Дидактическая игра «Где солнечный зайчик? Подвижная игра «Солнечные зайчики» для детей младшего дошкольного возраста.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

в старшей возрастной группе

Сарбина Светлана Вениаминовна

воспитатель д/с №171

АНО ДО « «Планета детства «Лада»

Цель : Познакомить детей с таким явлением, как солнечные зайчики, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи :

  1. Привлечь внимание детей к такому физическому явлению, как прелом-ление/отражение солнечного света.

2. Активизировать исследовательскую деятельность детей, направленную на поиск различных способов использования зеркал для преломления/отра-жения солнечного света.

3. Побуждать детей к рассуждениям, догадкам, гипотезам в процессе ис-пользования зеркал для преломления/отражения солнечного света.

4. Развивать творческую активность и побуждать детей к придумыванию игровых ситуаций, требующих использования солнечных зайчиков.

5. Развивать межличностные отношения детей со сверстниками и взрослыми.

Интерактивные технологии : "Цепочка", "Работа в малых группах".

логический

  1. Стихи: «Будем как Солнце»

«Солнышко»

«Летний вечер»

«Еще лето!»

«Что такое солнце»

«Гори-гори ясно!»

«Солнечные зайчики»

«Солнышко»

«Солнечный зайчик» Н. Матвеева

  1. Песни: «Солнышко» Слова Е. Руженцева

«Солнечный дождик» Слова М. Савельева

«Солнышко» Музыка Александра Ермолова, слова Вадима Борисова

«Веселая песенка» Музыка Александра Ермолова, слова Вадима Борисова

«Песенка про солнышко» - Филиппенко А. / Волгина Т.

«Пусть всегда будет солнце» Слова: Ошанин Л. музыка: Островский А.

«Песенка про солнышко» Слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко

  1. Загадки
  2. Потешки
  3. Живопись: Константин Богаевский. «Корабли. Вечернее солнце»

Айвазовский И. К. «Восход солнца в Феодосии»

Когнитивный

  1. Что такое солнце? (Солнечная система, корона, затмение)
  2. Значение солнца в природе (круговорот воды, фотосинтез, тепло, влияние на погоду)
  3. Значение для человека Интерактивная технология "Цепочка" (тепло, выращивание продуктов питания: растеневодство, животноводство, электроэнергия)
  4. Использование в науке(солнечная энергия)
  5. Польза (вырабатывает витамин Д, электроэнергия, тепло)

Вред (излучение, ожоги, тепловой, солнечный удар, вред для зрения, магнитные бури, пожароопасность в сухую погоду)

Деятельностный

Наблюдает, рисует, вырезает, пускает солнечных зайчиков, загорает, конструирует (папье-маше)

Личностный

  1. Создание модели Солнечной системы из папье-маше
  2. Рисование «Ласковое солнышко»
  3. Спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода-наши верные друзья!»
  4. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

«Напугаем волка» солнечными зайчиками ме-шать волку напасть на козленка.

«Веселые старты» соревнования солнечных зайчиков.

Проблемные задачи:

  1. Изобретательская задача: управлять «зайчиком», играть, перемещать; пускать «зайчиков» в помещении, где нет яркого света.
  2. Конструкторская задача: обсуждать, почему «зайчики» не появляются, если нет яркого света.
  3. Исследовательская задача: придумать, какие еще поверхности могут отражать солнечный свет.
  4. Прогнозная задача: выявить положительное и отрицательное влияние солнца на человека.
  5. Задача с достраиваемым условием: что будет, если поймать зеркалом луч и направить в нужном направлении?

Подготовительный этап

Цель : Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Задачи:

1. Стимулировать познавательные мотивы осуществления эксперимента с солнечными зайчиками

2. Обогащать чувственную сферу

3. Накапливать информацию о солнце, солнечных зайчиках

Педагог заинтересовывает детей данным явлением, размышляя вместе с детьми, подводит их к пониманию того, что такое солнечный зайчик, каковы его свойства и основные характеристики.

