Открытое занятие по экологии в младшей группе "Волшебница - вода!". Интегрированное занятие по экологии во второй младшей группе «Путешествие в весенний лес

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Байматова Ира Владимировна
ДОУ №50 г.Липецк
воспитатель


Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «В гости к лесным животным»

Цель: формировать представления о животном мире.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Формировать представление о времени года (Осень).

Создавать условия для формирования умения различать животных живущих в лесу (где живут? какие).

Уточнить представление о том, чем питаются дикие животные.

Воспитывать гуманное отношение к объектам природы, желание помогать им.

Развивающие задачи:

развивать умение детей находить схему картинку соответствующую поставленному вопросу;

развитие любознательности и познавательной мотивации;

развивать понимание речи и активизировать словарь;

закрепить знания детей об основных цветах (красный, желтый) и геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);

развивать общую и мелкую моторику;

развивать взаимосвязь координации движений и речи.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическое развитие.

Демонстрационный материал: игрушки (белка, заяц, медведь); их домики (дупло, берлога); грибочки, шишки; одна корзина с фруктами- муляжи; бочонок мёда; каждому ребёнку 1/2 альбомных листов с изображением малиновой веточки; Блоки Дьенеша; картинки с изображением деревьев;схемы картинки с приметами осени.

Предварительная работа: дидактические игры «Дикие животные» ; «ЛОТО»; «Найди пару»; «Лишний предмет» . Рассматривание картинок с изображениями диких животных, чтение стихов и загадок о лесе и его обитателях. Демонстрационный материал "Деревья".

Ход деятельности:

1.Вводная часть

Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание на гостей, предлагает поздороваться.

Здравствуй, солнышко - дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик - пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе -

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Мы с вами отправимся в лес в гости к животным. Давайте вспомним, какие звери живут в наших лесах. (Используются картинки из серии «Дикие животные»). Как мы их называем. (Дикие животные). Почему они дикие (за ними не ухаживают люди) Молодцы! Давайте возьмём с собой угощение для белки, зайца, медведя. Кто у нас любит грибы?

Дети: Белка.

Воспитатель: кто у нас любит яблоки?

Дети: Зайчик.

Воспитатель: кто у нас любит мед?

Дети: Медведь.

Воспитатель:

Складываем наши угощения для животных в корзину и отправляемся в путешествие.

А для того, чтобы попасть в лес, нам нужно произнести волшебные слова.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись.

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись. (Звучит музыка).

(Перед детьми доска, оформленная деревьями, ёлочками, дупло, на полу шишки, да грибочки).

Воспитатель: Вот он, чудесный лес! Ребята, а какое время года сейчас (Осень).Давайте покажем и назовём осенние приметы. (Осенью идёт дождь, дует ветер, птицы улетели в тёплые края, а звери готовятся к зиме). Листья опадают на землю, а какого цвета листочки? (Жёлтые, красные). (вызываю по одному ребенку и прошу показать приметы, использую 5 картинок)

Я хочу вам загадать загадку, а вы отгадывайте.

С ветки на ветку

Быстрый как мяч

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Как вы думаете это кто?

Дети: белка.

Воспитатель: Да, дети в нашем лесу живёт белка. А как называется дом, где живёт белка?

Дети: Дупло.

Воспитатель: А какая белка по цвету?

Дети: Рыжая.

Воспитатель: Белка собирает орешки, шишки, грибочки. А куда она их прячет?

Дети: В дупло.

Белочка (выглядывает из дупла): Ой, здравствуйте ребятки!

Воспитатель: Что ты делаешь осенью?

Белочка: В своём домике навожу порядок, готовлюсь к зиме. Осталось собрать шишки да грибочки, но все грибочки и шишки перемешались.

Воспитатель: Ребята, мы поможем белочке собрать шишки и грибочки? А сколько тут шишек и грибочков? (Много). Белочка, мы тебе поможем навести порядок. Давайте поможем белочке разобрать шишки и грибы. (Звучит музыка, дети собирают в одну корзину грибы, в другую шишки).

Белочка: Спасибо вам ребята за помощь!

Воспитатель: Белочка, мы принесли тебе подарок, ребята, что это? (Гриб). Какой он? (Большой).

Молодцы ребята, мы с вами справились и помогли белочке. Ой кто это плачет?

Комочек пуха

Длинное ухо

Прыгает ловко

Любит морковку (Подходят к пенёчку и видят там зайца)

Воспитатель: Ребята это кто здесь (заяц). А какой он? (Белый, трусишка). Здравствуй зайчик, что с тобой? Почему ты плачешь?

Зайчик: Я целый мешок набрал яблок, но до дома не донёс, мешок у меня оказался дырявым. Пока шёл домой, все яблоки я потерял.

Воспитатель: Да ты не печалься заяц, мы с ребятами пришли не с пустыми руками, а принесли тебе яблок. Ребята, подарим зайчику яблоки? А какие у нас в корзине яблоки по величине? По цвету?

Дети: Большие и маленькие, красные, жёлтые. Игра с Блоками Дьенеша (кладу в обруч круги, квадраты, треугольники).

Заяц: Спасибо вам ребята!

Большой хозяин он лесной

Просыпается весной.

Ребята кто это?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Он у нас какой?

Дети: Большой, косолапый.

Воспитатель: А как называется дом, в котором он живет?

Дети: Берлога.

Медведь: Здравствуйте ребята. А вы знаете, что я зимой делаю?

Дети: Спишь и лапу сосешь.

Медведь: Ай, да молодцы! Всё вы знаете. Поиграйте, пожалуйста, со мной, чтобы мне снились хорошие сны.

Воспитатель: Поиграем ребята с Мишкой?

Дети: Да.

Проводится логоритмика « Весёлые зверята ».

Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из

По болоту и по кочкам. ладоней.

Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседью, сделав круглые

Катится колючий ежик. спинки.

Медведь: Хорошо поиграли!

Воспитатель: Мишка, ребята принесли тебе бочонок мёда.

Медведь: Спасибо большое.

Воспитатель: А что любит ещё Мишка кушать?

Дети: Малину.

Воспитатель: Давайте, нарисуем ему ягодки. (Дети вместе с воспитателем рисуют ватными палочками ягодки для медведя).

Медведь: Вот спасибо, я очень довольный вами, не откажусь от ягодок. До свидания, ребята!

Воспитатель: А ребята нам пора в детский сад.

Насмотрелись мы чудес

Жди нас снова в гости лес!

Говорим волшебные слова.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в детском саду, ты, окажись!

Вот мы с вами и пришли в детский сад. Понравилось вам ребята наше путешествие? А куда мы с вами ходили? Кого мы встретили в лесу? Как мы помогли белке? А зайчику? Чем накормили мишку? Какие вы молодцы, животным нужно помогать, их нельзя обижать!

Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Люди начинают заново осознавать, что они являются частью окружающего мира, который необходимо беречь. Поэтому экологическое воспитание - одно из приоритетных направлений образовательных и воспитательных программ дошкольных учреждений. Экологическая составляющая может присутствовать во всех направлениях реализующейся в детских садах деятельности, но также проводятся и отдельные занятия, посвящённые этой теме.

Теоретические основы экологического воспитания в младших группах ДОУ

Дети 2–4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, и сейчас они как никогда близки к природе. Именно с этого возраста формируется положительное отношение ко всему живому. Главная задача экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте - дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.

В младших группах дети узнают названия животных, насекомых, птиц, кто из них является домашним, а кто диким, какие растения растут в лесу, в огороде, в саду, получают первые знания о природных явлениях, проводят простейшие опыты с водой, снегом, песком, посильно работают в живом уголке или комнате природы, ходят на экскурсии по экологической тропе.

