Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова. Конспект занятия «Хлеб — всему голова» (подготовительная группа)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект занятия в старшей группе

по теме: «Как хлеб растёт».

Цель: формирование представлений детей о процессе выращивания хлеба.

Задачи:

1. Способствовать формированию представление детей о развитии растений в разных условиях через эксперимент.

2. Побуждать детей определять свойства зерна и муки при помощи исследовательской деятельности.

3. Способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу и людям, вырастившим хлеб.

Способы: беседа о том, как выращивают хлеб; загадка про хлеб; эксперимент «высаживание зерен пшеницы в три вида грунта (почва, песок, камни); исследование «свойства муки».

Средства: три емкости с землей, песком, камушками; замоченные зерна пшеницы; лейка с водой; тарелочки с мукой и зерном пшеницы; иллюстрации к теме.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня я принесла вам дорогой и очень интересный подарок. Хотите узнать, что это? Тогда отгадайте загадку:

Есть такие слова:

«Он всему голова.

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый …(хлеб).

Дети: - Хлеб.

Воспитатель: - Да, правильно, это хлеб (воспитатель выносит поднос с белым и черным хлебом). Сегодня мы поговорим о хлебе. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Послушайте стихотворение про хлеб:

Вам и расскажут, и в книгах прочтете:

Хлеб наш насущный всегда был в почете.

Низкий поклон мастерам урожаев,

Тем, кто зерно в закромах умножает,

И хлебопекам – умельцам искусным,

Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

(С. Мельников)

Воспитатель: - Ребята, а кто знает, как хлеб попадает к нам на стол?

Дети: - Из магазина.

Воспитатель: - В магазине продается много хлебобулочных изделий. Назовите их.

Дети: - Белый хлеб, черный хлеб, булки, пирожки, ватрушки, пирожные, сухари,сушки, печенье.

Воспитатель: - Ребята, а кто из вас знает, из чего делают хлеб?

Дети: - Из муки пекут.

Воспитатель: - А муку из чего делают?

Дети: - Из зерен.

Воспитатель: - Правильно, из зерен. Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.

Воспитатель: - Ребята, хотите ли вы сами вырастить злаки? Давайте представим, что мы ученые. Проведем эксперимент: посадим зерна пшеницы в баночку с землей, с песком и в баночку с камушками. А что надо делать, чтобы зерна проросли?

Дети: - Поливать.

Воспитатель: - Правильно, поливать и поставить баночки на окно, чтобы солнце прогревало землю.Будем наблюдать, в какой баночке быстрее прорастут зерна (дети под руководством воспитателя высаживают замоченные зерна пшеницы, поливают).

Воспитатель: - Весной в поле появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка.

Зерно в землю упадет (движения рук вправо-влево перед собой)

И росточком прорастет (поднимаемся, руки сложены перед грудью)

Солнце будет его жарить, (руки вверх, разводим в стороны)

Дождь сто раз его польет (волнообразные движения рук сверху вниз).

А потом под снегом мерзнуть (обхватить себя руками, преступать с ноги

И под ветром устоять. (наклоны влево – вправо, отрывая ноги о пола)

Очень трудно хлеб дается (погрозить пальцем обеих рук по очереди)

Должен ты об этом знать (дотронуться рукой до головы).

Воспитатель: - Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. На поле выезжают комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: - Комбайнер.

Воспитатель: - Комбайн собирает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна высыпаются в грузовые машины, которые везут зерно на элеваторы. Элеватор – это специальное сооружение для хранения зерна, там оно может храниться много лет. Перед вами лежат зерна пшеницы. Осмотрите их, потрогайте. Какие они?

Дети: - Зерна твердые.

Воспитатель: - Что надо сделать с зерном, чтобы получить из него муку?

Дети: - Измельчить.

Воспитатель: - Правильно. Зерно везут на мельницу, и там зерно превращается в муку. А потом мука попадает в магазин, в пекарни, на хлебозавод.

Посмотрите, перед вами лежит мука в тарелочках. Какая она по цвету?

Дети: - Белая.

Воспитатель: - Потрогайте ее, какая она?

Дети: - Мягкая, пушистая, легкая.

Воспитатель: - Попробуйте пересыпать ее из одной руки в другую. Легко мука пересыпается? Какая она?

