Детские страхи их причины. Как избавить ребенка от страхов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.
У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей), или самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка – повод задуматься родителям. Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.

Причины детских страхов

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

Перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например);
- излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;
- сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;
- частые запреты;
- разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);
- конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;
- разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;
- осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной), чтоб добиться послушания.

Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Существуют также косвенные причины (предпосылки), которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей. Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства. Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.

Страхи у детей разных возрастов

У детей первого года жизни наиболее типичнее страхи связаны с отдалением ребёнка от матери. Ребёнок также может бояться чужих людей и новой обстановки.
До трёхлетнего возраста дети чаще всего боятся темноты. Нередко возникает страх остаться одному и ночные страхи.

После трёх лет боязнь темноты всё ещё сохраняется, но и возникают новые переживания – теперь ребенок боится оказаться в замкнутом пространстве, боится сказочных героев и одиночества (в понимании «быть никем»).

Когда ребёнку исполняется 5 лет, он начинает бояться пожара, глубины, страшных снов, смерти, животных. Может возникнуть страх потери родителей, и в то же время боязнь быть ими наказанным. Нередко ребёнок испытывает страх перед опозданием и перед заражением какой-то болезнью.

С семи лет, когда начинаются школьные годы, могут приходить различные страхи, связанные с учёбой – боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, не оправдать ожидания взрослых.

С 10 -11 и до 16 лет ребёнок испытывает страх перед изменением свое внешности и различные страхи межличностного происхождения.

Имеет смысл остановиться на основных видах страхов у детей.

Стах одиночества

Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного. В таком случае нужно убедить малыша, что дом – безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Боязнь темноты

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может). Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт.

Страх смерти

Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть». Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет. Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно. Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.

Как избавиться от страхов

Нужно сказать, что если ребёнок правильно развивается и здоров, то к 16 годам всяческого рода страхи у него должны исчезнуть. Однако, заблуждением является мнение, что ребёнок вообще никогда не должен испытывать тревожные чувства. С увеличивающейся познавательной деятельностью растущего организма, избежать их появления просто невозможно, а может быть и не нужно. Но всё хорошо в меру, поэтому, если страхи мешают ребёнку жить качественно и счастливо, с ними нужно бороться.

Что делать, если страхи у вашего ребёнка возникают очень часто и расшатывают его и без того слабую нервную систему.

Прежде всего, запомните то, чего нельзя делать ни в коем случае:

1. Наказывать ребёнка за его страхи.
2. Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости.
3. Не пытаться насильно поместить малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).
4. Не позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги или журналы со страшными сюжетами.

Чем родители могут помочь ребёнку:

1. Внимательно выслушать и понять чувства малыша, т.к. для любой страх представляется реальной опасностью его жизни. При этом ребёнок выплеснет свои эмоции, ослабит их, и вы составите полное представление о причинах и картине его переживаний. Однако нельзя открыто настаивать на том, чтобы ребёнок рассказал причину своих страхов, так как проблема обострится ещё больше и закрепится. Говорить с ним напрямую можно в том случае, если он сам проявляет инициативу. В противном случае, нужно осторожно наблюдать и задавать наводящие вопросы.
2. Заверить в том, что вы его очень любите, и если возникнет такая необходимость, то обязательно защитите.
3. Найти ребёнку дополнительных защитников в лице игрушечных фигурок, фонарика, одеяла.
4. Развеять фантазии малыша реальностью, найдя простые объяснения страшным, по его мнению, предметам и явлениям.
5. Рассказать, что если придерживаться определённых правил, то всё будет хорошо.
6. Вместе читать истории и смотреть мультфильмы, в которых вначале страшные монстры, а в конце они оказываются всего лишь фантазией (например, мультик про крошку енота, который боялся собственного отражения в реке).
7. Показать ребёнку, как можно «изливать» страхи на бумаге и провести «ритуал» их уничтожения.

Если у вас не получается справиться со страхами у ребёнка, не затягивайте, обращайтесь к психотерапевту. Страхи дошкольного возраста, которые не уходят после 10 лет, служат предрасполагающим фактором к развитию тяжёлых неврозов, а также наркомании и алкоголизма в будущем.

Признаки патологических (невротических страхов):

Появление необычайно сильного страха, несоответствие выраженности страха силе вызвавшей его ситуации.
- Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению.
- Затяжное течение страха, приводящее к выраженному нарушению общего состояния (сна, аппетита).
- Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх.