Дети обязательно должны усвоить, что птицы, звери, насекомые, растения - живые. Они так же, как и люди, испытывают боль и страх, нуждаются в воде и пище. Если это домашние растения и животные - за них отвечает человек. То есть он должен за ними ухаживать. Если это дикая природа, то её лучше оставить в покое. Можно наблюдать, изучать, но не вредить. Если ребёнок усвоит это, значит, усилия воспитателей и родителей по экологическому воспитанию не пропали даром.

Возрастные особенности младших дошкольников

Интересный факт! По наблюдениям учёных, проводивших опыты по обучению обезьян речи глухонемых, развитие детёнышей шимпанзе и детей до 3 лет проходит практически одинаково. К 3 годам у них формируется однотипный набор умений и навыков. Даже словарный запас примерно одинаковый. Только ребёнок пользуется речью, а маленький шимпанзе - жестами. А вот дальше умственное развитие ребёнка резко прогрессирует, и к 5 годам он знает уже очень много.

Следует помнить, что дети в дошкольном возрасте плохо воспринимают только речевую информацию, она обязательно должна подкрепляться наглядностью. Ребёнок должен иметь возможность видеть то, о чём говорят, а ещё лучше - потрогать или поучаствовать. Самая лучшая форма обучения на этом этапе развития - игровая. Дети познают мир через игру и действие.

Дети должны видеть то, о чём говорит воспитатель, а ещё лучше - иметь возможность потрогать и поизучать

Также дети 3–5 лет не могут подолгу концентрироваться на чём-то одном, поэтому необходимо всё время менять вид деятельности. Это происходит потому, что на мозг маленького человека постоянно обрушивается большой поток новой информации, которая требует обработки и осмысления. Поэтому, чтобы не было перегрузки, мозг в определённый момент просто отключает какой-то свой сектор и включает другой. Внимательно наблюдайте за детьми - как только в глазах гаснет интерес и дети начинают с отсутствующим видом смотреть по сторонам, пора переключаться на что-то другое. Что бы вы им сейчас ни сказали по той теме, над которой работали, они всё равно ничего не запомнят.

Формы занятий

В младшей группе экологическое воспитание может проходить в виде:

  • занятий - ведущей формы организации работы по ознакомлению детей с окружающим миром;
  • экологических праздников и досугов, вызывающих эмоциональный отклик детей на их «природное содержание»;
  • ознакомления детей с природой в повседневной жизни (на прогулках и в процессе игр с природным материалом).

Что проходят на занятиях по экологии в разные времена года

Время года диктует свои требования и даёт определённые возможности для проведения экологических занятий. Рассмотрим, как можно планировать занятия осенью, зимой и весной. Хорошим проводником для детей по месяцам года станет Зинька из сказки В. В. Бианки «Синичкин календарь». Можно начинать первое занятие в месяце с чтения соответствующей главы.

Осенью дети в лесу собирают листья и другие природные материалы для поделок

Таблица: планирование экологических занятий в младших группах

Время года 1-я младшая группа 2-я младшая группа
Осень
  • Изучаем тему «Какие растения можно встретить в лесу». Трава, цветы, кустарники, деревья. Почему деревья сбрасывают листья.
  • В живом уголке наблюдаем за рыбками, смотрим, как устроен аквариум.
  • Гуляем по экологической тропе. Наблюдаем за деревьями, как листья меняют цвет и опадают. Собираем осенние листья, каштаны, шишки, жёлуди и другие растительные материалы, которые потом можно будет использовать для поделок.
  • Играем и ставим опыты с песком.
  • Изучаем тему «Как животные готовятся к зиме». Какие птицы улетают, какие остаются, как животные меняют шубки. Кто готовится к зимней спячке, как делают запасы на зиму.
  • В живом уголке наблюдаем за рыбками, учимся правильно поливать цветы.
  • Ведём календарь погоды.
  • Читаем стихи и рассказы, разучиваем песенки об осени.
Зима
  • Во время прогулок кормим птиц, наблюдаем за ними.
  • Изучаем тему «Как животные зимуют».
  • В живом уголке наблюдаем за кроликом.
  • Сажаем и выращиваем лук.
  • Наблюдаем за погодой.
  • Изучаем тему «Домашние животные».
  • Во время прогулок кормим птиц, наблюдаем за ними, узнаём, какие птицы зимуют в данной местности.
  • Играем и проводим опыты со снегом как на улице, так и в помещении.
  • Изучаем тему «Какие птицы остаются зимовать в нашей местности».
  • В живом уголке учимся ухаживать за кроликом. Узнаём, чем кролик отличается от зайца, какой заяц меняет шубку на зиму, а какой - нет.
  • Сеем и выращиваем кресс-салат.
  • Ведём календарь природы.
  • Изучаем тему «Дикие животные нашего края».
  • Читаем стихи и рассказы, разучиваем песенки о зиме.
Весна
  • В живом уголке наблюдаем, как растёт рассада, которую посеяли дети из старших групп.
  • Наблюдаем за погодой.
  • Изучаем тему «Какие животные живут в лесу».
  • Во время прогулок наблюдаем, как тает снег, как начинает расти новая трава, как зацветают первоцветы, как распускаются листочки.
  • Играем и проводим опыты с водой.
  • В живом уголке сеем помидоры на рассаду (если в детском саду нет места для огородика, то можно подобрать сорта комнатных или балконных томатов).
  • Ведём календарь природы и наблюдаем за погодой.
  • Изучаем тему «Перелётные птицы нашего края».
  • Читаем стихи и рассказы, разучиваем песенки о весне.

Материалы и игры к занятиям по экологии в младшей группе

Воспитатель должен так планировать занятия для малышей, чтобы им было, во-первых, весело и интересно, во-вторых, познавательно, а в-третьих, чтобы они постоянно узнавали что-то новое, запоминали и могли применять на практике.

Во время зимних прогулок дети обязательно кормят птиц и наблюдают за ними

Подбор материалов для начала занятий

Детей заинтересует появление в группе сказочного персонажа или игрушки, рассказывающей о своей беде и просящей детей о помощи. Например, к малышам приходит кукла Маша и приглашает их поехать на паровозике в лес. С песнями, стихами и загадками ребята отправляются в путешествие.

Начинать занятия можно с русских народных сказок, например, «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Можно просто прочитать эти сказки, использовать кукольный театр, показать мультфильм или диафильм. Кстати, диафильмы для детей этого возраста предпочтительнее. Малыши лучше воспринимают статичную картинку - нужно какое-то время, чтобы они её разглядели и осознали что видят, рассмотрели детали.

Рассказы о природе, растениях, животных, временах года также могут выступить в качестве начального этапа занятия. Русская детская художественная литература предлагает богатый выбор. В. Бианки, В. Сутеев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, И. С. Соколов-Микитов, С. Я. Маршак, К. Чуковский, Н. Сладков, М. Пришвин, Е. Чарушин и др. писали рассказы и стихи и для самых маленьких. Используйте произведения детских писателей, и таким образом вы не только будете знакомить детей с окружающим миром, но и прививать им хороший литературный вкус.

Если вы не сможете найти диафильм или мультфильм по какому-то произведению, отсканируйте страницы книги и покажите их на экране, можно просто подобрать картинки или фотографии по теме рассказа. Главное, чтобы дети наглядно видели, о чём им читают.

