Как не навредить ребенку своим воспитанием. Основные ошибки при воспитании детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Всем работникам здравоохранения хорошо знаком этический принцип «не навреди». На латыни он звучит как «primum non nocere». Это высказывание популярно среди тех, кто связан со сферой медицины или биоэтики, поскольку этому базовому принципу обучают всех студентов-медиков. На нем основана и знаменитая Клятва Гиппократа (древнегреческого врача).

Текст, в котором изложена эта клятва, написан приблизительно в 500 году до нашей эры. Врачи клялись перед лицом богов придерживаться в своей практике определенных этических принципов. В наши дни врачи часто дают похожую клятву по окончании медицинского училища, это своего рода ритуал посвящения в профессию. Принципу «не навреди» учат и психологов. Для психоаналитиков это означает необходимость наладить контакт с собственным бессознательным.

Неплохо было бы требовать подобной клятвы и от всех родителей. Им требуется быть наиболее осторожными, ведь именно они, отвечающие за воспитание детей, потенциально способны нанести им наибольший ущерб. Самые тяжелые психологические травмы наносятся в самом раннем возрасте, а иногда даже еще в утробе матери. Казалось бы, стоит требовать как от родителей, так и от всех, кто связан с воспитанием детей, строго придерживаться этого принципа? Но возможно ли на самом деле никогда не приносить вреда?

Обычно самые тяжелые случаи связаны с эмоциональным насилием, поскольку оно часто остается незаметным

Родители могут нанести детям вред, сами того не понимая. Они предпочли бы не знать, что они вредят детям, ведь всем нам хочется думать, что мы поступаем правильно. В реальности те родители, которые больше всего убеждены в своей правоте, больше всего вредят детям. Если они не готовы объективно оценить, как воспитывают детей, весьма вероятно, что они причиняют им вред. Конечно, большинство родителей желает детям всего самого лучшего, но как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад.

Поскольку многие не осознают, какой вред приносят детям, звучат даже предложения ввести лицензии на рождение детей, но подобные идеи встречают сопротивление. Поэтому обойдемся пока средствами убеждения.

Родители могут по-разному наносить вред ребенку, самые тяжелые случаи связаны с эмоциональным насилием, поскольку оно часто остается незаметным. Все описанные ниже - примеры эмоционального насилия.

Многим родителям свойственны нарциссические черты, и они редко задумываются, правильно ли обращаются с детьми. У них есть оправдания для действий или же они полностью погружены в свой мир и достучаться до них невозможно.

Зигмунд Фрейд именно это имел в виду, когда начал говорить о бессознательном. Бессознательное - не просто некая часть нашего разума (согласно Фрейду, очень значительная часть), оно способно причинить вред как нам самим, так и окружающим. Чем больше в нас бессознательного, тем меньше мы контролируем свои действия.

Шизофреник почти целиком находится во власти бессознательного. Отец, больной шизофренией, практически полностью теряет связь с реальностью. Его реальность - это его бред и галлюцинации, и его реальность не осознает настоящую реальность. Такой отец (а часто о его болезни никто за пределами семьи не знает) нанесет огромный вред детям.

Больная шизофренией мать установит со своим малышом такие отношения, которые не будут понятны никому, кроме них двоих. Она наносит ему вред, даже не задумываясь об этом. Но родитель-шизофреник - это крайний случай по шкале вреда, наносимого ребенку. По ней также можно оценить, какой вред наносит клиническая депрессия, биполярное расстройство, пограничное расстройство личности, антисоциальное или обсессивно-компульсивное расстройство. Каждый из этих родителей наносит вред детям, при этом будучи уверенным в своей невиновности и оправдывая свои действия.