Дети: - Рассыпчатая.

Воспитатель: - Вот из такой муки и делают хлеб. А что еще нужно добавить в тесто, чтобы получился хлеб?

Дети: - Воду, соль, сахар, масло, яйца.

Воспитатель: - А еще в тесто обязательно добавляют дрожжи, чтобы хлеб был мягкий, пышный, вкусный.

Воспитатель: - Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу?

Дети: - Руки агронома, тракториста, комбайнера, грузчика, водителя, мельника, пекаря.

Воспитатель: - Одним словом это хлеборобы. Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб?

Дети: - Комбайны, грузовики, трактора.

Воспитатель: - Ребята, наше занятие подходит к концу, о чем мы сегодня говорили?

Дети : - Про хлеб.

Воспитатель: - Как надо относиться к хлебу?

Дети: - Бережно.

Доедать хлеб до конца.

Не выбрасывать хлеб.

Воспитатель: - Да, все правильно. Хлеб надо беречь, уважать труд тех людей, которые его выращивают и пекут. Хлеб – это главное богатство нашей страны.

Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Память
Помню с детства я о хлебе
Моей бабушки слова:
"Хлеб− всегда хозяин в доме"
"Хлеб − всему он голова"
И, собрав в ладошку крошки,
Призадумавшись едва,
Взгляд, потупив на ладошку,
Говорила мне она:
"Помню время я лихое,

скачать конспект
Как ночами не спала,
Занавесив в доме окна,
Хлеб для раненых пекла.
А потом рискуя жизнью,
Этот хлеб, сложив в мешок,
Отправляла я в отряды,
Чтобы воин выжить смог.
Чтобы не было фашистов
На родной моей земле,
Чтобы небо было чистым,
Хлеб всегда был на столе.
И, сказав слова такие,
Посмотрела на меня,
И в морщинках угловатых,
Появилася слеза:
"Береги, ты, Хлеб−Святыню,
Не выбрасывай его,
Ведь дороже этих крошек,
Нет на свете ничего!
Вера Березко

Пояснительная записка

"Хлеб - всему голова"

Любимый край,
Где пахнет хлебом с медом,
Любимый край с росою и дождем,
Люблю тебя в любое время года,
Всё это вместе - Родиной зовем.

Все мы живем в 21 веке, развиваются новые технологии, открываются новые супермаркеты и рестораны, но теряется самое ценное - отношение к земле русской, к ее бесценному богатству - хлебу, к труду хлебороба и пахаря.
Работая в детском саду, уделяю огромную роль воспитанию у детей любви к родной земле, любви к Малой Родине. проводя огромную работу, всегда задумываюсь над тем, как воспитать в детях гуманное отношение к хлебу, к непосильному и ответственному труду хлеборобов. Как заставить маленького человека-дошкольника уважать труд других людей? Как дать детям почувствовать запах хлебного поля, услышать шелест колосьев, увидеть и почувствовать красоту утренней зари, когда восходит солнышко и колосья, шелестя, тянутся к нему; как поет звонко жаворонок в небе и стрекочут кузнечики, а из-за огромного поля выглядывают синие глаза васильков, как будто чьи-то глаза следят за "хлебушком".
В своей работе часто использую рассказы из своего детства, из детских воспоминаний и ощущений, из своего сердца и из личного опыта.
И результат не заставил себя долго ждать. Проводя предварительную работу перед занятием, которое было интересно детям, мы много читали, побывали на пшеничном поле, рассматривали пшеничные колосья, смотрели видео, как работает техника в поле, рассматривали картины с изображением старины русской, как выращивали хлеб в старину. Уже к занятию у ребят были сформированы знания, позволяющие включиться в педагогический процесс.

Конспект "Хлеб - всему голова"

Программное содержание:
- расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей;
- познакомить детей с традициями русского народа, связанных с хлебом; как выращивали хлеб в старину;
- закрепить знания старых названий: рушник, жито, каравай, серп, щедрая, изобильная, агроном, пахарь и т.д.
- воспитание бережного отношения к хлебу, воспитание интереса к труду людей, выращивающих хлеб.
Предварительная работа:
- беседа о сборе урожая хлеба, рассматривание иллюстраций о хлебе, заучивание пословиц, поговорок;
- рассматривание колосьев, посевы овса, пшеницы;
- изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста, чтение произведений К.Паустовского "Теплый хлеб", К.Д.Ушинского "Как рубашка в поле выросла".
Материал к занятию: дидактическая игра "От зернышка до булочки", колосья, всходы пшеницы, хлебобулочные изделия, скатерть, вышитая в старину, рушник, каравай.

