Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Весна. Конспект НОД области «Познавательное развитие» в старшей группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.

Программные задачи:

Образовательные: продолжать формировать представление детей о временах года, приметах весны. Закреплять знание месяцев, об изменениях в жизни животных весной. Закреплять понятие перелетных и зимующих птиц. Закреплять правила поведения в лесу.

Развивающие: развивать память, выразительность речи, умение делать выводы, логическое мышление, воображение.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, дружеские взаимоотношения во время игры.

Развивающая среда: модели – приметы весны, логическая игра «Танграм» на каждого ребенка, дидактическая игра «Найди свое место», аудиозапись со звуками леса, магнитофон, картинки с правилами поведения в лесу.

Предварительная работа: Заучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций о весне, чтение художественной произведений, логические игры, подвижные игры.

Ход:

Воспитатель приглашает детей пройти в группу. Дети садятся перед воспитателем полукругом.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой – улей – пчела.

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(ответы детей) - весной.

Воспитатель: Правильно, весной. А кто из вас знает стихотворение или загадку про весну.

Дети рассказывают стихи:

Верба распустилась

И весну зовет;

Скоро к нам красавица –

Скоро к нам придет.

С песнею соловьиною,

С зеленью лугов,

С серебром-журчанием

Светлых ручейков.

То-то будет радости!

То-то воля нам –

Бегать мне без отдыха

По полям, лугам…

Весна с улыбкой шлет привет

Проснувшейся природе;

Все после зимних бурь и бед

Вздохнуло на свободе.

Бессильно зляся и ворча,

Зима, старуха злая,

Бежит от жаркого луча

Под солнышком сгорая.

Воспитатель: Ребята, а какие приметы весны вы услышали в этих стихотворениях.

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте теперь, используя модели, выставим и назовем эти приметы весны у нас в природном уголке.

Дети выставляют первую примету «солнце», называют ее: пришла весна, день становится длиннее, а ночь короче, солнышко поднимается выше и греет все сильнее и сильнее;

вторая примета «дождь»: под теплыми лучами тает снег, вода поднимается вверх, собирается в облака, ветер сгоняет облака в тучи и все чаще идут дожди;

третья примета « первоцветы»: земля нагрелась под лучами солнца, и выросли первые цветы « первоцветы»;

четвертая примета «деревья»: деревья весной просыпаются, появляются почки, затем листочки;

пятая примета «насекомые»: появились цветы, значит, есть чем питаться насекомым;

шестая примета «птицы»: а насекомые любимая еда птиц, поэтому весной они возвращаются к нам из теплых стран и вьют свои гнезда.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете,сколько месяцев длится весна?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте назовем их.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: А сейчас какой месяц?

Дети: Апрель

Воспитатель: А вы знаете, что про месяц апрель есть много народных пословиц и поговорок. Апрель – это середина весны. И в народе говорили, что апрель теплый, май холодный – год хлебородный; февраль богат снегом, апрель водой; апрельские ручьи землю будят; мокрый апрель - хорошая пашня; в апреле огородные сверчки начинают свои скачки, апрель ленивого не любит, а проворного голубит.

Воспитатель включает аудиозапись со звуками леса.

Воспитатель: Какие звуки вы слышите, чьи они? (ответы детей). Вы угадали. Это пение птиц, и я приглашаю вас отправиться в лес, для этого давайте закроем глаза, я произнесу волшебные слова и мы окажемся в лесу.

Воспитатель: Крибле – крабле – бумс!

Дети закрывают глаза и кружатся на месте.

Воспитатель: Но вот мы и в лесу. Посмотрите как красиво вокруг. Давайте встанем в хоровод и споем «Мы на луг ходили. Хоровод водили…» Физкультминутка.

Дети продолжают стоять.

С наступлением весны птицы возвращаются в свои гнезда. Как называются птицы, которые улетают осенью и возвращаются весной? (Ответы детей).

Воспитатель раздает детям карточки с изображением птиц перелетных и зимующих.

Воспитатель: Посмотрите, сколько у меня птиц, но они все перемешались, помогите мне разобраться, где здесь какие птицы.

Разделитесь на две команды, одна команда возьмет зимующих птиц, другая команда перелетных.

Дидактическая игра «Найди свое место».

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь все встали на свои места.