Защитные механизмы - проекция, реактивное образование, отрицание - позволяют родителям не замечать ущерб, который они наносят ребенку

Здоровые родители - те, у которых влияние бессознательного минимально и, следовательно, они хорошо знают самих себя. Такие люди реже всего причиняют вред своим детям и кому-либо еще. Дети не понимают, что им наносят вред. Например, в случае родительской гиперопеки мама постоянно находится рядом с ребенком, чтобы защитить его от любых возможных неприятностей. Мама ощущает себя любящей, а ребенок - любимым. Но гиперопекой она ему вредит, поскольку не дает набираться уверенности в себе. Таким детям не удается научиться самим себя обеспечивать, они не могут проявить индивидуальность и стать независимыми.

Фрейд впервые открыл бессознательное примерно в 1900 году, опубликовав книгу «Толкование сновидений». Затем он ввел понятие защитного механизма - с помощью этих механизмов мы скрываем от себя истину, которую не хотим знать. Проекция, реактивное образование, отрицание позволяют родителям не замечать тот ущерб, который они наносят ребенку.

Мы не хотим знать, что причиняем другим вред, и с самого раннего возраста начинаем скрывать этот факт от себя с помощью психологических защит. К тому времени, как мы становимся взрослыми, эти защитные механизмы становятся частью нашей личности. К сожалению, о бессознательном в наши дни мало говорят. Но пока родители и человечество в целом не поймут это явление, они будут продолжать причинять вред своим детям, а эти дети, в свою очередь, будут вредить окружающим уже в своем мире.

Вконтакте

Одноклассники

Я не раз слышала от родителей, что навредить любовью невозможно. Мол, слишком много любви не бывает.

Безусловно, эти родители правы. Но нередки случаи, когда безобидная любовь вдруг мутирует, обретая странные и небезопасные формы.

Давайте разберемся, что это за суррогаты родительской любви, от которых всем нам следует держаться как можно дальше.

Суррогат любви №1 – гиперопека

Многим родителям кажется, что когда они слишком сильно опекают ребенка, это и есть любовь.

Мы действительно часто ставим знак равенства между любовью и заботой. Но гиперзабота, от которой ребенок буквально задыхается, не имеет к любви никакого отношения.

Главный симптом – вы часто делаете что-то не ВМЕСТЕ с ребенком, а ВМЕСТО него выполняете то, что он уже давным-давно вполне может делать самостоятельно.

Если вы регулярно пресекаете инициативу ребенка, привыкли все делать за него, есть смысл задуматься: не слишком ли вы опекаете своего ребенка, не пытаетесь ли… прожить за него его жизнь?

Если присмотреться внимательнее, очевидно, что гиперопека преследует интересы не ребенка, но самого родителя. Ведь сделать самому проще и быстрей, чем дожидаться, пока это сделает ребенок. Вот мы и кормим их с ложки до пяти лет, одеваем до восьми и т.д.

Чем грозит гиперопека?

Безынициативность, несамостоятельность, завышенные ожидания от людей и мира в целом, разочарование от столкновения с реальностью – лишь некоторые из самых вероятных перспектив.

Гиперопека также грозит заниженной детской самооценкой. Когда вы спешите сделать вместо ребенка, вы транслируете ему сообщение о том, что сам он сделать это неспособен.

Вероятна и завышенная самооценка: «Раз за меня всё делают, во всем мне угождают, значит, я царских кровей».

Но самое печальное последствие гиперопеки – ненависть по отношению к родителям. Дело в том, что человек получает максимальное удовольствие от плодов своего труда. У ребенка, живущего на всём готовом, нет возможности для роста и развития, которые сами по себе являются источниками счастья. И за то, что родители регулярно лишают его этого счастья, ребенок начинает их ненавидеть.

Суррогат любви №2 – любовь-жертва

Главный симптом – в отношениях в основном действует принцип «ребенок выиграл – родитель проиграл».

Чем грозит любовь-жертва?

Любовь-жертва грозит тотальным разочарованием родителя и ребенка.

Ребенок не будет благодарен за такую любовь!