Загадка К. Чуковско-го:

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не дается.

Пойдите приведите четырнадцать коней,

Пойдите позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять,

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Стихотворение Н. Матвеевой «Солнечный зайчик»

Я зайчик солнечный, снующий

По занавескам в тишине,

По-заячьи жующий

Цветы обоев на стене.

Я зайчик солнечный, дразнящий!

И если кинусь я бежать,

Напрасно зайчик настоящий

Меня старается догнать!

По золотистым кольцам дыма,

По крышам, рощам, парусам

Бегу, привязанный незримо

Лучом восхода к небесам.

Стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики»

Скачут побегайчики солнечные зайчики.

Мы зовем их - не идут.

Были тут - и нет их тут.

Прыг, прыг по углам.

Были там - и нет их там.

Где же зайчики? Ушли.

Вы нигде их не нашли?

Основной этап

Оборудование : зеркальца различной формы для всех детей и зеркало побольше для воспитателя, предметы с гладкой поверхностью, отражающие солнечный свет (фольга, стекло, часы, вода, металлические предметы, CD-диск)

Цель: Активизировать исследовательскую деятельность детей, направленную на поиск различных способов использования зеркал для преломления/отра-жения солнечного света.

Задачи:

  1. Создать условия для овладения способами использования зеркалдля преломления/отра-жения солнечного света.
  2. Побуждать детей к рассуждениям, догадкам, гипотезам в процессе ис-пользования зеркал для преломления/отражения солнечного света.

Воспитатель наглядно демонстрирует это явление, после чего дети могут поэкспериментировать:

Опыт № 1:

Как получить солнечный зайчик? (направить зеркало на солнце так, чтобы исходящий луч попал на стену в виде солнечного зайчика)

Кроме этого, дети сами обнаружат, что если нет солнца (закрыть плотно шторы), то это будет невозможно.

Опыт № 2:

Брать различной формы зеркала и наблюдать за изме-нением освещенности комнаты. Использовать другие поверхности для получения солнечных зайчиков (часы (стекло), вода, металлические предметы)

Опыт № 3 : (Интерактивная технология "Работа в малых группах")

Вспомнить загадку про копеечку.

Дети рассказывают о том, что копеечку не могли поднять из-за того, что это был солнечный зайчик.

Проблемная ситуация : У нас болеет кукла Маша. Сейчас она в своем домике. Мы с вами играем, а она одна. Давайте мы с вами эту «копеечку» попробуем отнести Маше. Но как мы ее поднимем? По-особенному. Мы с вами много узнали о солнечных лучах, давайте подумаем, могут ли они помочьнам? Как?

Дети предлагают свои варианты, идет обсуждение.

Решение проблемной ситуации : Чтобы перенести «копеечку», необходимо встатьв определенном положении и направить луч на домик (чтобы солнечный луч преломился и попал в домик к Маше).

Первый ребенок подставляет зеркальце под солнечный луч.

- «Копеечка» лежит теперь не на полу, а на зеркальце. Затем лучик отскочил от него и полетел прямо к Машенькиному дому. Да вотбеда: окно Машенькиной комнаты с другой стороны. Что же делать?

Второй ребенок берет зеркало и встает возле угла домика. Ловит зеркальцем лучик от зеркала первого ребенка, направляя его в сторону окна Машенькиной комнаты. Там лучика уже дожидается третий ребенок: подхватывает своим зеркалом лучик и направляет его в комнату Машеньки.