Воспитатель: Раз мы с вами находимся в лесу, давайте вспомним правила поведения в лесу. Воспитатель выставляет картинки с изображениями правил поведения в лесу и дети называют их:

Огонь - враг леса, он хитер.

Не разводи в лесу костер!

Не рви цветы и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву,

Не рви зеленую былинку,

В лесу ходи ты по тропинкам!

Из леса ты принес зверушку?

Но, это, право, не игрушка.

Она погибнуть может в неволе,

Ведь дом её в лесу иль в поле.

Дерево, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Старайся птицам помогать

И птичьих гнезд не разорять!

Растут на редкость всем цветы –

Природы звонкие певцы.

Гриб мухомор тебе не нужен,

Зато со зверушками в лесу он дружен.

Ногами не сбивай его,

Он лечит все в лесу зверье.

Старайся в лесу не шуметь, не кричать,

Ведь так можно птиц и зверей напугать.

Воспитатель: Правила повторили, теперь можно двигаться вперед. Посмотрите, сколько изменений произошло в лесу весной. Давайте поиграем в игру «Что изменилось весной в жизни животных»

Дети стоят в кругу. Воспитатель берет мяч и бросает каждому ребенку по очереди со словами

«Кто просыпается весной»,

«Что случилось с зайчиком»,

«Кто кроме медведя просыпается весной», и т.д.

Воспитатель: Ребята, звери очень радуются приходу весны, на полянке скачут веселые зайчата, резвятся на деревьях бельчата, но их нельзя беспокоить. Я предлагаю вам с помощью игры Танграм из геометрических фигур выложить веселых зверят, и каждый из вас придумает ему имя.

Дети садятся за столы и выкладывают зверей из деталей игры Танграм.

Воспитатель: Какие у вас веселые зверята, как их зовут.

Дети называют имена по очереди.

Воспитатель: Наша прогулка по весеннему лесу подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Выходите ко мне, становитесь рядом, закрывайте глаза, я произнесу волшебные слова: Крибле-крабле-бумс. Ну, вот мы и в детском саду, вы все работали сегодня очень хорошо. Где мы побывали сегодня? Что вам понравилось больше всего? Мы с вами очень хорошо провели время, и я думаю, что мы еще не раз побывает в лесу.

Юлия Уростаева
Конспект НОД в старшей группе «Весна. Признаки весны». Познавательное развитие

Цель : Активизация словарного запаса по лексической теме «Весна . Признаки весны » .

Образовательные задачи : Закрепить и усовершенствовать знания детей о весне , о весенних признаках ; умение детей отвечать на вопрос полным ответом, познакомить с новыми словами «капельник» , «водолей» , «травень» .

Развивающие задачи : Развивать умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе; развивать умение согласовывать имена существительные с глаголами; развивать мелкую моторику рук ; развивать логическое мышление ; развивать умение находить связь между погодными особенностями и изменениями в природе; развивать зрительно- моторную координацию, произвольное внимание.

Воспитательные задачи : Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей; воспитывать умение ожидать своей очереди.

Оборудование : Кукла Весна , макет солнышка и лучиков, «волшебный сундучок» , сюжетные картинки на тему «Весна . Признаки весны » , картинки с изображением первых цветов Калмыкии (тюльпан, одуванчик, мяч, «мостик» , образец солнышка из нитей.

Раздаточный материал : картон голубого цвета, клей - карандаш, нити длинные и короткие желтого цвета, салфетки матерчатые, влажные салфетки.

Ход занятия

Вводная часть.

Цель : сосредоточить внимание детей на проблемной ситуации и активизировать желание выполнять задание совместно для достижения общей цели.

В - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня у вас гостей! Давайте с ними поздороваемся!

Д – Здравствуйте!

В – Мендвт!

Д – Мендвт!

В – Ребята, к нам в гости пришла необычная гостья. Посмотрите, это красавица Весна . Весна просит помочь разбудить Солнышко и вернуть ему лучики. Но для этого вам надо немного потрудиться и выполнить задания. Вы готовы?

В - Посмотрите, мостик через ручеек! Он ведет на полянку. Ребята, осторожно, мостик очень узкий, поэтому нельзя торопиться и толкаться!

Основная часть :

В – А вот и полянка! Садитесь, ребята.

(Садятся в кружок на ширдк.)

Ребята, скажите, а какое сейчас время года?

Д – Весна !

В – Правильно! А сколько месяцев у весны ? Назовите их!