Профилактика страхов у детей

Запомните, период беременности – это самое неподходящее время для выяснения отношений. Нежелательно в этот период сдавать экзамены, защищать диссертации дипломные работы. Выберите в воспитании ребёнка золотую середину, не превозносите, но и не угнетайте его. Способствуйте тому, чтобы ребёнок больше гулял, бегал, что-то мастерил, чаще приглашайте в дом его друзей. Не пугайте слишком часто «бабаем», чужим дядькой, милиционером, волками. Выделяйте больше времени для совместного творчества (лепки, рисования, вырезания и склеивания). Играйте всей семьёй. Любите своего ребёнка таким, какой он есть. В общем, будьте ему добрым другом и хорошим наставником.

Врач педиатр Сытник С.В.

Ткачева Татьяна
«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА .

Детские страхи .

Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи . Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, страхи скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.

Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению . Чрезмерное оберегание формирует в нем впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.

Также появлению чувства страха способствует и неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности.

Ребенок , ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности. Страх может быть позитивной эмоцией, если он :

Мобилизует силы ребенка для активной деятельности;

Выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;

Сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием ) ;

Способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;

Обостряет все органы чувств , что позволяет видеть или даже чувствовать мельчайшие признаки опасности.

Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в выраженных случаях буквально парализовать активность; при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.

Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных дошкольников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов :

Наличие страхов у родных , большая часть которых передается неосознанно, (однако есть и внушаемые страхи : Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

Тревожность в общении с ребенком ;

Чрезмерное оберегание от опасности;

Большое количество запретов;

Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

Психологическая травма : испуг, шок;

Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

Конфликтные ситуации в семье и т. д.

Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений – нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах дети значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством , темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты .

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх , родителям необходимо понять , что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку , к себе, к ситуации в доме в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку , обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка , не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха» . Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе , показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.

Если этого не делать , существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся , станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.

Советы родителям :

«Что делать , если у ребенка есть чувство страха

В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.

В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду , соблюдать режим, находить время для общения с ним.

Если у ребенка появляются страхи , то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. п.

Если ребенок испытывает страхи , необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.

Для позитивного самоощущения ребенка , особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания» , который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.

Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами : «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за его испытываемый страх .

Необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок , в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия .

Если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно , учитывая его возможности.

В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить – вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей.

Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности.

Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Отечественный психолог Александр Захаров в своем замечательном труде «Дневные и ночные страхи у детей» рассказал, что в начале своей жизни малыш пока не умеет выстраивать логические рассуждения, поэтому верит словам родителей и переносит на себя их реакцию на различные ситуации.

Неудивительно, что причиной появления страхов у малышей становятся сами родственники, которые чересчур эмоционально предупреждают кроху о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя дяде-полицейскому!»).

Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей. Малышам передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе.

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

  • конкретный случай , напугавший ребенка (его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие). Конечно, не у каждого дошкольника, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе малышей;
  • детское воображение , благодаря которому ребенок придумывает чудовищ в темноте, монстров под кроватью и призраков за окном. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире;
  • частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи;
  • взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются посещать детский сад или школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам;
  • наличие более серьезных нарушений – неврозов, чье лечение и диагностика находится в компетенции медработников. Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления.

Читайте также: Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда

Увеличению числа фобий у малышей могут способствовать следующие факторы:

  • чрезмерная тревожность родственников, наличие у них страхов;
  • авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
  • одиночество детей – у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи;
  • ранний выход матери на работу, физические и нервные перегрузки женщины;
  • чрезмерная забота со стороны близких людей;
  • неполная семья.

Как мы видим, многие страхи зависят от неправильного поведения родителей, недостатка внимания или, напротив, излишней опеки. Это стоит учитывать, если вы хотите побороть проявления фобий у своего чада.


Виды детских страхов

Специалисты выделяют четыре основных типа страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.

  1. Навязчивые страхи

Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия), открытого и закрытого пространства и пр.

  1. Бредовые страхи

Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился.

  1. Сверхценные страхи

Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.


Возрастные проявления детских страхов

Взросление детей сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности.

  • От 0 до 6 месяцев. Младенец пугается резких движений, громких звуков, упавших предметов, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении.
  • 7 месяцев – 1 год. Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкие мелодии), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки и даже сливное отверстие в ванной.
  • 1-2 года. К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.
  • 2-3 года. Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отторжения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов.
  • 3-5 лет. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.
  • 5-7 лет. Старшие дошкольники боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализироваться так называемые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс.
  • 7-8 лет. Ребенок опасается опозданий на урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских выговоров. Боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф.
  • 8-11 лет. Появляются страхи перед неудачами в учебе или спортивных соревнованиях, перед «нехорошими» людьми (наркоманами, преступниками). Дети боятся тяжелых болезней, физического насилия, опасаются некоторых животных.
  • 11-13 лет. Подростковый возраст характеризуется социальными фобиями: боязнью показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей. Возникает страх сексуального насилия.