Ход занятия:
Дети заходят, здороваются.
Воспитатель: - Ребята, сегодня нас пригласили в путешествие, а куда, отгадайте загадку:
Оно шумит и колосится,
Там растет лишь рожь, пшеница.
(поле)
В.: - Ребята, а что растет в поле? (ответы детей)
Колоски волшебные
Мы вырастили дружно
И теперь их с поля
Убирать нам нужно.
Колоски вы те срывайте,
На вопросы отвечайте.

В.: - Ну что, ребята, справимся с заданиями!
(дети подходят, срывают 1 колос, читают сами)
Отгадайте загадку: Меня бьют, режут, ворочают,
А я всё терплю и добром плачу (ответы детей) (земля)

В.: - Да, ребята, глубоки у нас моря,
Широки у нас поля,
Изобильная, родная,
Щедрая наша земля.

В.: - Ребята, почему называют "щедрая" земля?
(ответы детей обобщаю)
В.: - Какое самое главное богатство на земле? (хлеб)
(срывают следующий колос, читают)
"Вы знаете, откуда хлеб пришел на стол?"
В.: - Давайте расскажем, откуда к нам хлеб на стол пришел?
(выходят дети рассказывать)

1 ребенок: За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.

2 реб.: На широкие долины
Вышли новые машины,
Глянь в раскрытое окно,
Сеют сеялки зерно.

3 реб.: Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер да вода.

4 реб.: Посеяли хлеб хлеборобы весной,
Согрелся и стал золотистой стеной,
И слышит страна, за уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.

5 реб.: Сколько рук его растило
И трудилось на земле,
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.

Физминутка "Мы зернышки"

В землю зернышко попало,
Прорастать на солнце стало,
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал,
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

(дети садятся на стульчики)

В.: - Да, ребята, тяжелый труд у хлеборобов. Давайте теперь с помощью стрелочек покажем, как же все-таки и откуда хлеб пришел на стол. (на столе лежат картинки, дети отвечают на вопросы и ставят картинку со стрелочкой)
В.: - Что происходит весной в поле? (ответы детей)
Дети: - Выходят в поле трактора и пашут землю. Затем въезжают трактора с сеялками и сеют зерно. Появляются всходы пшеницы, ржи. Наступают жаркие дни, созревает пшеница, нужно убирать жатву. В поле выходят комбайны и грузовики.
В.: - Для чего грузовики? куда они везут зерно? (на элеватор)
В.: - Что делают с зерном на элеваторе? (сушат, очищают, хранят) (ответы детей)
Д: - Приезжают машины и везут зерно на мукомольный завод, там зерно мелят и получают муку.
Д:- С мукомольного завода муку везут на хлебозавод, где пекут хлеб.
Д:- С хлебозавода хлеб везут в магазины, где мы его покупаем.
(Дети ставят картинки в последовательности)
В.: - Да, ребята, огромный путь прошел хлеб, прежде чем попасть на стол. Какие хлебобулочные изделия мы покупаем, назовите.

Проводится дидактическая игра "Мы покупаем в магазине..."

Дети срывают следующий колос, читают сами: "Соберите картинку и узнаете, кто кем работает"
Проводится игра "Кто кем работает"
У нас комбайн - на комбайне работает комбайнер и т.д.

Проводится физминутка "А мы пашенку пахали"

А мы пашенку пахали, в поле борозды копали,
Борозды глубокие, полосы широкие.
Сеем, сеем, посеваем, зерно в пашенку бросаем,
В землю теплую уйдите, к солнцу колосом взойдите.
А мы жнецы молодые, у нас серпы золотые,
Мы жито жали, на межу клали,
В поле - стогами, на стол - пирогами.