Д – Три! Март, Апрель, Май.

В – Замечательно. В народе март, первый месяц весны , называли – «капельник» . Как вы думаете почему? (Потому что сосульки тают на солнышке и капают) . Это ранняя весна . Апрель, середина весны – «водолей» , потому что лед на реках становится рыхлым, темнеет, а потом начинается ледоход. Льдины плывут по реке. Май - это третий месяц – «травень» . Все покрывается зеленью, все цветет, прилетают последние перелетные птицы.

В – Ребята, назовите ещё раз весенние месяцы. А как их называли в народе?

Д – Март- «капельник» , Апрель- «водолей» , Май - «травень» .

В – Правильно! Посмотрите, ребята, какой красивый сундучок! Что же в нем лежит? Послание, но не простое, а зашифрованное! (Вынимаю сюжетные карточки на тему «Весна , признаки весны » ) Что же означают эти карточки, как вы думаете, ребята?

Проводится игра «Признаки весны » .

Цель : уточнение и расширение знаний о весне и её признаках .

Если затрудняются, можно первую карточку «расшифровать» самой в последовательности :

Солнышко ярко светит и пригревает;

Сосульки тают и капают;

Побежали веселые ручейки;

Появились первые цветы;

Прилетели перелетные птицы.

В – Замечательно, ребята! Вы справились с заданием, и ваши ответы вернули солнышку первый лучик!

Чтобы солнцу лучик дать, надо в мячик поиграть!

У кого мяч – тот называет признак весны , затем мяч передает следующему. Ребята, вы можете смотреть на наши разгаданные картинки, они вам помогут.

О чем получился ваш рассказ?

Д – О весне .

В – Правильно, а кто хочет назвать все признаки весны ?

Вы такие умницы! Ответили все правильно и справились с заданием! Вот и второй лучик солнца!

В – Устали? Поднимитесь!

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко (поднимают руки вверх)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло (Хлопают в ладоши) .

Побежал в саду ручей (ладошки вместе, плавными движениями вправо, влево,

Прилетело 100 грачей (взмахи руками) .

А сугробы тают, тают (медленно садятся,

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх) .

Вот и ещё один лучик солнца мы заработали.

В – Садитесь, пожалуйста! А сейчас, ребята, у нас необычное задание. Мы с вами будем весенними ветерками.

Подуйте на свои ладошки теплым, еле слышным ветерком. Хорошо! А теперь подул сильный, холодный ветер. Подуйте на ладошки : вдох через нос, щеки не надуваем. Выдох через рот. 3 раза.

Посмотрите, весенний ветерок принес нам ещё один лучик солнца! Мы справились с заданием! Молодцы!

Чтобы получить последний лучик солнца, надо отгадать загадки. Отгадайте загадки про первые цветы, которые расцветают в Калмыкии! Слушайте внимательно!

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок-

Остался стебелек…

Д – Одуванчик

В – Правильно! А по-калмыцки – Жамб цецг.

Ещё одна загадка про цветок :

Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный, бархатный….

Д - Тюльпан

В – Молодцы! Правильно! А по - калмыцки - Бамб цецг! Разгадали мы загадки, с солнцем будет все в порядке! А вот и лучик!

Степь калмыцкая весной ,

Как зеленый океан.

Словно в дымке голубой

В ней качается тюльпан.

Именно в нашей калмыцкой степи каждую весну происходит чудо – цветут тюльпаны.

Посмотрите на солнышко, которому мы помогли собрать лучики. Как оно ярко светит! Пусть это солнышко остается у вас в группе и согревает вас своим теплом. А я приготовила для вас необычное задание. Давайте пройдем по мостику к столам и присядем на стульчики. Мы с вами нарисуем портрет солнышка. Но рисовать будем ниточками. У каждого из вас лежат тарелочки с ниточками. Чем они отличаются? (Показываю по отдельности длинную и короткую нити)

Д – Длинные и короткие.

В – Что вы будете рисовать длинной ниточкой?

Д – Длинной нарисуем кружочек.

В – А короткими?

Д – Лучики.

В – Молодцы! Промазываем клеем линию круга и прикладываем длинную ниточку, сверху прикладываем салфетку. Затем промазываем клеем линии на картоне и приклеиваем лучики, не забывая прикладывать салфетку.