В первой младшей группе занятия можно начинать с чтения следующих русских народных сказок:

  • «Репка». На основе этой сказки можно проводить занятия на тему «Что растёт в огороде». Главный герой Дед приходит к ребятам и рассказывает, какие растения есть ещё у него в огороде, как они растут, как используются.
  • «Курочка Ряба». В гости к ребятам приходит Баба. Она рассказывает, что у неё в хозяйстве есть не только курочка, но и другие животные: коровка, козочка, лошадка, овечка и т. д. Показывает, как они выглядят, объясняет, для чего они нужны. Эту тему можно продолжить на занятии по конструированию, на котором детям предлагается построить загончик для животных.
  • «Колобок», «Теремок». На основе этих сказок можно проводить занятия по изучению диких животных, живущих в лесу.

Для второй младшей группы подойдут сказки:

  • «Заюшкина избушка». На сравнении двух избушек из этой сказки можно дать представление о разных материалах и смене времён года. Зимой было холодно, поэтому лёд не таял, а весной стало тепло и он превратился в воду, лиса осталась без дома. А вот деревянной избушке зайчика смена времён года - не помеха.
  • «Волк и семеро козлят». Эта сказка поможет в объяснении, что бывают животные хищные и травоядные. Волк - хищник, а коза с козлятами - травоядные. Какие ещё бывают хищники, а какие травоядные?

Видео: диафильм «Репка»

https://youtube.com/watch?v=EXiyhZcbMAQ Video can’t be loaded: Советские диафильмы! Репка (озвуч.) (https://youtube.com/watch?v=EXiyhZcbMAQ)

Игровая и опытная деятельность

В процессе игры дети могут ставить простейшие опыты. Для экспериментальной деятельности в младших группах предлагается использовать песок, снег и воду. Предлагаемые опыты подходят для детей обеих младших групп.

Песок

Играть и экспериментировать с песком можно как на улице, так и в помещении.

Дети узнают, что сухой песок - сыпучий, а из сырого можно лепить куличики

Что дети должны узнать:

  • Сухой песок - сыпучий. Его можно пересыпать из одной ёмкость в другую, но он не держит форму. Расскажите детям, как используется это свойство песка на практике - покажите песочные часы.
  • Мокрый песок становится липким, и из него можно делать куличики. Расскажите детям, что проводятся даже соревнования по созданию фигур из песка. Покажите картинки.
  • Если в песок добавить большое количество воды, то он становится жидким. Из него тоже можно строить замки.
  • На мокром песке остаются следы и отпечатки, и они долго сохраняют свою форму. Пусть дети нарисуют на мокром песке змейку, оставят отпечатки ладошек и следы от обуви и рассмотрят, какие чёткие они получились.

Обязательно покажите детям, какие красивые фигуры можно создавать из песка

Снег

Со снегом также можно играть и экспериментировать:

  • На улице малыши узнают, что снег бывает разный: рыхлый, похожий на крупу, липкий, покрытый настом, сухой. Лепить снеговика, например, можно только из липкого снега, из сухого и рыхлого не получится.
  • В помещении можно понаблюдать, как меняются свойства снега. Например, как из рыхлого он превращается в липкий, как постепенно тает и становится водой.
  • Во время снегопада пусть дети рассматривают снежинки - какие они красивые. Потом на занятии по ИЗО попросите ребят нарисовать их.

В помещении можно наблюдать, как снег меняет свои свойства

Вода

Детям очень нравятся игры с водой, что нужно использовать в познавательных целях:

  • На улице весной можно наблюдать разные состояния воды. Например, ранней весной пригрело солнышко, и закапала вода с крыш, а за ночь подморозило - и вот уже на этом месте появились сосульки. Снег растаял, и побежали весёлые ручейки. Вот здесь образовалась лужа, а за ночь она замёрзла и покрылась льдом. Посмотрите, как быстро бегут ручейки, пустите по ним кораблик и понаблюдайте за ним.
  • В помещении дети, играя с водой, переливают её из одной ёмкости в другую. Узнают, что заморозить воду можно специально - в морозилке холодильника.
  • Ставятся опыты, какой предмет держится на воде, а какой тонет. Пусть дети попробуют пускать кораблики из разных материалов (бумаги, пробки, коры, кусочка дерева, пластмассы). А если кинуть камешек, что произойдёт?

Играя с водой, дети узнают, какие предметы держатся на ней, а какие тонут

Картотека игр для занятий по экологии

Детям в процессе обучения обязательно надо устраивать подвижные паузы. Особенно это касается малышей. Основная задача игровой паузы - дать детям расслабиться, переключить внимание и выплеснуть накопившуюся энергию. Поэтому, например, классические догонялки можно привязать практически к любой теме: изучаете хищных животных - играете в «Волк и зайцы», птичий двор - «Коршун и цыплята», осенний лес - «Поймай листочек» и т. д. Также есть игры, которые можно использовать для закрепления материала.

«Собери морковку» (1-я и 2-я младшие группы)

На пол кладётся обруч, в него - морковка (её должно быть меньше, чем детей). Дети становятся широким кругом. По команде они бегут за морковкой. Кому морковки не досталось, тот выбывает из игры. Затем морковку опять кладут в обруч (опять её должно быть меньше, чем детей), и игра продолжается, пока не останется один ребёнок.

Видео: классика - «Море волнуется раз» (1-я и 2-я младшие группы)

«Зайцы и волк» (2-я младшая группа)

В центре комнаты рисуется или обозначается (обруч, шнур) круг - здесь живёт волк. В углу шнуром огораживается дом для зайцев. Волк стоит в центре круга и «спит», зайцы прыгают вокруг. По команде воспитателя «Волк проснулся», зайцы бегут в дом, а волк рычит и пытается их поймать. Кого поймал, тот становится волком.

Игра «Зайцы и волк» подходит для физкультурной паузы на занятиях по экологии

Игровое упражнение «Пройди по тропинке» (1-я и 2-я младшие группы)

На полу двумя шнурами выкладывается извилистая тропинка (для первой младшей группы шириной 25 см и длиной 3 м, а для второй - 20 см и 5 м соответственно). Задача - пройти по тропинке от начала до конца, за границы заступать нельзя. Текст задания придумывается в зависимости от темы занятия (собираем цветочки или ягоды в конце маршрута, гуляем в лесу и не топчем травку, стараемся не утонуть в болоте и т. д.)

«Найди дерево» (2-я младшая группа)

Игра проводится на открытом воздухе, например, на присадовом участке, в сквере, парке или в лесу. Цель: закрепить знания по теме «Какие деревья нас окружают».

Воспитатель называет какое-нибудь дерево (берёза, клён, осина, ель, сосна и т. д.), даёт некоторое время, чтобы дети огляделись и нашли его, а потом даёт команду «Побежали». Кто быстрее добежит до правильного дерева, тот и победил.

«Белочки и зайчики против лисы» (1-я младшая группа)

Игра также проводится на открытом воздухе. Цель: научиться отличать деревья от кустарников.

Дети делятся на 2 группы - зайчики и белочки. Надо как-то их пометить, например, использовать маски или просто рыжие и серые повязки на рукава. Воспитатель - лиса. Объясняется, что белочки живут на деревьях, поэтому и от лисы надо прятаться под деревом, а у зайчиков нет постоянного дома, но они прячутся под кустами, поэтому зайчики бегут к кустам. Дети гуляют, а по команде «Осторожно, лиса идёт!» бегут прятаться в нужное место. Кто спрячется неправильно, попадает к лисе.