Этап совершенствования

Цель : Использовать полученные знания и умения в самостоятельной практической деятельности

Задачи:

  1. Обеспечить формирование самостоятельности, инициативности и способности оценивать свою деятельность и деятельность другого человека
  2. Совершенствовать умение осуществлять поиск информации
  3. Развивать творческую активность и побуждать детей к придумыванию игровых ситуаций, требующих использования солнечных зайчиков.
  4. В уголок экспериментирования:
  • Зеркала разной формы;
  • Различные гладкие поверхности, дающие солнечных зайчиков (стекло, фольга, металл).
  1. Выставка рисунков «Солнечные зайчики»
  2. Изготовление зеркальца для мамы (лепка)
  3. Придумывание игровых ситуаций с использованием солнечных зайчиков:
  • «Показать Красной Шапочке путь к бабушкиной избушке»
  • «Напугаем волка»: солнечными зайчиками ме-шать волку напасть на козленка.
  • «Веселые старты»: соревнования солнечных зайчиков.

Опыт №1

Опыт №2

Интегрируемые образовательные области : речевое и познавательное развитие.

Формы непосредственно образовательной деятельности:

Создание ситуации, сопровождающий диалог, создание проблемной ситуации, игровая обучающая ситуация, игра-поиск, ситуация-итог.

Цель совместной деятельности:

Развивать навыки исследовательской деятельности при познании окружающего мира.

Задачи совместной деятельности:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире

2.Развитие:

познавательного интереса в процессеисследовательской деятельности;

умения устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы;

речи и обогащения словаря:солнечные лучики, весна – красна, одуванчик.

Материалы и оборудование: зеркальце для каждого ребёнка; игрушка медведь, игрушка ежик, игрушка бабочка, картинка одуванчика, солнышко; магнитная доска.

Ход организованной образовательной деятельности:

1. Создание ситуации:

(Читаю загадку): Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.

Ребята, о чем говорится в этой загадке? Ответы детей.

Не знаете? Поищем отгадку?

Подойдите ребята к окну

(читаю стихотворение)

Тает снег, звенят ручьи.

В саду у нас ….весна!

Когда приходит к нам весна, после какого времени года? (после зимы)

Кто же будит всё вокруг весной? (солнышко)

Солнышко проснулось, потянулось, и побежали солнечные лучики во все стороны. Посмотрите, один лучик я поймала своим зеркальцем.Вот наш загадочный гость!

Проводится дидактическая игра «Солнечные зайчики».

Воспитатель читает стихотворение и играет солнечным зайчиком, а дети пытаются его поймать.

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот - левей, левей!

Убежал на потолок…

2.Создание проблемной ситуации, игра - поиск:

Воспит-ль: - Солнечные лучикиотражаясь в лужах быстро-быстро бегают, всех будят и говорят: - Просыпайтесь, пора настала. Сама весна красна пришла.

Как вы думаете, кого будят солнечные зайчики?

Проводится дидактическая игра «Кого разбудит солнышко?»(предметы и картинки размещенны в разных местах групповой комнаты)

Солнечный зайчик разбудитмедведя . Он в берлоге зимой спал.

Солнечный зайчик разбудитлисточки . Они появились из почек на деревьях и кустарниках.

Солнечный зайчик разбудитёжика . Он зимой в норке спал.

Солнечный зайчик разбудит бабочек и т.д.

Ребята, посмотрите, кого ещё разбудит солнечный зайчик. Воспитатель обращает внимание на жёлтые цветочки.

Что это за цветы? Как они называются? (одуванчики)

Какого цвета одуванчики? (жёлтого)

– На что похож одуванчик? (на солнышко)

3. Игровая развивающая ситуация. Исследовательская деятельность: опыт с передачей солнечного «зайчика».

Пригласим в нашу группу много солнечных зайчиков? Вы мне поможете?(Раздаю зеркала детям)

Ребята, давайте посмотрим, как появляется солнечный «зайчик»(рассматриваем его). Да, солнце попадает на наше зеркальце и на стене появляется его отражение - солнечный «зайчик» (предлагаю детям самостоятельно поиграть с солнечными лучиками и помогаю тем, кто не может поймать отражение солнца) .

4.Ситуация итог:

Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Воспитатель: - Я поднимаю вверх солнышко, вы весело бегаете по группе врассыпную, опускаю солнышко, садитесь на свои стульчики.

Психомоторные движения.