Возьмем распространенную ситуацию, когда женщина продолжает оставаться в давно умерших отношениях с мужем «ради детей», автоматически ставя себя в позицию жертвы. Но, как показывает жизнь, спустя годы все эти дети спрашивают: «А я тебя просил это делать??? Надо было либо налаживать отношения с папой, либо искать счастья в новом браке. Кому была нужна эта жертва?»

Разумеется, время от времени мы жертвуем чем-то ради детей (не спим ночами в первый год жизни, в случае нехватки денег покупаем сезонную одежду сначала им и т.д.). Но если вы жертвуете ради ребенка всегда, это означает, что любовь-жертва зачем-то плотно поселилась в ваших отношениях.

Помните: счастливых жертв не бывает. Либо ты жертва, либо – счастливый родитель. Выбор снова за вами.

Суррогат любви №3 – попустительство

Главный симптом – чем бы дитя ни тешилось, лишь бы маму с папой любило.

Некоторые родители очень боятся потерять расположение ребенка, детскую любовь, полагая, что это легко. Поэтому они соглашаются на что угодно и позволяют ребенку всё и даже больше, даже если это противоречит здравому смыслу.

Вы можете спросить: «Разве такой подход не является проявлением безусловной любви в чистом виде?» Не является. Ибо обратная сторона безусловной любви – четко установленные границы.

Чем грозит попустительство?

Любое попустительство очень скоро приводит к анархии, когда ребенок устанавливает в отношениях беспредел. Анархия очень сложно поддается коррекции, поэтому будет разумнее не доводить до нее.

Также попустительство часто ведет к потере ребенком жизненных ориентиров. Ибо ориентирами во многом служат как раз границы дозволенного.

Ребенок с расширенными границами в будущем непременно столкнется с жестким отпором со стороны общества и как следствие – разочарованием.

Это еще не всё. Жизнь знает немало примеров, когда мама, папа или бабушка любят не просто во вред, подменяя любовь суррогатами, но любят ребенка на грани.

Любовь на грани – очень серьезная тема. О ней и пойдет речь в следующей статье.

Пока же напишите в комментариях, как с суррогатами любви обстоит у Вас. Есть ли в ваших отношениях с ребенком гиперопека, любовь-жертва или попустительство?

Вконтакте

Дети опять устроили погром в доме, шумят перед сном и отказываются убирать игрушки? Не спешите хвататься за ремень!

Возможно ли воспитывать ребенка без наказания? Таким вопросом задаются многие родители, ведь порой малыш выходит за грань дозволенного, хамит, грубит и устраивает истерики в общественном месте. Полное отсутствие наказания зачастую приводит к неадекватному, порой наглому поведению, в то же время, чрезмерная строгость за малейший проступок – часто ведет к психологической травме. Как наказывать ребенка, что бы это шло на пользу, а не приносило вред.

Что нужно знать о наказании

Прежде всего, взрослым необходимо уяснить, что не стоит повторять изо дня в день ошибки своих родителей, очень часто те, кого наказывали в детстве ремнем, вырастая повторяют эту ужасную ошибку и также обращаются со своими дочерьми и сыновьями.

Смысл наказания заключается не в том, чтобы ребенок испытал страх, был унижен или почувствовал боль, результатом должно стать осмысление своего поступка . Ребенок не должен больше захотеть сделать то же самое, ведь чаще всего дети не понимают, что они поступили неправильно и стараются делать повторять так, чтобы взрослые этого не увидели.

Родителям важно запомнить, что наказание не должно унижать маленького человека, ни физически, ни морально, так как это может отложиться в памяти на всю жизнь и повлиять на неполноценное формирование личности в целом. Ударить или обозвать плохим словом для взрослого человека – означает показать собственную слабость , дать понять, что в жизни все решается силой, а не словами.