Дети срывают последний колос, читают: "Как выращивали хлеб в старину"
В.: - Какой хлеб пекли к празднику? (каравай) (ответы детей)
В.: - Мы говорили, что земля щедрая, а ведь русский человек тоже щедрый и хлебосольный. На Руси гостей встречали хлебом с солью. На каких праздниках? (ответы детей) (на свадьбах)
В.: - Как это делали, покажите гостям.
(Выходят девочки и несут на рушнике каравай)

1 девочка: На Руси гостей встречают
Пышным, круглым караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

2 девочка: С караваем соль подносят
Поклонясь, отведать просят,
Чтобы добрый гость и друг
Принимал хлеб, соль из рук.

(Девочки кланяются перед гостями)
В.: - Много песен, пословиц знает русский народ. А вы знаете? Назовите. (дети называют пословицы о хлебе)
В.: - Когда хлеб был дороже золота? (в годы ВОВ)
В.: - Как к хлебу относиться нужно? (бережно)
В.: - Да, ребята, без хлеба - нет жизни. Чтобы вырасти хлеб, нужно много трудиться, нужна доброта, дружба, мир. (Раздаю сердечки)

В.: - А что бы вы пожелали всем людям?
Ответы детей:
- Всем людям желаем мира на земле!
- Никогда не ссориться!
- Чтобы всегда был хлеб!
- Чтобы у всех детей были родители!

Конспект занятия в старшей группе

614034 г. Пермь ул. Глазовская д.9.кв.87

e- mail:[email protected]

1. По содержанию данного занятия могут быть решены следующие задачи:
Познавательные :
1) Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.
2) Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности.
3) Дальнейшее обогащение представлений о людях, их гендерных отличиях(характеризующей мужские и женские качеств, мужских и женских профессий).
Речевые:
1)Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
2) Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
Художественно-эстетические:
1)Обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений литературной прозы (сказка с нравственным подтекстом).

Методы работы с детьми способствующие решению данных задач:
1)Метод вопросов
2)Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
3)Игровые приемы
4)Метод повторения
5)Прогнозирование(умение рассматривать предметы в движении- настоящее и будущее)
6)Метод сравнения
7)Придумывание рассказов

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Откуда хлеб пришел»
Цель: формирование представления о рождении хлеба, его ценности.
Задачи: сформировать представление о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике; дать представление о процессе выращивания зерновых культур и изготовлении хлебобулочные изделий; воспитывать уважительное отношение к человеку труда; бережное отношение к хлебу, обогащать представления детей о многообразии растений.
Предварительная работа: чтение рассказа Ю. Крутогорова « Дождь из семян» , игры: составление целого из 8-10 частей(хлебобулочных изделий),«Кто больше назовет», «Что нужно для работы хлебороба», анализ ситуаций «Как обращаться с хлебом», лепка из соленого теста «Баранки, булочки», чтение поговорок и пословиц о хлебе, рассматривание картинок и иллюстраций.
Проблема в группе: по результатам диагностики дети недостаточно знают о профессии хлебороба.
Ход занятия:
В группу приходит почтальон Печкин и приносит посылку, в которой находятся хлебобулочные изделия. Для того чтобы узнать,что находится в посылке, необходимо отгадать загадку:
«Он и мягкий, он и пышный, он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый, без него плохой обед,
вкусней его на свете нет.» (хлеб)
-Посмотрите сколько здесь разного хлеба, давайте попробуем, отломим по кусочку, ох, как вкусно!
-А вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попал?
-Может, он на дереве вырос?
- Может на грядке?
- Нет. А где?
-Посмотрите на этот каравай. Какой он красивый, а как ароматно пахнет. Прежде, чем стать хлебом, должен появиться колосок. Какой колосок? Сейчас узнаем…Физкультминутка с мячом «Какой колосок?» (колосок из зерна пшеницы- пшеничный, колосок из ржи ….)