Ребята, сейчас сядьте на стульчики. Найдите его, где солнечный зайчик (направляю зеркалом по всей группе) . Представьте, что Солнечный зайчик! Заглянул к вам в глаза. Закройте их. Он побежал по вашему лицу; нежно погладьте его ладонями. Вот, он побежал по лбу, по носу, по щекам. Погладьте его. Откройте глаза.

Воспитатель:(повторно читаю загадку)

Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.

Ребята, о чем говорится в этой загадке? Правильно, о солнечном «зайчике! Как он попал к нам в группу? Да, я поймала солнечный луч зеркальцем. А если солнышко спрячется за тучки, мы сможем пригласить солнечного зайчика? Нет.

В заключении дети прощаются с солнечными зайчиками.

« Организация поисковой деятельности в ДОО »

Выполнила

Денежкина Елена Олеговна

воспитатель д/с №115 «Салют»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

г.о. Тольятти

Тольятти, 2016

Тема: «Проект организации поисковой деятельности

в средней группе на тему: «Солнечные зайчики»

Цель: развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

О.О. «Познавательное развитие

Формировать первичные представления о солнечных зайчиках, их движением, предметах, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность; поддерживать интерес к проблемной ситуации.

О.О. «Социально – коммуникативное развитие»

Формировать готовность к совместной деятельности взрослого и детей; воспитывать положительные взаимоотношения.

О.О «Речевое развитие»

Побуждать детей отвечать на вопросы развернутым предложением; расширять словарный запас детей (блестящая, гладкая поверхность, пластина из нержавеющей стали, отражение).

О.О. «Физическое развитие»

Способствовать развитию мелкой моторики рук; уточнить правила безопасности при работе с зеркалами.

О.О. «Художественно- эстетическое развитие»

Побуждать детей применять полученные знания в продуктивной деятельности; создать условия для формирования умения рисовать солнечные зайчики разными техниками по выбору детей; развивать воображение.

Когнитивный

Как можно получить солнечные зайчики?

От каких предметов отражается луч света?

Что такое отражение?

Свойства отражения ?

Получатся ли солнечные зайчики без источника света?

Что такое солнечный зайчик?

Как можно использовать солнечные зайчики?

Аксиологический

Стихотворения:

Н.Матвеева «Солнечный зайчик»;

А.Бродский «Солнечные зайчики».

Загадки:

К.Чуковский «Лежит, лежит копеечка».

Песни:

Слова М.Садовский, музыка В.Мурадели «Солнечный зайчик»;

Слова Г.Лагздынь, музыка В.Голиков «Солнечный зайчик».

Мультфильмы:

Куйбышевтелефильм, 1978 «Солнечный зайчик»;

Лунтик, «Солнечный зайчик».

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ


Деятельностый

Рассмотреть солнечного зайчика.

Понаблюдать за перемещением солнечного зайчика.

Изучить свойства отражения.

Рассказать стихотворения, загадки о солнечных зайчиках.

Рассказать о своих наблюдениях.

Нарисовать, вылепить солнечного зайчика.

Опыт «Как получить солнечного зайчика?».

Опыт «Какие предметы отражают солнечный свет. Что произойдет при движении предметов?».

Личностный

Рисунок солнечного зайчика.

Танец солнечных зайчиков.

Игра «Поймай солнечного зайчика».


Проблемные задачи

    Изобретательская:

Воспитатель рассказывает детям историю.

«Жила-была девочка Маша. У нее было зеркальце. Она очень любила с ним играть. Благодаря зеркальцу у нее появился друг «Солнечный зайчик». Но однажды зеркальце разбилось. Девочка стала скучать по своему другу «Солнечному зайчику»».

Как еще можно получить солнечного зайчика, если зеркальце разбилось, а другого нет?

2. Исследовательская:

Воспитатель предлагает детям поиграть с зеркальцем, обращает внимание на солнечного зайчика. Рассказывает, что многие предметы могут дарить таких солнечных зайчиков, предлагает найти эти предметы.

Какие предметы отражают солнечный свет?