Кроме того, наказание детей за непослушание не должно выражаться в непринятии ребенка родителями. Ведь мама и папа являются самыми главными в жизни людьми, они его мир и вдруг из-за того, что сын или дочь сказали плохое слово, не поделили игрушку на детской площадке, родители говорят, что им такой ребенок не нужен, отворачиваются.

Прежде всего, важно показать сыну или дочери, что вы разочарованы в поступке, недовольны конкретным поведением, но не самим ребенком. Необходимо проговорить, что вы любите свое чадо всегда и без всяких условий, но в данный момент огорчены его конкретным поведением.

Родителям важно постоянно проговаривать жизненные ситуации, рекомендуется разыграть различные варианты поведения или поступков с помощью игрушечных героев. Как можно больше объясняйте малышу, что хорошо делать, а что плохо, ведь кто, если не родитель, поможет правильно расставить ориентиры и показать на личном примере, как необходимо поступать, а как делать не стоит.

Как определить меру и не выйти за пределы разумного

Перед тем как наказать ребенка, важно правильно определить степень наказания, например, если он баловался и разбил кружку, не стоит лишать похода в кино, который вы запланировали еще несколько дней назад. Также, ни в коем случае нельзя наказывать едой, лишением подарков на день рождение или Новый год.

Прежде чем вынести наказание, взвесьте не слишком ли оно жесткое для такого маленького человека, ведь порой дети делают некоторые поступки еще не до конца осознавая их и не специально. Чаще всего ребенку достаточно просто словесно объяснить, что это было неправильно в его поведении и, если он доверительно относится к маме и папе, слов будет достаточно, чтобы больше не повторилась ситуация не повторилась.

Однако стоит отметить, что сейчас все чаще встречаются дети, которые растут по принципу – свобода действий во всем , они просто чувствуют собственную безнаказанность.

Ребенок должен понимать, что, всегда делая то, что хочет только он, можно нанести вред другому человеку или даже самому себе, например, если сын , отбирает игрушку у другого ребенка на улице, требует купить гору сладостей в магазине и хочет съесть все их вместо обеда, стоит не умиляться своенравному характеру, а рассказать, почему этого делать нельзя.

Правила наказания и запрещенные приемы

Для того чтобы правильно наказывать ребенка и не нанести ему вреда, стоит обратить внимание на несколько полезных советов:

  1. Прежде чем наказывать, разберитесь в сложившейся ситуации, выслушайте своего ребенка, быть может его вины в случившемся и нет.
  2. Ни в коем случае не стоит наказывать малыша, просто потому что у вас был трудный день или сейчас плохое настроение. Взрослый человек должен уметь сдерживаться и не «обрушиваться» из-за мелочей.
  3. Нельзя запугивать ребенка наказанием, желательно заранее обговаривать за какие поступки он будет лишен, например, просмотра любимого мультфильма.
  4. Если в вашей семье установлены некие правила, то будьте последовательны в их исполнении. Это значит, что, если мама не приемлет какие-либо поступки, и он знает, что так делать нельзя, значит, всегда придерживайтесь этой установки.
  5. Важно также, чтобы одно линию поддерживали все члены семьи, то есть не должно быть так, что мама запрещает есть больше трех конфет в день, а бабушка разрешает. Взрослые должны выступать обязательно единым фронтом в воспитании, а не играть в «хорошего» и «плохого».

Не спешите наказывать ребенка, объясните почему вы так реагируете. Чтобы , расскажите о чувствах, которые вы испытываете, объясните, что вам не нравится так делать, но приходится, спросите, что необходимо сделать, чтобы ситуация больше не повторилась.

Стоит отметить, что при доверительном отношении между родителями и ребенком, взрослому достаточно словесно объяснить неправильность какого-либо поступка, чтобы он впредь не повторялся. Родителям необходимо запастись терпением, быть сдержанными и рассудительными, тогда и младший член семьи будет стараться вести себя адекватно, прислушиваясь к маме и папе.