Временной план занятия по экологии в младшей группе

Занятия в первой и второй младших группах длятся 15 минут вместе с разминочными паузами. Если используется активная игра, то она в эти 15 минут не входит, то есть время занятия удлиняется.

Этапы занятия:

  1. Просмотр диафильма или мультфильма (2–3 мин.).
  2. Обсуждение просмотренного (2–3 мин.).
  3. Разминка (1 мин.).
  4. Изучение основной темы (5 мин.).
  5. Игровая пауза по теме (5–10 мин.).
  6. Закрепление материала (3–4 мин.).

Занятия по экологии в первой младшей группе

Экологические занятия в первой младшей группе могут проводиться как в помещении, так и на улице. В этом возрасте лучше просто наблюдать за обитателями живого уголка, близкий контакт допускается только с очень спокойными животными и под контролем воспитателя. Нельзя разрешать детям брать животных на руки, поскольку это опасно для обеих сторон. Дети могут уронить питомцев или сильно сжать, что чревато травмами, а животные могут покусать или поцарапать малышей.

Дети могут чем-нибудь угостить животных или погладить, но не должны брать их на руки

Картотека тем для экологических занятий

  • «Зима-волшебница»;
  • «В лесу родилась ёлочка»;
  • «Пасека - мир пчёл»;
  • «Насекомые - наши друзья»;
  • «Путаница в лесу»: по мотивам стихотворения Корнея Чуковского «Путаница», т. е. представить детям ситуацию (например, зайцы скачут по деревьям, белки охотятся на волков, волки едят траву, лиса готовится к зимней спячке в берлоге и т. д.) и предложить её распутать;
  • «Путешествие капельки»: путешествие капельки от ключа и маленького ручейка до моря;
  • «Что растёт в огороде»;
  • «Наш аквариум»: наблюдение за аквариумом в живом уголке;
  • «Наш весёлый кролик»: наблюдение за кроликом в живом уголке;
  • «Кто спит всю зиму».

Конспект занятия «Кто пасётся на лугу?»

Цель занятия: узнать, какие животные, дающие молоко, живут на ферме; чем они питаются; что можно приготовить из молока.

Пополнение словарного запаса:

  • табун,
  • стадо,
  • отара,
  • сено,
  • кумыс,
  • ряженка,
  • варенец,
  • простокваша,
  • брынза.

Начало занятия: просмотр мультфильма «Кто пасётся на лугу?».

Воспитатель: Вот мы посмотрели мультфильм о животных, которые пасутся на лугу. Какие это животные - дикие или домашние? (Ответы детей). Правильно, домашние. А знаете, кто ещё из домашних животных может пастись на лугу? (Ответы детей). На лугу ещё могут пастись овечки. А вы знаете, ребята, как называется большое количество одинаковых животных, пасущихся на лугу? Много коров или коз - это стадо, лошадей - табун, овец - отара. (Показываются картинки). Чем питаются эти животные? (Ответы детей). Правильно, травой. А на зиму траву сушат, и получается сено. Им кормят животных зимой.

Теперь давайте поиграем в игру «Большой - маленький». Корова и лошадь - большие. Овца и коза - маленькие. Когда называется большое животное, вы встаёте и поднимаете руки вверх, когда маленькое - приседаете и руками упираетесь в пол. Начали. (Вразнобой называются животные: корова, коза, лошадь, овца. Темп убыстряется).

Ну вот, поиграли, отдохнули. А теперь давайте подумаем, кто из этих животных даёт молоко? (Ответы детей). На самом деле, молоко получают от всех этих животных. Молоко от лошадей называется кумыс. Оно очень полезно. Из молока делают различные продукты. Какие продукты делают из молока? (Ответы детей). Из молока делают сметану, кефир, простоквашу, ряженку, варенец, сливки, масло, брынзу, сыр. Все эти продукты очень полезны, и люди обязательно должны их есть.

Так что мы сегодня узнали нового? (Задаются вопросы по теме занятия. Дети на них отвечают). Молодцы, ребята!

Видео: мультфильм «Кто пасётся на лугу?»

https://youtube.com/watch?v=vkfzj8URtEc Video can’t be loaded: Весёлая карусель № 5 - Кто пасётся на лугу? (1973) (https://youtube.com/watch?v=vkfzj8URtEc)

Фотогалерея: стадо, отара, табун

Коровы объединяются в стадо Много коз - стадо Много овец - отара Много лошадей - табун

Примеры конспектов занятий в первой младшей группе

Ниже представлено несколько примеров занятий на разные темы. На их основе воспитатель может разработать планы своих занятий.

  • Ольга Сиротенко «Комнатные растения. Фикус» . Направлено на обогащение знаний детей о комнатных растениях.
  • Лариса Рыбалко «Мама для котёнка» . Целью является дать детям представление о домашних животных и их детёнышах, формировать доброе отношение к животным.
  • Мариам Папикьянц «Кто в теремочке живёт?» . Учит детей различать по внешнему виду и называть домашних животных, чем они питаются.
  • Гузалия Сатдарова «Путешествие к бабушке Маланье» . Направлено на формирование экологических представлений через развитие сенсорных эталонов и развитие речи.
  • Наталья Аносова «Закружился снежок» . Формирует представления о зимних природных явлениях и свойствах снега.

Занятия по экологии во второй младшей группе

На экологических занятиях во второй младшей группе разбираются практически те же темы, что и в первой, но более расширенно. То есть если в прошлом году вы проходили основных домашних животных, привычных в вашей местности (например, корова, коза, лошадь, свинья), то в этом вы можете рассказать, каких домашних животных разводят люди в других краях (например, осёл, верблюд, северный олень). Также можно добавить какие-то новые факты о повадках и образе жизни уже известных детям животных, в том числе и диких. То же самое касается и других тем - мы постепенно расширяем их. И будем продолжать делать это и в последующие годы, прибавляя новые. Не забываем о наглядности. Все дидактические пособия должны быть реалистичными и давать полное представление об изучаемом материале.

Наглядные пособия должны быть реалистичными

Картотека тем

  • «Чудесная вода» (почему невозможно прожить без воды);
  • «Непорядок в лесу» (о правилах поведения в лесу);
  • «Весёлый огород»;
  • «Птичий двор»;
  • «Здравствуй, дерево!»;
  • «Что едят кролики» (учимся кормить кролика в живом уголке);
  • «Зачем нам растения»;
  • «Животные и их детёныши» (как называются домашние животные и их потомство);
  • «Перелётные птицы»;
  • «Как лес готовится к зиме»;
  • «Запасы на зиму» (как разные животные делают запасы на зиму).