Ребята, а представьте, что хлеб совсем пропал и с прилавков магазинов, и с обеденного стола. Что тогда будет? … Верно, хлеб нужен каждому из нас каждый день, без хлеба не проживешь. Ведь он и сытный, и полезный, и любимый всеми нами. Русские люди во все времена ценили этот продукт. И сегодня мы поговорим с вами о хлебе. А вам интересно узнать:

Как попал хлеб к нам на стол? Какой путь он прошел? Кто вырастил его?
- Вот мы об этом и побеседуем. В народе говорят: « Хлеб всему голова». Хлеб нужен всегда человеку, с маленького возраста до самой старости. Как же получается хлеб, который мы покупаем в магазине или печем дома? Да, хлеб выпекают из муки. Но, чтобы получить муку, нужно очень хорошо потрудиться. Труд земледельца – труд тяжелый. Еще с осени земледельцы начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю, поля, на которых будет расти будущий урожай. (картинка- вспашка земли) Весной во влажную от стающего снега почву, начинают сеять зерна пшеницы, ржи, овса, ячменя (картинка – посев семян). Появляются всходы, зеленые ростки (картинка с ростками).
Затем растения начинают колоситься, цвести (картинка с колосьями). В колосе образуются мучнистые зерна.
- В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как я,
будет целая семья.
Вот они колосья.
Показ и рассматривание колосков и зерен, используя обследовательские действия: цвет, форма, величина, твердый, мягкий.
- Ребята, а как назвать зерно ласково? Проводится словесная игра «Назови ласково» (колос-колосок, булка-булочка…)
- Как вы думаете, чтобы выросли такие полные зерна колосья, что для этого еще нужно?
Да, колосьям необходим дождь и много солнца. Раньше во время праздников пели:
- Дай же нам небо, хлеба богатые, с корнем глубоким, с зерном обильным.
- Когда поле зеленеет, оно волнуется от ветра, как море. А когда хлеб созревает, все поля становятся золотистого цвета.
Многие художники, поэты и писатели в своих произведениях изображали красоту русского поля на полотнах и в стихах. Вот, посмотрите на картину И. Шишкина «Рожь» . Лето. Покой и тишина. Колосья уже созрели и склонились под своей тяжестью к земле.
- Посмотрите, что же изображено на следующей картинке? (Мешок с мукой). Расскажите, откуда же взялась мука? Ведь на предыдущей картинке мы видели колосья? (Люди собирали урожай…). А кто из вас знает, что помогает людям собирать будущий урожай? Конечно, машины. Десятки умных и сильных машин служат человеку. Когда хлеб созревает, его собирают. Труженики села работают в эту пору и днем, и ночью, торопятся поскорей убрать хлеб, пока зерно не осыпалось. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте их, покажите, какие машины помогают в уборке урожая.
- Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.(трактор)
- За железным конем ящик тянется с добром. Сквозь дырявое окно в землю попадает зерно. (сеялка)
- Корабль-великан не по морю плывет, по земле идет. Поле пройдет, урожай соберет. (комбайн)
- Ох, и нелегкая это работа – уборка зерна. Вот посмотрите на картину, в жаркий, солнечный день сели отдохнуть в свой перерыв комбайнеры. Прямо сюда, в поле, привезли им горячий обед – ведь уйти с поля они не могут. Идет жатва. Вот и движутся комбайны день и ночь по полям. Трещат без умолку молотилки, рычат моторы грузовиков, летит обмолоченная солома, и льется из молотилок чистое зерно. (картинка – уборка урожая)
Граждане Российская Федерация имеет право на труд, право выбора профессии. И труд такой тяжелой профессии хлебороба мы должны уважать. Ваше уважение к хлеборобу говорит о вашем уважении к хлебу.
- Вот какой длинный путь проходит зерно прежде, чем оно попадет на стол в виде хлеба? Сначала зерно отвозят на элеватор, где его сушат, сортируют и хранят. (картинка- элеватор) Затем зерно мелют на мельницах, а полученную муку везут на пекарню, где пекут хлеб, булочки, батоны, которые мы едим каждый день. Посмотрите на последнюю картинку. (изображения хлебобулочных изделий). Какие они красивые! А я хочу предложить вам подвижную игру: «Хлебец». Это украинская народная игра. И она развивает ловкость, внимание, быстроту. Ну что, поиграем?!
Ребята взявшись за руки становятся пара за парой на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлебчиком.
-Пеку-пеку хлебчик! (выкрикивает хлебчик)
-А выпечешь? (спрашивает последняя пара)
-Выпеку!
-А убежишь?
-Посмотрю!
С этими словами последние игроки бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлебчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Игрок оставшийся без пары оказывается хлебчиком.
Какой долгий путь прошел хлеб, прежде чем попасть на наш стол. Очень много людей потрудилось для того, чтобы вырастить его. Поэтому надо относиться к хлебу бережно, с большим уважением, это главное богатство нашей страны.
- А продолжится наша беседа творческой игрой. Так с чего все начиналось? Попробуйте расставить эти картинки в правильной последовательности и объяснить это. Дид. игра «Путь от зерна до булки» Да, верно, а какой этап превращения зерна в хлеб вам больше понравился? Вот мы сейчас и нарисуем этапы рождения каравая. Дети за первым столом рисуют как сеяли зерно, за вторым как выросли колосья, за третьим как убирают зерновые, за четвертым как увозят на элеватор, за пятым как в пекарнях испекли хлеб и батоны.(дети рисуют подгруппами) А пока вы рисуете я вам прочитаю стихотворение: Не гром грохочет, не пальба - гремит-грохочет молотьба.
Гора зерна растет до неба… ты видишь, сколько будет хлеба?
Шумят, гудят грузовики, стучат на мельнице валки,
Гора муки растет до неба… ты видишь сколько будет хлеба?
Мне говорят, что спать пора, но не усну я до утра:
Мне поглядеть бы хоть немножко, как мама будет печь лепешки.
Давайте еще раз посмотрим на ваших рисунках откуда пришел хлеб. Я.Дегутите
А в следующий раз нас ждет очень интересная, творческая работа. Мы будем стряпать булочки и большой яблочный пирог. А этот свежий, ароматный, вкусный каравай попробуем сейчас. Приятного аппетита!