Если у вас растет малыш, загляните в наш , там собраны статьи от педагогов и психологов, в которых вы найдете практичные рекомендации, интересные игры и готовые ответы на вопросы.

О том, как наказывать ребенка правильно и без вреда для его самооценки читательницам интернет-журнала «Женские увлечения» рассказала Курахмаева Ирина Николаевна.

15:19 8.08.2014

У вас масса воспитательных секретов. Вы весьма успешно справляетесь с поставленными задачами... иногда. С тем, которые ставит ребенок. Иногда кажется, он дан вам для того, чтобы научить терпению, сдержанности, умению быстро обучаться и при этом радоваться жизни и наслаждаться общением с таким подчас несносным малышом. Мы дадим еще 17 подсказок. Надеемся, они помогут вам в деле воспитания и самовоспитания.

1. Во всех сложных и непредвиденных ситуациях задавайте себе вопрос №1: «Я воспитываю послушного или успешного человека?» . И каждый раз думайте, что действительно важно. Нет, мы не отрицаем важность послушания... если он в меру и не мешает развитию карапуза. Просто предлагаем каждый раз спрашивать себя о конечной цели предприятия.

2. Помните, что даже самый маленький ребенок лучше родителей, бабушек и дедушек знает, чего хочет . Тепло ему или холодно, хочет он есть или уже нет, нравится ему что-то или не нравится. Прислушивайтесь к малышу. Иначе он разучится понимать, что хочет. А человек, не понимающий своих потребностей, имеет очень мало шансов на счатье. Помните анегдот: "- Сынооок, домой, - кричит мама с окна. - Я что, хочу кушать? - спрашивает сын. - Нет, ты замерз!", - отвечает мама. Смешной и страшный анекдот, вы не находите?

4. Внимание на себя. Да, дети копируют нас. Причем даже то, что мы пытаемся скрыть или не хотим признават. А посему, не требуйте от ребенка исправление тех ошибок, которые не смогли исправить сами. Работайте над собой.

5. Давайте право на выбор. Там, где это можно, где безопасно. Иногда можно сказать: "Нельзя, потому, что это Я сказала. Потому что Я - мама!" Но только иногда. Что есть на завтрак: "каша или блинчики?", "зеленую кепку или красную?".

6. Максимально не мешайте получать негативный опыт. Под вашим надзором, если нужно, но ошибки и синяки - то, на чем все мы учимся. Карабкайтесь вместе с ним по горкам и лестницам. Страхуйте, если нужно. Но не пугайте.

7. Помните, что есть то, что ребенок может, и то, чему он должен в этом возрасте научиться. Научился ходить - хорошо. Тут ему помогать не надо. А вот преодолеть несколько первых порогов можно и помочь, подсказать, как это сделать лучше. Дальше он сам. Старайтесь не инвалидизировать кроху. Да, наша гиперзабота называется таким страшным словом - инвалидизация. Малышу нужна свобода.

9. Лучший способ обучения - делать вместе. Три этапа обучения: показывайте, делайте вместе, наблюдайте, как он справляется сам, подсказывая в самых трудных ситуациях.

10. Когда малышу плохо, он ударился, обиделся, просто нет настроения, не поучайте. Сделаете это потом. Сейчас просто обнимите, поддержите, поцелуйте ушиб... Разбор полетов можно сделать и потом. Или просто подсказать, в чем проблема, если таковая была.

11. Запишите себе в ежедневник или повесьте на рабочий стол фразу: "То, что я большее и сильнее, ещё не значит, что я всегда права!" и вспомните совет №1.

12. Давайте возможность пробовать самые разные кружки , искать себя, бросать, возвращаться, находить... Не делайте трагедии, что он что-то там бросил. Он в поиске. Но подсказывайте, что инода нужны усилия, чтобы познать радость от того или иного дела. Первые трудности - не повод бросать.