Таблица: конспект занятия «Дикие животные: ёжик»

Цель занятия
  • Изучение животного ёж - где живёт, чем питается, как зимует, повадки.
  • В игровой паузе - действовать слаженно, по команде.
Материалы
  • Стихотворение С. Я. Маршака «Тихая сказка» (можно использовать предложенное видео, самостоятельно отсканировать страницы с иллюстрациями или подобрать картинки по теме).
  • Картинки с изображениями ежей.
  • Обручи, кегли и шнуры для игровой паузы.
Оборудование дорожки
для игровой паузы
  • Устанавливаются 5 кеглей в ряд с расстоянием 60–70 см друг от друга;
  • делается мостик через речку при помощи 2 шнуров (метр в длину, расстояние между шнурами - 20 см);
  • раскладываются 6 небольших обручей в шахматном порядке на расстоянии 15 см друг от друга.
Вид деятельности Действия воспитателя Действия детей
1. Вступительная часть Слушают стихотворение «Тихая сказка» и смотрят презентацию.
2. Обсуждение Воспитатель задаёт вопросы:
  • Дети, про кого эта сказка?
  • Почему ежи не стали убегать от волков?
  • Может ли волк съесть ежа?
  • Почему?
  • Чего испугались волки?
  • Страшна ли охотничья собака ежам?
Ответы детей
3. Игровая пауза А теперь давайте поиграем в «Тихую сказку».
  1. Отправились ёжики погулять.
  2. Пробираются через чащу.
  3. А вот деревья растут, надо бы их обойти.
  4. Вот речка, а через неё брёвнышко мостиком лежит.
  5. Речку перешли, а тут болотце небольшое, надо с кочки на кочку перепрыгивать.
  6. А вот волчье логово. Волки спят, надо их не разбудить. Обойдём тихо-тихо.
  7. Ну вот, погуляли, теперь надо обратно домой возвращаться.
  8. Ну вот мы и дома.
  1. Встают со стульчиков и выстраиваются в шеренгу.
  2. Идут друг за другом и раздвигают руками воображаемые ветки.
  3. Обходят змейкой расставленные кегли.
  4. Переходят речку по выложенной дорожке - заступать за шнур нельзя.
  5. Перепрыгивают двумя ногами из обруча в обруч.
  6. Идут медленно и тихонечко на цыпочках.
  7. Проделывают все в обратном порядке.
  8. Рассаживаются по стульчикам.
4. Основная часть Фото 1. Ёж - небольшое животное, от 20 до 30 см в длину. У ежа есть очень маленький хвостик. Зубы у ежа маленькие и острые. Нос чёрного цвета и всегда влажный. Голова, спина и бока покрыты иглами, а на мордочке и животе растёт грубая шерсть.
Фото 2. Рассмотрим подробнее иголки ежа. Длина иголок от 2 до 3 см. Посмотрите на окрас иголок. Каждая иголочка тёмная в середине и светлая по краям. Такая окраска помогает ёжику оставаться незаметным в лесу. Иголки у ежей внутри пустые и наполнены воздухом. Посмотрите, как растут иголки - в разные стороны.
Фото 3. Таким образом ёжик полностью защищён, когда сворачивается в клубок. Вот так он выглядит снаружи.
Фото 4. А вот так, если его перевернуть. Видите, до него практически нельзя добраться.
Фото 5. Рождаются ежата без иголок. Но уже через 2 часа у них появляются мягкие белые иголки.
Фото 6. Через 2 дня иголки у ежат становятся твёрдыми.
Фото 7. Когда мама-ежиха ведёт своих детей на прогулку, то идёт впереди, а ежата за ней, как вы сегодня, когда играли в «Тихую сказку».
Фото 8. Но если надо, мама переносит ежат сама.
Фото 9. Ежи питаются в основном насекомыми. Поэтому их называют насекомоядными. Но могут полакомиться улитками, слизнями, червяками, яйцами и птенцами птиц, которые вьют гнёзда на земле. Иногда едят ягоды, фрукты и грибы.
Фото 10. Ежи очень хорошо плавают.
Фото 11. Зимой ежи впадают в спячку. Для этого они осенью много едят, чтобы запастись жиром. Потом заворачиваются в листья и устраиваются в своём гнезде. Весной ежи вылезают из гнезда, когда станет совсем тепло.
Фото 12. Ежи часто живут рядом с человеком. Они поедают вредных насекомых и слизней и таким образом защищают огород от вредителей. Поэтому многие люди стараются привлечь ежей на свои участки и подкармливают их. Подкармливать можно. А вот ловить и нести домой - не нужно. Ёж - не домашнее животное, он должен спокойно жить в дикой природе.
Слушают воспитателя и рассматривают фотографии.
5. Разминочная пауза Что-то мы с вами засиделись. Давайте немного разомнёмся и представим себя ёжиками. Как я хлопну в ладоши, вы садитесь на корточки и «сворачивайтесь в клубок». Я хлопаю 2 раза - вы встаёте.
Чтобы развить внимательность, хлопайте не по порядку, а например, 1 – 2 – 1 – 1 – 2 – 2, ну и так далее.
Дети встают со стульчиков и играют в ёжиков.
6. Закрепление пройденного А теперь давайте посмотрим, что вы усвоили.
  • Какие у ежа иголки?
  • Какой у ежа нос?
  • Что ест ёж?
  • Как гуляют ежата?
  • Что делают ежи осенью?
  • Что делают ежи зимой?
  • Почему ежи полезны?
  • Можно ли ловить ежей?

Какие вы молодцы! Сегодня узнали много нового про ёжика. Придёте домой, обязательно расскажите родителям.

Ответы детей.

Видео: Маршак «Тихая сказка»

https://youtube.com/watch?v=Qn-7d0bzbzA Video can’t be loaded: Тихая сказка. С.Я. Маршак. Читаем вслух (https://youtube.com/watch?v=Qn-7d0bzbzA)

Фотогалерея: что мы знаем о ежах

Ёж покрыт иголками, защищающими его от хищников Иглы ежа полые и внутри заполнены воздухом Если ёж сворачивается клубком, он полностью защищён До ежа, свёрнутого клубком, невозможно добраться У маленьких ежат мягкие белые иголки Посепенно иголки у ежат становятся твёрдыми На прогулке ежиха идёт впереди, а дети следуют за ней Мама-ежиха может сама переносить своих детей Основная еда ежей - насекомые Ежи на удивление хорошо плавают К зиме ежи готовят гнёзда из опавших листьев Ежей можно подкармливать, чтобы они жили на вашем участке

Примеры конспектов занятий во второй младшей группе

  • Ольга Смирнова «В гостях у Лесовичка» . Целевая прогулка по экологической тропе, направленная на расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе.
  • Елена Потапова «Как звери в лесу готовятся к зиме» . Занятие направлено на формирование умения устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.
  • Лариса Ахметова «Живи, родник!» . Закладывает основы природоохранной деятельности дошкольников.
  • Дина Суйналиева «Путешествие в весенний лес» . Закрепляет знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
  • Людмила Рыжкова «Айболит и растения» . Воспитывает бережное, заботливое отношение к растениям и желание за ними ухаживать.

Тема «Айболит и растения» может пригодиться в качестве вводного занятия к проектной деятельности «Выращиваем лук».

Проектная деятельность в младших группах

С самого раннего возраста у детей следует поощрять желание наблюдать и исследовать. Проектная деятельность как нельзя лучше подходит для этого. Следует только учитывать, что для младших дошкольников подойдут не слишком долгие проекты, потому что им важно как можно быстрее увидеть результат. Хотя тут все относительно - если в старших группах двухнедельный проект считается краткосрочным, то для малышей это достаточно большой срок. Во второй младшей группе можно реализовывать долгосрочный проект «Ведение дневника погоды».

В первой младшей группе ДОУ можно реализовать проект «Выращиваем лук»

Таблица: проект «Выращиваем лук» для первой младшей группы

Автор Викторова А.
Цель проекта Вызвать у детей желание выращивать зелёный лук в домашних условиях и затем употреблять его в пищу.
Задачи проекта Дети должны узнать:
  • какие условия нужны луку для роста;
  • строение лука (откуда будут расти корешки, а откуда - перо);
  • как практически можно посадить лук на перо в домашних условиях;
  • как ухаживать за луком;
  • в чём польза лука, зачем и как нужно его есть.
Материалы
  • Посадочный материал - лук (луковицы среднего размера и одна большая).
  • Контейнер для посадки лука.
  • Земля.
  • Совочки и грабельки.
  • Леечки с водой.
  • Баночка или стакан с водой.
  • Клеёнка для стола.
  • Влажные салфетки для рук.
  • Фартуки для детей.
Помощь родителей Приобретение посадочного материала, контейнера и земли.
Подготовительный этап Провести занятие о строении лука и о его пользе.
Основной этап Посадка лука:
  1. Дети при помощи воспитателя наполняют контейнер землёй с помощью совочков.
  2. Разравнивают землю грабельками и немного уплотняют её.
  3. Определяют, где у лука будут расти корешки, и сажают его в землю.
  4. Большую луковицу сажают в банку или стакан с водой (см. на фотографии).
  5. Поливают лук из леечек.