3.Конструкторская:

Детям предлагается нарисовать солнечных зайчиков разными техниками.

Какие техники, способы, предметы можно при этом использовать?

4. Прогнозная:

Что хорошего или плохого, что предметы дарят нам солнечных зайчиков?

5. Задача с достраиваемым условием:

Что будет с солнечным зайчиком, если свет в комнате включен?

Что будет с солнечным зайчиком, если свет в комнате выключен?

Что будет с солнечным зайчиком, если на улице пасмурно, идет дождь?

Что будет с солнечным зайчиком, если на улице наступила ночь?

Основной этап организации поисковой деятельности

Оборудование: зеркало, стакан с водой, пластина из нержавеющей стали, наручные часы (на каждого ребенка).

Алгоритм действия:

1.Предложить детям найти предметы, которые отражают солнечный свет.

2.Уточнить правила безопасности при работе с зеркалами.

3.Рассмотреть зеркала. Определить какая поверхность на ощупь у зеркал.

4.Проведение опыта: «Какие предметы отражают солнечный свет? Что произойдет при движении предметов?».

1.Взять зеркало. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Поменять наклон зеркала. Что произойдет ?

2.Взять стакан с водой. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Пошевелить рукой со стаканом. Что произойдет?

3.Взять пластину из нержавеющей стали. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Поменять наклон пластины. Что произойдет ?

4. Взять наручные часы. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Пошевелить часами. Что произойдет?

Какие предметы отражают солнечный свет? Что происходит при движении ?

Карты- схемы проведения опыта

Опыт: « Какие предметы отражают солнечный свет? Что произойдет при движении предметов? »






























Этап совершенствования:

1. Устроить праздник, посвященный солнечным зайчикам.

2. Устроить выставку детских работ.

3.Придумать танец про солнечные зайчики.

4.Изготовить солнечных зайчиков из разных материалов.

5.Поиграть в подвижные игры про солнечные зайчики.

Тема занятия: «Разноцветные зайчики»

Ц ель: В результате опытов ответить на вопрос: «Как появляются солнечные зайчики?», создать разноцветных зайчиков с помощью цветных светодиодов

Задачи: поддержать ребенка в познании окружающего мира и формировании целостной картины мира, поддержать естественный интерес ребенка к приобретению опыта и знаний о явлениях окружающей природы, провести опыты по созданию солнечных зайчиков.

Планируемые результаты

Личностные

    Проявлять интерес к содержанию предмета занятия;

    Осознать потребность в изучении темы;

    Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.

Метапредметные

Познавательные умения:

    Отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт;

    Перерабатывать полученную информацию, обобщая её;

Регулятивные умения

    Определять цель деятельности;

    С помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

    Учиться высказывать своё предположение на основе опытов;

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности;

Коммуникативные умения:

    Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;

    Сотрудничать, договариваться;

    Доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения.

    Конструировать небольшие устные речевые высказывания на основе проведённых экспериментов.

Метод: слушание, наблюдение, рассматривание, опыты.

Материалы и оборудование:

комплект оборудования «Свет и цвет: 100 красочных экспериментов»,

металлические крышки,

блокноты,

карточки для записи результатов экспериментов.

Необходимые условия для занятия : солнечный свет в классной комнате.

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Сегодня будет интересно!

Решим проблемы дружно, вместе!

Я знаю, что вы все любите загадки. В книге Корнея Ивановича Чуковского я прочитала интересную загадку, но, к сожалению, не смогла её отгадать. Я уверена, что вы мне поможете!

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не дается.

Пойдите, приведите четырнадцать коней,

Пойдите, позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять!

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Что это?... (Это солнечный зайчик)

3. Постановка учебной задачи.

А что же это такое - солнечный зайчик? И откуда он появляется?-

на этот вопрос мы постараемся ответить на нашем занятии.

3.Актуализация знаний.