13. Карманные деньги выдавайте в виде зарплаты, бонусов, премий за сделанное что-то качественное (по договоренности) сверх, лучше всего или за особые достижения. Малыш должен знать свои обязанности (бесплатные) и то, где он может заработать. Это неплохая мотивация и опыт оценивания собственного труда..

15. Уважение к ребенку, его мнению, советам, его словам поможет ему научиться уважать себя. Он не дожен постоянно чувствовать, что он после... работы, друзей, телевизора, папиных хобби и маминых разговоров по телефон. Выделяйте время, когда вы полностью принадлежите ребенку.

16. Не притворяйтесь всемогущим и непогрешимым. Вы имеете право чего-то не знать, ошибаться, глупить. Извиняйтесь за ошибки и глупости. Смейтесь вместе с ребенком над ними. Здоровая самокритика и чувство юмора - хорошие качества.

17. Не заставляйте сына или дочь реализовывать ваши мечты - лучше реализуйте их сами . Никогда не поздно начать танцевать, рисовать или воплощать другие свои мечты. Вот и книжка очень хорошая есть об этом (читайте о ней

Надо ли жить вместе ради ребенка? Скорее всего, вы тут же скажете – нет. Мы живем во времена концепции «главное – счастливый родитель».
Ее главные принципы: жить вместе ради ребенка нельзя, потому что родители должны быть счастливы и удовлетворены своей семейной жизнью.
Эта концепция стала логическим продолжением общего тренда последних десятилетий: отношение к семье как к ячейке общества сменилось вниманием к индивидуальности. Желание быть счастливым перестало быть синонимом эгоизма, а заработки стали позволять многим иметь нянь и спокойнее переносить статус одинокого родителя. Вот так «не жить ради ребенка» постепенно превратилось в «жить независимо от интересов ребенка».
«Раньше мне часто встречались женщины, которые говорили – пусть он пьяница и дебошир, пусть бегает за мной с топором, но зато у ребенка есть отец (хотя на самом деле она оставалась с ним не из-за детей, а из-за себя). А сейчас – другая крайность. Пожили вместе и остыли. Стало скучно или просто захотелось поменять жизнь на что-то лучшее. Это поведение подростка: мне должно быть хорошо и точка. Такая фокусировка на самом себе свойственна сегодняшнему поколению молодых родителей, у которого идея о том, что отношения – это труд, стала не модной», – отмечает психотерапевт Института семейной психологии и психотерапии Мария Федорова.
Известный немецкий психоаналитик и детских психотерапевт Гельмут Фигдор, работавший в Институте прикладной психологии в Вене, в конце восьмидесятых годов провел масштабное исследование: в течение нескольких лет обследовал около сотни семей в ситуации развода. В результате он написал ставшую сенсацией книгу «Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой».
В ней Фигдор утверждает – нет такого ребенка, который не страдал бы от развода. Ни одного. Есть родители, которые убеждают себя в том, что все порядке, они не умеют или не желают замечать разрушительных последствий.
Да, говорит автор, в некоторых случаях развод через некоторое время приводит к позитивным изменениям в жизни ребенка. Некоторым в ситуациях физического насилия это спасает жизнь. Но это вовсе не уменьшает глубины трагедии ребенка, лишающегося одного из родителей.

