О пользе моделирования. Техническое моделирование из бросового материала детьми старшего дошкольного возраста Моделирование для детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»

«Творческое моделирование, как средство развития личности ребенка».

Педагог дополнительного образования: Миронова Людмила Александровна.

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Это вызвано характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящем – с одной стороны, и снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.

Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и окружающей среды.

Развитию у дошкольников способности к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия творческим моделированием, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.

Выполнение заданий творческого моделирования нацелено на развитие задатков и способностей в сфере формообразования, а также на развитие воображения, объемного восприятия и образного мышления.

Занятия искусством, моделированием и макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению. Важным является, чтобы элементы творчества присутствовали во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общении - это активизирует их творческие способности. Если результаты творческого моделирования детей - их макеты, игрушки, малые формы и др. – бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.

Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальной реализации возможностей ребенка, а также его становлению

как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом и творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (рисунок, аппликация, лепка, нетрадиционные художественные техники), право на творческий поиск и на ошибку.

Для того чтобы отразить все многообразие связей между явлениями, событиями и самими людьми, нужен не только словесно- логический, но и образный способ мышления. Особенностью образного мышления является одномоментное и одновременное «схватывание» всех возможных связей между предметами и явлениями. Развитие образного мышления предполагает решение таких задач, как абстрактное изображение, связанное с формой, передача объема, пространства, выражение настроения и чувства цветом, ритмом и др. Все преуспевающие инженеры, дизайнеры, ученые мира обязательно прошли школу художественно- эстетического воспитания и специальную подготовку по развитию образного мышления.

Приобщение детей к народной культуре – необходимое условие эффективности творческого моделирования. Испокон веков русские люди проводили долгие вечера (досуг) за рукоделием. Взрослые и дети вместе ткали, вышивали, вязали, водили хороводы, при этом пели хором. Бережно хранили и передавали из поколения в поколение, «из рук в руки», «из уст в уста» песни, былины и мифы, а также приемы, способы, методы- секреты мастерства, которые вырабатывались и шлифовались веками. Народные мастера, изучая опыт прошлых поколений, создавали произведения искусства, привнося личное восприятие, ощущение, понимание с позиций современности, вкладывая частицу своего таланта. Поэтому сделанное с душой веками хранит свет духа и тепло рук своего творца. Народная культура- это питающая основа для творческого саморазвития человека.

При непосредственном общении с подлинными предметами народных промыслов как частью материальной культуры ребята открывают для себя наиболее характерные черты русского народного творчества. Это яркая образность, добрый юмор, прекрасное чувство материала и т.д. Дети узнают особые приемы, с помощью которых умельцы добивались наибольшей художественной выразительности, высокой эстетичности. Это четкость силуэта и пропорций, использование цвета и узора.

Очень полезно детям на начальной стадии занятий моделированием изучать и даже копировать образцы, тренируя руку и глаз, но затем, уже по собственным эскизам, выполнять композиции по мотивам и «в стиле».

Главная цель выполнения работы «в стиле»- не точно повторить детали, а

С моей точки зрения, наиболее значимым условием эффективности процесса творческого моделирования является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Она должна опираться на понимание природы ребенка, учитывать разноуровневость и динамику его психологических, социальных, культурных изменений. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, доверие, похвала.

Создание благоприятных для развития и самореализации личности ребенка

условий становится главной целью поддерживающей педагогики. Этому способствуют сотрудничество, взаимодействие педагога и ребенка, совместная с ребенком постановка целей деятельности, оценка его возможностей. Осознание, свободный выбор приводят ребят к осмысленному отношению к деятельности. Дети продвигаются от повторения чужого к производству своего, применяя на практике полученные знания.

Продуктивность творческого моделирования заключается в том, что оно стимулирует свободное проявление природных возможностей ребенка, пробуждает устойчивый интерес к творчеству, познанию себя и своих возможностей, ведет к саморазвитию.

Творческое моделирование развивает образное, комбинирующее мышление, многоплановое восприятие мира, вырабатывает вариативный подход к решению проблемы, развивает эстетический вкус. Свои творения дети оставляют в группе, уносят домой, дарят близким и т.д.