Как рождается солнечный зайчик? (Дети пробуют при помощи зеркала найти солнечного зайчика)

Солнечный зайчик - это и есть кусочек солнечного света, такой луч, который пошёл по другому пути, не так, как все. Таким образом, «солнечный зайчик» рождается на Солнце. «Солнца шустренький сыночек скачет всюду, где захочет!»

4. Выдвижение гипотез.

- Интересно ли вам узнать - появится ли солнечный зайчик не от зеркала, а от другого предмета? А может ли появиться такой зайчик не от солнечного, а от другого источника света? Может ли он появиться в тёмном помещении? (Дети высказывают предположения).

5. Открытие нового знания. Практическая деятельность.

1 опыт Оборудование: блокноты (с глянцевой и матовой поверхностями).

Условие: солнце.

Чем отличаются блокноты? (Разная поверхность)

С помощью какого блокнота можно поймать «зайчика»?

А) Возьмите в руки блокнот с блестящей (глянцевой) поверхностью и попытайтесь поймать солнечный луч так, чтобы появилось отражение света. (Предположение подтвердилось - на стене появился солнечный зайчик.)

Дети фиксируют в таблице результаты экспериментов (См. Приложение)

Б) Повторите эксперимент с другим блокнотом.

(Поймать зайчика не удалось .)

Почему? (Поверхность блокнота не блестящая, матовая.)

Какой можно сделать вывод? (Солнечный зайчик - это отражение солнечного луча от блестящей поверхности. То есть солнечный зайчик никогда не отразится от матовой, не блестящей поверхности.

2 опыт Оборудование: металлическая крышка.

Условие: солнце.

Возьмите в руки не зеркало, а простую блестящую плоскую металлическую крышку для банки, и тоже попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Зайчик появится.)

3 опыт Оборудование: стекло

Условие: солнце.

Возьмите в руки стекло и попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Хотя стекло и прозрачное, его граница с воздухом тоже отражает свет, зайчик появится).

4 опыт Оборудование: линза

Условие: солнце.

Возьмите в руки линзу и попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Зайчик не появится.)

Почему?(Линза имеет способность поглощать солнечные лучи, а не отражать их). Какой вывод можно сделать? (Солнечный зайчик - это отражение солнечного луча от блестящей плоской поверхности ).

А можно ли получить «зайчика» без солнца?

5 опыт

Условие: шторы задвинуты.

Возьмите в руки зеркало и направьте зеркало от лампочки к стене. (В результате, на стене появится отражение от лампочки и запрыгает самый настоящий солнечный зайчик.)

6 опыт Оборудование: набор «Цвет и свет».

Условие: шторы задвинуты.

- А могут ли зайчики быть разноцветными?

- Возьмите цветной светодиод, подключите его к блоку питания, поставьте его свет на максимум (ручка соответствующего регулятора по часовой стрелке до упора). Направьте свет диода на зеркало, а зеркало -на стены или потолок. Там, куда зеркало отразит луч светодиода, появится цветное пятно-зайчик. Чуть- чуть изменяя положение зеркала, попытайтесь изменить положение зайчика. Направьте на зеркало свет двух или трёх светодиодов. На пересечении лучей появились дополнительные цвета. Эксперименты со светодиодами. Получение разноцветных зайчиков на потолке, на стене, на доске).

Вывод: Можно получить солнечный зайчик и без солнца, если есть источник света и отражающая гладкая поверхность, т.е., солнечный зайчик появляется только от источника света.

6. Рефлексия деятельности (итог урока) и самооценка ученика.

Что выяснили в результате проведения эксперимента?

Что такое солнечный зайчик? Солнечный лучик отражается от блестящей гладкой поверхности и «превращается» в солнечного зайчика. «Солнечный», потому что это пятно солнечного света. Почему мы говорим «зайчик»? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться.

Смотрит солнышко в окошко,
Лучик прыгнул мне в ладошку!
Поймала я на пальчики
Солнечного зайчика!

Так хотелось мне его
Пальчиком погладить...
Начал он озоровать -
Невозможно сладить!