Уход за луком:

  1. Следят, чтобы земля не пересыхала.
  2. При помощи воспитателя ведут дневник - когда был посажен лук, когда у него появились корешки (для наблюдения за ростом корешков сажалась в воду большая луковица), когда начали расти зелёные перья, на сколько сантиметров вырастает перо за сутки.
Заключительный этап
  • Когда лук вырастет довольно большим, его срезают и относят на кухню.
  • Повар готовит какое-нибудь блюдо с ним.
  • Устраивается праздничный обед.

Проект для второй младшей группы

Если вы не выращивали лук в прошлом году, то можете сделать это в этом. Если же дети уже имеют опыт выращивания лука, можно усложнить задачу и вырастить кресс-салат. Только для его выращивания нужны не контейнер и земля, а вата и низенькие ёмкости, например, лотки от продуктов. А так действуйте по предложенному выше плану.

Для выращивания кресс-салата нужна не земля, а влажная вата

Темы для проектной деятельности в первой младшей группе

  • «Зачем нужна фасоль»;
  • «Что такое листопад»;
  • «Кормим птиц»;
  • «Наблюдаем за рыбками»;
  • «Для чего нужны дождевые червяки»;
  • «Какого цвета осень».

Темы для проектной деятельности во второй младшей группе

  • «Кто в норке живёт»;
  • «Выращиваем фасоль»;
  • «Кормим птиц»;
  • «Как устроен аквариум»;
  • «Удивительные бабочки»;
  • «Удивительный снег».

Форм для проведения экологических занятий очень много. Если их все использовать, то усилия педагогов ДОУ не пропадут даром - дети познакомятся с природой, узнают много интересного и полезного, и им никогда не будет скучно на занятиях в детском саду. В результате правильно организованного экологического воспитания у дошкольников сформируется бережное и заботливое отношение к природе.

«Экологическое воспитание во второй младшей группе» Беляева Елена Александровна воспитатель I категории 2012 г г.


Актуальность: Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких.


Цель: Формирование представлений у детей о биологических закономерностях Формирование эмоционально – положительного отношения к миру Формирование трудовых умений и навыков по уходу за животными и растениями Формирование у детей потребности в самостоятельном изучении природы.


Задачи: Развивать у детей желание, сохранять окружающий мир природы. Совершенствовать предметно – развивающую среду. Развивать познавательную активность и любознательность. Совершенствовать педагогическую культуру родителей по вопросам экологического воспитания детей.


Особенности экологического образования детей младшего дошкольного возраста Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни.


Отечественные программы экологического воспитания дошкольников. А. Вересова "Мы земляне" Е. Рылеева "Открой себя" Н. А. Авдеева и Г. Б. Степанова "Жизнь вокруг нас" Ж. Л. Васякина-Новикова "Паутинка" В. И. и С. Г. Ашиковы " Семицветик " Т. А. Копцева "Природа и художник" Н. А. Рюкбейль "Чувство природы" Н. А. Рыжова "Наш дом - природа" С. Николаева "Юный эколог" Е. В. Пчелинцева-Иванова " Непреходящие ценности природы "


Значение совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе экологического воспитания. Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.


Я считаю, что экологическому воспитанию дошкольников должно отводится важное место. Передо мной возникла проблема, как заложить в ребенке первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу. Уверена, что любовь к природе сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека, должны воспитываться с раннего возраста и в семье и в дошкольных учреждениях.


Методы экологического образования в ДОУ Метод наблюдения с подключением различных анализаторов, Опыты и эксперименты, Проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); Словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), Практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), Игровые методы и игра, Практическая работа и поисковая деятельность; Экскурсии, Метод проектов


Экологическое воспитание дошкольника через разные виды деятельности Экологиче ская культура Конструиров ание Чтение Наблюдение Трудовая деятельность Игровая деятельность Физическая деятельность Художественн ая деятельность Театральная деятельность Музыкальная деятельность



Предметно-развивающая среда Коллекции Мини-огород Мини-лаборотория Фотоальбомы, иллюстрации Экологические игры Макеты обитания диких и домашних животных Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов Коллекции Мини-огород Мини-лаборотория Фотоальбомы, иллюстрации Экологические игры Макеты обитания диких и домашних животных Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов


Работа с родителями Привлечение к оформлению развивающей среды группы Родительские собрания в форме развлечений, игр Детско-родительские выставки рисунков Привлечение родителей к участию в экологических выставках Индивидуальные беседы, стендовые консультации Участие в утренниках


Ольга Ильина
Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «В гости к лесным животным»

Тема: "В гости к лесным животным".

Формы проведения: совместная деятельность детей и взрослого, образная игра.

Цель: формировать представления о животном мире, учить узнавать и называть животных, живущих в нашем лесу.

Программное содержание:

Воспитательное: воспитывать гуманное отношение к объектам природы, желание помогать им.

Развивающие: развивать внимание, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Образовательное: формировать представление о времени года (Осень). Учить различать животных живущих в лесу (где живут? какие). Уточнять представление о том, чем питаются дикие животные.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная.

Планируемые результаты: - принимает активное участие в продуктивной деятельности, играх;

Узнаёт животных, называет их;

Различает цвета (красный, зелёный, жёлтый, называет их и находит в ближайшем окружении.

Сравнивает предметы по величине (большой, маленький).

Методы и приёмы: Сюрпризный момент. Создание мотивации. Познавательные вопросы, Исследовательская деятельность. Физ. минутка.

Наглядные средства обучения: игрушки (белка, заяц, медведь); их домики (дупло, норка, берлога); грибочки, шишки; одна корзина с фруктами- муляжи, другая корзина с свежими яблоками; каждому ребёнку 1/2 альбомных листов с изображением малиновой веточки; музыкальный центр.

Организация детей: фронтальная, индивидуальная.

Индивидуальная работа: дидактические игры "Дикие животные". Рссматривание картинок с изображениями диких животных, чтение стихов и загадок о лесе и его обитателях. Использование на занятиях демонстрационного материала "Деревья".

Предварительная работа: занятия по ознакомлению и закреплению цвета, формы; понятия (один, много, большой, маленький). Создание условий для систематического проведения занятий, для самостоятельной деятельности детей, сотрудничества с семьями воспитанников.

Стуктура НОД: 15 минут.

1 часть- введение в игровую ситуацию-2 мин.

2 часть- мотивация, "Помощь животным в подготовке к зиме"

Выполнение заданий (помощь белке)- 3 мин.

Разминка-1 мин

Выполнение заданий (помощь зайчику)- 2 мин.

Игра с Мишкой- 2 мин.

Выполнение заданий- 3 мин.

3 часть- заключение- 2 мин.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Мы с вами отправимся в лес в гости к зверятам. Давайте вспомним, какие звери живут в наших лесах. Как мы их называем. (Дикие животные). Молодцы! Давайте возьмём с собой угощение зверятам.