Главным результатом занятий творческим моделированием, по-моему

мнению, являются не столько готовые изделия и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях.

Ребята начинают активно воспринимать и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиций, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

Моделирование из бумаги для детей. Автомобили

ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ из бумаги для детей младшего школьного возраста.
Мастер - класс по рукоделию. Модель автомашины.

Южанинова Людмила Гаязовна, учитель начальных классов МАОУ "СОШ № 40" , города Перми.
Назначение: изготовление поделок своими руками.
Цель: развитие художественно - творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Развивать эстетические чувства, композиционные умения;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию;
-Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, усидчивость;
-Воспитывать экономное отношение к бумаге..
-Учить создавать модели автомобилей.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию идею изготовления моделей автомобилей. Ведь девчонки и мальчишки очень любят играть с машинками, а особенно придумывать свои модели. Данная работа позволит развить творческие способности, воображение, фантазию.

Необходимые материалы:
- картон
-цветная бумага
-клей
-ножницы


Ход занятия:
- Ребята, отгадайте загадки:
1)Закручу, зажурчу,
под небеса улечу(Аэроплан)
2)Что за лошадь, что за пёс,
ест дрова, а не овёс?(Паровоз)
3)До чего народ доходит:
самовар по речке ходит?(Пароход)
4)Полотно, а не дорожка,
конь - не конь, сороконожка,
по дороге той ползёт,
весь обоз везёт.(Железная дорога)
- Как можно назвать это одним словом?(Средства передвижения)
Раньше люди ездили на каретах, а сейчас люди отправляются в полёт на космических кораблях. (Можно показать книгу "От кареты до ракеты" или картинки, как изменились средства передвижения).
А сегодня на уроке мы будем делать модель... А для того, чтобы узнать, нужно отгадать ещё одну загадку:
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька.(Автомобиль)
-Какие бывают автомобили?
-Для чего они нужны?
Информация для учителя:
Первый российский автомобиль с ДВС был построен и публично продемонстрирован в1896 году Фрезе и Яковлевым.
Крупнейшие российские предприятия автомобильной промышленности:
АвтоВАЗ - крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе
КАМАЗ - находится на 11 месте в мире среди производителей тяжёлых грузовиков.
Группа ГАЗ: ООО «Павловский автобусный завод»(ПАЗ), ОАО «Голицынский автобусный завод» (ГолАЗ), ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ООО «Ликинский автобусный завод»(ЛиАЗ), ООО «КАВЗ», ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ООО «Канашский автоагрегатный завод».
Соллерс: ООО «Соллерс-Елабуга», ООО «Соллерс-Набережные Челны», ООО«Соллерс-Дальний Восток», ОАО «Ульяновский моторный завод», ОАО Заволжский моторный завод
ЗИЛ - Завод имени Лихачёва: АМО ЗИЛ, Саранский автоагрегатный завод (СААЗ)
Брянский Автомобильный Завод (БАЗ) - один из ведущих производителей большегрузных колесных шасси для нефтегазового комплекса России.
Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей
Последовательность выполнения:
-Приготовить шаблоны


-Обвести на цветной бумаге (цвет выбираем любой)


-Вырезать все детали


-Приклеиваем колёса и "окна"


- Дорисовываем детали автомобиля фломастером


У вас получился автомобиль. Но я предлагаю вам сделать такой, чтобы он был единственным в мире, только вашим. Пофантазируйте.
Выставка работ




Также можно на другом уроке сделать модели гоночных автомобилей.
Трафарет гоночной машины.


Выставка готовых работ




Желаю творческих успехов!

Моделирование и конструирование для детей играют важнейшую роль. Они способствуют развитию , изобретательности и придумывания чего-то нового. Например, ребенок может из подручных средств (кубики, пластилин, кастрюли) сотворить шедевр. Вот и поддержите это умение – периодически проводите обучение моделированию, чтобы малыш получал удовольствие и активнее развивался.

