезненная ревность

Ревность, кстати, тоже не признак любви. Это маячок собственника. Когда вас ревнуют ко всему, что движется - знакомым, друзьям, фантазиям, любимому актеру, то тут попахивает тотальным контролем и клиникой.

9. Контроль женщины собственными эмоциями

Иными словами, ваш мужчина манипулятор, притом талантливый. К примеру, если вы с ним не согласны, он демонстративно обижается и угрожает разрывом. Чтобы наказать вас. Он будет то и дело вызывать у вас чувство вины в попытках отстоять собственную позицию.

10. Физическое насилие

Это, пожалуй, самое кошмарное, что может быть в отношениях. Если мужчина проявляет агрессию, то со временем она перерастает в побои. А, собственно, если он может унизить вас словом, то что ему мешает поднять на вас руку? В такой ситуации не нужно ждать чуда, не нужно ждать, что он исправится ради детей. У него не существует никаких моральных рычагов, иначе бы такого просто не произошло. Мужчина, который позволил себе поднять руку на женщину, вряд ли может называться мужчиной.

В Ветхозаветном тексте происхождение Евы описывается как акт творения живого существа из части - ребра - уже существующего, Адама. Бог погрузил последнего в глубокий сон, затем вынул из его грудной клетки одно из ребер и сотворил из этой кости для Адама спутницу (Бытие 2:21-24). Созданные из одного тела, мужчина и женщина являются двумя половинками единого целого.

Созданная из ребра и послушная

Этим положением утверждается не только единство партнеров в семейном союзе, но и подчиненное положение жены по отношению к мужу. Поскольку женщина не была сотворена по «образу и подобию Бога» из глины, что произошло с первым человеком, то она в какой-то мере является существом более низкого ранга. Жена должна подчиняться, почитать и бояться своего супруга (Послание Павла к Ефесянам , 5:33).

Почему Бог создал Еву именно из тела Адама, объясняет околоцерковная христианская и каббалистическая литература (Книга Зоар , Курманские свитки, Алфавит Бен —Сиры и пр.). До Евы была еще одна попытка подарить Адаму спутницу. Бог создал ее так же, как и мужчину, из глины. Но эта женщина - Лилит - возомнила себя равной мужу. Гордыня подтолкнула непокорное создание к бунту, за что оно и было наказано божественным проклятием.

Бог «сделал выводы» из сложившейся ситуации. Ева появилась уже из ребра будущего мужа, чтобы всегда помнить о своей подчиненной роли в супружеской паре. Но почему именно из ребра, а не из какой-либо другой части тела, об этом сама Библия умалчивает. Пытливый человеческий ум не мог обойти стороной эту тему. Со временем появилось множество толкований неразъясненного момента.

Не ребро, а приапова кость

Зайони Зевит , профессор Американского еврейского университета и известный исследователь Библии, предложил другую версию: праматерь была рождена совсем не из ребра, а из другой кости, приаповой . В биологии она называется «бакулюм ». Этот элемент есть у самцов многих млекопитающих (грызунов, летучих мышей, обезьян). Располагается бакулюм в пенисе, что способствует более длительной эрекции и увеличивает шансы на зачатие именно от этого самца.

Приапова кость у многих обезьян - ближайших к нам, с точки зрения биологи, существ - очень маленькая. К примеру, у шимпанзе она равна каким-то 6 мм. У мужчин же ее нет вообще. Британский антрополог Матильда Бриндл предположила, что у предков человека бакулюм мог существовать, но на каком-то этапе эволюции он исчез.

Причина такой «утраты» не ясна. Это и подтолкнуло людей, пытающихся объяснить эволюционный процесс с точки зрения Библии, утверждать, что Адам лишился приаповой кости в процессе создания Господом Евы. Никаких доказательств этому ни в Ветхом Завете, ни в трудах подвижников церкви нет.

Особенности перевода

Пролить свет на события времен создания мира помогает первоисточник современного Ветхого Завета, написанный древними евреями. В оригинале упоминается слово ἡ πλευρά (pleura ). На древнееврейском оно обозначало не только человеческое ребро, но и - в более широком смысле - сторону, часть тела, бок, а также край какого-то предмета, образования, местности. Древние стратеги называли «плеурой » фланг войска.