Читайте также: Адаптация детей в детском саду. Часть первая

Диагностика детских страхов

Перед тем как побороть фобии у своего ребенка, сначала их необходимо диагностировать. Основная сложность психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте состоит в том, что малыши пока не умеют рассказывать о тревожащих их обстоятельствах. Поэтому необходимо использовать обычные для детей виды деятельности.

  1. Рисование на заданные и произвольные темы (рисунок школы, садика, семьи). Старшего дошкольника можно уже попросить изобразить свой страх. При расшифровке смотрят на использованные цвета, расположение элементов, четкость линий, штриховку и т.д.
  2. Попросите ребенка придумать сказку про его любимого сказочного персонажа (чаще всего дети ассоциируют его с собой). Также можно предложить закончить историю, прерванную в самый напряженный момент. Такой метод подходит для детей от пяти лет.
  3. Еще один вариант – это доверительная беседа (подходит для ребенка, достигшего четырех лет). Вы можете спросить, пугают ли малыша конкретные предметы, люди или сказочные герои, темнота и одиночество. Задавая вопросы, не стоит заострять детское внимание на пугающих моментах. Будьте спокойны и постоянно подбадривайте свое чадо.

Если вы заметили нервозность, капризность, нарушения сна и появление навязчивых привычек у ребенка, лучший выход – обратиться за диагностикой и коррекцией к специалисту – психологу или психотерапевту.


Как избавить ребенка от страхов?

После диагностического этапа начинается работа специалиста по коррекции конкретных фобий. Существует множество способов преодоления тревожности, навязчивых состояний. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания малыша: например, если он не любит рисовать, нельзя настаивать.

  1. Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Сказочные истории необходимо подбирать или сочинять таким образом, чтобы они соответствовали детской проблеме. И подавать их следует так, чтобы малыш, переживая сюжет, смог ощутить себя храбрым и сильным. Например, прочтите ребенку «Буратино», рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсена.

  1. Игротерапия

Как утверждают психологи, большинство страхов у детей обусловлено возрастными особенностями, и в старшем возрасте они проходят. Но когда ребенок чего-то сильно боится, это может отпечататься в его памяти и перейти с ним во взрослую жизнь в виде . Поэтому родители должны обращать внимание на особенности психики малыша и корректировать свои методы воспитания в соответствии с его чувствительностью и восприимчивостью. Зачастую детские страхи возникают на почве сильных переживаний, испуга от громкого звука или другой неприятной ситуации. Такую боязнь у ребенка психолог может устранить очень быстро и легко.

А вот если страх появился из-за внушений и запугиваний взрослых, он начинает подпитываться детской фантазией, и побороть такой страх очень сложно. Еще сложнее, если родители малыша сами склонны к фобиям, и навязывают ребенку боязливое восприятие мира, постоянно предостерегая его от травм, различных несчастий и угрожая наказанием.

Катализаторами детских страхов являются: чрезмерная опека взрослых, неуверенность родителей в себе, постоянные разговоры взрослых о болезнях и смерти, напряженность в семье, а также ссоры и крики родителей. Когда в семье разлад, первыми страдают дети. Они чувствуют себя отверженными и теряют ощущение безопасности, что приводит к появлению систематических страхов. Существуют и другие скрытые причины детской боязни, которые могут выявить только психологи.

Страхи у детей дошкольного возраста

По мере взросления дети испытывают различные эмоции. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть различными. Малыши до года боятся громких звуков, одиночества, наказания и боли, отдаления от мамы, новой окружающей среды и посторонних людей. К двум годам дети начинают бояться темноты. Кроме того появляются ночные страхи у детей, вызванные их бурной фантазией и спровоцированные пугающими картинками, увиденными по телевизору или на компьютере. Например, родители могут смотреть интересную передачу о красотах африканской природы, а ребенок увидит на экране вулкан или большую змею, и не будет неделю спать.

К 5 годам у детей усиливается страх темноты и появляется боязнь замкнутого пространства. Поэтому родители, которые используют в качестве оставлять его на несколько минут одного, должны выбирать для этого просторную и хорошо освещенную комнату. Ни в коем случае нельзя закрывать малыша в ванной, это может оставить негативный отпечаток в его сознании на всю жизнь.

Дети в возрасте 5-7 лет чаще всего боятся сказочных персонажей, ассоциируя их с реальными людьми. Также у малышей появляются страхи, связанные со стихией, дети боятся грома, молнии, огня, воды и т.д. Если родители постоянно кричат на ребенка или бьют его, у малыша появляется страх наказания. Кроме того, дети в этом возрасте уже боятся страшных снов, могут бояться животных (если им этот страх навязывают родители), и самый неприятный страх, который появляется у дошкольников – боязнь потерять родителей.