А для того, чтобы попасть в лес, нам нужно произнести волшебные слова.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись.

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись. (Звучит музыка).

2. Основная часть.

(Перед детьми ширма, оформленая деревьями, ёлочками,пеньками, на полу шишки, да грибочки).

Воспитатель: Вот он, чудесный лес! Ребята, а какое время года сейчас (Осень).Давайте назовём осенние приметы. (Осенью идёт дождь, дует ветер, птицы улетели в тёплые края, а звери готовятся к зиме). Листья кружаться и падают на землю, а какого цвета листочки? (Жёлтые, красные). Какие деревья здесь вы видете? (Ответы детей).

Я хочу вам загадать загадку, а вы отгадывайте.

С ветки на ветку

Быстрый как мяч

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Как вы думаете это кто (Ответы детей).

Да, дети в нашем лесу живут белки. А где живёт белка? А какая белка по цвету (Ответы детей).Белка собирает орешки, шишки, грибочки. А куда она их прячет?

Белочка (выглядывает из дупла): А-ап-ап-чхи!Ой, здравствуйте ребятки! Вы меня узнали?

Воспитатель: Что случилось с тобой белочка, ты заболела?

Белочка: Да нет, не заболела, в своём домике навожу порядок, готовлюсь к зиме. Осталось собрать шишки да грибочки, но все грибочки и шишки перемешались.

Воспитатель: Ребята, мы поможем белочке собрать шишки и грибочки? А сколько тут шишек и грибочков? (Много). Белочка, дай нам корзинки для шишек да грибов, мы тебе поможем навести порядок. (Звучит музыка, дети собирают в одну корзину грибы, в другую шишки).

Белочка: Спасибо вам ребята за помощь!

Воспитатель: Белочка, мы принесли тебе подарок, ребята, что это? (Гриб). Какой он? (Большой).

Молодцы ребята, мы с вами справились и помогли белочке. Ой кто это плачет?

Комочек пуха

Длинное ухо

Прыгает ловко

Любит морковку (Подходят к пенёчку и видят там зайца)

Воспитатель: Ребята это кто здесь (заяц). А какой он? (Серенький, трусишка). Здравствуй зайчик, что с тобой? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

Зайчик: Да меня никто не обижал, я целый мешок набрал яблок, но до дома не донёс, мешок у меня оказался дырявым. Пока шёл домой, все яблоки я потерял.

Воспитатель: Да ты не печалься заяц, мы с ребятами пришли не с пустыми руками, а принесли тебе яблок. Ребята, подарим зайчику яблоки? А какие у нас в корзине яблоки по величине? По цвету (Большие и маленькие, красные, жёлтые, зелёные). (Дети берут по яблоку и описывают).

Заяц: Спасибо вам ребята!

Большой хозяин он лесной

Просыпается весной.

Ребята кто это? (Мишка). Он у нас какой? (Большой, косолапый).

Медведь: Здравствуйте ребята, да я Мишка большой, косолапый и неуклюжий, но я добрый! Слышал, что вы в гости к нам пришли. А получилось так, что вы помогли животным подготовиться к холодной зиме. Ай, да молодцы! Всё вы знаете, умеете, а научите меня в какую-нибудь игру играть? У меня есть друзья, я их научу.

Проводится логоритмика" Три медвежонка"

Медведь: Хорошо поиграли!

Воспитатель: Ребята, Мишка тоже готовится к зиме. Что любит Мишка кушать? Давайте ему поможем, нарисуем ему ягодки. (Дети вместе с воспитателем рисуют ватными палочками ягодки для медведя).

Медведь: Вот спасибо,я очень довольный вами, не откажусь от ягодок. Я вам тоже приготовил корзину с подарками, сладкие яблоки от всех жителей нашего леса. До свидания, ребята!

Воспитатель: Ну ребята нам пора в детский сад.

Насмотрелись мы чудес

Жди нас снова в гости лес!

Говорим волшебные слова.

Ра, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в детском саду, ты, окажись!

3. Подведение итогов.

Вот мы с вами и пришли в детский сад. Понравилось вам ребята наше путешествие? А куда мы с вами ходили? Кого мы встретили в лесу? Как мы помогли белке? А зайчику? Чем накормили мишку? Какие вы молодцы, животным нужно помогать, их нельзя обижать!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к диким животным» Задачи: 1. Дать представление о диких животных,об их образе жизни,повадках,питании жилищах; 2. Расширить словарь за счет имени существительных.

Конспект комбинированного занятия в младшей группе «В гости к лесным жителям» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №246» Конспект комбинированного занятия во второй младшей группе Подготовили воспитатели:.

Конспект НОД по сенсорному воспитанию во второй младшей группе «В гости к лесным зверятам» В гостии к лесным зверятам Конспект НОД по сенсорному воспитанию второй младшей группы Разработано и проведено: Воспитателем Суховой Е. В.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «В гости к лесным жителям» Цели: Образовательные: Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать.

Программное содержание: Расширять представления о диких животных: заяц, медведь, белка - характерные для нашей местности. Способствовать.

Форма: Комплексное занятие.

Программное содержание:

  1. Закреплять действия соотнесения предметов по величине, цветам;

Пособия и материалы: большие игрушки: лев, медведь, обезьяна; две игрушки зайцев разных размеров; длинная верёвка (резинка) с подвешанными на ней картонными бананами на каждого ребёнка; ворота для подлезания; картонные моркрвки двух размеров, грибы и ягоды; 10 картонных бананов, больших и маленьких; бантики, шарики, ленточки.

Группа празднично оформлена под «зоопарк» с воротами-дугами. Дети вместе с воспитателем под весёлую музыку входят в зал, останавливаются перед «воротами».

Воспитатель:

Мы идём сегодня в парк.

В наш весёлый зоопарк.

Встретим заёцев и медведя-

Обезьянкиных соседей.

Там вон лев стоит и ждёт,

Кто же в гости к ним придёт.

В зоопарк идём мы дружно,

Накормить зверушек нужно.

Не обидим их ничем,

А сыграем вместе все.

Воспитатель вместе с детьми проходит через «ворота-дуги» в «зоопарк». Дети выполняют подлезание под дуги, не касаясь руками пола, поочерёдно друг за другом, проходят круг и подходят к месту, где сидят 2 игрушечных зайца: большой и маленький.

1 остановка - «Зайцы»

Воспитатель: Давайте поиграем с зайчиками, споём и станцуем вместе с ними. Повторяйте за мной движения.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой! (2 раза)

(Дети топают ножкой, руки на поясе)

Заинька, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши,

Вот так, эдак бей в ладоши! (2 раза)

(Дети хлопают)

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, эдак повернись! (2 раза)

(Дети поворачиваются 1-2 раза, руки на поясе)

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, эдак поклонись! (2 раза)

Воспитатель:

Поиграли, поплясали? Давайте угостим зайчиков морковками. Вы заметили, что зайчики разные? Какие они? (дети отвечают). Правильно, один - большой, другой — маленький. Нужно нам и морковки раздать им так, чтобы они все были сыты. У меня есть морковки,посмотрите какие они? (ответы детей). Кому какие дадим?

Дети раскладывают морковки возле зайчиков, соответственно их размерам.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Все зайчики остались довольны! Пойдём дальше.

Воспитатель с детьми проходит круг и подходит к игрушке Льва, наряженной бантами, шариками, ленточками.

2 остановка - «Лев»

Воспитатель:

Посмотрите, лев большой,

Весь нарядный и смешной.

День рождения у него,

Он подарка ждёт давно.

Давайте дети встанем в кружок и поздравим льва с днём рождения.