Вполне очевидно, что изначально в Писании указывалось, что Господь взял бок или половинку Адама и создал из нее Еву. Удивительно, сколько тысячелетий пережило метафорическое выражение «половинки друг друга», так и не утратив своего сакрального смысла!

А ведь в Септуагинте - переводе оригинала Ветхого завета с древнееврейского на древнегреческий - это значение было потеряно. Древним грекам было свойственно более приземленное понимание мира и любви. Для них единство душ заменяло неутолимое физическое влечение, желание обладать. Вероятно, переводчики просто не нашли в древнегреческом достойных аналогов слову «плеура » и подставили вместо этого «ребро», применив одно из его значений.

Так и родилась Ева из ребра Адама. В конце концов, не так уж и не правы были переводчики. Ребро - наиболее подходящая в теле человека кость. Если бы Создатель изъял у Адама челюсть, тазобедренный сустав, бедро или предплечье, он сделал бы первого мужчину убогим калекой, а это наверняка не совпадало с Божьим замыслом.

Уважаемая Наталия.

Вы совершенно правы, из способа творения женщины мы можем сделать важные выводы по поводу ее сущности и жизненной задачи.

Разделение на мужскую и женскую половины присуще не только человеку, но и множеству других живых существ. И, тем не менее, есть между ними принципиальная разница. У животных самец и самка существуют сами по себе, а их связь происходит только для обеспечения продолжения вида. И даже те из них, что «создают семью» делают это опять же только для более продуктивного производства и выращивания потомства (есть и исключения, такие как верность голубя и т. п., и на то особые причины).

Поэтому и при создании мужских и женских особей животных они были сотворены раздельно.

Совершенно иначе обстоит дело с человеком. Мужское и женское начало было создано в нем как единое целое, и только после этого разделено. Причина этого в том, что человек в полном смысле этого слова - это только совокупность мужской и женской стороны! Так учат нас мудрецы, говоря (Йевамот 63а): Тот, у кого нет жены, не называется Адам, как написано (Берейшит 5:2) «Мужчиной и женщиной создал их, и благословил их, и назвал их имя - Адам » - только когда они вместе, они названы Адам - человек, т. к. только в этом состоянии человек может достигнуть желаемого совершенства и цели своего творения.

Единение мужской и женской половинок - это конечная цель, однако путь к этому единению лежит именно через состояние разделения на двух отдельных людей, независимых друг от друга. Об этом говорит Тора (там же 2:18): «И сказал Всесильный: нехорошо быть человеку одному (в состоянии, когда оба начала находятся в полном единении), сделаю ему помощника, соответствующего ему» - отделение женского начала от мужского было на благо (тов ) человеку. Но чтобы облегчить поставленную задачу, Всевышний изначально создал человека в его совершенном состоянии (вместе с женой), что внесло в саму природу мужчины и женщины обоюдное чувство естественной близости и родства, как сказано (там же 2:24): «Поэтому оставит человек своего отца и мать и прилепится к жене своей, и станут единой плотью».

Так же как Хава была ничем иным, как частичкой Адама, так и любая жена - не что иное как часть своего мужа! В духовном аспекте они одна душа, разделенная только в материальном измерении, на своей нижней ступени. И хотя нам кажется, что знакомства происходят совершенно случайно, разные люди, незнакомые друг с другом, однажды встречаются, принимают решение создать семью - на самом деле это плод пристального провидения Творца, завуалированного завесой случая, как и большинство других его проявлений (но, как говорят наши мудрецы, именно в этой области проследить направляющую руку Небес гораздо легче, чем в чем-то другом).

Поэтому и само ощущение собственного «Я» у мужчины и женщины различно. Мужчина, будучи созданным как отдельное творение, ощущает свое «Я» в себе самом, в то время как женщина отождествляет себя со своим мужем, ведь она часть его (поэтому такое большое ударение делает иудаизм на уважении мужа к жене - следует проявлять к ней еще больше уважения и внимания, чем к самому себе).

Так же, как мужчина без жены - это получеловек (см. выше), так и девушка, еще не вышедшая замуж, сравнивается с недоделанным сосудом, завершение которого произойдет только после свадьбы.