Страхи у детей школьного возраста приходят с раннего детства и только усиливаются. Малыши по-прежнему боятся темноты, одиночества, страшных сновидений и фантастических персонажей. Но вдобавок к этому они начинают бояться высоты, глубины, пожара и многого другого.

Преодоление детских страхов

Определить боящегося ребенка несложно, так как дети, испытывающие постоянный страх, отличаются напряженностью и беспокойством в поведении. Они знают источник угрозы и стараются его избегать. Но, тем не менее, точная диагностика детских страхов – это работа психолога. Специалисты выявляют боязни у детей во время общения с ними, используя различные приемы. Преодоление детских страхов осуществляется несколькими методами. Одним из таких действенных методов диагностики является рисование страхов, когда ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится. Также детские страхи можно проговаривать в виде ролевых игр и на примере героев сказки.

Коррекция страхов у детей начинается с их родителей. Так как зачастую дети лишь отражают тревоги и опасения взрослых, навязывающих им излишнюю мнительность и закрепляющие в них трусливое поведение. Если ребенок боится темноты и страшных снов, помочь ему можно уменьшив уровень тревожности днем. Для этого родителям нужно наладить взаимоотношения в семье, нейтрализовать все конфликты, а также исправить свои ошибки в воспитании. Положительно на детей влияют и занятия спортом, предполагающие плаванье, преодоление препятствий, а также нейтрализацию страхов перед высотой, темнотой и водой. Даже обычные игры в пятнашки или казаки-разбойники помогут ребенку бороться с некоторыми страхами, такими как боязнь нападения и страх перед наказанием.

Кроме того, работа с детскими страхами предполагает снятие у детей непосредственно боязни перед страхом. Ведь бояться это совершенно естественно и нормально. Страх помогает нам избежать опасностей. Поэтому родители обязательно должны постоянно повторять, что бояться не стыдно, свои страхи нужно принять.

И наконец, чтобы вырастить смелого и активного ребенка, родители должны запомнить несколько простых правил:

  1. Не унижайте и не оскорбляйте достоинство ребенка, а также не возносите малыша слишком высоко. Он должен быть равноправным членом семьи по своим правам и обязанностям.
  2. Не пугайте ребенка фантастическими персонажами, Бабой-Ягой, Бармалеем, а также волками и чужим дядей, который непременно должен прийти и забрать кроху в тот момент, когда он начинает плакать. Дети воспринимают все намного серьезнее, чем взрослые.
  3. Если у Вас в семье один ребенок или между Вашими детьми большая разница в возрасте, чаще приглашайте в дом друзей-сверстников, родственников или просто малышей, живущих по соседству. Дети нуждаются в общении с одногодками.
  4. Чаще рисуйте и разрешайте малышу мастерить все, что он захочет. Это поможет ему избавляться от своих переживаний, а кроме того Вы сможете анализировать психологическое состояние ребенка по его поделкам.
  5. Не останавливайте Ваше чадо во время активных игр со сверстниками, а также чаще играйте всей семьей. Просите малыша забраться выше на дерево, или нырнуть глубже в воду. В моменты, когда Вы контролируете ситуацию, это будет безопасно, но очень полезно для самооценки ребенка.
  6. Не забывайте о постоянном телесном контакте с малышом. Чаще гладьте его и целуйте. Это даст ему ощущение безопасности и защищенности.
  7. Стабильная и доброжелательная обстановка в семье поможет свести детские страхи к минимуму.

Детские страхи — нормальное явление. Они преодолимы, и с помощью родителей ребенок справится с ними быстрее, "перерастет" страхи. Важно, чтобы мама и папа в сложной ситуации оставались взрослыми, то есть сами не боялись. О том, в каком возрасте какие страхи типичны, рассказывает Елена Павловна Кречко, семейный и перинатальный психолог.

Детские страхи имеют свою специфику в зависимости от возраста ребенка, а также уровня его психического развития. Иногда они могут наблюдаться при неврозах и других заболеваниях, но если родители будут знать, какие страхи типичны для ребенка соответствующего возраста, преодолевать их вместе будет проще. Ниже часто встречающие страхи разделены по этапам взросления ребенка.

Страхи от рождения до года: хочу быть с мамой

У большинства новорожденных имеются инстинктивные формы защиты при громких звуках или внезапном приближении большого предмета. Младенец при этом проявляет общее беспокойство: напрягается, вскидывает ручки.

В 7 месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии мамы. Это указывает на наличие чувства привязанности. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства — осознанная реакция; это прообраз чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.