Годовалый ребенок энергичен, необычайно любопытен и показывает определенную самостоятельность. Небольшие преграды уже не помеха, даже непреодолимые пару месяцев назад высоты, кажутся намного ниже 🙂 . Появляются попытки копировать взрослых: вытирать пыль, мыть пол…. Ножки крепнут (читайте ), пальчики становятся все более послушными.

Так же стремительно развивается интеллект. Уже сейчас можно начинать обучение моделированию. Вместе с мамой ребенок может собрать пирамидку, учится различать понятия: большой-маленький, с легкостью копирует простые действия. При этом осознание того, что все получается, приводит малютку в восторг.

Естественно вы хотите, чтобы с каждым месяцем успехов было все больше. Поэтому начните занятия конструированием и моделированием для детей как можно раньше. Постоянные упражнения на развитие мелкой моторики будут способствовать развитию интеллекта.

Обучение конструированию и моделированию на втором году жизни

Буквально несколько месяцев назад ребенку достаточно было находиться рядом с вами, чувствовать заботу о себе, общаться на своем языке. А сейчас ситуация кардинально изменилась, теперь ему необходимо что-то делать, причем обязательно в вашем присутствии и, конечно же, придумывать и экспериментировать.

Нужно понимать, что совместное творчество наверняка будет иметь какие-то правила и ограничения. А вот, примет ли их малыш, захочет ли он заниматься такими вещами как конструирование или моделирование? Это уже целиком и полностью зависит от вас.

Чтобы ребенок чувствовал необходимость играть с кем-то из взрослых, нужно уделять ему больше внимания. Разговаривайте как с равным, чаще улыбайтесь, не игнорируйте просьбы, прочитайте . Начиная обучение конструированию, учитывайте возраст ребенка и его способности. Если ставить непосильные задачи, интерес к подобным играм быстро угаснет.

И усвойте простое правило – во время занятий вы не учитель, а помощник. Если этого не придерживаться, разве будет ребенок проявлять собственную фантазию и смекалку? Дайте ему свободу действий, а сами только подсказывайте и направляйте. Вот тогда и начнут проявляться способности к творчеству и интерес к получению новых знаний.

Конструирование и моделирование для детей формирует целеустремленность, учит концентрировать внимание, вырабатывает терпение и усидчивость. А это те качества, которые необходимы для дальнейшего развития и обучения.

Детский рынок сейчас просто завален всевозможными игрушками. Чего тут только нет! Автомобили на дистанционном управлении, электронные пианино, электровикторины, железные дороги. Разве все перечислишь? А какая богатая гамма цветов, а вычурные формы, и главное – все это уже кем-то сделано, все исправно работает… до поры до времени.

Вы, наверное, понимаете, что все это не то. Ведь вспомните, что есть такие игрушки, удовольствие от которых мы получали несравненно большее, чем наши дети от всевозможных доступных теперь диковинок. А получали мы удовольствие от игрушек потому, что сами их делали, трудились над ними, созидали! Мы воплощали в жизнь собственный замысел, а ведь это так важно для самоутверждения, для воображения, для реализации всех своих умений и навыков. Как было славно сделать что-то своими руками, насколько эти игрушки были нам дороги и любимы.

Одной из немногих возможностей самовыражения и ощущения всецело поглощающего творчества является теперь для ребенка моделирование . Прекрасное поле для развивающего творчества дает именно самостоятельная сборка моделей.

Это может быть что угодно: корабли, танки, автомобили, космические станции, фрагменты крепостей и многое другое. Выбор и этих игрушек сейчас не беден, и поэтому постарайтесь познакомить с ним своего ребенка. Вспомните себя, вспомните то, что доставляло в детстве вам удовольствие, вспомните о том, как вы годами бережно хранили произведения своего детского творчества, не решаясь безжалостно выбросить все это или даже подарить. Очень дороги такие игрушки сердцу, они навевают воспоминания о далеких днях рождения, на которые были подарены.