Тора сообщает нам, что материальный мир был сотворен Творцом буквой «hей» ה, а мир духовный - буквой «йуд» י. Неслучайно именно эти две буквы различают между мужчиной (иш - אי ש) и женщиной (иша -אשה ). Каждый получил свою особую задачу: мужчина - посвятить себя духовным изысканиям, а женщина - обеспечить ему материальные нужды.

Однако ошибочно полагать, что роль женщины сводится к сугубо материальным сферам. Она равноправный партнер мужчины на жизненном пути. Помимо помощи в решении бытовых проблем, женщина дополняет его видение мира. Так же, как два разных человека смотрят на одну и ту же вещь по-разному, каждый улавливает какой-то особый, заметный только ему аспект, так и в целом есть ко всему мужской и женский подход, и только их совокупность делает видение вещей полноценным.

Кроме того, не будем забывать, что именно женщина приводит в мир новое поколение, и опять же речь не идет только о материальном аспекте. Мать выращивает своих детей, и путем ласки и любви естественным образом прививает им необходимые навыки и качества характера, с помощью которых они смогут достойно построить дальнейшую жизнь.

Но есть здесь и более глубокий момент. Упомянутые выше духовный и материальный миры находятся в постоянном взаимоотношении: мир духовный - сторона дающая, материальный - принимающая. Точно так же в семье: муж влияет, а жена принимает и реализует его влияние (наглядный пример этому - зачатие ребенка). Это одна из причин, в силу которой мужчина и женщина были разделены надвое - чтобы влиять на кого-то, необходимо видеть в нем отдельный объект, сосуд, способный воспринять влияние.

В этом человек уподобляется Творцу: цель всего творения - воздать человеку благо, суть которого - причастие к источнику блага и совершенства, к Всевышнему. И эта задача возложена на человека именно в рамках «отдаления» от Творца и определенного сокрытия Его реальности. Но как именно возможно приблизиться к Нему? Для этого необходимы две вещи: исполнение заповедей Торы, духовное влияние которых создает эту близость, и второе - развитие собственного «образа Б-га» (целем Элоким ), т. е. положительных качеств характера. Воздавая благо и любовь своей супруге, муж уподобляется Творцу, изливающему благо человеку, и этим уподоблением приближается к Нему.

Оговоримся, что мы только слегка притронулись к этой огромной теме, а также не занимались более конкретным вопросом: почему творение женщины было именно из ребра Адама, а не из какого-то другого органа (да и что имеется в виду под «ребром»), но это уже отдельная тема.

Спрашивает Елена
Отвечает Василий Юнак, 20.07.2011


Елена пишет:

Здравствуйте! В Библии сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину, сотворил их. Я так понимаю, одновременно, в один день. Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама? Есть ли этому какие-то объяснения в Библии? И если Ева была дана Адаму как помощница во избежание одиночества, то почему он был одинок, если Бог двоих их сотворил? Или Ева была второй женщиной, тогда кто первая? Заранее благодарна за ответ
Приветствую Вас, Сестра Елена!

Давайте прочитаем из Библии повествование о том, как была сотворена Ева:

"И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть " ().

Как видите, из этого повествования видно, что Ева была сотворена из ребра Адама. Здесь не говорится конкретно, сколько времени прошло со времени сотворения Адама до сотворения Евы, но мы понимаем, что всё это произошло в один день: сотворение животных, сотворение Адама, повеление назвать животных, осознание Адамом своего одиночества, сон Адама и сотворение Евы. Если это действительно можно вместить в один буквальный день, а я верю, что это было именно так (по этой ссылке я в юмористической форме это подтверждаю) , то повествование первой главы Бытия, где сказано, что в шестой день Бог сотворил человека состоящего из мужчины и женщины (), никак не противоречит этому повествованию о творении. Более того, в Новом Завете апостол Павел утверждает, что Адам и Ева не были сотворены одновременно: "Ибо прежде создан Адам, а потом Ева " ().

Относительно одиночества Адама - во-первых, оно длилось всего несколько часов, но это было необходимо для того, чтобы Адам оценил свою жену как должно, поняв, что без нее ему действительно будет не хорошо, как сказал Господь.

Что же касается мысли о том, что Ева - вторая жена Адама, то это отголосок одной из древних легенд или сказок, которые придуманы с тем, чтобы подорвать у людей веру в истинность Библии.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Толкование Писания":



Рассказать друзьям