Людмила Халюзова
Конспект занятия «Хлеб - всему голова» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №21 «Золотой ключик» комбинированного вида»

Конспект НОД

Тема : «Хлеб – всему голова »

Возрастная группа : подготовительная Воспитатели : Халюзова Людмила Викторовна

Камилова Елена Викторовна

г. Шарыпово 2015г.

Цель : формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека .

Задачи :

Образовательные :

Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Развивающие :

Развивать общительность и коммуникабельность.

Воспитательные :

Воспитание любви и уважения к людям труда, бережного отношения к хлебу как результату труда многих людей

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Виды детской деятельности :

игровая, продуктивная, двигательная

Интеграция образовательных областей :

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Предварительная работа :

Беседы «Как мы можем беречь хлеб , «Из чего делают хлеб , «Что такое дрожжи?» ; дидактические игры : «Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий , «Угадай и назови» , «Что где хранится» , «Кто растит хлеб для всех людей , «А Какой он хлеб ; разучивание пальчиковых игр : «Каша в поле росла» , «На блины» , «Каравай» сюжетное рисование «Транспорт для хлебушка » ; создание альбома «Загадки о хлебе » ; заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о хлебе ; пересказ басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» .

Словарная работа : паляница, галеты, багет, лепешка, лаваш

Материалы и оборудование :

Муляж хлеба , слайды на тему : «Откуда хлеб пришел , готовое песочное тесто, формочки для печенья, картинки для игры в командах, книжки-малышки.

Ход организованной деятельности:

1. Приветствие (организационный момент) :

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу

Придумано кем-то просто и мудро :

При встрече здороваться : - Доброе утро!

Доброе утро - солнцу и птицам

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Воспитатель читает загадку :

Отгадать легко и быстро :

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый .

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

(Хлеб )

Воспитатель :

Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб , хлебушек , хлебушко . Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра «А какой он, хлеб

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу муляж хлеба и называют определения, например, хлеб румяный , свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель : - Дети, а как вы думаете – хлеб сразу стал хлебом ? (нет)

Нет, не сразу стали зерна

Хлебом , тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились на земле

Воспитатель : Я предлагаю совершить вам виртуальное путешествие «От зерна до каравая» .

1 слайд – Вспаханное поле, трактор

Выехал в поле тракторист на тракторе, вспахал землю, приготовил постель для зерна

2 слайд – появившиеся всходы

Попало в землю зерно и начало расти.

3 слайд - Созревшее пшеничное поле

Выехал в поле комбайнер на комбайне и принялся молотить зерно.