Закончили? Замечательно! Молодцы! Вытираем ручки влажными салфетками. Поднимите и покажите друг другу свои солнышки! Нравятся они вам? Вам понравилось рисовать ниточками? Давайте повесим их на доску, пусть все видят ваши работы и радуются вместе с вами.

Молодцы! Мне очень нравится!

Итог :

В - О чем мы сегодня с вами говорили?

Д - О весне , о солнышке, о признаках весны .

В – Как в народе называли Март, Апрель, Май?

Д – Капельник, водолей, травень.

В – А вам понравилось рисовать ниточками?

Д – (ответы детей)

В - Что вам понравилось на занятии больше всего?

Д - (Ответы детей)

В – Замечательно! Ребята, я вами очень довольна! Вы все такие молодцы и прекрасные помощники!

Весне очень понравились ваши работы. Она вам очень благодарна, за то, что вы вернули солнышку его лучики.

До свидания! Сян бяятн!

Публикации по теме:

Конспект открытой интегративной НОД «Основные признаки весны» Конспект открытой интегративной НОД в группе компенсирующей направленности

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Весна идет, весне дорогу»

Андронова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ Гаврилово Посадский детский сад №1 Ивановской области
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию детей в старшей группе «Весна идет, весне дорогу». Этот конспект направлен на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, материал будет полезен воспитателям детских садов.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию
в старшей группе «Весна идет, весне дорогу»

Интеграция образовательных областей: «коммуникация» (развитие речи), «познание» (формирование целостной картины мира), «музыка» (музыкально ритмические движения, слушание музыки), «художественное творчество» (развитие детского творчества), «безопасность» (формирование предпосылок экологического сознания), «труд» (ручной труд), «физическая культура» (физкультминутка), «социализация» (развитие коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости).
Цель: формирование положительно - эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. 2. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие:
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.
3. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.
4. Развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к родной природе.
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Воспитатель: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!
Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.
Воспитатель:
- Собирайтесь скорее в необычный поход.
Ждут вас тайны лесные, вдоль тропинка зовет.
- Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.
Звучит музыка. Дети проходят по «тропинке».
Воспитатель: -Ребята мы сейчас с вами прошли по тропинке, а кто сможет описать свой путь? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.
Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т.п.
Воспитатель: - Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне.
Воспитатель:
- Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- В какой лес мы с вами пришли?
Дети: - Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
Воспитатель: - Какое время года изображено на картинках?
Дети: - Весна!
Воспитатель: - Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето? Какие приметы весны изображены на картинках?
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.(Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, распускаются первые цветы).
Какие приметы весны вы наблюдали? (дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее).
Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)
Воспитатель: - Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) Посмотрите какое красивое солнышко, но чего-то не хватает. Как вы думаете чего? (лучиков) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы с вами добавим ему лучиков.
Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.
Звучит звукозапись «голоса птиц».
Воспитатель: - Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (перелетные).
Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его….. (Скворец)
- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») значит на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)
Физкультминутка. «Подснежник»
К нам Весна лишь заглянула - протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
Стоят «подснежники, протянув головку навстречу солнышку, покачиваются от дуновения теплого ветерка»
Воспитатель: - А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Включается аудиозапись лесных шумов.
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
Воспитатель: - Молодцы! Вы все правильно отгадали.
Воспитатель: -Ребятки, а как надо вести себя в лесу? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать? (нет, надо лесом любоваться) А вы хотите весне подарок сделать? (да)
Весна по лесу ходит солнечная, звонкая, нарядная, а чтоб весна была еще наряднее, давайте подарим ей бусы.
Воспитатель: - Ребята, давайте изготовим для весны цветные и нарядные бусы из бумаги.
Дети из полосок бумаги скручивают колечки, конец бумаги подклеивают, затем нанизывают их на шнурок.
Воспитатель: - Вот, какие красивые получились бусы. Давайте повесим их на елку, что бы весна их увидела и примерила.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь нам с вами пора возвращаться домой в детский садик. А на прощание давайте исполним весне хоровод
Воспитатель и дети:
1. Если солнышко взошло-
Значит, утро к нам пришло.
Лес проснулся ото сна-
Значит, к нам пришла весна.
Припев: растаял снег, и нет зимы,
На улице тепло
И весело, и радостно
И на душе светло.