Дети встают в хоровод и вместе с воспитателем идут друг за другом и поют песенку.

Как на Лёвины именины

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины

(поднимают руки вверх)

Вот такой нижины,

(приседают, опускают руки вниз)

Вот такой ширины

(разводят руки в стороны)

Вот такой ужины

(сходятся в круг)

Спляшем дружно и споём,

Очень весело живём.

(играют 2-3 раза)

Воспитатель:

Понравилось вам играть со львом? Он был очень рад, что вы приходили его поздравить. Но нас ждут и другие зверушки в нашем весёлом зоопарке.

Воспитатель вместе с детьми проходит круг и подходит к двум деревьям, на одном из них закреплена игрушка обезьянки. Перед ней растянута верёвка (резинка) с бананами, подвешанными на высоте вытянутых вверх рук ребёнка.

3 остановка - «Обезьянка»

Воспитатель:

Посмотрите дети, кто нас здесь ждёт! Правильно, обезьянка! Где сидит обезьянка? Высоко или низко?(дети отвечают). Обезьянка хочет с нами поиграть. Она легко прыгает с дерева на дерево и достаёт бананы, которые растут высоко. Давайте и мы будем подпрыгивать как обезьянки и попробуем коснуться бананов.

Дети подпрыгивают, стараясь рукой коснуться бананов.

Воспитатель:

Ой, смотрите! Обезьянка уронила бананы и они рассыпались. Дети скажите мне какие бананы? Правильно, большие и маленькие. Давайте поможем обезьянке их собрать. (расскладывают бананы по разным корзинкам).

Воспитатель:

Молодцы, все бананы собрали правильно! Давйте оставим их обезьянке, а сами пойдём дальше. Хорошо? Тогда вперёд!

Воспитатель вместе с детьми проходит круг и подходят к игрушке медведя.

4 остановка - «Медвежонок»

Воспитатель:

Что ты, Мишенька, грустишь?

Не смеёшься, не шалишь?

Дети посмотрите Мишка рассыпал корзинку с грибами и ягодами, поэтому он такой грустный. (уточняю цвет ягод и шляпок грибов). Давайте поможем Мишке собрать грибы в одну корзинку, а ягоды в другую.

Воспитатель:

Молодцы! Вы были ловкими, собрали все грибы и ягоды. Давайте подойдём к медвежонку, а чтоб он не грустил, угостим его собранными грибами и ягодами. Он будет лакомиться и нас вспоминать.

Воспитатель:

Весело мы погуляли?

Со зверями поиграли,

Накормили, поплясали,

И нисколько не устали.

А теперь детвора

В группу нам идти пора.

Воспитатель вместе с детьми выходят из зала.

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 112 ОАО « РЖД»

Конспект комплексного занятия

Весёлый

зоопарк

во 2 младшей группе

Составила воспитатель:

2- ой квалификационной

Сидоренко Н. С.

Самоанализ

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистервег

Самоанализ - это рефлексия собственной деятельности . Самоанализ проходит непосредственно после проведения конкурсного занятия.

Как правило, самоанализ занятия конкурсант готовит дома, по предложенной схеме, а затем зачитывает членам экспертной группы. И в данном случае конкурсной комиссией оценивается прежде всего не тот текст, который педагог старательно прочитал или даже выучил наизусть, а способность воспитателя проанализировать занятие сразу же после его проведения.

В этой связи при самоанализе занятия постарайтесь ответить на ряд вопросов:

  1. Какой был замысел, план занятия и почему?
  2. Выбор содержания и его целесообразность.
  3. Почему именно такая структура была выбрана для данного занятия. Оправдала ли она себя?
  4. Какие технологические приемы использовались для того, чтобы на занятии:

Актуализировать и обогатить субъективный опыт ребенка;

Стимулировать проявление инициативы и самостоятельности;

Создавать для ребенка ситуацию выбора заданий и форм их выполнения;

Строить взаимодействие на основе диалога и полилога;

  1. Какие средства и приёмы, использованные на данном занятии, оказались, на Ваш взгляд, наиболее эффективными? А какие нет? Почему Вы так считаете?
  2. Что удалось, и не мене важно, что не удалось реализовать из задуманного Вами? Почему? Какие моменты занятия оказались наиболее удачными, «провальными» и почему?
  3. Считаете ли Вы, что в этом занятии нужно было бы что-то изменить? Если да, то, что именно и почему?

Конкурсанту следует помнить, что на данном этапе конкурса оценивается не само занятие, а способность воспитателя к рефлексии собственной деятельности.

Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было сделано с помощью игрового сюжета «Космическое путешествие на планету профессора Всезнамуса». Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение проблемно-игровой ситуации: восстановление частично утраченного фото планеты, затрудняющее её успешный поиск в огромном космическом пространстве

Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности был введен мультгерой - Профессор Всезнамус. На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности он помогает детям восстановить изображение своей планеты с помощью презентации «Задания профессора Всезнамуса». После каждого успешно выполненного детьми задания он восстанавливает часть изображения своей планеты.

Основная часть НОД - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.

В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка

В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкульминутка.

Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка. Для достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.

Для решения учебных задач использовались дидактические пособия, направленные на совершенствование навыков математического моделирования, развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, плоскостные геометрические формы для моделирования.

Использование в непосредственно образовательной деятельности мультимедийной презентации «Задания профессора Всезнамуса», интерактивной физкультминутки с космо-колобком, обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.

В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий и метод самооценки детьми своих возможностей. Ребятам в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложено выбрать звёздочку:

Выбор красной звездочки означал - «считаю, что со всеми заданиями справился хорошо»

Выбор зелёной - «считаю, что справился с заданиями хорошо, но при помощи воспитателя»

По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

Дети успешно справились с заданиями, решив проблемную ситуацию - получили изображение планеты профессора Всезнамуса и нашли ее в космическом пространстве, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;

Дети усовершенствовали навык решения задач на сложение и вычитание;

Дети усовершенствовали навык моделирования по схеме, по представлению, проявили творческое самовыражение

Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени - 30 минут.


Примерная памятка

для самоанализа занятия

  1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятия?
  1. Была ли проведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематикой этого занятия с предыдущим?
  1. Какие решались задачи:

а) образовательные;

б) воспитательные;

в) задачи развития;

г) была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь;

д) что являлось главным, стержневым?

  1. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия
  1. Оцените содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснование выбранным методам обучения.
  1. В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обуче ния вы использовали?
  1. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обес-печивалась работоспособность, заинтересованность детей в течение всего за нятия.
  1. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?

Тема: «Весёлый зоопарк».

Цели: Закреплять действия соотнесения предметов по величине, цветам;

  1. Содействовать осмыслению детьми понятий «высоко», «низко», «широко», «узко»; развивать глазомер;

Фрмировать навыки сотрудничества детей друг с другом;

Развивать творческие способности, умение использовать знакомые предметы в непревычных ситуациях;

Прививать любовь к животным и желание им помочь;

Содейсвовать развитию прыгучести, ловкости, быстроты.

Образовательная деятельность была выбранна соответственно теме методического объединения: «Художественно-эстетическое воспитание по средствам экологии».

Предворительная работа проводилась на протяжении учебного года в процессе образовательной деятельности.

Я считаю, что дети с поставленными задачами справились. В занятие включены разные виды образовательной деятельности: развитие речи, формирование элементарных математических данных, музыкальная, экологическая и физкультурная деятельности, что позволило закрепить полученные знания. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени — 15 минут.




Рассказать друзьям