В 8 месяцев возникает страх перед незнакомыми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Это указывает на появление психологических категорий "свой" и "чужой, а в более широком смысле — это страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно, если ребенок не испытывает каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур, помещения в больницу, этот страх проходит к середине второго года жизни.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться с ним, если он попал в больницу. Это особенно важно при ослабленном здоровье ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность.

Страхи от года до трех лет: познаю мир

На втором году жизни 50% детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, нахождении на высоте, боли, резком звуке и пребывании в одиночестве.

В два года может появиться страх перед животными, чаще собаками, и перед движущимся транспортом.

На третьем году возникает страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков. Если в этот период отец принимает активное участие в воспитании, то страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше. Важно, чтобы воспитание не превращалось в войну с формирующимся чувством "Я" у ребенка.

Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку говорить о том, что он боится. Малыш должен иметь возможность выражать свои переживания, в том числе и отрицательные. А задача родителей — помогать ему преодолевать реальные и воображаемые опасности.

Страхи от трех лет и до школы: страх темноты и смерти

В возрасте от трех да пяти лет многие дети боятся боли, неожиданных, особенно громких звуков, сказочных персонажей; каждый третий — темноты, транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. Чаще такие страхи встречаются у детей, чьи родители сами излишне беспокойны и в то же время принципиальны в попытках не преодолеть страхи, а избавить ребенка от них.

В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием необратимости происходящих возрастных перемен, а также постижением категорий времени и пространства. Обычно он выражается не прямо, а в типичных для этого возраста страхах нападения стихии, например, возникновения пожара, землетрясения. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка.

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются типичные новые — боязнь получить плохую отметку или опоздать в школу.

Старшие дошкольники очень чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, и это усиливает их страхи.

Приобретенные страхи — угрозы родителей

Одна из распространённых ошибок родителей, порождающая лишнее беспокойство, — привычка говорить ребенку, что если он будет себя плохо вести, придет серый волк, чудовище, "злой дядя" и заберет его. Почти все взрослые помнят, что в советском детстве их иногда пугали милиционером, который придет и заберет с собой. Если такие угрозы исходят от родителей — самых близких людей — малыши на самом деле верят им, и для многих они приобретают большую реалистичность, а благодаря яркой фантазии усиливаются и, нередко, трансформируются в страх.

Родители — это самые близкие и дорогие люди, именно от них ребенок всегда ожидает участия и поддержки, полагается на их защиту в сложных ситуациях. Угроза с чудовищем в первую очередь пугает. Если пугают самые близкие люди, то у малыша возникают двойственные чувства: с одной стороны, он любит родителей и доверяет им, a с другой стороны, в такой ситуации им сложно доверять.

В словах "придет злое чудище и заберет" скрывается ложь. О чем подумает ребенок, когда никакого чудища не увидит? Мысль первая: "Родители меня обманули". Мысль вторая: "Я могу озорничать, а наказания не последует". Мысль третья: "Что случилось с моей мамой? Она всегда такая добрая, а сейчас вдруг меня пугает". Все эти мысли никаким образом не способствуют установлению доверительных и теплых отношений в семье, напротив, могут спровоцировать отдаление ребенка от родителей, появление различных детских страхов . Помните, что любые угрозы носят манипулятивный характер, и использовать их в процессе воспитания ребенка не стоит.

Итак, в определенные периоды жизни ребенка страхи являются нормальной естественной реакцией на многое непонятное, непознанное, неизвестное. Дети доподросткового возраста, как правило, не осознают свой страх. В такие моменты помогут заботливое отношение, сказка "по теме" на ночь, приятная и любимая музыка, а также совместные занятия — рисование, лепка, приготовления еды и другие способы креативного преодоления трудной ситуации.

Главное, не стоит паниковать и излишне тревожиться за психическое здоровье ребенка, просто нужно вместе с ним пережить нелегкий момент его развития. Преодоленный страх — залог будущей веры в свои силы и возможности.

Статья предоставлена центром развития и образования "Элитора"

Обсуждение

Пугать ребенка волком, злым дядей или бабаем - просто бред. По-моему, этим грешит старшее поколение - например, участливые старушки в транспорте. Но моя, например, смотрела на них с недоумением, типа "Мама, а ведь бабуля говорит ерунду".

Комментировать статью "Страхи у детей: от новорожденных до подростков. Как их преодолеть?"

Страх врачей, больницы. Даже не страх. УЖАС. В субботу были у невролога-эпилептолога. Она тоже обратила внимание, что ребенок просто скован страхом. При всей нашей плохой речи разговоров у ребенка больше всего про больницу. То есть съезжаем на эту тему.