(Хлопают в ладоши.) дети под музыку идут по тропинке.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы снова в детском саду. С каким настроением вы вернулись из леса? Чем мы сегодня интересным занимались? Что вам больше всего понравилось?

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Весна пришла, тепло принесла».

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования (монотипия)

по теме: «Весна пришла, тепло принесла».

Программное содержание:

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание,

художественно-продуктивная деятельность, социализация.

Цели.

Уточнить и обобщить знание детьми о названиях весенних месяцев, порядке их прихода.

Расширить представления детей о весне,

Упражнять детей в образовании и правильном употреблении слов, обозначающих признак предмета, основываясь на полученных ранее знаниях и представлениях о характерных признаках весеннего времени года,

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, соотносить природные явления с особенностями собственного мироощущения.

обогатить и активизировать словарь детей по теме,

Развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.

воспитывать умение сопереживать, стремление помочь персонажу, товарищу в трудной ситуации,

Словарная работа: слова-названия весенних месяцев, слова имеющие в своём составе уменьшительно-ласкательные суффиксы, обозначающие признаки весны.

Оборудование и материалы: значки-бабочки по числу детей, картинки-символы, обозначающие признаки весны, картинки-символы, изображающие различные явления природы, детские шумовые музыкальные инструменты с характерным звучанием; шаблоны бабочек из белой бумаги, необходимое оборудование и материалы для выполнения работы по нетрадиционному рисованию (монотипия), разноцветные фломастеры или маркеры по числу детей, планшет, лист альбомный для письма Весне, мольберт.

Ход занятия.

Дети друг за другом входят в помещение.

В. - Ребята! Обратите внимание, к нам на занятие пришли гости.

Давайте вместе поприветствуем их!

В.-Придумано кем-то и просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро»

-«Здравствуйте!»- скажем, солнышку, птицам,

-«Здравствуйте!»- милым улыбчивым лицам

И каждый становится добрый, доверчивый

Пусть доброе «здравствуйте» слышно утром и вечером

Мальчики - «Здравствуйте!» -девочки!

Девочки-«Здравствуйте!»-«Здравствуйте!» -мальчики!

Мальчики -«Здравствуйте!»

Все вместе-«Здравствуйте!» взрослые! Здравствуйте!»

Дети садятся на стульчики полукругом.

Организационный момент «Доброе утро!»

Воспитатель: Ребята, мы поздоровались друг с другом, поздоровались с гостями, а теперь поздоровайтесь каждый со своими верными помощниками!

Дети: - Доброе утро глазки, вы проснулись? (дети прикасаются по очереди к частям тела)

Доброе утро ушки, вы проснулись?

Доброе утро ручки, вы проснулись?

Доброе утро ножки, вы проснулись?

Воспитатель: - Доброе утро детки, вы проснулись?

Дети: Да!

Воспитатель: тогда начинаем занятие.

Звучит красивая, радостная мелодия.

Воспитатель: Что случилось, что происходит? (Вносит воздушный шарик - солнышко с прикрепленной посылкой. В посылке письмо)

Ребята это красавица Весна прислала нам сообщение и посылку (читает сообщение). «Дорогие ребята, я посылаю к вам в гости своего друга и помощника, ласковое весеннее Солнышко с подарками. А подарки мои получат самые старательные и активные из вас, удачи вам на занятии!».

Воспитатель поясняет детям, что за активное участие в ходе занятия они будут получать весенние знаки.

Проводится дидактическое упражнение «Весенние месяцы» с целью уточнения знаний детей о названиях и порядке прихода каждого весеннего месяца.

Вопросы:

Какие весенние месяцы вы знаете?

Какой из весенних месяцев приходит раньше всех?

Какой весенний месяц приходит за мартом?

Какой весенний месяц приходит к нам самый последний?

Какой весенний месяц бывает перед маем?

Вы, наверное, слышали, как люди говорят «ранняя весна», «поздняя весна»? Как вы думаете какой месяц можно назвать «ранней весной» и почему? (поздней весной и почему?) Примерные ответы детей: март приходит раньше всех, поэтому ранняя весна, май приходит позже всех месяцев, поэтому это поздняя весна.

Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно сказали, а теперь все вместе: Март, апрель, май -ты их, друг, не забывай! (дети повторяют вместе с воспитателем два раза).

Воспитатель: Наконец после зимы к нам пришла долгожданная, теплая и ЛАСКОВАЯ Весна. Поэтому весной хочется говорить только ласковые слова. (Дидактическое упражнение «Назови ласково»).