Сейчас тоже нет недостатка в таких игрушках, правда, больше они рассчитаны на мальчишек, этих неугомонных строителей и вояк, которым предоставляется богатейшее поле для воображения. Модели «ЗВЕЗДЫ», думаю, известны многим мамам и папам. Их выбор сейчас таков, что покупку для ребенка не стоит делать внезапно, что называется, сюрпризом. Ведь не меньшее удовольствие получит ваш сын и от того, что придет с вами вместе в магазин игрушек и, посоветовавшись, перебрав на полках разные упаковки моделей, остановится на той, которая ему понравится больше. Здесь не надо спешить, не надо суетиться и очень придирчиво смотреть на ярлычки с ценами. Ведь если вы решили доставить своему ребенку радость, то будьте уж великодушны до конца. На мгновение оторвитесь от привычных суетных «взрослых» мыслей, полазьте по прилавкам. По-перебирайте эти красочные коробки с крейсерами и «тиграми», вспомните свои собственные забытые переживания, не подгоняйте ребенка с выбором, объясните ему достоинства и преимущества именно этой модели, предложите ему то, что он, по-вашему, в состоянии будет собрать сам.

Если модель с удовольствием вами выбрана и куплена, постарайтесь не забыть о ней тут же по приходу домой. Распакуйте ее вместе со своим сыном, рассмотрите детали, оцените количество клея, прикинув, хватит ли его на склейку всей модели. Если ребенок собирается клеить модель в первый раз, ему необходимо не только объяснить схему и порядок сборки, но и вместе с ним попробовать сделать первые шаги на пути этого увлекательного . Если вы занимались моделированием в детстве, ваши авторитетные советы во многом помогут ребенку в его первом созидании серьезной игрушки, повысят вас в его глазах, а уважение ребенка, завоеванное отцом в процессе такой деятельности, очень прочно и ценно. «Мой папа все умеет» — вот что самое важное для сына.

В совместном творчестве общение ребенка и родителя наполняется весомым смыслом, вы начинаете лучше познавать друг друга и открывать в своем чаде удивительные грани мышления, терпеливости, старательности, а если таковых нет, то, тем более, это прекрасная возможность попробовать развить их в нем.

Моделирование клеящихся моделей также полезно и для самого взрослого. Дело в том, что в условиях города в силу различных причин мы не всегда можем приложить руки к какому-либо полезному делу. Даже если у вас есть дача, но сейчас зима и трещит мороз, то одним из выходов снятия стресса может быть как раз это самое моделирование. Не секрет, что миллионы взрослых дядь с увлечением до сих пор склеивают модели, раскрашивают их так же, как выглядели или выглядят их настоящие оригиналы.

Повторимся: многие взрослые находят в этом занятии успокоение, разрядку напряженного трудового дня, смягчают последствия стресса или предупреждают его появление.

Склейка моделей у каждого из нас берет начало в детстве, то есть в том возрасте, когда окружающий мир воспринимался нами заманчивей и ярче, сказочней и фантастичней. Как только вы беретесь за склейку, вы невольно через моторику пальцев, через похожий ход мыслей возвращаетесь в эмоциональный мир детства, пусть не целиком и полностью, а лишь отчасти, но этого бывает вполне достаточно для успокоения нервов и приобретения эмоционального равновесия. Не стесняйтесь своего увлечения! В магазине игрушек на вас никто не посмотрит удивленно: ведь неизвестно, кому вы выбираете модель. А дома жене и сыну гораздо радостнее будет видеть папу занятым, пусть и детским делом (кстати дети это очень ценят в папах и нисколько не удивляются), чем со стаканом вина.

Одним словом, творите, увлекайтесь, воспитывайте у детей пространственное воображение, обучая их читать схемы сборки. Теперешние школьники лишены удовольствия заниматься черчением, поэтому таковое полезное занятие (склейка моделей в строгой последовательности) научит их кое в чем разбираться и интуитивно находить правильное решение в подобных серьезных ситуациях, из которых состоит наша жизнь.

Удачи вам и хорошего настроения!


P.S. Если Вы владелец вэб-сайта в интернете, но не смыслите в его раскрутке или попросту на это нет времени, то смело обращайтесь за компетентной и профессиональной помощью в студию LDI http://www.ldi.ru/ , основная работа которой продвижение сайтов, санкт петербург — место их нахождения. Ребята несколько лет занимаются этим и имеют положительные отзывы о своей деятельности.



Рассказать друзьям