Обсуждение

Извините, вчера приходила, чтоб ответить и зачем-то ввязалась в разборки парой тем ниже...
во-первых все, что писали про психиатра - верно.
А техники самопомощи...
В 6 лет страх можно персонифицировать. Есть внутри тебя такой мальчик, который когда-то сильно испугался в больнице, и с тех пор каждый раз так пугается, что ты уже ни дышать ни думать не можешь. С мальчиком надо познакомиться, мальчика надо утешить.
Обсудить, когда, при каких обстоятельствах мальчик возможно испугался, что при этом думал, чего боится больше всего. Обсуждать несколько раз, по результатам рисовать картинки, складывать с спец альбом, альбом просматривать. Одновременно обсуждать, как мальчику можно помочь, что ему можно сказать, как здорово было бы его утешить.

Игра в "понарошку". Понарошка - это защищенное пространство, в котором можно исследовать страх и тебе ничего не случится, если очень страшно, можно выйти из Понарошки, а страх ВСЕГДА остается в ней, он выйти не может (многократно объяснить, повторить), понарошку обозначить как часть пространства, огороженную например диванными подушками. В Понарошке попросить ребенка притвориться, что он боится врача (вы можете подыграть в роли врача). Изобращить как можно натуральнее, описать свое состояние (где ты чуствуешь страх? Можешь его сделать слабее или сильнее?), выити из него (а сейчас ты на море, бегаешь по песку) Опять войти, исследовать и выйти, повторять. Обсудить с ребенком, что можно сделать, чтоб облегчить вход-выход. Осторожно! Внимательно смотрите за ребенком, если начал терять контроль лучше тащить из понарошки раньше чем позже, успокаивающе действует медленное выдыхание, пение (ребенка, пусть заранее выберет песенку - спасательный круг), объятие-фиксация в районе плеч. Хорошая техника: положить одну вашу руку на лоб ребенку большой палец лежит от линии волос. другую руку на затылок, большой палец на выпуклости затылка и слегка сжать голову - действует успокаивающе). Задача - научиться контроллировать страх.

Волшебная подушечка делается из ткани и заполняется сухой лавандой (либо внутри вата с накапанным лавандовым маслом), Подушечка вводится торжественно вечером с каким-нибудь таинственным ритуалом (не на перекрестке передкладбищем, но что-то вроде), хорошо к ритуалу зажечь лавандовую свечку или накапать куда-нибудь лавандовое масло, чтоб пахло и призвана спасать от страха в решающий момент. Когда совсем плохо, подушечку надо прижать к носу и рту вдохнуть и как можно медленнее выдохнуть "выдувая" таким образом страх. можно делать несколько раз подряд.

Ну и тренинг - ходить с ребенком в поликлинику на экскурсии - бродить по коридорам, смотреть, кто чего делает, искать глупые детали (смотри, краска облезла и выглядит как чертик). Повторять много много раз.

Как помочь ребенку побороть страхи. у нас был страх монстров и приведений (спит один в комнате), прошел после покупки в Икее большого Как помочь ребенку преодолеть страх собак? Кинофобия – страх собак, который может возникнуть у человека после испуга собакой...

Страхи у ребенка 1,9. Детские страхи. Страхи у детей: от новорожденных до подростков. Как их преодолеть? Страхи у ребенка 1, 9. Детские страхи. Детская психология. Моя не в 1. 9 а еще раньше боялась большой ванны и сливного отверстия.Купались в тазике на полу.

Обсуждение

Она вероятно теперь воды боится. Очень осторожно с мытьем. Будете применять силу-процесс ей и по ночам будет сниться.Со всеми вытекающими неприятностями для Вас.К неврологу бы на консультацию сходить. Моя не в 1.9 а еще раньше боялась большой ванны и сливного отверстия.Купались в тазике на полу. В 1-1.5г.боялась метро-орала сиреной,как только заходили в поезд.А чуть позже боялась машины.И мы везде ездили на метро.)Старшая чего только не боялась и до сих пор боится...:) .Могу сказать по себе,помня,как меня силком волочили к прыгающей и зверски гудящей стиралке,ласково объясняя,что ничего страшного нет,или запихивали,несмотря на истошные вопли в переполненный трамвай,это- неизбежный и еще бОльший страх от ощущения чужой воли над собой.