4 слайд – Зерно ссыпается в кузов грузовика

Ссыпается зерно в кузов грузовика. Спешат грузовики на элеватор

5 слайд – Элеватор с зерном

На элеваторе зерно сушат, лелеют, оберегают от грызунов

6 слайд – Мельница, мука

Пришло время смолоть зерно, а из зерна вмиг получилась мука

7 слайд – Муковозы

Муковозы везут муку на хлебозавод

8 слайд – Тестомешалки

На хлебозаводе огромные машины превращают муку в тесто

9 слайд – Пекари пекут хлеб и изделия из теста

А из теста пекари творят чудеса : пекут хлеб , батоны, вкусную сдобу

10 слайд – Хлебовозки

Хлебовозки спешат доставить хлеб в магазины , где его с нетерпением ждут покупатели.

Ребенок читает стихотворение.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место .

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом .

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой )

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Игра «От зерна до каравая» - последовательно соединить цепочку

Мастер – класс от повара «Вкусное печенье»

Воспитатель : Лера, принеси, пожалуйста, листик с цифрой 6.

Прежде чем приступить к работе, давайте приготовим наши ручки (влажные салфетки, наденем фартуки и головные уборы .

Пальчиковая гимнастика.

Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальцы)

А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками)

Пирожки и плюшки.

Сдобные ватрушки.

Булочки и калачи,

Все мы испечем в печи (поочередно загибают пальцы на обеих руках, затем разворачивают ладошки)

Очень вкусно! (гладят по животу)

Практическая часть.

Воспитатель : А сейчас мы попросим нашего повара, Галину Петровну, забрать наше печенье и испечь его в чудо – печи.

Выставка «Книжек-малышек» и рассказы детей.

Публикации по теме:

Занятие на тему: "Хлеб всему голова" во второй младшей группе №11 "Радуга". Цель: Расширить кругозор детей, дать первичное представление.

Интегрированное занятие «Хлеб - всему голова» (старшая группа) Интегрированное занятие "Хлеб - всему голова" Старшая группа воспитатель Дорошенко Е. П. г. Зеленокумск 2014г Цель: продолжать воспитывать.

Конспект занятия в средней группе «Хлеб - всему голова» На столе лежит белый и ржаной хлеб, мука, колосья, булочки, пирожки. Воспитатель: Добрый день дети. Посмотрите на стол и скажите о чём мы.

Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова» Цель: зaкрепление предстaвлений детей o выращивание хлебa (зернoвых культур). Задачи: рaсширить знaния детей oб истoрии пoявления хлебa,.

Конспект занятия «Хлеб всему голова» Конспект развлечения в подготовительной группе «Хлеб - всему голова» ЦЕЛЬ: На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у.

Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его; расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Цель: Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Материалы и оборудование: картинки с изображением хлебоуборочной техники и т.п., солёное тесто для изготовления баранок, хлебобулочные изделия для сюрпризного момента.

Х од занятия:

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:

Загадка про хлеб

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Воспитатель:

Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он - самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель: . А у меня есть для вас сюрприз, то что спрятано под салфеткой вы узнаете, отгадав загадку.

Ай, качи-качи-качи!
Глянь, - баранки, калачи!
Глянь, - баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи!
(Снимаю салфетку) Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
(Белый, булки с изюмом, мягкий).
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети: Его покупают в магазине.

Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?

Дети: Пекут из муки.

Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?

Дети: Из зёрен.

Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети: Да хотим.

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети: Тракторист.

Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины - комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнёр.

Воспитатель: Что же делает комбайн?

Дети: Собирает колосья.

Воспитатель: Комбайн - срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Дети: На мельницу.

Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: К акие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб - всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети: (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

Пословицы и поговорки про хлеб

«Без хлеба - нет обеда». «Хлеб - батюшка, вода - матушка». «Будет хлеб - будет и песня». «Много свету - много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами превратимся в пекарей, хотите? Тогда проходите к столу. Мы будем лепить баранки для нашего игрушечного магазина. Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте колбаску. Положите на дощечку, соедините концы пальцами, чтобы получилось колечко, пригладьте края. Положим на поднос и отнесём сушиться.

Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам?

Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?

Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь.



Рассказать друзьям