Я скажу солнце, а вы ласково - солнышко,

ветка - веточка,

лист - листочек,

ручей - ручеек,

лужа - лужица,

цветок - цветочек,

туча - тучка,

дерево - деревце,

облако - облачко,

вода - водичка (слова подбираются воспитателем произвольно, тематика - весенняя).

Ребята Весна прислала нам очень сложное задание. Для его выполнения мы с вами должны вспомнить какие приметы весеннего времени года вы знаете? (ответы детей: тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее)

А теперь нужно так назвать нашу красавицу - Весну, чтобы сразу стало понятно, о какой примете весны вы подумали.

Воспитатель: Представьте,

Пришла весна, и стало пригревать ясное, ласковое СОЛНЫШКО, значит какая весна? (солнечная). Воспитатель предлагает ответившему на вопрос ребенку выбрать соответствующую карточку-символ, надевает значок-бабочку.

ЗВОНКО запели птички на деревьях. Какая, по-вашему Весна? (звонкая). Воспитатель предлагает озвучить весну с помощью соответствующей шумовой игрушки после выполнения надевает значок-бабочку.

ЗАЗЕЛЕНЕЛИ первые листочки на деревьях. Какая весна теперь? (зеленая). Зашумели под ласковым весенним ВЕТРОМ красивые деревья, какая весна? (ветреная). Воспитатель предлагает озвучить данное явление и подобрать соответствующую карточку-символ. После выполнения детьми задания надевает каждому значок-бабочку.

Ветер усилился, прилетело облачко и пошел теплый весенний ДОЖДИК. Какая весна теперь? (Дождливая). Ребенок подбирает соответствующую карточку-символ.

Воспитатель хвалит детей за активное участие, обращает их внимание на то, что все без исключения получили значки, значит все самые активные и старательные, Предлагает рассмотреть своих бабочек.

Воспитатель: вы все получили значки-бабочки, значит все

превратились в волшебных весенних бабочек, а бабочки очень любят летать и веселиться на солнечной полянке. Полетели!

Выполняется Физкультминутка «Бабочки»

Снова нет ручьям покоя -

День и ночь журчат в кустах, (бегут по кругу друг за другом)

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах, (спокойно идут друг за другом)

Льёт лучи на лес и луг {приседают - встают)

И на все цветы вокруг, («цветок» над головой)

Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают В поле бабочки летают.

При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Учащиеся передвигаются легким бегом на носках или на месте, делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.

Воспитатель: Ой, ветер подул, пошел дождь! (Звучит шум ветра, звук дождя, раскаты грома), воспитатель раскрывает яркий зонтик. Бабочки весенние, бабочки-красавицы, скорее прячьтесь от дождя, не то намокнете, пропадете! (Дети подбегают к воспитателю, прячутся под зонт).

Слышится плач, появляется Бабочка, (во время дождя на полянке все ее подружки потерялись, Бабочке скучно, не с кем играть).

Воспитатель приглашает детей за столы для осуществления продуктивной деятельности. Дети под руководством воспитателя рассматривают гостью бабочку, отмечают ее окраску, узоры на крылышках и т.д. Воспитатель предлагает сделать для нее подружек такими же красивыми, яркими и нарядными.

Дети выполняют работу. Воспитатель в сопровождении гостьи наблюдает за деятельностью детей, помогает при необходимости, обращает внимание на то, что можно кисточкой поправить получившийся отпечаток, дорисовать и украсить рисунок по желанию. Для тех детей, которые раньше всех справились с заданием, воспитатель дает дополнительное задание на усложнение.

После выполнения Работы воспитатель предлагает, захватив фломастеры, отнести бабочек-подружек на весеннюю полянку сушиться на солнышке.

После этого, обращая внимание на Весеннее солнышко, предлагает детям подумать и ответить на вопрос: как вы думаете, ребята, что Солнышко расскажет Весне-красавице о нашем занятии (итог занятия). Дети вспоминают ход занятия, озвучивают запомнившиеся моменты и, ответив, рисуют свой «смайлик» на листе бумаги. (Предварительно воспитатель напоминает детям, что смайлик - это улыбка и пожелание хорошего настроения).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое замечательное письмо у нас получилось! Вместе с этим письмом мы шлем Весне хорошее настроение, чтобы она приходила к нам солнечной - а не дождливой, спокойной - а не ветреной, теплой и ласковой - а не холодной и грустной. Дорогое Солнышко! отнеси, пожалуйста, Весне наше письмо, расскажи, как интересно было у нас на занятии! Дети прощаются с Солнышком. Бабочка благодарит детей за замечательных подружек, преподносит угощение, дети прощаются с Бабочкой.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25»

Конспект НОД по познавательному развитию

на тему: «Пробуждение весны»

Выполнила:

воспитатель 1 кв.кат.