У нас все теже проблемы. Мыть голову не любит категорически. У нас длинные волосы и не мыть месяц нам нельзя никак. Был период, года в полтора, она вообще перестала любить купаться. В воду не садилась - только стоя. Незаметно этот период прошел. Сейчас купается, играется, но возмущается, если пытаюсь мыть голову. Я стараюсь мыть аккуратно, чтоб в глаза вода не попадала. Может и правда воспользоваться советами и купить козырек. Попробуем.
Про сон. Тоже просыпается ночью и плачет. Вернее сначала начинает крутиться, стонать. Бывает, я подхожу, даю соску, поглажу по голове и она успокаивается. Но чаще приходится перекладывать к себе в кровать. Рядом она сразу успокаивается. Засыпает тоже в нашей кровати. В свою ложится не хочет, плачет. Я такой беспокойный сон списываю на зубы, у нас еще не все проклюнулись. И жду. Надеюсь, после 2-х станет спать спокойнее.

Раздел: Детские страхи. Как помочь ребенку побороть страхи. Спасибо всем кто откликнулся на мой топик ниже.Сегодня ребенок все-таки разговорился,вернее,его удалось разговорить - спасибо за идею со сказками.Результат- ему всюду(!) мерещатся злые чудовища,мумии...

Обсуждение

у нас был страх монстров и приведений (спит один в комнате), прошел после покупки в Икее большого зеленого дракона в длину кровати, спит с ним, рассказали, что дракон его охраняет от всех монстров.

Я-маленькая с чудовищами справлялась так: если в темноте сощурить глаза, появляются такие разноцветные шарики - они меня защищали. А еще я чудовищами договаривалась, и верила - если решиться им улыбнуться - они не тронут. Я бы спрашивала у ребенка - а что может помочь их испугать или с ними договориться, сказала бы - твои чудовища, тебе виднее. С моими было так. Еще сказала бы, что это бывает у многих в его возрасте, пройдет, это он растет так. Чтоб он своего старха не пугался.

Ребенок боится пожара. Детские страхи. Детская психология. Как их преодолеть? Чего боится ребенок в каждом возрасте? Страх темноты, собак и смерти. Версия для печати. этого возраста страхах нападения стихии, например, возникновения пожара, землетрясения.

Обсуждение

У нас тоже самое было именно в этом возрасте, и также отправная точка мне не была известна. Даже к невропатологу обращались.Она посоветовала не иронизировать(а у меня есть такая склонность), принимать всерьез, много говорить об этом, рисовать, ну чтоб он наконец выговорился. Прошло. Потом мы стали бояться косточек в пище так, что не ели рыбу, мясо, фрукты.Сейчас, можно сказать, и это заканчивается, в школе рыбу ест. Но придет что-нибудь другое на смену. Как сказала врач, есть дети с нормальными страхами - темноты и пр., а есть с характерологическими...

01.10.2003 11:57:55, Светланы Котовой

Что явилось пусковым моментом этого страха?

Что-то после рождения ребенка у меня какая-то паранойя - жутко боюсь летать на самолете. Раньше ничего такого не наблюдалось, я даже об этом не задумывалась. Сейчас думая о том, что надо бы ребенка к морю свозить, прям испариной покрываюсь. Интересно - это лечится?

Обсуждение

Я просто в припадке от перспективы куда-то лететь! Отказалась от такого количества интерестных поездок - только бы не летать в этих самолетах! Раньше тоже не любила, но приходилось - и летала, даже много. А тут - уже скоро как пять лет не заманишь меня в самолет. А через месяц - надо - уже все документы оформлены. Не знаю что и делать - просто в параличе и погибну от страха раньше. Может уже сейчас начать напиваться, чтобы меня погрузили уже в глубокой несознанке. Серьезно - со стороны смешно - но боюсь ужасно!!! Что делать - не знаю. Говорят - мысли материальны и не надо думать о плохом. Притом - полечу аэрофлотом, кажется... Даже думать не хочу про это.

03.04.2003 17:39:46, больная-психическая

У мен ятаккя же паранойя:)мне с детьми приходится часто летать. Первые полчаса в самолете обычно очень напрягаюсь,потом стараюсь забыть что это самолет и представить,что просто машина.Помогает:)но посадка для меня - праздник все равно.

Как их преодолеть? Детские страхи имеют свою специфику в зависимости от возраста ребенка, а также уровня его психического развития. Первый год жизни - Страх новой окружающей среды - Страх отдаления от матери - Боязнь посторонних людей От 1 до 3 лет...

Обсуждение

Не волнуйтесь, видимо, возрастное. :) У нас, как 2 года стукнуло, вдруг резко тоже начались страхи. И здесь, в конфе, кто-то опрос летом проводил, помоему, в конфе от года до трёх. Многие сказали, что именно в два года детки стали пугаться темноты и ещё чего-нибудь...

У многих моих знакомых тоже такая же петрушка. Я для себя объяснила тем, что в два года у деток резкий скачок в развитии, особенно связанный с бурным развитием речи, то есть, вдруг ребёнок начинает думать не тольок конкретно - что вижу, о том пою, но и более абстрактно, и не может на первых порах удержать свою фантазию.