Что чувствует ребенок при разводе

«Надо только представить, что мы будем чувствовать, если нас внезапно покинет человек, которого мы любим больше всего на свете. И к тому же, без предупреждения», – отвечает на этот вопрос психотерапевт Гельмут Фигдор.
Прежде всего, развод для ребенка происходит в тот момент, когда ему об этом сообщают или когда он осознает, что родитель больше не вернется. Если все окружающие долго уверяли мальчика, что папа просто в долгой командировке, или делает ремонт в другой квартире, или живет с бабушкой, потому что она болеет, – то он, вполне возможно, будет выглядеть и чувствовать себя спокойно. Это не должно никого обманывать, «его» развод просто еще не случился.
До определенного возраста ребенок не осознает, что у родителей есть какие-то собственные отношения между собой. Для него существует лишь его любовь с родителем, она-то и рвется при разводе. Как правило, за редким исключением, это порождает глубокие чувства неполноценности: «значит, я недостаточно любим и важен для моего отца, раз моя любовь ему не нужна», и вины: «он не любит меня больше, потому что я не слушаюсь, не очень красивый, глупый».
Беспомощность, второстепенность в жизни самых главных людей, невозможность помешать потере – вот что заполняет душу ребенка.
Ребенок начинает бояться потерять и второго родителя. Если один из них смог разлюбить и бросить, значит, и второй тоже может? Так рождается один из самых тяжелых детских страхов – остаться без родительской любви вообще. Те, кто помладше, могут стать капризными, не отпускать мать (или отца) ни на шаг, словно откатываются в развитии на несколько лет назад.
Дети старшего возраста могут панически бояться оставаться одни или просто становятся слишком тревожными. Это отравляющее чувство порой сохраняется десятилетиями, не давая построить гармоничные отношения в будущем.
Если развод сопровождался конфликтами родителей между собой (а это случается очень часто), ребенок, боясь новых потрясений, может начать избегать любых ссор. Он становится необычайно послушным, тихим, не перечит и не грубит. Со стороны не похоже на невротическую реакцию на развод – но, тем не менее, это она и есть. Свой протест и свою агрессию ребенок будет направлять внутрь, и следствием могут стать изнурительные головные боли и другие, более серьезные болезни.
Вообще симптомы неврозов, вызванных разводом, могут быть самыми разнообразными. Есть видимые реакции – агрессия по отношению ко второму родителю, вызывающее поведение, истерики, снижение успеваемости в школе, но есть и скрытые – слишком сильная склонность к самопожертвованию, учеба на износ, зависимость от компании и т.п.
Ребенок испытывает кризис половой идентификации. Если для сына отец воплощает мужские качества: силу, власть, разум, любовь к матери, то ребенок, как бы мал и беспомощен он ни был, идентифицирует себя с мужчиной, компенсируя тем самым свою слабость. Уходя, отец в некотором смысле забирает все эти качества с собой, и мальчик остается растерянным, с чувством поражения и вины.
Его больше никто и ничто не прикрывает ни от строгости матери, ни от обид и издевательств сверстников. Потеря родителя другого пола тоже подрывает представления о мире. Девочка, которая купалась в отцовской любви, чувствует себя защищенной и сама способна проявлять любовь. Потеря этого, такого важного для ребенка ощущения, оставляет глубокие раны, буквально отнимает часть личности.
Оставшийся с ребенком родитель перестает быть надежным. Чаще всего – это мать, и она переживает трудный период в жизни. Ведь развод – это не только расставание с конкретным человеком, но еще и личный провал, осознание ошибочности принятого когда-то решения выйти замуж. Это влечет за собой многое: сомнения в свой способности иметь отношения и быть любимой, страх собственной непривлекательности и возможностью больше не найти подходящего партнера. Вишенкой на торте становятся экономические и социальные проблемы, которые сопровождают неполную семью.
Что при этом происходит? Ребенку необходимо больше внимания – мать не в состоянии ему этого дать. Он чересчур капризничает или проявляет невротическую агрессию, это вызывает взрывную реакцию матери, которая в другой ситуации вела бы себя гораздо спокойнее. Получается, что никакого надежного «тыла» у ребенка нет вообще. Он остается в ситуации полного одиночества: один родитель его бросил и разлюбил, и другой изменился и стал непредсказуемым.