Козлова С.В.

г. Арзамас 2016 г.

Цель : формирование представлений детей о весне.

Задачи:

1)Образовательные – способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды; способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы.

2) Развивающие – содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; побуждать делать выводы через решение логических задач; содействовать развитию умений устанавливать взаимосвязь, развитию наблюдательности, речи, мышления, эстетического вкуса; обогащать словарный запас.

3) Воспитательные – побуждать детей любить родную природу, ценить красоту природы, беречь ее.

Методические приемы : этюд «Назовите ласково друг друга по имени», сюрпризный момент - письмо из леса от Старичка-Лесовичка; мотивация – «Помочь Старичку-Лесовичку разбудить лес, так как наступила весна»; беседа «Признаки весны»; рассказ воспитателя, «Как образуется сосулька»; загадки о весне, сосульке, ручейке; игра с мячом «Опиши весну»; чтение стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи…»; игра «Что лишнее?», музыкальное сопровождение – А.Вивальди «Времена года. Весна», звуки капели, щебетание птиц; экспериментальная деятельность «Что происходит с сосулькой в теплых условиях»; физкультминутка «Мишка»; художественное творчество (рисование цветными карандашами) – «Листья на деревьях».

Средства : классическая музыка А. Вивальди «Времена года. Весна», звуки капели и щебетания птиц, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, конверт с письмом; металлический поднос; мольберт; альбомный лист (по количеству детей), цветные карандаши (по количеству детей), мяч, контейнеры с сосулькой (по количеству детей).

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке за весенними признаками.

Рассматривание картин о весне: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна», «Весна. Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег»; И.И. Шишкин «Лес весной»; Борис Кустодиев «Весна»; В. Бакшеев «Голубая весна»; К. Юон «Мартовское солнце»; Альфред Сислей «Весна».

Чтение художественной литературы: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна»; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Ранней весной»; Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»; С. Маршак «Круглый год», «Апрельский дождь»; Г. Скребицкий «Апрель»; С. Есенин «Черемуха», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая» и др.

Заучивание примет, пословиц, стихотворений о весне: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна».

Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Признаки весны», «Первые весенние цветы», «Звери весной», «Перелетные птицы».

Ход образовательной деятельности

Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили какое сегодня утро? (Ответы детей )

Да, сегодня воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Ответы детей )

Сегодня, дорогие ребята, мы с вами продолжим наше путешествие в сказочный природный мир. Прежде чем начать наше путешествие, давайте встанем поудобнее и посмотрим друг на друга: улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение. Значит, мы можем с вами отправляться в путешествие.

Итак, сегодня мы совершим путешествие и отправимся в гости. А к кому вы узнаете, отгадав загадку.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной).

Правильно, сегодня мы отправимся в гости к весне.

Весна – это переход от зимы к лету. Солнце ярко светит и припекает. Сегодня старичок-лесовичок прислал нам письмо из леса. Сейчас мы посмотрим, что в нём. «Дорогие ребята. Произошла беда. Весна уже наступила, а лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить зверей, птиц, землю».

Ребята, на чем мы отправимся в лес? (ответы детей )

Я предлагаю отправиться в лес на ковре-самолете. Полетели (дети садятся на ковер и слушают музыку ).

Звучит отрывок музыкального произведения А.Вивальди «Времена года. Весна» (1 минута) .

Ребята, какие эмоции у вас возникли при прослушивании этого музыкального произведения? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение

Уж тает снег...

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

(Алексей Плещеев)

Ребята, о каких признаках весны вы услышали в стихотворении? (ответы детей )

А какие еще признаки весны вы знаете? (ответы детей )

Ребята, давайте порадуем весну красивыми словами. Поиграем в игру «Опиши весну». Я буду кидать вам мяч, а вы опишите мне, какая же она – весна (ответы детей ).

Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете? (ответы детей )

Сейчас у нас конец марта. Скажите мне, какие изменения в природе произошли к этому периоду (ответы детей )

Вот мы и прилетели в весенний лес.

Как же мы с вами сможем помочь весне? Что нужно, что бы снег начал таять? (разбудим солнышко). Давайте разбудим солнышко, а помогут нам в этом, угадайте кто?

Звучат звуки капели.

Растут они вниз головой
И звонко плачут лишь весной.

Что это? (сосульки)

Правильно, сосульки

Когда сосульки плачут,
Мы слышим целый день
Веселую и звонкую
Весеннюю капель.

Сегодня, когда я шла в детский сад, я увидела много сосулек и решила вам их показать. (Раздаёт каждому ребёнку контейнер с сосулькой. Предлагает потрогать сосульку и сказать, какая она ).

Ребята, потрогайте ее, какая она? (ответы детей)

А теперь посмотрите на сосульку, какая она? (Ответы детей)

Давайте посмотрим, как образуется сосулька.

Когда снег тает, появляется капелька, она стекает с крыши и застывает, затем следующая стекает и снова застывает, присоединившись к первой капельке. Вот так образуются сосульки. Они состоят из множества капелек.

Дети с воспитателем делают вывод, что сосулька – это замерзшие капельки воды, которые превращаются в лед.

Что будет происходить, если поднять сосульку над ладошкой? (ответы детей )

Правильно, сосулька начинает капать. Почему? (ответы детей )

Итак, сосулька начинает таять и превращаться в воду, так как находится в теплых условиях.

Если расположить сосульку над металлическим подносом, то мы услышим звуки капели. (Воспитатель с детьми держат сосульки над металлическим подносом )

Сосульки капает, звенит капель, солнышко проснулось.

Воспитатель читает загадку

Сияет солнце спозаранку
Снег темный сделался, намок
И распевая звонко песни
Бежит веселый…. (ручеек).

Правильно, ручеек. Солнце светит ярче. От весеннего тепла снег растаял, и побежали, зажурчали, проснулись ручейки.

Какие бывают ручьи? Что они делают? (Ответы детей ).

Ребята, а какие звери живут в лесу? Что с ними происходит весной? (ответы детей). Давайте разбудим медведя, выполним физкультминутку.

Физкультминутка «Мишка» (2 раза)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой)
Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки. (
наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот )
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся. (
Дети садятся ).

Ребята, а знаете ли вы, какие первые весенние цветы появляются? (Ответы детей ) Давайте и их разбудим.

Да, конечно. Весной их очень много появляется на проталинках. Цветки мать-и-мачехи, подснежника, гусиные лапки, ландыши. Они радуют глаза людей весной своими цветками.

А теперь поиграем в знакомую вам игру «Что лишнее?». (Воспитатель показывает картинки на слайде (мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, кактус)).

Ребята, что тут лишнее? Как вы думаете и почему? (ответы детей )

Но не всех мы еще разбудили в лесу.

Звучит музыка, слышится щебетание птиц.

– Ребята, вы слышите эти звуки?

– Посмотрите! К нам птицы прилетели! Какие птицы прилетели к нам из теплых стран (ответы детей )

Вроде всех мы разбудили, но чего-то в лесу не хватает. Как вы думаете, чего? (ответы детей)

Правильно, не хватает листьев у деревьев. Давайте нарисуем их.

(Воспитатель раздает детям альбомный лист с нарисованным деревом без листьев. Дети рисуют листья на деревьях на альбомном листе карандашами . По окончании работы дети размещают свои работы на мольберте)

Вот мы и помогли старичку – лесовичку разбудить лес и совершили увлекательное путешествие в мир весны. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер – самолет и полетели. А пока мы летим я хочу вас спросить – что вам больше всего понравилось в гостях у старичка-лесовичка? Как мы помогли старичку-лесовичку? (ответы детей)

А с чем вам было справиться сложнее? (ответы детей)

Мы прилетели обратно в наш детский сад.

В каждом человеке прячется весна,

Если ты печальный - значит, спит она.

Если ты бежишь, смеясь, босяком по лужам –

Это, значит, в вас весна вылезла наружу!

И я хочу пожелать вам голубого, чистого неба, яркого ласкового солнышка и прекрасного весеннего настроения.




Рассказать друзьям