Мне кажется, очень важно показать, что Вы понимаете ребёнка, но всем своим видом показать, что Вы с ней, что вы вместе преодолеете то, чего она боится. У нас был такой страх - акула в ванной. Прямо выскакивала вдруг резко из ванной (дочка) с воплями "акула!" . Хотя никаких страшилок не видела, никогда ничем не пугали, воду любит, вобщем, я вообще не могла понять, откуда "ноги" этого страха. Грешила на "Кота Леопольда", даже тот мультик, где была акула, перестала ей показывать. А акулу "прогоняли" вместе - либо кошку звали и ей "скармливали", либо сама я прогоняла её. Акула живёт в нашей ванной до сих пор, особенно когда Ане нужен повод закончить купание;), но её она уже не боится. И акул в и в мультике и в док. фильмах смотрит спокойно. Другие страхи - темнота - не то, чтобы страх, уже может в тёмной комнате спать, но к ночнику в комнате привыкла. Гром, грозу часто вспоминает, то говорит, что боится, то - наоборот. Вобщем, хочу Вам сказать, что страх - это естественно, и если не придавать усиленного значения, то они сведутся к минимуму, необходимому для жизни.

Осенью в Австрии летали на маленьком трёхместном самолётике. Аня очень хотела. Сели, взлетели, :)) Аня повернулась ко мне и так важно сказала "Страаашно." И дальше спокойно сидела. Ей очень понравилось, до сих пор вспоминает, как летала с папой, мамой и пилотом. Самолёты обожает. :))

У меня в детстве было подобное после чтения сказа Бажова "Синюшкин колодец", продолжалось несколько лет, но я молчала.
Помогло, когда я написала свой вариант этой сказки - юмористический:)...
Вообще, это, пожалуй, один из самых мощных способов самопомощи, к которому некоторые дети приходят самостоятельно.
Обязательно нужно рассказать ему несколько вариантов этой страшилки...
Подробно узнайте все перипетии этой истории. В конце концов, пишите сюда - и я, и, думаю, некоторые родители постараемся напридумывать разных вариантов:)

Cтрах перед смертью. Детские страхи. Детская психология. Все бы ни чего если бы этот вопрос не возникал каждый день, да еще и на ночь. Как можно помочь преодолеть этот страх?

Обсуждение

Про косточки и гробики и в 30 лет страшно. Особенно перед сном. А если серьезно, посмотрите childstories.newmail.ru/veter.htm.Там много интересного (пару дней назад кто-то посоветовал в нашей же конференции).Про страхи там тоже есть. Еще могу сказать, что ребенку, который боится, вообще боится и тем более смерти, категорически не советую читать мифы. От мифов и у взрослого волосы дыбом встанут. К сожалению, читала их своему впечатлительному ребенку. В нашей копилочке страхов после этого прибыло...А вот Детскую библию (издательства Дорлинг киндерсли) мы прочли с большим интересом. Хотя не думаю, что это подойдет 5-летнему ребенку (рановато, хотя нам тоже будет 5, но все дети разные). Покажите малышке "Король Лев". Отталкиваясь от этого мультика, я отвечала на вопрос своего мальчика "Мам, а когда ты умрешь, что мне тогда делать?", что как и папа Лев буду наблюдать за ним и давать советы со звездочки, с облачка. Кстати об идее с облачком. Это тоже может быть вариантом. Моему мальчику очень нравится сказка про то, как он сидел до своего рождения на облачке (там теплое солнышко, много света, тепла, а когда дождик тоже очень весело: можно поиграть с капельками; ночью можно дружить со звездочками, знакомиться с ними и т.д и т.п.)и выбирал себе родителей. Потом он увидел очень красивую девушку и очень сильного юношу. Они очень любили друг друга и очень хотели сыночка. Они так ему понравились, что он решил родиться именно у них. История может быть продолжена по аналогии. Чтобы ребенок понял, что смерть - это не конец. Мы умираем, но мы все равно еще встритимся и будем вместе. Может кто-нибудь скажет, что я обманываю своего ребенка. А мне кажется, что мы просто рассказываем друг другу сказки.

Очень рекомендую читать ей сказки/ мифы, в которых силен мотив перерождения, трансформации, возрождения, реинкарнации: мифы Древнего Египта, индийские сказки, библейские сказания о Христе.
Честно говоря, мысль о косточках в гробике:) не самая лучшая для личностного развития ребенка.
Далеко не у всех народов существует такая традиция захоронения.
Намного приятнее представлять себя возродившимся в образе морских брызг ("Русалочка" Андерсена), веточки на дереве (буддизм), другого человека и т.п.



Рассказать друзьям