Какие отношения можно сохранить, а какие – нет

Дети стоят того, чтобы ради них пытаться сохранять семью, но именно семью, а не просто совместное проживание на одной жилплощади, ведь постоянные конфликты вредят не хуже развода. Так что прежде чем делать решительные шаги, надо понять, какие отношения окончательно и бесповоротно разрушены, а какие – всего лишь претерпевают кризис, естественный и преодолимый. Ответьте себе на пару важных вопросов. Ваше общение наполнено эмоциями? Если да, то шанс есть.
«Если кто-то в паре по-настоящему, твердо решил уйти (что бывает редко), то надо разводиться. Но если есть сомнения, колебания, если происходят бурные скандалы – это означает, что людей еще что-то связывает, а значит, у отношений есть шанс и ради детей им надо воспользоваться», – считает психотерапевт Мария Федорова.
Вам хочется что-то рассказывать друг другу – как другу, мнение которого важно? Если да, то вы сохранили главную составляющую отношений.
«До тех пор, пока продолжается диалог, пусть заочный, через посредников – еще не все потеряно. Именно поэтому так ценны оказываются близкие, в лучшем случае – специалист, психолог. Если в словах, обращенных друг к другу, сохраняется уважение и интерес, пусть даже и негативный, можно работать над отношениями. Вообще, многие недооценивают важность дружбы в паре, а они ничуть не ниже рангом любви. Но вот если один из двоих игнорирует другого, то надо думать о том, как выйти из всего этого с наименьшими потерями. Здесь много путей, в том числе и гипноз, во время которого вытесняются негативные эмоции, извлекаются внутренние смутные желания», – уверен Геннадий Гончаров, психолог, гипнолог, руководитель Московской школы гипноза.

Как правильно разводиться

Если же отношения не спасти, необходима стратегия развода, которая учитывает интересы всех сторон, прежде всего, детей. Вот несколько важных шагов, которые помогут остаться на плаву.
1. Не теряйте уважения друг к другу. Оскорбительные слова, сказанные в запале, лишь усиливают вероятность вашей депрессии в будущем и пошатнут чувство защищенности ребенка.
2. Говорите ребенку правду о разводе, не оттягивайте этот момент.
3. Дайте ребенку возможность выражать свое отношение к происходящему, пусть даже в агрессивной форме. Не ругайте его за это.
4. Подолгу говорите с ребенком, выслушивайте, утешайте, все время подтверждайте, что понимаете его чувства.
5. Не пытайтесь вовлечь ребенка в коалицию против второй стороны.
6. Постарайтесь находиться с ребенком больше, чем раньше. Помните, что потеря одного из родителей часто влечет за собой страх потери другого. Если вы чувствуете, что малыш стал нуждаться в вашем присутствии, проводите с ним все возможное время. Тем самым вы также смягчите травму от возможного ухудшения условий жизни.
7. Наладьте общение ребенка с кем-то из родственников, не вовлеченных в конфликт, – с дедушкой, дядей, тетей и т.д. Нейтральный, доброжелательно настроенный человек сможет стать «островом стабильности», где ребенок будет психологически отдыхать.
8. Вместе со вторым родителем продумайте способы продемонстрировать ребенку, что его отношения с каждым из вас сохранены. Например, если отец переехал, он может показать комнату или кровать, на которой ребенок будет спать, когда придет в гости. Вообще, создавайте как можно больше ритуалов и традиций, которые будут поддерживать отношения с ушедшим родителем: разговор по скайпу перед сном, прогулка в субботу, личная переписка по электронной почте и т.п.
9. Анализируйте причины развода. Это важно со всех сторон: переведет фокус внимания с негативных переживаний на конструктивные и поможет избежать ошибок в будущем.
«Что такое развод? Проект «брак» потерпел крах, два взрослых человека завалили важный экзамен. До тех пор, пока они не поймут, почему так произошло, они этот экзамен не сдадут и будут повторять те же самые ошибки в новых отношениях. Что произошло? Ожидала принца, а он оказался земным человеком – или же просто он не такой, как я думала? Ради того, чтобы не повторять горький опыт в следующем браке, стоит пойти к психологу и разобраться в причинах», – отмечает психотерапевт Мария Федорова.

Рассказать друзьям