То глядим - на потолке,
То по шторам скачет.
Озорной такой и шустрый,
Скачет словно мячик!

Зайчик солнечный кружил
Весело над нами.
Мы пока его ловили,
Закружились сами

Технологическая карта

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент Самоопределение к деятельности.

Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой.

Приветствуют педагога, настраиваются на урок.

Коммуникативные (учиться слушать и слышать учителя и одноклассников), личностные (проявлять интерес к содержанию предмета занятия), регулятивные (определять цель деятельности).

2. Создание проблемной ситуации.

Подводит учащихся к актуальности данной темы.

Доказывают актуальность своих знаний и умений

Личностные (осознать потребность в изучении цели), познавательные (перерабатывать полученную информацию, обобщая её)

3. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся по исследованию проблемной ситуации

Составляют план достижения цели, определяют средства.

Регулятивные (учиться планировать свою деятельность),коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)

4. Выдвижение гипотез

Задаёт вопросы.

Предлагают свои версии

Регулятивные (учиться высказывать свои предположения), коммуникативные (конструировать небольшие речевые высказывания)

5. Открытие нового знания.

Практическая деятельность.

Организует фронтальную работу и работу в парах.

Проводят опыты с комплектом оборудования «Свет и цвет»

Регулятивные (учиться высказывать свои предположения на основе опытов),коммуникативные(конструировать небольшие речевые высказывания на основе проведённых экспериментов), личностные(самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения. рассуждения, обсуждения),

Весеннее занятие-эксперимент «Солнечные зайчики»

Занятие-эксперимент «Солнечные зайчики» для детей с ЗПР старший возраст.

Цель : Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Материал : вода.

Оборудование : зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребёнка).

Ход занятия-экспериментирования:

Воспитатель читает стихотворение:

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене. (С. Маршак.)

Воспитатель предлагает детям поиграть с зеркалом, посмотреть в него и сказать, что они видят.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию : «От каких предметов будут отражаться солнечные зайчики? » (предположения детей) .

Проведение эксперимента .

Воспитатель напоминает детям, что с зеркалом нужно обращаться аккуратно, чтобы его не уронить.

Педагог обращает внимание детей, что зеркала сделаны из стекла, и предлагает им потрогать поверхность зеркала.

– Какая поверхность на ощупь? (гладкая) .

– Блестящие предметы отражают солнечные лучи.

Дети под руководством воспитателя «ловят» зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону.

– Что происходит? (зеркало отражают солнечные лучи) .

– Поменяйте наклон зеркала, поиграйте с солнечным лучиком.

Воспитатель предлагает детям взять баночки с водой, дети «ловят» солнечные лучики при помощи их.

– Что происходит? (вода их отражает) .

– Пошевелите рукой. Что происходит? (поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать) .

Динамическая пауза : подвижная игра «Солнечные зайчики»

Зайчик солнечный, прыг-скок,

Прогуляться вышел,

Прыгнул ловко за окно,

Побежал по крыше.

Прыг да скок, прыг да скок,

Прыгнул на окошко.

Прыг да скок, прыг да скок,

И на нос Тимошке.

Тявкнул весело щенок:

«Зайка, поиграем! "

Припустился со всех ног

С развеселым лаем.

Эй, ребята, не зевайте

И зайчонка догоняйте!

Взрослый предлагает детям «поймать» солнечного зайчика, скачущего по полу группы. Его задача: быстро перемещать луч солнца так, чтобы ребята были вынуждены активно бегать по группе со сменой направления движения. Выигрывает тот, кому удастся первому «поймать» солнечного зайчика.

Воспитатель предлагает повторить эксперимент с пластиной из нержавеющей стали.

– Что теперь происходит? (пластина имеет блестящую поверхность, которая хорошо отражает солнечные лучи) .

Рефлексия :

Дети делают зарисовки эксперимента.

Вывод : Все блестящие предметы отображают свет и солнечные лучи.



Рассказать друзьям